Расторжение договора франшизы со стороны покупателя судебная практика

Обновлено: 24.04.2024

Если расставание влюбленной пары – это всегда слезы и обиды, то расставание двух бизнес партнеров – это, как правило, холодный и циничный расчет. Исключением не является и франчайзинг. Когда отношения изжили себя, необходимо принимать решение о расставании, но обычно франчайзи на этом этапе впадают в ступор с мысленным вопросом – что дальше?

Ну вот представьте себе Александра, успешного предпринимателя, который 2 года назад приобрел франшизу по продаже кондитерских изделий. Дела настолько хорошо шли, что за это время предприниматель открыл еще две кафе-точки, а также обустроил личный офис. И вот, в какой-то момент Александр, попивая свежезаваренный кофе в своем офисе, с удивлением узнает, что его франчайзер практически банкрот, и до ликвидации компании осталось не больше 2-х месяцев. Соответственно, и франшизы с момента ликвидации потеряют свою актуальность. Что делать, как жить дальше? Непонятно.

В то же время часто бывают ситуации, когда предприниматель осознает, что купил, по сути, недоработанный бизнес, и дела у него идут очень плохо. Над ним дамокловым мечом нависает вопрос – как расторгнуть франшизу, и при этом окончательно не разориться?

Рассказываю на видео:

Расторжение договора франчайзинга: как это работает?

Итак, давайте рассмотрим варианты, как проходит расторжение франшиз:

  • в мирном порядке и по обоюдному согласию;
  • по окончанию сроков действия договора коммерческой концессии (ДКК);
  • через суд.

Все. Иных вариантов нет. Вы никогда не сможете просто отказаться от франшизы, потому что «мне так захотелось», при этом не уведомив другую сторону.

И да, обязательно учтите, что расторжение, как и заключение, обязательно должно проходить через государственную регистрацию.

Если вы хотите расторгнуть договор франшизы и вернуть деньги, буду рад помочь, так как имею большой опыт в области решения споров по франчайзингу!

Например, Вася решил расторгнуть договор со своим франчайзером, проработав под его уютным крылышком 4 года. Приехав в офис, Василий обсудил свое решение с директором компании, который выразил полное согласие с предпринимателем. Все, договор расторгнут, Вася больше ничего не платит и вообще, свободен аки горный орел?

Нет. Все отношения с юридической точки зрения прекратятся только после внесения сведений о расторжении в государственный реестр. И да, регистрация может протекать около 2-х месяцев.

Максимальный срок действия франшиз составляет 20 лет. В среднем в России ДКК заключаются сроком на 5 лет. Кто-то устанавливает срок в 1 год, кто-то – в 10 лет. Главное правило, которым руководствуются франчайзеры – окупаемость. То есть предприниматель должен успеть окупить свои вложения (вступительный, паушальный взносы, роялти и инвестиции) за указанный период времени.

В законодательстве о франчайзинге (речь идет о Главе 54 ГК РФ) есть положение, что ДКК можно расторгнуть раньше времени, если уведомить другую сторону за полгода до этого события. Но! Только если в договоре не установлены другие сроки.

Например, возьмем нашего многострадального предпринимателя Василия, который решил закрыть франшизу. Итак, Вася, внимательно перечитав Главу 54 ГК РФ, 1 января 2017 года отправил письмо своему франчайзеру о том, что ровно через 6 месяцев собирается прекратить все отношения. На что ему тут же пришел ответ, что сделать Вася этого через полгода не может. И ссылка на положения заключенного договора коммерческой концессии, где четко указано, что уведомление должно прийти за год до закрытия франшизы.

Таким образом, Вася, обратившись с письмом о расторжении договора франчайзинга, 1 января 2017 года, сможет закрыть франшизу только 1 января 2018 года. И этот момент обязательно необходимо учитывать еще при заключении ДКК.

В качестве примера можно привести дело № А40-90450/13 от 10 декабря 2013 года, которое рассматривалось в АС Москвы.

В суд обратилось ООО «Гриль Мастер» с иском к ООО «КаРус», с суммой исковых требований в размере чуть больше 286 тысяч рублей. Суть претензий следующая: в какой-то момент франчайзи, открыв ресторан по франшизе, попросту перестал выплачивать роялти в адрес франчайзера.

В сумму исковых требований вошли не только невыплаченные роялти, а также штрафные санкции, предусмотренные договором. Что интересно, ответчик пытался ссылаться на то, что якобы франчайзер не до конца выполнил свои обязательства по ДКК. В частности, не провел должным образом обучение персонала. Однако суд счет такие доводы не состоятельными, и отклонил их.

В результате АС полностью согласился с доводами франчайзера, и признал требуемую сумму законной.

Расторжение договора франшизы: ТОП 5 популярных причин

Итак, предлагаю рассмотреть наиболее частые причины, по которым происходит отказ от франшизы или прекращение отношений сторон в франчайзинге.

Ликвидация предприятия.

Франчайзер – ООО «Веселые улыбки», детская стоматологическая клиника. Если учредители принимают решение о ликвидации, то после завершения всех процедур выданные франшизы также потеряют свою актуальность.

Банкротство предприятия.

Является более радикальным способом избавиться от компании. Часто ликвидация происходит в результате процедуры банкротства. В любом случае итог – прекращение действия выданных франшиз.

Банкротство предпринимателя.

Если франчайзи не справляется с бизнесом, у него копятся долги – единственным достойным выходом для него будет признание своей несостоятельности. с 1 октября 2015 года это можно сделать через процедуру банкротства физлиц, которая проходит в судебном порядке. Но! С момента признания банкротства в суде предприниматель теряет статус ИП, а значит, он больше не франчайзи.

Сырая франшиза.

Часто бывает, что предприниматель осознает несовершенство франшизы только после ее приобретения. Так, попытавшись первые несколько месяцев поставить дело на ноги, он понимает, что это бесполезно, и от такого «бизнеса» необходимо избавляться. Ему приходит в голову идея расторгнуть договор франшизы. В данном случае необходимо заглянуть в договор и понять, каким образом лучше произвести все формальности, какие сроки предусмотрены в договоре и другие нюансы.

Изменение/недействительность коммерческого наименования или других объектов исключительных прав.

Если мы обратимся к ч. 2 ст. 1037 ГК РФ, то увидим, что прекращение действия франшизы может быть обусловлено прекращением срока действия какого-либо исключительного права. Например, права на использование коммерческого обозначения. И это может произойти, если франчайзер не произведет замену потерянного обозначения на его аналог.

В то же время ст. 1039 ГК РФ устанавливает, что даже в случае замены коммерческого обозначения, несмотря на то, что франшиза продолжает действовать, расторжение договора франчайзинга может состояться по инициативе франчайзи. И да, только через суд. Франчайзер в таком случае будет обязан возместить предпринимателю все расходы, связанные с приобретением франшизы.

Как заранее определить сырую франшизу: лайфхаки от экспертов

Сложившаяся практика в мире франчайзинга показывает, что существуют определенные знаки, по которым можно распознать поддельную франшизу, приобретя которую, предприниматель только понесет потери.

  1. Срок действия компании на рынке. Помните, если франшизу вам предлагает компания, основанная только годом ранее – смело отказывайтесь. За такой срок невозможно выработать нормальную схему бизнеса, который был бы готов к продаже.
  2. Отсутствие продвижения. Если компания активно начала продавать франшизы, при этом «забивая» на свой бизнес – бегите от такого франчайзера. Наиболее оптимальный вариант – когда компания не только продает франшизы, но и сама развивается, открывая новые отделы и торговые точки.
  3. Главное – счет в банке. Если компания откровенно пытается прощупать, есть ли у вас деньги на франшизу, можете распрощаться сразу. Я не спорю, деньги всех интересуют, но! В первую очередь франчайзера должно интересовать, насколько вы способны вырулить его бизнес, ваши личностные качества и опыт, а не деньги. После заключения договора такой франчайзер, скорее всего, попросту о вас забудет. А, ну разве что будет обрывать телефон в день перечисления роялти.
  4. Без поддержки. Чтобы после покупки франшизы не столкнуться с различными неприятными сюрпризами – найдите других франчайзи и пообщайтесь с ними. Вполне возможно, что все выглядит красиво только на бумажках, а в реальности после приобретения модели бизнеса вам никто не окажет никакой помощи – ни с обучением, ни с персоналом. Лучше перестраховаться, чем рискнуть своими деньгами.
  5. Сказочные обещания. Если франчайзер вам обещает просто нереальные прибыли, это повод засомневаться. Помните, в любом бизнесе есть период окупаемости, и он вряд ли будет составлять 1-2 месяца, если вложить нужно не один миллион рублей.

Соответственно, если у вас возникли какие-то проблемы с франчайзером, и вы не видите дальнейшего сотрудничества – вы всегда можете расторгнуть договор франшизы. Главное – соблюсти при этом все формальности и нормы. И да, чтобы избежать неприятных эксцессов после заключения в виде бесконечных штрафов или продолжительной отсрочки по закрытию франшизы после уведомления франчайзера – подписывайте договор с юристом.

Хотите расторгнуть договор франчайзинга и вернуть деньги? Напишите нам

Расскажите ее через эту форму, мы изучим материалы и свяжемся с вами для уточнения деталей.

Инициатива прекратить партнёрские отношения во франшизах может исходить как от головного офиса, так и от франчайзи. А зачастую – и сразу от обоих.

Причин может быть много. Самая простая из них – партнёры не сошлись во мнениях. Так действительно бывает. Один возлагал слишком большие надежды, покупая популярную франшизу, другой – ожидал больше самостоятельности.

Но такой вариант – почти сказка. Чаще всего одна из сторон не выполняет свои обязательства. А вторая – не собирается с этим мириться.

Или ещё хуже – франчайзер получает паушальный взнос, а плотно заняться своим новоиспечённым партнёром не торопится, оставляя развитие бизнеса без своего внимания. Либо же франчайзи, платит деньги и полностью расслабляется, так как думает, что франчайзер сделает всё за него.

Вот примеры, когда инициатором выступает франчайзер:

  • Франчайзи не оплачивает вовремя роялти (есть франшизы без роялти)
  • Франчайзи нарушает правила использования интеллектуальной собственности
  • Открываются несогласованные с головным офисом точки
  • Не учитывается стратегия компании в плане развития маркетинга (характерно для франшиз с большим количеством партнёров)
  • Не соблюдаются правила рекламной политики фирмы

Но к расторжению может вести и франчайзи. Чаще всего это случается, если:

  • Бизнес не приносит той прибыли, которую обещал франчайзер (смотрите рейтинг франшиз)
  • Маленький клиентопоток, который не даёт развиваться
  • Не предоставляется та поддержка и материалы, которые были заявлены изначально франчайзером (лучше искать франшизы для начинающих)

Сложность в том, что каждый участник процесса расторжения договора хочет остаться в выгоде. А зачастую процесс прекращения партнёрских отношений никак к этим выгодам не ведёт. Вот и тянут на себя одеяло недовольный франчайзер и недовольный франчайзи.

Продавец франшизы стремится получить все платежи, на которые рассчитывал, либо же взыскать штрафы с франчайзи за неисполнение обязательств.

Покупатель же стремиться не только уклониться от всех возможных платежей, но и зачастую вернуть вложенные деньги.

К кому обращаться за помощью в расторжении договора франчайзинга

Поэтому на помощь приходится звать адвокатов и специалистов юридического поля. Однако франчайзинг в России – дело не то чтобы не проработанное, но имеющее множество нюансов, которые законодательно ещё не до конца утверждены. Как следствие – чтобы всё-таки перетянуть то одеяло на свою сторону, нужно обращаться именно к профильным фирмам, специализирующимся на юридических вопросах франчайзинга.

Чем может помочь юридическая фирма, занимающаяся решением споров во франчайзинге

  • Формированием правовой позиции по ситуации
  • Подготовка претензии, в которой будет отражены все существенные данные и требования по конкретным пунктам договора франчайзинга и действующему законодательству РФ.
  • В случае, если ситуацию нельзя урегулировать до суда – подготовка полного пакета документов для судебного разбирательства и взыскания всей имеющейся задолженности.
  • Изучение договора франчайзинга из-за которого возникли разногласия на предмет признания его недействительным в судебном порядке.
  • Формирование позиции для защиты в случае претензии со стороны франчайзера.
  • Формирование на основе изучения договора претензии продавцу франшизы, в которой излагается требование о возврате всех или части денежных средств, ранее переданных по договору. Либо требование о расторжении договора.

В случае невозможности урегулирования проблемы до суда, подготовка пакета документов для требования взыскания убытков в суде.

Один из главных моментов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь – опыт компании в решении именно франчайзинговых вопросов.

Как вариант – фирма «Бюрократ» - юридическая служба, которая занимается именно вопросами франчайзинга – от помощи в составлении договоров франчайзинга до разрешения споров между продавцом и покупателем франшизы в суде.

Сотрудники фирмы выделяют 4 основных шага при возникновении споров между участниками договора франчайзинга. И на каждом из этих 4-х этапов представляют своего клиента:

С одной стороны, отсутствие согласия правообладателя на выбранное помещение не дает вам возможности начать деятельность по франшизе, с другой стороны, такая невозможность должна быть прямо прописана в договоре.

Выдержка из решения суда

Договором не предусмотрено отсутствие возможности у истца по открытию магазина в случае непредставления правообладателем письменного согласия на размещение магазина, в связи с чем оснований для расторжения договора по мотиву нарушения существенных нарушений ответчиком условий договора, а также для взыскания неосновательного обогащения в виде уплаченного единовременного платежа в сумме 300 000 рублей, не имеется


Есть стандартные методы расторжения путем направления уведомления и специальные, которые в судебной практике также встречаются, но чаще …

Получается, что пользователь находится в тупике – по смыслу франшизы открывать предприятие в несогласованном помещении может повлечь расторжение договора со стороны правообладателя или иные последствия в виде освобождения последнего от ответственности за финансовые результаты,но в тоже время, в суде, вы можете столкнутся с проблемой, при которой суд скажет, что договором не предусмотрен запрет деятельности по адресу несогласованного помещения. Нужно внимательно изучать договор.

Кроме того, стоит учитывать, что не каждый договор коммерческой концессии является таковым, даже если он называется «коммерческой концессией».

В большинстве случаев, договор является смешанным. В некоторых случаях, это договор возмездного оказания услуг с признаками лицензионного договора, в других – опционный договор с элементами купли-продажи. Прямых договоров коммерческих концессий встречаются очень редко.

Алексей Лобанов

Это имеет существенное значение, так как в случае смешанного договора, не все его условия подлежат регулированию статьями о договоре коммерческой концессии.

Так, например, Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 03.10.2019 по делу N А40-169536/2018, условие о согласовании помещения относится к возмездному оказанию услуг, а значит, регулируется статьями 779-780 ГК РФ. Следовательно, нарушение данного пункта не является существенным нарушением условий договора коммерческой концессии, значит, оснований для расторжения и возврате денежных средств не имеется.

В любом случае, существенным плюсом будут являться письменные доказательства направления правообладателю адреса помещения для согласования. Суд может оценить вашу активность в данном вопросе и вправе применить положения статьи гражданского кодекса о злоупотреблении правом со стороны правообладателя. Следовательно, договор может быть расторгнут с возвратом паушального взноса.

Для тех, кто не любит читать много-много букв, спойлер: деньги вернуть нельзя!

Мысли приблизительно такие - Вот есть успешные ребята, которые уже сделали классный бизнес. Учтены все "подводные камни", посчитаны все риски.

Это верно для зрелых франшиз, тот же самый Макдональдс. Кажется что можно выти в чисто-поле, воткнуть в землю палку с табличкой где нарисована большая желтая буква "М" и выстроится очередь.

Увы, но 90% того что продается сейчас на рынке франшиз, это просто теоретический и красиво упакованный бизнес-план. Я бы назвал его "Кажется мы знаем как заработать денег" (но это не точно). И реально продавцы знают - только знают как продать информационный продукт. По сути это всеми нами "любимый" инфобиз. Покупатель получает примерный план действий и далее начинает учиться делать бизнес в реальных условиях, которые почти всегда не соответствуют теории. Большинство таких историй заканчивается плохо.

Второй мотивирующий фактор к покупке - это страх. Любой старт бизнеса это риски, и кажется, что купив некую внешнюю экспертизу и поддержку эти риски можно сильно уменьшить. Опять заблуждение - столкнувшись с реальными проблемами вы получите стандартные скриптовые ответы:

  • снизьте цены
  • увеличьте бюджет на рекламу
  • работайте с отзывами
  • сходите в церковь :)

Осенью 2018 я запустил Школу Программирования по франшизе. Про то как это было можно подробно прочитать в ранее изданном (часть 1, часть 2, часть 3, часть 4).

Мотивацией в покупке выступил страх (желание получить готовую экспертизу и минимум граблей) и кажущаяся скорость запуска.

За 3 года работы мне пришлось пройти три арбитражных суда, два их них по аренде и один с держателем франшизы. Расскажу про последний.

Началось все с “боданий по договору”, почему-то ребята как-то напрягались и даже немного обиделись, когда в процессе согласования мы начали вносить правки. Уравняли штрафы, а их было штук 10. Например, прописали все посещения моей Школы только с предварительного согласования, и еще какие-то штуки которые превращали меня в клиента, который платит, а их в поставщика услуг. По крайней мере , на тот момент мне так казалось. Сильно спорный был пункт о невозврате паушального взноса в 350К, ни при каких условиях. Договор был на 3 года, тогда казалось что уж 3 года мы с ними точно отработаем. Наивный был.

Плата за обучающую платформу (роялем) была 10% от выручки с каждого ученика. Плюс, в последний момент ввели сбор за AMOCRM, в ней предполагалось вести всю деятельность. Отказаться было нельзя, это ещё, 2000р в месяц.

Нам отгрузили доступы на платформу и некую библиотеку документов. Было 2 выделенных куратора, первый по бизнесовой части (это типа про деньги и клиентов), второй по учебной (это про методику и преподавателей). С бизнесовым куратором общались просто отлично, первые недели три, потом девочка ушла в международные продажи.

Куратор проверяет оба задания и дает обратную связь.

Короче, эта замечательная женщина начала зверски “мочить” моих кандидатов в преподаватели. Я ж только что деньги заплатил, вроде как Клиент, написал гневное письмо с требованием сменить куратора. Замену сделали быстро.

Сначала все шло вороде хорошо, нам даже по договору сгенерили первые 50 лидов, правда это не спасло. Кураторы начали меняться раз в 2 месяца. Каждый новый постоянно хотел какую-то отчетность, с ценой лида, ценой клиента и прочими маркетинговыми полезностями. Раз или два эти отчеты составили, но потом стало понятно что игра шла в одни ворота. Отправляет отчет, вроде как ожидаешь совет как это улучшить, а в ответ - Снизьте цены. На вопрос - Зачем? Ответ - У других так. Вот такой системный подход к маркетингу.

А я люблю продавать дорого. Такие клиенты интереснее чем те которые торгуются за 100 рублей.

Второе что стало сюрпризом - толком не работала телефония, которая тоже шла в нагрузку. Узнавали ли про не сразу. А так - сидим, нет звонков часа три. О! Нужно проверить телефон. Не работает. Отправляем заявку в техподдержку - день чинят. Заявок через 5 сменили номер и ушли на свою АТС.

Третье, все сайты партнеров делались на стандартном шаблоне, куда нельзя прикрутить ни свои доп программы, ни даже Яндекс. Метрику. В итоге ушли на свой сайт, от партнерского все равно нет никакого толку. Нас даже не отметили на карте партнеров, объяснив это “техническими” трудностями.

Кстати, из-за собственного сайте был отдельный “наезд”, его нужно было согласовать. Я написал письмо и, не получил никакого ответа, ну значит согласовали. Вообще у нашего Франшизика, сильно страдала официальная переписка, все наезды происходили по телефону, а это, к сожалению, к делу не пришьешь.

И главный момент, я старался нигде не использовать лого и айдентику Франшизика. Это по сути ничего не давало, бренд слабый, в раскрутку ничего не вливают.

По поводу отсутствия лого было тоже пару наездов, но договор говорил о ВОЗМОЖНОСТИ использования лого, а не про ОБЯЗАННОСТЬ. Хочу использую, хочу нет.

Еще при заключении договора у нас был прописан план по ученикам. Попытки узнать как эта цифра была получена к успеху не привели. То ли методика расчета слишком секретная, то ли человек который крутил этот барабан с рандомными числами - уволился.

Но меня убедили что это просто план, ни на что не влияющий. И парни достали этот козырь, как вы думаете, когда? Конечно в разгар пандемии.

Сначала меня вежливо предупреждали по телефону - Чувак, ты маловато платишь роялти, напрягись, заработай, а то уволим.

Все обучение строилось полностью офлайн, с введением тотальной самоизоляции чтоб не потерять клиентов мы снизили цены на 50%, но все равно какая-то часть отвалилась.

Работа шла в минус, была попытка написать письмо "турецкому султану" (гендиректору франшизы) о снижении роялти.

Официального ответа, по традиции не пришло. Зато пришло это в Телеграм.

Если коротко - Мы вас по-любому кидаем. А вы за это еще и спасибо должны сказать.

Соглашение сторон оказалось ну совсем неинтересным, в ответ предложил вернуть часть паушального взноса и разойтись. Традиционно на это никто не отреагировал.

Роялти после этого я платить перестал. Доступ на платформу для учеников конечно же закрыли. Хорошо что в мае мы заканчиваем учиться и дети уже делают индивидуальные проекты без привязки к платформе. Полтора месяца работали уже сами.

Договор с Франшизиками у нас был на три года, прошло чуть меньше двух. Было желание вернуть часть паушального взноса, ну и что-то еще.

Написали досудебную претензию - нет ответа, через две недели - иск в Арбитражный суд. Вот тут начался цирк, кто мне только не звонил, от менеджера, до финансового директора. Последний сначала предложил мировую за бутылку вина, реально - Давай говорит, пришлю винишка, и забудем про это.

Потом перешел к угрозам - Мы наймем самых дорогих юристов и выставим счет за их услуги.

Ну Ок, нанимайте, драка это дело такое, можно кому-то навалять, или тебе наваляют. Я был готов к обеим исходам.

После того как я подал иск, Франшизики прислали уведомление об одностороннем расторжении договора.

Так как эти разборки пришлись на пик пандемии и самоизоляции, суды работали очень плохо, чтобы ознакомиться с материалами дела (Ответчик конечно же копию не прислал, хотя процесс это предполагает) пришлось делать два запроса, а потом в перчатках и маске фотографировать 400 листов дела.

Сам суд был в два этапа, первый типа собеседование - вообще ни о чем. Второй само заседание.

К сожалению, ни один их наших доводов суд не принял, ни то что Франшизики не реагировали на обращения, ни то что планы по ученикам в договоре были взяты с потолка.

В требованиях было отказано. Увы, потом разбирая практику по подобным делам, узнал что у нас это норма, тебе могут продать любую франшизу, с любыми обещаниями - все риски несет покупатель. Идеальная схема "наебизнеса". Взял паушальный взнос, закрепил территорию, через год расторг договор, запустил следующего. Кстати, Прокуратура на обращение тоже никак не отреагировала.

Забегая вперед, свое обещание выставить космический счет за юридические услуги они выполнили, приложив договор явно составленный и подписанный задним числом. Суд на это, как полагается, внимания не обратил. Ниже комментарии юриста по ситуации.

Обращаясь в суд с требованием о возврате уплаченного паушального взноса и иных платежей, предприниматель указал, что Ответчик ввел его в заблуждение относительно реальной финансовой целесообразности такой деятельности, условия договора со стороны ответчика не исполняются, поддержка ответчика отсутствует.
Суд с доводами предпринимателя не согласился т. к. в договоре не было конкретных гарантий получения прибыли, а размер роялти рассчитывался исходя из дохода, а не прибыли. Также суд указал, что он как предприниматель действует на свой риск и должен был оценить риски при заключении договора.
Кроме того, договор был составлен так, что сумма паушального взноса является платой за услугу подключения к информационной системе и соответственно такая услуга считается оказанной в момент подключения.
Кроме того, Ответчик умело использовало действия истца себе на пользу – суду предоставлены доказательства, что ответчик прекратил платить, хотя обязан был вносить платежи несмотря на приостановку деятельности, не требовал в судебном порядке изменения платы за услугу, не заявлял встречных исков в течение срока действия договора, не направлял претензий относительно качества услуг и кроме того своим несогласием признал факт получения уведомлением об отказе от договора, после чего суд признал отключение предпринимателя от системы законным, а ранее уплаченные суммы не подлежащими возврату.
Заключая договор нужно следить за тем, чтобы обещания и заверения контрагента были отражены на бумаге. Обещают высокую прибыль? Отлично – тогда роялти оплачивается исходя из чистой прибыли, а не исходя из дохода, с которого еще нужно заплатить налоги и из него выплатить расходы на аренды и зарплату персоналу.
Обещают обучение и помощь? Зафиксируйте в договоре конкретное количество часов и обучения/консультаций и форма обучения, указание, что стоимость таких доп услуг входит в стоимость услуг.
В договоре написано, что контрагент имеет право на одностороннее расторжение? Предусмотрите, что такое право у него возникает только в случае предварительного направления предупреждения и неисполнения требования в течение 10 рабочих дней.
Не лишним будет прописать порядок вашего выхода из договора - предусмотреть право на односторонний отказ и предусмотреть обязанность возврата Вам части паушального взноса пропорционально времени, оставшегося до окончания срока договора.
Вся экономика проекта должна быть Вам понятна. Сколько нужно будет потратить на аренду, зарплату, программное обеспечение, согласование деятельности с государственными органами, коммунальные услуги и т. п.

  • В первую очередь в договоре смотрим на правила "развода" и раздела имущества
  • Если пишем про какие-то деньги или учеников, продавец бизнес-плана должен нести за этого гарантии, иначе это просто очень дорогая бумага
  • Какой же я молодец что не использовал ни лого, ни сайт, ни предоставленный телефон, а сделал все свое. То что мы перестали быть частью чего то большого и великого никто не заметил.
  • И наконец, можно было просто купить готовую учебную программу, это в разы дешевле и первично привлечь кого-то для помощи в наборе преподавателей

С момента развода с франшизой прошел год, мы пережили пандемию, расширили список курсов и открыли 2 новых филиала. Март 2021 показал рекорд выручки за все время работы. Суды с франшизой идут до сих пор, они пробуют отжать крупный чек на судебные издержки.

Другие истории про бизнес-приключения, мысли и выводы читайте здесь. Ничего не рекламирую, ничего не продаю, вечно в поиске нормального маркетолога.

Франчайзинг: для кого-то бодрое начало своего дела, для кого-то обретенный образ жизни, но во всех случаях это бизнес, способ заработка денег. Его суть заключается не только в тщательном соблюдении формальной стороны, внимательном выполнении условий, но и в практическом результате. Лекало любого успешного дела, перенесенное в другие условия: город, люди, ситуация, может расползтись под напором обстоятельств. Что делать, если модная франшиза не зашла в вашем городе? Можно ли вернуть деньги за франшизу, если прошло время, а обещанный успех не наступил?

Как вернуть деньги за франшизу

Причины расторжения договора с франчайзером

расторжения договора с франчайзером

Франчайзинговые отношения — партнерские. У обеих сторон свои интересы. Нет ничего плохого в том, что франчайзер, определяя, как продать франшизу, красиво пакует свои предложения. Нет ничего плохого и в том, что франчайзи, недовольный процессом и результатом, ищет варианты, как вернуть деньги за неподошедшую ему франшизу.

Причины недовольств

  • Недоволен реальной маркетинговой, рекламной, обещанной поддержкой;
  • Обучение было неполным, халатным, поверхностным;
  • Указанный состав франчайзингового пакета (виды поддержек, помощь с оборудованием, IT-технологии, мотивация) оказался меньшим, условным или неработающим;
  • Франшиза оказалась завуалированным «сетевым маркетингом»;
  • Реальные продажи оказались плачевными, указанные цифры окупаемости и оборота даже близко не подходят к реальности;
  • Партнер авторитарно диктует каждый шаг в бизнес-процессах, не считаясь с реалиями другого города и региона.
  • Настаивает, что партнер не выполняет предписаний, рекомендаций и не выдерживает прописанных в договоре стандартов;
  • Франчайзи не прошел учебу в полном объеме, не следовал указаниям, проигнорировал этапы или форматы обучения;
  • Франчайзи не выполняет условия договора, отвлекается от брендбука, вносит не учтенные нововведения;
  • Франчайзи не проявляет инициативы, ждет от партнера не прописанной в договоре поддержки;
  • Требования франчайзи завышены, а результаты крайне низки. Проверки регулярно выявляют случаи халатности и нарушений;
  • Партнер не организован, требует независимости, не выполняет условия договора.

Расторжение договора франчайзинга по шагам

Расторжение договора франчайзинга

Если претензии непреодолимы, бизнес не состоялся, то пришло время для расторжения договора франшизы. Этот процесс включается в себя следующие шаги:

Шаг 1. Начните с грамотного анализа договора: обсудите с юристом, сверьте все пункты, определите, что в нем было главным — в чем предмет сделки.

Шаг 2. Договоритесь с партнером обо всех условиях расторжения, убедитесь, что они посильны;

Шаг 3. Основания и порядок расторжения должен быть прописан в договоре — следуйте ему. Помните про пункт «Сроки действия договора»;

Шаг 4. Если срок был не определен, то расторжение возможно в одностороннем порядке, с обязательным уведомлением за шесть месяцев;

Шаг 5. Если срок определен, то прекращение договора невозможно до истечения срока (помните об этом);

Шаг 6. Если договором предусмотрены выплаты, необходимо сообщить о разрыве юридических отношений за 30 дней с обязательным условием наличия необходимой суммы;

Шаг 7. Односторонний отказ без участия суда возможен только, если партнер грубо нарушил условия договора или просрочил платежи. Если нарушение устранено, причина нивелируется;

Шаг 8. Для любых действий до суда и без него требуется серьезное основание с предъявленными доказательствами;

Шаг 9. В суд обращаются с прописанными претензиями и собранными доказательствами.

Если вы уведомили партнера, и он согласен начать процедуру расторжения, то дальше нужно сделать следующее:

Важно! Полюбовное или судебное — любое действие должно быть юридически оформлено. Разочарование и неудачи не являются доказательствами. Размер, объем и форма ущерба должны быть иллюстрированы фактами и цифрами.

Другие способы закрыть франшизу

способы закрыть франшизу

Мирным решением проблемы должно стать официальное расторжение договора или прекращение его действия. Лучше если это происходит по обоюдному согласию. Судебное разбирательство зачастую затягивается, выматывает эмоционально и финансово. Однако отказ от франшизы легален в случаях:

  • Ликвидации предприятия франчайзера;
  • Банкротства сторон (в том числе доказанного банкротства франчайзи);
  • Изменение/недействительность коммерческих частей брендбука (названия, любого из объектов исключительных прав);
  • Потеря франчайзером авторских прав;
  • Ошибки в оформлении договора (например, не пройдена обязательная регистрация договора).

Продажа франшизы

Продажа франшизы

Все снова упирается в договор и тот факт, что франчайзер должен обязательно знать о планах продажи. Есть много параллелей в процессах «продать свой бизнес» и «продать свой бизнес, как франшизу». Сначала убедитесь:

  • Указана ли в договоре подобная возможность, есть ли у франчайзи право на перепродажу?
  • Готова ли франчайзинговая точка к продаже и упакована ли по критериям франчайзера?
  • Точно ли причина продажи не противоречит предложению купить, тщательно ли она сформулирована?
  • Спланирована ли маркетинговая и юридическая часть продажи?
  • Не хочет ли франчайзер выкупить точку?

Как вернуть деньги за франшизу

вернуть деньги за франшизу

Случаются крайние случаи: вы расторгли договор, подали на возмещение убытков, предусмотренные договором, но в ответ не получаете ничего. Юрист составил грамотную претензию, где верно изложены документально подтвержденные факты нарушений конкретных пунктов договора. Франчайзер не выполнил, ухудшил, не поставил, и вы определили и доказали сумму претензий, но ничего не происходит. Тогда может помочь поддержка местного сообщества предпринимателей и франчайзеров, общественного мнения и других франчайзи.

Когда все юридические моменты учтены, пора браться за проведение общественной кампании:

  • Обращения в инстанции надзора;
  • Публикации негативных отзывов в официальных каталогах франшиз;
  • Работу со СМИ.

Важно! Мошенники не брезгуют ничем, не избежал их и мир франчайзинга. К сожалению, в случае покупки «обманной франшизы» возврат средств зачастую невозможен. Даже если все обиженные франчайзи объединятся и смогут доказать факт мошенничества в суде. Но одним мошенником на свободе станет меньше.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Где найти деньги на покупку франшизы?

К услугам будущих франчайзи в ряде регионов существуют специальные программы поддержки, кредитования и субсидирования. Обязательно начните свой поиск средств с местных предпринимательских сообществ, только затем обратитесь в крупные региональные банки. Например, Москва, Санкт-Петербург и соответствующие области недавно объявили об обновлении программ субсидий на франшизы.

По каким договорам можно вернуть деньги за франшизу?

Начнем с ключевого совета: обратитесь к юристу, обсуждая, как правильно составить договор франшизы. В сети существуют образцы договоров франшиз: концессии и лицензионный. Оба они должны включать пункты об условиях расторжения, существуют оттенки и особенности, которые лучше сразу сверить с профессионалом.

Нужно ли договор концессии показать юристу?

Считайте это аксиомой. Договор концессии — многостраничный документ с большим количеством особенностей и деталей. Юридическая помощь — лучшая страховка и защита от любых неудач.

telegram канал topfranchise.ru

Как выбрать франшизу с минимальными рисками?

Выбор локации для магазина: стрит-ретейл или помещение внутри ТЦ? Советы «КанцПарка»

ГрейпСИИД – актуальный тренд обучения английскому языку

Лёгкий бизнес c франшизой маркетингового агентства Inside Holding

Выбор и покупка франшизы

Персональное решение

Инвестиции
от 497 000 руб.

Разноцветные цыплята

Инвестиции
от 300 000 руб.

ALFA

Инвестиции
от 400 000 руб.

LensVens Shop

Инвестиции
от 125 000 руб.

Кому, когда и зачем стоит покупать франшизу

Пакет документов для франшизы. Франчайзинговый пакет.

Что такое роялти и паушальный взнос? Основные отличия

Где взять деньги на открытие франшизы?

Объём переработки лома цветных и черных металлов растет каждый год. Сколько можно заработать на открытии пункта металлоприема

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: