Разделение властей как принцип организации и деятельности правового государства курсовая

Обновлено: 24.04.2024

Разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви с целью исключения злоупотреблений ею. Согласно принципу разделения властей, чтобы предотвратить возникновение авторитарной, абсолютной власти, не связанной правом, эта власть должна быть разграничена на обособленные ветви.

Разделение единой государственной власти натри относительно самостоятельные, независимые отрасли не допускает возможных злоупотреблений властью и возникновения тоталитарного управления государством, не связанного правом. Согласно концепции разделения властей каждая из них имеет свои функции и наделена соответствующей компетенцией. Между ними нет противоречий. Власти самостоятельны и независимы в реализации своих полномочий. Они обладают возможностью взаимно сдерживать и контролировать друг друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и действовать обособленно они также не в состоянии.

Власти должны взаимно дополнять друг друга, сохранять необходимую связь и согласованность, образуя единый «политический организм», функционирующий для блага народа. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется системой «сдержек и противовесов», устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной властью и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовое начало государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а, следовательно, определяет (в конечном счете) правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей.

Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства и общественной жизни. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлении со стороны как законодательных, так и исполнительных органов власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Разделение властей как принцип правового государства

План курсовой работы

  • 1.1. Истоки принципа разделения властей, заложенные философами древних времен.
  • 1.2. Учения о разделении властей Дж. Локка и Ш. Монтескье.
  • 2.1. Понятие разделения власти.
  • 2.3. Значение принципа разделения властей.
  • 2.4. Система власти.
  • 2.5. Законодательная власть.
  • 2.6. Исполнительная власть.
  • 2.7. Судебная власть.
  • 3.1. Эффективность разделения власти.
  • 3.2. Реализация принципа на территории российского государства.

Список использованной литературы.

Введение

Тема «Разделение властей как принцип правового государства» в теории государства и права является достаточно распространенной на этапе становления и развития государства.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современном мире разделение властей - характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения властей - итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

Применение данного принципа благополучно сказалось на истории развития правового государства, так как первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля.

Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами «Федералиста» (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе).

Объект исследования – правовое государство как учение и практика построения.

Предмет исследования – один из принципов правового государства - разделение властей.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение разделения властей как принципа правового государства.

  • 1. Проанализировать истоки теории разделения властей.
  • 2. Изучить систему власти.
  • 3. Установить взаимосвязь ветвей власти.
  • 4. Рассмотреть данный принцип на примере Российской Федерации.

При написании данной курсовой работы я воспользовался ранее изученными методами.

Основополагающий метод, на который я опирался в первую очередь, исторический. Я изучил историю возникновения правового государства: его становление, развитие, основоположников теорий развития государства.

Согласно системному методу я разграничил принцип разделения властей на отдельные ветви, которые в последующем изучил посредством метода исследований.

В общей сложности я прибегал к помощи общенаучных и частнонаучных методов: анализа, синтеза, индукции, дедукции, логическому методу, сравнительно-правовому, юридико-догматическому.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Теория разделения властей

План курсовой работы

  • 1.1. Историческое происхождение и становление теории разделения властей.
  • 1.2. Понятие и значение разделения властей в государстве.
  • 2.1. Законодательная власть.
  • 2.2. Исполнительная власть.<>/li
  • 2.3. Судебная власть.

3. Реализация принципа разделения властей в России.

Список использованной литературы.

Введение

Вопросы природы власти, ее организации и методов осуществления во все времена становились центром обсуждений и идейных столкновений. В политической науке изучение разнообразных концепций власти является не теряющим актуальность родом деятельности. Одной из таких распространенных концепций является теория разделения властей.

Теория разделения властей давно легла в основу построения государственности множества стран мира, являясь характерной чертой и признанным атрибутом правового демократического государства. Разделение властей как структура организации власти, основанной на специализации государственных образований и институтов на выполнении определенных задач и механизмов сложилась еще на ранних этапах истории, однако теоретическое закрепление, распространение и признание связывают со временем конца XVIII – начала XIX века. Особенная роль в этом событии принадлежит Шарлю Луи Монтескье, который является разработчиком доктрины о разделении властей, основоположником идеи, получившей воплощение в законодательствах десятков стран. Принцип разделения властей по сей день является основополагающим принципом демократии, реализуемым по всему миру, в том числе в нашей стране – Российской Федерации.

Рассуждать об актуальности поднятой темы, пожалуй, не имеет смысла, так как в современном мире отсутствие разделения властей скорее вызовет вопросы, нежели его наличие. Теория разделения властей – результат многовекового развития науки, эволюции государственно-правовых институтов и государственности в целом, поиска наиболее действенных и результативных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма и злоупотреблений. Ее внедрение в качестве принципа построения государства благополучно сказалось на истории развития правовых государств, что, несомненно, делает власть и общество лучше, совершеннее, способствует прогрессу как в области законотворчества и управления, так и в сфере обеспечения благополучия граждан.

Таким образом, изучение теории разделения властей позволяет углубиться в особенности государственного построения, выявить существующие проблемы как в учении, так и в тех процессах, которые происходят на практике. Кроме того, понимание сущности рассматриваемого понятия необходимо для повышения общей правовой и политической культуры населения, способности граждан отстаивать свои интересы и законные права.

Теория разделения властей получила свое воплощение и развитие в работах множества политических исследователей: идея о специализации властных полномочий высказывалась еще в Древней Греции Аристотелем, теоретически была развита Джоном Локком, в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем – «отцами-основателями» США. Современные ученые, такие как В. В. Лазарев или М. Н. Марченко, также дают свои трактовки принципу разделения властей. Несмотря на многовековую разработку проблемы, тема разделения властей оставляет за собой вопросы по сей день. Так, случаются политические казусы, связанные с неясностью распределения полномочий, возникновением новых органов государственной власти, вопросом о включении новых ветвей власти, а также различными злоупотреблениями, что делает очевидным необходимость дальнейшего рассмотрения теории разделения властей в теоретических и особенно практических целях.

Объектом исследования данной курсовой работы является теория разделения властей, предметом – исследование понятия разделения властей, его сущности и истоков. Кроме того, в данной работе будут исследованы вопросы реализации принципа разделения властей в Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение теории разделения властей, ее проявлений и сущностных характеристик, а также аспектов реализации.

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Разделение властей: теория и практика

План курсовой работы

1. Становление и развитие теории разделения властей.

2. Законодательные власть и ее органы.

3. Исполнительная власть и ее органы.

4. Судебная власть и её органы.

Введение

Для написания данной курсовой работы я выбрал тему «Разделение властей: теория и практика», потому что эта тема достаточно актуальна на современном этапе, так как принцип разделения властей в нашей стране действует сравнительно недавно, и в настоящее время он продолжает развиваться и совершенствоваться.

Принцип разделения властей является одним из основных принципов организации государственной власти и одним из основополагающих принципов организации и функционирования правового государства.

В дореволюционный период в принципе не могло быть никакого разделения властей, так как вся полнота власти была сосредоточена в руках монарха. В советское же время данная тема не находила отражения в науке, более того сам факт разделения властей отрицался как идеологически несоответствующий общей цели социалистического государства. Произошедшая же коренная реконструкция Российского государства и соответствующих государственных структур, начавшаяся на рубеже 80–90-х годов ХХ века, позволила воплотить принцип разделения властей в российское право, благодаря выдвижению на первый план общегосударственной цели – создать современное правовое государство.

Принцип разделения властей является неотъемлемой чертой демократического правового государства. Тщательное исследование данного принципа дает возможность сформировать целостное представление о данной модели, без которого невозможно верно оценить сущность и особенности государственного устройства в XXI веке. Российская Федерация в настоящее время переживает период экономических и социально-политических реформ, основной целью которых выступает создание условий для максимальной реализации личности в обществе и государстве. Поскольку, основным ориентиром для этого служат современные представления о демократии и основных принципах ее воплощения, особую важность приобретает изучение основных принципов, делающих такую демократию возможной на практике.

Актуальность данной темы обоснована тем, что теория разделения властей является основополагающим принципом функционирования современного государства РФ. Руководствуясь положениями данной теории, зафиксированными в Конституции РФ, государство осуществляет все присущие ему функции и взаимодействует с обществом в целом.

Степень научной разработанности темы составили труды отечественных и зарубежных мыслителей и учёных, которые занимались разработкой теории разделения властей. Идеи о разделении государственной власти нашли свое отражение в трудах древних мыслителей, таких как Платон, Аристотель и др. Отдельные взгляды на разделение властей, как оптимальном способе организации государственной власти, концептуально оформились в работах Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье. Проблема разделения и взаимодействия властей в государственном механизме активно разрабатывалась видными российскими государственными деятелями, такими как М.М. Сперанский.

Объектом данной курсовой работы являются законодательная, исполнительная и судебная власть в лице органов осуществляющих государственную власть на основе принципа разделения властей.

Предметом исследования является рассмотрение теории разделения властей в истории политико-правовой мысли, а так же построение и функционирование государственной власти в России на основе принципа разделения властей.

Основной целью курсовой работы является всестороннее исследование теории разделения властей, увидеть взаимосвязь ветвей власти; понять сущность создания единой системы путем разделения полномочий законодательной, исполнительной и судебной властей.

  • 1. Рассмотреть становление и развитие теории разделения властей;
  • 2. Изучить законодательную власть и её органы;
  • 3. Изучить исполнительную власть и её органы;
  • 4. Изучить судебную власть и её органы;
  • 5. Проанализировать взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти в России, исходя из принципа разделения властей.

Теоретическую основу исследования составили труды теоретиков права, среди которых работы - Баглай М.В., Чиркин В.Е., Борисевич М.М., Бородина С.В., Кудрявцева В.Н., Ильина М.В., Купряхина В.В., Медушевского А.Н., Бельский К.С. и др.

Основными методами, которыми я пользовался в данной работе, являлись: исторический, сравнительно-правовой и системно-структурный.

на тему: «Принцип разделения властей и его реализация в Российской Федерации».

студентка 2 учебной группы

1 курса заочной формы обучения (ВПО)

(срок обучения – 3 года)

Рачеева Лилия Анатольевна

(фамилия, имя, отчество)

Научный руководитель:

доцент, кандидат юридических наук

Щетинин Алексей Алексеевич

(должность, ученая степень, ученое звание, фамилия, имя, отчество)

Подпись научного руководителя

Глава I . История развития теории разделения властей

1.1. Теории разделения властей в России ..………….…………………5-9 стр.

1.2. Краткая характеристика властей……………………………….10-12 стр.

1.3. Точка зрения ученых на принцип разделения властей в современной научной литературе. 13-14 стр.

Глава II . Система ОГВ РФ в свете принципа разделения властей

Библиографический список ………………………………………… 30 стр.

Данное исследование курсовой работы посвящено рассмотрению истории возникновения и специфики принципа разделения властей и его реализация в Российской Федерации.

Актуальность работы обусловливается следующими факторами: В настоящее время принцип разделения властей является весьма актуальной темой на современном этапе для Российского государства. Это связано, прежде всего, с тем, что в советское время, на протяжении длительного исторического периода данная тема не находила отражения в отечественной правовой концепции, более того «господствовала социалистическая политико-правовая доктрина, в которой принцип разделения властей отвергался как буржуазный и неприемлемый. Единая государственная власть провозглашалась как власть Советов, то есть власть представительных органов»[12]. Ситуация стала меняться только в последние годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года . Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР , а также закреплен в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР .

Объект исследования: организация и осуществление государственной власти в Российской Федерации.

Предмет исследования: реализация принципа разделения властей в организации и функционировании системы органов государственной власти Российской Федерации.

Цель и задачи курсовой работы во многом определялись потребностями современного развития российской государственности.

Цель данной работы: Исследовать принцип разделения властей на его современном этапе развития.

1) Проанализировать принцип разделения властей для выявления в нем недостатков;

2) Рассмотреть проблемы становления «разделения властей» и «системы сдержек и противовесов» через призму российской правовой действительности.

Методы исследования:

2) Исследование нормативно-правовой литературы;

Объем и структура курсовой работы определяются поставленными в ней целями и задачами. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, также курсовая работа состоит из заключения, списка литературы. Главы делятся на параграфы, соответствующие характеру исследуемых вопросов.

Глава I

Для более детального рассмотрения вопроса - истории принципа становления и разделения властей, как предмета анализа, нам следует ознакомиться с термином - власть - «возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению»[4]. Таким образом, на основе данного определения мы более точно можем выявить следующие функции власти: формирование политической системы, организация политической жизни и политических отношений, управление делами общества и государства, руководство политическими процессами, создание определенного типа правления.

По своей сути, разделение власти - «политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветвями: законодательной , исполнительной и судебной »[12].

Прежде чем перейти к рассмотрению принципа разделения властей в России. Следует заметить, уточнив следующий факт, что сама теория изначально была упомянута в виде идеи, высказанной еще Аристотелем в книге своего трактата «Политика», где он сформулировал идею разделения властей в государстве на три части: законодательную, должностную, судебную. Каждую из властей представляет отдельный орган. Но более основательную разработку этого принципа осуществил в XVII веке иностранный просветитель - Дж. Локк , который в своем сочинении «Два трактата о государственном управлении» предложил разделить власть на три правовые ветви: законодательную (в лице Парламента), исполнительную (во главе с монархом) и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции). У другого просветителя Шарля-Луи де Монтескье была другая трактовка разделения власти в работе «О духе законов»: власть принадлежит народу, законодательная власть осуществляется собранием представителей и выражает интересы народа, исполнительная власть (опять же во главе с монархом) ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Но наиболее последовательно принцип разделения властей был проведен в Конституции США 1787 года следующими представителями правовой диаспоры (А.Гамильтон, Дж. Мэдисон, Дж. Джей), дополнив классическую модель власти - моделью «вертикального» разделения властей, то есть способами разграничения полномочий между федеральной властью и властью штатов. Кроме того, в содержание классической модели была включена известная так называемая система «сдержек и противовесов» (с английского языка - checks and balances ).

Такова краткая предыстория зарубежной трактовки разделения власти, на объеме таком и остановимся, так как целью нашего исследования - является рассмотрение разделения властей в России. В России сторонниками разделения властей были М. М. Сперанский, А. П. Куницин (проф. СПб университета в 1817-1819 гг.), декабрист П.И. Пестель.

Итак, в России же идея разделения властей впервые в наиболее ясной форме была выражена благодаря М.М. Сперанскому (1772-1839гг.) в «Проектах и Записках», где он «мечтал» о конституционной монархии, которая управляла бы на «непременном законе» [7].

Так, в плане М.М. Сперанского все три власти рассматривались как проявление единой «державной власти». Он говорил, целесообразен тот образ правления, в котором сочетаются «правильное разделение дел» с единством управления и надлежащим подбором администраторов. При этом М.М. Сперанский сторонник сохранения сильной царской власти: император, по его мнению, есть «верховный законодатель, без коего никакой закон совершиться не может», «верховный отправитель правосудия», «верховное начало силы исполнительной».

В свою очередь, А.П. Куницин различает власти «законодательную, исполнительную и блюстительную», но ничего не говорит об их независимости друг от друга.

Что касается русских государствоведов конца XIX и начала XX вв., то некоторые из них стали обращать внимание на уязвимые места в теории разделения властей Монтескье. Так, русский юрист А. А. Жилин отмечал: мы все время говорим о разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, т. е. трехзвенную систему. Науке, однако, известна также - теория четырех властей: законодательная, исполнительная, судебная и власть короля, как власть уравновешивающая. Эта теория выдвигалась Бенжамином Констаном (Констан де Ребек Бенжамен Анри - 1767-1830 гг.) - французским писателем и политическим деятелем. Его идеи были целиком воплощены в португальской конституции 1826 г. что реализация теории разделения властей на практике не может обеспечить единство властей, их согласованную деятельность. К тому же, говорил А. А. Жилин, распределение отдельных функций между различными государственными органами вовсе не означает деление самой государственной власти на обособленные ветви. Другой русский юрист проф. П.И. Коркунов предложил заменить учение о разделении властей учением о совместном властвовании, о распределении функций между самостоятельными органами, отправление одних и тех же функций несколькими органами и выполнение одним органом различных функций.

Далее у другого виднейшего деятеля-декабриста Н.М. Муравьева была представлена им «Конституция», составлявшаяся с 1822-1825гг. Официально «Конституция» не была принята обществом как программный документ, однако была широко известна и отражала настроения большинства членов общества. «Проект Конституции Муравьева предусматривал конституционную монархию, федеративное устройство, разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, двухпалатный парламент»[10] .

Император . Александр II провел судебную, городскую и земскую реформы, были созданы единая судебная система и местное самоуправление. Кроме того, конституционный проект М.Т.Лорис-Меликова предполагал учреждение представительного законосовещательного органа. В 1905-1906 годах, после учреждения Государственной Думы и установления конституционной, дуалистической монархии принцип разделения властей получил определенное закрепление. Согласно Манифесту от 17 октября 1905 года и Основным государственным законам 1906 года верховная власть принадлежала императору, но она уже не была неограниченной. Законодательная власть принадлежала императору в единении с Государственной Думой и Государственным Советом, «власть управления» (исполнительная власть) - императору, судебная власть - судам, установленным законом (осуществлялась ими от имени императора). Совет министров из совещательного органа при императоре преобразован в самостоятельное правительство. Конституционная монархия просуществовала более 10 лет, и в 1917 году, после отречения Императора Николая II от престола, имело место не разделение властей, а двоевластие Временного правительства и Советов рабочих и солдатских депутатов.

В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и «буржуазный». Ситуация стала меняться только в годы перестройки, когда были внесены изменения в Конституцию СССР 1977 года и РСФСР 1978 года , принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную был провозглашен Декларацией о государственном суверенитете РСФСР , а также закреплен в союзной и российской конституциях, когда были введены посты Президентов СССР и РСФСР . Вместе с тем эти конституции сохранили полновластие Съезда народных депутатов, что впоследствии привело к конституционному кризису и вооруженному разгону парламента России .

Характерным признаком принципа разделения властей является также то, что здесь в отношении между отдельными властями создается система «взаимных тормозов», которые должны помешать злоупотреблению власти. В действительности этот принцип способствовал усилению исполнительной власти и ее фактической безответственности. Хотя разделение властей было воспринято многими странами, конкретные формы его реализации оказались весьма разнообразными. Как в теории, так и на практике не было и нет единообразного понимания сути принципа разделения властей [2].

Интересным является высказывание по вопросу о разделении властей русского правоведа Н. Ворошилова. Он писал: «Государство представляет собой единство всей жизни народа; дробление этого единства ведет к уничтожению самого государства. Поэтому и государственная власть как выражение этого единства должна быть одна; несколько властей, одинаково самостоятельных и равных друг другу, ведут к постоянным столкновениям, борьбе между ними и, следовательно, к уничтожению государства» [5].

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: