Рассмотрите виды и устройство церковных судов

Обновлено: 23.04.2024

Одна из наиболее важных привилегий церкви заключалась в праве на собственную юрисдикцию, на свой собственный суд. Лица, принадлежавшие к церкви, будь то монахи или крестьяне, работавшие на монастырской земле, должны были судиться в церковных судах по гражданским и по уголовным преступлениям. Начало особой церковной юрисдикции было положено еще в римскую эпоху. Стоя вне закона, христианские общины должны были сами разрешать споры, возникавшие в их среде, не прибегая ни к закону ненавистных язычников, ни к их презираемым судьям. Эта практика была подтверждена затем в "Послании", приписываемом апостолу Павлу: оно запрещает передавать судебные споры на разрешение "неверных". На основе весьма неопределенного положения, что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, последняя присвоила себе подсудность по таким преступлениям, как ересь, вероотступничество, колдовство, святотатство (кража церковного имущества, а также насилие над священником), нарушение супружеской верности, кровосмешение, двоеженство, лжесвидетельство, клевета, подделка документов, ложная присяга, ростовщичество.Поскольку договоры весьма часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей компетенцией область обязательственных отношений (обязательство, даже если оно противоречит праву, должно исполняться для спасения души обязавшегося). В области брачно-семейных отношений христианская церковь вытеснила всякую другую юрисдикцию, сделалась единственным судьей. Она присвоила себе право контролировать распределение имущества между законными наследниками и исполнение завещаний. Из всего этого церковь научилась извлекать немалые выгоды. Церковь приняла на себя полицейские функции и внимательно следила за тем, как живет ее паства. Достаточно было женщине обрезать себе волосы и надеть костюм, похожий на мужской, как ей уже грозило отлучение. То же самое ожидало всякого, кто решился бы на критику церкви или ее служителей, даже самую малую. Отлучение состояло из трех стадий: простое отлучение, заключавшееся в лишении церковных благ; лишение гражданских прав, если не исправлялся; наконец, если и это не помогало, запрещение всякого общения с людьми. Для раскаяния давался срок - пока догорит свеча. Если отлученный не раскаивался, за ним посылала "святая инквизиция" - самое мрачное порождение римско-католической церкви.

Каноническое, или церковное, право возникает вместе с христианской церковью, но оформление получает не сразу, а по прошествии некоторого времени. В течение VI—X вв. оформляется общая богословская доктрина христианской церкви, а также общая служба, общий набор норм относительно различения серьезных грехов (убийство, нарушение клятвы, воровство) и общей церковной дисциплины. В этот период каноны (нормы, правила, образцы) отождествляются с постановлениями соборов и синодов (собраний епископов), с декретами и решениями отдельных епископов, а также с положениями о наказаниях в Библии. В 1075—1122 гг. происходит важная внутрицерковная реформа, связанная с деятельностью папы Григория VII, в результате которой появляется особая церковная система права, названная новым правом (ius novum), а также новым католическим правом. В этом новом римско-католическом праве ощутимо влияние римского права (понятия, нормы, особенно в вопросах собственности, наследования и договоров) и права народного и обычного (в центре его стояли вопросы защиты чести, соблюдения клятвы, возмездия, примирения и коллективной ответственности). В него вошли также многие библейские примеры и метафоры, ставшие составной частью отдельных канонов.

Первыми кодификациями канонического права были частные собрания канонов. К ним относится сборник канонов и текстов под названием Собрание 74 титулов (1050 г.) и произведение Ивона Шартрского, впервые изложившего все каноническое право, под названием Собрание всех норм (Pannormia). В это же время Григорий VII объявляет о полномочиях папы "создавать новые законы в соответствии с нуждами времени". Эти законы получили название декреталий, которые воспринимались уже не как дополняющие и уточняющие постановления, а как совершенно новые.В 1140 г. появляется трактат Грациана, монаха монастыря Св. Феликса в Болонье, под названием "Согласование разрозненного" — виртуозная обработка канонического права с включением библейских текстов и папских декреталий. После этой работы стали различать "старое право" и "новое право", т.е. старые соборные законы и новые папские декреталии. Право, по Грациану, есть не мертвое тело, а живой организм, который имеет корни в прошлом, но в то же время растет в будущее.

Каноническое право в отличие от Свода Юстиниана и более раннего римского правоведения рассматривало в качестве коллегии (или корпорации) не только признаваемые властью коллегии (государственное казначейство, города, церковь), но и любую группу лиц, имеющих организацию (богадельня, госпиталь, епархия, сама вселенская церковь). При этом любая корпорация могла иметь законодательную и судебную юрисдикцию, а члены ее могли в ряде случаев действовать от имени всей корпорации. У римлян в древности действовало другое правило: то, что относится к корпорации, не относится к ее членам. Должностные лица корпорации сами несли ответственность за противоправные действия.Таким образом, церковь различала три сферы прав корпорации: права корпорации как таковой, права отдельных ее членов или должностных лиц, права корпорации и отдельного лица (должности) в совокупности.Церковная юрисдикция и область правового регулирования тесно соприкасалась и сочеталась с нравственными предписаниями, с теологическими доктринами и литургическими формулами. Ее отдельные сферы оформлялись в процессе административной, хозяйственной и дисциплинарной деятельности церковных учреждений и подразделялись на следующие области: церковные финансы и собственность, благотворительные завещания и отказы имущества, право владения, пользования и распоряжения церковными землями и зданиями. Другой сводной областью регулирования была сама церковная власть (власть назначать на церковные должности, процедуры улаживания споров между священниками, дисциплинарные санкции и др.). Особый разряд регулирований распространялся на взаимоотношения между церковной и светской властью. Преступления также входили в область церковной юрисдикции (в качестве наказаний применялся фиксированный перечень покаяний, налагаемых за разные преступления, включая убийство и лжесвидетельство).Специфическую и важную область канонического права составляло регулирование брачно-семейных отношений: определение препятствий к заключению брака, определение законнорожденности детей, расторжение брачных уз. На протяжении XII—XIII вв. из юрисдикции церкви над таинствами вырастает регулирование брачно-семейных отношений, из юрисдикции над завещаниями — наследственное право, из юрисдикции над церковными бенефициями — имущественное право, из* юрисдикции над клятвами — договорное право, из юрисдикции над грехами — карательное каноническое право.Систематизация канонического права. Со временем источниками канонического права стали помимо Библии, произведений отцов церкви, постановлений соборов и синодов, декреталий пап и епископов также решения церковных судов, основывающиеся на доктрине канонического права. С конца X до начала XII в. постепенно происходило уточнение профиля отдельных отраслей канонического права с разбивкой на корпоративное, брачно-семейное, наследственное, право собственности, договорное и процессуальное. Каноническое право как система представляло нечто большее, чем те или иные нормы и требования, — это собрание норм и принципов, приспособленных к новым ситуациям жизни, которые обусловливались экономическим строем общества, его социальной структурой, политическими отношениями и ролью самой церкви, меняющейся соответственно переменам в социальной и политической обстановке. Замысел кодификации Грациана сводился к гармонизации содержания старых канонов с интересами папского самодержавия, и в этом ему помогло мастерство виртуоза схоластической диалектики, увековеченное в самом названии его трактата-кодекса — "Согласование несогласных канонов" (Сопсог-dantia discordantum canonum).Следующей после Грациана кодификацией канонического права стал официальный сборник постановлений (декреталий) папы Григория IX (1234 г.). Он состоял из пяти частей, церковные суды и их юрисдикция; судопроизводство; привилегии клира; семейное право; преступления. Составителем сборника был папский советник Раймундус из Пенафорте.Политическое верховенство авторитета папской власти над светской властью европейских монархов приходится на XII— XIV вв. Иннокентий III, победитель в конфликте с английским королем Иоанном Безземельным, утверждал: "Мы (папы) призваны господствовать над всеми народами и царствами". Григорий VII, заставивший короля Генриха IV простоять перед своим замком в Каноссе (Северная Италия) три дня босым в одежде кающегося грешника, делал не менее претенциозные заявления о том, что папы могут низлагать императоров, никто им не судья, что не считается католиком тот, кто не согласен с римским папой и что папа римский может освобождать от присяги неугодным владыкам.Упадок власти пап над светскими правителями начинается с XIV в., и происходит это вследствие роста национализма и возвышения власти королей.В 1582 г. был составлен Свод канонического права (Corpus iuns canonici). В него помимо традиционных источников права — канонов вселенских соборов и постановлений пап — вошли нормы о строе и организации церкви. Церковное право — более точное название для этого собрания, нежели каноническое право. Последующие кодификации целиком относятся только к XX столетию. В 1917 г. производится еще одна кодификация Свода канонического права, а в 1983-м — еще одна. В 1990 г. создается Канонический кодекс восточного права церковных общин католической ориентации.

Первые церковные суды руководствовались началами римского права и процесса, который в гражданских делах был состязательным,
а в уголовных – обвинительным. Постепенно католическая церковь устанавливает свои формы судопроизводства по уголовным и гражданс-ким делам. В результате практики появляются и суммарные суды, т. е. упрощенные.

Гражданский процесс оставался состязательным и, как в римском гражданском процессе, состоял из двух стадий – юс и юдициум, которые проходили перед официалом. Доказательствами служили признание, свидетельские показания и документы.

Что касается уголовного процесса, то с ХIII в. устанавливаются
три его вида: аккузацио, денунциацио и инквизицио. Первый процесс являлсяобвинительным. Второй – носил двоякую форму: 1) представ-лял простое увещевание и вразумление виновного; 2) истец мог потребовать осуждения обвиняемого, но не обязывался поддерживать обвинение, а судья не обязывался начинать процесс по любому заявлению. Третий вид – инквизиция (лат. – «расследование», «розыск») – предназначался по преимуществу в отношении духовных лиц.

Для борьбы с противниками католической церкви и ересями учреждается особый церковный суд – инквизиция, которая возникла при папе Иннокентии III, в 1204 г. поручившем осуществлять ее монахам цистерцианского ордена, а затем эти функции были переданы доминиканцам и францисканцам. Тулузский собор 1229 г. окончательно оформил институт инквизиции.

В инквизиционном процессе судья возбуждал уголовное преследование уже в силу своей занимаемой должности и принимал меры для раскрытия истины. Подозреваемое в ереси лицо объявлялось диффамированным – опороченным. Если на такое лицо поступал донос, то доноситель (промовент) должен был помогать судье в расследовании и судебном рассмотрении дела. С ХIV в. промовент превращается
в постоянную должность промотора (фискала), который также, как и судья, получил право, в силу своей должности, возбуждать уголовное дело. Предварительное следствие было поручено вести аудитору.

Ордалии выходят из употребления. Возникает и развивается формальная теория доказательства, подразделявшаяся на полноценные и неполноценные. От судьи зависело, какие обвинительные доказа-тельства считать полноценными, наличность которых означала только обвинительный приговор. Наряду с этим появляются и элементы письменного процесса.

Обвиняемому разрешалось приглашать защитника, а также подавать апелляцию, вплоть до римского папы.

При суммарном (сокращенном) процессе, который отличался от обычного ускоренным судопроизводством, опускались некоторые формальности. К примеру, в гражданских делах письменный иск заменялся устным заявлением.

В отношении же еретиков инквизиционный процесс имел свои особенности: 1) имена доносителя и свидетелей обвиняемому не гово-рили; 2) допускались к свидетельским показаниям лица, которые
в обыкновенном суде не имели права быть свидетелями; 3) обвиняемому разрешалось говорить с адвокатом лишь в присутствии инквизитора и секретаря; 4) допускались пытки.

В инквизиционном процессе для судьи было не обязательным соблюдать процессуальные формальности, составлять письменный приговор.

1. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

2. Судебная система в Русской Православной Церкви устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде.

3. Единство судебной системы Русской Православной Церкви обеспечивается:

а) соблюдением всеми церковными судами установленных правил церковного судопроизводства;

б) признанием обязательности исполнения каноническими подразделениями и всеми членами Русской Православной Церкви судебных постановлений, вступивших в законную силу.

4. Суд в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

а) епархиальными судами, имеющими юрисдикцию в пределах своих епархий;

б) общецерковным судом, с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

в) высшим судом — судом Архиерейского Собора.

5. Канонические прещения, такие как пожизненное запрещение в священнослужении, извержение из сана, отлучение от Церкви, налагаются Патриархом Московским и всея Руси или епархиальным архиереем с последующим утверждением Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

6. Порядок наделения полномочиями судей церковных судов устанавливается священными канонами, настоящим Уставом и Положением о церковном суде.

7. Судебные иски принимаются к рассмотрению церковным судом в порядке и на условиях, установленных Положением о церковном суде.

8. Вступившие в законную силу постановления церковных судов, а также их распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие предписания являются обязательными для всех без исключения клириков и мирян.

9. Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое.

10. Епархиальный суд является судом первой инстанции.

11. Судьями епархиальных судов могут быть священнослужители, наделенные епархиальным архиереем полномочиями осуществлять правосудие во вверенной ему епархии.

Председатель суда может быть либо викарным архиереем, либо лицом в пресвитерском сане. Членами суда должны быть лица в пресвитерском сане.

12. Епархиальный суд состоит не менее чем из пяти судей, имеющих епископский или священнический сан. Председателя, заместителя председателя и секретаря епархиального суда назначает епархиальный архиерей. Епархиальное собрание избирает по представлению епархиального архиерея не менее двух членов епархиального суда. Срок полномочий судей епархиального суда — три года, с возможностью переназначения или переизбрания на новый срок.

13. Досрочный отзыв председателя или члена епархиального суда осуществляется по решению епархиального архиерея.

14. Церковное судопроизводство осуществляется в судебном заседании при участии председателя и как минимум двух членов суда.

15. Компетенция и процедура судопроизводства епархиального суда определяются Положением о церковном суде.

16. Решения епархиального суда вступают в законную силу и подлежат исполнению после их утверждения епархиальным архиереем, а в случаях, предусмотренных статьей 5 настоящей главы, — с момента утверждения Патриархом Московским и всея Руси (в пределах Украинской Православной Церкви ― митрополитом Киевским и всея Украины и Синодом Украинской Православной Церкви).

17. Епархиальные суды финансируются из епархиальных бюджетов.

18. Общецерковный суд рассматривает в качестве суда первой инстанции дела по церковным правонарушениям архиереев и руководителей синодальных учреждений. Общецерковный суд является судом второй инстанции по делам о церковных правонарушениях клириков, монашествующих и мирян, подсудных епархиальным судам.

19. Общецерковный суд состоит из председателя и не менее четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года.

20. Досрочный отзыв председателя или члена общецерковного суда осуществляется решением Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с последующим утверждением Архиерейским Собором.

21. Право назначать временно исполняющего обязанности председателя или члена Общецерковного суда в случае образовавшейся вакансии принадлежит Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду.

22. Компетенция и процедура судопроизводства общецерковного суда определяются Положением о церковном суде.

23. Постановления общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

В случае несогласия Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода с решением Общецерковного суда в силу вступает решение Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода.

В таком случае для окончательного решения дело может быть передано на суд Архиерейского Собора.

24. Общецерковный суд осуществляет в предусмотренных Положением о церковном суде процессуальных формах судебный надзор за деятельностью епархиальных судов.

25. Общецерковный суд финансируется из общецерковного бюджета.

26. Суд Архиерейского Собора является церковным судом высшей инстанции.

27. Суд Архиерейского Собора, действующего в составе Поместного Собора, является первой и последней инстанцией по догматическим и каноническим отступлениям в деятельности Патриарха Московского и всея Руси.

28. Архиерейский Собор осуществляет судопроизводство в соответствии с Положением о церковном суде.

29. Обеспечение деятельности церковных судов осуществляется аппаратами этих судов, которые подчинены их председателям и действуют на основании Положения о церковном суде.

В XV в. наступает период самостоятельного существования Русской православной церкви. С падением Восточной Римской империи и освобождением от Золотой Орды русский правитель именуется самодержцем. Этот термин означал, что он самостоятелен, ни от кого на земле не зависит и «сам себя держит». У самодержавного монарха нет никаких земных ограничений, кроме духовно-нравственных. Церковь была важным фактором в процессе объединения русских земель вокруг Москвы и укрепления централизованного государства.

В конце XVв. в Московском государстве возникли две богословские школы - стяжатели (Иосиф Волоцкий и его ученики) и нестяжатели (Нил Сорский и его ученики).

Стяжатели представляли себе Церковь как политически активный институт, который имеет право влиять на власть. Они выступали за вмешательство государства в церковные дела. Они считали необходимым привлекать в монашество аристократию, имеющую политический опыт и связи в высших кругах и способную обеспечить влияние Церкви на светскую власть. Волоцкий предлагал схему чистого византизма - тесного сплетения Церкви и государства.

Нестяжатели проповедовали аскезу, материальную нищету монашества. Они подчеркивали, что царство Церкви не от мира сего, поэтому нечего и незачем ей вмешиваться в государственные дела. По сути, это была идея отделения Церкви от государства.

В результате противостояния победу одержали стяжатели.

С 1589г. (1593г.) в России было учреждено патриаршество, что усилило притязания Церкви на политическую власть.

Взаимоотношения государства и церкви в XVI-XVII вв. были сложными, неоднократно пересматривались и подвергались правовой регламентации.

В правление Михаила Федоровича (а фактически - патриарха Филарета) противоречий между Церковью и государством не было. В новой системе власти церковь заняла важное место. Сложилась система органов церковного управления - епископаты, епархии, приходы.

Противоречия церкви и государства возникли при Алексее Михайловиче. В начале 50-х гг. XVII в. он приблизил к себе архимандрита Никона. В 1652г. Никон стал патриархом и получил право титуловаться «великим государем» по примеру царского деда - патриарха Филарета. Царь поддержал церковную реформу Никона, направленную на сохранение и приумножение авторитета Церкви, унификацию обрядов и установление единообразия церковной службы.

Но Алексей Михайлович разошелся во взглядах и с Никоном. Церкви считала первичной духовную власть по сравнению со светской. Царь не смирился с властолюбием, высокомерием и крутым нравом патриарха. На Церковном соборе 1666-67г. Никона лишили патриаршего сана и сослали в монастырь (Ферапонтову пустынь). Собор оставил в силе все его нововведения. А его преемники на этом посту уже не претендовали на превосходство над царской властью.

Со второй половины XVII в. государственная власть все более стремится поставить церковь под свой контроль. Эта тенденция проявилась уже в Соборном Уложении 1649г., когда в состав светской кодификации (Уложения) впервые были включены преступления против религии, церкви и нравственности, ранее находившиеся в юрисдикции церкви и регламентировавшиеся в рамках церковного права. Учреждался Монастырский приказ, сугубо государственное учреждение разбиравшее взаимные иски духовных и светских лиц, гражданско-правовые споры, сторонами в которых выступали монастыри, монастырские люди и приходский притч.

В 1675г. Монастырский приказ был упразднен, но вмешательство государства в церковные дела продолжалось: отменялись имущественные привилегии церковных учреждений и духовенства, государственные повинности распространялись на церковные владения.

Соборное Уложение 1649г. запретило покупку, заклад, дарение, завещание вотчин в пользу Церкви. Запрещалось церковным учреждениям принимать вотчины на «вечный помин» и при постриге землевладельцев в монахи (ст. 42 гл. XVII Соборного Уложения).

Драматические последствия для отношений Церкви и государства имели решения Собора 1666—1667 гг., основанные на послании восточных патриархов, известном как «Правила касательно власти царской и власти церковной». «Правила» давали право царю смещать патриарха, утверждали божественный характер царской власти, ее приоритет над властью церковной. Присутствовавшие на Соборе греческие архиереи и монахи приняли участие в суде над патриархом Никоном и подвергли критике идею «Москвы - третьего Рима». Собор, обсуждая обрядовые вопросы, осудил старообрядчество, как ересь. В самой церковной обрядности обнаружили много «варварских» пережитков и извращений чисто византийского догмата, которые необходимо было устранить.

Церковная организация

Высший церковный орган - Освященный Со6ор в полном составе входил в «верхнюю палату» Земского собора.

Духовенство являлось особым сословием, которое обладало привилегиями и льготами: оно освобождалось от податей, телесных наказаний, повинностей и др.

Церкви принадлежали большие земли. С этой собственностью было связано большое число людей - управляющих, холопов, крестьян, проживающих на церковных землях. Все они подпадали под юрисдикцию церковных властей. Церковь там решала дела о преступлениях против нравственности, бракоразводные дела, субъектами которых могли быть представители любых социальных групп.

Система органов церковного управления включала: епископаты, епархии, приходы и монастыри. В ходе реформы по централизации церковного управления (1620-1626гг.) были учреждены Патриаршие приказы: Дворцовый, Казенный, Разрядный, Судный. В 1649г. был учрежден Монастырский приказ.

Епархиивозглавлялись епископами. В их полномочия входили: назначение поповских старост; утверждение священников, избираемых населением; открытие новых монастырей; назначение с разрешения государя архимандритов и игуменов; отправление святительского суда. В каждой епархии находилось несколько приходов и монастырей. Приходы возглавлялись священниками, часть которых назначалась государственными чиновниками (наместником, дворецким, дьяком), а часть избиралась приходом (населением) и утверждалась епископом. Во главе монастырей стояли архимандриты и игумены, управлявшие вместе с соборными старцами по общему монастырскому уставу и уставу основателя монастыря.

Поповские старосты назначались епископом по городам епархии и подлежали контролю со стороны архимандритов и игуменов. В компетенцию поповских старост входило: наблюдать за церковным порядком и благочестием, собирать венечные пошлины, надзирать за поведением священников и причта.

Церковный суд

Судебную власть Церковь осуществляла через суды епископов, своих наместников и монастырские суды во главе с игуменом. Епископ назначался митрополитом или государем.

В конце XV в. место духовных судей начинают занимать чиновники - архиерейские и митрополичьи бояре, наместники и дьяки. Мелкие дела рассматривали десятинники.

Юрисдикция церковного суда распространялась на духовенство, церковных крестьян и монашество.

Все дела, рассматриваемые духовными судами, делились на церковные и светские.

В церковным делам относились «греховные» дела, которые рассматривались епископом с архимандритами и игуменами без участия митрополичьих бояр, т.е. светских чиновников. Суд вершился на основании Номоканона, церковных правил. Светским судам прямо запрещалось вторгаться в эту сферу, что подтверждали Судебники и Стоглав (сборник постановлений церковного Собора 1551г.), за исключением наиболее тяжких уголовных правонарушений.

К светским делам относились гражданские и малозначительные уголовные дела духовных лиц, а также споры, связанные с семейным правом. Суд вершили святительские бояре и десятинники, поповские старосты и целовальники, избранные населением.

Деятельность наместнического духовного суда также контролировалась поповскими старостами, пятидесятниками, градскими старостами, целовальниками и земскими дьяками, т.е. представителями местного самоуправления.

С 1589г. центральным судебным органом Церкви стал суд Патриарха. В XVII в. разбором церковных дел занимались Патриарший двор, Тиунская изба или Приказ церковных дел.

Гражданские дела принял на себя Приказ Большого дворца, ведавший до 1625г. монастырскими и церковными имуществами. Позже из него выделился Монастырский приказ, который рассматривал гражданские дела всех духовных лиц и организаций. Апелляционной инстанцией приказа была Боярская дума.

Церковное право

Источники церковного праваЦерковь в своей деятельности опиралась на целую систему норм церковного права содержащихся в Кормчей книге, Правосудье митрополичьем и Стоглаве. В XII-XIV вв. акты государственной власти, которыми регламентировалось положение Церкви, носили форму уставных и жалованных грамот, княжеских уставов. Акты эти носили удельный, местный, но не общероссийский характер.

В уставных и жалованных грамотах устанавливались виды и размеры отчислений в пользу церкви («десятина»), перечень судебных пошлин, поступающих церкви, церковная юрисдикция, перечислялись передаваемые церкви земельные угодья. В княжеских уставах содержались те же пожалования, но сделанные не в пользу отдельных церквей, а целых епархий, границы которых совпадали с границами княжеств. В XIII-XV вв. в судебной и административной практике княжеских и церковных судов широко использовались такие своды как Кормчая книга и Мерило праведное.

Мерило праведное содержало нормы имущественного, залогового, наследственного и другого права. Оно состояло из Прохирона, Эклоги и Закона судным людям (византийских источников).

Кормчая книга (также состоявшая из византийских источников, соборных и синодальных постановлений) проделала долгую и сложную эволюцию в качестве свода законов. Над созданием Сводной Кормчей работали Максим Грек, Иосиф Волоцкий и другие авторитеты, в свет книга вышла в 1653г. при патриархе Никоне. Сводная Кормчая стала основным источником как церковного, так и гражданского права в период от Ивана III до Петра I. (Последний раз Кормчая была издана в 1839г. и включенная в нее «Книга правил» заменила собой часть норм Кормчей).

Судебники XV и XVI вв. разграничили юрисдикцию церкви и государства, государственная власть признала неподсудность духовенства и церковных людей светскому суду (кроме тяжких уголовных преступлений). Иски светских людей к духовным (и наоборот) рассматривали смешанные суды, иски к духовным властям и архирейским наместникам рассматривал сам государь.

1. Аннерс Э. История европейского права / Э. Аннерс. М.: Наука, 1994. С. 158–181 (рецепция римского права), 182–189 (каноническое право), 189–194 (городское право).

2. Берман Г.Дж. Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 195–245 (каноническое право), 365–373 (городское право).

3. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе / П.Г. Виноградов. М.: Зерцало, 2010. С. 203–261.

4. Вишневский А.А. Каноническое право в Западной Европе. Ius antiquum. Учебное пособие / Вишневский А.А. М.: Изд-во РУДН, 1994. 84 c.

5. Квачадзе О.Б. Правовой статус личности в средневековом городском праве и его влияние на развитие западной цивилизации / О.Б. Квачадзе // История государства и права. 2008. № 15. С. 34–36.*

6. Косарев А.И. Этапы рецепции римского права / А.И. Косарев // Советское государство и право. 1983. № 7. С. 56–74.

7. Кофанов Л. В. Первая международная конференция «Римское право и его рецепция» (Москва, октябрь 1997) / Л.В. Кофанов // Вестник Московского университета. Сер.11, Право. 1998. № 3. С. 109–118.

8. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Изд. 3-е, исп. Т. 1. М.: ТОН–Остожье, 2000. С. 209–214 (рецепция), 240–246 (каноническое право).

9. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права / Р.А. Насибуллин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. С. 217–221, 221–230, 259–276.

10. Плешков Е.В. Каноническое право средневековой Европы: автореф. дис. … канд. юрид. Наук: 12.00.01 / Е.В. Плешков. Ставрополь, 2002. 27 с.

11. Томсинов В.А. О сущности явления, называемого «рецепцией римского права» / В.А. Томсинов // Вестник Московского университета. Серия 11, Право. 1998. № 4. С. 3–17.

12. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. С.-Пб.: Альфа: Равена, 1995. С. 222–226.

Методические советы

Вопрос 1.Дайте определение канонического права. Чем различаются каноническое и церковное право? С чем связано становление и развитие канонического права в средневековой Европе?

Назовите основные источники канонического права. Проследите эволюцию (выделите основные этапы развития) источников канонического права католической церкви. Когда и по каким причинам была проведена систематизация канонического права католической церкви? Назовите правовые памятники, в которых нашла отражение данная систематизация.

Какие сферы и аспекты частной и общественной жизни регулировались в средние века нормами канонического права? Рассмотрите институты и нормы канонического права, регулирующие брачно-семейные отношения, наследование, договорные отношения, долговое и торговое право, преступления (Г. Берман, А.А. Вишневский, Р.А. Насибуллин, Е.В. Плешков).

Рассмотрите виды и устройство церковных судов (Р.А. Насибуллин). Имейте в виду, что система церковных судов соответствовала системе управления римско-католической церкви. Что такое инквизиция, и какое место в системе церковных судов она занимала?

Определите тип процесса, характерный для церковных судов в средневековой Европе, назовите его характерные черты и стадии (Г. Берман, М.А. Чельцов-Бебутов).

Вопрос 2. Назовите черты городского права, выделяющие его из числа других локальных и общеевропейских правовых систем средневековья (Э. Аннерс, Г, Берман, Р.А. Насибуллин). Чем городское право отличалось от цехового и торгового права? Укажите основные источники городского права.

Назовите наиболее распространённые в средневековой Европе системы городского права. Укажите ключевые различия между этими системами.

Назовите основные элементы правового статуса личности согласно средневековому городскому праву (О.Б. Квачадзе).

Вопрос 3. Рассмотрите традиционное представление о сути и причинах рецепции римского права в средние века (Э. Аннерс, Л.В. Кофанов, О.А. Омельченко) и трактовку В.А. Томсинова. Укажите принципиальное различие между этими подходами к проблеме.

Определите основные этапы рецепции римского права в средневековой Западной Европе. Различались ли цели и характер рецепции на различных ее этапах?

В чём значение рецепции римского права для развития права Западной Европы?

Семинар 8. Право средневековой Франции

План

1. Источники средневекового права Франции:

а) обычное право;

б) королевское законодательство;

в) римское право.

2. Правовое регулирование имущественных отношений.

3. Уголовное право и процесс.

Источники

1. Из Кутюмов Бовези // Хрестоматия по всеобщей истории государства и права: В 2 т. Т 1 / Под ред. К.И. Батыра и Е.В. Поликарповой. М.: Юристъ, 2007. С. 269–274.

2. Ордонанс короля Людовика XII; Ордонанс короля Франциска I // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран (Древность и Средние века) / Сост.: В.А. Томсинов. М.: Зерцало, 2001. С. 297–300.

3. Средневековая Франция // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1: Древний мир и Средние века. С. 567–625.

Литература

1. Берман Г.Дж.Западная традиция права: эпоха формирования / Г. Дж. Берман. М.: Изд-во МГУ, 1998. С. 438–451.

2. Виноградов П.Г. Очерки по теории права. Римское право в средневековой Европе / П.Г. Виноградов. М.: Зерцало, 2010. С. 218–233 (Римское право во Франции).

3. Ливанцев К.Е. История государства и права средних веков / К.Е. Ливанцев. СПб.: СПбГУ, 2000.*

4. Насибуллин Р.А. Очерки истории зарубежного права / Р.А. Насибуллин. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. С. 230–233, 240–246, 251–257, 276–290, 295–300.

5. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Т. 1 / О.А. Омельченко. Изд. 3-е, исп. М.: ТОН–Остожье, 2000. С. 219–224.

6. Смирнов А.В.Состязательный процесс / А.В. Смирнов. СПб.: Альфа, 2001. С. 158–166 (§ 3. Французская форма уголовного процесса).

7. Тогоева О.И. Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный ритуал / О.И. Тогоева // Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 3. Человек внутри городских стен. Формы общественных связей. М.: Наука, 1999. С. 353–361.

8. Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. Очерки по истории суда и уголовного процесса в рабовладельческих, феодальных и буржуазных государствах / М.А. Чельцов-Бебутов. СПб.: Альфа: Равена, 1995. С. 186–222, 226–244, 246–255.

Методические советы

Вопрос 1. Право средневековой Франции представляло собой совокупность самых разных правовых систем (местных, сословных, корпоративных, общефранцузских и общеевропейских). В рамках каждой из них существовал особый механизм формирования и применения правовых норм, что сказалось и на многообразии источников права.

Основным источником права средневековой Франции вплоть до конца XVIII в. являлся правовой обычай. Определите его особенности во Франции (название, условия признания и бытования) и разновидности (по форме фиксации, территориальному охвату и т.д.). В каких правовых системах обычай преобладал в качестве источника права? Когда и почему во Франции появляются многочисленные сборники обычного права? Кто обычно выступал инициатором их составления? Когда и почему обычай стал терять свое значение в качестве основного источника права?

Охарактеризуйте королевское законодательство в средневековой Франции. Укажите различия между ордонансами, эдиктами, декларациями и прочими видами законодательных актов французских королей. Известно, что со времени Филиппа Красивого королевские акты обычно назывались ордонансами. Назовите два вида ордонансов, выделяемых Филиппом де Бомануаром (Кутюмы Бовези, § 1043), и покажите разницу между ними. Обозначьте этапы в развитии королевского законодательства до конца XVIII века, обращая внимание на такие ключевые моменты, как степень охвата (обязательность) королевскими актами территории Франции, сферы применения их норм (юрисдикция) и степень их систематизации.

На примере двух-трех ордонансов, изданных в разные столетия, очертите круг вопросов, которые ими регулировались.

Укажите особенности рецепции римского права в средневековой Франции (см.: П.Г. Виноградов). Когда началась эпоха «университетского» римского права и как эта традиция повлияла на развитие правовой системы средневековой Франции?

Вопрос 2. Определите юридическую природу феодальной земельной собственности во Франции XI–XVII вв. Что подразумевается под разделённым и условным характером феодальной собственности на землю? Что такое неполная и полная собственность и каковы были способы превращения одной в другую?

Назовите основные формы крестьянской зависимости в средневековой Франции. Укажите общие моменты и различия в землевладении лично-, поземельно-зависимых крестьян и аллодистов.

Определите принципы обязательственного права средневековой Франции. Каковы были условия совершения договоров? Когда и почему в средневековой Франции появилось ограничение свободы договоров?

Вопрос 3. Проследите эволюцию основных институтов уголовного права Франции в эпоху средневековья. Для этого рассмотрите понятие преступления, представления о его стадиях, классификацию преступлений в уголовном праве Франции XIII–XV вв. (по тексту главы 30 Кутюмов Бовези) и XVI–XVIII вв. (на примере Ордонансов об уголовных преступлениях). Укажите ключевые изменения в этих правовых институтах, произошедшие при переходе от высокого к позднему средневековью.

Определите цель наказания в средневековой Франции, их основные виды и порядок исполнения в средневековой Франции (См.: Тогоева О.И. Казнь…). Какие из видов наказаний к концу XVIII в. практически не назначались судами?

Назовите и дайте характеристику этапам развитии уголовного процесса средневековой Франции (см.: Смирнов А.В. Состязательный…). Какой вид процесса и почему получил распространение во французском правосудии к XVII в.? Рассмотрите систему доказательств розыскного процесса в средневековой Франции (Р.А. Насибуллин, М.А. Чельцов-Бебутов).

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: