Развитие права и государства как основные исторические этапы прогресса свободы

Обновлено: 28.03.2024

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это - непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».

Содержание

Введение 3
1 Понятие прав и свобод человека и гражданина 5
2 Основные этапы развития прав и свобод 9
2.1 10
2.2 Концепция прав и свобод человека 14
3 Всеобщее признание декларации 18
Заключение 19
Список литературы 21

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат - Всеобщая декларация прав человека.docx

Прав и Содержание

1 Понятие прав и свобод человека и гражданина 5

2 Основные этапы развития прав и свобод 9

2.2 Концепция прав и свобод человека 14

3 Всеобщее признание декларации 18

Список литературы 21

Введение

В последнее десятилетие в общественном сознании прочно утвердилась идея прав человека, что закономерно связано с общими процессами демократизации стран в эти годы. О правах человека много говорят и пишут, они постоянно у всех на слуху, активно обсуждаются на всех уровнях - от президента до рядовых граждан. Тема прав человека не сходит со страниц газет и журналов, экранов телевизоров, неизменно присутствует в речах государственных деятелей, политических лидеров, парламентариев, в докладах участников различных научных конференций. О правах человека охотно толкуют даже те, кто их постоянно нарушает.

Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г. , рассматривается мировым сообществом как система выработанных и согласованных на высшем уровне правил и ориентиров человеческого общежития, как своего рода кодекс взаимоприемлемого, цивилизованного поведения различных стран, народов, а также отдельных граждан. Универсальное значение этого документа, в котором выражена воля свыше двухсот государств планеты, убедительно продемонстрировано полувековой практикой его действия.

Впервые в мировой истории возникла необходимость во имя сохранения жизни на Земле, выживания цивилизации искать пути упорядочения развития человечества в целом. Это подразумевает, прежде всего, исключение насилия в практике международных отношений, ориентацию на компромиссное решение любых спорных вопросов; проведение международным сообществом согласованной политики по смягчению остроты наиболее сложных, конфликтных проблем, чреватых нарушением мира и международной безопасности; осуществление мер, обеспечивающих стабильность мировой экономики в целом. Иначе говоря, от модели мира, основанной на балансах военных сил, равновесии страха, противоборстве, необходимо перейти к модели "позитивного мира", т.е. мира, основанного на общих целях, стремлениях, идеалах, признающего и разделяющего, хотя бы в основном, фундаментальные общие ценности.

При любом демократическом устройстве права и свободы граждан, а также их обязанности представляют собой важнейший социальный и политико-юридический институт, объективно выступающий мерилом достижений данного общества, его «визитной карточкой», показателем зрелости, цивилизованности. Он служит средством доступа личности к духовным и материальным благам, механизмам власти, реализации своих интересов, волеизъявления. В то же время это - непременное условие совершенствования самого индивида, упрочения его статуса, достоинства, независимости, «суверенности».

Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Декларации сохраняют свою актуальность до настоящего времени. Именно поэтому Декларацию можно рассматривать как фундамент Всеобщей декларации прав человека при несомненном влиянии ее на последующее национальное законодательство других стран в области прав человека.

I. Понятие прав и свобод человека и гражданина

Возникновение понятия "права человека", т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791г.). Не маловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закреплённые в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развёрнутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединённых Наций.

Конституция Российской Федерации 1993 года рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Установленные Конституцией принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является фундаментальной нормой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого конкретного человека со всем его внутренним миром. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции конкретного человека, его ответственность перед другими людьми, обществом и государством. Только тогда принцип признания человека высшей ценностью может быть распространён в равной мере на всех членов общества. Человек, который не желает признавать достоинство, права и свободы других людей, не может требовать признания своего достоинства, своих прав и свобод.

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией "права" употребляется термин "свободы": свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными. В литературе и законодательстве используются также категории "права гражданина", "права личности".

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.

Как правило, человек может считаться гражданином, если он принадлежит на правовой основе к определённому государству, который имеет определённую правоспособность, наделён правами, свободами и обременён обязанностями . Например, в Российской Федерации вопросы о принадлежности к гражданству регулируются Законом Российской Федерации «О гражданстве» от 31.05.2002 N 62-ФЗ.

Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.). Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под "личностью" подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

2. Основные этапы развития прав и свобод

История развития человечества есть история развития прав и свобод личности. В развитии прав и свобод личности отмечаются три этапа, или три поколения, прав и свобод.

Первое поколение связано с буржуазными революциями. В результате были признаны и закреплены в конституциях и законах свобода личности, неприкосновенность личности, свобода совести, свобода договоров, выбора профессии, передвижения, свобода частной собственности, политические права, прежде всего избирательное активное и пассивное право.

Второе поколение прав связано с признанием прав личности на государственную опеку, с признанием и закреплением социально-экономических прав. Это вытекало из признания слабости отдельного человека, прежде всего труженика как субъекта экономических отношений, перед своим сильным контрагентом — капиталистом, работодателем. Второе поколение прав было порождением Октябрьской социалистической революции. Впервые социально-экономические права были закреплены в Конституциях РСФСР и СССР, что дало толчок признанию и закреплению социальных прав и в капиталистических странах. Очевидно, что в этом значительную роль сыграли борьба трудящихся за социальные права и осознание правящими классами необходимости таких прав в целях поддержания социального мира и избежания революционных потрясений.

Третий покление начинается после второй мировой войны, характеризуется дальнейшим укреплением традиционных прав:

права на жизнь, личное достоинство и т. д., социальных и экономических прав, обогащенных правами в сфере культуры. В этот период проблема прав и свобод обретает международный характер. В Уставе ООН было зафиксировано, что одной из важных целей ООН является сотрудничество в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии. Положения, касающиеся прав и свобод, были включены в Устав ООН по предложению СССР и в дальнейшем развиты в конкретных документах.

10 декабря 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека. 16 декабря 1966 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. В тот же день был принят и факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах. Все пакты были ратифицированы СССР и являются обязательными для Российской Федерации как правопреемницы. СССР.

Для большинства современных государств права и свободы че-

ловека являются высшей ценностью. Сам термин "права человека"

употребляется как в узком, так и в широком значении. В узком значе-

нии – это только те права, которые не предоставляются, а лишь охра-

няются и гарантируются государством, действуют независимо от их

конституционного закрепления. К ним относятся: равенство всех лю-

дей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность,

уважение человеческого достоинства, свобода от незаконного задер-

жания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей,

право на сопротивление угнетателям и другие. В широком значении

термин "права человека" включает весь комплекс прав и свобод лич-

ности, их различные виды. Современная классификация прав и свобод

проводится по различным основаниям. Наиболее общим является де-

ление всех прав на негативные и позитивные, оно основано на фикса-

ции в них негативного и позитивного аспектов свободы. В негативном

(нельзя) понимании прав отсутствует принуждение, ограничиваются

действия государства по отношению к личности, в позитивном (мож-

но) – присутствует возможность выбора, реализации своих интересов

и целей. Негативные права являются основой личной свободы. Они

обязывают государство и других людей воздерживаться от тех или

иных действий по отношению к личности, охраняют индивида от на-

рушения его свободы и вмешательства в его жизнь. Эти права закреп-

лены в Конституции Российской Федерации, в ряде статей главы вто-

рой, где речь идет о взаимоотношениях личности и государства. В них

применяются формулировки "никто не может", "никто не должен"

(подвергаться пыткам и насилию, свидетельствовать против себя са-

мого или своих родственников, произвольно лишен жилища и так да-

лее). Позитивные права закрепляют обязанности государства, лиц и

организаций предоставлять гражданину те или иные блага. Конститу-

ция Российской Федерации предоставляет гражданам право на труд, 11

отдых, образование, медицинскую и социальную помощь, частную

собственность, право на благоприятную окружающую среду и досто-

верную информацию о ее состоянии, а также ряд других прав. Реали-

зация этих прав зависит от уровня социально-экономического разви-

2.1 Деление прав в соответветствии со сферами реализации

Более конкретной классификацией прав человека является их деление в соответствии со сферами их реализации на гражданские (личные), политические, экономические, социальные, культурные и экологические.

В основу либертарной типологии положено учение о всемирно-историческом прогрессе сво­боды: прогресс свободы есть усло­вие и критерий прогресса права и государственности. При этом либертарно-юридическая теория подчеркивает, что в процессе всемирно-исторического развития сущность права и государ­ства как необходимых форм свободы остается неизменной. Следовательно, смена исто­риче­ских типов права и государства демонстрирует различие исто­рических проявлений одной и той же сущности. (Если же счи­тать, что сущность явлений, обозна­чае­мых как право и госу­дар­ство, исторически меняется, то речь должна идти не о смене типов одного и того же социального регулятора, а о разных предметах, об исторической смене раз­ных по своей сущности типов социальной регуля­ции).

В легистских конструкциях исторической типологии, с од­ной стороны, тоже говорится, что сущность “права” (т.е. принуждение) неизменна, а меня­ется лишь его историче­ское содержа­ние. С другой стороны, почему-то до­пуска­ется, что “право” может быть не только выражением деспотиче­ского произвола, но и формой свободы. Отсюда – представления легистов о том, что исторический про­гресс права, состоит в переходе от чисто “си­ло­вого права” или “ку­лачного права”, от “права”, порожденного силой приказа (исто­рически неразвитого “права”), к “праву, ос­нованному на правах человека” (исторически разви­тому “праву”).

По логике легистов, якобы один и тот же способ социальной регуляции (право) в рав­ной мере допус­кает и произ­вольное политическое насилие, и законы, подчиненные требо­ванию признавать и соблю­дать права человека. Получается, что право истори­чески прояв­ляется и как го­лая сила (“исторически неразвитое право”), и как запрет произ­вольного насилия (в исто­рически развитой ситуации) – и при этом сущность права якобы не меняется. Наконец, получается, что право и права человека – в сущности раз­ные явления, кото­рые исторически могут не совпадать: “древнее право” исключало свободу и было выражением голой силы, и только совре­менное право гарантирует свободу, офици­ально выра­жает при­рожденные права чело­века.

Действительно, всемирно-исторический прогресс свободы включает в себя не только историческую линию перехода от меньшей свободы к большей, но и – в более широком истори­ческом контексте – переход от несвободы к свободе. Однако право (и госу­дарство) есть форма именно свободы. Поэтому ис­торический прогресс собственно права есть прогресс свободы – переход от меньшей правовой свободы к большей правовой свободе. Переход от не­свободы к свободе – это не прогресс права, а переход от доправового способа к правовому способу социальной регу­ляции.

Не следует полагать, что права человека являются элемен­том лишь исторически развитого права – как будто в древнем праве прав человека еще не было, а в современном праве они появились. Без свободных инди­видов с их исходными правами невозможно никакое право. Если в некоем “древнем праве” не было прав чело­века (свободного индивида), то это не право, а иной, неправо­вой способ социальной регу­ляции.

Другое дело, что в исторически неразви­тых пра­вовых систе­мах первичные права не признавались правами каж­дого чело­века, правами че­ловека как такового. Свобода здесь вы­ступала как привиле­гия по отно­шению к тем, кто несвобо­ден и исклю­чен из право­вого обще­ния[76]. В дальнейшем исторический про­гресс свободы проявился как переход от правового неравен­ства к всеобщему равноправию, от полной правосубъектно­сти лишь некоторых к полной и рав­ной право­субъ­ектности всех.

Сущ­ность права как необходимой формы свободы не ме­ня­ется в про­цессе его исторического развития. Меняется (расши­ряется) круг субъектов правового общения, возрас­тают объем и содержание правовой свободы, но сущ­ность права – формальное равенство – остается неизмен­ной. Иначе говоря, правовые нормы – это все­гда (в любой истори­ческий период) нормы, по­средст­вом которых обеспечивается сво­бода тех, кто признается субъектом права. Если субъ­ектом права признается не каждый, не человек вообще, а лишь представитель определенной группы (представи­тель этноса, сословия, обладатель определенного имущества, гражданин государства и т.д.), то и права чело­века существуют как групповые права, а ра­венство в свободе гарантируется лишь в рамках группы. Если же субъектом права признается каждый человек независимо от соци­альных и иных разли­чий ме­жду людьми, то и права человека сущест­вуют как рав­ные права ка­ждого чело­века.

Либертарно-юридическая типология исследует историче­ские проявления правовой свободы и, сле­довательно, охва­тывает цивилизации лишь правового типа. Тем самым она остается в рамках предмета юриспруденции и вовсе не “уп­раздняет” историю цивилизаций деспотического типа (“боль­шую часть истории государства и права” – как полагают пози­тивистские критики юридического либертаризма), а просто рассматривает исторические проявле­ния деспотизма отдельно от типов права и государства. Кри­те­рием выде­ления типов права и государства слу­жит истори­че­ский прогресс свободы – распространение право­вой свободы на все более широкий круг субъектов и возраста­ние объема право­вой свободы.

Таким об­разом, исторические типы права и государства – это основные этапы прогрессирую­щего исторического прояв­ления правовой свободы.

В основе той или иной типологии права и государства лежит в конечном счете определенное понятие права и государства, определенная теоретико-концептуальная трактовка природы, сущности и назначения права и государства. Каково понятие права и государства, такова и их типология. И теоретически значимых типологий может быть столько же, сколь-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 242

ко и теоретически значимых понятий (концепций) права и государства.

Ведь типы права и государства, выделяемые в той или иной типологии, – это исторические формообразования (исторически значимые проявления и конкретизации) определенным образом понимаемой сущности права и государства, определенная форма исторического выражения и воплощения логического (т.е. теоретического смысла, понятия права и государства). Поэтому ясно, что в логически последовательной и непротиворечивой типологии права и государства речь должна идти о различных типах (исторически типичных формах проявления) в пределах одного и того же понятия права и государства, одной и той же концепции их сущности. Без такого сущностно-понятийного единства вообще нет самих искомых типов права и государства в качестве надлежащих объектов (однородных единиц) некой общей классификации и единой типологии.

Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

Выше мы уже приводили ряд важных положений Гегеля по данной проблематике, которые значимы также и для либертарно-юридической типологии права и государства. В гегелевской типологии, как мы видели, в качестве исторических типов государства выделены соответствующие формы государства у разных народов, находившихся на разных ступенях исторического развития, – восточная теократия, афинская демократия, римская республика, представительная монархия у германских народов в Новое время. Придание Гегелем типологического значения государственным формам отдельных народов обусловлено его представлением о том, что в каждую эпоху всемирной истории в качестве носителя «развивающегося самосознания мирового духа» [5] выступает определенный народ. «Этот народ, – подчеркивает Гегель, – господствующий во всемирной истории, для данной эпохи – и составить со всемирной истории эпоху он может лишь один раз. По отношению к этому его абсолютному праву, быть выразителем данной ступени в движении мирового духа, духи других народов бесправны, и они, подобно тем, чья эпоха минула, больше не принимаются в расчет во всемирной истории» [6].

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 243

Подобная абсолютизация роли отдельного народа и придание типологического значения его государственной форме представляется доктринальным преувеличением Гегеля. Это преувеличение обусловлено, в частности, тем, что «мировой дух» рассматривается в гегелевском учении как творческое начало и двигатель всемирной истории, однако он для действительного осуществления этой своей «доктринальной» роли нуждается в реальном субъекте – в соответствующем историческом народе.

Гегелевская типология государства посредством форм государства вызывает возражение и в том плане, что некоторые из упоминаемых им форм (например демократия, республика) относятся не только к античности, но и к последующим эпохам истории, вплоть до современности. Что же касается гегелевского идеала – представительной монархии, то она еще и во времена Гегеля, когда уже после буржуазных революций вновь появились республиканские формы правления в Голландии, США и Франции, не была высшей и последней формой государства, олицетворявшей вершину исторического прогресса.

С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти).

В государствах древнего мира индивид (люди) является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию.Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius civile) – лишь квириты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.

Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные – это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) – это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невозможно и выразить.

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 244

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа.Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, – в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий.

При таком сословном типе права и государствакаждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права.При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство.Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым,поскольку здесь каждый человек именно как человек является (и официально признается государством и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением

В рамках данного типа права и государства продолжают сохраняться различие между правами человека и правами гражданина, государственно-правовые различия между человеком-гражданином и человеком-негражданином(иностранцем, лицом без гражданства). Права человека-гражданина в их соотношении с правами человека-не-гражданина представляют здесь государственно-правовые привилегии, которые можно охарактеризовать как продолжающиеся сохраняться в транс-

Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М.: ИНФРА • М, 1999. С. 245

формированном виде остатки («родимые пятна») привилегий предшествующих типов права и государства (привилегий этнического, сословного и политического характера).

Подобные привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства и права как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных людей, чья принадлежность к исторически определенному сообществу (этническому, сословному, политическому или правовому) определяет и квалифицирует их в качестве субъектов данного государства и права. Такая индивидуальность всех государств (и их правовых систем) лежит также и в основе идей суверенитета народа (т.е. определенной общности свободных людей) и суверенитета государства. В силу этого различные государства в своих отношениях друг с другом выступают как самостоятельные и независимые (суверенные) субъекты.

Отмеченные типы права и государства – этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой и институционально-властной организации свободы, новые типы права и государства.

Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства – это основные исторические формы признания и организации свободы людей, выражающие этапы прогресса свободы.

С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида – как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и государства по тем критериям (основаниям), которые определяют специфику различных исторических форм признания людей в качестве субъектов права и государства (государственной власти).

В государствах древнего мира индивид (люди) является свободным человеком и вместе с тем субъектом государства и права по этническому критерию.Так, афинскими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами римской гражданской общины (civitas), римскими гражданами и субъектами римского права (ius civile) – лишь квириты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.

Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные – это субъекты права и государства, а несвободные (рабы) – это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невозможно и выразить.

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа.Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий свободы (т.е. свобода одних и несвобода других) уступает место сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет, – в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представителей разных сословий. Свобода здесь носит характер сословных ограничений и привилегий.

При таком сословном типе права и государствакаждый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутрисословное равенство людей в их правосубъектности и государствосубъектности сочетается с межсословным неравенством – неравенством государственно-правовых статусов разных сословий и их членов.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новое время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-гражданский) тип государства и права.При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдельный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе разложения средневекового феодализма и преодоления сословного деления, в результате обособления сфер частной (частно-правовой) и политической (публично-правовой) жизни, формирования неполитического гражданского общества в его различении с политическим государством.

Современным (исторически последним на настоящее время) типом права и государства является правовое государство.Этот тип государства и права новейшего времени можно назвать гуманитарно-правовым,поскольку здесь каждый человек именно как человек является (и официально признается государством и законом) субъектом прирожденных и неотчуждаемых (естественных) прав и свобод, которые составляют исходную основу действующего (позитивного) права и государства данного типа и обладают общеобязательной силой и значением

Отмеченные типы права и государства – этнический, сословный, индивидуально-политический и гуманитарно-правовой – представляют собой исторически сменявшие друг друга формы и ступени роста в развитии человеческой свободы от древности до современности.

Согласно либертарно-юридической концепции, типы права и государства — это основные исторические фор­мы признания и организации свободы людей, выражаю­щие этапы прогресса свободы.

С позиций либертарно-юридического понимания и толкования права и государства как необходимых форм свободы людей, а свободного индивида — как субъекта права и субъекта государства (государственной власти) принципиальное значение имеет типология права и госу­дарства по тем критериям (основаниям), которые опреде­ляют специфику различных исторических форм призна­ния людей в качестве субъектов права и государства (го­сударственной власти).

В государствах древнего мира индивид (люди) явля­ется свободным человеком и вместе с тем субъектом госу­дарства и права по этническому кюитерию. Так, афин­скими гражданами и субъектами афинского права могли быть лишь члены афинских демов (родов), а членами рим­ской гражданской общины (civitas), римскими граждана­ми и субъектами римского права (ius civile) — лишь кви­риты (исконные римляне). По своему типу государство и право древности было этническим.

Этот исходный тип государства и права выступает в качестве необходимой формы признания и закрепления факта деления людей на свободных и несвободных (по этническому основанию), причем отличие свободных от несвободных получает свое выражение и закрепление именно в том, что свободные — это субъекты права и государства, а несвободные (раЬы) — это соответственно объекты права и государства. Иначе это различие невоз­можно и выразить.

Преодоление рабства ведет к становлению в средние века государства и права сословного типа. Прогресс свободы людей здесь состоит в том, что этнический критерий сво­боды (т.е свобода одних и несвобода друшх) уступает мес­то сословному критерию свободы. На этой ступени развития (европейский феодализм) рабов уже нет — в этом смысле все свободны, но мера этой свободы различна у представи­телей разных сословий.

При таком сословном типе права и государства каж­дый является субъектом права и субъектом государства именно в качестве члена определенного сословия. Внутри- сословное равенство людей в их правосубъектности и го- суда рствосубъектности сочетается с межсословным нера­венством — неравенством государственно-правовых стату­сов разных сословий и их членов.

С преодолением феодализма на смену сословному строю в Новее время приходит индивидуалистический (индивидуально-политический, индивидуально-граждан­ский) тип государства и права. При этом типе государства и права человек является субъектом права и государства как самостоятельный политический индивид (как отдель­ный гражданин), а не как член определенного этноса или сословия. Такая индивидуализация людей в качестве субъектов права и государства происходит в процессе раз­ложения средневекового феодализма и преодоления со­словного деления, в результате обособления сфер част­ной и политической жизни, формирования неполитическо­го гражданского общества в его различении с политичес­ким государством.

Современный (реально-исторически последний на на­стоящее время) тип права и соответствующего конститу­ционно оформленного либерально-демократического пра­вового государства (т.е. правового государства в смысле современного словоупотребления) — это смешанный (комбинированный) тип, сочетающий в себе два различ­ных компонента: естественноправовой и позитивно-пра­вовой. Этот современный тип права и правового государ­ства условно можно назвать естественно-позитивным (или гуманитарно-политическим), поскольку он пред­ставляет собой результат прагматического согласования и сосуществования в виде определенного государствен­но-правового целого (в форме единой системы права, закрепленной и действующей в одном государстве) двух традиционно противоположных начал •— частного (инди­видуально-человеческого, гуманитарного) и публичного (политического, официально-властного) принципов, есте- ственноправового и позитивно-правового подходов к пра­ву и государству.

Естественный (естественноправовой, гуманитарный) компонент, определяющий существенную новизну данного типа, состоит в том, что здесь впервые в государствен­ном порядке закрепляются (официально-властно санкци­онируются и позитивируются) определенные естественные права и свободы человека, им придается юридическая (го­сударственно-принудительная) сила и признается их при­оритет перед всеми другими источниками единого дей­ствующего позитивного права.

В рамках данного типа кон­ституционно закрепленные естественные права и свобо­ды человека обязательны для государства. Они определяют

5-167 фавовой характер и всего позитивного права, и государ­ства.

Вместе с тем значение естественного права в рамках данного типа права и государства ограничено наличием других (кроме санкционированных естественных прав и свобод человека) источников единой системы действующе­го позитивного пиава^закрепляющих отличные от прав человека как частного субъекта особые права граждани­на как публично-политического субъекта, члена государ­ства, носителя специфических публично-властных прав и обязанностей.

Такое различение прав человека и прав гражданина означает, что человек как человек — это лишь частное лицо: человек является субъектом только естественных прав, но не прав гражданина. А гражданин как публич­но-политическое лице — это и субъект естественных прав человека, и субъект особых публично-политических прав члена данного государства.

Права человека- гражданина в их соотношении с пра­вами человека негражданина (иностранца, лица без граж­данства) представляют здесь государственно-правовые привилегии.

Подобные привилегии обусловлены индивидуальным характером каждого государства (и действующей в нем системы права) как определенного способа и формы жизни именно данной конкретной совокупности свободных лю­дей, чья принадлежность к исторически определенному политико-правовому сообществу определяет и квалифици­рует их в качестве субъектов особых публичных прав и обязанностей. Такая индивидуальность всех государств (и их правовых систем) лежит и в основе суверенитета госу­дарства во внутренних и внешних отношениях.

В целом современный естественно-позитивный тип права и государства представляет собой определенный компромисс между естественным и позитивным правом, между юснатурализмом и легизмом С соответствующими достоинствами и недостатками практического и теорети­ческого характера. Внутренняя противоречивость данного типа (отсюда и различие прав человека и прав граждани­на) обусловлена тем, что последовательное (не ограничен­ное официальной властью и официальным правом) есте­ственное право предполагаем и естественное государство (типа единого космополитического государства стоиков, гражданами которого являются все люди, каждый чело­век).

Юснатурализм по сути своей отрицает как осоЬую правосубъектность гражданина, отличную от правосубъ­ектности каждого человека, так и в целом политически ог­раниченную трактовку естественных прав человека (и ее тественного права вообще) как лишь частного права, как права лишь частного лица, лишенного прав члена публич­но-политического сообщества (государства;. Так что прин- ц шиальная противоположность юснатурализма и легизма сохраняется и в тех сЬормах их практически возможного ча сегодня компромиссного сосуществования, которые ха­рактерны для современного типа права и государства.

Отмеченные тины права и государства — этничес­кий, сословный, индивидуально-политический и есте­ственно-позитивный — представляют собой историчес­ки сменяющие друг друга формы и ступени роста в раз­витии человеческой свободы от древности до современ­ности.

Продолжение прогресса свободы в будущем породит новые формы нормативно-правовой и институционально- властной организации свободы, новые типы права и госу­дарства.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: