Разработка и проведение судебной реформы 1864 презентация

Обновлено: 25.04.2024

Презентация на тему: " Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века." — Транскрипт:

1 Законодательные основы судебной реформы второй половины XIX века

2 Введение: Судебная реформа XIX века, в России реформа судебной системы и судопроизводства. Вызвана была развивавшимися в стране капиталистическими отношениями, судебная реформа отразила классовые интересы буржуазии, проводилась на основе судебных уставов, принятых 20 ноября 1864 года «Учреждение судебных установлений», уставы уголовного и гражданского судопроизводства, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями.

3 Предпосылки к разработке судебной реформы Отмена крепостного права поколебала монополию дворянства в делах местного управления и суда Проблема взяточничества в дореформенном суде. Недостатки прежней судебной реформы. Осознание необходимости перемен. Волокита принимала ужасающий характер. Некоторые дела рассматривались десятилетиями.

4 Разработка судебной реформы Предварительная работа по подготовке судебной реформы была проведена во II Отделении императорской канцелярии, начальником которого был известный николаевский сановник, граф Дмитрий Николаевич Блудов. 12 ноября 1859 г. граф Блудов представил монарху «Проект положения о судоустройстве». 10 декабря 1859 г. Д. Н. Блудов представил последний крупный проект судебной реформы – «Проект устава по преступлениям и проступкам», менявший уголовно- процессуальное право. Дмитрий Николаевич Блудов - русский литератор и государственный деятель, министр внутренних дел, управляющий Второго отделения, председатель Государственного совета Российской империи и Комитета министров.

5 19 октября 1861 г. Д. Н. Блудов представил Александру II доклад, в котором он просил, чтобы дальнейшую работу по судебной реформе взяла на себя Государственная канцелярия. Осенью 1861 года при Государственной канцелярии была создана специальная комиссия, которой было поручено завершить эту работу. В нее вошли крупнейшие юристы своего времени: А. М. Плавский, Н. И. Стояновский и др. С самого начала деятельность комиссии проходила в самых благоприятных условиях. И поспособствовал этому никто иной, как председатель Государственного совета, известный реакционер и крепостник князь Павел Павлович Гагарин.специальная В конце 1862 г. в судебные инстанции был разослан проект «Основных положений судоустройства», в котором были сформулированы новые принципы: бессословность суда, отмена системы формальных доказательств и определения об «оставлении в подозрении». Критические оценки проекта гражданского судопроизводства, «Положения о присяжных поверенных», неразрывно связанные с судоустройством и судопроизводством уголовным, ускорили обсуждение «Проекта судоустройства и судопроизводства по преступлениям и проступкам». Замечания на них поступили в гг. В них отвергался сословный принцип избрания судей. Предлагалось расширить компетенцию мировой юстиции, обеспечить ее независимость.

6 Члены специальной комиссии при Государственной канцелярии. К.П. Победоносцев Д.А. Ровинский Н.И. Стояновскии ̆ Н.А. Буцковский

7 Проведение реформы Проведение реформы : В августе 1864 года проекты судебных уставов были вынесены на обсуждение в Государственный совет, одобрены и утверждены монархом.

8 Судебные уставы 20 ноября 1864 г. включали в себя: Учреждение Судебные установления. Устав гражданского судопроизводства. Устав уголовного судопроизводства. Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Именно эти уставы составили в целом судебную реформу:

9 Принципы судопроизводства согласно судебной реформе Бессословность – решение суда не зависит от сословной принадлежности обвиняемого Гласность – на заседаниях суда могла присутствовать публика, пресса могла сообщать о ходе судебного процесса Состязательность – участие в судебном процессе прокурора (обвинение) и адвоката (защита) Выборность – мирового судьи и присяжных Независимость – на судей не могла оказывать влияние администрация

10 Уголовное и гражданское судопроизводство

11 Основные изменения в уголовном судопроизводстве отменены телесные наказания Появились новые составы преступлений (установлена уголовная ответственность за распространение сочинений, призывающих к восстанию против верховной власти, расширена ответственность за стачки). проводилось разграничение между понятиями преступления и проступка. подробное освещение основных принципов соучастия в преступлениях. Среди соучастников различались главные виновники, участники, зачинщики, сообщники, подговорщики или подстрекатели, пособники, попустители, укрыватели. Отпали такие мучительные наказания, как колесование и четвертование, но сохранились простые формы смертной казни, преимущественно повешение. Устрашение оставалось главной целью наказания, но уже изменились его формы. Шире применяются тюремное заключение, каторга, в том числе пожизненная, ссылка в Сибирь

12 Основные изменения в гражданском судопроизводстве Разбирательство гражданских дел в общих судах проходило в соответствии с принципами устности, гласности, состязательности. В суде могли участвовать адвокаты, допускалось примирение сторон. Пересмотр решений общих и мировых судов мог осуществляться в апелляционном порядке. В мировом суде рассмотрение гражданских дел проходило упрощенно.

13 Военно-судебная реформа Военные реформы х годов проходили под руководством военного министра Дмитрия Александровича Милютина. Русского военного историка и теоретика, военного министра в гг., основного разработчика и проводника военной реформы 1860-х годов. Последний из русских, носивший звание генерал-фельдмаршала.

14 Военно-судебная реформа Причины разработки военно-судебной реформы в России Переход России на капиталистический путь развития Поражение в Крымской войне, быстрый рост армий и вооружений главных капиталистических стран. Крепостнические отношения в армии, устаревший принцип комплектования 25-летний срок службы

15 Основные принципы военно-судебной реформы В соответствии с Военно- судебным уставом от 15 мая 1867 года в армии были созданы постоянные коллегиальные суды. Власть судебная принадлежала: полковым судам, военно- окружному суду. Главному военному суду с двумя его отделениями в качестве верховного кассационного органа. Полковые суды учреждались при каждом полку и состояли из штаб-офицера, как председателя, двух обер- офицеров, как членов суда. Председателя назначали на 1 год, а члены на 6 месяцев, из лиц находившихся на службе не менее 2 лет. О составе суда доносили командиру дивизии, который мог предписать заменить состав суда другим составом.

16 Итоги судебной реформы: 1. Судебная реформа Александра 2 привела к тому, что в Российской Империи появился новый суд, который был современным и отражал все ведущие тенденции в мировом судопроизводстве. 2. Суд стал отдельным институтом, независимым от других ведомств. 3. Судебные процессы стали более четко регламентированы, следствие велось достаточно быстро, исчезла путаница и затянутость, свойственная старой судебной системе. 4. Суд стал открытым и более честным.

17 Литература: Виленский Б. В. Подготовка судебной реформы 20 ноября 1864 года в России. Джаншиев Г. А. Основы судебной реформы: Сборник статей. М.: «Статут»; РАП, 2004 Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9 т., т.8, Судебная реформа. – М., Юридическая литература, 1991 История государства и права. Учебник под ред. Ю.П. Титова

Судебная реформа Александра II (1864 г)
Принципы, на которых
основывалась новая судебная
система:
Судебная власть была отделена от
административной и законодательной и
поставлена совершенно независимо от
той и другой.
независимости
гласности
В уголовных делах власть судебная
отделена от обвинительной
(прокурорского надзора), чем
устранялось влияние последней на
решение судей.
Суд (судоговорение) происходил гласно,
при открытых дверях, доступно для всякого
желающего следить за ходом дела.
Были учреждены:
состязательности
1.
прокурорский надзор (обвинительная
власть)
2. институт присяжных поверенных
3. адвокатура, которой не существовало в
старых судах.

всесословности
несменяемости судей
и следователей
Для устранения давления со стороны
административных органов полиция при
расследовании уголовных дел от участия
была устранена; следствие велось
особыми судебными органами —
судебными следователями.
Для мелких дел учреждены мировые суды
(без участия присяжных заседателей). В
самом названии их мировыми заключалось
указание, что назначение их было не
столько судить, сколько мирить, убеждать
противников к соглашению.
Судебные дела
представителей всех
сословий рассматривались в
одних и тех же судах
должность судебных следователей
была объявлена несменяемой; за
свои действия они отвечали перед
одним лишь сенатом;

Сенат
Судебная палата
(одна на несколько губерний)
Губерния
Уголовный суд
Гражданский
суд
(всякого рода уголовные преступления:
Уезд
воровство, разбой, убийство, святотатство,
преступления по должности и проч.; всякого
рода дела гражданские: тяжбы на сумму выше
500 рублей; споры о наследстве, о вводе во
владение, о материальных убытках,
нанесенных частному лицу по жалобе
потерпевшего и проч.).
Волость
Официально реформа шла в течение 35 лет, до того момента, когда
царь Николай II издал специальный указ о ее окончании (1 июля
1899г.). На деле же идеи реформы пытались реализовать вплоть до
начала Первой мировой войны, т.е. почти в течение 50 лет.
Судебная реформа была наиболее последовательной буржуазной
реформой.
Съезд мировых судей
Волостной суд
Мировой суд
(для крестьян)
(обиды, ссоры, домашние дрязги; драка,
буйство или неприличное поведение в
общественном месте; гражданские иски на
небольшие суммы.)

В отношении дисциплинарной
ответственности мировые судьи сравнены с
членами окружных судов; дисциплинарное
производство возбуждается съездами
мировых судей. Непосредственный надзор
за деятельностью мировых судей
осуществляется мировыми съездами, а
высший надзор – кассационный департамент
сената и министром юстиции

Вплоть до 1864г., а в какой-то мере и после,
сохранялась прямая или косвенная зависимость судов
от императора и исполнительных органов.
Император назначал и смещал судей основных судов,
он обладал правом помилования, утверждал составы
некоторых судов и т.д. Зависимое положение судебных
органов проявлялось и в том, что предварительно
следствие и принятие по существу решений,
касающихся дел о менее опасных преступлениях,
возлагалось на полицию, действовавшую под
непосредственным контролем губернаторов и
губернских правлений. Некоторые из приговоров
утверждались губернаторами. Судьи, кроме
выполнения судебных функций, нередко занимали и
административные должности.

Существенным недостатком дореформенных судов
была их сословность.
Длившаяся в течение многих десятилетий
эволюция судебных учреждений (в конце 18 века)
привела к тому, что практически каждая
социальная прослойка в обществе приобрела свои
суды. Существовали особые суды для крестьян,
горожан, дворян, специальные коммерческие,
совестные, межевые и иные суды.

Подготовка судебной реформы шла более 10
лет. Еще в 1861 г. Государственному совету
представили более десятка законопроектов с
предложениями изменений судебной системы, а
в 1862 г. в суды был разослан проект
преобразований, который был создан
комиссией, которую возглавлял статс-секретарь
Госсовета С.И. Зарудный

5. Подготовка

Подготовка судебной реформы
шла более 10 лет. Еще в 1861 г.
Государственному совету
представили более десятка
законопроектов с
предложениями изменений
судебной системы, а в 1862 г. в
суды был разослан проект
преобразований, который был
создан комиссией, которую
возглавлял статс-секретарь
Госсовета С.И. Зарудный

6. Проект состоял из трех частей: судоустройство, гражданское и уголовное судопроизводство.

Особенности проекта:
Бессословность.
Отмена системы формальных доказательств.
Отделение суда от администрации.
Установление состязательности, гласности.
Отделение судебной власти от обвинительной.
Введение института присяжных заседателей и
адвокатуры.

7. 20 ноября 1864 года царь Александр II подписал Указ Правительствующему Сенату, утвердивший четыре основных законодательных

акта:
Учреждение судебный установлений;
Устав уголовного судопроизводства;
Устав гражданского судопроизводства;
Устав о наказаниях, налагаемых мировыми
судьями.

Согласно этим уставам, создавались две судебные
системы: местные (волостные, мировые суды,
мировые судьи и их съезды) и общие (окружные,
создаваемые для нескольких уездов), судебные
палаты по уголовным и гражданским делам,
которые распространяли свою деятельность на
несколько губерний, кассационные (по уголовным
и гражданским делам) департаменты Сената.

9. Деятельность мировых судей

Они избирались уездными
земскими собраниями и
городскими думами. Мировой
округ состоял из уезда и
входящих в него городов. Он
делился на мировые
участки с деятельностью в
них мировых судей. Съезды
мировых судей были обязаны
рассматривать кассационные
жалобы и протесты и
окончательно решать дела,
которые начали участковые
мировые судьи.

В гражданско-правовой сфере на них
возлагалось рассмотрение дел по личным
обязательствам и договорам (на сумму до 300
рублей), дел, связанных с возмещением за
ущерб на сумму не свыше 500 рублей, исков за
оскорбление и обиду, дел об установлении прав
на владение.

11. Суд присяжных заседателей

На их суд предлагались дела “о преступлениях и
проступках, влекущих за собой наказания,
соединенные с лишением всех прав состояния, а
также всех или некоторых особенных прав и
преимуществ.”

Присяжным заседателем могли стать лица в
возрасте от 25 до 70 лет, обладающие цензом
осёдлости (2 года). Не могли быть присяжными
заседателями священники, профессиональные
юристы, учителя, военные, наемные рабочие и
прислуга.

13. Институт следователей

Он учреждался при окружных судах,
следователи должны были под надзором
прокуратуры вести предварительное
расследование преступлений на участках,
которые были закреплены за ними.
Важное в реформе: она отделила
предварительное следствие от судебного
расследования. Расследование делилось на
генеральное (предварительное, без
предъявления обвинения) и специальное
(формальное, с предъявлением обвинения).

14. Судебные палаты

На них возлагались дела по жалобам (протестам) на
приговоры окружного суда, дела о государственных
и должностных преступлениях по 1-ой инстанции.
Дела рассматривались при участии:
губернского и уездного предводителей дворянства;
городского головы губернского города;
волостного старшины.
Судебные палаты являлись апелляционной
инстанцией по делам окружных судов,
рассмотренных без участия присяжных
заседателей. Они могли заново рассматривать уже
решённое дело.

15. Кассационные департаменты Сената

Они рассматривали жалобы и протесты на нарушение
законов, просьбы о пересмотре приговоров (по вновь
открывшимся обстоятельствам), вошедших в законную
силу, дела о служебных преступлениях.
Через несколько лет, в 1872 г., было учреждено также особое
присутствие Сената, которое рассматривало политические
дела особой важности. Политические процессы 1870-х годов
показали, что суд перестал служить опорой существующего
в России строя. Особенно ясно это проявилось в оправдании
Веры Засулич, которая стреляла в петербургского
градоначальника Ф.Ф. Трепова. Суд присяжных полностью
оправдал Засулич. Поэтому последовала серия
законодательных актов, которая изменяла Уставы 1864 г.
Департаменты Сената были кассационными органами для
всех местных и общих судов России. Они могли
рассматривать любое дело, решенное в низших инстанциях
с нарушением порядка.
Кроме того, был создан новый институт –
адвокатура. Руководящим органом коллегии адвокатов
являлся Совет присяжных поверенных.

17. Значение судебной реформы

Судебная реформа 1864 г. была наиболее
последовательной и прогрессивной.
Она утверждала:
Равенство граждан перед законом.
Несменяемость судей и независимость их от
администрации.
Гласность судопроизводства.
Состязательность судопроизводства (обвинениезащита);
Учреждение адвокатуры (присяжных поверенных);
Учреждение института присяжных заседателей для
рассмотрения сложных уголовных дел.
Создание системы быстрых и бесплатных мировых
судов.

Но у нее были недостатки и ограничения,
связанные с
компетенцией суда присяжных;
особым порядком предания суду должностных
лиц;
относительной (а не полной) независимостью
судей от администрации (министр юстиции
назначал судей по своему усмотрению);
сохранением сословных судов (для крестьян,
духовенства, высших чиновников и военных).

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Судебная реформа Александра II. Презентация на заданную тему содержит 4 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500

Судебная реформа Александра 2 (реформа 1864 года) – комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в Российской Империи. Судебная реформа Александра 2 (реформа 1864 года) – комплекс мер по совершенствованию системы судопроизводства, судоустройства, предусматривающий создание новой, более современной судебной системы в Российской Империи. Целью Александра 2 было создание более совершенного суда, который бы мог работать вдвое эффективнее, принимать более честные и справедливые решения в отношении всех категорий граждан, вне зависимости от их сословия.

Одной из самых важных частей реформы было появление суда присяжных и становления суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской. Одной из самых важных частей реформы было появление суда присяжных и становления суда независимым институтом. Судебная власть была полностью отделена от административной и полицейской. Еще одним достижение стала независимость суда от сословия. Каждый человек имел равные права. Суд стал более честным. Судебная реформа Александра 2 привела к появлению в Российской Империи совершенно нового типа судебной системы, которая была более современная, отражала все мировые тенденции и заложила демократические принципы в судопроизводстве. Суд полностью отделился от других ветвей власти и стал независимым.

Презентация на тему: " Тема: Судебная реформа 1864 года. Судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. ознаменовали проведение судебной реформы, подготовка которой проходила с конца." — Транскрипт:

1 Тема: Судебная реформа 1864 года

2 Судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. ознаменовали проведение судебной реформы, подготовка которой проходила с конца 1861 г. В историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути буржуазной модернизации России. Центральный элемент реформы введение суда присяжных. Реформа обеспечивала гласность, состязательность и безосословность судопроизводства. Судебные Уставы от 20 ноября 1864 г. ознаменовали проведение судебной реформы, подготовка которой проходила с конца 1861 г. В историографии считается наиболее крупным преобразованием на пути буржуазной модернизации России. Центральный элемент реформы введение суда присяжных. Реформа обеспечивала гласность, состязательность и безосословность судопроизводства.

3 Судебные Уставы 20 ноября 1864 г. состоят из 4 частей: 1) устав гражданского судопроизводства, 2) устав уголовного судопроизводства, 3) учреждение судебных установлении и 4) устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Здесь даются только наиболее важные статьи из 2-й и 3-й частей.

4 Суд Мировой суд Коронный Мировой суд Коронный (государственный) суд (государственный) суд Дела, связанные с мелкими правонарушениями и незначительными исками (до 500 рублей). Этот суд был выборным, максимально упрощённым и не требовал от обращавшихся в суд, людей, никаких денежных затрат. Дела, связанные с мелкими правонарушениями и незначительными исками (до 500 рублей). Этот суд был выборным, максимально упрощённым и не требовал от обращавшихся в суд, людей, никаких денежных затрат. Суд проходил гласно. Суд проходил гласно. Мировой судья слушал дело и сразу выносил приговор: штраф (не более 300 рублей) или арест (до 6 месяцев). Мировой судья слушал дело и сразу выносил приговор: штраф (не более 300 рублей) или арест (до 6 месяцев). Действовал от лица государства и являлся частью государственной системы. Действовал от лица государства и являлся частью государственной системы. Мировой и коронный суд были полностью независимы друг от друга Мировой и коронный суд были полностью независимы друг от друга

5 Сравнение дореформенного и после реформенного суда «Черна в судах неправдой чёрной…» «Черна в судах неправдой чёрной…»А.С.Хомяков Суд осуществлялся при закрытых дверях Суд осуществлялся при закрытых дверях Подсудимый узнавал о результате приговора только из приговора Подсудимый узнавал о результате приговора только из приговора Судейские чиновники были зависимы от вышестоящего начальства Судейские чиновники были зависимы от вышестоящего начальства Следствие вели представители полиции Следствие вели представители полиции Строжайший контроль над судами вёл Сенат, принимавший и рассматривавший кассации, а так же прокурорский надзор, подчинённый министру юстиции Строжайший контроль над судами вёл Сенат, принимавший и рассматривавший кассации, а так же прокурорский надзор, подчинённый министру юстиции Суд проходил гласно, был открыт для посетителей Суд проходил гласно, был открыт для посетителей Исход суда определялся присяжными заседателями Исход суда определялся присяжными заседателями Россия была поделена на судебные округа, границы которых не совпадали с границами губерний. Судьи и следователи стали несменяемыми, что делало их независимыми Россия была поделена на судебные округа, границы которых не совпадали с границами губерний. Судьи и следователи стали несменяемыми, что делало их независимыми Следствие вели деятели судебного ведомства – следователи Следствие вели деятели судебного ведомства – следователи

6 19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жителей, которые: во-первых, имеют не менее 25 лет отроду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если притом они сами, или их родители, или жены владеют недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, и в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей. 19. В мировые судьи могут быть избираемы те из местных жителей, которые: во-первых, имеют не менее 25 лет отроду; во-вторых, получили образование в высших или средних учебных заведениях или выдержали соответствующее сему испытание, или же прослужили не менее трех лет в таких должностях, при исправлении которых могли приобрести практические сведения в производстве судебных дел, и, в-третьих, если притом они сами, или их родители, или жены владеют недвижимым имуществом, ценою не ниже пятнадцати тысяч рублей, и в городах недвижимою собственностью, оцененною для взимания налога в столицах не менее шести тысяч, в прочих же городах не менее трех тысяч рублей. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет отроду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели. 81. Присяжные заседатели избираются из местных обывателей всех сословий: во-первых, состоящих в русском подданстве; во-вторых, имеющих не менее 25 лет и не более 70 лет отроду и, в-третьих, жительствующих не менее двух лет в том уезде, где производится избрание в присяжные заседатели.

7 Устав уголовного судопроизводства Устав уголовного судопроизводства 1. Никто не может быть наказан за преступления или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу. 1. Никто не может быть наказан за преступления или проступки, подлежащие ведомству судебных мест, не быв присужден к наказанию приговором надлежащего суда, вошедшим в законную силу. 6. Приговор постановляется не иначе, как по проверке и дополнении в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием. 6. Приговор постановляется не иначе, как по проверке и дополнении в заседании суда доказательств, обнаруженных предварительным следствием. 7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично. 7. Заседания, кроме случаев, указанных в законе, происходят публично. 17. Различие подсудности по сословиям отменяется. 17. Различие подсудности по сословиям отменяется.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: