Развитие судебной системы в ссср новые принципы организации и деятельности судебных органов

Обновлено: 17.04.2024

Зарождение и первоначальный этап развития советского суда

В исторической и юридической литературе, посвященной изучению истории развития российского государства и права, отмечается, что установление в нашей стране Советской власти привело к коренному переустройству всей существовавшей ранее системы правового регулирования, и, в том числе, оказало непосредственное влияние на организацию и деятельность юрисдикционных органов.

Основным юридическим источником, регламентировавшим деятельность судебных органов в первые годы установления советской власти, выступали Декреты о суде По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционные принципы осуществления правосудия подробнее :

Декреты о суде – нормативные правовые акты органов советской власти, применявшиеся на первых этапах ее формирования и становления (1917-1918 гг.), регулятивное воздействие которых было направлено на упорядочение деятельности судебных органов в первые годы после Октябрьской революции.

Декрет о суде № 1был принят самим Совнаркомом 22 ноября ( 05 декабря) 1917 г. Основными положениями рассматриваемого акта выступали:

  1. Упразднение всех судебных учреждений, существовавших в России к тому моменту;
  2. Приостанавливалось течение всех процессуальных сроков, вплоть до издания особого декрета о регулировании порядка процессуального движения всех неоконченных к моменту принятия Декрета дел По данной теме мы уже выполнили реферат Приказное производство подробнее ;
  3. Приостанавливалась деятельность мировых судов, до их замены вновь образуемыми местными судами, формирование которых предполагалось на основании прямых демократических выборов. К подведомственности таких местных судов, в частности, были отнесены все гражданские дела при цене иска до трех тысяч рублей, а также все уголовные дела, наказание за совершение которых не превышало двух лет лишения свободы
  4. Упразднялись институты судебного следствия, прокурорского надзора и адвокатуры, уже доказавшие свою эффективность в Российской Империи. Вместо них объявлялось, что функции предварительного следствия возлагаются на местных судей, а обвинителя и защитника, в свою очередь, могли исполнять «все не опороченные граждане обоего пола, которым принадлежали гражданские права»;

Готовые работы на аналогичную тему

Однако даже непродолжительная реализация приведенного нормативного акта доказала неэффективность его положений, в связи с чем, уже в Декрете о суде № 2 от 20 февраля 1918 г., обязанность осуществления предварительного следствия по уголовным делам («превышающим подсудность местного суда») возлагалась на специальные следственные комиссии из трех человек.

Кроме того, при Советах По данной теме мы уже выполнили решение задач Совещание подробнее были учреждены коллегии правозаступников, на которых, в том числе, возлагались функции общественной защиты обвиняемых в совершении уголовных преступлений.

Верховный Суд СССР

Систему советских судов, на протяжении практически всего этапа существования СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее , возглавлял специальный орган – Верховный Суд По данной теме мы уже выполнили реферат Верховный суд РФ подробнее .

Верховный Суд СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Судебная власть РФ. подробнее – высший орган союзной судебной системы, осуществлявший свою деятельность с 23 ноября 1923 года по 02 января 1992. Был упразднен вместе с иными высшими органами государственной власти Советского союза.

Предпосылки образования Верховного Суда были связаны с самим фактом создания Союза ССР, поскольку в тот момент, в 1922 году отчетливо обозначилась потребность в создании единого для всех союзных государств судебного органа, осуществляющего высшие контрольно-надзорные функции, функции координации деятельности судебных органов отдельных республик, функции толкования, и т.д.

Таким органом, в результате принятия Положения Президиума ЦИК СССР от 23 ноября 1923 стал Верховный Суд, деятельность которых, в том числе, регламентировалась положениями Конституции По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Функции Конституции подробнее СССР, принятой в 1924 г.

Подробнее останавливаясь на компетенции Верховного Суда следует обратить внимание на то, что Конституцией СССР в качестве таковой признавалось:

  • Формирование ВС СССР руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  • Рассмотрение и опротестование судебных актов верховных судов союзных республик, при выявлении в них фактов противоречия общесоюзному законодательству, а равно в связи с посягательством на интересы других советских республик;
  • Дача заключений о соответствии Конституции (т.е. о законности) тех или иных постановлений союзных республик;
  • Рассмотрение и разрешение судебных споров, сторонами которых выступали союзные республики;
  • Рассмотрение и разрешение уголовных дел по обвинению высших должностных лиц СССР в совершении должностных преступлений.

Народные суды в СССР

В определенной степени уникальным советским юрисдикционным органом выступали «Народные суды» По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственная власть, ее свойства и формы осуществления подробнее , которые на протяжении исторического развития Союза ССР неоднократно меняли наименование, одновременно уточняя особенности их организации и деятельности. Всего можно выделить пять этапов в истории развития народных судов:

Суд присяжных не был введен на значительной части территории России - в Прибалтике, Варшавском округе, на Северном Кавказе и в Закавказье, Среднеазиатском регионе, Восточной и Западной Сибири и некоторых других местностях. В 1889 г. из юрисдикции суда присяжных было изъято более четверти из всех ранее подсудных ему дел.

Законом 1885 г. практически была ликвидирована несменяемость судей. Если Судебные уставы 1864 г. допускали отстранение от должности членов окружного суда и судебных палат только по приговору суда, то Закон 1885 г. предоставлял право увольнять судей по решению вновь образованного дисциплинарного присутствия Сената, которое принимало соответствующие решения по представлению министра юстиции. По новым правилам судья мог быть уволен или переведен в другой округ за «служебные упущения», за «пренебрежение» обязанностями или вследствие сомнения вышестоящего начальства в способности его «спокойно и беспристрастно» вести суд.

И тем не менее созданная в 1864 г. судебная система России просуществовала до событий 1917 г. без каких-либо принципиальных изменений. А.Ф. Кони писал в 1916 г.: «Судебные уставы за этот период приобрели много надстроек и пристроек, испытали значительные перестройки, но коренные их устои - гласность, устность, состязательность, непосредственность восприятия и руководство внутренним убеждением - сохранились так же, как и участие представителей общественной совести в деле суда».

В начале XX века Россия была государством с высокоразвитой экономикой, занимавшей одно из первых мест в Европе и мире (единственное государство со свободным золотовалютным обращением, то есть устойчивой денежной системой), с либеральной, многопартийной политической системой, парламентом (Государственной Думой), демократической системой правосудия, включающей суды присяжных, мировую юстицию, предварительное следствие, осуществляемое судебными следователями. Огромное значение для последующего развития России как правового государства имел Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ, имеющий конституционное значение, предусматривал «незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов». Манифест предусматривал также, что никакой закон «не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы». Убедительным свидетельством демократического характера российской политической системы является и тот факт, что в Государственной Думе была большевистская фракция, представляющая откровенно экстремистскую левую партию - Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевиков), - РСДРП(б), имевшую в своем составе так называемую «БО» - Боевую организацию, занимавшуюся террористической деятельностью.

После большевистского антиправительственного путча в октябре 1917 г. (В.И. Ленин в то время называл это событие «октябрьским переворотом», что несомненно ближе к истине, чем введенное позднее явно лживое и претенциозное наименование «Великая Октябрьская социалистическая революция») наступил период насильственного разрушения «до основанья» многовековой российской государственности, в т.ч. и системы правоохранительных органов.

После выборов Учредительного собрания 12 ноября 1917 г., призванного определить пути будущего развития страны, началась подготовка к работе этого всенародно избранного органа (большевики эти выборы проиграли), но новая «советская» власть запретила все издания, все газеты, кроме своих, и начала реализацию своих замыслов, направленных на установление «диктатуры пролетариата», а фактически своей собственной диктатуры. Все это закончилось разгоном Учредительного собрания 5 января 1918 г., после чего разрушение российской государственности практически подошло к финалу.

Одной из главных целей советской власти был провозглашенный В.И. Лениным в период подготовки Октябрьской революции «слом государственной машины», включающий, естественно, уничтожение существующей системы правосудия. Советская власть, писал В.И. Ленин, сразу отдала суд на слом, поскольку «безусловной обязанностью пролетарской революции было «совершенно уничтожить, смести до основания весь старый суд». Декрет о суде N 1 упразднил существующую судебную систему, созданную великими российскими реформаторами второй половины XIX века. Однако разрушить оказалось куда проще, чем создать что-то новое: период создания новой системы судебных органов затянулся на несколько лет.

Тем не менее идеи, заложенные в Судебных уставах 1864 г., оказались настолько сильны, что в значительной мере сказались на ряде положений даже первого декрета о суде. К примеру, в его ст. 3 не только правосудие, но и предварительное следствие, как и в Судебных уставах 1864 г., продолжало рассматриваться как деятельность судебная и потому возлагалось на местных судей. Последним при вынесении решений, хотя и с существенными оговорками, разрешалось руководствоваться «законами свергнутых правительств» (ст. 5), а тем самым, стало быть, и названными выше Судебными уставами. Еще более определенно об этом было сказано во втором декрете «О суде», опубликованном 7 марта 1918 г. Судопроизводство как по гражданским, так и по уголовным делам предписывалось осуществлять «по правилам Судебных уставов 1864 г.». Правда, при этом делались существенные оговорки: правила прежних законов должны были применяться лишь постольку, поскольку они не были отменены декретами ЦИК и СНК и не противоречили «правосознанию трудящихся классов».

Декретом о суде N 1 единоличный мировой судья был заменен коллегиальным местным судом, избираемым местным Советом. Была определена его подсудность, эти суды «решают все гражданские дела ценою до 3000 рублей и уголовные дела, если обвиняемому угрожает наказание не свыше двух лет лишения свободы. Кассационной инстанцией является уездный, а в столицах - столичный съезд местных судей».

Параллельно с формированием обычных судов шел процесс организации судов чрезвычайных - революционных трибуналов и военно-революционных трибуналов. По Положению о революционных трибуналах от 12 апреля 1918 г. на революционные трибуналы, действовавшие в составе председателя и шести народных заседателей, возлагалось «рассмотрение дел о контрреволюционных и всяких иных деяниях, идущих против завоеваний Октябрьской революции и направленных к ослаблению силы и авторитета советской власти». Этим органам предоставлялось «ничем не ограниченное право в определении меры репрессии». Председатели этих трибуналов, не обладая элементарной юридической грамотностью и получив такие полномочия, творили беспредел, именовавшийся революционным правосознанием.

Характерной чертой, выявляющей существо новой власти, стало создание Постановлением ВЦИК РСФСР от 5 сентября 1918 года по инициативе В.И. Ленина концлагерей, в которые без суда направлялись «представители враждебных классов». Это был прообраз будущего ГУЛАГа.

К 1922 г. в судебной системе сформировались три ветви - общегражданские суды (народные и губернские), революционные трибуналы и военно-революционные трибуналы. Губернский суд действовал в качестве суда первой и кассационной инстанции. Верховный Суд РСФСР осуществлял судебный контроль над всеми судами. Он был судом первой инстанции по делам особой государственной важности, кассационной инстанцией по отношению к губернским судам, а также мог в порядке надзора пересматривать дела, рассмотренные любым нижестоящим судом.

Одновременно усиливалась зависимость судов от органов исполнительной власти. Так, по Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. право высшего контроля над решениями судов было предоставлено Народному комиссариату юстиции. Согласно Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. на Наркомат юстиции РСФСР возлагались общий надзор за деятельностью судов и дача им руководящих разъяснений, а также пересмотр вступивших в законную силу судебных решений.

Принятое 11 ноября 1922 г. Положение о судоустройстве РСФСР упразднило революционные трибуналы и установило единую систему общегражданских судов, включавшую суды трех звеньев - народные суды, губернские суды и Верховный Суд РСФСР.

В 1922 г. был создан Союз Советских Социалистических Республик (СССР). Началась эпоха создания «нового социалистического права, права высшего типа». Однако все эти псевдоправовые феномены не имели ничего общего с подлинными правовыми идеями и принципами, достижениями правовой мысли того времени. Наша страна оказалась надолго, на многие десятилетия исключенной из процесса развития правовой науки в Европе и мире.

В связи с образованием СССР было принято 24 октября 1924 г. Положение о Верховном Суде СССР. Его судьи назначались Президиумом ЦИК СССР. Верховный Суд действовал в составе пленарного заседания, гражданско-судебной, уголовно-судебной, военной и военно-транспортной коллегий. Верховный Суд давал руководящие указания верховным судам республик по вопросам общесоюзного законодательства; рассматривал и опротестовывал перед ЦИК по представлению прокурора Верховного Суда постановления, решения и приговоры верховных судов союзных республик в случаях противоречия их общесоюзному законодательству или интересам других союзных республик; давал заключения по предложению ЦИК СССР о законности постановлений ЦИК, СНК союзных республик и СНК СССР с точки зрения соответствия Конституции Союза; разрешал судебные споры между союзными республиками; рассматривал уголовные дела по обвинению высших должностных лиц СССР в должностных преступлениях. В 1926 г. Президиум ЦИК СССР отнес к компетенции Верховного Суда также толкование общесоюзного законодательства. Позднее, в 1929 г. появляется новое Положение о Верховном Суде, которое предоставило ему право законодательной инициативы, расширило компетенцию в области общего надзора, возложило на него обязанность разъяснять общесоюзные законы по предложению ЦИК СССР и по запросам СНК СССР.

В период с 1925 г. до начала 30-х годов происходил постепенный откат от тех демократических веяний, которые дали о себе знать в период с 1922 по 1924 г. Этому в значительной мере способствовал начавшийся к тому времени процесс образования централизованной командно-административной системы.

В 1927 г. ЦИК СССР было принято Положение о преступлениях государственных, вошедшее в качестве главы первой Особенной части УК РСФСР «Контрреволюционные преступления». Контрреволюционным признавалось «всякое действие, направленное к свержению, подрыву или ослаблению власти рабоче-крестьянских советов. рабоче-крестьянских правительств. или к подрыву или ослаблению внешней безопасности Союза ССР и основных хозяйственных, политических и национальных завоеваний пролетарской революции», а также «такие же действия, когда они направлены на всякое другое государство трудящихся, хотя бы и не входящее в Союз ССР». Сюда входили преступления от измены Родине, побега за границу, отказа вернуться в пределы СССР (эти лица объявлялись вне закона как изменники Родине, что означало расстрел через 24 часа после удостоверения личности и конфискацию всего имущества), контрреволюционного вредительства, диверсии, саботажа до недонесения о контрреволюционном преступлении и контрреволюционной пропаганды или агитации. В некоторых случаях за эти действия привлекались и члены семьи «изменника», совместно с ним проживавшие или находившиеся на его иждивении.

УПК РСФСР 1923 г., полностью отказавшийся от правовых основ Устава уголовного судопроизводства 1864 года, с начала 30-х годов превратился в документ, представляющий инструкцию по реализации карательной политики государства. Роль суда была низведена до уровня оформителя приговора по материалам предварительного следствия, которые, в свою очередь, были не более чем материалами, оформляющими оперативно-розыскную деятельность, ставшую ядром, основой всего процесса борьбы с преступностью.

Шел все нараставший нажим с целью вмонтирования судов в структуру органов исполнительной власти. Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР «О порядке руководства судебными органами» от 30 октября 1928 г. председатель Верховного Суда РСФСР был объявлен заместителем народного комиссара юстиции. Несколько раньше состоялось решение о включении Верховного Суда РСФСР в состав Наркомюста РСФСР. Хотя эти решения и были вскоре отменены, в них четко проявились тенденции государственной политики этого периода отечественной истории. Вновь стала нарастать тенденция воссоздания чрезвычайных органов уголовной репрессии. В марте 1924 г. при ОГПУ было создано Особое совещание, которое уполномочивалось рассматривать дела в отношении лиц, занимавшихся контрреволюционной деятельностью, шпионажем, контрабандой, спекуляцией валютой и золотом. С 1929 г. начали работать «тройки» - внесудебные органы, наделенные полномочием рассматривать так называемые крупные хозяйственные дела и дела политического характера. Позже эти органы перешли в подчинение НКВД СССР и в 30-х годах трансформировались в орудие политических репрессий и произвола, в значительной мере вытеснившее суды. Тогда же - в 1929 году - был создан ГУЛАГ - Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений Народного комиссариата внутренних дел СССР, которое стало главным механизмом реализации репрессий.

Конституция СССР декларировала демократические принципы правосудия: выборность судей и народных заседателей, участие народных заседателей при рассмотрении дел во всех судах, ведение судопроизводства на национальном языке, открытое разбирательство дел, обеспечение обвиняемому права на защиту, независимость судей и подчинение их только закону. Однако положения Конституции были лишь ширмой, за которой процветали беззаконие и произвол.

В 1934 и 1938 годах УПК РСФСР был дополнен главами тридцать третьей и тридцать четвертой о делах по так называемым контрреволюционным преступлениям (по делам о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти, о контрреволюционном вредительстве и диверсиях). Следствие по этим делам должно было быть закончено в срок не более десяти дней, обвинительное заключение вручалось обвиняемому за сутки до рассмотрения дела в суде, дела рассматривались без участия сторон, кассационное обжалование приговора, как и ходатайство о помиловании, не допускалось и приговоры к высшей мере наказания приводились в исполнение немедленно по вынесении приговора.

Период от начала 30-х годов до 1953 г. останется в истории советских судов как один из самых мрачных. В осуществлении массовых репрессий и беззакония активное участие принимали не только органы НКВД, МГБ, Особое совещание, тройки, но и суды. Их незаконные приговоры по сфальсифицированным делам в отношении так называемых врагов народа выявляются вплоть до настоящего времени.

Характерным для этого периода было продолжение начавшейся в 20-х годах централизации. В 1933 г. была учреждена прокуратура СССР, в 1934 г. - НКВД СССР, а в 1936 - Наркомюст СССР, которые подчинили себе соответствующие системы союзных республик. Принятая в декабре 1936 г. Конституция СССР лишила союзные республики права издавать свое законодательство, в том числе по вопросам судоустройства. Развивавший ее положения Закон о судоустройстве от 16 августа 1938 г. подчинил центру все республиканские суды. Верховный Суд СССР наделялся правом проверять законность и обоснованность приговоров и решений всех судов страны без каких бы то ни было ограничений, вмешиваться в их деятельность напрямую, не считаясь с высшими судебными инстанциями союзных республик.

Закон о судоустройстве СССР 1938 г. установил единую судебную систему, состоящую из судов СССР и судов союзных республик. К первой группе судебных учреждений были отнесены Верховный Суд Союза ССР и специальные суды - военные трибуналы, линейные суды на железнодорожном транспорте и линейные суды на водном транспорте. Вторая группа включала верховные суды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик и автономных областей, окружные и народные суды.

Окончание периода правления И.В. Сталина в 1953 г. и начало периода некоторой либерализации социально-политической и экономической жизни в нашей стране (известного как «хрущевская оттепель») ознаменовано прежде всего упразднением внесудебных органов политических репрессий и наделением Верховного Суда СССР правом пересматривать по протестам Генерального прокурора СССР их постановления, вынесенные в 30 - 40-х годах и начале 50-х годов. Стала очевидной необходимость создания должных гарантий против повторения тех явлений, которые получили распространение с начала тридцатых годов.

Реабилитация жертв произвола и беззакония стала одним из направлений деятельности судебных органов. Тем не менее она проводилась далеко не всегда последовательно и в полном объеме. Полная ликвидация последствий репрессий 30 - 40-х годов и начала 50-х годов тогда не была осуществлена в силу политических причин. Работа эта была продолжена многие годы спустя и активно ведется в наше время.

Крупным событием явилась судебная реформа, начавшаяся после принятия в 1957 г. закона, изменившего Конституцию СССР и восстановившего права союзных республик, в том числе их право издавать законодательство о судоустройстве.

В 1958 г. были приняты Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, а также Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик и Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, послужившие базой для последующего принятия законов о судоустройстве, уголовно-процессуальных и гражданских процессуальных кодексов союзных республик.

Эти акты и стали тем фундаментом, на который опиралось существенное демократическое обновление судебной системы. Выразилось оно, в частности, в провозглашении и последовательном проведении в жизнь принципа отправления правосудия только судом, расширении права обвиняемого на защиту и повышении роли адвокатуры в охране прав и свобод граждан.

Заметный след в истории российской судебной системы оставил день 27 октября 1960 г. В тот день одновременно получили одобрение Верховного Совета РСФСР три имевших принципиальное значение для российской судебной системы акта: Закон о судоустройстве, УК и УПК. Им суждено было «работать» долгие годы.

Принятие в 1977 г. новой Конституции СССР, а в 1978 г. новой Конституции РСФСР повлекло за собой пересмотр многих законодательных актов. В их числе оказались и законы, регулировавшие организацию и деятельность судов. В 1981 году был принят Закон о судоустройстве РСФСР.

Тем не менее кризис политической и экономической систем СССР лишь углублялся и его не могли предотвратить фрагментарные, порой весьма непоследовательные реформы. Постепенное накопление отрицательного потенциала во всех сферах государственной и общественной жизни, неизбежное проявление деструктивных тенденций - процессы, которые, естественно, не могли быть остановлены политическими или законодательными средствами в условиях обреченной с самого своего возникновения системы - советского государства, что и привело к его полному краху.

Единственным выходом из сложившегося в стране положения стало создание демократического правового государства, прологом которого является судебная реформа.

В 1960-х — первой половине 1980-х годов судебная система, сложившаяся в СССР в конце 1950-х годов, не претерпела каких-либо радикальных изменений. Незначительные перемены касались прежде всего сокращения некоторых функций Верховного Суда СССР в связи с образованием в 1970 г. союзно-республиканского Министерства юстиции СССР, на которое и были возложены функции по материальному обеспечению судебных органов страны и решению других организационных вопросов. Такие же функции должны были выполнять и вновь созданные министерства юстиции союзных и автономных республик на подведомственной им территории.

Принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР не внесла существенных изменений в судебную систему страны. В соответствии со статьей 151 Конституции СССР в Советском Союзе «действовали Верховный Суд СССР, Верховные Суды союзных республик, Верховные Суды автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды автономных областей, суды автономных округов, районные (городские) народные суды, а также военные трибуналы в Вооруженных Силах».

В главе 20 Конституции СССР были закреплены основные принципы, уже нашедшие отражение в действовавшем тогда законодательстве. Это касалось прежде всего применения принципа коллегиальности при рассмотрении гражданских и уголовных дел во всех судебных органах, независимости народных заседателей, а также возможности участия представителей общественности в судебном разбирательстве. В статье 160 Конституции СССР была впервые включена норма уголовно-процессуального законодательства, в соответствии с которой «никто не может быть признан виновным в совершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом».

В связи с незначительным числом новых положений по вопросам правосудия, включенных в Конституцию СССР 1977 г., Верховный Совет СССР принял решение, что вместо подготовки нового закона о судоустройстве достаточно было внести изменения в «Основы законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» от 25 декабря 1958 г. Таким образом была подготовлена и принята новая редакция данного закона на уровне СССР и союзных республик.

Наряду с внесением соответствующих положений Конституции СССР 1977 г. в новую редакцию «Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик» были включены функции Министерства юстиции СССР, министерств юстиции союзных и автономных республик по вопросам организационного руководства судебными органами. Так, Министерство юстиции СССР имело право вносить предложения по вопросам организации судов, обеспечивать проведение выборов судей и народных заседателей, осуществлять кадровую политику и проверку организационных вопросов деятельности судов, изучение и обобщение судебной практики, работу по ведению судебной статистики. К компетенции министерств юстиции союзных республик относилось организационное руководство Верховными Судами автономных республик, краевыми, областными и городскими судами, судами автономных областей и автономных округов, районными городскими народными судами.

Тем не менее изменения, имевшие место в 1970-х — начале 1980-х годов в системе правосудия, организации и деятельности судебных органов не могли создать условия для эффективной деятельности судебных учреждений. Оставалась еще нерешенной проблема обеспечения гарантий независимости судей от вмешательства в их деятельность партийных и государственных органов, а также должностных лиц. Имелись существенные недостатки и в действовавшем тогда порядке избрания судей. Они были связаны с вмешательством партийных и советских органов в процесс подбора кандидатов на должности судей и проведения выборов народных судей.

Следует особо отметить, что впервые в истории советского правосудия в статье 58 Конституции СССР 1977 г. было закреплено право граждан на обжалование в суд действий должностных лиц, совершенных с нарушением закона либо превышением полномочий и ущемляющих их права. Кроме того, в данной статье указывалось, что «граждане СССР имеют право на возмещение ущерба, причиненного незаконными действиями государственных и общественных организаций, а также должностных лиц при исполнении ими служебных обязанностей».

Необходимо было внести значительные изменения в деятельность органов правосудия в связи с реализацией данного конституционного права граждан. Оно предоставляло гражданам возможность вести борьбу с бюрократами и произволом должностных лиц. Гражданин имел право вынести решение конфликта на рассмотрение судебного органа, не заинтересованного в исходе данного дела. Для реализации этого права требовалось принятие специального закона, устанавливавшего порядок рассмотрения судами подобных жалоб. Однако это право не было реализовано, так как не был принят соответствующий закон, в котором должен был установлен порядок рассмотрения в судебных органах такого рода жалоб.

Самым значительным изменением в судебной системе стало восстановление указом ПВС СССР от 31 августа 1970 г. Министерства юстиции СССР. Его основными задачами были контроль и организационное руководство судами, адвокатурой, нотариатом, органами ЗАГС; подготовка предложений по кодификации законодательства, а также подбор кадров для судебных, следственных органов и учреждений юстиции.

Высшим судебным органом СССР являлся Верховный Суд СССР. Его деятельность регулировалась Конституцией 1977 г. и законом «О Верховном Суде СССР», принятом 30 ноября 1979 г. Верховный Суд провозглашался судом первой инстанции и рассматривал дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Он избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Верховный Суд СССР включал Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, а также председателей верховных судов союзных республик. ВС состоял из Пленума и трех коллегий — по гражданским, уголовным делам и военной коллегии.

Низшей инстанцией советской судебной системы были народные суды, рассматривавшие большинство гражданских и уголовных дел.

На них возлагалась и воспитательно-разъяснительная работа среди населения. Сохранялась сеть военных трибуналов, призванных разбирать все дела о преступлениях военнослужащих и предотвращать посягательства на безопасность страны.

Еще одной новацией в сфере судоустройства стала правовая норма, закрепленная в статье 58 Конституции СССР 1977 г. Она позволяла гражданам вносить на рассмотрение суда жалобы на противозаконные действия должностных лиц. Однако механизм реализации данного права так и не был разработан.

Закон «О прокуратуре СССР» от 30 ноября 1979 г. расширил полномочия органов прокуратуры. Помимо надзора за точным соблюдением законов на них возлагались обязанности по координации деятельности правоохранительных органов. Прокуратуру возглавлял Генеральный Прокурор СССР, назначавшийся Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. Структурными подразделениями прокуратуры были коллегии, Главное следственное управление, управления и отделы.

Согласно Конституции СССР органы прокуратуры строились на строго централизованной основе. Прокуратуру СССР возглавлял Генеральный прокурор СССР, который назначался Верховным Советом СССР, был ответствен перед ним и ему подотчетен, а в период между сессиями Верховного Совета СССР — перед Президиумом Верховного Совета СССР, которому подотчетен. Генеральному прокурору СССР было предоставлено право законодательной инициативы в Верховном Совете СССР. Он также мог вносить представления в Президиум Верховного Совета СССР по вопросам, требовавшим толкования законов.

Прокуроры союзных республик, автономных областей назначались Генеральным прокурором СССР. Прокуроры автономных округов, районные и городские прокуроры назначались прокурорами союзных республик и утверждались Генеральным прокурором СССР. Срок полномочий Генерального прокурора СССР и всех нижестоящих прокуроров — 5 лет.

Впервые в советской Конституции содержалась статья, определявшая цели и задачи адвокатуры в СССР. В развитие этой статьи 30 ноября 1979 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об адвокатуре СССР». Помимо юридической помощи населению и содействию охране прав граждан при осуществлении правосудия на адвокатуру возлагались воспитательные задачи. Коллегии адвокатов обладали статусом добровольного объединения лиц, занимавшихся адвокатской деятельностью. Высшим органом коллегии являлось общее собрание членов коллегии, исполнительным — президиум. Контроль за работой адвокатуры принадлежал государству, а точнее, Советам народных депутатов, министерствам юстиции и отделам юстиции исполкомов советов.

Таким образом, существенных изменений в систему судоустройства внесено не было, так как проведение широкомасштабной судебной реформы было невозможно без коренного преобразования советского общества.

31 декабря 1924 г. II Съездом Советом СССР была одобрена первая Конституция СССР. В ней в седьмой главе впервые были заложены конституционные основы деятельности Верховного Суда СССР.

В целях утверждения революционной законности на территории Союза Советских Социалистических Республик, говорилось в Конституции СССР, при Центральном Исполнительном Комитете

Союза Советских Социалистических Республик учреждается Верховный Суд, к компетенции которого относятся:

  1. дача верховным судам союзных республик руководящих разъяснений по вопросам общесоюзного законодательства;
  2. рассмотрение и опротестование перед Центральным Исполнительным Комитетом Союза Советских Социалистических Республик по представлению прокурора Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик постановлений, решений и приговоров верховных судов союзных республик, по соображениям противоречия таковых общесоюзному законодательству или поскольку ими затрагиваются интересы других республик;
  3. дача заключений по требованию Центрального Исполнительного Комитета Союза Советских Социалистических Республик о законности тех или иных постановлений союзных республик с точки зрения Конституции;
  4. разрешение судебных споров между союзными республиками;
  5. рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц Союза в преступлениях по должности.

В Конституции четко определена структура Верховного Суда СССР. В ней отмечалось, что Верховный Суд СССР действует в составе:

  1. пленарного заседания Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  2. гражданско-судебной и уголовно-судебной коллегий Верховного Суда Союза Советских Социалистических Республик;
  3. военной и военно-транспортной коллегий.

Верховный Суд СССР в составе его пленарного заседания образовывался из 11 членов, в том числе председателя и его заместителя, четырех председателей пленарных заседаний верховных судов союзных республик и одного представителя Объединенного Государственного Политического Управления СССР, причем председатель и его заместитель и остальные пять членов назначались Президиумом ЦИК СССР.

В Конституции 1924 г. был определен также правовой статус такого правоохранительного института, как прокурор Верховного Суда СССР. По Конституции прокурор и его заместитель назначались Президиумом ЦИК СССР. На обязанности прокурора Верховного Суда СССР лежала дача заключений по всем вопросам, подлежащим разрешению Верховного Суда СССР, поддержание обвинения в заседании его и, в случае несогласия с решениями пленарного заседания Верховного Суда СССР, опротестование их в Президиум ЦИКа СССР.

Право направления вопросов на рассмотрение пленарного заседания Верховного Суда СССР может иметь место исключительно по инициативе ЦИК СССР, его Президиума, прокурора Верховного Суда СССР, прокуроров союзных республик и ОГПУ СССР.

Пленарные заседания Верховного Суда Союза образовывали специальные судебные присутствия (составы) для рассмотрения:

а) уголовных и гражданских дел исключительной важности, затрагивающих по своему содержанию две или несколько союзных республик,

б) дел персональной подсудности членов Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР. Принятие Верховным Судом СССР к своему производству этих дел могло иметь место исключительно по особым на каждый раз постановлениям ЦИК СССР или его Президиума.

Вторая сессия ЦИК СССР в октябре 1924 г. одобрила Основы судоустройства и судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Основы сохраняли единство судебной системы, закрепляли создание Верховного Суда СССР, образованного в 1923 г.

В соответствии с проведенным в начале 1930-х годов районированием были созданы в районах народные суды, в округах — окружные, в областях и краях — областные и краевые, в автономных республиках — главные суды. При ликвидации округов функции окружных судов и прокуратур были переданы народным судам и районным прокуратурам.

В связи с укреплением территориальных судебно-прокурорских органов ликвидировались некоторые специальные суды: железнодорожные трибуналы, особые сессии судов по трудовым делам и земельные комиссии. Функции этих органов передавались общим судебным органам. В национальных округах и районах, где раньше судебными функциями обладали органы управления, в этот период были созданы окружные суды и прокуратуры.

По Конституции СССР 1936 г. правосудие в СССР осуществлялось Верховным Судом СССР, верховными судами союзных республик и автономных областей, окружными судами, специальными судами СССР, создаваемыми по постановлению Верховного Совета СССР, народными судами. Народные суды избирались гражданами района на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании сроком на 3 года все остальные звенья судебной системы избирались соответствующими Советами депутатов трудящихся сроком на 5 лет.

Конституция закрепляла весьма важные принципы организации и деятельности судебных органов: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей (кроме случаев специально предусмотренных законом), открытое разбирательство дел (поскольку законом не предусмотрены исключения), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики или автономной области с обеспечением для лиц, не владеющих этим языком, полного ознакомления с материалами дела через переводчика а также права выступать на суде на родном языке.

Конституция провозглашала принцип независимости судей и подчинения их только закону.

Для контроля за деятельностью судов и улучшения качества их работы в июле I936 г. создастся общесоюзный орган судебного управления — Народный комиссариат юстиции СССР. Он должен был осуществлять наблюдение за применением судами уголовного, гражданского и процессуального кодексов, обобщать судебную практику и в случае необходимости разрабатывать изменения и дополнения к законам. НКЮ СССР давал судам общие указания, занимался всеми организационно-хозяйственными вопросами судебных органов, а также осуществлял общее руководство нотариатом и надзор за его работой. НКЮ осуществлял общее руководство и надзор за деятельностью коллегии защитников (адвокатуры) и организовывал юридическую помощь населению. На НКЮ СССР возлагалось проведение работы по кодификации законодательства СССР, дача юридических консультаций и заключений для СНК СССР. Ему было поручено также ведение судебной статистики и руководство изданием юридической литературы.

Вторая сессия Верховного Совета СССР в августе 1938 г. приняла Закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик» в котором нашли свое развитие и конкретизацию принципы организации и деятельности советского суда, зафиксированные в Конституции.

Статья 2 Закона о судоустройстве устанавливала. что: «Правосудие в СССР имеет своей задачей защиту от всяких посягательств:

  1. установленного Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик общественного и государственного устройства СССР, социалистической системы хозяйства и социалистической собственности;
  2. политических, трудовых, жилищных и других личных и имущественных прав и интересов граждан СССР, гарантированных Конституцией СССР и конституциями союзных и автономных республик;
  3. прав и охраняемых законом интересов государственных учреждений, предприятий, колхозов, кооперативных и иных общественных организаций».

Согласно ст. 5 Закона правосудие в СССР осуществляется на началах единого и равного для всех граждан суда, независимо от социального, имущественного и служебного положения граждан, их национальной и расовой принадлежности.

В Законе нашли отражение принципы выборности судей, вовлечения широких масс трудящихся в отправление правосудия, рассмотрения дат в судах с участием народных заседателей.

Система судов была построена применительно к существовавшему политико-административному делению страны: народный суд (в районах), который рассматривал большую часть уголовных и гражданских дел, областной, краевой, окружной суд, суд автономной области и Верховный суд автономной республики. Последние избирались соответствующими Советами сроком на 5 лет. Они рассматривали уголовные и гражданские дела, отнесенные законом к их ведению, а также кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения народных судов.

Верховный суд союзной республики являлся ее высшим судебным органом и избирался Верховным Советом республики сроком на 5 лет. Он рассматривал особо важные уголовные и гражданские дела, имел право принять к своему производству любое дело, отнесенное к компетенции любого суда на территории данной республики, рассматривал кассационные жалобы и протесты на приговоры и решения областных и соответствующих им судов. Верховный Суд мог пересматривать уголовные и гражданские дела в порядке надзора.

Все перечисленные выше суды входили в судебную систему, которая действовала на территории союзной республики. Общесоюзными судами являлись Военный Суд СССР и подчиненные ему специальные суды.

Верховный Суд СССР по Закону о судоустройстве являлся высшим судебным органом Советского государства и избирался Верховным Советом СССР сроком на 5 лет. На него возлагался надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик. Он имел право отменять приговор или решение любого суда и давать руководящие разъяснения по вопросам судебной практики.

Специальными судами в рассматриваемый период являлись военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта. Эти специальные суды действовали на основе тех же принципов, что и все другие суды СССР.

Вторая сессия Верховного Совета СССР избрала Верховный Суд СССР, и в течение 1938—1939 гг. была перестроена вся судебная система на территории СССР.

В Литовской. Латвийской, Эстонской, Молдавской ССР в соответствии с конституциями этих республик была установлена следующая судебная система: народный суд, уездный суд. Верховный суд республики.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1934 г. создастся внесудебный репрессивный орган — Особое совещание при НКВД СССР, отправлявшее «правосудие» по упрошенной процедуре. В принятом 1 декабря I934 г. (в день убийства секретаря Ленинградской парторганизации С.М. Кирова) постановлении ЦИК СССР устанавливался следующий порядок ведения дел о террористических организациях и террористических актах против работников советской власти.

  1. Следствие по этим делам заканчивать в срок не более десяти дней.
  2. Обвинительное заключение вручить обвиняемым за одни сутки до рассмотрения дела в суде.
  3. Дела слушать без участия сторон.
  4. Кассационного обжалования приговоров, как и подачи ходатайств о помиловании, не допускать.
  5. Приговор к высшей мере наказания приводить в исполнение немедленно по вынесении приговора.

В 1930—1934 гг. были созданы железнодорожные линейные и воднотранспортные суды и соответственно органы прокуратуры.

Кассационной инстанцией для народных судов являлись областные (краевые) суды. В то же время в 1934 г. была расширена подсудность областных судов как судов первой инстанции. В связи с ликвидацией судебной коллегии ОГПУ и передачей ее дел общим судам в областных (краевых) судах были созданы специальные коллегии (из трех постоянных судей) для рассмотрения таких дел.

Судебная система — это особое упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть посредством отправления правосудия, имеющих общие цели и задачи, действующих на единых демократических принципах.

20 июля 1918 года был принят Декрет о суде, который устранил двойственность в организации советской судебной системы. Декрет расширил подсудность дел местным народным судам, передав на их рассмотрение все дела за исключением контрреволюционных преступлений, разбой, убийства, изнасилований, взяточничества, спекуляции, подделки денежных знаков (данные преступления были подсудны революционным трибуналам).

30 ноября 1918 года в советском государстве была окончательно претворена в жизнь идея единого народного суда как основного звена судебной системы. Народные суды были созданы на территории каждого района (городского или уездного) и рассматривали гражданские и уголовные дела. В состав народного суда входили: народный судья; народные заседатели (в зависимости от особенностей рассмотрения дела 2 или 6). Кассационные жалобы на решения и приговоры народных судов рассматривались советом народных судей губернии.

К моменту создания СССР (30 декабря 1922 года) в стране сформировались 2 системы судебных органов:

  • общие суды, включающие народные суды, губернский совет народных судей, Высший Судебный Контроль (народный комиссариат юстиции);
  • революционные трибуналы (трибуналы крупных городов и центров), Верховный революционный трибунал при ВЦИК), кассационная инстанция для революционных трибуналов.

Помимо военных трибуналов для рассмотрения особых категорий дел создавались земельные комиссии, трудовые сессии народных судов, арбитражные комиссии. Эти учреждения действовали временно, их подсудность была ограничена. Единство общих и специальных судебных учреждений обеспечивал факт поднадзорности Верховному Суду.

Губернские суды представляли собой второе звено судебной системы, к их компетенции относились:

  • наиболее сложные дела, ранее отнесенные к подсудности революционных трибуналов;
  • функции, принадлежащие ранее советам народных судей;
  • судебный надзор.

С 1934 года губернские суды могли с согласия прокурора отменять приговоры и решения народных судов.

Готовые работы на аналогичную тему

Деятельность всех судебных учреждений объединял Верховный Суд, в его составе функционировала дисциплинарная коллегия. Верховный Суд действовал в составе пленума, президиума, кассационных коллегий по гражданским и уголовным делам, военной, судебной, военно-транспортной коллегий.

Согласно Конституции, Верховный Суд должен был:

  • обеспечить соблюдение союзного Основного закона;
  • осуществлять надзор за соответствие постановлений, принимаемых ЦИК союзных республик Конституции;
  • предоставлять толкования и разъяснения общесоюзного законодательства.

Конституция 1936 года закрепила и расширила демократические принципы организации и деятельности судов:

  • рассмотрение дел в судах с участием народных заседателей;
  • осуществление правосудия исключительно судами;
  • выборность народных заседателей и судей;
  • обеспечение обвиняемому права на защиту;
  • ведение судопроизводства на языке автономной или союзной республики и др.

Принятый в 1938 году Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик, закрепил судебную систему Советского Союза.

Судебная система СССР второй половины XX века

Для второй половины 1950 — первой половины 1960-х гг. характерно введение в систему государственной власти демократических принципов.

В сфере надзора Верховных Судов автономных и союзных республик, областных и краевых судов, судов автономных областей были значительно расширены права: право пересматривать кассационные определения и решения по гражданским и уголовным делам. Председатели Верховных Судов получили право вносить протесты в порядке надзора (ранее таким правом обладали только Генеральный прокурор и Председатель Верховного Суда).

В 1956 году, после упразднения Министерств юстиции СССР и союзных республик, функции управления в сфере юстиции были переданы Верховному Суду.

В 1957 году ликвидировали транспортные суды, все дела, относившиеся к их ведению, были переданы в областные, краевые и народные суды, Верховные суды республик. В этом же году значительно восстанавливалась самостоятельность республик в сфере правосудия.

В декабре 1958 году Верховный Совет принял «Основы законодательства о судоустройстве…», в котором были отражены следующие положения:

  • учреждался единый народный суд города, района;
  • увеличены полномочия народных судей с 3 до 5 лет;
  • народные заседатели стали избираться на общих собраниях трудовых коллективов.

Устанавливались 2 уровня судебных органов: суды Союза ССР (Верховный Суд, военные трибуналы) и суды союзных республик (Верховные суды союзных, автономных республик, краевые, областные, городские суды, суды национальных округов и автономных областей, народные суды).

В 1960 году был принят «Закон о судоустройстве в РСФСР», устанавливающий порядок определения численности народных судей, народных заседателей для народного суда. Была введена должность председателя народного суда, определился круг обязанностей. Установлены функции Верховных судов автономных республик, судебных коллегий и президиумов городских, областных и краевых судов, судов автономных областей, национальных округов.

В начале 1960-х годов упразднили республиканские министерства юстиции. В 1963 году Верховному Суду был передан ряд функций:

  • управление и контроль деятельности судебных органов народных, городских, краевых, областных судов, судов национальных округов, автономных областей и республик;
  • подготовка и подбор кадров для органов суда;
  • ведение судебной статистики;
  • общее руководство государственными нотариальными конторами.

Судебная система СССР, сложившаяся после ВОВ и закрепленная в Конституции 1977 года, просуществовала до конца 80-х гг. практически без изменений. Конституция 1977 г. закрепила систему органов правосудия, порядок избрания народных заседателей и судей.

В Конституции был воспроизведен ряд основополагающих принципов, в частности закреплены демократические принципы правосудия:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: