Размер репараций германии и принципы политики в отношении нее суд над конференция

Обновлено: 18.04.2024

17 июля - 2 августа 1945 года в пригороде Берлина прошла Потсдамская конференция, где собрались главы стран антигитлеровской коалиции для обсуждения послевоенного устройства мира. Советскую делегацию возглавлял Иосиф Сталин, американскую после смерти Франклина Рузвельта в апреле — президент Гарри Трумэн, английскую - премьер-министр Уинстон Черчилль, а с 28 июля после победы на парламентских выборах лейбористской партии Клемент Эттли. В работе конференции также приняли участие министры иностранных дел, военные советники и эксперты.

Потсдамская конференция и принятые на ней решения стали развитием договоренностей, достигнутых на Ялтинской конференции 1945 года.

Разоружение Германии

Центральное место в работе конференции заняла германская проблема.

Было достигнуто соглашение о полном разоружении и демилитаризации Германии, упразднении всех ее вооруженных сил, ликвидации военной промышленности, а также уничтожение национал-социалистской партии и подконтрольных ей организаций, предотвращение всякой нацистской и милитаристской деятельности или пропаганды в стране. Военные преступники предавались суду. Но союзники указывали, что "не намерены уничтожать или ввергнуть в рабство немецкий народ". Предусматривалась реконструкция политической жизни Германии на демократической основе. Учреждались органы самоуправления по всей стране, хотя центрального правительства было решено пока не создавать.

Система четырехсторонней оккупации Германии

На конференции была окончательно согласована система четырехсторонней оккупации Германии, которая должна была служить ее демилитаризации и демократизации; предусматривалось, что на время оккупации верховная власть в Германии будет осуществляться главнокомандующими вооруженными силами СССР, США, Великобритании и Франции, каждым в своей зоне оккупации

Дискуссии развернулись вокруг вопроса о репарациях с Германии. В конечном итоге, был одобрен позональный принцип взимания репараций — каждой державой из своей зоны оккупации. Кроме этого, для СССР было предусмотрено частичное получение репараций из западных зон. СССР обязывался передать часть репараций Польше. Военно-морской флот Германии делился в равных пропорциях между тремя державами-победительницами. Делился и торговый флот.

Новая польско-германская граница

Потсдамским соглашением была определена новая польско-германская граница по линии Одер — Западная Нейсе, установление которой было подкреплено решением конференции о выселении немецкого населения, оставшегося в Польше, а также в Чехословакии и Венгрии. Американская и британская делегации подтвердили также свое согласие о передаче СССР города Кенигсберга (с 1946 года Калининграда) с прилегающими территориями.

Война с Японией

Участники конференции обсудили проблему участия СССР в войне с Японией. Сталин заявил, что Советский Союз будет готов открыть боевые действия в середине августа.

Неоднозначные последствия

Переговоры в Потсдаме имели неоднозначные последствия и показали, что между союзниками имеются разногласия. Тем не менее, сохранялась возможность разрешать их путем компромиссов. Конференция подвела черту под шестилетним периодом мировой войны. Однако впоследствии сотрудничество стран антигитлеровской коалиции уступило место холодной войне.

На конференции возник новый фактор, кардинально изменивший представление о будущей безопасности. За несколько дней до встречи в Берлине в США прошли первые успешные испытания ядерного оружия . Они преследовали двоякую цель — с одной стороны, показать Японии, что ее ожидает в случае продолжения войны, а, с другой, продемонстрировать американскую мощь перед Советским Союзом, что могло побудить его согласиться с американской точкой зрения по широкому кругу международных вопросов.

Основные события 1945 года

4-11 февраля Ялтинская конференция с участием Рузвельта, Черчилля и Сталина, на которой были определены послевоенные границы Польши, было принято принципиальное решение о разделе Германии на оккупационные зоны. Советский Союз взял на себя обязательство вступить в войну с Японией после окончания войны в Европе. Была достигнута договоренность о том, что после победы над Японией он получал Курильские острова и Южный Сахалин. Получила развитие идея создания ООН.

25 марта - 21 июня Окинавская операция (кодовое наименование "Айсберг") - десантная операция американских вооруженных сил по захвату японского острова Окинава.

5 апреля СССР денонсирует Пакт о нейтралитете, заключенный с Японией 13 апреля 1941 года.

12 апреля В США умер президент Франклин Рузвельт. Новым президентом США становится вице-президент Гарри С. Трумэн.

25 апреля В Сан-Франциско (штат Калифорния, США) открылась учредительная конференция Организации Объединенных Наций. На заключительном этапе представители 51 государства подписывают Устав ООН.

2 мая Советские войска взяли Берлин.

8 мая В Германии, в пригороде Берлина, Кейтель и другие немецкие генералы подписывают акт о капитуляции в присутствии маршала Жукова и представителей командования союзных войск.

6 июня СССР учреждает в советской зоне оккупации Германии Советскую военную администрацию во главе с маршалом Жуковым.

Начало июля Вслед за СССР в своих оккупационных зонах в Берлине размещаются США, Великобритания и Франция.

16 июля В США прошли первые испытания ядерного оружия.

17 июля - 2 августа Потсдамская конференция в Германии с участием Сталина, Трумэна, Черчилля и Эттли.

6 августа Американский бомбардировщик сбрасывает атомную бомбу на японский город Хиросима.

8 августа Советское правительство вручило японскому послу в Москве документ об объявлении войны.

9 августа СССР вводит войска в Маньчжурию.

Американцы сбрасывают атомную бомбу на японский город Нагасаки.

12 августа Советские войска оккупировали северную часть Кореи.

14 августа Заявление правительства Японии о принятии условий Потсдамской декларации.

Подписание договора о дружбе и союзе между СССР и Китаем.

16 августа СССР и Польша подписывают Договор о признании новой советско-польской границы.

2 сентября Подписание акта о капитуляции Японии на борту американского линкора "Миссури". Корея будет разделена на американскую и советскую зоны оккупации до образования демократического правительства. Внешнюю Монголию контролирует СССР, а Китай получает власть над Внутренней Монголией, Маньчжурией, островами Формоза (современный Тайвань) и Хайнань. Американский генерал Макартур наделен чрезвычайными полномочиями в Японии до дальнейших распоряжений правительства США.

Провозглашение Демократической Республики Вьетнам.

3 ноября Объединенный разведывательный комитет представил на рассмотрение Комитета начальников штабов США план нанесения ядерных бомбовых ударов по 20 городам СССР.

11 ноября Национальный фронт маршала Тито побеждает на выборах в югославскую Конституционную ассамблею.

20 ноября В Нюрнберге (Германия) открывается судебный процесс, на котором 24 высших нацистских руководителя предстают перед Международным военным трибуналом союзных держав (закончился 1 октября 1946 года).

29 ноября Провозглашение Федеративной Народной Республики Югославия.

16 - 26 декабря Московское совещание министров иностранных дел СССР, США и Великобритании. Подготовка мирных договоров с Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией.

Берлинская (Потсдамская) конференция проходила с 17 июля по 2 августа 1945 г. В третий раз за одним столом переговоров встретились И. В. Сталин и У. Черчилль. Американскую делегацию возглавлял новый президент США Гарри Трумэн (1884-1972). Но в Англии 5 июля состоялись парламентские выборы, победу одержала лейбористская партия, и с 28 июля английскую делегацию возглавил в качестве премьер-министра лидер лейбористов Клемент Эттли (1883-1967).

Ситуация середины июля 1945 г. существенно отличалась от ситуации середины февраля, когда принимались ялтинские решения. Военные действия в Европе окончились. Начался период оккупации Германии и ее бывших сателлитов. Ф. Рузвельта, который надеялся на установление долгого и прочного мира, базирующегося на послевоенном сотрудничестве великих держав — участников антигитлеровской коалиции, на посту президента США сменил лидер правого крыла демократической партии, ярый антисоветчик Г. Трумэн.

И Трумэн, и Черчилль на исходе Второй мировой войны рассматривали СССР как потенциального противника. Примерно так же смотрел на союзников по антигитлеровской коалиции и Сталин. Поэтому лидеры «Большой тройки» ехали в Потсдам с другими настроениями, нежели в Ялту. Причем Трумэн находился в преддверии испытания атомной бомбы (оно было произведено 16 июля 1945 г.), на которую возлагались очень большие надежды. Все это прямо повлияло и на ход конференции, и на ее решения.

Потсдамская конференция, в отличие от Версальской, не была «мирной». На ней не предполагалось выработки условий мирного договора с Германией и ее союзниками, она должна была или подтвердить и конкретизировать ялтинские договоренности, или отвергнуть их. И дискуссия по германскому вопросу, которая развернулась в Потсдаме, отличалась от той, которая проходила в Ялте. Ее главное отличие заключалось в том, что основные политические, территориальные, административные, экономические проблемы были уже обговорены и отчасти согласованы в Крыму. В Потсдаме должны были быть выработаны общие принципы проведения координированной политики союзников и механизм их реализации. Решения Потсдамской конференции (в отличие от решений, принятых в Ялте) должны были быть доведены до населения Германии.

Германский милитаризм и нацизм будут искоренены, и союзники, в согласии друг с другом, сейчас и в будущем, примут и другие меры, необходимые для того, чтобы Германия никогда больше не угрожала своим соседям или сохранению мира во всем мире. ».

Таким образом, немцы уже 3 августа 1945 г. получили возможность изучить и оценить главные решения, принятые в Потсдаме, причем оценки изначально были диаметрально противоположными. Принципиальные решения конференции относительно будущего Германии касались сути оккупационной политики, проблем границ и репараций.

Оккупация была признана необходимой мерой, носящей временный (но не оговоренный конкретными сроками) характер. Ее главными целями провозглашались: полное разоружение и демилитаризация Германии; уничтожение нацистской партии, ее филиалов и подконтрольных организаций, отмена нацистских законов, запрет пропаганды нацизма и милитаризма; подготовка реконструкции германской политической жизни на демократической основе (разрешение деятельности демократических партий и профсоюзов, создание органов местного самоуправления, разрешение свободы слова, печати и деятельности религиозных учреждений); децентрализация экономики.

То есть были сформулированы принципы и задачи, которые позже получили название политики «четырех Д»: «демилитаризация», «денацификация», «демократизация» и «декартелизация». Это были колоссальные задачи, которые никогда не ставили перед собой победители всех предыдущих войн. Само понятие «оккупация» приобрело качественно новое содержание.

Верховная власть в Германии должна была осуществляться главнокомандующими вооруженных сил СССР, США, Англии и Франции. Причем в своей зоне оккупации каждый главнокомандующий действовал по инструкциям своего правительства. Вопросы, затрагивающие Германию в целом, должны были обсуждаться совместно. Для этого было предусмотрено создание из 4 главнокомандующих специального органа — Союзного Контрольного Совета (СКС).

Надо подчеркнуть, что советская делегация внесла проект о создании центральной германской администрации, которая должна была действовать под руководством СКС. Но после дискуссии по этому вопросу было решено: «Пока не будет учреждено никакого центрального германского правительства». Некоторые историки считают такое решение «роковым» с точки зрения дальнейшего развития событий, полагая, что именно оно во многом предопределило раскол Германии.

Однако союзники прекрасно понимали, что, опираясь только на оккупационные войска, без помощи самих немцев, они не смогут решить ни одну из задач политики «четырех Д». Поэтому в ряде пунктов Протокола Потсдамской конференции говорилось о том, что будет «создан германский административный аппарат. будут учреждены некоторые существенно важные центральные германские административные департаменты. в частности, в областях финансов, транспорта, коммуникаций, внешней торговли и промышленности». То есть в Протоколе был, в общем-то, обозначен путь формирования центрального, демократического по своей сути, германского правительства, с которым можно будет подписать мирный договор.

В Потсдаме с новой остротой встал вопрос о Польше и ее границах, а стало быть, и о границах Германии. По восточной границе дискуссий больше не было. Но Ялтинская формула о «существенном приращении территории Польши на севере и на западе» была весьма расплывчатой. Поэтому 20 июля 1945 г. В. М. Молотов вручил своим коллегам А. Идену и Джеймсу Френсису Бирнсу (1879-1972) «Предложение делегации СССР о западной границе Польши», в котором предлагалась следующая линия границы (с севера на юг): «западнее Свинемюнде до реки Одер с оставлением г. Штеттина на стороне Польши, далее вверх по течению реки Одер до устья реки Зап. Нейсе и отсюда по реке Зап. Нейсе до чехословацкой границы».

Это предложение вызвало бурную дискуссию. У. Черчилль и Г. Трумэн не хотели соглашаться с такими границами, когда Германия должна была потерять четверть всех обрабатываемых сельхозугодий (в границах 1937 г.), и где жило до войны около 8 млн немцев; когда Германия теряла, а Польша получала исторические немецкие территории, включая старинный город Бреслау.

Однако с 28 июля английскую делегацию возглавил новый премьер-министр Англии — К. Эттли, и на заседании глав правительств 31 июля западные союзники уступили нажиму Сталина, они фактически согласились с точкой зрения советской стороны о западных границах Польши. У. Черчилль потом говорил, что это была непростительная уступка, и что если бы он остался в Потсдаме, он устроил бы Сталину «скандал», но не допустил бы такой формулировки Протокола конференции.

Границы Германии серьезно менялись и в результате передачи Советскому Союзу г. Кенигсберга с прилегающим районом (ныне это г. Калининград и Калининградская область РФ). Это также было одним из «спорных» решений конференции. СССР получал территорию площадью 15,1 тыс. кв. кмв. Притязания Сталина на то, что это исконно русские земли, звучали малоубедительно: в любом довоенном советском географическом словаре писалось о Кенигсберге, как о «старинном немецком городе, основанном в 1255 г.».

В историографии и в политике было много споров о том, справедливы или нет решения о границах, принятые в Потсдаме. Споры ушли в прошлое, ибо Договорами 1970 и 1990 гг. границы признаны нерушимыми. Но тогда, в 1945 г., Германия теряла (по сравнению с границами 1937 г.) примерно 25 % сельскохозяйственных угодий, 17 % каменноугольных месторождений и 6,4 % промышленных сооружений. Причем было решено, что старинная земля Пруссия должна быть ликвидирована «как источник войн и агрессии в прошлом».

Вопрос о границах был тесно связан с вопросом о насильственном выселении немцев. Согласно Протоколу Потсдамской конференции они подлежали выселению из Польши, Венгрии и Чехословакии. Судьба немцев в отдаваемом Советскому Союзу Кенигсберге и прилегающем районе вообще официально не оговаривалась. Но было очевидно, что и их ждет депортация. Западные союзники не могли не понимать, что с территорий, оккупированных Советской Армией, депортация будет осуществлена самым безжалостным способом, но, тем не менее, дали свое согласие. Правда, были сделаны оговорки о том, что выселение немцев должно осуществляться как можно более «гуманно». Но именно эти жестоко изгнанные немцы (точного, общепризнанного числа нет, данные колеблются от 7,8 млн до 12 млн человек, причем из Кенигсберга многие поехали не на Запад, а в Сибирь) стали первыми жертвами одного из «спорных» решений Потсдамской конференции.

Проблема репараций оказалась в Потсдаме самой дискуссионной. Казалось бы, в Ялте было согласовано почти все, была создана специальная союзническая комиссия для разработки конкретного плана взимания репараций. Однако в Потсдаме западные делегации совершают поворот на 180 градусов, убеждая Сталина в том, что сумма в 20 млрд долларов чрезмерна, так как Германия теряет большие земли, а разрушения германской промышленности слишком велики.

Советская делегация выказала готовность к снижению общей суммы репараций, выдвигались различные компромиссные варианты. В конечном счете, была принята формула, предложенная госсекретарем США Дж. Бирнсом: общая сумма репараций не оговаривается; изъятия производятся из собственных зон оккупации; СССР в дополнение получит из западных зон примерно 25 % демонтированного там оборудования; репарации же для Англии, США, Франции и др. стран, которые имели на это право, будут взиматься из западных зон и соответствующих германских вложений за границей.

Оценивая решения, принятые в Потсдаме по проблеме репараций, их выгодность или невыгодность для победителей и побежденных, надо учесть тот факт, что Сталин за столом переговоров в Потсдаме после всех претензий и дебатов о суммах, формах и сроках репараций, вдруг заявил о том, что отказывается от золота, от германских инвестиций по всему миру и согласен на репарационные изъятия только из Восточной Германии.

Этому факту долго не было внятного объяснения. Лишь в начале 1990-х г. российскому исследователю П. Н. Кнышевскому удалось найти и опубликовать ранее строго засекреченные документы, из которых стало очевидно, что пока «Большая тройка» заседала в Потсдаме, репарационные поставки из Восточной Германии уже шли в СССР полным ходом. И если в первые месяцы оккупации царила большая неразбериха и преобладала стихия, то на второе полугодие 1945 г. уже был установлен жесткий план по вывозу немецкого оборудования и материалов: не менее 3 млн 600 тыс. т по железной дороге, и не менее 1 млн 200 тыс. т морским путем.

В многолетнем споре историков об оценке выгодности для Советского Союза взимания репараций так, как это было решено в Потсдаме, видимо, более прав П. Н. Кнышевский, который считает, что для сталинского режима бесконтрольный вывоз из своей зоны оккупации был наиболее приемлемым вариантом. Ведь трофейные команды, созданные еще в 1941 г., в апреле 1943 г. были преобразованы в Трофейные войска. Их численность в 1945 г. составляла 34 тыс. человек, было создано еще 5 специальных эвакопоездов с командами по тысяче человек. Таким образом, это была целая правительственная армия.

Что касается немцев, то они, при всех больших потерях от репараций, благодаря такому способу их взимания (демонтаж), смогли через несколько лет после войны модернизировать свою промышленность и сельское хозяйство, а вывезенное в СССР оборудование еще долго работало, будучи давно морально устаревшим.

Проблема мирного договора с Германией детально в Потсдаме не обсуждалась. Она была возложена на Совет министров иностранных дел (СМИД), который учреждался по настоянию американской стороны вместо Европейской консультативной комиссии для подготовки мирных договоров с бывшими вражескими европейскими государствами. В состав СМИД должны были войти представители пяти великих держав — постоянных членов Совета Безопасности ООН: США, Англии, Франции, СССР и Китая.

Много споров вызвала проблема контроля над Руром. Он был средоточием германской угольной и металлургической промышленности (до войны там добывалось 82 % немецкого угля, производилось около 70 % чугуна и стали). Рур оказался в английской зоне оккупации, а его роль, с учетом того, что Силезия переходила к Польше, возрастала многократно. Но советское предложение о передаче Рура под совместный контроль США, Великобритании, СССР и Франции натолкнулось на упорное сопротивление министра иностранных дел Англии Эрнеста Бевина (1881-1951). В конечном итоге Сталин и Трумэн согласились передать вопрос на рассмотрение в Совет министров иностранных дел. Это была одна из немногих позиций, по которым Сталин уступил своим западным партнерам. Не удалось добиться установления четырехстороннего контроля над Руром и впоследствии.

На протяжении всей конференции обсуждался вопрос о судьбе германского флота, поскольку в его решении были заинтересованы все, и прежде всего — СССР, который потерял очень много военных и других кораблей. Относительно флота, как и относительно контроля над Руром, западные державы в Потсдаме «переиграли» Сталина: все конкретные вопросы должна была подготовить специальная военно-морская комиссия из представителей трех держав, причем из своей доли СССР должен был выделить часть судов для Польши. Но в целом вопрос был решен в духе представлений союзников о демилитаризации Германии: у нее оставались только суда, плавающие внутри страны и суда берегового плавания. Германский флот впоследствии был разделен следующим образом. Военные надводные корабли: Англии — 148, США — 149, СССР — 155. Из сохранившихся 195 подлодок 165 были уничтожены союзниками, а 30 разделены поровну. Из сохранившихся 1339 вспомогательных судов Англии было передано 397, США — 441 и СССР — 501.

Вопрос о главных военных преступниках в принципе был для союзников ясен: они должны предстать перед судом народов. В Лондоне с 28 июня 1945 г. шли переговоры между представителями Англии, США, СССР и Франции о преследовании и наказании главных военных преступников. В итоге переговоров 8 августа 1945 г. было подписано соглашение, в соответствии с которым учреждался Международный военный трибунал.

Таковы были основные решения Потсдамской конференции по германскому вопросу. Сразу после окончания конференции, ее основные решения были направлены в Париж, совместно с предложением к Франции присоединиться к ним. Французское правительство 7 августа 1945 г. дало на эти решения свое принципиальное согласие, с рядом оговорок. Но уже 28 июля 1946 г. премьер-министр Франции Жорж Бидо (1899-1983) заявил о том, что Франция якобы не присоединялась к решениям, принятым в Потсдаме, а лишь согласилась с положениями об основных целях оккупации.

Однако суть германского вопроса победителями не была сформулирована; его четкой, общепризнанной дефиниции так никогда и не возникло. В Потсдаме победители договорились лишь о принципах, которыми они должны были руководствоваться в отношении Германии в начальный период оккупации. Предполагалось, что эти принципы лягут в основу мирного договора или будут заменены новыми четырехсторонними соглашениями.

Здесь трудно не согласиться с мнением выдающегося американского политолога и историка, бывшего госсекретаря США Г. Киссинджера, который писал в книге «Дипломатия» о том, что «Потсдам почти ничего не решил. Многое осталось недоделанным и в подвешенном состоянии, и, как это часто бывает, когда главы государств неспособны договориться, наиболее жгучие проблемы были переданы министрам иностранных дел для дальнейшего обсуждения».

С 1945 г. в историографии идет спор о справедливости решений, принятых по отношению к Германии в Ялте и Потсдаме. Но, прежде чем спорить о справедливости, надо помнить о том, что развязанная нацистами война длилась 6 лет и унесла около 60 млн жизней. В концлагерях и других местах массового уничтожения было уничтожено около 12 млн человек, из них в ходе Холокоста — б млн евреев (треть всего еврейского народа). Около 14 млн граждан европейских стран (в том числе — более 4 млн советских) были насильственно угнаны в Германию, где они занимались принудительным, по сути рабским, трудом.

Беспрецедентный размах преступлений (для которых не было тогда — нет и сегодня — ни оправданий, ни рациональных объяснений), в которых было замешано большинство взрослых немцев, требовал беспрецедентных решений от победителей. Они и были приняты в Потсдаме. Надо подчеркнуть, что по отношению к главным союзникам Германии — Италии и Японии — характер принятых решений был совершенно иным.


С 17 июля 1945 г. в Потсдаме проходила последняя встреча глав Советского Союза, Америки и Англии в ходе Второй мировой войны. Длилась до 2 августа. На встрече была поставлена точка в борьбе с нацистской Германией.

В конференции участвовали страны-союзницы в борьбе с гитлеровской Германией: СССР, США и Великобритания. Руководил советской делегацией И.В. Сталин, американской — Г.Трумэн, а английской изначально У.Черчилль, а после 27 июля — К.Эттли. Вместе с лидерами государств присутствовали и руководители внешнеполитических ведомств.

Личные отношения между членами Большой тройки были крайне напряженными, но все противоречия были отодвинуты ради достижения цели. Известен разговор Трумэна и Сталина, в котором руководитель США “случайно” упомянул о создании американцами атомной бомбы, желая разозлить главу СССР. Реакция Сталина была абсолютно спокойной, что очень удивило Трумэна. Дело в том, что для Иосифа Виссарионовича это не стало неожиданностью — сработала разведка.

Причинами созыва явились:

· освобождение оккупированных территорий в Европе;

· отсутствие управления в Германии.

Данная конференция стала третьей по счету в ходе Второй Мировой войны. Основными целями были:

· устройство Европы после войны;

· дальнейшая судьба Германии.

Основные решения потсдамской конференции:

· Германия и сам Берлин были поделены на четыре оккупационные зоны. В разделе участвовали: СССР, США, Англия и Франция.

· Решение о созыве Международного военного трибунала. Его цель — суд над главными военными преступниками. Трибунал начал свою работу в ноябре 1945 года.

· Советскому союзу отходил город Кенигсберг. Сейчас это город Калининград.

· Для урегулирования внутренней политики Германии было принято решение 4 “Д”:

o Денацификация — ликвидация нацистской партии.

o Демилитаризация — разоружение Германии, налаживание производства на мирные цели.

o Демонополизация — ликвидация монопольной системы.

o Демократизация — запрещенные Гитлером партии были вновь легализованы.

· СССР дал обязательство продолжить борьбу против Японии.

Потсдамская конференция 1945 года подтвердила предварительные договоренности встречи в Ялте.

Главными итогами встречи стали:

· смещение западных территорий Германии до линии Одер-Нейсе. Это сократило территорию страны на 1/4;

· окончательное решение дельнейшей судьбы Германии;

· продолжение участия СССР во Второй Мировой войне. Она закончилась только после победы над Японией;

· присоединение к СССР части Восточной Пруссии.

Победа СССР над гитлеровской Германией стала переломной в ходе Второй мировой войны. Главы США и Великобритании вынуждены были считаться с лидирующей позицией Советского Союза. Но после победы над Японией и окончания войны, между странами был опущен “Железный занавес” из-за противоречия капиталистической и социалистической политических систем. В историю это событие вошло, как Холодная война.

Три четверти века после Потсдамской конференции: рассчиталась ли Германия за войну?

Потсдамская конференция — последняя встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — открылась 75 лет назад в окрестностях Берлина. На ней победители договаривались о новых границах в Европе, переустройстве Германии, ее демилитаризации, денацификации и долгах. Финансовый вопрос оказался одним из самых острых: полностью он не исчерпан до сих пор. И спустя десятилетия, наряду со странами, удовлетворенными репарациями, есть те, кто уверен: жестокости Третьего рейха требуют гораздо большего возмещения.В деньгах.

Триллион для пана

Вопрос о том, сколько взыскать с Третьего рейха, союзники обсуждали еще на конференции в Ялте в феврале 1945-го. В Потсдаме к нему вернулись снова, и тогда же порядок выплат подчинили детально проработанным правилам. Победители получили право взимать репарации с занятых ими в Германии зон. Для СССР сделали исключение: стране, больше других пострадавшей от нацизма, передали 10% промышленных мощностей Западной Германии, где у Красной армии оккупированных территорий не было. Кроме того, Москва получила право в особом порядке уладить финансовый вопрос с Варшавой. Cпустя десятилетия выяснилось, что восточноевропейская страна считает себя обделенной. Ведь в начале 1950-х СССР добился от поляков согласия не требовать большей части немецких денег.

Претензия на недовыплаченные репарации много лет в ходу у правящей в Польше партии "Закон и справедливость" (PiS). Официально Варшава не выдвигает финансовых требований к Берлину, однако политики, представляющие PiS, регулярно сетуют на допущенную несправедливость в вопросе о деньгах. Только в 2018–2019 годах недостаточные репарации упоминали в своих выступлениях глава МИД, премьер-министр и президент Польши. А к годовщине начала Второй мировой, 1 сентября 2019 года, Варшава завершила подсчет убытков. Председатель комитета Сейма по репарациям Аркадиуш Мулярчик оценил их в €1 трлн .

Астрономические суммы претензий могли бы показаться несообразными. Но за ними скрывается подсчет жертв и разрушений, которые поляки считают беспрецедентными. Война унесла жизни 6 млн их соотечественников, а это значит, что погиб каждый шестой обладатель польского паспорта. На Потсдамской конференции эти потери компенсировали территориями: у Германии отняли, а Польше передали Померанию и Щецин. В Варшаве считают, что этого недостаточно, и многие хотели бы от Германии еще денег в счет старых долгов.

Миллионы, которые украл Гитлер

Тогда как Польша не переводит свои требования на язык дипломатии, в Европе есть страна, готовая реагировать на недополученные, с ее точки зрения, репарации официальными демаршами. В июне 2019 года посол Греции в Берлине вручил МИД ФРГ ноту, в которой призвал к началу переговоров по немецкому "долгу". В Афинах уверены: за преступления Третьего рейха, оккупировавшего Элладу с 1941-го по 1944-й, справедливой компенсации начислено не было. Сумма, на которую претендуют греки, весьма внушительна: порядка €200–300 млрд. В нее входят 476 млн рейхсмарок немецкого "займа", взятого Третьим рейхом силой оружия в 1942 году. В 1960-м Германия компенсировала Греции оккупацию, но заплатила при этом только. 115 млн .

В наши дни тему немецкого долга использует в борьбе за власть леворадикальная партия СИРИЗА. Ее лидер Алексис Ципрас уверен: чтобы перевернуть черную страницу в отношениях между двумя странами, Германия должна рассчитаться материально. В 2015 году критиковавшего Берлин Ципраса избрали премьером. При его правлении парламент Греции выставил Германии счет: €270 млрд .

Как бы ни была велика эта сумма, среди депутатов нашлись те, кто и ее счел недостаточной. Ультранационалисты из "Золотой зари" хотели бы, чтобы немцы перечислили еще больше: €400 млрд . Греческие крайне правые терпеливо излагают свои аргументы: 300 тыс. убитых соотечественников и 1700 уничтоженных деревень. Однако реакция официального Берлина — решительное нет.

Давайте разделим долг

В 2020 году на фоне пандемии к Германии обратилась еще одна страна, считающая, что вопрос о долге не был решен в ее пользу. Это Италия, сражавшаяся вместе с немцами на полях Второй мировой, но воевавшая против них во время Первой. В 1953 году по Лондонскому соглашению ФРГ добилась списания половины всех репараций, которые должна была выплатить за оба конфликта. Решение приняли под давлением США и Великобритании, убедивших своих союзников присоединиться.

В Италии и Греции раздаются голоса тех, кто считает, что великие державы пожертвовали интересами средних, преследуя долговременную выгоду. Вашингтон и Лондон хотели ослабить давление на немцев и помешать распространению в их среде неонацистских настроений. Экономические потребности Рима и Афин при этом не приняли в расчет.

В отличие от греков итальянцы не хотят свои деньги назад, однако предпочли бы, чтобы Германия щедрее вложилась в восстановление Европы после кризиса, вызванного пандемией. В марте 2020-го мэры городов, пострадавших от коронавируса, — Милана, Бергамо и Венеции выкупили полосу в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, через которую обратились к широкой аудитории немцев.

Посыл градоначальников прост: если бы не списание долгов в 1953-м, Германия никогда не стала бы экономическим лидером Европы. А раз уж дело обстоит так, то в моральном отношении немцы все еще не рассчитались по репарациям до конца.

Мэры настаивают: Германия может и должна вернуть исторический долг тем странам, которые помогли ей 57 лет назад, согласившись на списание, — включая Италию, Грецию, Португалию — притом почти симметричным способом: выпустив совместные с ними долговые обязательства, подкрепленные всем весом немецкой экономики. Такие ценные бумаги с удовольствием раскупят инвесторы, а Рим, Афины и Лиссабон извлекут из этого финансовую выгоду. Однако в Берлине выплачивать старый моральный долг, взяв новый, реальный, не стремятся. Признавать за собой тяжесть моральных обязательств перед соседями в администрации Ангелы Меркель не готовы: с ее точки зрения, вопрос о выплатах странам, пострадавшим от нацизма, решен навсегда.

Уверенность некоторых из соседей Германии, что долги Третьего рейха — не только финансовые, но и моральные — не выплачены до конца, надолго останется фактором европейской политики. Тем более что страны, обращающиеся к немцам с претензией, нередко зависят от их благосклонности. И Италия, и Греция, и Польша нуждаются в помощи Германии для скорого выхода из кризиса. На этом фоне любые исторические претензии приобретают новое качество. Используя их как аргумент, менее зажиточные страны Европы рассчитывают на получение от Берлина помощи, покровительства или уступок.

Три четверти века после Потсдамской конференции: рассчиталась ли Германия за войну?

Потсдамская конференция — последняя встреча лидеров стран антигитлеровской коалиции — открылась 75 лет назад в окрестностях Берлина. На ней победители договаривались о новых границах в Европе, переустройстве Германии, ее демилитаризации, денацификации и долгах. Финансовый вопрос оказался одним из самых острых: полностью он не исчерпан до сих пор. И спустя десятилетия, наряду со странами, удовлетворенными репарациями, есть те, кто уверен: жестокости Третьего рейха требуют гораздо большего возмещения.В деньгах.

Триллион для пана

Вопрос о том, сколько взыскать с Третьего рейха, союзники обсуждали еще на конференции в Ялте в феврале 1945-го. В Потсдаме к нему вернулись снова, и тогда же порядок выплат подчинили детально проработанным правилам. Победители получили право взимать репарации с занятых ими в Германии зон. Для СССР сделали исключение: стране, больше других пострадавшей от нацизма, передали 10% промышленных мощностей Западной Германии, где у Красной армии оккупированных территорий не было. Кроме того, Москва получила право в особом порядке уладить финансовый вопрос с Варшавой. Cпустя десятилетия выяснилось, что восточноевропейская страна считает себя обделенной. Ведь в начале 1950-х СССР добился от поляков согласия не требовать большей части немецких денег.

Претензия на недовыплаченные репарации много лет в ходу у правящей в Польше партии "Закон и справедливость" (PiS). Официально Варшава не выдвигает финансовых требований к Берлину, однако политики, представляющие PiS, регулярно сетуют на допущенную несправедливость в вопросе о деньгах. Только в 2018–2019 годах недостаточные репарации упоминали в своих выступлениях глава МИД, премьер-министр и президент Польши. А к годовщине начала Второй мировой, 1 сентября 2019 года, Варшава завершила подсчет убытков. Председатель комитета Сейма по репарациям Аркадиуш Мулярчик оценил их в €1 трлн .

Астрономические суммы претензий могли бы показаться несообразными. Но за ними скрывается подсчет жертв и разрушений, которые поляки считают беспрецедентными. Война унесла жизни 6 млн их соотечественников, а это значит, что погиб каждый шестой обладатель польского паспорта. На Потсдамской конференции эти потери компенсировали территориями: у Германии отняли, а Польше передали Померанию и Щецин. В Варшаве считают, что этого недостаточно, и многие хотели бы от Германии еще денег в счет старых долгов.

Миллионы, которые украл Гитлер

Тогда как Польша не переводит свои требования на язык дипломатии, в Европе есть страна, готовая реагировать на недополученные, с ее точки зрения, репарации официальными демаршами. В июне 2019 года посол Греции в Берлине вручил МИД ФРГ ноту, в которой призвал к началу переговоров по немецкому "долгу". В Афинах уверены: за преступления Третьего рейха, оккупировавшего Элладу с 1941-го по 1944-й, справедливой компенсации начислено не было. Сумма, на которую претендуют греки, весьма внушительна: порядка €200–300 млрд. В нее входят 476 млн рейхсмарок немецкого "займа", взятого Третьим рейхом силой оружия в 1942 году. В 1960-м Германия компенсировала Греции оккупацию, но заплатила при этом только. 115 млн .

В наши дни тему немецкого долга использует в борьбе за власть леворадикальная партия СИРИЗА. Ее лидер Алексис Ципрас уверен: чтобы перевернуть черную страницу в отношениях между двумя странами, Германия должна рассчитаться материально. В 2015 году критиковавшего Берлин Ципраса избрали премьером. При его правлении парламент Греции выставил Германии счет: €270 млрд .

Как бы ни была велика эта сумма, среди депутатов нашлись те, кто и ее счел недостаточной. Ультранационалисты из "Золотой зари" хотели бы, чтобы немцы перечислили еще больше: €400 млрд . Греческие крайне правые терпеливо излагают свои аргументы: 300 тыс. убитых соотечественников и 1700 уничтоженных деревень. Однако реакция официального Берлина — решительное нет.

Давайте разделим долг

В 2020 году на фоне пандемии к Германии обратилась еще одна страна, считающая, что вопрос о долге не был решен в ее пользу. Это Италия, сражавшаяся вместе с немцами на полях Второй мировой, но воевавшая против них во время Первой. В 1953 году по Лондонскому соглашению ФРГ добилась списания половины всех репараций, которые должна была выплатить за оба конфликта. Решение приняли под давлением США и Великобритании, убедивших своих союзников присоединиться.

В Италии и Греции раздаются голоса тех, кто считает, что великие державы пожертвовали интересами средних, преследуя долговременную выгоду. Вашингтон и Лондон хотели ослабить давление на немцев и помешать распространению в их среде неонацистских настроений. Экономические потребности Рима и Афин при этом не приняли в расчет.

В отличие от греков итальянцы не хотят свои деньги назад, однако предпочли бы, чтобы Германия щедрее вложилась в восстановление Европы после кризиса, вызванного пандемией. В марте 2020-го мэры городов, пострадавших от коронавируса, — Милана, Бергамо и Венеции выкупили полосу в газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, через которую обратились к широкой аудитории немцев.

Посыл градоначальников прост: если бы не списание долгов в 1953-м, Германия никогда не стала бы экономическим лидером Европы. А раз уж дело обстоит так, то в моральном отношении немцы все еще не рассчитались по репарациям до конца.

Мэры настаивают: Германия может и должна вернуть исторический долг тем странам, которые помогли ей 57 лет назад, согласившись на списание, — включая Италию, Грецию, Португалию — притом почти симметричным способом: выпустив совместные с ними долговые обязательства, подкрепленные всем весом немецкой экономики. Такие ценные бумаги с удовольствием раскупят инвесторы, а Рим, Афины и Лиссабон извлекут из этого финансовую выгоду. Однако в Берлине выплачивать старый моральный долг, взяв новый, реальный, не стремятся. Признавать за собой тяжесть моральных обязательств перед соседями в администрации Ангелы Меркель не готовы: с ее точки зрения, вопрос о выплатах странам, пострадавшим от нацизма, решен навсегда.

Уверенность некоторых из соседей Германии, что долги Третьего рейха — не только финансовые, но и моральные — не выплачены до конца, надолго останется фактором европейской политики. Тем более что страны, обращающиеся к немцам с претензией, нередко зависят от их благосклонности. И Италия, и Греция, и Польша нуждаются в помощи Германии для скорого выхода из кризиса. На этом фоне любые исторические претензии приобретают новое качество. Используя их как аргумент, менее зажиточные страны Европы рассчитывают на получение от Берлина помощи, покровительства или уступок.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: