Развитие права и государства как основные исторические этапы прогресса свободы
Обновлено: 28.03.2024
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это - непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».
Содержание
Введение 3
1 Понятие прав и свобод человека и гражданина 5
2 Основные этапы развития прав и свобод 9
2.1 10
2.2 Концепция прав и свобод человека 14
3 Всеобщее признание декларации 18
Заключение 19
Список литературы 21
Прикрепленные файлы: 1 файл
Реферат - Всеобщая декларация прав человека.docx
Прав и Содержание
1 Понятие прав и свобод человека и гражданина 5
2 Основные этапы развития прав и свобод 9
2.2 Концепция прав и свобод человека 14
3 Всеобщее признание декларации 18
Список литературы 21
Введение
В последнее десятилетие в общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации стран в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях - от президента до рядовых граждан. Тема прав человека не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. О правах человека охотно толкуют даже те, кто их постоянно нарушает.
Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. , рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена воля свыше двухсот государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия.
Впервые в мировой истории возникла необходимость во имя сохранения жизни на Земле, выживания цивилизации искать пути упорядочения развития человечества в целом. Это подразумевает, прежде всего, исключение насилия в практике международных отношений, ориентацию на компромиссное решение любых спорных вопросов; проведение международным сообществом согласованной политики по смягчению остроты наиболее сложных, конфликтных проблем, чреватых нарушением мира и международной безопасности; осуществление мер, обеспечивающих стабильность мировой экономики в целом. Иначе говоря, от модели мира, основанной на балансах военных сил, равновесии страха, противоборстве, необходимо перейти к модели "позитивного мира", т.е. мира, основанного на общих целях, стремлениях, идеалах, признающего и разделяющего, хотя бы в основном, фундаментальные общие ценности.
При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это - непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».
Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.
I. Понятие прав и свобод человека и гражданина
Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права.
Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закреплённые в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развёрнутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединённых Наций.
Конституция Российской Федерации 1993 года рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространён в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.
Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.
Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".
Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.
Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.
Как правило, человек может считаться гражданином, если он принадлежит на правовой основе к определённому государству, который имеет определённую правоспособность, наделён правами, свободами и обременён обязанностями . Например, в Российской Федерации вопросы о принадлежности к гражданству регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.
Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.). Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.
Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.
2. Основные этапы развития прав и свобод
История развития человечества есть история развития прав и свобод личности. В развитии прав и свобод личности отмечаются три этапа, или три поколения, прав и свобод.
Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права, прежде всего избирательное активное и пассивное право.
Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, с признанием и закреплением социально-экономических прав. Это вытекало из признания слабости отдельного человека, прежде всего труженика как субъекта экономических отношений, перед своим сильным контрагентом — капиталистом, работодателем. Второе поколение прав было порождением Октябрьской социалистической революции. Впервые социально-экономические права были закреплены в Конституциях РСФСР и СССР, что дало толчок признанию и закреплению социальных прав и в капиталистических странах. Очевидно, что в этом значительную роль сыграли борьба трудящихся за социальные права и осознание правящими классами необходимости таких прав в целях поддержания социального мира и избежания революционных потрясений.
Третий покление начинается после второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав:
права на жизнь, личное достоинство и т. д., социальных и экономических прав, обогащенных правами в сфере культуры. В этот период проблема прав и свобод обретает международный характер. В Уставе ООН было зафиксировано, что одной из важных целей ООН является сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Положения, касающиеся прав и свобод, были включены в Устав ООН по предложению СССР и в дальнейшем развиты в конкретных документах.
10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В тот же день был принят и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Все пакты были ратифицированы СССР и являются обязательными для Российской Федерации как правопреемницы. СССР.
Для большинства современных государств права и свободы че-
ловека являются высшей ценностью. Сам термин "права человека"
употребляется как в узком, так и в широком значении. В узком значе-
нии – это только те права, которые не предоставляются, а лишь охра-
няются и гарантируются государством, действуют независимо от их
конституционного закрепления. К ним относятся: равенство всех лю-
дей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,
уважение человеческого достоинства, свобода от незаконного задер-
жания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей,
право на сопротивление угнетателям и другие. В широком значении
термин "права человека" включает весь комплекс прав и свобод лич-
ности, их различные виды. Современная классификация прав и свобод
проводится по различным основаниям. Наиболее общим является де-
ление всех прав на негативные и позитивные, оно основано на фикса-
ции в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном
(нельзя) понимании прав отсутствует принуждение, ограничиваются
действия государства по отношению к личности, в позитивном (мож-
но) – присутствует возможность выбора, реализации своих интересов
и целей. Негативные права являются основой личной свободы. Они
обязывают государство и других людей воздерживаться от тех или
иных действий по отношению к личности, охраняют индивида от на-
рушения его свободы и вмешательства в его жизнь. Эти права закреп-
лены в Конституции Российской Федерации, в ряде статей главы вто-
рой, где речь идет о взаимоотношениях личности и государства. В них
применяются формулировки "никто не может", "никто не должен"
(подвергаться пыткам и насилию, свидетельствовать против себя са-
мого или своих родственников, произвольно лишен жилища и так да-
лее). Позитивные права закрепляют обязанности государства, лиц и
организаций предоставлять гражданину те или иные блага. Конститу-
ция Российской Федерации предоставляет гражданам право на труд, 11
отдых, образование, медицинскую и социальную помощь, частную
собственность, право на благоприятную окружающую среду и досто-
верную информацию о ее состоянии, а также ряд других прав. Реали-
зация этих прав зависит от уровня социально-экономического разви-
2.1 Деление прав в соответветствии со сферами реализации
Более конкретной классификацией прав человека является их деление в соответствии со сферами их реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные и экологические.
В основу либертарной типологии положено учение о всемирно-историческом прогрессе свободы: прогресс свободы есть условие и критерий прогресса права и государственности. При этом либертарно-юридическая теория подчеркивает, что в процессе всемирно-исторического развития сущность права и государства как необходимых форм свободы остается неизменной. Следовательно, смена исторических типов права и государства демонстрирует различие исторических проявлений одной и той же сущности. (Если же считать, что сущность явлений, обозначаемых как право и государство, исторически меняется, то речь должна идти не о смене типов одного и того же социального регулятора, а о разных предметах, об исторической смене разных по своей сущности типов социальной регуляции).
В легистских конструкциях исторической типологии, с одной стороны, тоже говорится, что сущность “права” (т.е. принуждение) неизменна, а меняется лишь его историческое содержание. С другой стороны, почему-то допускается, что “право” может быть не только выражением деспотического произвола, но и формой свободы. Отсюда – представления легистов о том, что исторический прогресс права, состоит в переходе от чисто “силового права” или “кулачного права”, от “права”, порожденного силой приказа (исторически неразвитого “права”), к “праву, основанному на правах человека” (исторически развитому “праву”).
По логике легистов, якобы один и тот же способ социальной регуляции (право) в равной мере допускает и произвольное политическое насилие, и законы, подчиненные требованию признавать и соблюдать права человека. Получается, что право исторически проявляется и как голая сила (“исторически неразвитое право”), и как запрет произвольного насилия (в исторически развитой ситуации) – и при этом сущность права якобы не меняется. Наконец, получается, что право и права человека – в сущности разные явления, которые исторически могут не совпадать: “древнее право” исключало свободу и было выражением голой силы, и только современное право гарантирует свободу, официально выражает прирожденные права человека.
Действительно, всемирно-исторический прогресс свободы включает в себя не только историческую линию перехода от меньшей свободы к большей, но и – в более широком историческом контексте – переход от несвободы к свободе. Однако право (и государство) есть форма именно свободы. Поэтому исторический прогресс собственно права есть прогресс свободы – переход от меньшей правовой свободы к большей правовой свободе. Переход от несвободы к свободе – это не прогресс права, а переход от доправового способа к правовому способу социальной регуляции.
Не следует полагать, что права человека являются элементом лишь исторически развитого права – как будто в древнем праве прав человека еще не было, а в современном праве они появились. Без свободных индивидов с их исходными правами невозможно никакое право. Если в некоем “древнем праве” не было прав человека (свободного индивида), то это не право, а иной, неправовой способ социальной регуляции.
Другое дело, что в исторически неразвитых правовых системах первичные права не признавались правами каждого человека, правами человека как такового. Свобода здесь выступала как привилегия по отношению к тем, кто несвободен и исключен из правового общения[76]. В дальнейшем исторический прогресс свободы проявился как переход от правового неравенства к всеобщему равноправию, от полной правосубъектности лишь некоторых к полной и равной правосубъектности всех.
Сущность права как необходимой формы свободы не меняется в процессе его исторического развития. Меняется (расширяется) круг субъектов правового общения, возрастают объем и содержание правовой свободы, но сущность права – формальное равенство – остается неизменной. Иначе говоря, правовые нормы – это всегда (в любой исторический период) нормы, посредством которых обеспечивается свобода тех, кто признается субъектом права. Если субъектом права признается не каждый, не человек вообще, а лишь представитель определенной группы (представитель этноса, сословия, обладатель определенного имущества, гражданин государства и т.д.), то и права человека существуют как групповые права, а равенство в свободе гарантируется лишь в рамках группы. Если же субъектом права признается каждый человек независимо от социальных и иных различий между людьми, то и права человека существуют как равные права каждого человека.
Либертарно-юридическая типология исследует исторические проявления правовой свободы и, следовательно, охватывает цивилизации лишь правового типа. Тем самым она остается в рамках предмета юриспруденции и вовсе не “упраздняет” историю цивилизаций деспотического типа (“большую часть истории государства и права” – как полагают позитивистские критики юридического либертаризма), а просто рассматривает исторические проявления деспотизма отдельно от типов права и государства. Критерием выделения типов права и государства служит исторический прогресс свободы – распространение правовой свободы на все более широкий круг субъектов и возрастание объема правовой свободы.
Таким образом, исторические типы права и государства – это основные этапы прогрессирующего исторического проявления правовой свободы.
В основе той или иной типологии права и государства лежит в конечном счете определенное понятие права и государства, определенная теоретико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколь-
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 242
ко и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства.
Ведь типы права и государства, выделяемые в той или иной типологии, – это исторические формообразования (исторически значимые проявления и конкретизации) определенным образом понимаемой сущности права и государства, определенная форма исторического выражения и воплощения логического (т.е. теоретического смысла, понятия права и государства). Поэтому ясно, что в логически последовательной и непротиворечивой типологии права и государства речь должна идти о различных типах (исторически типичных формах проявления) в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без такого сущностно-понятийного единства вообще нет самих искомых типов права и государства в качестве надлежащих объектов (однородных единиц) некой общей классификации и единой типологии.
Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
Выше мы уже приводили ряд важных положений Гегеля по данной проблематике, которые значимы также и для либертарно-юридической типологии права и государства. В гегелевской типологии, как мы видели, в качестве исторических типов государства выделены соответствующие формы государства у разных народов, находившихся на разных ступенях исторического развития, – восточная теократия, афинская демократия, римская республика, представительная монархия у германских народов в Новое время. Придание Гегелем типологического значения государственным формам отдельных народов обусловлено его представлением о том, что в каждую эпоху всемирной истории в качестве носителя «развивающегося самосознания мирового духа» [5] выступает определенный народ. «Этот народ, – подчеркивает Гегель, – господствующий во всемирной истории, для данной эпохи – и составить со всемирной истории эпоху он может лишь один раз. По отношению к этому его абсолютному праву, быть выразителем данной ступени в движении мирового духа, духи других народов бесправны, и они, подобно тем, чья эпоха минула, больше не принимаются в расчет во всемирной истории» [6].
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 243
Подобная абсолютизация роли отдельного народа и придание типологического значения его государственной форме представляется доктринальным преувеличением Гегеля. Это преувеличение обусловлено, в частности, тем, что «мировой дух» рассматривается в гегелевском учении как творческое начало и двигатель всемирной истории, однако он для действительного осуществления этой своей «доктринальной» роли нуждается в реальном субъекте – в соответствующем историческом народе.
Гегелевская типология государства посредством форм государства вызывает возражение и в том плане, что некоторые из упоминаемых им форм (например демократия, республика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Что же касается гегелевского идеала – представительной монархии, то она еще и во времена Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.
С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти).
В государствах древнего мира индивид (люди) является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию.Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius civile) – лишь квириты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.
Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные – это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) – это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невозможно и выразить.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 244
Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа.Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, – в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий.
При таком сословном типе права и государствакаждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.
С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права.При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.
Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство.Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым,поскольку здесь каждый человек именно как человек является (и официально признается государством и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением
В рамках данного типа права и государства продолжают сохраняться различие между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-негражданином(иностранцем, лицом без гражданства). Права человека-гражданина в их соотношении с правами человека-не-гражданина представляют здесь государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как продолжающиеся сохраняться в транс-
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 245
формированном виде остатки («родимые пятна») привилегий предшествующих типов права и государства (привилегий этнического, сословного и политического характера).
Подобные привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этническому, сословному, политическому или правовому) определяет и квалифицирует их в качестве субъектов данного государства и права. Такая индивидуальность всех государств (и их правовых систем) лежит также и в основе идей суверенитета народа (т.е. определенной общности свободных людей) и суверенитета государства. В силу этого различные государства в своих отношениях друг с другом выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты.
Отмеченные типы права и государства – этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.
Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой и институционально-властной организации свободы, новые типы права и государства.
Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти).
В государствах древнего мира индивид (люди) является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию.Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius civile) – лишь квириты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.
Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные – это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) – это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невозможно и выразить.
Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа.Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, – в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий.
При таком сословном типе права и государствакаждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.
С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права.При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.
Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство.Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым,поскольку здесь каждый человек именно как человек является (и официально признается государством и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением
Отмеченные типы права и государства – этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.
Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства — это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.
С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида — как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти).
В государствах древнего мира индивид (люди) является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому кюитерию. Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius civile) — лишь квириты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.
Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные — это субъекты права и государства, а несвободные (раЬы) — это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невозможно и выразить.
Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е свобода одних и несвобода друшх) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет — в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий.
При таком сословном типе права и государства каждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутри- сословное равенство людей в их правосубъектности и го- суда рствосубъектности сочетается с межсословным неравенством — неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.
С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новее время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права. При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной и политической жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.
Современный (реально-исторически последний на настоящее время) тип права и соответствующего конституционно оформленного либерально-демократического правового государства (т.е. правового государства в смысле современного словоупотребления) — это смешанный (комбинированный) тип, сочетающий в себе два различных компонента: естественноправовой и позитивно-правовой. Этот современный тип права и правового государства условно можно назвать естественно-позитивным (или гуманитарно-политическим), поскольку он представляет собой результат прагматического согласования и сосуществования в виде определенного государственно-правового целого (в форме единой системы права, закрепленной и действующей в одном государстве) двух традиционно противоположных начал •— частного (индивидуально-человеческого, гуманитарного) и публичного (политического, официально-властного) принципов, есте- ственноправового и позитивно-правового подходов к праву и государству.
Естественный (естественноправовой, гуманитарный) компонент, определяющий существенную новизну данного типа, состоит в том, что здесь впервые в государственном порядке закрепляются (официально-властно санкционируются и позитивируются) определенные естественные права и свободы человека, им придается юридическая (государственно-принудительная) сила и признается их приоритет перед всеми другими источниками единого действующего позитивного права.
В рамках данного типа конституционно закрепленные естественные права и свободы человека обязательны для государства. Они определяют
5-167 фавовой характер и всего позитивного права, и государства.
Вместе с тем значение естественного права в рамках данного типа права и государства ограничено наличием других (кроме санкционированных естественных прав и свобод человека) источников единой системы действующего позитивного пиава^закрепляющих отличные от прав человека как частного субъекта особые права гражданина как публично-политического субъекта, члена государства, носителя специфических публично-властных прав и обязанностей.
Такое различение прав человека и прав гражданина означает, что человек как человек — это лишь частное лицо: человек является субъектом только естественных прав, но не прав гражданина. А гражданин как публично-политическое лице — это и субъект естественных прав человека, и субъект особых публично-политических прав члена данного государства.
Права человека- гражданина в их соотношении с правами человека негражданина (иностранца, лица без гражданства) представляют здесь государственно-правовые привилегии.
Подобные привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства (и действующей в нем системы права) как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному политико-правовому сообществу определяет и квалифицирует их в качестве субъектов особых публичных прав и обязанностей. Такая индивидуальность всех государств (и их правовых систем) лежит и в основе суверенитета государства во внутренних и внешних отношениях.
В целом современный естественно-позитивный тип права и государства представляет собой определенный компромисс между естественным и позитивным правом, между юснатурализмом и легизмом С соответствующими достоинствами и недостатками практического и теоретического характера. Внутренняя противоречивость данного типа (отсюда и различие прав человека и прав гражданина) обусловлена тем, что последовательное (не ограниченное официальной властью и официальным правом) естественное право предполагаем и естественное государство (типа единого космополитического государства стоиков, гражданами которого являются все люди, каждый человек).
Юснатурализм по сути своей отрицает как осоЬую правосубъектность гражданина, отличную от правосубъектности каждого человека, так и в целом политически ограниченную трактовку естественных прав человека (и ее тественного права вообще) как лишь частного права, как права лишь частного лица, лишенного прав члена публично-политического сообщества (государства;. Так что прин- ц шиальная противоположность юснатурализма и легизма сохраняется и в тех сЬормах их практически возможного ча сегодня компромиссного сосуществования, которые характерны для современного типа права и государства.
Отмеченные тины права и государства — этнический, сословный, индивидуально-политический и естественно-позитивный — представляют собой исторически сменяющие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.
Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой и институционально- властной организации свободы, новые типы права и государства.
Автор статьи
Читайте также:
- Нужно ли прикладывать копию диплома к исковому заявлению в арбитражный суд
- Какие органы государства осуществляют государственную административную деятельность
- Судебная практика по взысканию задолженности по коммунальным платежам
- Адвокат уклонение от уплаты налогов
- Судебная практика привлечения должностных лиц к административной ответственности