Разделяли государственные повинности и обязанности казаки или крестьяне

Обновлено: 24.04.2024

Если на этот вопрос отвечать по-простому, то: конечно, холопам! Правда, холоп был фактически на положении раба и не имел, по закону, никакой собственности. Зато хозяин обязан был его кормить и не имел права просто так взять и выгнать на улицу. Вернее, так: прогнать холопа со двора значило дать ему свободу!

Холоп, по древнерусским законам, не «нёс тягла», то есть не платил денежных податей, не исполнял повинностей в пользу государства, не мог быть призван на военную службу. Он вообще ничем не был обязан государству. У него был только один господин – его личный.

Тот мог употребить холопа в любую работу. Обычно она была связана не с тяжёлым повседневным трудом на земле, а с домашним услужением. Были на Руси и боевые холопы – вооружённые слуги знатного человека, с которыми тот собирался в поход. Все эти холопы несли ответственность лишь перед хозяином.

Неудивительно, что во все времена у русских людей существовало стремление записаться в холопы к какому-нибудь богатому и сильному человеку. Особенно оно усиливалось в годы всяческих бедствий, неурожаев. Неудивительно и то, что государство всемерно стремилось стеснить возможность стать частным холопом: ведь так сокращалось число плательщиков податей! По Соборному Уложению 1649 года холопское состояние было навеки запрещено. Все холопы должны были быть пристроены к какому-то делу – посажены пахать землю или мастерить что-то, торговать чем-то – и нести государственные повинности.

В Российской империи

Поэтому в Российской империи уже не было юридического звания холопов. Это слово имело лишь переносное значение. Но в каком-то смысле сословие холопов возродилось в виде крепостных крестьян, занимавшихся личным услужением в доме помещика – дворовых.

Помещик мог отбирать себе в дворовые любых крестьян, кого хотел, так же, как и мог выводить из дома, сажая на землю, превращая в крестьян, любого дворового. Но обычно у помещиков служили уже целые поколения дворовых, потомственно выполняя свои обязанности.

Со времён Петра I помещик платил в казну подушную подать за всех крестьян мужского пола – «ревизских душ» – которыми он владел, по их числу. Казне было безразлично, чем занималась в хозяйстве помещика та или иная «ревизская душа».

Положение дворового человека, как ранее холопа, полностью зависело от характера и личных склонностей конкретного барина. Одни дворовые могли жить сытно, другие голодать и подвергаться постоянным издевательствам. И кусок хлеба дворового – тучный или тощий – целиком и полностью зависел от благосклонности барина. Быть всё время на виду у господина – может быть, и привилегия, но иногда довольно сомнительная.

А крестьянин пахал землю и всегда имел источник пропитания, не зависящий от капризов хозяина.

Представления о том, кто такие казаки, существенно разнились в разные времена. Казаками называли старообрядцев и беглых крепостных, которые скрывались на окраинах государства. Затем казака наделили особым романтизмом, и стали воспринимать исключительно как «бунтаря». Существовало и такое мнение, что казаки – это все служивые, составляющие конные войска Царской России, а зарубежные историки и вовсе всех уклонистов от феодальных податей и повинностей считали казаками. Так кто же казаки на самом деле, и в чем их основное отличие от крестьян?

Слово «казаки» пришло к нам из древнеиранских языков и переводится как «вольный человек». Самые ранние упоминания о казаках в русских летописях датируются первым веком нашей эры. Местом их обитания называются Кубанские земли и Приазовье.

Таким образом, ни старообрядцы, ни беглые крепостные никакого отношения к зарождению казачества не имеют. Однако казачьи общины действительно пополнялись жителями приграничных земель, беглецами из плена, а также энергичными, активными «бунтарями».

Крестьяне, как класс, появились еще в эпоху неолита, и представляли собой изначально свободных землепашцев. Начиная со средних веков, и заканчивая восемнадцатым веком, они находились в зависимости у землевладельца, и были прикреплены к определенным земельным наделам.

Наименование «крестьяне» появилось в древние времена, когда верующие люди уходили подальше от крупных поселений и организовывали там небольшие деревни. Они занимались земледелием и называли себя «христианами».

Места проживания

Крестьянские поселения находились за городом. Определяющим фактором было наличие плодородных земель.

Казаки селились вдоль рек, таких как Дон, Днепр, Дунай и т.д. Их городки находились в труднодоступных местах, защищенных оврагами и болотами, среди кустарника, на островах. Нередко казаки и вовсе осваивали непроходимые, дикие территории.

Поселения

Казачьи станицы значительно отличались от крестьянских поселений. Они были гораздо больше, имели круговую застройку, вокруг выкапывался глубокий ров, служивший оборонительным сооружением.


Тамань. Казачья станица

Крестьяне не нуждались в оборонительных действиях. Их поселения были чаще всего беспорядочными и вытягивались на большое расстояние.

Жилище

Крестьянский двор представлял собой комплекс непосредственно самого дома и прилегающих к нему бытовых построек и плодородных земель. Дом, как правило, изготавливался из древесины. Посредине дома располагалась печь, а вот трубы никакой не было. Дым выходил в маленькое окошечко. К дому часто приделывались пристройки, называемые комнаты. Практически вся мебель была стационарной, и являлось конструкционной частью избы.

Казачья усадьба огораживалась высоким плотным забором, а сам дом находился поодаль. Сторона, повернутая к улице, делалась без окон с целью обеспечения безопасности жителям дома. Строительными материалами служили глина, камень, камыш, реже дерево. Усадьба включала в себя передний чистый двор и несколько хозяйственных задних дворов. Обязательно имелась летняя кухня.

Печь в казачьих домах располагалась в углу, а стены были украшены многочисленными портретами, картинами, сбруей.

Основной вид деятельности

Во все времена крестьяне являлись аграриями. Работа на земле, разведение скота – основные виды деятельности крестьянина. Именно занятие земледелием может быть основополагающим признаком этого сословия.


Казаки всегда были воинами. С ранних лет мальчишек учили военному делу, вырабатывая в них склонность к дисциплине и самоорганизации, оттачивая воинское мастерство.

Отношение к свободе

Более свободолюбивых людей, чем казаки, трудно себе представить. Даже в те времена, когда казаки состояли на воинской службе у Государя, они не утрачивали своих вольностей и свобод. Казаки устанавливали свои законы, часто перечащие воеводским и государственным указам, имели самоуправление.

Крестьяне большой период времени находились «во власти» феодалов, были ограничены в передвижениях, платили разнообразные подати. Время от времени некоторые убегали от такой жизни, и чаще всего за Дон, к казакам. Казаки никогда не выдавали беглецов, и им это прощалось, однако и принимали в казаки далеко не каждого. Мало было просто убежать от феодальной зависимости, чтобы стать казаком. Необходимо зарекомендовать себя, отличиться в бою, понимать идеи казачества и соблюдать неписаные казачьи законы.

Распределение семейных ролей

Крестьянские семьи чаще всего были многочисленные. Большинство членов семьи исполняли роль батраков. Существовала устойчивая взаимосвязь между количеством работников, то есть детей в семье и ее достатком.

Крестьянские семьи характеризовались патриархальными отношениями с высокими показателями авторитаризма главы семейства. Женщина в этой семье находилось в безоговорочном подчинении у мужчин. В случае потери главы семейства, крестьянская вотчина обычно теряла в достатке и приходила в негодное состояние, а хозяйствовать начинал старший сын.

В казачьей семье также во главе стоял отец, но в его отсутствие равной властью обладала и женщина. Их слово и авторитет пользовались безусловным уважением. Родителей всегда называли на «Вы», а в присутствии пожилого человека не смели заговорить без его позволения.

Казачки имели больше свободы, чем замужние крестьянки. Молодёжь также обладала несколько большими правами и вольностями по сравнению с крестьянскими детьми.

Казачьи семьи, как правило, были большие. Каждый новый член семьи рассматривался как продолжатель рода.

Казаки — особое сословие, которое с самого начала отличалось от остальных. Это вольные, свободолюбивые, смелые люди. С 18 века войска казаков подчиняются императорской власти, но при этом сохраняют свою самобытность. Они несут воинскую службу, за что имеют право владеть землей совместно с общиной.

Казачьи войска

В 18 веке появляется разделение казачьих армий по территориальному признаку. Самыми известными и многочисленными были Донское и Кубанское. Кроме того, существовали Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиречинское, Амурское, Уссурийское и другие.

Устав для службы казачьих войск составлялся на основе Донского, для остальных были разработаны лишь примечания. Во главе войска стоял атаман. Во времена Российской империи должность стала назначаемой. К 19 веку казачество оформилось в отдельное сословие. Главнокомандующим казачьих войск был наследник престола.

Казачество не относилось к регулярным военным силам России, оно было обособлено.

Обязанности казаков

Несение воинской повинности для казачества являлась обязательным, но отличалось от других сословий.

Каждый представитель казачьей семьи обязан отслужить в армии. Изначально необходимо было отслужить 25 лет. Впоследствии порог был снижен до 20 лет, а позже до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил в возрасте с 20 лет до 21 года. Строевой с 21 до 33 лет. В запасе с 33 до 38 лет. После он переходил в отставной разряд. Последние два этапа они свободно жили в станицах и проходили лишь ежегодные лагерные сборы.

При поступлении в армию казак был обязан самостоятельно подготовить свое снаряжение: лошадь, оружие и обмундирование. Строгих границ при этом не существовало, поэтому мог использовать любое оружие, вплоть до предыдущих поколений.

Служба в армии российской империи была обязательной, взамен казаки получали земли для личных нужд.

Права казачества

Для казачества существовали отдельные права:

Существовало местное казачье самоуправление при атамане. Действовал войсковой штаб, которыми руководил атаман. В станицах руководством занимался выборный станичный атаман.

Казаки не имели права переходить из своего сословия в другое, находится на службе в регулярной царской армии. Также им запрещалось жениться и выходить замуж за представителей другой ячейки общества.

Казачество владело большими по размерам земельными наделами, чем крестьянство.

Принадлежность к казачеству передавалась по наследству.

При прохождении службы казак мог получить чины и ордена, аналогичные дворянским.

Условия службы

За все время службы в казачьих войсках на действующей военной службе мужчина находился 4 года. Остальные годы казак числился на службе, но свободно проживал в станице и занимался обычными делами. Но в случае необходимости был мобилизован. Переход из одно разряда в другой происходил ежегодно в начале января.

После окончания всего срока службы казак мог перейти на государственную , войсковую или общественную службу. А также мог продолжать заниматься и другой деятельностью. Казакам разрешалось заниматься земледелием или торговлей. На государственную службу казак поступал в чине, который заслужил при службе в казачьем войске.

Для служилых казаков, получивших увечья в ходе военных событий или сборов и не имеющих возможности продолжить службу от государства назначалась пенсия. От общей воинской повинности освобождались казаки по физическим недостаткам или слабому здоровью.

При всех особенностях казачьего сословия для них не существовало льгот и привилегий, освобождающих от службы вовсе. По этой причине создавались льготные войска. В них зачислялись казаки из семей, где:

  • казак был единственным представителем мужского пола;
  • одновременно призывались несколько человек;
  • двое и более казаков уже находились на службе;
  • случился пожар не более чем 2 года назад;
  • пропал хлеб не более чем 1 год назад;
  • семья находится в бедственном положении.

Отсрочка на три года для прохождения службы могла быть предоставлена тем, чьи семьи переселялись на новые хутора и для окончания образовательного учреждения.

После призыва составлялись списки и определялось место службы. Жребий или выбор места не предоставлялся.

Итоги

Казачьи войска в Российской империи просуществовали до 1917 года. Вплоть до этого они несли обязательную воинскую повинность на особых условиях. Казачество до конца оставалось особой категорией населения.

Быт Русской Армии XVIII-начала XX века. Военное издательство. Москва. 1999г.

Сословие – это большая социальная группа, члены которой имеют ряд определённых формально закрепленных прав и обязанностей. Статус наследуется и затрудняет социальную мобильность. Впервые сословия условно стали выделяться в Средневековье и исторически делятся на две категории: привилегированные (дворяне, духовенство и т.д.) и не привилегированные (крестьяне, ремесленники и т.д).

До XVIII века сословного строя в России не было. Общество многократно делилось и меняло состав социальных групп в зависимости от разных ситуаций. Петр I и его последователи подогнали российское общество к средневековым западноевропейским образцам и к XIX веку сформировали в стране сословный строй.

Основные сословия

Ситуация была закреплена в IX томе «Свода законов Российской империи». В 4-й статье все «природные обыватели России» делились на четыре основных сословия:

    – высшее привилегированное главенствующее сословие.
  1. Христианское духовенство – привилегированное сословие служителей церкви.
  2. Городское население включало в себя привилегированных Почетных граждан, купцов 1-й и отчасти 2-й гильдии, а также податных купцов 3-й гильдии и мещан.
  3. Сельское население составляли крестьяне разных форм зависимости и привилегированное казачество.

Из этих сословий и инородческих групп к концу века сформировалось несколько категорий, условно составивших сословную структуру российского общества.

soslovija

Сословия в XIX веке: их права, привилегии и обязанности

Права и привилегии

Дворянство

Потомственные и личные.

  • владение населенными землями;
  • освобождение от налогов;
  • земских повинностей (до второй половины XIX в.);
  • освобождение от обязательной службы и телесных наказаний;
  • сословное самоуправление;
  • поступление на государственную службу и на получение образования в привилегированных учебных заведениях.

Личные дворяне не могли передавать свое достоинство по наследству.

Особых обязанностей для дворянского сословия Российское законодательство не предусматривало.

Духовенство

Белое (приходское) и черное (монашество).

Белое и Черное духовенство освобождалось от рекрутчины и телесных наказаний. Служители церкви имели право получить хорошее образование.

Представители Черного духовенства обязаны были посвятить свою жизнь церкви, отказавшись от семейных отношений и любых связей с внешним миром. Представители Белого духовенства обязаны были проповедовать слово Божие.

Почетные граждане

Потомственные и личные.

Пользовались свободой от рекрутской повинности, подушного налога и телесного наказания. Имели право участвовать в выборах на общественные должности, кроме права поступления на государственную службу.

Титул почетного гражданина не сопровождался особыми обязанностями.

Купечество

Первой, второй и третьей гильдии

  • Купцы 1-й гильдии имели крупный внутренний и внешний торговый оборот. Были освобождены от многих налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.
  • Купцы 2-й гильдии – были заняты ведением крупной внутренней торговли.
  • Купцы 3-й гильдии вели городскую и уездную торговлю.

Купечество имело права сословного самоуправления и имели доступ к приличному образованию.

Купцы 2-й и 3-й гильдий обязаны были нести рекрутскую, земские и налоговые повинности.

Казачество

Казаки имели право владеть землей, освобождались от выплаты податей.

Казаки обязаны были нести военную службу (срочную и в запасе) с собственным снаряжением.

Мещанство

Ремесленники, мастеровые и мелкие торговцы.

Мещане занимались городскими промыслами и уездной торговлей. Имели права сословного самоуправления и ограниченный доступ к образованию.

Мещане платили все существующие тогда подати, несли рекрутскую повинность, были основой для военной армии. К тому же, мещане не владели землей, обладали урезанными правами и широкими обязанностями.

Крестьянство

Государственные и крепостные до 1861 года (помещичьи, посессионные и удельные) 1861 года.

Государственные крестьяне имели право общинного владения землей и сословного самоуправления.

Крепостные прав не имели вообще.

После 1861 года крестьянское сословие унифицировалось, получив минимум гражданских и имущественных прав.

Крепостные крестьяне должны были отрабатывать барщину, платить оброк и нести другие повинности в пользу владельцев. Все крестьянство, до 1861 года и после несли рекрутскую повинность и большую часть тягла в пользу государства.

Инородцы

Восточные и евреи.

Инородцы имели ряд промысловых и административных прав на отведенных им территориях, а также гарантии государства от частных утеснений.

Обязанности инородцев различались в зависимости от разряда. Подати вносили в широком диапазоне, от ясака, до общепринятых налогов.

К XIX веку большинство европейских стран отказалось от четкого разделения сословий, но в Российской империи эта традиция продолжала существовать до середины века. Отмена крепостного права повлияла на улучшение положения крестьян, но не ослабила межсословных противоречий. Крестьянство, задавленное выкупными платежами, не могло, в массе своей, вырваться из тяжелой нужды. Привилегированные классы еще долго сохраняли свое доминирующее положение в Российском обществе.

Казаки не знали худшего оскорбления, чем назвать их крестьянами или мужиками. Казалось бы, защитники страны, бесстрашные воины и искатели приключений, откуда такое отношение к единоверцам и братьям по крови?

Откуда взялось высокомерие казаков?

Формироваться казаки начали во время и после Смутного времени. Разоренная Ливонской войной и безумствами Ивана Грозного страна утратила огромное количество населения и пахотных земель.
Страшный голод начала 17 века вынудил часть крестьян бежать со своих земель в степь, жить грабежом и набегами.

Что толку ходить за скудным урожаем, который если и вырастет - его отберет барин, заезжий опричиник или вельможа? Сколько не трудись на земле, все равно жизнь будет проголодь. А казак хоть и рискует головой, но пока жив - живет привольно и богаче!


В казаки брали всех, но требовали много: забыть свою фамилию и имя, поначалу рисковать и воевать больше коренных казаков, не предпочитать земледелие войне, чтить волю, но строго подчиняться старшему, как в казарме.

Казаки-русские или не совсем?

«Казаки прежних веков, как это ни странно звучит для историков, не считали себя русскими, то есть великороссами или москвичами; в свою очередь и жители московских областей, да и само правительство смотрели на казаков, как на особую народность, хотя и родственную им по вере и языку. Вот почему сношения верховного правительства России с казаками в XVI и XVII веках происходили чрез Посольский Приказ, то есть по современному — чрез Министерство иностранных дел, чрез которое вообще сносятся с другими государствами. Казацких послов или, как их тогда называли, „станицы“ в Москве принимали с такою же пышностью и торжественностью, как и иностранные посольства. »

Теории происхождения казаков от торок, берендеев, хазар или татар не выдерживают критики.
Генетически казаки - обычные восточные славяне, лишь с небольшой тюркской составляющей, приобретенной в походах.
Донские казаки - вообще северныей европейцы, близкие жителеям Новгорода и Пскова! Можно вспомнить, что после разорения Грозным Новгорода, на Вятке появились многочисленные банды ушкуйников, основавшие Хлынов, а затем переместившиеся на Дон.
Те ни менее, русскими себя казаки открыто не признавали.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: