Рассмотрение и разрешение избирательных споров в судебном порядке

Обновлено: 18.04.2024

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

Статьей 239 КАС РФ и пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав, в число которых входят избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

Прокуратура
Псковской области

Прокуратура Псковской области

7 марта 2018, 17:44

Рассмотрение дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

Порядок производства по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации регулируется отдельной главой 24 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

Исходя из характера защищаемых правоотношений, из которых возникает потенциальный спор, временных рамок его существования, в том числе ограниченных датой выборов (проведения референдума), отмечается определенная специфика рассмотрения таких споров, и, в первую очередь, установление сокращенных сроков их рассмотрения.

Органы судебной власти занимают центральное место в государственной защите избирательных прав граждан на всех стадиях избирательного процесса с учетом обязательности судебных решений для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц; неукоснительности их исполнения на всей территории РФ; невозможности пересмотра судебных решений иными органами государственной власти. При этом решения суда обязательны для исполнения избирательными комиссиями.

Статьей 239 КАС РФ и пунктом 10 статьи 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен перечень субъектов, обладающих правом на обращение в суд общей юрисдикции за защитой избирательных прав, в число которых входят избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии.

В соответствии с частью 6 статьи 239 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях, предусмотренных КАС РФ.

Кроме того, дела о защите избирательных прав, наряду с иными категориями дел, предусмотренных КАС РФ, являются обязательными для участия прокурора.

Для обеспечения надлежащей реализации избирательных прав особое значение приобретают оперативность рассмотрения административных исковых заявлений на нарушения избирательного законодательства.

Действующим законодательством предусмотрен как общий порядок рассмотрения дел о защите избирательных прав, так и специальный, который используется именно в период проведения избирательной кампании. Этот порядок отличается сжатыми сроками подачи в суд административных исковых заявлений о защите избирательных прав, которые предусмотрены статьей 240 КАС РФ, а равно оперативными сроками их рассмотрения судом, предусмотренными статьей 241 КАС РФ.

Законом определено отправление правосудия в выходные или нерабочие дни при рассмотрении указанных категорий дел.

Суд отказывает в удовлетворении административного иска, если пропущен срок обращения в суд; отсутствует возможность восстановления пропущенного срока; установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) являются законными.

Решения суда данной категории подлежат исполнению в соответствии с общими правилами КАС РФ. Однако немедленному исполнению подлежат решения суда о включении гражданина в список избирателей, а также другие решения, если они обращены судом к немедленному исполнению.

Установленный законодателем порядок рассматриваемой категории дел направлен на соразмерное, дифференцированное и разумное восстановление нарушенных прав.

КАС РФ Статья 243. Порядок рассмотрения административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации

1. О принятии к производству суда административного искового заявления о признании незаконными решения, действия (бездействия) избирательной комиссии, комиссии референдума суд информирует вышестоящую избирательную комиссию.

2. Административные дела о расформировании избирательных комиссий, комиссий референдума, а также об оспаривании решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о результатах выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, результатах референдума Российской Федерации рассматриваются судом коллегиально в составе трех судей.

3. О времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.

4. Административное дело об оспаривании избирателем, участником референдума решения участковой избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования рассматривается судом с обязательным участием представителя территориальной комиссии, а при проведении муниципальных выборов, референдума - представителя комиссии, организующей соответствующие муниципальные выборы, референдум.

5. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в период избирательной кампании, кампании референдума суд до дня опубликования результатов выборов, референдума не может применять меры предварительной защиты к административному исковому заявлению в виде:

1) наложения ареста на избирательные бюллетени, бюллетени для голосования на референдуме, списки избирателей, участников референдума, иные избирательные документы, документы референдума или в виде их изъятия;

2) приостановления деятельности избирательных комиссий, комиссий референдума;

3) запрета избирательным комиссиям, комиссиям референдума осуществлять установленные законом действия по подготовке и проведению выборов, референдума.

6. При рассмотрении и разрешении административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации правила упрощенного (письменного) производства по административным делам применению не подлежат.

7. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в лице своего представителя может быть привлечена судом к участию в административном деле о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации для дачи заключения по этому делу, за исключением случаев участия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в административном деле в качестве административного ответчика или заинтересованного лица.

Подборка наиболее важных документов по запросу Избирательные споры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Избирательные споры

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Избирательные споры

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Общие вопросы доказывания при рассмотрении жалоб избирательными комиссиями (к вопросу о теории несудебных доказательств)
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2019, N 12) Настоящая статья является попыткой обобщения существующей практики доказывания по избирательным спорам, рассматриваемым избирательными комиссиями. Вводится определение доказательства, которое представляется в избирательную комиссию, то есть несудебного доказательства. Также дается классификация доказательств, используемых избирательными комиссиями при рассмотрении избирательных споров.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Акты (позиции) судов общей юрисдикции как источник конституционного права России: формальные основания и фактические предпосылки
(Митин Г.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 1) В-четвертых, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России), избирательные комиссии субъектов Российской Федерации при разрешении избирательных споров, то есть в процессе сугубо правоприменительной деятельности, опирается не только на положения законодательства Российской Федерации о выборах в широком смысле, но и на практику ВС РФ. Например, в Постановлении от 16 августа 2017 г. N 97/839-7 "О жалобе кандидата на должность Губернатора Кировской области С.П. Мамаева на Постановление Избирательной комиссии Кировской области от 4 августа 2017 года N 22/162 "Об агитационном печатном материале кандидата на должность Губернатора Кировской области Мамаева Сергея Павлиновича" она подчеркивает соответствие своих выводов положениям практики ВС РФ.

Нормативные акты: Избирательные споры

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5
(ред. от 09.02.2012)
"О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" 41. В соответствии с частью 3 статьи 261 ГПК РФ на решение (определение) суда по данной категории дел, вынесенное в период избирательной кампании, кампании референдума, до дня голосования (независимо от вида избирательного спора), кассационная (частная) жалоба может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом решения (определения).

Действующее законодательство пре­дусматривает два способа рассмотрения избирательных споров − административный (инстанционный) и судеб­ный. Административная процедура обжалования предус­матривает, что решения и действия (бездействие) из­бирательной комиссии могут быть обжалованы в вы­шестоящую соответственно уровню проводимых выбо­ров избирательную комиссию. В случае если вышесто­ящая (соответственно уровню проводимых выборов) избирательная комиссия отсутствует, решения или дей­ствия территориальной избирательной комиссии или ее должностного лица могут быть обжалованы в изби­рательную комиссию субъекта Российской Федерации, а решения или действия избирательной комиссии субъекта Российской Федерации или ее должностного лица − в Центральную избирательную комиссию Рос­сийской Федерации.

Вышестоящая избирательная комиссия, а при ее от­сутствии − Центральная избирательная комиссия Рос­сийской Федерации или избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе принять решение по су­ществу жалобы, которое является обязательным для ис­полнения. Вместе с тем заинтересованные лица могут обжаловать решение вышестоящей комиссии в судебном порядке, что, однако, не освобождает их от обязанности следовать предписаниям вышестоящей комиссии.

Судебный порядок обжалования нарушений изби­рательных прав граждан предусматривает, что реше­ния и действия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и ее должностных лиц обжалу­ются в Верховный Суд Российской Федерации, реше­ния и действия избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных ко­миссий по выборам в федеральные органы государствен­ной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта Российской Фе­дерации, решения и действия иных избирательных ко­миссий обжалуются в районные (городские) суды. Также в районные (городские) суды обжалуются решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права граждан, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. При этом законодательство специально подчеркивает, что предварительное обращение в соответствующую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Особого внимания заслуживает указание законода­тельства на то, что Центральная избирательная ко­миссия Российской Федерации вправе обратиться в Верховный суд Российской Федерации в случае, если в жалобе (жалобах), касающейся нарушений избиратель­ных прав, затрагиваются интересы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств электораль­ные нарушения приобрели особое общественное значе­ние. При подобном обращении Верховный суд России обязан в соответствии со ст. 63 ч. 4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» рассмотреть жалобу по существу.

Рассматривая судебный порядок разрешения избиратель­ных споров, нельзя не обратить внимание на деятель­ность Конституционного суда Российской Федерации, который хотя не разрешает электоральные конфликты в прямом смысле этого слова и не вдается в проверку соблюдения гарантий избирательных прав граждан, поскольку она отнесена к компетенции судов общей юрисдикции, тем не менее в своих решениях формирует правовые позиции по принципиальным направлениям государственно-правового развития и строительства, зат­рагивающим политические права и свободы российских граждан, вопросы политического представительства, назначения и периодичности выборов, законодательно­го регулирования их организации и проведения. Сфор­мулированные Конституционным судом общефедераль­ные условия реализации избирательных прав граждан являются важнейшим инструментом обеспечения еди­нообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства.

Судебный порядок обжалования нарушений избирательных прав граждан предусматривает, что решения и действия ЦИК РФ и ее должностных лиц обжалуются в Верховный Суд РФ, решения и действия ИКС РФ, ОИК по выборам в федеральные органы государственной власти и должностных лиц этих избирательных комиссий обжалуются в суд субъекта РФ, решения и действия иных избирательных комиссий обжалуются в районные (городские) суды. Также в районные (городские) суды обжалуются решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, нарушающие права граждан, если иное прямо не предусмотрено федеральным законом. При этом законодательство специально подчеркивает, что предварительное обращение в соответствующую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Судебный порядок рассмотрения избирательных споров

Особого внимания заслуживает указание законодательства на то, что ЦИК РФ вправе обратиться в Верховный Суд РФ в случае, если в жалобе (жалобах), касающихся нарушений избирательных прав, затрагиваются интересы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств электоральные нарушения приобрели особое общественное значение. При подобном обращении Верховный Суд России обязан в соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях. » рассмотреть жалобу по существу. Несомненно, наделение ЦИК возможностью напрямую апеллировать к Верховному Суду РФ по поводу массовых или иных социально значимых нарушений избирательных прав значительно обогащает арсенал имеющихся в распоряжении избирательных комиссий средств защиты электоральных прав граждан. Однако практическая реализация этого положения закона на сегодняшний день выглядит весьма проблематичной, поскольку законодательство детально не закрепляет ни основания, ни порядок, ни условия, ни сроки, ни последствия такого обращения.

Регулируя полномочия суда по рассмотрению жалоб на действия и решения избирательных комиссий, законодательство оговаривает ряд особых условий, касающихся оснований и процедуры принятия судебного решения, а также его юридического значения. Во-первых, в случаях принятия судом жалобы к рассмотрению он обязан известить об этом соответствующую избирательную комиссию. И если аналогичная жалоба уже поступила и в избирательную комиссию, она должна приостановить ее рассмотрение до вступления решения суда в законную силу. Во-вторых, рассмотрение в суде жалобы на решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, а равно проведение проверки по фактам в связи с нарушением избирательного законодательства не является нарушением неприкосновенности признанного избранным депутата, который не вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по административному, гражданскому или уголовному делу, возбужденному в связи с жалобой на нарушение избирательных прав граждан. При этом не требуется получения согласия соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления на прекращение действия его неприкосновенности. В-третьих, на суд возлагается обязанность своевременного рассмотрения жалоб и принятия по ним решений. С этой целью суд, в частности, должен при необходимости исполнять свои обязанности в выходные дни, а также вправе принять решение при отсутствии (неявки по двум приглашениям) представителей одной из заинтересованных сторон. В-четвертых, по итогам рассмотрения жалобы суд может отменить любое без исключения решение избирательной комиссии, включая и решения о регистрации кандидатов, об итогах голосования и результатах выборов. При этом решения суда обязательны для исполнения соответствующими избирательными комиссиями.

Практика судебного рассмотрения избирательных споров свидетельствует, что некоторые положения законодательства об обжаловании нарушений избирательных прав вызывают существенные разночтения. Особенно в этом отношении заслуживает внимания вопрос о соотношении компетенции судебных органов и избирательных комиссий при рассмотрении аналогичных жалоб. К сожалению, в нормах права не оговаривается, какие жалобы могут быть признаны аналогичными, что приводит к различным вариантам толкования этой юридической категории при рассмотрении судами и избирательными комиссиями соответствующих споров.

Говоря о судебном порядке рассмотрения избирательных споров, нельзя не обратить внимание на деятельность Конституционного Суда РФ, который хотя не разрешает электоральные конфликты в прямом смысле этого слова и не вдается в проверку соблюдения гарантий избирательных прав граждан, поскольку она отнесена к компетенции судов общей юрисдикции, тем не менее в своих решениях формирует правовые позиции по принципиальным направлениям государственно-правового развития и строительства, затрагивающим политические права и свободы российских граждан, вопросы политического представительства, назначения и периодичности выборов, законодательного регулирования их организации и проведения. Сформулированные Конституционным Судом общефедеральные условия реализации избирательных прав граждан являются важнейшим инструментом обеспечения единообразного применения и контроля за соблюдением норм избирательного законодательства. Принимая же во внимание активизацию процесса создания конституционных (уставных) судов в субъектах РФ, следует учитывать, что судебная форма защиты избирательных прав граждан может иметь дополнительное проявление в виде регионального конституционного (уставного) правосудия.

Указанные сроки достаточно подробно регламентированы нормами ст. 78 ФЗ «Об основных гарантиях…», а также в иных его положениях – применительно к правовому статусу конкретных субъектов и участников, а также стадий избирательного процесса. Также следует подчеркнуть, что суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав, права на участие в референдуме граждан Российской Федерации (ч. 1 ст. 78).

Жалоба на решение комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, о заверении, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам может быть подана в течение десяти дней со дня принятия обжалуемого решения. Указанный срок восстановлению не подлежит.

После официального опубликования результатов выборов, референдума жалоба на нарушение избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, имевшее место в период избирательной кампании, кампании референдума, может быть подана в суд в течение одного года со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

Решения по жалобам, поступившим до дня голосования в период избирательной кампании, кампании референдума, принимаются в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, – немедленно. Если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. По жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума суд обязан принять решение не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы.

Заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в том числе повторного). Решение суда должно быть принято не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: