Развитие социальной политики современного государства направлено на предоставление населению

Обновлено: 22.04.2024

Социальная политика — особый аспект внутренней полити­ки, целью и содержанием которого является регулирование всего комплекса социальных процессов и отношений, форм общения между людьми.

Важнейшее свойство политики состоит в том, чтобы в концен­трированной форме выражать потребности, интересы социальных групп, классов, партий, поэтому социальная политика есть не что иное, как концентрированное воплощение потребностей, интере­сов людей в области социальных отношений и условий их жизне­деятельности.

Социальные отношения возникают и развиваются между людь­ми в процессе их общения между собой.

Это общение приобретает различные формы:

а) между социальными группами;

б) между клас­сами;

в) между нациями;

г) внутри социальных групп, классов и наций;

д) между семьями и внутри них.

Условия жизнедеятельности людей — это материальные и ду­ховные блага, сферы деятельности, необходимые для их существо­вания и развития.

Таким образом, социальная политика — это политика, обращенная непосредственно к населению: классам, на­циям, социальным группам и слоям населения, к семье, личности.

Выделяют широкое и узкое понимание социальной политики.

Социальная политика в узком смысле - система государствен­ных мер по поддержанию тех общественных групп и слоев, кото­рые в силу тех или иных причин оказываются в более трудном положении, чем другие, страдают от специфических обстоя­тельств и не могут своими силами улучшить собственное поло­жение.

Социальная политика в широком аспекте - общественная политика, направленная на достижение сложной и мас­штабной цели - целенаправленную модификацию общественных структур и институтов в сторону более полного повышения качества людей как граждан и личностей. В этом случае можно говорить о том, что главным объектом социаль­ной политики является население страны, выступающее в качест­ве потребительной силы общества, субъекта потребностей и по­требления.

Все виды политики государства тесно связаны между собой. Осо­бое значение для развития общества имеет диалектическая взаи­мосвязь между экономической и социальной политикой.

Она на­ходит свое конкретное появление в следующих двух моментах:

а) экономическая политика имеет своим конечным итогом регу­лирования деятельность людей по созданию материальных и духовных благ как важнейшего условия роста народного благосо­стояния;

б) социальная политика связана с воздействием на отно­шения между людьми по использованию ими материальных и ду­ховных благ, т.е. по использованию условий жизни и всесторонне­го совершенствования всех членов общества исходя из принципов социальной справедливости.

Таким образом, то, что для одной по­литики является итогом, то для другой — исходным пунктом.

В условиях рыночной экономики социальная политика имеет целью создание необходимых предпосылок для удовлетворения населением страны его основных потребностей и обеспечение соци­ального мира в обществе, консенсуса между его различными со­циальными группами, классами и нациями. Без эффективной реализации этой стратегической цели невозможно нормальное функционирование рыночного хозяйства, предотвращение и сгла­живание социальных конфликтов в обществе.

Для того, чтобы социальная политика государства могла быть полностью реализована, она должна разрабатываться на основе учета требований следующих основополагающих принципов:

- во-первых, на принцип экономической свободы человека и признания права предпринимателей, лиц наемного труда и их профсоюзов на тарифную автономию, базирующейся на социальном партнерстве;

- во-вторых, на принцип доверия к регулирующей роли рынка (спрос и предложение, свободное ценообразование и конкуренция опре­деляют положение на рынке);

- в-третьих, на принцип ответствен­ности государства за игру рыночных сил, за выработку и соблюде­ние правил игры, за создание соответствующих условий для упоря­дочения течения экономической и социальной жизни;

- в-четвертых, на принцип большей загрузки наиболее трудоспособных, чтобы помочь менее трудоспособным;

- в-пятых,на принцип участия ра­ботников в управлении производством, общественной и государ­ственной жизнью.

Социальная политика государства в социальном рыночном хо­зяйстве должна формироваться таким образом, чтобы:

- во-первых, обеспечить рост доходов населения в соответствии с его трудовым вкладом и располагаемом им капиталом;

- во-вторых, предотвратить социальное иждивенчество, путем повышения экономической и социальной ответственности всех членов общества;

- в-третьих, со­здать механизм социальной защиты населения.

B социальной политике государства выделяется несколько чрез­вычайно важных направлений, по которым и осуществляется регули­рование социальных процессов, происходящих в обществе.

К ним относятся:

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей.

2. Политика в сфере общественного благосостояния.

3. По­литика в сфере воспроизводства населения рабочей силы и заня­тости.

4. Политика по поддержке «слабых групп» в обществе.

5. Политика по развитию отраслей социальной инфраструктуры.

1. Политика в сфере доходов и личного потребления семей имеет усвоим объектом оплату труда лиц, работающих по найму. Ее глав­ной целью является содействие стимулированию результатов тру­довой деятельности, профессиональной и территориальной мобиль­ности населения, сокращение необоснованно высокой в настоя­щее время дифференциации размеров оплаты труда, восстановле­ние и поддержание роли минимальной оплаты труда в качестве законодательной гарантии зашиты работников наемного труда.

Ме­роприятия данного аспекта социальной политики делятся на две группы:

а) в области оплаты труда во внебюджетном секторе эко­номики;

б) в области оплаты труда в бюджетной сфере.

В первую группу мер входят: обеспечение функционирования системы га­рантий минимальных уровней заработной платы для работников в зависимости от их квалификации на основе коллективных тариф­ных договоров и соглашений между работодателями и работника­ми на всех уровнях социального партнерства; осуществление регу­лирующего воздействия государства на оплату труда руководите­лей государственных, казенных и муниципальных организаций, а также организаций со смешанной формой собственности.

Во вторую: уточнение Единой тарифной сетки по оплате труда работ­ников бюджетной сферы в органической увязке с механизмом надбавок и доплат, дополнительным стимулированием труда высококвалифицированных работников, построенном с учетом надбавок к должностным окладам за непрерывный стаж работы и высокую результативность труда; проведение повышения ставок заработ­ной платы работников бюджетной сферы не только в зависимости от темпов роста потребительских цен, но и с учетом динамики заработной платы во внебюджетном секторе экономики.

Решая вопрос о минимальной заработной плате работников обе­их сфер национальной экономики, государство исходит из того, чтобы ее размер в максимально возможной в данное время мере, был приближен к величине прожиточного минимума трудоспо­собного человека. При этом используется такой общепринятый в мировой практике социальный стандарт как минимальная часовая оплата труда.

В процессе государственного регулирования оплаты труда на­емных работников активно используются: налоги, механизм соци­ального партнерства и система договоренностей между предпри­нимателями и наемными работниками, государственные гарантии минимальной оплаты труда и использование механизма строгой ответственности всех субъектов трудовых отношений за наруше­ния трудового законодательства.

Политика в сфере общественного благосостояния предусмат­ривает:

а) разработку и использование как важного инструмента социальной политики минимального потребительского бюджета (прожиточного минимума) и механизма социальной защиты насе­ления от инфляции. Семьи, в которых среднедушевой доход мень­ше прожиточного минимума должны быть объектом первоочеред­ной помощи со стороны местных и государственных органов. Ми­нимальный потребительский бюджет должен гарантировать не просто минимум средств существования, а возможность роста и совершенствования, определенную свободу потребительского выбора. В механизм социальной защиты населения входит также индексация доходов;

б) поддержку со стороны государства нерыночного сектора наци­ональной экономики, т.е. тех отраслей и видов деятельности, ко­торые в принципе не могут ориентироваться на коммерческие кри­терии. К ним относятся: большая часть здравоохранения, физиче­ской культуры и спорта, образования, культуры и искусства, охра­ны природы, фундаментальная наука и т.д. Отрасли и виды дея­тельности, входящие в нерыночный сектор, играют чрезвычайно важную роль в жизни общества, так как именно здесь создается научный, духовный и культурный потенциал для его будущего, со­храняются исторические и нравственные традиции народов, насе­ляющих нашу страну.

3. Основное содержание политики в области труда и занятости составляют мероприятия по созданию новых рабочих мест, обес­печению функционирования служб и Фонда содействия занято­сти, выплаты пособий по безработице, организации оплаты обще­ственных работ для временно незанятых, разработке программ со­здания, сохранения и развития рабочих мест.

Данное направление социальной политики занимает в ней осо­бое место, так как выступает в роли «связующего звена» между собственно экономической и социальной политикой.

Указанная роль проявляется в том, что экономическая полити­ка, направленная на эффективное развитие производства, опреде­ляет объем и структуру занятости. В свою очередь социальная по­литика с позиций принципа социальной справедливости обеспечивает соблюдение определенных гарантий для каждого члена общества (право на труд, образование, социальное страхование, бесплатное медицинское обслуживание, поддержка экономически слабых групп населения и т.п.).

Политика в сфере занятости ока­зывает существенное влияние на политику в сфере благосостоя­ния, поскольку она определяет:

а) объем и структуру доходов семьи;

б) количество и состав социально незащищенных групп населе­ния;

в) объем и структуру потребления социальных благ и услуг, распределяемых через экономические институты и общественные организации, функционирующие по месту работы.

Политика по поддержке социально незащищенных групп насе­ления предусматривает:

Во-первых, постоянное совершенствование пенси­онной системы на основе :

а) обеспечения соответствия размера минимальной пенсии величине прожиточного минимума пенсио­нера;

б) периодической индексации пенсий с учетом роста потре­бительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

в) использования механизма осовременивания заработка для начисления и пересчета пенсий, позволяющего более объек­тивно учитывать трудовой вклад каждого работника;

г) содействие развитию негосударственных пенсионных фондов.

Во-вторых, развитие си­стемы социальной защиты населения (социального обслуживания семьи и детей, престарелых и инвалидов; выплаты социальных по­собий, стипендий, компенсаций; социальной поддержки граждан, уволенных с государственной службы и пр.).

В-третьих, обеспечение функцио­нирования системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи (создание необходимых условий для реализации семьей ее важнейших функций: экономической, воспроизводственной, культурно-психологической, а также повышение качества жизни семей; предоставление всех возможностей для полного и равно­правного участия женщин в политической, экономической, соци­альной и культурной жизни, строгое соблюдение прав детей и мо­лодежи на их полноценное физическое, интеллектуальное, нрав­ственное и социальное развитие.

Политика в отношении отраслей социальной инфраструкту­ры представляет собой комплекс мероприятий, направленных на:

- создание возможностей для полноценной государственной поддержки гуманитарной сферы;

- своевременное выделение в полном объеме бюджетных ассигнований на всех уровнях хо­зяйственной системы страны;

- приоритетное выделение средств на реализацию федеральных целевых программ образования, здравоохранения, системы социальной защиты населения и куль­туры, укрепление их материально-технической базы;

- расшире­ние жилищного строительства; совершенствование коммуналь­ного хозяйства.

Все перечисленные аспекты социальной политики государства могут быть воплощены в практической деятельности общества по регулированию происходящих в нем процессов, с помощью осо­бого механизма решения социальных проблем, важным структур­ным элементом которого является стратегическое планирование.

Стратегия развития Российской Федерации в области социальной политики предполагает завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Пред­лагаемая программа социальных реформ призвана установить ориентиры, которые позволяют строить социальную политику исходя из имеющихся у государства ресурсов и возможностей.

Субсидиарность (от лат. subsidiare - поддерживающий, служащий в качестве помощи) - принцип организации и деятель­ности государства и других институтов, согласно которому вы­шестоящие органы могут брать на себя решение только тех задач, которые не в состоянии выполнить нижестоящие, и должны по­могать последним в поддержании их самостоятельности и ответ­ственности.

Суб­сидиарная модель государства означает: доступность и бесплат­ность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

В области социальной политики субсидиарность проявляется в частности, в оказании государственной помощи только тем, кто не может обеспечить себя самостоятельно - инвалидам, престарелым, детям, многодетным семьям и т.д. Таким образом, предполагается, что социальная политика должна стать областью политики государства по обеспечению определенного уровня жизни населения.

Современные стратегические цели социальной политики Рос­сийской Федерации:

1. Борьба с бедностью, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспече­ние прав социальных гарантий, предоставляемых семье, женщи­нам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, сни­жение смертности населения, особенно детской и граждан трудо­способного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Экономическим фундаментом целей и мероприятий стратегии социальной политики должны явиться предусматриваемые в пла­нируемой перспективе ежегодный рост валового внутреннего про­дукта и инвестиций в основной капитал, наращивание объемов производства в важнейших отраслях национальной экономики, дальнейшее снижение уровня инфляции и дефицита государст­венного бюджета, укрепление позиций рубля, увеличение доли рас­ходов на конечное потребление домашних хозяйств в используе­мом ВВП.

В XXI в. социальная ответственность стала универсальной и общепризнанной в современном мире категорией, отражающей наднациональные и общечеловеческие требования и стандарты в области социальной защищенности личности и реализации экономических возможностей граждан и социальных групп, за соблюдением которых стали наблюдать специально созданные как национальные органы, так и наднациональные институты и организации. Стало очевидным, что общество, в котором граждане социально не защищены, а их социальные права не соблюдаются, не может быть социально здоровым. Такое общество не является успешным в проведении модернизации, а попытки технологической модернизации, предпринимаемые социально безответственным государством, обычно не воспринимаются ни обществом, ни бизнесом и в итоге оказываются неэффективными.

Важнейшими характеристиками социально ответственного государства по мнению экспертов служат следующие показатели:

— высокие расходы общества на заработную плату (40—60% ВВП);

— развитая система социальной защиты, расходы на которую составляют не менее 20—25 процентов ВВП;

— высокая доля социальных расходов в государственном бюджете на здравоохранение (7—9 процентов ВВП) и образование (4—6 процентов ВВП);

— системная государственная деятельность по обеспечению занятости, создание условий для внедрения эффективных систем профессиональной подготовки, переподготовки и трудоустройства широких слоев населения.

Нельзя не отметить меры, которые помогут социальному государству в преодолении кризисных явлений, неизбежно возникающих на пути его становления.

Среди этих мер важное место должен занять постоянный контроль за деятельностью государственного аппарата, как с точки зрения его эффективности, так и законности. При этом недостаточно ограничиваться внутренним контролем в пределах самой администрации или внешним (бухгалтерским, финансовым) контролем. Требуется расширение парламентского контроля над всей совокупностью государственной деятельности, вне зависимости от того, осуществляется ли она непосредственно администрацией, либо косвенно учреждениями и организациями, созданными ею. Представители народа должны иметь полное право инспектировать государственные фонды и деятельность государственных служб, которые ими распоряжаются. Демократические принципы требуют контроля не только крупных политических решений, но также и инспектирования каждодневной деятельности администрации. В общем, социальное государство требует широкого пересмотра инструментов контроля нашего парламентаризма, до сих пор недостаточно действенных.

Конституционное декларирование России как социального государства, по примеру развитых демократических стран, требует императивным образом от всех ветвей власти повышения ответственности за государственную социальную политику. Это подтверждается и тем политическим курсом, который Президент РФ В.В. Путин избрал для внутренней политики государства - укрепление вертикали власти путем политической и административной реформ, призванных в конечном счете обеспечить эффективность экономической сферы для дальнейшего социального развития государства.

Ответственность как категория социальных наук и характер уровня отношений в социальной деятельности государства известна давно, однако, на наш взгляд, не была востребована ни со стороны ученых, ни со стороны практиков.

Особое значение имеет такой вид ответственности, как политическая ответственность. Это связано с тем, что в эффективно управляемой функционирующей политической системе ответственность власти имеет определяющее значение.

История знает немало примеров, когда актуализация ответственности политической власти, представителей крупного бизнеса и в целом гражданского общества являлась мощным фактором преодоления политического и экономического кризисов, разрешения социальных проблем и обеспечения дальнейшего развития. И наоборот, безответственность политической элиты, игнорирование законов и требований времени, противопоставление собственниками личных интересов общественным в экономической и социальной сфере вели, если не к краху государства, то к упадку политических приоритетов, к экономическим и социальным потрясениям государства и общества.

Осуществление административной реформы, реструктурирование органов исполнительной власти, делегирование властных полномочий федерального центра округам, изменение порядка избрания глав администраций субъектов РФ, формирование представительной власти по партийным спискам, осуществление перестройки муниципального самоуправления предполагает повышение политической ответственности как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации, на муниципальном уровне.

В то же время в политическом управлении ответственность нередко остается более декларируемой, чем реализуемой на практике. Об этом свидетельствуют политические и социальные издержки, вызванные неадекватным исполнением закона о монетизации льгот ветеранам труда, невысоким существующим уровнем социального и медицинского страхования населения, неизжитыми задержками выдачи зарплаты, зачастую неэффективным оказанием социальных услуг гражданам, продолжающиеся террористические акты на Северном Кавказе, катастрофы и аварии различного характера, которые, как правило, не повлекли за собой ни юридической, ни политической ответственности лиц, причастных к этим фактам.

В российской политической практике фактически не наблюдается отставок политической элиты в органах представительной и исполнительной власти ни по собственной инициативе, ни по решению вышестоящих органов. Это свидетельствует, с одной стороны, об устойчивости ее узкокорпоративных интересов, а с другой, о низком уровне политической и правовой культуры правящей элиты, недостаточной требовательности к субъектам управления как со стороны исполнительной власти высшей инстанции, так и гражданского общества. Все это снижает уровень эффективности управления, осуществляемого различными органами власти, а следовательно, замедляет становление России как социального государства.

В отношении руководителей исполнительной власти действующее в России законодательство практически не предусматривает какой-либо (в т.ч. конституционно-правовой) ответственности этой категории лиц по результатам их деятельности, т.е. неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей, особенно в социальной сфере. В действительности ответственность главы государства является исключительно политическим институтом.

Поэтому развитие Российского государства как в социальном, так и правовом содержании конституционных положений, обусловливает необходимость повышения конституционно-правовой ответственности, совершенствования ее института и механизмов реализации.

Существующая в России модель конституционно-правовой ответственности нуждается в концептуальном переосмыслении, включении в действующую Конституцию РФ норм об ответственности субъектов РФ и принятии федерального конституционного закона «О конституционной ответственности». Процедура ответственности высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации, предусмотренная нормами Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», является явно недостаточной для обеспечения нормального функционирования единой системы государственной власти в Российской Федерации, удовлетворения социальных интересов населения субъектов Федерации.

На основании существующих политических и юридических инициатив следует за основу принять следующее определение гражданско-правовой ответственности государства: это комплекс неблагоприятных гражданско-правовых последствий, возникающих по вине государства в связи с нарушением договорных обязательств или причинением вреда гражданам и юридическим лицам.

Важнейшим объектом ответственности политической власти является социальная сфера, которая будучи обусловлена потребностями развития общества, взаимосвязана с экономической сферой, играет решающую роль в воспроизводстве, обогащении жизнедеятельности человека, производительных сил общества.

В то же время состояние социальной сферы, создание ею благоприятных условий для человека во многом обусловливает устойчивость и развитие духовной и политической сферы.

Ее уровень и содержание зависят от реализации социальной политики, социальной ответственности органов власти, которая может трансформироваться в политическую. Ее неудовлетворительное состояние может служить причиной смены политической власти и даже общественно-политического строя, что и произошло в начале 90-х годов в нашей стране.

В условиях России с учетом его исторического и современного опыта государственного строительства для осуществления активной целостной и сильной социальной политики, обеспечивающей социально-политическую стабильность общества, необходимо:

1. Реальное осуществление конституционных положений, обусловливающих функционирование государства как социального, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» на основе комплексного сочетания политико-административных и демократических методов гражданского общества.

2. Активная позиция гражданского общества по реализации государственной социальной политики и демократический контроль за ее осуществлением.

В то же время анализ свидетельствует, что даже из краткого перечня конституционных положений социальной политики государства не следует деликтов конституционной или других видов ответственности государства за социальную политику и это естественно снижает в определенной мере мотивацию активного ее осуществления как со стороны органов власти, так и политических лидеров, и государственных служащих, но самое главное - снижает степень легитимности государственной власти со стороны гражданского общества.

Эффективность института ответственности за государственную социальную политику обеспечивается не только действенной обратной связью и реальным, четким контролем и санкциями реализации ответственности, но самим политическим решением по социальной сфере, его научной обоснованностью, ресурсообеспеченностью, адекватностью действующим в обществе и государстве законом и нормативным актам.

Примером недостаточной его отработанности может служить целенедостижение отдельных направлений административной реформы, директивная необеспеченность удвоения ВВП, недостаточно эффективное функционирование механизмов реализации национальных проектов в ряде регионов, которое может быть активизировано формированием системы мониторинга движения средств до конкретного получателя и осуществлением общественного контроля через новый институт гражданского общества - Общественную палату и конституционные формы прямой демократии.

Поэтому вполне правомерны акценты общественного мнения по поводу более оперативного, реального и эффективного выполнения Общественной палатой возложенных на нее Указом Президента РФ выражению интересов населения и их защиты.

Необходимо активизировать такие важные формы общественного воздействия на структуры муниципальной власти, как сходы, собрания и конференции граждан – руководящие органы территориального общественного самоуправления, которые могут рассматривать не только текущие (тактические) вопросы социального развития территории, но и общую стратегию.

1.Ha этапе демократизации гражданского общества и государства требует разработки и практического воплощения механизм реализации политической ответственности служащих, находящихся на различных уровнях государственного и муниципального управления, на различных политических должностях.

2.Демократические условия функционирования субъектов политической власти и кризисная ситуация обусловливают применение не только авторитарного, но и демократического стиля управления.

3.Позитивным моментом в анализе эффективности власти субъектов управления должна стать доминирующая роль социального аспекта их деятельности при выборе цели и решения проблемы.

4.Поскольку ответственность является одним из важнейших качеств как субъекта, так и объекта региональной власти, существенное значение должны иметь факторы её формирования, основным из которых является культурно-воспитательная среда и такая её составляющая, как общественное мнение.

5.Необходимо не только более четко в нормативно-правовом порядке определить ответственность (административную, уголовную, материальную и др.) муниципальных служащих за должностной проступок, но и определить технологии реализации взысканий.

6.Необходимо с помощью соответствующих законодательных актов определить объемы и пределы практического выполнения муниципальными служащими поручаемых им, согласно занимаемых должностей, функций и задач.

7.В современных условиях назрела острая необходимость создания на всех уровнях управления эффективной системы контроля, как средства формирования ответственности муниципальных служащих.

8.Формирование ответственности муниципальных служащих должно быть неразрывно связано с созданием механизма поощрения за качественное исполнение должностных обязанностей.

Кроме того, с целью осуществления комплексного правового регулирования, определения взаимосвязи всех видов юридической ответственности муниципальных служащих и должностных лиц, необходимо разработать и принять кодекс Российской Федерации о государственной и муниципальной службе, в котором следует предусмотреть ответственность указанной категории лиц за конституционные правонарушения.


В статье анализируется социальная политика Российской Федерации в условиях современного развития государства. Рассмотрено определение социальной политики с разных точек зрения. Раскрыты основные показатели результативности социальной политики, в первую очередь уровень и качество жизни населения. Социальная политика реализуется в интересах всех категорий граждан, она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Ключевые слова: социальная политика государства, направления социальной политики, Конституция РФ.

Социальная политика государства— политика, направленная на изменение уровня и качества жизни населения, на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на экономической почве. С точки зрения функционирования экономической системы она играет двоякую роль. Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Но она же является и фактором экономического роста: если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию, что требует дальнейшего развития социальной сферы.

В социальной сфере господствующее положение занимает государственный сектор, масштабы которого определяют и масштабы социальной политики. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение ее к минимуму, к функции дополнять традиционные институты социальной сферы.

В условиях современного развития государства неотъемлемое значение имеет социальная политика, которая способствует полноценному развитию и становлению общества. В основе данного определения необходимо выделить особым образом социальное развитие общества, которое строится посредством развития и проведения социальных реформ на всех уровнях власти.

Показателем результативности социальной политики является уровень и качество жизни населения. Жизненный уровень населения — совокупность показателей, характеризующих уровень материального потребления населения, например потребление продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на одну семью или на 100 семей, структура потребления.

Россия имеет собственную социальную политику, которая имеет свою особенность, она направлена в первую очередь на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Рассмотрим основные направления, которые являются приоритетными в развитии социальной политики Российской Федерации.

В Российской Федерации, в первую очередь, под охрану берутся труд и здоровье людей, во-вторых, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в-третьих, проводится государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, а также социально незащищенных слоев населения, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Основные направления реализации социальной политики заложены в Конституции Российской Федерации и определены в первых статьях документа.

Социальная политика государства реализуется в интересах всех граждан, проживающих на территории страны. Она направлена на устранение противоречий между различными интересами различных субъектов, настоящими и будущими интересами общества.

Таким образом, государственная социальная политика направлена на обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитие социальной сферы образования, поддержку материнства, детства и отцовства, защиту интересов незащищенных слоев населения, в том числе инвалидов, сирот, развитие спорта и популяризацию здорового образа жизни и продолжительности жизни населения. Государственная социальная политика строится в русле социальной политики и во взаимодействии с органами государственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает как управление интересами общества, основа которой закладывается в Конституции РФ.

  1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) Аверин А. Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти. М.: Инфра, 2018. — 456 с.
  2. Алексеев Ю. П., Берестова Л. И., Бобков В. Н. Социальная политика: Учебник для вузов / Под ред. Волгина Н. А. — М.: Экзамен, 2017. — 736 с.
  3. Ахинов Г. А.,Калашников С. В. Социальная политика: Учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2017. — 524 с.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная политика, экономический рост, Российская Федерация, качество жизни населения, социальная политика государства, социальная сфера, будущий интерес общества, государственная социальная политика, незащищенный слой населения, современное развитие государства.

Сущность, содержание и принципы социальной политики

Социальная политика – это явление весьма обширное и многоликое. Если целью социальной политики считать достижение социальной эффективности, то в широком смысле социальная политика может рассматриваться как способ удовлетворения социальных потребностей, а в узком – сведена к разрешению противоречий в социальной сфере, инструменту, смягчающему негативные последствия индивидуального и социального неравенства.

Социальная политика – политика государства, общества, политических партий, социальных институтов в отношении общественного благосостояния, удовлетворения материальных, социальных, интеллектуальных потребностей людей, создание обстановки стабильности.

В то же время, социальную политику можно определить и как инструмент, позволяющий создать условия для самореализации всех граждан страны, сохранить ее культурные и исторические ценности, и как одного из ведущих направлений стратегии развития государства, концепции социального развития. Следует осознать, что прежде, чем государство обратится к решению тех или иных проблем в конкретной области социальной сферы, должны быть определены общие задачи и перспективы его развития. Другими словами, социальная политика является фактором развития как государства, так и общества.


Цели социальной политики достаточно легко выводятся из определения понятия политики в ее узком смысле и определяются как создание условий для лучшего удовлетворения материальных и духовных потребностей всех социальных групп и как усиление социальной справедливости системы экономических, политических, юридических, нравственных отношений. Главной целью социальной политики является повышение уровня и качества жизни населения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Преследуя цель повышения уровня жизни населения, социальная политика охватывает $4$ основных сектора жизни общества:

  • демографию (естественное воспроизводство населения);
  • труд (рынок труда, занятость, подготовка и переподготовка, кадров, условия и охрана труда, социально партнерство);
  • личные доходы (заработная плата, пенсии, пособия и т.п.);
  • социальную инфраструктуру (жильё, школы, дошкольные учреждения, учреждения здравоохранения и культуры и т.п.).

В современном развитом обществе усиливается тенденция к развитию общественных институтов, служащих саморегулированию и самоорганизации общества. Такие институты – важный элемент гражданского общества, их поддержка – характерная черта «эффективного» государства. Зрелое в гражданском отношении общество способно не только дополнять социальные усилия государства, но и осуществлять их корректировку, необходимый контроль над ними в цивилизованных, ненасильственных формах.

Если предположить, что социальная политика ориентирована на формирование информационного общества, то она с неизбежностью должна содействовать реализации следующих задач:

  1. быстрый рост человеческого потенциала как условия для помощи продуктивной жизни членов общества;
  2. формирование нового среднего класса как определяющей социальной силы общества и основного носителя человеческого потенциала нации;
  3. развитие гражданского общества и правового государства как непременного условия расширенного воспроизводства человеческого потенциала.

Итак, субъекты социальной политики – это реально самостоятельные и при том фактически действующие социальные группы и представляющие их органы, организации, институты, структуры.

Выявление сущности социальной политики требует рассмотрения ее признаков и функций. Показателями или признаками данной категории являются:

  1. объективность;
  2. государственность;
  3. многосубьектность и объектность;
  4. солидарный (перераспределительный) характер отношений;
  5. конкретно-исторический характер отношений.

Приоритетные направления социальной политики государства

Важнейшими приоритетами социальной политики государства в современных условиях являются: создание оптимальной социальной инфраструктуры и ее развитие; проблемы охраны и защиты окружающей среды; политика распределения доходов общества; социально-демог-рафическая политика; проблемы занятости и социальной защиты населения. Проблемы государственного регулирования занятости населения будут рассмотрены в следующей главе.

В решении социально-экономических проблем социальная сфера занимает определяющее положение. Без разветвленной системы социальной сферы и ее нормального развития успешного осуществления социальной политики добиться невозможно. Напомним, что экономика — это система жизнеобеспечения человека и общества в целом. Существует также более узкая область экономики, непосредственно связанная с социальными явлениями, называемая социальной сферой экономики.

Социальная сфера — область жизнедеятельности человеческого общества, в которой реализуется социальная деятельность прежде всего государства, а также общественных и религиозных организаций, благотворительных и общественных фондов в распределении материальных, духовных благ и услуг. Одним словом, все, что связано с благосостоянием людей, относится к социальной области экономики. Непосредственно к социальной экономике относят все виды социального обеспечения, т.е. денежного содержания, материальной помощи, оказываемых отдельным, чаще всего нетрудоспособным слоям и категориям, которые не имеют собственных доходов и источников существования, либо обладают ими в ограниченной, недостаточной степени. Наиболее распространенным видом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. В России свыше 38 млн. пенсионеров при численности населения страны в $147,5$ млн. человек. Большинство из них пенсионеры по возрасту: женщины — $55$ лет, мужчины — $60$ лет. Для отдельных категорий населения пенсионный возраст еще ниже.

Каждому пенсионеру гарантирована выплата пенсии не ниже установленного законодательством уровня — минимальная пенсия, а выше пенсии выплачиваются в зависимости от стажа работы и уровня заработной платы. Кроме пенсий из средств государственного и местных бюджетов выдаются разнообразные пособия и выплаты. Они могут быть постоянными, длительными и временными, возможно предоставление разовой, социальной помощи.

Социальные гарантии

Социальные гарантии — это социально-экономические нормативы, гарантирующие населению признанный обществом уровень потребления, то есть обеспечивающие минимальный стандарт уровня жизни в соответствии с возможностями экономики.

Система социальных гарантий должна удовлетворять следующим требованиям:

  • необходимый и достаточный объем;
  • обеспеченность финансовыми и материальными ресурсами;
  • адресность;
  • учет территориальных особенностей;
  • механизм доведения до получателя.

Социальные гарантии могут быть общенациональными, региональными, отраслевыми, а источниками их финансирования — федеральный бюджет, бюджетная система субъекта Российской Федерации и внебюджетные фонды. Социальные гарантии обеспечиваются гражданам страны в соответствии с Конституцией.

В отношении трудоспособного населения социальные гарантии должны обеспечивать условия трудовой и деловой активности, защиту прав и свобод наемного работника, нанимателя.

Для основной части населения наемный труд является главным источником средств существования, поэтому система социальной защиты трудоспособного населения должна обеспечивать гарантии в сфере занятости и оплаты труда. Для этого государством устанавливается минимальная оплата труда. В большинстве стран устанавливается минимальная часовая зарплата.

В середине $80$-х гг. ООН выпустила рекомендацию, согласно которой часовая зарплата должна быть не менее $3$ долларов. Установлено, что зарплата менее $3$ долларов в час приводит к снижению мотивации к труду.

В России устанавливается минимальная месячная оплата, которая составляет $1100$ рублей (т.е. около $40$ долл. в месяц, или примерно $0,2$ долл. в час). Такой низкий уровень минимальной зарплаты свидетельствует о том, что государство в настоящее время практически не регулирует уровень оплаты труда в России.

Социальная политика - это политика государства, направленная на повышение качества и уровня жизни населения, смягчение различных противоречий между субъектами экономики, а также предотвращение социальной напряженности на экономической почве.

Роль социальной политики

С позиции функционирования системы экономических отношений социальная политика играет двоякую роль:

  1. Экономический рост и накопление национального богатства выдвигают на первый план любой экономической деятельности формирование благоприятных условий для населения. Социальная политика в этом смысле становится концентрацией целей экономического роста.
  2. Социальная политика выступает в роли фактора экономического роста: когда рост экономики не приводит к росту благосостояния граждан, то общество утрачивает мотивацию к эффективному труду. Чем выше степень развития экономики, тем больше требований к людям, их культуре и знаниям, физическому и моральному развитию, что подразумевает дальнейшее развитие социальной сферы.

Социальная сфера отводит господствующее положение государственному сектору, чьи масштабы определяют и масштаб социальной политики. В расширенной социальной политике общедоступны социальные программы, универсальные социальные выплаты, перераспределительная деятельность государства. В ограничительной социальной политике они сводятся к минимуму, дополняя институты традиционной социальной сферы.

В качестве показателя эффективности социальной политики выступает качество и уровень жизни граждан. Жизненный уровень характеризуется совокупностью показателей, которые отражают уровень материального потребления, обеспеченность жизненно необходимыми продуктами и структуру потребления.

Направления социальной политики РФ

Для России характерна собственная социальная политика со своими особенностями, она в первую очередь требует создания условий для обеспечения достойной жизни и свободы развитие человека.

Основными приоритетными направлениями социальной политики РФ являются:

  1. Охрана труда и здоровья населения.
  2. Установление гарантированного минимального размера оплаты труда.
  3. Осуществление государственной поддержки семьи, материнства и отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов, а также социально незащищенных слоев общества.
  4. Развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты граждан.

Готовые работы на аналогичную тему

Перечисленные направления социальной политики определены различными статьями Конституции РФ. Реализация социальной политики должна соответствовать интересам всего населения, проживающего на территории нашей страны. Она призвана устранять противоречия между разнообразными интересами экономических субъектов, интересами общества в настоящем и будущем.

В Конституции для всех граждан закреплена гарантия социального обеспечения по возрасту, при наступлении болезни или инвалидности, потере кормильца, а также для воспитания детей и пр. С этими целями в стране развита система муниципальных и государственных служб, которые обеспечивают государственную поддержку семьи, материнства и отцовства, детства, пожилых граждан и инвалидов.

В Конституции РФ закреплены права граждан на:

  • труд в безопасных и гигиеничных условиях;
  • жилище;
  • государственную медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения за счет средств бюджета, страховых фондов или иных источников;
  • бесплатное образование в дошкольных, основных общих и средних профессиональных образовательных учреждениях и на предприятиях;
  • пользование культурными и досуговыми учреждениями, а также культурным ценностям.

Проблемы социальной политики России

Условно все проблемы социальной политики, характерные для современного состояния экономики России, можно сгруппировать следующим образом:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: