Радионавигационное оборудование судов это

Обновлено: 27.03.2024

Судовая радиолокационная станция (РЛС) предназначена для обнаружения надводных объектов и берега, определения места судна, обеспечения плавания в узкостях, предупреждения столкновения судов.

В РЛС используется явление отражения радиоволн от различных объектов, расположенных на пути их распространения, таким образом, в радиолокации ис­пользуется явление эха. РЛС содержит передатчик, приемник, антенно-волноводное устройство, индикатор с экраном для визуального наблюдения эхо-сигналов.

Принцип работы РЛС следующий. Передатчик станции вырабатывает мощ­ные высокочастотные импульсы электромагнитной энергии, которые с помощью антенны посылаются в пространство узким лучом. Отраженные от какого-либо объекта (судна, высокого берега и т. п.) радиоимпульсы возвращаются в виде эхо-сигналов к антенне и поступают в приемник. По направлению узкого радиолокаци­онного луча, который в данный момент отразился от объекта, можно определить пеленг или курсовой угол объекта. Измерив, промежуток времени между посылкой импульса и приемом отраженного сигнала, можно получить расстояние до объекта. Так как при работе РЛС антенна вращается, излучаемые импульсные колебания охватывают весь горизонт. Поэтому на экране индикатора судовой РЛС создается изображение окружающей судно обстановки. Центральная светящаяся точка на экране индикатора РЛС отмечает место судна, а идущая от этой точки светящаяся линия показывает курс судна.

Изображение различных объектов на экране радара может быть ориентиро­вано относительно диаметральной плоскости судна (стабилизация по курсу) или относительно истинного меридиана (стабилизация по норду). Дальность «видимо­сти» РЛС достигает несколько десятков миль и зависит от отражательной способ­ности объектов и гидрометеорологических факторов.

Судовые РЛС позволяют за короткий промежуток времени определить курс и скорость встречного судна и избежать, таким образом, столкновения.

Рис. Экран РЛС Рис. Экран САРП

Все суда должны обеспечивать радиолокационную прокладку на экране РЛС, для этого их оборудуют системой автоматической радиолокационной про­кладки (САРП). САРП выполняет обработку радиолокационной информации и позволяет производить:

- ручной и автоматический захват целей и их сопровождение;

- отображение на экране индикатора векторов относительного или истинного перемещения целей;

- выделение опасно сближающихся целей;

- индикацию на табло параметров движения и элементов сближения целей;

- проигрывание маневра курсом и скоростью для безопасного расхождения;

- автоматизированное решение навигационных задач; отображение элементов содержания навигационных карт; определение координат местоположения судна на основе радиолокационных измерений.

Автоматическая информационная система (АИС) является морской навигационной системой, использующей взаимный обмен между судами, а также между судном и береговой службой для передачи информации о позывном и наименовании судна для его опознавания, координатах, сведений о судне (размеры, груз, осадка и др.) и его рейсе, параметрах движения (курс, скорость и др.) с целью реше­ния задач по предупреждению столкновений судов, контроля за соблюдением ре­жима плавания и мониторинга судов в море.

Электронные картографические навигационные информационные системы (ЭКНИС) являются эффективным средством навигации, существенно сокращаю­щим нагрузку на вахтенного помощника и позволяющим уделять максимум време­ни наблюдению за окружающей обстановкой и выработке обоснованных решений по управлению судном.

Основные возможности и свойства ЭКНИС:

- проведение предварительной прокладки;

- проверка маршрута на безопасность; ведение исполнительной прокладки; автоматическое управление судном; отображение «опасной изобаты» и «опасной глубины»;

- запись информации в электронный журнал с возможностью дальнейшего проигрывания;

- ручная и автоматическая (через Internet) корректура;

- подача сигнала тревоги при приближении к заданной изобате или глубине; дневная, ночная, утренняя и сумеречная палитры;

- электронная линейка и неподвижные метки;

- базовая, стандартная и полная нагрузка дисплея;

- обширная и дополняемая база морских объектов; база приливов более чем в 3000 точек Мирового Океана.

Спутниковая система навигации ‑ это система, состоящая из наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат), а также параметров движения (скорости и направле­ния движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов.

GPS ‑ это глобальная навигационная спутниковая система определения ме­стоположения Global Position System. Система включает группировку низкоорби­тальных навигационных спутников, наземные средства слежения и управления и самые разнообразные, служащие для определения координат. Принцип определе­ния своего места на земной поверхности в глобальной системе позиционирования заключается в одновременном измерении расстояния до нескольких навигацион­ных спутников (не менее трёх) — с известными параметрами их орбит на каждый момент времени, и вычислении по изменённым расстояниям своих координат.

В статье рассмотрены требования к радиооборудованию ГМССБ.

main_sailor_6000_consoles.jpg

Суда, попадающие под действие международной Конвенции СОЛАС, должны работать в системе ГМССБ, для этого их необходимо укомплектовать требуемым составом радиооборудования для работы в Глобальной морской системе связи при бедствии. Под требования данной конвенции попадают следующие суда:

  • пассажирские суда;
  • все грузовые суда водоизмещением 300 и более тонн.

Оборудование ГМССБ

Минимальный состав должен быть следующим:

  1. Радиооборудование спасательных средств:
      двухсторонней связи спасательных шлюпок и плотов (УКВ носимая радиостанция)
  2. Радиобуй (АРБ)
  3. Приемник NAVTEX
  4. Приемник многофункционального группового вызова (МГВ или РГВ) для приема информации по безопасности мореплавания, передаваемой на суда через спутники системы INMARSAT (если судно выходит за пределы действия системы NAVTEX)
  5. УКВ радиоустановка с устройством ЦИВ, обеспечивающая:
    • передачу оповещений ЦИВ на 70 канале (156,525 МГц)
    • непрерывную вахту на частоте 156,525 МГц в режиме ЦИВ
    • двустороннюю связь в диапазоне 156–174 МГц
  6. До 1 февраля 1999 г. — приемник слуховой вахты на частоте 2182 кГц и генератор радиотелефонного сигнала тревоги.

На судах водоизмещением свыше 500 р.т. должно быть не менее 3 УКВ носимых станции, 2 РЛО. На судах водоизмещением от 300 до 500 р.т. — соответственно 2 и 1.

Правила РМРС конкретизируют состав радиооборудования ГМССБ на борту в соответствии с районом плавания:

Радиооборудование

1. УКВ-радиоустановка с ЦИВ

2. Приемник НАВТЕКС

5. Портативные аварийные радиостанции

6. Вахтенный приемник на частоте 2182 кГц

7. ПВ радиоустановка с ЦИВ

9. Судовая спутниковая станция ИНМАРСАТ

10. Приемник РГВ или приемник ИБМ на КВ

К каждому типу оборудования предъявлены технические требования.

УКВ носимая радиостанция

Частоты — 156,8 МГц (16 канал) и дополнительно, как минимум, еще 1 симплексный канал
Класс излучения — G3E
Мощность передатчика — не менее 0,25 Вт
Источник питания — сухой элемент со сроком хранения не менее 2 лет или аккумулятор с зарядным устройством
Время работы — не менее 8 часов при рабочем цикле 1:1:8 (передача : активный прием : дежурный режим)
Водонепроницаемость — радиостанция должна быть водонепроницаемой на глубине 1 м в течение 5 минут

Радиолокационный ответчик

Диапазон — 9,2–9,5 ГГц
Питание автономное — емкости батарей должно быть достаточно для работы в течение 96 часов в режиме ожидания, а в режиме передачи в ответ на запросы — в течение 8 часов
Дальность действия (при установке РЛО на 1 м выше уровня моря) — не менее 5 морских миль при запросе навигационного радара, с антенной на высоте 15 м

Аварийные радиобуи

АРБ COSPAS-SARSAT — диапазон 406 МГц, 121,5 МГц
АРБ INMARSAT-Е — диапазон 1,6 ГГц
АРБ УКВ — частота 156,525 МГц (70 канал)

АРБ должны:

  • иметь механизм автоматического отделения от судна при его погружении в воду до 4 метров
  • автоматически включаться после свободного всплытия
  • иметь источник питания, обеспечивающий работу буя в течение 48 часов

УКВ радиостанция

Диапазон — 156–174 МГц с каналами, соответствующими Приложению 18 Регламента радиосвязи
Выходная мощность — до 25 Вт
Модуляция фазовая — G3E, G2B

Устройство ЦИВ

ПВ-КВ радиостанция

Диапазон — 1605–27500 кГц, в пределах которого должна обеспечиваться работа на 6 аварийных частотах ЦИВ и соответствующих им частотах радиотелефонной и УБПЧ связи
Выходная мощность — не менее 60 Вт
Классы излучений — H3E, J3E, F1B или J2B

Устройство ЦИВ ПВ-КВ

Судовое оборудование спутниковой связи

(SES) INMARSAT-C

Диапазон частот приема — 1530–1545 МГц, передачи — 1626,5–1646,5 МГц.
Скорость передачи в канале — 600 бит/с.

Классы станций:

(SES) INMARSAT-A

Судовая земная станция (SES) INMARSAТ-А обеспечивает двухстороннюю связь в режиме телефонии, буквопечатания, передачу данных и факсимиле. Управление современными станциями осуществляется также компьютером, но, в отличие от SES INMARSAТ-С, антенна направленная должна ориентироваться на спутник и представляет собой сложное, дорогостоящее сооружение. Станция работает в том же диапазоне частот, что и SES INMARSAT-С, но обеспечивает прямую связь с корреспондентом. В настоящее время INMARSAТ-А морально устарела и заменяется системой INMARSAТ-В, базирующейся на цифровой технологии.

Требования к РЛС

Звездный глобус относится к штурманским (или навигационным) приборам, которые служат для определения местоположения судна без использования электронных приборов.

При помощи Звездного глобуса определяют положение судна по звездам, определяют названия звезд и небесных тел, определяют высоту и азимут звезд в заданное время суток. Как пример - определение времени восхода полярной звезды на заданную высоту.

По правилам Российского Морского Регистра Судоходства Звездный глобус.

Ремкомплект Super-Cap

NGSM выпустила комплект модификации для гироконтейнера NAVIGAT X MK1 / MK2, NAVIGAT 100 / 200 в связи с выявленными случаями временной потери данных о курсе.

Исследования, проведенные NGSM, выявили возможные проблемы питания основной платы, из-за чего были вызваны перебои питания. В следствие происходила перезагрузка модуля гироконтейнера и наблюдалась потеря данных о курсе в течение 40 секунд.

Кит Super-Cup разработан, чтобы буферизировать энергию и .

Замена магнетронов в РЛС Sperry Marine


Оригинальные магнетроны для VisionMaster FT

Part No. Описание
T91003582 X Band Magnetron 10Kw (MG5473)
T91003496 X Band Magnetron 25Kw (MG5424)
T910/2666-4 S Band Magnetron 30Kw (MG5223)

Регулировка тока магнетрона.
(Такие настройки в радиолокационных станциях.

Карты Navtor

E-Navigation Suite NAVTOR обеспечивает легкий переход к цифровой навигации и помогает судовладельцам, операторам и штурманам упростить управление, распространение и обновление навигационных данных.

Преимущества системы NAVTOR:

  • Финансовая выгода. Оплата производится только за те карты, которые фактически были использованы во время перехода.
  • Удобство. Распространение и обновление карт без использования DVD
  • Сжатие данных. Сокращение расходов на спутниковый Интернет в море .

Как лучше настроить Морской радар, чтобы он отображал идеальные цели


Радары на борту, вероятно, наиболее часто используемое оборудование во время навигации. Это хороший инструмент для наблюдения за окружающей обстановкой. Мы настолько зависим от радара, что иногда используем его больше, чем глаза, чтобы выглянуть наружу. Но радар также является наиболее недоиспользуемым оборудованием на борту.

В большинстве случаев используют только три элемента управления для настройки радара: усиление, море и дождь. И когда мы не используем все элементы управления.

Настройки безопасности ECDIS

Но что делать, если настройки ECDIS не достаточные или неправильные? Неправильные настройки представляют большую угрозу для безопасной навигации.

Настройки безопасности

Настройки безопасности устанавливают параметры безопасности в соответствии со статическими и динамическими характеристиками судна. Это изменения настроек ECDIS, пришедшие из традиционных бумажных карт.

Например, можно ли сказать, что синяя часть на этой схеме - мелководье?


Это и так, и не так.

Единственный способ идеально использовать это несовершенное оборудование - знать все о нем и поддерживать приемник navtex в хорошем состоянии.

Новый твердотельный безмагнетронный радар Furuno X-band

FURUNO представляет свой НОВЫЙ твердотельный радар X-диапазона мощностью 800 Вт (IMO) и может впервые предложить полное безмагнетронное решение для радаров / чарт-радаров как в X-диапазоне, так и в S-диапазоне вместе с добавление моделей X-диапазона в серию FAR-2xx8 / 3xx0 NXT (со следующего лета 2020 года).

Отсутствие магнетрона означает меньшее энергопотребление и отсутствие расходных деталей при сохранении того же уровня производительности благодаря новым разработкам в твердотельных.

Система опознавания судов и слежения за ними (LRIT)

Система опознавания судов и слежения за ними на дальнем расстоянии (LRIT)

Новый контейнер гиросферы Mod.10/4 гирокомпасов Sperry Marine NAVIGAT

В этой статье представлена информация о новом контейнере гиросферы мод.10/4 и установке его в существующие модели гирокомпасов. Он может использоваться с существующими безртутными гиросферами (Type 5000 с номерами 074829-0000-000 (обычный тип) и 074831-0000-000 (тип HSC).



В новом контейнере Mod.10 / 4 используется технология оптического захвата на основе камеры для определения положения гиросферы в контейнере. Поскольку эта технология предусматривает передачу данных на.

Замена батареи в гидкоакустическом маяке PT9

Элемент питания PT9 ULB должен меняться квалифицированным специалистом каждые три года, в противном случае разрешение BSH истекает. Комплект батарей состоит из литиевой батареи, уплотнительного кольца, которое необходимо заменить при замене батареи, а также наклейки с текущей датой для маркировки акустического маяка. Прилагаемое руководство по эксплуатации содержит подробную информацию о правильной замене батареи.

Здесь описывается стандартный навигационный и морской пакет оборудования, обязательный для судов неограниченного плавания.

Навигация очень изменилась с появлением системы GPS (Global Positioning System). Многие годы для определения позиции судна использовался секстан. Так как этот метод основан на визуальной ориентации на звёзды, планеты, солнце и луну, погодные условия часто затрудняли определения. С появлением спутников и сложных компьютерных систем навигация развилась до точного всепогодного инструмента.

1. Оборудование мостика

1.1. Компасные системы

1.1.1. Магнитный компас

Все суда водоизмещением от 150 GT и выше должны быть оснащены рулевым компасом. Самые древние простые компасы – магнитные. Они используют земной магнетизм. Недостаток магнитного компаса – направление магнитного поля земли не совпадает с направлением оси вращения земли.

Южный полюс магнитной стрелки, если подвесить её свободно в воздухе, будет показывать на Северный магнитный полюс земли. Этот полюс сейчас расположен примерно в 100 милях в стороне от географического полюса. Стандартные магнитные компасы до сих пор должны быть на всех судах.

Положение магнитного северного полюса всё время меняется. Кроме того, магнитное поле, наблюдаемое на борту судна, находится под влиянием стали, из которой судно сделано. Поэтому компас должен быть откалиброван, чтобы компенсировать магнитное поле самого судна, при вводе в эксплуатацию, и в дальнейшем, когда девиация станет слишком большой. На компас также может влиять чувствительный к магнетизму груз.



Стандартный магнитный компас и работающий инженер по компенсации



Вид внутри мостика

1.1.2. Гирокомпас

Суда водоизмещением 500 GT и выше должны быть оборудованы гирокомпасом. Существует 3 различных вида гирокомпасов:

В противоположность магнитному компасу, гирокомпас зависит от угловой скорости земли, так как устанавливает себя вдоль оси вращения земного шара. По существу гирокомпас состоит из гироскопа, который, вращаясь с высокой скоростью, поддерживает направление своей оси постоянным в пространстве, независимо от того, как поворачиваются или наклоняются поддерживающие диски. Это свойство известно как устойчивость оси (в пространстве). Магнитные силы не влияют на установившееся направление.

Жидкостной гирокомпас устанавливается в нактоузе – специальном ящике, где гироскоп (волчок)находится в шарообразном кожухе. Шар плавает в специальной жидкости, где её удельный вес удерживает шар точно вертикально в другом кожухе, позволяя гироскопу находить своё направление в пространстве. Внутри плавающего шара установлен электромотор, гироскоп – его ротор. Электроконтакты подсоединяются через сложные скользящие механизмы.

При определённых условиях ось гироскопа устанавливается в направлении истинного севера. Из-за вращения земли ось (раскрутившегося) гироскопа должна двигаться (относительно нактоуза), при этом сохраняя своё направление в пространстве. Движение оси – сочетание дрейфа и крена, вместе образующие это кажущееся движение (можно сказать, что на самом деле это нактоуз движется относительно оси гироскопа – прим. перев.). Дрейф – это горизонтальное отклонение от выбранного направления в пространстве, из-за вращения земли. Величина и направление дрейфа зависят от широты места. При наличии трения (которое уже присутствует из-за жидкости, в которой плавает шар) ось гироскопа будет постепенно смещаться к направлению оси земли, т. е. истинному северу. Крен (наклон) – результат широты места. На экваторе направление оси гироскопа совпадает с горизонтом. В более высоких широтах это будет направление в точку над Северным полюсом Земли, образуя вертикальный угол наряду с горизонтальным.

Это может быть откорректировано силой тяжести, т. е. весом, или системой из регулируемых поплавков в ртути. Добавленный вес придаёт шару положение, параллельное горизонту. Настройки зависят от текущей широты места. Движение корабля может также вносить своё отклонение.

Гироскоп скорректирует свои показания до равнодействующей истинного курса судна и направление вращения Земли, на восток. Инструмент сам по себе имеет некое постоянное отклонение, эта девиация компенсируется электроникой.

Нактоуз обычно устанавливается в техническом помещении рядом с мостиком судна. Часто его помещают на нижних палубах (ближе к центру масс корабля – прим. перев.), чтобы уменьшить поперечные силы от движения корабля (качки). В различных местах, где это нужно, устанавливаются репитеры, показывающие курс судна, для навигации и других целей. Обычно это место рулевого, на обоих крыльях мостика, иногда около магнитного компаса для облегчения его калибровки.

Принцип действия сухого гирокомпаса тот же, что и у жидкостного. Большое его преимущество в том, что сухой гирокомпас не требует обслуживания на протяжении его срока между неисправностями (mean time between failure, MTBF).

1.1.3. Волоконно-оптический гирокомпасы

Последние разработки в сфере гироскопов, также электрические – волоконно-оптические гирокомпасы. Это полностью твердотельное устройство, в котором нет вращающихся или других движущихся частей. Основа его – лазерный луч, проходящий через горизонтальную катушку с намотанным стекловолокном. На входе в катушку луч разделяется на две равные части, одна часть идет налево, другая направо (навстречу друг другу).

Если катушка не вращается, оба луча приходят одновременно. Если катушка провернулась, лучи не вернутся в исходную точку одновременно, образуя фазовое отклонение. Три катушки по осям X, Y и Z дают возможность вычислить направление истинного севера. Этому твердотельному устройству нужно совсем мало времени на приведение (определения севера).

1.1.4. Электронный магнитный компас (Fluxgate compass)

Компас Fluxgate (основанный на датчиках магнитного потока) – полностью электрический компас. Две катушки, расположенные под углом 90° друг к другу, дают электрический ток, когда магнитный поток (от магнитного поля Земли) проходит через них. По разнице измеренных токов вычисляется направление на магнитный север.

1.2. Сигнализация об отклонении от курса

Когда судно во время прохождения отрезка пути произвольно меняет курс (нежелательно отклоняясь от заданного курса на значение, больше допустимого), на мостике должен звучать предупреждающий сигнал. Часто это устройство совмещается с гироскопом. Возможно использование для этих целей и магнитного компаса.

Требуется установить допустимое отклонение от курса. При использовании гироскопа это происходит автоматически.



Вид на открытый гирокомпас. Серый цилиндр в центре вмещает в себе гироскоп.
Охлаждение жидкостное



Кольцевая линия показывает «кажущееся» движение оси гороскопа вокруг Полярной звезды при отсутствии маятниковой массы. Добавление маятниковой массы (нижняя часть рисунка) превращает кольцевое движение в эллиптическое; эллиптическое движение при наличии затухания вырождается в точку, гироскоп становится гирокомпасом, показывающим на истинный север.

1.3. Радар

Радарная установка состоит из приемопередатчика и вращающейся антенны. Результат отображается на дисплее. Приемопередатчик – ящик, закрепленный прямо под антенной. Сама антенна (сканер) устанавливается на радарной мачте, обычно над рулевой рубкой.

Сканер вращается. Очень короткий радиоимпульс посылается от лучевой трубки на отражатели сканера и покидают его в виде тонкого луча. Когда этот луч отражается от объекта, часть его энергии возвращается назад и может быть принята сканером. По временному интервалу между передачей и приемом сигнала может быть вычислено расстояние до объекта.

Направление даётся позицией сканера относительно центральной линии судна. Отраженный импульс виден на дисплее как точка.

Досягаемость (максимальная дальность обнаружения из-за кривизны поверхности моря) радара определяется высотой сканера и высотой цели над уровнем моря.

Разумные меры предосторожности

Если радарное оборудование должно работать в порту, для соблюдения разумных мер предосторожности необходимо обеспечить:

- никто не находится рядом (в пределах нескольких метров) с антенной;
- если работа требует, чтобы сканер не вращался, он должен быть направлен на ненаселенные районы, например в сторону моря;
- никто не должен заглядывать в излучающую сторону щелевого волновода (подобие открытой коробки) сканера;
- никто не сможет попасть между выходным «рожком» передатчика и отражателем большего сканера;
- нельзя упускать из виду риск быть ударенным вращающимся сканером, если необходимо работать рядом.

Любая работа с этим оборудованием должна проводиться компетентным персоналом, использующим безопасные методы работы, так что бы ни они, ни окружающие не подвергались риску.

1.4. Глобальная система позиционирования, GPS

Устройства GPS настолько просты и надёжны, что почти все суда, от маленьких яхт до самых больших судов в мире, снабжены одним или несколькими ресиверами (приёмниками) GPS.

DGPS (Differential Global Positioning System), дифференциальная GPS – более точная система за счет использования дополнительного сигнала от опорного передатчика. Его позиция известна с высокой точностью, поэтому улучшает результат вычисления спутниковой позиции. Из-за ограниченного радиуса действия это локальное улучшение.

Существуют и используются различные технологии глобального DGPS, с использованием различных поправочных данных (прим. перев.).

Глобальные системы позиционирования работают с сигналами малой мощности, передаваемыми большим количеством спутников, облетающих Землю на высоте 20000 километров. Обычно в каждый момент времени приемник получает сигнал в среднем от 8 разных спутников.

Такие (D)GPS приемники дают не только позицию в данный момент времени (в координатах). Когда приемник (судно) движется, вычисляются также скорость и направление относительно грунта.

1.5. Автопилот

1.5.1. Автоматическая функция курса

Автоматические пилоты – устройства, которые сравнивают текущий курс по гирокомпасу с заданным курсом, и принимает корректирующие меры, если курс отличается от заданного. Большинство таких приборов в наши дни адаптивные, это значит, что они приспосабливаются к характеристикам судна, применяя минимальный угол поворота руля, чтобы вернуться на установленный курс. Автопилот также может быть настроен на определенный коэффициент усиления, максимальный угол поворота руля, максимальную скорость поворота судна.

Современные автопилоты настолько чувствительны, что начинают подруливать с минимального отклонения от заданного курса, ещё до того как рулевой это заметит. Таким образом, получается более прямой курс, чем сделал бы человек. Прямой курс экономит время и топливо.



1.5.2. Функция автоматической проводки судна по заданной траектории движения

Система GPS, которая даёт курс и скорость через электронную карту ECDIS (Electronic Chart Display and Informarion System), или сам приемник GPS, делает возможным провести судно по запланированной траектории. Можно ввести путевые точки, в которых судно будет медленно поворачивать на следующий отрезок, после выдачи предупреждения и получения подтверждения.



1. Репитер гирокомпаса

2. Переключатель способа управления
3. Автопилот
4. Рулевое колесо (штурвал) с контролем угла поворота руля
5. Рулевой рычаг без контроля
6. Управление рулевым оборудованием
7. Индикаторы угла поворота руля (двойной руль)
8. Колесо выбора курса.

1.6. Скорость и расстояние (лаг)

На судах водоизмещением более 500 GT должны измеряться скорость и дистанция по воде. Должен быть установлен один лаг с индикацией скорости и пройденного расстояния по воде. Это может быть, например, электромагнитный лаг. На мелкой воде так называемый Допплер-лаг может измерять скорость по воде и по грунту, путь по воде и по грунту. Это можно выбирать на дисплее.

Двухосевые лаги измеряют скорость вперед и назад, а также поперечное движение. Такой лаг используется на очень больших судах (танкерах, балкерах), чтобы контролировать силу удара о пристань при швартовке.

1.7. Индикатор угла поворота руля

На дисплее должно отображаться реальное положение руля. Обычно это показывается на установленном на палубе индикаторе, видимом отовсюду на мостике.

1.8. Индикатор скорости поворота (ROT, Rate of Turn)

Такие индикаторы должны устанавливаться на судах водоизмещением 50000 GT и выше. Скорость поворота важна для больших судов, чтобы определить время, необходимое для того, чтобы судно легло на желаемый курс.

Перед поворотом руль должен быть переведен в нужное положение, чтобы корабль начал поворачивать. Особенно долго реагируют на перекладывание руля большие суда.

На консоли в мостике есть дисплеи (с ROT). Наряду с RPM, направлением вращения винта, упором (pitch) для ВРШ – все эти параметры очень важны при маневрировании и швартовке. Такие дисплеи ставят также на крыльях мостика.

1.9. Ветер и звук

Суда с закрытыми рулевыми рубками, которые чувствительны к ветру при маневрировании, должны быть оборудованы указателем направления и силы ветра и системой приема звука. Она состоит из микрофонов снаружи и системой громкоговорителей внутри, способной передать направление приходящего снаружи звука.

1.10. Эхолот

Глубина воды под судном измеряется эхолотом. Трансдьюсер (антенна, датчик-излучатель эхолота) на днище судна посылает вниз акустические импульсы и получает отраженные сигналы. Расстояние между днищем судна и морским дном может быть рассчитано по времени между посылкой и получением.

Скорость импульса (звука) в воде более-менее постоянна. В настройках можно ввести осадку судна (для точной глубины от поверхности). Для любой глубины под трансдьюсером можно настроить предупредительный сигнал. Посылаемый звуковой сигнал имеет вид конуса, с вершиной на трансдьюсере.

1.11. Лампа дневной сигнализации

Все суда водоизмещением свыше 150 GT должны иметь лампу дневной сигнализации (судовой сигнальный прожектор, лампа Ратьера). Источник электроэнергии для нее должен быть независим от основного энергоснабжения оборудования мостика. Обычно используются простые аккумуляторные батареи.

1.12. Панель навигационных огней

В рулевой рубке должны быть сигнализация и индикаторная панель для контроля и управления навигационными огнями. В большинстве случаев рядом находится контрольная панель для сигнальных огней типа «судно, лишенное возможности управляться» (NUC, Not Under Command).



Дисплей допплеровского лага, показывающий скорость в режиме «по дну» и боковые скорости носа и кормы



Дисплей эхолота, показывающий глубину под килем

1.13. Регистратор данных рейса

Пассажирские суда и суда тоннажем более 3000 GT, построенные после 1 июля 2002 г, должны иметь регистратор данных рейса (Voyage Data Recorder, VDR, Black Box) для помощи в расследовании инцидентов. Детали можно найти в SOLAS.

Этот прибор состоит из блока сбора данных, получающего всю необходимую информацию от разных инструментов, и капсулы, где эти данные хранятся. Прибор записывает данные о курсе, скорости, коммуникации, срабатывания сигнализации, внесении каких-либо изменений, детальные сведения о работе двигателя, а также всё, что было сказано в рулевой рубке. Данные по запросу могут быть переданы на береговую базу судна.

Наподобие «черных ящиков» с самолётов, VDR даёт возможность при расследовании инцидентов восстановить порядок действий и отдаваемые команды в каждый момент времени перед происшествием и помочь установить причину инцидента.

Ящик сбора информации обычно устанавливается в рулевой рубке или рядом, капсула с данными – на крыше рулевой рубки. Она должна быть установлена так, чтобы всплыть, если судно будет тонуть. Устройство должно ежегодно проверяться специально утвержденной компанией.

1.14. Дисплей электронной карты

Вместо бумажных карт вся картографическая информация теперь отображается на компьютерном дисплее. Позиция судна также есть на экране.

Карты могут быть растровые (отсканированные бумажные карты) или векторные, полностью цифровые. Последний тип имеет существенные преимущества. Электронная карта может быть скомбинирована с АИС (AIS) и радаром, это значит, что вся информация может быть сделана видимой на экране. Обновление карт проходит в цифровом виде. Предусмотрена вторая система электронных карт (на другом компьютере) в качестве резервной. Бумажные карты тоже могут использоваться как резерв, но в этом случае они должны быть откорректированы.

Растровые карты не разрешены в «плавании без бумаг».





Верхний: объекты АИС на экране радара. Нижний: дисплей электронной карты того же района. Судно отображается на обоих

В рулевой рубке каждого торгового судна установлено разнообразное навигационное оборудование, приборы, устройства и инструменты, при помощи которых капитан и штурмана обеспечивают безопасное управление судном.

Навигационное оборудование — это судовые технические средства, которыми укомплектовано судно для решения задач навигации.

Навигация — процесс принятия решения и управления курсом и скоростью судна при движении из одного пункта в другой, с учетом окружающих условий и интенсивности судоходства.

Навигационное устройство — это судовое техническое средство, предназначенное для решения одной или нескольких задач навигации.

Навигационный инструмент — это судовой навигационный прибор, предназначенный для выполнения работ вручную при решении задач навигации.

Навигационный прибор — это прибор, предназначенный для выполнения отдельных функций по измерению навигационных параметров, обработке, хранению, передаче, отображению и регистрации данных при решении задач навигации на судне.

Штурманский прокладочный инструмент находится здесь

Навигационные средства наблюдения находятся здесь

Средства визуальной и звуковой сигнализации и связи находятся здесь

Судовые часы. По судовым часам фиксируется время всех событий. Судовые часы должны ежедневно сверяться по сигналам точного времени и должны иметь точность не боле одной минуты. Все судовые часы должны быть выставлены по одному часовому поясу. Одни судовые часы должны быть выставлены по Гринвичскому времени или Всемирному координированному времени (Coordinated Universal Time — UTC).

Магнитный компас (Magnetic compass). Самый надежный и незаменимый прибор. Если конечно он исправен и регулярно проверяется в береговой мастерской. По крайней мере раз в два года у магнитного компаса должна под уничтожается девиация, определяться остаточная девиация и составляться таблица девиации (Deviation card). На некоторых судах устанавливают главный магнитный компас и путевой. Если на судне установлен только один компас, то как правило должен иметься один запасной компас. Магнитный компас является запасным источником курсоуказания для авторулевого и ECDIS.

Отдельная статья о магнитном компасе находится Здесь.

Путевой магнитный компас Здесь.

В спасательных и дежурных шлюпках обязательно должны быть магнитные компасы для курсоуказания.

Гирокомпас (Gyro compass). Гирокомпас. Основной источник курсоуказания. Курсоуказание от гирокомпаса поступает на радиолокаторы, АРПА, ЭКНИС, авторулевой, цифровой индикатор курса, репитеры гирокомпаса в рулевой рубке, штурманской рубке, крыльях мостика, румпельном отделении.

Репитер гирокомпаса с пеленгатором (Gyro repeater with taking bearing device). Устанавливаются на крыльях мостика и служат для взятия визуальных пеленгов. Пеленга маяков и знаков берутся для определения места судна в море в вблизи берегов. Пеленга небесных светил берутся для определения поправки компасов. Пеленга на приближающиеся суда берутся для определения наличия опасности столкновения с ними. На фото изображен простой пеленгатор. Бывают также оптические пеленгаторы, в которых установлены линзы для приближения пеленгуемых объектов.

Цифровой индикатор курса (Transmitting heading device). Устройство цифрового отображения курса судна. В основном устанавливаются цифровые индикаторы гирокомпасного курса, однако возможна установка и индикаторов показывающих компасный курс от магнитного компаса.

GNSS-компас (GNSS-compass). Спутниковый компас показывает истинный курс судна — курс судна относительно поверхности дна (course over ground — COG). Принцип действия компаса основан на Доплеровском сдвиге принимаемого спутникового сигнала.

GNSS — Global Navigation Satellite System — Всемирная (глобальная) Навигационная Спутниковая Система. В нее спутники систем: GPS — США, GLONASS — Россия, Galileo — Евросоюз и BeiDou — Китай.

В соответствие с Полярным Кодексом, правило 9.3.2 «Работоспособность навигационного оборудования», пункт 9.3.2.2, все суда, осуществляющие плавание севернее 80° северной широты должны быть оборудованы по крайней мере одним GNSS компасом, который должен работать от основного и аварийного источника электроэнергии.

Радиолокатор (Radar). Радиолокатор служит для предупреждения столкновения с другими судами и для навигационных целей – определения места судна по пеленгам и дистанциям береговых ориентиров, измеренных при помощи радиолокатора. Служит для наблюдения за окружающей обстановкой в соответствии с Правилом 5 МППСС-72.

САРП — Средство Автоматической Радиолокационной Прокладки (ARPA — Automatic Radar Plotting Aid). Устройство предназначено для предупреждения столкновения с другими судами и плавучими объектами. В большинстве современных радиолокаторов реализованы функции САРП и поэтому в виде отдельного прибора САРП практически не встречается.

Электронно-картографическая навигационно-информационная система – ЭКНИС (Electronic Chart Display and Information System ECDIS). Устройства электронной картографии служат для отображения навигационной карты, навигационной информации и местоположение судна по координатам приемника GPS на дисплеях. На многих судах установлены два комплекта оборудования ЭКНИС и бумажные навигационные карты отсутствуют.

Статьи о применении ЭКНИС на грузовых судах:

Резервное курсоуказание в ЭКНИС здесь

Кораблекрушение контейнеровоза «Kea Trader» здесь

Приемник спутниковой навигации (Global Positioning System – GPS). Служат для определения координат судна при помощи глобальной спутниковой системы. Отображает скорость судна относительно грунта. Пройденное расстояние. Служит для введения координат путевых точек маршрута перехода, составления маршрута перехода, передачи маршрута перехода на радиолокатор. Показывает направление и расстояние до путевых точек, отклонение от маршрута, время прихода в путевые точки.


Навигационный э холот (Echo sounder). Устройство для измерения глубины под килем судна.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: