Распределение обязанностей между судьями работниками гарнизонного военного суда

Обновлено: 18.04.2024

Полномочия председателей судов, в том числе военных судов, по руководству аппаратом судов в самом общем виде закреплены в ст. 6.2. Закона о статусе судей.

Так, председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции в отношении аппарата:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

4) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

5) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Из приведенной нормы следует, что конкретные должностные обязанности каждого сотрудника аппарата суда определяются, уточняются и перераспределяются председателем соответствующего суда на началах научной организации труда и целесообразности.

При наделении сотрудников аппарата теми или иными конкретными обязанностями председатель соответствующего суда должен исходить из требований процессуального законодательства, а также нормативных актов, определяющих порядок делопроизводства в соответствующих судах.

Например, в обязанность сотрудников аппарата, ответственных за работу с корреспонденцией в судах общей юрисдикции, может быть вменено совершение конкретных действий по обработке документов, поступающих в суд, в соответствии с требованиями Инструкции по делопроизводству в районных судах. В любом случае, при принятии на государственную службу до каждого работника аппарата должны быть доведены под роспись его конкретные обязанности.

Закон не устанавливает, в какой форме председатель суда может закрепить за каждым сотрудником аппарата его персональные должностные обязанности.

По сложившейся практике определение этих обязанностей может быть выражено в должностных инструкциях, приказах по суду, в положениях об аппарате соответствующего суда.

В частности, в Законе о военных судах четко указано, что должностные обязанности сотрудников аппарата Военной коллегии Верховного Суда РФ определяются в положении об аппарате, которое утверждается Председателем Военной коллегии.

В качестве примера можно привести выдержки из данного положения, иллюстрирующие порядок наделения сотрудников аппарата конкретными должностными полномочиями. При известном корректировании общая схема данного положения может быть использована в иных судах при определении должностных обязанностей сотрудников аппарата.

В разделе «Общие положения» определено, что аппарат коллегии обеспечивает осуществление правосудия, обобщение судебной практики, анализ судебной статистики, систематизацию законодательства и выполнение другой судебной деятельности.

Структура, численность, штатное расписание и перечень должностей аппарата Военной коллегии определяются Председателем Верховного Суда Российской Федерации.

Работники аппарата Военной коллегии должны отвечать квалификационным и иным требованиям, установленным действующим законодательством о государственной службе.

В разделе «Основные направления деятельности, структура, численность и должности аппарата Военной коллегии» установлено, что аппарат Военной коллегии состоит из следующих структурных подразделений: Аппарат при руководстве коллегии; Аппарат первого и второго судебных составов; Отдел обобщения судебной практики; Общий отдел.

Аппарат при руководстве коллегии обеспечивает осуществление судебной деятельности Председателя коллегии и его заместителя, ведение кадровой работы, а также выполнение иных задач, вытекающих из деятельности коллегии. Аппарат при руководстве включает должности советников, помощников, консультантов.

В пределах штатной численности в аппарате при руководстве образуется кадровая группа, возглавляемая советником.

Аппарат судебного состава обеспечивает осуществление судебной деятельности председателем и судьями судебного состава, ведение протоколов судебных заседаний, исполнение судебных решений, вынесенных коллегией и Президиумом Верховного Суда, а также решение иных задач, вытекающих из должностных обязанностей судей.

За каждым судебным составом приказом Председателя Военной коллегии закрепляется определенная группа окружных (флотских) и гарнизонных военных судов. Аппарат судебного состава включает должности советников судей, помощников судей, старших консультантов, консультантов, ведущего специалиста, заведующего секретариатом судебного состава, ответственных секретарей суда.

Отдел обобщения судебной практики коллегии изучает и обобщает судебную практику военных судов и Военной коллегии Верховного Суда, ведет электронную базу данных судебной практики Военной коллегии, анализирует судебную статистику военных судов и Военной коллегии, ведет электронную базу данных о рассмотренных Военной коллегией делах, готовит в электронном виде статистические отчеты по соответствующим формам о количестве рассмотренных коллегией дел и жалоб, готовит обзоры судебной практики для направления в военные суды, анализирует качество судебных документов, изготовляемых в коллегии, поддерживает постоянные контакты с судьями и работниками аппарата коллегии с целью выявления вопросов, имеющих актуальное значение для судебной практики; в целях распространения положительного опыта и устранения недочетов постоянно изучает поступающие в Военную коллегию обзорные материалы и накапливает данные о положительных и отрицательных сторонах судебной деятельности военных судов; изучает вопросы судебной практики с выездом в военные суды; обобщает материалы изучения практики применения военными судами законодательства и постановлений Пленума Верховного Суда, вносит предложения по совершенствованию судебной практики и улучшению качества ее изучения; готовит материалы к отчету коллегии на Пленуме Верховного Суда; готовит данные для информации руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба о вопросах, вытекающих из судебной деятельности коллегии; систематизирует действующее законодательство, постановления Пленума Верховного Суда и судебную практику в части, относящейся к работе коллегии и военных судов; участвует в подготовке отзывов и заключений по проектам законов и других нормативных актов; принимает участие в разработке проектов постановлений Пленума Верховного Суда; дает оперативному составу Военной коллегии и военных судов справки по законодательству и судебной практике; осуществляет нормативно-правовое обеспечение деятельности коллегии с помощью электронных технических средств; ведет статистический учет работы судей и работников аппарата коллегии; обеспечивает подготовку материалов для опубликования в Информационном бюллетене военных судов; участвует в обсуждении наиболее сложных дел по поручению председателя коллегии; дает ответы на запросы нижестоящих судов; выполняет иные поручения руководства коллегии; организует работу библиотеки; проводит информации по текущему законодательству.

В отделе обобщения судебной практики формируется группа правовой информатизации и статистики, которая возглавляется главным консультантом.

Общий отдел обеспечивает ведение секретного и несекретного делопроизводства, регистрацию и передачу их исполнителям в судебные составы, контроль за исполнением судебных решений коллегии в случае отмены или изменения приговоров и определений военных судов, ведение картотеки и выдачу справок по ней, доклад руководству коллегии корреспонденции, передача исполнителям жалоб, заявлений и других документов, рассмотрение заявлений граждан и запросов государственных учреждений по пересмотренным делам, рассмотрение других заявлений и запросов, не связанных с необходимостью проверки судебных решений в порядке надзора, проведение работы в связи с приемом граждан руководством и судьями коллегии, ведение административно-хозяйственной работы.

В разделе «Полномочия руководства Военной коллегии и судебных составов в отношении аппарата. Функциональные обязанности работников аппарата» определены следующие полномочия руководства и обязанности сотрудников аппарата.

Председатель Военной коллегии:

- осуществляет общее руководство работой аппарата;

- определяет функциональные обязанности работников аппарата и решает вопросы о закреплении за ними конкретных участков работы;

- утверждает распределение между судьями участков работы по нижестоящим судам;

- непосредственно руководит отделом обобщения судебной практики и группой секретного делопроизводства (по вопросам охраны государственной тайны);

- руководит кадровой работой, назначает на должности и освобождает от должностей работников аппаратов, заключает контракты о прохождении военной службы с работниками аппарата из числа военнослужащих;

- решает вопросы о поощрениях и привлечении к дисциплинарной и материальной ответственности сотрудников аппарата;

- вносит представления о присвоении работникам аппарата из числа военнослужащих воинских званий;

- образует аппараты при руководстве, в судебных составах и отделах;

- организует работу по составлению планов и отчетов о деятельности коллегии;

- утверждает обзоры, справки, письма, носящие характер обобщения судебной практики, планы и акты ознакомления с работой нижестоящих судов, замечания по конкретным делам;

- организует и контролирует работу сотрудников аппарата в межведомственных комиссиях и рабочих группах по подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов.

Советник заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Военной коллегии:

- непосредственно подчиняется Председателю коллегии и имеет право от его имени давать распоряжения другим работникам аппарата по вопросам, вытекающим из их должностных обязанностей;

- готовит планы работы коллегии и отчеты о ее деятельности за полугодие и год;

- проводит работу по подготовке служебных совещаний под руководством Председателя и заместителя Председателя коллегии;

- участвует в подготовке информационных материалов по вопросам, вытекающим из судебной деятельности коллегии и нижестоящих судов;

- выполняет поручения Председателя коллегии по подготовке к рассмотрению конкретных дел, а также документов за подписью Председателя коллегии;

- участвует в изучении судебной практики, в подготовке материалов к рассмотрению на Президиуме и Пленуме Верховного Суда РФ;

- в период отсутствия помощника Председателя коллегии выполняет его обязанности;

- выполняет иные поручения Председателя коллегии.

Помощник заместителя Председателя Верховного Суда РФ – председателя Военной коллегии:

- непосредственно подчиняется Председателю коллегии и имеет право от его имени давать распоряжения другим работникам аппарата по вопросам, вытекающим из их должностных обязанностей;

- участвует в текущем и перспективном планировании работы Военной коллегии, а также в подготовке отчетов о ее деятельности;

- изучает и докладывает Председателю Военной коллегии материалы, подлежащие рассмотрению Президиумом и Пленумом Верховного Суда РФ;

- готовит проекты документов за подписью Председателя коллегии;

- готовит информационные материалы о деятельности коллегии;

- осуществляет связь со средствами массовой информации, органами судейского сообщества и общественными объединениями по вопросам, связанным с деятельностью коллегии;

- в период отсутствия советника Председателя коллегии выполняет его обязанности;

- выполняет иные поручения Председателя Военной коллегии.

Заместитель председателя Военной коллегии:

- осуществляет полномочия Председателя Военной коллегии во время его отсутствия, за исключением тех, которые по закону отнесены к исключительной компетенции Председателя Военной коллегии;

- непосредственно руководит общим отделом;

- обеспечивает подготовку планов работы Военной коллегии и контроль за их исполнением;

- организует и проводит занятия по юридической, военной и физической подготовке;

- руководит аттестационной комиссией, контролирует ход реализации аттестационных выводов;

- руководит работой аппарата по подготовке тематики и тезисов докладов, лекций по правовым вопросам;

- обеспечивает работу по проведению стажировок судей военных судов в Военной коллегии;

- руководит работой по изучению и рассмотрению находящихся у него в производстве судебных дел, в том числе и истребованных по повторным жалобам;

- руководит работой по ведению исторического формуляра Военной коллегии;

Советник судьи – заместителя председателя Военной коллегии:

- непосредственно подчиняется заместителю председателя Военной коллегии;

- обеспечивает подготовку к рассмотрению дел, находящиеся в производстве заместителя Председателя Военной коллегии;

- по отдельным поручениям участвует в подготовке информационных материалов по вопросам, вытекающим из деятельности Военной коллегии;

- по поручению руководства Военной коллегии участвует в подготовке материалов к рассмотрению на Президиуме и Пленуме Верховного Суда РФ;

- в период отсутствия помощника заместителя Председателя Военной коллегии выполняет его обязанности;

- выполняет иные поручения руководства Военной коллегии.

Помощник судьи – заместителя председателя Военной коллегии:

- непосредственно подчиняется заместителю Председателя Военной коллегии;

- планирует стажировки судей в коллегии;

- составляет тематические планы по юридической и военной подготовке офицеров и служащих, разрабатывает рекомендации по проведению занятий, контролирует посещаемость занятий;

- контролирует сроки рассмотрения дел и иных материалов в Военной коллегии и не реже 1 раза в месяц докладывает результаты заместителю Председателя коллегии;

- участвует в обеспечении проведения служебных совещаний;

- контролирует работу аппарата общего отдела и вносит предложения по обеспечению и совершенствованию его деятельности;

- в период отсутствия советника заместителя Председателя Военной коллегии выполняет его обязанности;

- выполняет иные поручения руководства Военной коллегии.

Соответствующими штатным должностям функциями наделены и остальные сотрудники аппарата.

В настоящее время в Российской Федерации действуют более 100 военных судов, которые в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» являются федеральными судами общей юрисдикции.

Военные суды не образуют самостоятельную ветвь судебной власти, а наравне с районными, городскими, областными и другими судами полностью входят в единую систему судов общей юрисдикции, возглавляемую Верховным Судом Российской Федерации.

Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.Подсудность дел военным судам определена статьей 7 Федерального конституционного закона от 23.06.1999 N 1-ФКЗ (ред. от 27.12.2019) "О военных судах Российской Федерации".

Система военных судов представлена в настоящее время кассационными, апелляционными, окружными (флотскими), а также гарнизонными военными судами.


Летопись Балтийского гарнизонного военного суда ведется с 1947 года, когда был создан военный трибунал Главной базы Военно - Морского Флота – войсковая часть 78349. Структурно он подчинялся военному трибуналу ДКБФ, в состав которого также входили военные трибуналы Калининградского (г.Калининград), Лиепайского (г.Лиепая), Таллиннского (г.Таллинн) гарнизонов, военный трибунал гарнизона — войсковая часть 10706 (г.Ленинград).

С 1954 по 1992 год военный трибунал - войсковая часть 78349 стал именоваться военным трибуналом Балтийского гарнизона, располагаясь вплоть до 2004 года по адресу – г. Балтийск, ул. Ленина, д. 1а.

После 1991 года в связи с упразднением структур судебной власти бывшего Союза ССР и с учетом суверенного права Российской Федерации на осуществление всей полноты власти на своей территории по предложению Верховного Суда РФ постановлениями Президиума Верховного Совета РФ от 28 декабря 1991 года «О военно-судебных органах, дислоцированных на территории РСФСР» и от 13 января 1992 года «О военных трибуналах» военные трибуналы были включены в судебную систему Российской Федерации.

21 апреля 1992 года очередной Съезд народных депутатов России по предложению Верховного Суда внес дополнения в действующую тогда Конституцию, включив военные трибуналы в судебную систему России и вернув им название «военные суды», как подтверждение их неразрывной связи с судебной системой.

С принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, Федеральных законов «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «О статусе военнослужащих» военные суды флота обрели совершенно новую функцию — стали гарантом обеспечения законных прав и интересов военнослужащих, повысились их сила и авторитет.

Федеральный конституционный закон РФ «О военных судах Российской Федерации», принятый Государственной Думой 20 мая 1999 года, поставил окончательную точку в вопросе о необходимости деятельности в Вооруженных Силах Российской Федерации военных судов. Эта их роль и назначение признаны неоспоримыми и соответствующими Конституции РФ.

В связи с провозглашенным названным выше законом территориальным принципом создания военных судов, военный суд Балтийского флота был переименован в Балтийский флотский военный суд, а все входящие в его ведение суды получили название гарнизонных.

На тот период времени в составе Балтийского флотского военного суда состояло шесть гарнизонных военных судов, являющихся судами первой инстанции, в том числе и Балтийский гарнизонный военный суд, расположенный в городе Балтийске и возглавляемый председателем суда - полковником юстиции Китовым Валерием Павловичем.


С 2004 года суд стал располагаться по адресу - город Балтийск, ул. Садовая, дом 55, где занимает весь второй этаж.

В настоящее время согласно Федеральному закону №182-ФЗ от 23 июля 2010 года «Об упразднении некоторых гарнизонных военных судов», территориальная подсудность Балтийского гарнизонного военного суда распространяется на территории городов Балтийска, Светлого, Советска и Пионерска, Балтийского, Гвардейского, Гурьевского, Зеленоградского, Полесского, Правдинского и Светлогорского районов Калининградской области.

-1995 - Цирит Валерий Робертович,

1995-2013 Китов Валерий Павлович,

2013-2022 Шабалин Александр Михайлович.

В настоящее время должность председателя Балтийского гарнизонного военного суда временно исполняет судья Митрофанов А.А.
















В Разделе «Судебное делопроизводство» Вы можете получить информацию о находящихся в производстве суда делах, а также ознакомиться с опубликованными текстами судебных актов.

Получить информацию о находящихся в производстве Владикавказского гарнизонного военного суда делах, Вы можете , указав дату рассмотрения дела (материала), в результате открывается список всех дел (материалов), назначенных к рассмотрению в данный день. Далее у Вас имеется возможность, перейти на регистрационную карточку дела, выбрав его номер из списка и ознакомиться с более подробной информацией.

На официальном сайте суда размещаются сведения о находящихся в суде делах: регистрационные номера дел, их наименования или предмет спора, информация о прохождении дел в суде, а также сведения о вынесении судебных актов по результатам рассмотрения дел (назначено к слушанию с указанием даты, времени и места проведения судебного заседания, рассмотрено, отложено, приостановлено, прекращено, заявление оставлено без рассмотрения с учетом особенностей соответствующего судопроизводства).

Для того, чтобы ознакомиться с размещенными на официальном сайте суда текстами судебных актов Вам необходимо перейти в разделе «Судебное делопроизводство» в подраздел «Поиск информации по делам».

Работает удобный поиск: по фамилии лица, номеру дела (материала), категории дела, дате поступления дела, виду документа, суду, в котором дело рассматривалось в первой инстанции, судье – докладчику и другим параметрам.

В рамках данного Раздела подлежат опубликованию тексты судебных актов, размещаемые с учетом требований, предусмотренных ст. 15 Федерального закона Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», сведения об их обжаловании и о результатах такого обжалования.

Необходимым элементом должной организации работы в военном суде является правильное распределение обязанностей между его работниками, обеспечивающее их персональную ответственность за порученное дело.

Содержание основных направлений деятельности военных судов дает основание классифицировать функции его работников на две группы:

а) функции должностные;

б) функции процессуальные.

Процессуальные функции - это те, которые связаны с выполнением работы, действий, регулируемых законом (УПК, ГПК, КоАП). К ним относится деятельность судей, секретарей судебных заседаний, других лиц, участвующих в судебном процессе по рассмотрению уголовных, гражданских дел, дел об административных правонарушениях, в разрешении процессуальных вопросов исполнения судебных решений.

Конкретные процессуальные функции могут соответствовать занимаемой тем или иным работником должности и являются одновременно должностными. Так, должность судьи определяет его процессуальные функции в процессе разбирательства судебных дел. Секретарь судебного заседания, ведя протокол судебного заседания, также выполняет свои должностные и процессуальные обязанности.

Ряд функций работников аппарата военных судов прямо не регламентирован нормами процессуальных законов. К ним, в частности, относится выполнение многих организационных обязанностей, которые, будучи направлены на обеспечение правоприменения, носят вспомогательный по отношению к нему характер. Эти функции являются должностными и, как правило, регулируются в законодательстве о судоустройстве и ведомственными нормативными актами.

Так, в Законе о судоустройстве содержатся нормы о должностных обязанностях председателей судов по организации работы в судах.

Не следует противопоставлять важность и значение процессуальных и непроцессуальных (должностных) обязанностей. Обязанности, основанные на процессуальных нормах, так и должностные обязанности, требуют одинаково строгого выполнения.

Важно знать:

1) в каком именно нормативном акте сотрудник может найти ответ на вопрос о том, каким образом надлежит поступать в каждом конкретном случае;

2) как организовать свой труд и труд подчиненных сотрудников;

3) какое практическое значение имеет для деятельности юриста закон, должностная инструкция, иной нормативный акт, содержащий предписание, на основе которого протекает эта трудовая деятельность.

Действительно, работники аппарата военного суда, занимающиеся делопроизводством, обязаны хорошо знать Руководство по делопроизводству в военных судах, другие нормативные акты, определяющие порядок делопроизводства в военных судах, структуру военных судов, режим и порядок работы других юридических учреждений.

Они должны быть знакомы с нормами уголовного, гражданского и процессуального права, уголовно-исполнительным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, постоянно совершенствовать свои знания и профессиональное мастерство путем самостоятельной подготовки и обучения в организованных формах.

Рассмотрим на примере руководителей военного суда – председателя и его заместителя – основные теоретические и практические положения об определении их полномочий.

Председатель военного суда должен обеспечить, чтобы каждый сотрудник четко знал и выполнял круг своих функциональных обязанностей. Эти обязанности определены в законодательстве: Конституция РФ, Закон о статусе судей, Руководствах по делопроизводству, в Инструкциях, в приказе № 1 председателя военного суда, которым эти обязанности закрепляются за каждым работником.

В таком приказе председателя военного суда, в частности, должно регулироваться:

1) распределение обязанностей между самим председателем и его замом; закрепление за судьями так называемых «зон обслуживания» или предметного принципа рассмотрения дел;

2) закрепление за судьями, работниками канцелярии отдельных участков работы (ведение картотеки по систематизации законодательства, подготовка информационных документов);

3) организация взаимозаменяемости среди работников канцелярии.

При распределении обязанностей председатель военного суда также должен:

а) обеспечить равномерную нагрузку на работника;

б) учесть при распределении уровень подготовки и квалификации;

в) иногда учесть и личные наклонности и черты характера.

Председатель военного суда несет ответственность за работу суда в целом и за выполнение каждым работником своих обязанностей.

Кроме названных полномочий в обязанности председателя военного суда также вменяется:

а) председательствование по наиболее сложным, актуальным судебным делам;

б) планирование работы военного суда;

в) представление информации соответствующим органами по вопросам, вытекающим из деятельности военного суда;

д) обучение и воспитание подчиненных кадров, организация специальной подготовки;

е) проведение оперативных совещаний судей по актуальным вопросам деятельности военного суда;

ж) прием посетителей, разрешение жалоб и заявлений;

з) обеспечение соблюдения режима секретности;

и) принятие мер по материально-техническому и финансовому обеспечению военного суда;

к) издание письменных приказов по военному суду, осуществление приема на работу и увольнение персонала.

л) осуществление других полномочий, предоставленных ему законодательством[15].

Следует также упомянуть, что в соответствии со ст. 6.2 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» председатель суда или лицо, временно исполняющее его обязанности, организует работу суда; устанавливает правила внутреннего распорядка на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов[16] и контролирует их выполнение; осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда; утверждает должностные инструкции работников аппарата суда; осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Председатель суда назначает должностное лицо из числа сотрудников аппарата суда, на которое возлагаются обязанности по ознакомлению других сотрудников с требованиями по организации делопроизводства.

На заместителя председателя военного суда, помимо замещения на время отсутствия председателя, возлагается руководство отдельными участками работы по усмотрению председателя.

Ему также может поручаться:

1) анализ и обобщение судебной практики, качества судебных документов;

2) подготовка информационных документов;

3) контроль за выполнением плановых заданий и документов, находящихся «на контроле»;

4) руководство работой канцелярии и др.

Приведенный перечень распределения обязанностей является примерным. Председатели военных судов постоянно должны изучать, насколько удачно они распределены и вносить соответствующие коррективы, планировать эту деятельность.

Раздел II. Организация работы в военных судах

Глава 4. Организация труда в военных судах

§ 1. Общие положения об организации труда в военных судах

Термин «организация труда» по своим сущности и звучанию свойственен прежде всего трудовому законодательству. Теория трудового права определяет отношения по организации и управлению трудом как общественные отношения, непосредственно связанные с трудовыми отношениями и сопутствующие им.

Основными задачами трудового законодательства является создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений (главным в предмете трудового права являются трудовые отношения, возникающие между работником и работодателем, по личному выполнению работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего распорядка при обязательном обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных соглашениями, трудовым договором) и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе и по организации труда и управлению трудом.

Организация труда в военных судах ставит задачи аналогичные основным задачам трудового законодательства, но с учетом специфики деятельности всех категорий работников военного суда, включенных в отношения как трудового характера, так и военно-административного.

При организации труда военного суда соответствующие должностные лица руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, прежде всего «О военных судах Российской Федерации», федеральными законами и действующими законами советского периода (например, Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», Трудовым кодексом Российской Федерации) и иными законодательными актами. В соответствии с ними органы судейского сообщества, Судебный департамент, руководители военных судов принимают соответствующие положения и правила, имеющие целью установление порядка работы военных судов, укрепление трудовой и исполнительской дисциплины, рациональное использование рабочего времени судьями и работниками аппаратов военных судов. Так, в настоящее время действует Постановление Совета судей Российской Федерации от 18 апреля 2003 г. № 101 «Об утверждении типовых правил внутреннего распорядка судов», регулирующее вопросы организации работы во всех судах общей юрисдикции[17].

В соответствии с требованиями Закона о военных судах председатель военного суда организует деятельность суда. В окружном (флотском) военном суде указанный закон возлагает обязанности по организации работы судебных коллегий и судебных составов также на президиум окружного (флотского) военного суда. Работой президиума также руководит председатель окружного (флотского) военного суда. Основным звеном системы военных судов являются гарнизонные военные суды, которые возглавляют председатели этих судов. Следует признать, что успешное решение вопросов организации труда в суде, в основном, зависит от председателя военного суда: именно он обязан обеспечить взаимосвязь и согласованность работы судей, работников аппарата военного суда и техперсонала.

Основной целью организации надлежащей работы военного суда является выполнение военным судом требований действующего законодательства, связанных с осуществлением судебной власти в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.

Для успешной организации труда в военных судах председателю военного суда необходимо обладать не только знаниями действующего законодательства и правоприменительной практики, но и обладать рядом качеств руководителя: компетентностью, требовательностью, принципиальностью, личной примерностью и другими. За последние десятилетия, исходя из практики деятельности военных судов, сложились определенные методы организации работы военных судов. Вместе с тем, существенные изменения действующего законодательства, связанные с проведением судебной реформы, требуют внедрения в практику работы судов ряда иных методов и форм организации труда. В первую очередь это связано с вопросами независимости судей, особыми условиями привлечения их к различным видам ответственности, введением институтов судейского сообщества для решения этих и иных задач.

Необходимым элементом организации работы в военном суде является распределение служебных обязанностей между судьями и работниками аппарата суда, а также техническим персоналом. Ряд обязанностей указанных категорий лиц прямо предусмотрены действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

В частности, обязанности председателей окружного (флотского) и гарнизонного судов, их заместителей, председателей судебных коллегий и судебных составов, а также судей прямо предусмотрены Законом о военных судах. Этот же Закон определил и обязанности администратора военного суда. В процессуальных кодексах указаны обязанности секретаря судебного заседания. В настоящее время в военных судах имеется значительное число должностей работников аппарата военного суда (помощники председателей, судей, начальники отделов, заместители начальников отделов, консультанты, главные специалисты, ведущие специалисты, специалисты 1 и 2 категорий, специалисты), которые обеспечивают осуществление правосудия военными судами. Их деятельность и функциональные обязанности определяются положением об аппарате суда.

Согласно ст. 24 Закона о военных судах председатель гарнизонного военного суда, организуя деятельность суда:

1) вправе участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебном заседаниях;

2)организует деятельность суда;

3) распределяет обязанности между судьями;

4) контролирует работу администратора и аппарат суда, назначает на должности и освобождает от должности работников аппарат суда, не состоящих на военной службе, утверждает положение об аппарате суда;

5) представляет суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления.

Заместитель председателя гарнизонного военного суда наряду с исполнением обязанностей судьи замещает председателя гарнизонного военного суда во время его отсутствия и исполняет по его поручению иные обязанности.

Судья гарнизонного военного суда при осуществлении правосудия рассматривает уголовные, гражданские и административные дела.

Обязанности администратора военного суда установлены в законодательном порядке ст. 34 Закона о военных судах.

В соответствии с этими положениями администратор военного суда[18]:

1) принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда;

2) взаимодействует с государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, их должностными лицами и другими работниками по вопросам обеспечения деятельности суда;

3) принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей военного суда и работников аппарата военного суда, а также их медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения;

4) обеспечивает судей военного суда и работников аппарата военного суда юридической литературой, пособиями и справочно-информационными материалами;

5) осуществляет информационно-правовое обеспечение деятельности военного суда, организует ведение судебной статистики, делопроизводства и работу архива;

6) организует охрану здания, помещений и другого имущества военного суда в нерабочее время, обеспечивает бесперебойную работу транспорта военного суда, средств связи, работу хозяйственной службы;

7) организует строительство зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений военного суда;

8) разрабатывает проект сметы расходов военного суда, утверждаемый председателем военного суда, и представляет его в соответствующее подразделение Судебного департамента;

9) осуществляет иные меры по обеспечению деятельности военного суда;

10) выполняет приказы и распоряжения председателя военного суда, связанные с обеспечением деятельности военного суда.

Круг полномочий помощника председателя (судьи) определен Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции. На основании этого Положения на местах утверждаются должностные инструкции указанной категории работников аппарата суда. В частности, помощник председателя суда выполняет следующую работу[19]:

1) осуществляет подбор нормативных правовых актов, необходимых для рассмотрения дела;

2) осуществляет контроль за сбором и анализом данных для составления статистического отчета;

3) готовит материалы для докладов и выступлений;

4) выполняет поручения председателя суда при проведении служебных проверок;

5) проводит запись граждан на личный прием к председателю суда, осуществляет организационное сопровождение приема;

7) выполняет иные поручения председателя суда.

1) изучает жалобы, заявления, дела, поступившие к судье, вносит предложения по приему их к производству (об отказе в приеме, возбуждении дела, назначении и т.д.);

2) оказывает помощь судье в подготовке дела к судебному разбирательству;

3) подбирает законы, нормативные акты, материалы по судебной практике, готовит заключения по спорным вопросам применения законодательства;

4) осуществляет контроль по делам, рассмотрение которых отложено или приостановлено;

5) по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений по делам;

6) осуществляет подбор данных и материалов для обобщений, докладов и выступлений;

8) участвует в приеме судьей граждан и юридических лиц;

9) выполняет иные поручения судьи.

Должности начальников отделов, их заместителей, советников, консультантов и специалистов предусматриваются штатными расписаниями военных судов. Конкретные должности и их число в каждом военном суде неодинаково и зависит от численности судей.

Практически в каждом военном суде имеются должности начальников отделов, главных (ведущих) специалистов, специалистов 1 и 2 категорий. В окружных (флотских) и многосоставных гарнизонных военных судах может быть несколько должностей начальников отделов, их заместителей, советников, консультантов, специалистов.

Действующие положения об аппаратах судов предусматривают, в основном, следующие обязанности работников аппаратов.

- отвечает за организацию делопроизводства в военном суде, архивные фонды, ведение статистической отчетности, учет уголовных, гражданских и административных дел;

- непосредственно отвечает за работу канцелярии военного суда, правильность учета и хранения поступивших в суд документов, обращений граждан, заявлений, судебных дел и вещественных доказательств;

- ведет персональный учет рабочего времени работников аппарата из числа гражданского персонала, составляет табели учета рабочего времени;

- контролирует изготовление протоколов судебных заседаний судебными секретарями;

- ведет по указанию председателя суда документы, дела, справки, оформляет дела для представления в вышестоящие судебные инстанции;

- осуществляет учет заданий с контрольными сроками исполнения, контролирует своевременность их исполнения;

- исполняет иные обязанности по поручению председателя военного суда.

Главный (ведущий) специалист:

- оформляет дела для представления в кассационную инстанцию, обеспечивает их отправку;

- оповещает участников судебного разбирательства о рассмотрении дел в кассационном порядке;

- осуществляет контроль за своевременным и полным обращением к исполнению приговоров по уголовным делам;

- осуществляет контроль за взысканием денежных сумм в доход государства по исполнительным листам, ведение сводных исполнительных производств по исполнительным листам на солидарных ответчиков и контроль за взысканием с них денежных сумм;

- ведет книги учета исполнительных листов, частных определений, обращений граждан, учета вещественных доказательств и др.;

- оформляет законченные исполнением дела перед сдачей в архив;

- выполняет иные поручения председателя военного суда.

Специалисты 1 и 2 категорий отвечают, как правило, непосредственно за вопросы секретного, несекретного делопроизводства.

Специалист по ведению секретного делопроизводства:

- непосредственно ведет работу секретного делопроизводства;

- контролирует соблюдение исполнителями правил изготовления, учета, хранения и размножения «грифованных» документов;

- докладывает председателю суда секретную корреспонденцию, обеспечивает доведение ее до исполнителей и контролирует своевременность исполнения;

- сверяет и ведет номенклатуру секретного делопроизводства;

- контролирует наличие допусков к работе со сведениями, составляющими государственную тайну у судей и работников аппарата суда;

- ведет учет печатей, штампов военного суда, сейфов, рабочих тетрадей, контролирует их сохранность;

- организует отбор и уничтожение «грифованных» документов с учетом срока их хранения и т.д.

Специалист по ведению несекретного делопроизводства:

- ведет книги и наряды несекретного делопроизводства, отвечает за их сохранность и выдает исполнителям;

- осуществляет прием, регистрацию и отправление входящей и исходящей несекретной корреспонденции;

- обеспечивает учет и хранение несекретных служебных документов, нарядов, бланков;

- составляет и ведет номенклатуру нарядов несекретного делопроизводства;

- сдает исходящую корреспонденцию в экспедицию (на почту), получает корреспонденцию;

- ведет инвентарный учет юридической литературы;

- обеспечивает выполнение работ по копированию документов и т.д.

Вместе с тем, не все обязанности судей, работников аппаратов, вытекающие из деятельности военного суда, могут быть предусмотрены законом, положением об аппарате военного суда, поэтому ряд вопросов, связанных с распределением обязанностей, должен решать непосредственно сам председатель военного суда.

По сложившейся практике эти обязанности объявляются ежегодно в приказе № 1 председателя военного суда.

Практика деятельности военных судов показывает, что к таким вопросам можно отнести:

- более конкретное распределение обязанностей между председателем и заместителями председателя военного суда (в окружных (флотских) военных судах имеются первый заместитель и заместитель председателя суда, в отдельных гарнизонных военных судах с числом судей 9-10 человек имеются также два заместителя);

- закреплением за судьями рассмотрение конкретных категорий дел (уголовных, гражданских, административных и т.д.);

- закрепление за судьями отдельных участков работы военного суда (зон обслуживания, подготовка информационных документов, работа комиссии военного суда и др.);

- организацию взаимозаменяемости между работниками аппарата военного суда.

В целом же работа по распределению служебных обязанностей должна обеспечить равномерную нагрузку между заместителем (заместителями) председателя, судьями и работниками аппарата военного суда. При этом необходимо учитывать уровень подготовки судей, работников аппарата, их профессионализм, способность решить поставленные задачи.

Планирование работы военного суда

Планирование работы военного суда является одним из элементов организации труда.

В окружных (флотских) военных судах составляются перспективные (на полугодие) и текущие (на квартал), а в гарнизонных военных судах текущие (на квартал) планы работы, а также планы военной подготовки судей и работников аппаратов из числа военнослужащих, юридической и специальной учебы соответственно судей и работников аппарата.

В военных судах могут также составляться планы по устранению недостатков, выявленных в ходе изучения деятельности судов вышестоящими судебными органами, органами Судебного департамента, проведения сборов, совещаний и др.

Анализ планов работы военных судов позволяет сказать, что они состоят из следующих разделов:

а) Общие вопросы. Контроль и проверка исполнения.

В этот раздел включаются мероприятия, касающиеся общих вопросов деятельности военного суда: итоговые совещания судей, представление документов в соответствии с перечнем в Главное управление обеспечения деятельности военных судов и Военную коллегию, представление статотчетов, сведений бухгалтерской отчетности, заявок по финансированию, МТО, обеспечению жильем, справки о состоянии режима секретности, донесения по кадровой работе и т.д.

Одним из элементов надлежащей организации труда в военном суде является четко налаженный контроль и проверка исполнения документов. При организации данной работы следует руководствоваться положениями п. 3.7 главы 3 Руководства по делопроизводству в военных судах, а также соответствующими указаниями Главного управления обеспечения деятельности военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации

В военных судах контроль осуществляется по следующим направлениям:

- за выполнением собственных планов работ, учебы;

- за выполнением указаний вышестоящих судебных органов и Судебного департамента по вопросам организационного обеспечения деятельности военных судов;

- за соблюдением сроков рассмотрения судебных дел, исполнением судебных документов и т.д.

Формы контроля могут быть различными и определяются председателем военного суда.

б) Мероприятия по совершенствованию судебной деятельности.

В этот раздел включаются мероприятия по изучению отдельных вопросов судебной деятельности: судебной практики, судимости, качества судебных документов, проведения отдельных стадий процесса, сроков рассмотрения дел, изготовления протоколов судебных заседаний, качество изложения судебных документов, характер и причины судебных ошибок и др.

в) Правовое просвещение. Предупредительная деятельность.

Данный раздел присутствует в большинстве планов работы военных судов. Он включает в себя подготовку военному командованию информации о судимости, предпосылках преступлений, проведение праворазъяснительных мероприятий в обслуживаемых частях, работу по доведению до личного состава приговоров военных судов, подготовку тезисов лекций (бесед) на правовые темы, публикации в печати, выступления на радио, телевидении и т.д.

г) Работа с кадрами.

В данном разделе планируются мероприятия, связанные с проведением сборов с судьями, работниками аппарата военного суда, проведение стажировок, направление на курсы повышения квалификации, вопросы штатной численности судей и военнослужащих судов, юридической и военной подготовки, подготовки материалов к награждению и др.

В планах работы отдельных военных судов содержатся и иные разделы, связанные с вопросами их деятельности. К ним относятся вопросы работы президиумов окружных (флотских) военных судов, судебных коллегий и составов, проблемы материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности военных судов.

Одним из условий надлежащей организации работы военного суда является четко налаженный контроль и проверка исполнения принятых решений.

Учитывая, что председатель военного суда отвечает за организацию работы суда, то он лично осуществляет контроль и проверку исполнения всеми судьями и работниками аппарата служебных обязанностей, и плановых заданий, выполнение поручений. Однако, по его указанию отдельные участки деятельности военного суда контролирует его заместитель, работники аппарата военного суда. Это, как правило, указывается в его приказах или в Положении об аппарате суда.

Контроль и проверка исполнения в военном суде охватывает следующие направления:

1) контроль за исполнением служебных документов (п. 3.7 Руководства по делопроизводству в военных судах). Эта обязанность возложена лично на председателя суда. Один раз в год (в январе) состояние данной работы проверяется комиссией, назначаемой председателем военного суда. По итогам ее работы составляется акт, который докладывается председателю и утверждается им.

Контроль и проверка исполнения распространяется на все документы и решения, принимаемые руководством суда, вышестоящих судебных органов, а также Судебного департамента по вопросам организационного обеспечения деятельности военного суда.

Формы учета и контроля в судах могут быть различными. В частности, в судах ведутся журналы контроля, в которых учитываются только контрольные документы, применяются карточки контроля, содержащие необходимые сведения о данной категории документов (сроках исполнения, исполнителях и т.д.).

В ряде судов председатели или ответственные за этот участок работы лица используют соответствующие календари контроля, таблицы, тетради и т.п.

2) контроль за выполнением планов работы военного суда. Это перспективный и текущий планы работы, планы учебы, планы проведения отдельных мероприятий и др.;

3) контроль за соблюдением сроков рассмотрения судебных дел. Это важнейший участок деятельности суда, поэтому практически во всех судах этим занимается лично руководитель военного суда. Судьи в обязательном порядке докладывают председателю суда о назначенных делах, их рассмотрении и сроках рассмотрения. Работник аппарата суда, ведущий учет дел, еженедельно представляет председателю соответствующие сведения (в виде таблицы) по срокам рассмотрения дел, их движению. Соответствующие формы донесений (в виде таблиц, цифровых показателей) еженедельно представляются в большинство окружных (флотских) военных судов.

Контроль и проверка исполнения осуществляется и за другими участками деятельности военного суда.

Одной из действенных форм контроля в военных судах остаются служебные совещания, которые проводятся по итогам работы за неделю, месяц, квартал и т.д. При этом судьи и работники аппаратов отчитываются о рассмотрении дел, выполнении ими служебных заданий, плановых мероприятий. Это, бесспорно, повышает чувство личной ответственности работников, мобилизует их на необходимость в быстрейшие сроки выполнять порученную работу.

Исполнительская дисциплина в военных судах, в зависимости от ее состояния и по решению председателя военного суда, может анализироваться с составлением соответствующего письменного документа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: