Разбойничества дубровского это правосудием

Обновлено: 24.04.2024

Владимир Дубровский — молодой русский барин, столкнувшийся с несправедливостью, которая сыграла решающую роль в судьбе его отца. Юный Дубровский пришёл к разбойничеству через желание мстить. Изначально им руководила только злость на Троекурова, который без зазрения совести отобрал имение у Андрея Гавриловича. Безвременная кончина отца послужила причиной смены мировоззрения Владимира: ведущий в Петербурге разгульную и бесцельную жизнь в столице, юноша, оказавшись в деревне, принял роль благородного и справедливого разбойника.

Почему же разбойничество Дубровского преисполнено благородством? Показательными являются его поступки: в первом же преступлении – поджоге родного дома – Владимир проявил себя решительным, но милосердным бандитом. Устроив пожар, Дубровский приказал Архипу проверить, чтобы двери были открыты, дабы чиновники могли выбраться и спастись. В этом и проявилось его благородство: Владимир не желал смерти людям, причинившим вред его отцу, он не пошёл на преступление против нравственности, оставив чиновников умирать.

Другим примером может послужить эпизод встречи генерала (предположительно Дубровского) с Анной Савишной Глобовой. Сударыня послала на почту приказчика, чтобы тот отправил деньги её родному сыну. Однако мужчина вернулся «бледен, оборван и пеш», уверяя, что его ограбил сам Дубровский. Анна Савишна поделилась этой историей с приехавшим генералом, но он усомнился в правдивости этой истории. Именно в следующих словах мы узнаём самого Дубровского под личностью генерала: «Это странно, – сказал он, – я слыхал, что Дубровский нападает не на всякого, а на известных богачей, но и тут делится с ними, а не грабит дочиста, а в убийствах никто его не обвиняет…». Подобная позиция Владимира заставляет читателя задуматься о мотивах и целях разбойничества Дубровского. Герой грабит только богатых, при этом не забирает всё и не убивает. Становится понятно, что Дубровский грабит не для «насыщения», а для установления справедливости. Также стоит отметить, что награбленные Владимиром средства не уходят впустую: они распределяются между членами шайки, большинство участников которой – бедные крестьяне из Кистенёвки и её окрестностей.

Благородным разбойником можно назвать Дубровского и потому, что он отказался от мести Троекурову. Кирила Петрович, жестокий и избалованный, своими действиями довёл отца Владимира до душевной болезни, повлекшей смерть. Отчасти причиной этого стала Маша, но с другой стороны – понимание Дубровским бессмысленности кровавой расправы: «Я отказался от мщения, как от безумства».

Изначально разбойничество Владимира Дубровского было вызвано желанием мести, а затем – желанием добиться справедливости. Чем больше мы узнаём героя, тем очевиднее становится поразительная способность Дубровского оставаться благородным, совершая преступления. Владимира нельзя назвать «прирождённым разбойником»: он вырос в семье со знатным происхождением, получил хорошее образование и готовился к спокойной, преисполненной стабильности жизни. Однако лишь один трагический случай изменил его жизнь навсегда. Но ни этот случай, ни последующие преступления не сломили внутренней силы и благородства Дубровского: прощаясь со своими сообщниками, Владимир искренне советует им отойти от незаконных дел. Эта завершающая сцена показала, что разбойничество Дубровского было вызвано определёнными обстоятельствами, однако он сам не пришёл бы к этому и тем более – не хотел бы втягивать в это других. Как только решилась его судьба в Кистенёвке, он бросил разбойничество, хоть оно было преисполнено благородством и преследовало благую цель.

Центральным персонажем романа А. С. Пушкина «Дубровский» является Владимир Дубровский, который в определенный момент жизни становится разбойником. Причины такого поступка, отраженные в произведении, которое школьники проходят в 6 классе, помогут написать сочинение на тему «Почему Дубровский стал разбойником?». Данный материал также поможет при подготовке к устному ответу по литературе.

Месть Троекурову

На момент начала повествования Владимир Дубровский находился на службе, далеко от имения своего отца. Только письмо, в котором говорилось о болезни Андрея Гавриловича, поспособствовало ближайшей встрече отца с сыном. Дубровский-младший узнает о ссоре между его отцом и Кирилой Петровичем Троекуровым. Бывшие друзья вступили друг с другом в конфликт из-за неуважительных слов слуги Троекурова. Кирила Петрович, будучи знатным и богатым человеком в округе, способствует тому, что у Дубровского-старшего отнимают его имение. Андрей Гаврилович не может выдержать предательство друга и потерю имения, поэтому умирает. Это становится причиной, по которой Владимир Дубровский вынашивает план мести врагу своего отца.

В определенный момент главный герой притворяется другим человеком: французом Дефоржем. В этом обличье Дубровский устраивается учителем в дом Троекурова, постоянно думая о мести.

Покровитель крестьян

Владимир Дубровский не смог спасти имение своего семейства. В один день к нему пришли люди Троекурова и сказали освобождать поместье. Тогда Дубровский сжег его, чтобы оно не доставалось его врагам. Крестьяне, знавшие о том, что Кирила Петрович Троекуров – властный и жестокий человек, не хотели находиться под его властью, поэтому они поддержали Владимира и пошли вместе с ним в лес. Там образовалась разбойничья шайка, предводителем которой стал сам Владимир. Дубровский чувствовал ответственность за жизнь крестьян. Это становится своеобразным объяснением, почему Владимир Дубровский стал разбойником.

Борьба за справедливость

Если сказать кратко, то поводом становления Владимира разбойником становится бессердечный поступок Троекурова, однако причины намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Главный герой фактически встает против современного ему общества, которое жило в соответствии с принципами беззакония. Владимир Дубровский понимал, что чего-то добиться можно было только тем, у кого были деньги. Именно благодаря своим материальным средствам Троекурову удалось подкупить суд, который принял решение отобрать имение у Дубровских. Став разбойником, Владимир выступает против богатства, царствовавшего в обществе. Именно поэтому Дубровский причиняет вред только знатным и богатым людям. Бедным дворянам Владимир помогает.

А. С. Пушкин показывает, почему благородному Дубровскому пришлось вставать на путь разбойничества. Это происходит не по собственному желанию Владимира, а из-за тех обстоятельств, которые перечеркнули как его жизнь, так и жизнь его отца. Разбойничество Дубровского обусловлено жестокой и безнравственной средой. Однако Владимир становится не просто разбойником, а разбойником благородным. Это подчеркивает авторскую позицию относительно образа главного героя: писатель указывает на необходимость борьбы с жестокими и властолюбивыми помещиками, которые не уважают своих крестьян. Автор подчеркивает также необходимость бороться с несправедливостью общества, с той судебной системой, которая позволяет совершать богатым и знатным людям эгоистичные и корыстные поступки.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему Дубровский стал разбойником?», рассмотрит повод, по которому главный герой выбрал путь разбойничества, а также продемонстрирует более глубокие причины, связанные с общественной несправедливостью.


Существуют две основных версии относительно “происхождения” литературного героя. Согласно первой, его прототипом был небогатый дворянин Островский. Сторонники второй версии считают, что Пушкин воспользовался судебным разбирательством нижегородского помещика Дубровского.

Описание героя

Владимир Андреевич Дубровский – сын Андрея Гавриловича, молодой (около 23 лет) гвардейский офицер. Он очень рано лишился матери и в возрасте восьми лет был отправлен отцом в Петербург, где учился в Кадетском корпусе. После его окончания был зачислен в гвардию.

В начале романа Владимир Андреевич – типичный представитель столичной “золотой молодежи” пушкинской эпохи. Отец регулярно отсылает сыну крупные денежные суммы, что позволяет ему жить “на широкую ногу”. Владимир Андреевич ни в чем себе не отказывает и, по примеру многих сослуживцев, надеется увеличить свое состояние путем женитьбы на богатой невесте. Младший Дубровский беспечно относится к жизни и совершенно не задумывается о будущем.

Роль героя в произведении

Владимир Андреевич играет главную роль в романе. На его примере Пушкин показывает, к каким трагическим последствиям может привести произвол властей. Несправедливое лишение имения (единственного источника дохода) обрекает Дубровского на бедность и невольно толкает на преступный путь.


Свидание с Машей. Иллюстрация Б. Кустодиева

Дворянин-разбойник Дубровский – романтический герой, вступающий в борьбу против всего общественного строя. Поставив себя вне закона, он стал смертельным врагом “власть имущих”, но завоевал уважение низших классов и бедных дворян, также пострадавших от несправедливости.

Развитие героя по мере сюжета

По мере развития сюжета Дубровский предстает перед читателем в трех основных, разительно отличающихся друг от друга образах: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник.

Все “превращения” главного героя вызваны сильными эмоциональными потрясениями. Трагическая смерть отца и лишение имения по вине Троекурова заставляют беспечного молодого человека серьезно задуматься о будущем. Поначалу он совершенно не планирует “бунтовать” и останавливает своих людей, намеревавшихся “разобраться” с приехавшими в Кистеневку представителями власти. Разбор бумаг отца, вид пьяных чиновников, готовность крестьян защищать своего “законного” хозяина наполняют душу Дубровского решимостью.

Главарь разбойников – не просто преступник, стремящийся к грабежам и насилиям. В самых первых известиях о появлении шайки его наделяют “умом, отважностью и каким-то великодушием”. Самый характерный пример – рассказ Анны Савишны Глобовны о том, как Дубровский помог ей разоблачить нечистого на руку приказчика. В финале Владимир Андреевич, раненый Верейским, запрещает своим людям трогать князя.

Кадр из фильма “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988

Резкое изменение образа жизни идет на пользу Дубровского. Лишившись привычного комфорта, он становится хладнокровнее и тщательно обдумывает свои действия. Избалованный офицер вряд ли бы составил хитроумный план мести Троекурову, включающий “превращение” в Дефоржа.

Большое значение имеет “шутка” Троекурова с медведем. Ни о чем не подозревая, Кирила Петрович подверг Дубровскому настоящему испытанию. Не каждый молодой человек смог бы “остаться в образе” и не выдать себя.

Дубровский в “роли” Дефоржа предстает в своем истинном облике, т. е. тем, кем бы он был без развращающего влияния Петербурга и высшего общества. Положительно воздействует на него и зарождение любви к красавице Маше. Это сильное чувство заставляет Владимира Андреевича отказаться от намерения жестоко отомстить своему злейшему врагу: “Я отказался от мщения, как от безумства”.


Сцена с медведем. Иллюстрация Р. Штейна

Состоявшаяся свадьба Марьи Кириловны с Верейским становится последним и самым сильным эмоциональным потрясением для Дубровского. Фактически это лишает его возможности вернуться к прежним “образам” и обрекает навсегда остаться вне общества.

Главарь разбойников мужественно руководит обороной лесной крепости, после чего понимает, что поражение неизбежно. Оставаться в России опасно и уже не имеет никакого смысла.

Отношение автора к герою

Пушкин сочувственно относится к своему романтическому герою. Великий поэт и сам придерживался мыслей о необходимости сопротивления произволу, хотя и не в таких крайних формах. Пушкин выделяет положительные качества Дубровского (мужество, благородство, честность), которые могли бы быть применены в полезной деятельности. Трагизм образа главного героя заключается в том, что ему не дали шансов проявить себя в других сферах жизни.

Бессмысленный “бунт” Дубровского обречен на поражение. Автор приводит Владимира Андреевича к осознанию этого печального факта лишь в самом финале романа.

Прототипы


М. Ефремов в роли Дубровского в фильме “Благородный разбойник Владимир Дубровский”. 1988

По свидетельству П. И. Бартенева, однажды Пушкин услышал от П. В. Нащокина рассказ об одном небогатом белорусском помещике по фамилии Островский. Сосед затеял с ним судебную тяжбу насчет имения и выиграл дело. Лишившийся всего имущества Островский возглавил крестьянский отряд и какое-то время совершал дерзкие грабительские налеты в окрестностях. “Бунтовщик” был пойман и посажен в острог. В пользу вероятности этого прототипа говорит тот факт, что в первоначальном варианте романа главного героя звали Островский.

В советское время была выдвинута другая версия. В 1802 г. решением суда было незаконно отнято имение у родственника нижегородского помещика Дубровского в пользу губернского прокурора. Дубровский отказался признать это решение и посылал своих людей в бывшие владения для заготовки леса. Пушкин был знаком с этим громким делом.

Экранизации героя

В отечественном кинематографе образ Владимира Дубровского был экранизирован дважды. В 1936 г. его роль исполнил знаменитый актер МХАТа Борис Ливанов (“Дубровский”, режиссер А. В. Ивановский). Критики высоко оценили картину, признав игру Ливанова одной из лучших его героико-романтических ролей.

В 1988 г. вышел фильм “Благородный разбойник Владимир Дубровский” (режиссер В. А. Никифоров), главную роль в котором сыграл М. О. Ефремов. Актер уже был широко известен театральным зрителям. К этому времени он снялся в нескольких фильмах. Исполнение Ефремовым роли Дубровского вызвало неоднозначные оценки. В целом, критики отмечали, что артист по облику, поведению и внешнему виду действительно “напоминает” неопытного молодого дворянина. В то же время Ефремову ставили в укор довольно-таки слабую и невзрачную игру в ключевых сценах (в частности, объяснение в любви Маше).

Ради справедливости стоит заметить, что молодому Ефремову было трудно “конкурировать” с выдающимися актерами: В. Я. Самойловым (Троекуров) и К. Ю. Лавровым (старший Дубровский).

Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин в романе «Дубровский» обратил внимание на бесправное положение отдельных групп общества, оно прослеживается даже между представителями дворянского сословия. За приключенческим сюжетом виден глубокий социальный конфликт и критика устройства общества.

Краткий и полный анализ романа показывают, с помощью каких приемов автор достиг столь многопланового повествования.

Годы написания — 1832-1833, год публикации – 1841.
История создания — Идея сюжета была взята из исторических хроник. Заглавие роману дали редакторы, так как Пушкин трагически погиб и не успел его назвать.
Жанр — роман, социальный роман.
Направление — реализм с чертами романтизма.
Основная идея — Из-за бессилия закона перед богатством и связями, у людей не остается надежды на справедливость, приходится добывать ее самим.
Тема — Бесправное положение честных, но бедных людей.
Проблема — Тяжело не потерять нравственную опору, когда становишься преступником, пусть это и произошло поневоле. Важно оставаться человеком чести и долга.
Композиция — завязка романа – ссора двух помещиков, приведшая к большому конфликту; кульминация – признание Дубровского Маше; развязка – Маша становится женой Верейского. Финал открытый, чтобы читатель выстроил свою версию окончания романа.

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Продажность российской судебно-исполнительной системы и всего чиновничьего аппарата.

Проблема: Деньги, власть и связи позволяют легко творить беззаконие, в ответ это толкает пострадавших пойти на преступления во имя справедливости.

2. Тема: Бесправие младших поколений в семье, отсутствие права голоса у женщин.

Проблема: Историю Маши Троекуровой, которую выдают замуж насильно за нелюбимого старого человека, можно считать типичной.

3. Тема: Зарождение народного недовольства и крестьянских восстаний.

Проблема: Народ способен восстать и показать свою силу, если его интересы ущемляются слишком сильно.
(По этой причине восстают крестьяне Дубровских: они преданы хозяевам, обращавшимся с ними по-человечески, и сочувствуют им, когда у тех отнимают имение).

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Если бы Пушкин хотел написать просто приключенческий любовный роман, он следовал бы канонам жанра и придумал счастливый финал. Но в романе «Дубровский» зло всегда побеждает добро: Троекуров отбирает чужое имущество, старший Дубровский сходит с ума и умирает, младший – становится разбойником, а позже не успевает спасти любимую от принудительного замужества. Вместо надежды автор оставляет читателю чувство безысходности, ощущение, что справедливости и честности нет. Тем самым автор подчеркивает, что общественные устои нуждаются в переменах.

п.3. Основные герои (их место в образной системе)

Троекуров, Кирилл Петрович — деспотичный помещик, перед которым все заискивают и унижаются. Человек, считающий, что власть его денег сильнее законов. Отнимает поместье у бывшего друга просто из мести, желая проучить. Олицетворяет собой все пороки грубых, малообразованных помещиков, которые теряют голову от богатства и вседозволенности.
Дубровский-старший, Андрей Гаврилович — благородный дворянин из обедневшего рода, сосед Троекурова. Из-за нежелания Дубровского терпеть глумление со стороны Кирила Петровича, между бывшими друзьями возникает конфликт. Благородный, но совершенно беспечный в правовом плане человек. Сходит с ума из-за потрясения, вызванного предательством, позже умирает.
Владимир Дубровский — сын Андрея Гавриловича, которому приходится восстанавливать справедливость, став «благородным» разбойником. Он же подставной француз Дефорж, который проникает в дом Троекурова под видом учителя. «Отменяет» месть из-за любви к Маше, дочери злодея.
Мария Троекурова — дочь Кирила Петровича, 17-летняя красивая и умная девушка. Влюбляется в Дефоржа-Дубровского. Не может распоряжаться своей судьбой и вынужденно выходит замуж за того, за кого выдали.
Верейский — пожилой князь, старый волокита. Женится на Маше, хотя не любит девушку, она нужна ему для статуса и развлечений. Его образ подчеркивает, что семьи зачастую создавались без любви и уважения.

п.4. Литературные приёмы

✓ Антитеза — контрастные сцены, которые усиливают впечатление.
(Дружба – предательство в сцене суда. Возвращение в родной дом – смерть отца. Праздник – ограбление. Любовь – скрытность, бегство.
Свадьба – нападение разбойников.)
✓ Краткость и сжатость повествования, лаконичное изображение героев и их поступков
✓ Прием умолчания — когда в романе появляется Дефорж, читатель не может заподозрить в нем Дубровского. В роли разбойника он также не открыт до конца: автор ограничивается только упоминанием молвы, сплетен, слухов.
✓ Прием «оборотничества» — Дубровский предстает перед читателями в трех ролях: молодого честолюбивого офицера, преподавателя-гувернера Дефоржа и атамана шайки разбойников.
✓ Эпитеты — барская праздность, шумные и буйные увеселения, бестолковые строки, печальный дом, пустынная жизнь и т.д.
✓Сравнения — искры полетели огненной метелью; барышни стеснились между собою, как робкое стадо козочек; прошли мимо меня, как небесное видение; веселилась как дитя.
✓ Метафоры — погрузился душою в мир семейного счастья; в скромном молодом французе таился грозный разбойник; её мысли не следовали за работой, они были далеко.

п.5. Конфликт произведения

Очевидный конфликт в романе происходит между двумя помещиками – Троекуровым и Дубровским. Один задел честь и достоинство другого, считая, что имеет на это право просто по факту богатства и власти. Это привело к ссоре, преступному изъятию имения, противостоянию семей. Ситуацию спасло только то, что сын Дубровского испытывал чувства к дочери Троекурова, а потому отказался от мести.

Более глубокий конфликт – это расслоение и поляризация общества, даже внутри одного сословия. Читатель видит, как велика пропасть между помещиком и крепостным крестьянином, который приравнивается к скоту. Но пропасть видна и между обедневшим Дубровским и богатым Троекуровым, который купил всё и всех. Когда закон и нормы морали перестают иметь ценность в обществе, начинается разрушение его основ. Автор понимал эти социальные процессы и привлекал к ним внимание с надеждой когда-то изменить жизнь российского общества к лучшему.

стал разбойником,чтобы снискать хлеб насущный,ВЕДЬ ТРОЕКУРОВ ОТОБРАЛ У старшего дубровского деревеньку,с которой владимир получал доход.

Это отчаянный шаг против несправедливости, особенно против беззакония и отсутствия никакой правовой поддержки со тороны государства и злоупотреблениям со стороны чиновников и казнокрадов.

То что он избрал такой путь его вовсе не оправдывает, хотя многие думают куда в таком случае ему подастся если его ждет нищенская жизнь, а разве не в таком положении основная масса россиян и по ныне которых душат налогами и поборами и чуждой для для страны иностранной валютой так называемой доллар.

Дубровский стал разбойником, ибо совершил то, что никак не могло связаться с дальнейшим честным житьем-бытьем. Посудите сами: спалить родительский дом, в пожаре погибают люди. Владимиром движет чувство мести, а также принцип - если не мое, то и ничье: так, поджег дом он только потому, что не хотел, чтобы он достался другим людям - Троекуровым.

Кровь горячая, самомнение высокое. В своих бедах молодой человек винит не себя, а посторонних лиц. Так говорил он Марии Кирилловне:


То есть не он пошел грабить, а Троекуров принудил его совершить такой шаг. Хорошо еще, что разбойники не были убийцами, они грабили только богатых господ, прямо как Робин Гуд в свое время.

Молодой Дубровский стал жертвой великой несправедливости, рядящейся в одежды правосудия. Решение суда, согласно которому он терял всё имущество (к которому относились и крепостные), было оглашено после похорон.


Он долго прощался с вещами, ценность которых была для него не только материальной, но и эмоциональной, например, письма его матери времён Турецкой войны, которые отец бережно сохранил несмотря на тяжкие условия походной жизни. Владимиру уже ничего не принадлежало, даже самое дорогое. Троекуров не просто отобрал у него имущество, он растоптал его молодую жизнь.

Сжигая имение, Дубровский совершал преступление, потому что этот дом ему уже не принадлежал, но и оставить его самодовольному врагу-победителю тоже не мог. Это был поступок не прагматический, а эмоциональный. У Дубровского не осталось жизненных ориентиров, всё, что казалось незыблемым и правильным, было сломано и потеряло для персонажа значимость и убедительность. Герой окончательно поставил себя вне общества, которое отвернулось и не защитило его интересы в критический момент. Именн общество сделало героя изгоем, став разбойником он лишь довёл это событие до логического конца.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: