Расскажите об основных учениях о происхождении государства и права в чем причины плюрализма

Обновлено: 19.04.2024

3)сложностью процесса формирования государства, что вызывает трудности в адекватном восприятии данного процесса.

Среди самых популярных теорий выделяют:

1). Теологическая теория ( Фома Аквинский) : сотворение государства и права богом, подобное сотворение им всего мира. Правитель — посланник божий ( пример русский царей, которые ,принимая власть, осуществляли обряд крестоцелования и являлись помазанниками божьими).

2). Патриархальная теория (Аристотель, Филмер): люди по своей природе стремятся к созданию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Властитель — отец государства. В Китае эта теория получила поддержку Конфуция, который утверждал, что государство есть больная семья.

3). Договорная ( или естественно-правовая) теория ( Гоббс, Локк, Руссо): возникла еще в Др. Греции в учениях софистов. Главная идея : государство создается людьми на основе добровольного соглашения для обеспечения общего блага. Она основывалась на следующих положениях : до государства люди жили в естественном состоянии; создание государства есть заключение общественного договора. Однако «естественное состояние» Гоббс и Локк толковали по-разному. Гоббс — это состояние « войны всех против всех», Локк — это состояние обладания людьми всеми природными (т.е. естественными) правами и отсутствие социального неравенства. Ее неоспоримое достоинство: демократический характер, народный суверенитет и пр. Но она не может объяснить происхождение всех государств.

4). Марксистская (или классовая) теория ( Маркс, Энгельс) : учение о ФОРМАЦИЯХ( их пять :первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая) ( переход от одной формации к другой «снизу» путем крушения экономического базиса ( так как изменяются средства производства и пр.), а вслед за ним и надстройки.

5)Теория насилия (Дюринг, Гумплович): разделяют теорию внешнего насилия , когда государства образовывались путем внешних завоеваний слабых сильными, и внутренне насилие — известная теория «трех человек», когда у двоих людей есть разное мнение по одному вопросу, то третий человек, примкнув к одному из них, составит большинство, так и с государством.

6). Расовая теория (Габино): Морозова (с) — расовая теория неразумна, пропагандирует вражду между народами: она основывается на базисе « низших и высших» рас, одни — более способны, чем другие, а государство (!) есть продукт цивилизации, поскольку неполноценные народы не могут иметь собственного государства.

7). Органическая теория (Спенсер): государство развивается, как организм — рыночные отношения есть циркулирующая кровь, государство — мозг и прочее. Государство возникает одновременно с появлением людей — это есть его рождение.

8). Психологическая теория ( Петражицкий): появление государство связано с особыми свойствами человеческой психики: одни люди способны управлять, а другие — лишь подчиняться, все зависит от природного стремления людей найти над собой власть, авторитет и пр.

Существуют множество других теорий, которые или абсурдны, или объясняют появление государства лишь в какой-то одной стране — инцестная, спортивная, ирригационная и пр. * Правильной теории нет, есть теории более разумные или менее разумные, более вероятные или менее вероятные.

Тема3

Государственная власть как разновидность социальной власти, соотношение государственной власти с политической властью

В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает или различные взгляды различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс, или - взгляды и суждения одной и той же социальной общности на различные аспекты данного процесса возникновения и развития государства и права. В основе этих взглядов и суждений всегда находились различные экономические, финансовые, политические и иные интересы. Вместе с тем споры о природе государства и права, причинах, истоках и условиях их возникновения продолжаются и по сей день.

Причины различных теорий и доктрин и порождаемых ими многочисленных теорий заключаются в следующем.

Во-первых, в сложности и многосторонности самого процесса происхождения государства и права и объективно существующих при этом трудностях его адекватного восприятия.

Во-вторых, в неизбежности различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порою противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами.

В-третьих, в преднамеренном искажении процесса первоначального или последующего (на основе ранее существовавшего государства) возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных или иных соображений.

В-четвертых, в преднамеренном или непреднамеренном смешении в ряде случаев процесса возникновения государства и права с другими соотносящимися с ним процессами.

Таким образом, в строго теоретическую проблему о происхождении государства вносится чисто политический момент. "Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод". В этом заключается основная цель смешения названных явлений и отражающих их понятий. В этом - одна из причин множественности и неоднозначности произрастающих на данной основе теорий

Плюрализм (от лат. pluralis - множественный) — позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия, оснований и форм знания, стилей поведения и пр.

Множественность теорий о происхождений государства и права основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права и объясняется:

    1. различными взглядами различных групп, слоев, классов, наций и других социальных общностей на данный процесс;
    2. различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.

    Причины плюрализма в подходах:

      • сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;
      • неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
      • преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;
      • в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.

      Сторонники психологической теории права: «Государство не совокупность людей определенного рода, а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связь между ними».

      В. И. Ленин: «Государство - это есть машина для поддержания господства одного класса над другим».

      В современной учебной литературе государство обычно определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества.

      Более точной будет следующая формулировка: государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок. Приведенное определение отражает общее понятие государства, но больше подходит к современному государству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство и целостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство (особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.

      различными взглядами и суждениями представителей одной и той же социальной общности на разные аспекты процесса возникновения и развития государства и права.

      Причины плюрализма в подходах:

        • сложность и многосторонность самого процесса происхождения государства и права и объективно существующие при этом трудности его адекватного восприятия;
        • неизбежность различного субъективного восприятия данного процесса со стороны исследователей, обусловленного их не совпадающими, а порой противоречивыми экономическими, политическими и иными взглядами и интересами;
        • преднамеренное искажение процесса первоначального или последующего возникновения государственно-правовой системы в силу конъюнктурных и иных соображений;
        • в преднамеренном или непреднамеренном смешении процесса возникновения государства и права с другими сопутствующими процессами.

        Множественность теорий основана на доминировании одного конкретного способа возникновения государства и права.

        Категории

        Нормативные правовые акты в Российской Федерации

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

        Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

        Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

        Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

        Научной мыслью прошлого и настоящего выдвинут целый ряд теорий о происхождении государства. Наиболее известны историко-материалистическая и теологическая теории, теория общественного договора, теория насилия, психологическая, ирригационная и ряд других теорий.

        Историко-материалистическая теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) исходит из того, что государство возникает в силу экономических причин – общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем распада общества на классы с противоположными интересами.

        Теологическая теория (Фома Аквинский, Ж. Маритен) настаивает на божественном происхождении государства и права. Основной ее постулат – «Вся власть от Бога». Теологическая теория отстаивает идеи незыблемости государства, необходимость подчинения государственной воле, как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от власти Божьей.

        Патриархальная теория (Аристотель, Фильмер, Н. Михайловский) обосновывает происхождение государства трансформацией отцовской власти во власть монарха. Монарх – отец всех подданных. Так же, как и теологическая теория, она была направлена на обоснование неограниченной власти монарха, но истоки власти она видела не в божественном происхождении, а в формах семьи.

        Теория общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Радищев). Согласно этой теории, до появления государства было «естественное состояние», в котором люди имели естественные права (Руссо), или в котором велась «война всех против всех» (Гобс). Государство возникло как общественный договор между людьми. Как полагают исследователи, эта теория имела прогрессивное значение, поскольку была направлена против феодального государства. Однако сложно представить, что когда-либо могло состояться принятие юридического акта – общественного договора множеством людей при наличии разной направленности их интересов.

        Теория насилия (Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский) объясняет происхождение государства и права завоеванием, насилием, порабощением одних племен другими. Для того, чтобы держать в подчинении порабощенные племена, и создается специальный аппарат – государство. Гумплович объясняет происхождение государства войной, борьбой, называя насилие «повивальной бабкой государства». Последователи этой теории преувеличивают роль насилия в становлении государства, хотя многие государства действительно появились в результате завоеваний. Но не насилие было первопричиной возникновения государства. Для этого был необходим определенный уровень экономического развития общества. Если этот уровень не был достигнут, не могло возникнуть и государство.

        В основе психологической теории (Л.Петражицкий, Г.Тард, З.Фрейд) лежит мысль о том, что у людей существует потребность подчиняться другим, и она, в конце концов, порождает сначала общественную иерархию, при которой на вершине находятся старейшины, вожди и жрецы, а затем и государственную. Сторонники данной теории полагают, что государство есть организация для руководства обществом, осуществляемым выдающимися личностями. Личности, не обладающие качествами руководителя, имеют потребность и обязанность подчиняться выдающимся личностям. Из власти, основанной на авторитетах, возникает государственная власть.

        Понятие и сущность государства.

        Государство –это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющая на правовой основе все более широкие социальные функции.

        Можно выделить следующие основные признаки государства:

        1. Публичная власть, интересы которой не совпадают с населением, обладающая аппаратом управления для реализации своих велений.

        2. Наличие определенной территории, которое может делиться на административно-территориальные единицы.

        3. Наличие суверенитета, т.е. верховенства государственной власти на всей его территории.

        4. Налоги и платежи, учрежденные публичной властью, взимаемые с населения, носящие принудительный характер, взыскиваемые с населения в определенных размерах и в установленные законом сроки..

        5. Право, возникающее одновременно с государством.

        6. Население (народ, нация).

        7. Монополия на легальное применение правового принуждения.

        8. Государственный механизм (аппарат).

        9. Государственный язык (языки), без которого не может функционировать ни одно государство.

        В сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить либо классовое начало (насилие), что характерно для эксплуататорских государств, либо общесоциальное (компромисс), что все больше проявляется в современных посткапиталистических и постсоциалистических обществах. Эти два начала сочетаются в сущности государства, характеризуя его во всей полноте. Основой сущности государства как самостоятельного явления выступает власть, как то первичное, главное и устойчивое, что и определяет содержание, назначение и функционирование государства. Сущность государства определяется теми интаресами, которые данное государство поддерживает, выражает и защищает.

        Типология государства: формационный и цивилизационный подходы

        Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам на основе общих признаков, присущих данной группе государств с их общими закономерностями возникновения, функционирования и развития.

        Среди критериев классификации государств наиболее широкое распространение в науке и практике получили формационный и цивилизационный подходы.

        На формационном подходе основывается марксистско-ленинская типология государства и права. Согласно формационной типологии исторический тип государства определяется на основании того, на каком экономическом базисе основывается государство, интересам какого господствующего класса оно служит. Разумеется, при таком подходе государство – всегда орудие классового господства и сугубо классовая организация.

        В рамках данного подхода существуют три основных типа эксплуататорского государства:

        Большое развитие в западной литературе получил так называемый цивилизационный подход в исследовании человеческого общества и его государственности.

        Исходя из цивилизационного подхода современными исследователями дается следующая типология государств:

        древние государства: древнегреческие, древневосточные,

        средневековые государства: западно-европейские, восточно-

        современные государства: развитые (социальные, правовые),

        Следует отметить, что цивилизационный подход позволяет видеть не только противостояние и борьбу классов и социальных групп, но и другие факторы, оказывающие влияние на ход развития человечества.

        Форма правления.

        Под формой правления следует понимать структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и взаимодействия между собой и населением.

        Формы правления различаются в значительной мере в зависимости от того, принадлежит ли власть одному человеку, или государством управляет коллективный орган. В первом случае мы имеем монархическую форму правления, во втором – республиканскую.

        Монархия – это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит по наследству. Основные признаки монархии:

        - пожизненное пользование властью монарха

        - занятие трона по наследству или по праву родства

        - юридическая безответственность монарха.

        Монархия возникла в период рабовладельческого строя. Расцвет ее пришелся на период феодализма В буржуазном обществе сохранились лишь формальные признаки монархии, являющиеся данью традиции.

        Республика – это такая форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми на определенный строк.

        Признаками республики являются:

        - выборность на определенный срок главы государства и других

        - осуществление государственной власти по поручению народа

        - юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных законом

        - обязательность решения высших органов власти для всех других органов

        - преимущественная защита интересов граждан

        - взаимная ответственность личности и государства.

        Так, монархии делятся на:

        - абсолютные (власть монарха неограниченна)

        - ограниченные (монарх не обладает всей полнотой власти).

        Ограниченные монархии делятся на два вида:

        В дуалистической монархии существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная – у парламента.

        В парламентской монархии статус монарха фактически и юридически ограничен во всех сферах осуществления государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, исполнительная – правительству, которое несет ответственность перед парламентом.

        Существует еще одна форма ограниченной монархии – выборная монархия

        Современные республики делятся на два вида:

        Современные парламентские республики характеризуются верховенством парламента в организации государственной жизни..

        В президентской республикеглава государства сосредоточивает в своих руках полномочия главы государства и главы правительства.

        Автор статьи

        Куприянов Денис Юрьевич

        Куприянов Денис Юрьевич

        Юрист частного права

        Страница автора

        Читайте также: