Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки с пассажирскими судами

Обновлено: 24.04.2024

В соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1001) приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации.

Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 29 декабря 2003 г. N 221)

I. Общие положения

1. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации"* (далее - КВВТ).

2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации.

Настоящее Положение не распространяется на транспортные происшествия с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях.

3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"** осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и её территориальными органами.

4. Целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.

II. Классификация транспортных происшествий

транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;

разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);

затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн;

посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;

все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ;

соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);

невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;

выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);

неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;

невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;

наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

III. Расследование транспортных происшествий

10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1.

11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), государственный транспортный инспектор (далее - инспектор) территориального органа Ространснадзора, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности.

12. Руководители БОГУ на ВВТ, территориальный орган Ространснадзора об авариях информируют Ространснадзор и органы прокуратуры по месту происшествия.

при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора;

в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия.

На период проведения мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции в ОАО "РЖД", а также в целях минимизации непосредственных контактов должностных лиц ОАО "РЖД" при расследованиях случаев нарушения безопасности движения, исключения дублирующих функций и повышения ответственности должностных лиц ОАО "РЖД" за качество их проведения:

1. Утвердить прилагаемый Временный порядок организации и проведения расследований транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД".

2. Приостановить действие пунктов 6 - 10, 19 и 28 Положения об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 21 августа 2017 года N 1697р.

председатель правления ОАО "РЖД"

распоряжением ОАО "РЖД"

от 09.04.2020 N 806/р

ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ

ПРОИСШЕСТВИЙ И ИНЫХ СОБЫТИЙ, СВЯЗАННЫХ С НАРУШЕНИЕМ ПРАВИЛ

БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО

ТРАНСПОРТА НА ИНФРАСТРУКТУРЕ ОАО "РЖД"

1. Для расследования транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД" (далее - нарушение безопасности движения), в зависимости от первоначальной информации о последствиях, вероятных причин и текущей эпидемиологической ситуации оперативным приказом начальника железной дороги утверждается состав комиссии общей численностью не более 3 человек (с учетом ее председателя).

2. При возникновении нарушений безопасности движения расследование проводится с выездом комиссии на место в следующем порядке:

1) под председательством начальника железной дороги:

при происшествии при перевозке (транспортировке) опасных грузов, приведшем к чрезвычайным ситуациям межрегионального и федерального характера;

при столкновении железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом;

при сходе железнодорожного подвижного состава на перегонах и станциях при поездной работе;

2) под председательством заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению):

при столкновении железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом;

при сходе железнодорожного подвижного состава при маневровой работе, экипировке или других передвижениях;

при происшествии при перевозке (транспортировке) опасных грузов, приведшем к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального и регионального характера;

при изломе рельса под железнодорожным подвижным составом;

при затоплении, пожаре, нарушении целостности конструкций сооружений инфраструктуры ОАО "РЖД", вызвавших полный перерыв в движении поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более;

3) под председательством руководителя причастного структурного подразделения региональной дирекции:

при обрыве автосцепки железнодорожного подвижного состава;

при наезде железнодорожного подвижного состава на механизмы, оборудование и посторонние предметы (объекты);

при ложном появлении на напольном светофоре разрешающего показания сигнала вместо запрещающего или появлении более разрешающего показания сигнала вместо показания, требующего продолжения следования поезда с уменьшенной скоростью;

при саморасцепе автосцепок в поездах;

при возгорании груза в вагоне или контейнере при его эксплуатации.

В случае если, по предварительной информации, к нарушению безопасности движения причастны работники структурных подразделений более чем одного функционального филиала ОАО "РЖД", в состав комиссии включаются их представители, но не более 2 человек.

3. При возникновении нарушений безопасности движения расследование проводится дистанционно (без выезда комиссии на место) в следующем порядке:

1) под председательством первого заместителя начальника железной дороги:

при приеме поезда на занятый путь;

при отправлении поезда на занятый перегон;

при приеме или отправлении поезда по неготовому маршруту;

при несанкционированном движении железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон;

при развале груза в пути следования, угрожающем безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта;

при переводе стрелки под железнодорожным подвижным составом;

2) под председательством заместителя начальника железной дороги (по территориальному управлению):

при проезде железнодорожным подвижным составом запрещающего сигнала светофора или предельного столбика;

при отправлении поезда с перекрытыми концевыми кранами;

при столкновении железнодорожного подвижного состава с транспортным средством на железнодорожном переезде, не имеющем последствий крушений и аварий;

при изломе (обрыве) литых деталей железнодорожного подвижного состава (оси, осевой шейки или колеса, боковой рамы, надрессорной балки, хребтовой балки);

3) под председательством причастного руководителя региональной дирекции:

при отцепке вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс;

при отцепке вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования;

при повреждении или отказе локомотива, вызвавшем вынужденную остановку пассажирского поезда на перегоне или промежуточной станции, если дальнейшее движение поезда продолжено с помощью вспомогательного локомотива;

при отмене отправления пассажирского поезда с железнодорожной станции отправления или высадке пассажиров из поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за технической неисправности железнодорожного подвижного состава;

при отцепке вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа;

при падении на путь деталей железнодорожного подвижного состава;

при происшествии, связанном с несанкционированным движением по железнодорожным путям транспортного средства или столкновением железнодорожного подвижного состава с транспортным средством вне установленного железнодорожного переезда, не имеющим последствий крушений и аварий.

Во всех указанных случаях расследование с выездом на место нарушения безопасности движения проводят руководители причастных структурных подразделений региональных дирекций.

4. Техническое заключение по результатам расследования нарушения безопасности движения оформляется в установленном в ОАО "РЖД" порядке, согласовывается посредством единой автоматизированной системы документооборота ОАО "РЖД" (ЕАСД) и подписывается дистанционно с применением технических средств связи всеми членами соответствующей комиссии, за исключением представителей сторонних организаций (при необходимости).

5. Техническое заключение по результатам расследования нарушения безопасности движения ответственными работниками аппарата главного ревизора по безопасности движения железной дороги вносится в автоматизированную систему управления безопасностью движения в сроки, установленные пунктом 13 Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 года N 344.

6. Совещания по вопросам определения причинно-следственных связей нарушений безопасности движения проводятся дистанционно с применением технических средств аудио- и видеосвязи.

от 21 августа 2017 года N 1697р

(с изменениями на 9 апреля 2020 года)

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 20 июля 2021 года N 1560/р
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

2. Признать утратившими силу:

Президент ОАО "РЖД"
О.Белозёров

УТВЕРЖДЕНО
распоряжением ОАО "РЖД"
от 21 августа 2017 года N 1697р

Положение об организации расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на инфраструктуре ОАО "РЖД"

(с изменениями на 9 апреля 2020 года)

I. Общие положения

информирования о допущенных транспортных происшествиях и иных событиях, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее - нарушение безопасности движения);

образования и организации работы комиссий ОАО "РЖД" по расследованию нарушений безопасности движения (далее - комиссии ОАО "РЖД");

взаимодействия комиссий ОАО "РЖД" с представителями сторонних организаций и Ространснадзора;

оформления материалов расследования, их хранения, предоставления органам государственной власти и сторонним организациям;

проведения совещаний по рассмотрению обстоятельств и причин возникновения нарушений безопасности движения;

учета нарушений безопасности движения и предоставления отчетных данных об их количестве в Ространснадзор и его территориальные управления.

2. В настоящем Положении используются следующие термины и понятия:

1) авария - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне или железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых причинен тяжкий вред здоровью менее 5 человек, за исключением случаев причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками ОАО "РЖД" и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало менее 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности менее 100 человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав и для восстановления его исправного состояния требуется проведение капитального ремонта;

2) затопление, пожар, нарушение целостности конструкций сооружений инфраструктуры ОАО "РЖД" - образование свободной поверхности воды на участке инфраструктуры в результате повышения уровня водотока или подземных вод, неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства, или разрушение конструкций сооружений инфраструктуры ОАО "РЖД", вызвавшие полный перерыв движения поездов хотя бы по одному из путей на перегоне на один час и более

3) излом рельса под железнодорожным подвижным составом - нарушение целостности рельса, непосредственно воспринимающего нагрузку от колес железнодорожного подвижного состава, вне зависимости от времени его возникновения;

4) крушение - столкновение железнодорожного подвижного состава с другим железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, сход железнодорожного подвижного состава на перегоне и железнодорожной станции, при поездной или маневровой работе, экипировке или других передвижениях, в результате которых погиб один и более человек либо причинен тяжкий вред здоровью 5 и более человек, за исключением случаев гибели или причинения тяжкого вреда здоровью людям, не являющимся работниками ОАО "РЖД" и (или) пассажирами, вследствие столкновения железнодорожного подвижного состава с транспортным средством и несчастных случаев, расследование и учет которых осуществляется в соответствии со статьей 227 Трудового кодекса Российской Федерации, либо возникла чрезвычайная ситуация, при которой пострадало 10 и более человек, либо поврежден железнодорожный подвижной состав до степени исключения из инвентаря, либо нарушены условия нормальной жизнедеятельности 100 и более человек;

5) нарушение условий жизнедеятельности - ситуация, при которой на определенной территории невозможно проживание людей в связи с гибелью или повреждением имущества, угрозой их жизни или здоровью;

6) несанкционированное движение железнодорожного подвижного состава на маршрут приема, отправления поезда или на перегон - самопроизвольный уход подвижного состава на станциях за предельный столбик (светофор, знак "Граница станции", знак "Граница подъездного пути") на маршрут приема, отправления поезда или на перегон, с перегона или с железнодорожных путей необщего пользования на станцию;

7) отправление поезда на занятый перегон - событие, при котором при открытом выходном светофоре или пригласительном сигнале или по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденными приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 года N 286, (далее - ПТЭ), и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления поезд отправился (или проследовал без остановки) и проехал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива, в то время как впереди расположенный перегон (путь перегона, блок-участок или стрелочно-путевой участок) занят поездом любого направления или подвижным составом;

8) отправление поезда по неготовому маршруту - событие, при котором отправляющийся (следующий без остановки) поезд проследовал выходной светофор данного пути (а при отсутствии светофора - предельный столбик) хотя бы частью локомотива по разрешению на отправление, переданному машинисту поезда в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, и получении им при необходимости дополнительного указания или сигнала отправления при неготовом или неправильно приготовленном маршруте, ведущем на свободный перегон (блок-участок), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь, путь со снятым напряжением в контактном проводе или с другим родом тока;

9) отцепка вагона от пассажирского или пригородного поезда в пути следования - отцепка вагона из-за неисправности, препятствующей его дальнейшему движению, на всех станциях, кроме станции отправления и станции назначения;

10) отцепка вагона от грузового поезда в пути следования на перегонах или промежуточных железнодорожных станциях из-за нагрева букс - отцепка вагона на всех станциях, кроме конечных станций гарантийного участка и станций, имеющих пункты технического осмотра;

11) отцепка вагона от поезда на промежуточной железнодорожной станции из-за нарушения технических условий погрузки грузов, багажа или грузобагажа - отцепка вагона от поезда из-за нарушения технических условий погрузки, которые могут вызвать падение груза или его части на путь, а также выход его за пределы габарита погрузки, на всех станциях, за исключением станций, на которых предусмотрено проведение коммерческого осмотра, в том числе при помощи технических средств;

12) падение на путь деталей подвижного состава - падение на путь (внутрь рельсовой колеи или на обочину пути) во время движения подвижного состава его детали (деталей), приведшее к невозможности его дальнейшего движения;

13) прием поезда на занятый путь - событие, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу, или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию при маршруте, приготовленном на путь, занятый поездом или подвижным составом, за исключением случаев, предусмотренных ПТЭ;

14) прием поезда по неготовому маршруту - событие, при котором прибывающий поезд проследовал (хотя бы частью локомотива) входной (маршрутный) светофор по разрешающему показанию, пригласительному сигналу или машинист поезда получил в соответствии с порядком, предусмотренным ПТЭ, разрешение на следование на станцию на путь (участок пути), не занятый подвижным составом, при неготовом маршруте (стрелочные переводы, охранные и предохранительные устройства установлены не по маршруту следования), а также когда поезду с электрической тягой приготовлен маршрут на неэлектрифицированный путь или по неэлектрифицированному съезду, на путь с другим родом тока или на путь со снятым напряжением в контактном проводе;

15) происшествие при перевозке (транспортировке) опасных грузов - событие, связанное с просыпанием (проливом) опасных грузов, возникшим вследствие повреждения вагона или контейнера, повреждения упаковки, неплотно закрытых люков вагона, дефекта (повреждения) котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) арматуры котла вагона-цистерны, дефекта (повреждения) сливного прибора вагона-цистерны и вызвавшим нанесение ущерба жизни и здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей природной среде, приведшее к чрезвычайным ситуациям локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера;

16) развал груза в пути следования, угрожающий безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта - случай падения груза (контейнера) или его части на путь, а также смещение, разворот, расстройство его крепления, вызвавшие выход за установленный габарит погрузки, за исключением грузов, перевозимых насыпью или наливом;

16_1) саморасцеп автосцепок - самопроизвольное нарушение сцепления единиц железнодорожного подвижного состава;

17) скрытый случай нарушения безопасности движения - нарушение безопасности движения, информация о котором не передана в соответствии с требованиями раздела II настоящего Положения;

18) сторонняя организация - организация или индивидуальный предприниматель, не входящие в состав холдинга "РЖД", осуществляющие функции перевозчиков и (или) собственников железнодорожного подвижного состава, выполняющие работы (оказывающие услуги), связанные с изготовлением, ремонтом, техническим обслуживанием железнодорожного подвижного состава или объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;

19) столкновение железнодорожного подвижного состава - событие, при котором произошло соударение движущегося железнодорожного подвижного состава с другим движущимся или неподвижным железнодорожным подвижным составом, транспортным средством, в результате которого допущено повреждение локомотивов в объеме текущего ремонта или вагонов в объеме текущего отцепочного ремонта (или более сложного ремонта этого подвижного состава);

20) сход железнодорожного подвижного состава - событие, при котором хотя бы одно колесо движущегося железнодорожного подвижного состава сошло с головки рельса;

21) техническое заключение - документ, содержащий информацию об обстоятельствах, причинах и последствиях нарушения безопасности движения на инфраструктуре ОАО "РЖД", а также его классификацию;

22) тяжкий вред здоровью человека - вред, опасный для жизни человека: потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций, прерывание беременности, неизгладимое обезображивание лица, значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть, полная утрата профессиональной трудоспособности;

23) чрезвычайная ситуация локального характера - обстановка на территории объекта, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 10 человек либо размер материального ущерба составляет не более 100 тыс.руб.;

24) чрезвычайная ситуация муниципального характера - обстановка на территории одного поселения или внутригородской территории города федерального значения, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн руб.;

25) чрезвычайная ситуация межмуниципального характера - обстановка на территории двух и более поселений, внутригородских территорий города федерального значения или межселенной территории, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет не более 50 человек либо размер материального ущерба составляет не более 5 млн руб.;

26) чрезвычайная ситуация регионального характера - обстановка на территории одного субъекта Российской Федерации, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб.;

27) чрезвычайная ситуация межрегионального характера - обстановка на территории двух и более субъектов Российской Федерации, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 50 человек, но не более 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 5 млн руб., но не более 500 млн руб.;

28) чрезвычайная ситуация федерального характера - обстановка, сложившаяся в результате нарушения безопасности движения, в результате которой количество пострадавших составляет свыше 500 человек либо размер материального ущерба составляет свыше 500 млн руб.

II. Требования к информированию о нарушениях безопасности движения

3. Работники ОАО "РЖД", оказавшиеся свидетелями или участниками допущенного нарушения безопасности движения на железнодорожной станции, незамедлительно сообщают о его возникновении с помощью любых доступных средств связи дежурному по железнодорожной станции (диспетчеру поездному), а на перегоне - одному из дежурных по соседним железнодорожным станциям (диспетчеру поездному), которые в установленном порядке передают информацию о случившемся.

Время информирования начальника оперативной смены (дежурного диспетчера) ситуационного центра мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО "РЖД" (далее - ситуационный центр) о нарушении безопасности движения не должно превышать 20 минут с момента обнаружения нарушения.

Первоначальная информация о допущенном нарушении безопасности движения должна содержать дату, время, место возникновения, обстоятельства и последствия нарушения безопасности движения, выявленные на момент информирования.

4. Уточненная информация о допущенном нарушении безопасности движения по мере ее получения предоставляется в ситуационный центр незамедлительно.

Информация о нарушениях безопасности движения, которые могут привести к серьезным осложнениям в графике движения поездов, предоставляется с указанием сведений о сложившейся поездной обстановке и принимаемых мерах по нормализации движения поездов.

Информация о нарушениях безопасности движения, в результате которых допущено причинение тяжкого вреда здоровью пассажиров или работников ОАО "РЖД", передается с указанием фамилий пострадавших, места их жительства и мерах по оказанию необходимой помощи с учетом требований Федерального закона "О персональных данных".

5. Начальник железной дороги устанавливает порядок информирования о нарушениях безопасности движения, допущенных в границах железной дороги:

органов управления железной дороги, региональных дирекций (центров, служб), региональных центров безопасности;

территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Ространснадзора, органов прокуратуры, Следственного комитета, внутренних дел и местного самоуправления, осуществляющих деятельность в границах железной дороги;

причастных к возникновению или последствиям нарушения безопасности движения дочерних обществ ОАО "РЖД" (далее - дочерние общества), владельцев (собственников) железнодорожного подвижного состава, грузоотправителей (грузополучателей) и иных сторонних организаций.

Порядок информирования о нарушениях безопасности движения устанавливается с учетом требований:

от 29 декабря 2003 года N 221

Об утверждении Положения по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2010 года)

Документ с изменениями, внесенными:

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Н.Г.Смирнова.

УТВЕРЖДЕНО
приказом Минтранса России
от 29 декабря 2003 года N 221

Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации

(с изменениями на 27 декабря 2010 года)

I. Общие положения

1. Положение по расследованию, классификации и учету транспортных происшествий на внутренних водных путях Российской Федерации (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 7 марта 2001 года N 24-ФЗ "Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" (далее - КВВТ).

________________
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст.1001.

2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования, классификации и учета транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

Настоящее Положение не распространяется на транспортные происшествия с военными, пограничными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемыми исключительно в некоммерческих целях (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

3. Расследование и классификация транспортных происшествий с судами на внутренних водных путях Российской Федерации в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 398 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта"осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее - Ространснадзор) и ее территориальными органами (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3345; 2006, N 41, ст.4256; N 52 (ч.III), ст.5587; 2007, N 52, ст.6472; 2008, N 26, ст.3063; N 31, ст.3743; N 46, ст.5337; N 46, ст.5349; 2009, N 6, ст.738; N 13, ст.1558; N 18 (ч.II), ст.2249; N 30, ст.3823; N 33, ст.4081; N 36, ст.4361; N 51, ст.6332; 2010, N 25, ст.3170; N 26, ст.3350 (сноска дополнительно включена с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296).

4. Целью проведения расследования транспортных происшествий является установление причин транспортных происшествий с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

Расследование транспортного происшествия включает сбор и анализ информации о транспортном происшествии, установление факторов, выявление причин, приведших к транспортному происшествию, подготовку рекомендаций по предупреждению транспортных происшествий в будущем и рекомендаций по вопросам обеспечения безопасности судоходства.

II. Классификация транспортных происшествий

5. Транспортные происшествия классифицируются на аварии и инциденты (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

6. К авариям следует относить:

транспортные происшествия, в результате которых погибли или получили тяжкие телесные повреждения люди;

разрушение судна, которое невозможно и нецелесообразно устранять путем замены или ремонта (конструктивно погибшее судно);

затопление самоходных судов мощностью более 225 киловатт и несамоходных судов порожним водоизмещением более 300 тонн (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);

посадку на мель или повреждение судном гидротехнического сооружения, затопление судна или груза, повлекшее за собой прекращение движения на данном участке пути или шлюзе на 72 часа и более;

разлив нефти, нефтепродуктов в количестве более 10 тонн.

7. К инцидентам следует относить (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию):

все другие транспортные происшествия, не относящиеся к аварии, за исключением происшедших во время производства экспериментальных рейсов и аварийно-спасательных работ (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);

посадки судов на мель с простоем свыше 24 часов.

8. Виды транспортных происшествий:

соприкосновение между собой судов, составов, находящихся на ходу (столкновение);

соприкосновение судна с другим стоящим у берега, причала или на якоре судном, берегом, гидротехническим сооружением, навигационным препятствием, подводным предметом, отдельным каменистым образованием, грунтом и др. (удар);

посадка на мель;

повреждение гидротехнических сооружений.

9. Причины транспортных происшествий:

невыполнение командным составом требований, установленных в нормативных документах по безопасности судоходства;

нарушение командным составом трудовой дисциплины;

выбор неудачного маневра, ошибки в ориентировке, отсутствие учета действия внешних факторов, влияющих на управляемость, неправильная оценка данных электрорадионавигационных приборов и др. (судоводительские ошибки);

неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судового хода;

технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки;

невыполнение судовладельцем, береговыми работниками требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства;

наступление обстоятельств, которые невозможно было заранее предвидеть и по которым невозможно предпринять заблаговременные меры по обеспечению безопасности плавания (стихийные бедствия, шторм, резкое падение и подъем уровней воды, резкое увеличение скорости течения, внезапный ветровой шквал, оползни, прорыв водой плотин, шлюзов, заторы льда, террористический акт и другие), - непреодолимые и непредвиденные обстоятельства.

III. Расследование транспортных происшествий

10. О случаях транспортного происшествия с судами, плотовыми составами, повреждениях гидротехнических сооружений на внутренних водных путях капитан, командир дноуглубительного или дноочистительного снаряда или другое должностное лицо обязаны известить в кратчайший срок ближайшее подразделение бассейнового органа государственного управления на внутреннем водном транспорте (далее - БОГУ на ВВТ) и территориальный орган Ространснадзора, судовладельца и принять все возможные меры для ликвидации последствий транспортного происшествия. Примерный перечень сведений, передаваемых судовладельцу, территориальному органу Ространснадзора, диспетчерскому аппарату БОГУ по транспортному происшествию, содержится в приложении N 1 (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

11. Диспетчер БОГУ на ВВТ, судовладелец, диспетчер порта, другой транспортной организации, района водных путей и судоходства (района гидросооружений), государственный транспортный инспектор (далее - инспектор) территориального органа Ространснадзора, получившие информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывают о случившемся своим руководителям по подчиненности (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

12. Руководители БОГУ на ВВТ, территориального органа Ространснадзора об авариях информируют Ространснадзор и органы прокуратуры по месту происшествия (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

13. Капитан (командир) судна или другое должностное лицо в случае транспортного происшествия:

принимает меры к ликвидации или уменьшению последствий транспортного происшествия;

при аварии поддерживает постоянную связь с судовладельцем, диспетчером, осуществляющим руководство движением флота на этом участке БОГУ, территориальным органом Ространснадзора (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);

в течение суток составляет в 3 экземплярах акт транспортного происшествия с указанием сведений, содержащихся в приложении N 2. Первый экземпляр акта транспортного происшествия с документами согласно приложению N 2 направляется в территориальный орган Ространснадзора, второй и третий - владельцам транспортных объектов, копии актов остаются у участников транспортного происшествия (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

Акты о транспортных происшествиях с судами при повреждениях гидротехнических сооружений и плотов оформляются с участием представителей их владельцев.

При двух и более участниках транспортного происшествия возможно составление совместного акта, в случаях разногласий акт составляется с каждым участником отдельно.

В случае, когда транспортное происшествие связано с неудовлетворительным содержанием пути, акт составляется с участием работников пути.

14. До получения разрешения территориального органа Ространснадзора судам запрещается покидать место транспортного происшествия. В случае невозможности связаться с территориальным органом Ространснадзора в связи с удаленностью места происшествия и отсутствием связи капитан обязан принять все меры по документированию факта и обстоятельств происшествия и продолжить движение судна до ближайшего пункта дислоцирования территориального органа Ространснадзора (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

15. Судовладельцы и владельцы гидротехнических сооружений в случае транспортного происшествия должны:

сообщить в территориальный орган Ространснадзора, в зоне ответственности которого оно произошло, а об аварии дополнительно сообщить в прокуратуру (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию);

указать в информации время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий;

установить капитану (командиру) судна конкретное время предоставления последующей информации;

выехать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.

16. Расследование транспортных происшествий проводится в следующие сроки:

с пассажирскими судами - до 10 суток;

с другими судами, толкаемыми или буксируемыми составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 20 суток;

при выяснении сложных причин и необходимости дорасследования транспортных происшествий указанные сроки, по решению начальника территориального органа Ространснадзора, могут быть увеличены до 20 суток (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

Время расследования исчисляется с момента получения акта о транспортном происшествии до вынесения постановления начальником территориального органа Ространснадзора. Транспортное происшествие, информация о котором поступила в Ространснадзор по истечении 10 суток (скрытое транспортное происшествие), расследуется с момента его обнаружения и сроками не ограничивается (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

17. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.

18. Решение о расследовании скрытого транспортного происшествия принимает начальник территориального органа Ространснадзора (пункт в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию).

19. Инспекторы территориального органа Ространснадзора в ходе расследования транспортного происшествия (абзац в редакции, введенной в действие с 24 мая 2011 года приказом Минтранса России от 27 декабря 2010 года N 296, - см. предыдущую редакцию):

4.1.6. Прочие (все другие транспортные происшествия при движении судов, не подпадающие под определения п.п. 4.1.1 - 4.1.5).

4.2.1. Невыполнение личным составом судов должностных обязанностей, предусмотренных нормативно-распорядительными документами.

4.2.4. Неудовлетворительное содержание пути, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования судовых ходов.

4.2.5. Технические неисправности судовых устройств, механизмов, систем, конструктивные недостатки, превышение допустимого уровня изношенности корпуса судна.

4.2.6. Невыполнение береговыми работниками требований документов, регламентирующих безопасность судоходства.

5. Донесение о транспортном происшествии

5.1. О случае транспортного происшествия капитан (командир) или другие должностные лица судна и (или) гидротехнического сооружения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, используя оперативную связь (радио, телефон, телеграф и др.), обязаны безотлагательно сообщить о нем в ближайший линейный отдел судоходной инспекции, а также диспетчерскому аппарату порта или района гидросооружения, владельцу судна сведения, указанные в Приложении 1.

Поступившие сведения указанных должностных лиц, а также выявленные сотрудниками судоходной инспекции транспортные происшествия регистрируются линейными отделами Государственной речной судоходной инспекции.

5.2. Диспетчер порта, другого транспортного предприятия, района гидросооружений, сотрудник линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции, получивший информацию о транспортном происшествии, немедленно докладывает о случившемся руководителям организаций по подчиненности.

5.3. Руководители транспортных организаций, Государственных предприятий водных путей и гидротехнических сооружений, Государственной речной судоходной инспекции бассейна об авариях информируют соответственно Департамент речного транспорта, Государственную речную судоходную инспекцию Российской Федерации и органы транспортной прокуратуры по месту происшествия.

5.4.2. При аварии поддерживать постоянную связь с судовладельцем, ближайшим транспортным предприятием и линейным отделом судоходной инспекции.

5.4.4. В течение суток составить в трех экземплярах "Акт транспортного происшествия" по форме, указанной в Приложении 2.

5.4.5. Акты на транспортные происшествия с гидротехническими сооружениями и плотами оформляются с участием представителей их владельцев.

5.4.6. При двух и более участниках транспортного происшествия акт составляется ими совместно. При разногласиях участников транспортного происшествия о его причинах и последствиях акты составляются раздельно.

5.5. Владельцы судов и гидротехнических сооружений независимо от информации капитанов в случае транспортного происшествия обязаны:

5.5.1. Немедленно сообщить в линейный отдел судоходной инспекции, в водах которой оно совершено, а об аварии и транспортной прокуратуре.

5.5.2. В информации указать время и место, причины и обстоятельства транспортного происшествия, характер полученных повреждений и принятые меры по ликвидации его последствий.

5.5.4. Выезжать при необходимости на место для руководства работами по ликвидации последствий транспортного происшествия.

6. Расследование транспортных происшествий

6.1. Подразделениями Государственной речной судоходной инспекции Российской Федерации подлежат расследованию:

6.1.2. Эксплуатационные происшествия с пассажирскими и нефтеналивными судами, с другими типами судов по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна.

6.2. Владельцы судов и гидротехнических сооружений обязаны производить расследование эксплуатационных происшествий, не подпадающих под действие п. 6.1.2.

6.3. Департамент речного транспорта в необходимых случаях создает комиссии по руководству и координации действий по ликвидации последствий, оказанию помощи пострадавшим, восстановлению движения, расследованию и т.д.

6.4.2. С другими судами, составами (в том числе плотовыми) и гидротехническими сооружениями - до 10 суток.

6.4.3. При проведении экспертиз, выяснении сложных причин аварий указанные сроки по решению начальника Государственной речной судоходной инспекции бассейна могут быть увеличены до 10 суток.

Примечание. Время расследования исчисляется с момента регистрации транспортного происшествия до вынесения постановления начальником линейного отдела Государственной речной судоходной инспекции.

6.5. Расследование не должно задерживать ликвидацию последствий транспортного происшествия и работ по восстановлению движения на данном участке судоходного пути.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: