Работники ржд отказались от вакцинации и выиграли суд

Обновлено: 18.04.2024

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Диспетчер РЖД Оксана Дивисенко , о которой мы уже писали, выиграла суд у холдинга. Отстранение женщины от работы за отказ от прохождения теста на ковид признано незаконным. Теперь монополия должна выплатить ей заработную плату за 3,5 месяца (с августа 2020 г. по ноябрь 2020-го). Оксане не впервой сражаться с госмашиной. В конце 2020 года она заявила, что не будет проходить тесты на ковид. Дивисенко выходила в одиночные пикеты на Каланчёвку и Басманную, о чём мы также рассказывали . Далее работница РЖД пошла в суд. Как итог — победа.

«Суд не установил, что я была контактная с коронавирусом. Всё дело было в том, что в августе, когда я пришла 23 числа на работу, на неё меня не допустили, убрали из графика в связи с тем, что я не прошла тест на коронавирус. Я просто тогда сказала, что тест проходить не буду, потому, как это делать необходимости нет, ибо не болею, контактной не была. Зачем мне проходить тест? Тем более что это дело добровольное. Потом, после моего обращения 25 августа в транспортную прокуратуру и в трудовую инспекцию, это было утром, меня не допустили к работе.

Когда я в 10 утра обратилась в транспортную прокуратуру, то в 16 часов уже мне позвонили из поликлиники и сказали, что вы на больничном. Вы были контактной с коронавирусом, а значит, что надо быть на больничном, — рассказывает женщина . — Скорая помощь действительно приехала, составила акт, что я отказываюсь сдать тест. Это наводит меня на мысли, что Роспотребнадзор, наши кадры и транспортная прокуратура просто нашли выход, как бы меня принудить и заставить пройти тест. В итоге они и создали такую схему. Они меня сами сделали контактной коронавирусом.

У нас очень большой центр, там более ста работников. Поэтому, если один человек не прошёл тестирование, уже плохо. Я больше чем уверена, что эти шаги подсказала транспортная прокуратура. Дальше были суды. Сам приказ на отстранение от работы железная дорога отменила 17 ноября, и в этот же день я вышла на работу. На следующий день мне вручили выговор. И тут же второй — за то, что я маску не ношу. Эти выговоры я оспорила. Это был второй выигрышный суд 17 мая. И третий, 8 июля, областной суд Воронежа признал действия РЖД незаконными, отстранение от работы незаконным и обязал выплатить за время отстранения заработную плату».

За последнее время Оксану неоднократно приглашали на беседы железнодорожники самого разного уровня, от начальника кадров до начальника дирекции. Что понятно, ведь даже не к вакцинации принуждают, а всего лишь просят пройти тест. Тысячи людей не видят в этом проблемы, но для Дивисенко тест оказался вопросом принципиальным . Можно только посочувствовать коллегам Дивисенко, ведь в большом центре вопрос идёт о том, чтобы не распространять заразу.

«По два часа меня расспрашивали по двое, по четверо человек. Два часа одно и то же — пройди тест, пройди тест, пройди тест. Это продолжалось каждую неделю. Звонили моим родственникам, приходили домой, настаивали, чтобы повлияли на меня, звонили мужу, моей маме. Мне на тот момент было совсем не смешно, потому что мама в возрасте, она звонит мне и плачет: Оксана, что происходит, почему звонят и что-то требуют. Причём не просят, а именно требуют», — вспоминает железнодорожница .

На уговоры Оксана не пошла. Тогда ей заблокировали пропуск . А фотографию вывесили на проходной, чтобы она не могла попасть на работу.

«Было очень неприятно, грустно. Когда это со мной произошло, РЖД в моих глазах очень упали. Я реально увидела наших руководителей трусами, гадкими, подлыми. Раньше такого мнения у меня не было.

Мотивировали они свои действия тем, что они якобы боятcя штрафов. За непрохождение тестов на руководителя налагается штраф в 200, 300, 500 тысяч, которые они называли. Но у РЖД такой большой штат сотрудников, юристов. Если бы они приложили усилия, почитали закон, вспомнили, что есть Конституция, она выше всех постановлений Роспотребнадзора. Есть и Федеральный закон об охране здоровья, он тоже выше. Роспотреб может только рекомендовать и предлагать, дальше уже действия руководителя», — напоминает Оксана Дивисенко .

Точка в этой истории ещё не поставлена. С момента публикации первого текста об этой истории к нам обратилось немало читателей. Одни поддерживали принципиальную железнодорожницу, другие наоборот — были уверены, что гнать надо в шею таких « антиваксеров » (простите за модное словечко) в непростое ковидное время. Позиция Дивисенко, на наш взгляд, неоднозначна. Есть вопросы принципиальные и не очень. Тестирование на ковид принципиальным назвать никак нельзя. Но такие упрямцы, идущие до конца, заставляют соблюдать закон в массе других, принципиальных случаев.


Дело в том, что санитарные врачи могут утверждать сегодня одно, а завтра — диаметрально противоположное. Власти городов могут метаться из крайности в крайность, и ничего им за это не будет. А вот ОАО «РЖД» — структура государственная, но экономическая. И за каждое решение вне правового поля придётся отвечать.

Но вначале придётся ответить за недостаток локомотивных бригад, ремонтников, диспетчеров, проводников. Поэтому перед топ-менеджментом монополии стоит непростая задача: как исполнить политические требования, но при этом не поставить под угрозу общий порядок.

И вот тут руководству РЖД придётся бежать «впереди паровоза».

Но. РЖД имеют возможность всё сделать по-человечески, так как задача состоит не в том, чтобы израсходовать на работников железных дорог как можно больше вакцины. Задача — не распространять вирус среди пассажиров, обезопасить сотрудников, утихомирить самых психически неуравновешенных и продолжать осуществлять перевозки по расписанию.

Так как миллионы людей уже привились «Спутником» и другими вакцинами, из статистики понятно, что прививка не панацея, но сильная помощь при опасном течении болезни. Что прививка не гарантирует иммунитет, и вакцинированный всё равно может распространять вирус. Нужно учесть, что в целом среди сотрудников РЖД много бессимптомников, которые имеют высокий уровень антител. Нужно учесть то, что многие сотрудники ФПК, которые постоянно контактируют с пассажирами, наверняка выработали профессиональный иммунитет, переболев и постоянно встречая вирусоносителей.


Чтобы не провоцировать конфликты, нужно всего лишь провести разъяснительную работу, разбив сотрудников не на две, а на четыре категории. Первая — вакцинированные. Вторая — официально переболевшие. Третья — переболевшие бессимптомно и имеющие приобретённый иммунитет. Четвёртая — люди, которым проще болеть и судиться, чем вакцинироваться.

Прозрачные условия помогут РЖД, как работодателю, и отдельным руководителям, вынужденным подписывать сомнительные приказы, избежать массы неизбежных юридических коллизий. А не дай Бог, через полгода (или через год, или через три) проявится неизвестная побочка от нынешних вакцин! Тогда монополии, может статься, придется выплачивать тысячи многомиллионных штрафов за принудительную вакцинацию. Вот на… козе баян?

Собственно говоря, это и будет правильная, взвешенная политика, при которой решения остаются за каждым в отдельности, но принимаются исходя из коллективных интересов. Сейчас мы видим, что руководство монополии находится под прессингом коллективной паники.

Напомним ещё раз, если что-то пойдёт не так, то отвечать каждый будет сам за себя.

Несчастные руководители среднего звена (тут мы так говорим совершенно без иронии) дисциплинированно берут под козырёк и начинают давить в тех вопросах, в которых совершенно не разбираются. На русском языке это называется «подстава».

Если отрешиться от всего спекулятивного, и попытаться организовать вакцинацию сотрудников без принуждения и с опорой только на здравый смысл, то РЖД может из примера отрицательного стать примером перспективным. Того, как дальновидный подход решит не шапкозакидательскую задачу — показать уровень вакцинации, а текущие задачи без генерации лишних конфликтов с непредсказуемыми последствиями.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT и в Telegram-канале @Vgudok


Диспетчер РЖД Оксана Дивисенко, о которой мы уже писали, выиграла суд у холдинга. Отстранение женщины от работы за отказ от прохождения теста на ковид признано незаконным. Теперь монополия должна выплатить ей заработную плату за 3,5 месяца (с августа 2020 г. по ноябрь 2020-го). Оксане не впервой сражаться с госмашиной. В конце 2020 года она заявила, что не будет проходить тесты на ковид. Дивисенко выходила в одиночные пикеты на Каланчёвку и Басманную, о чём мы также рассказывали. Далее работница РЖД пошла в суд. Как итог — победа.


«Суд не установил, что я была контактная с коронавирусом. Всё дело было в том, что в августе, когда я пришла 23 числа на работу, на неё меня не допустили, убрали из графика в связи с тем, что я не прошла тест на коронавирус. Я просто тогда сказала, что тест проходить не буду, потому, как это делать необходимости нет, ибо не болею, контактной не была. Зачем мне проходить тест? Тем более что это дело добровольное. Потом, после моего обращения 25 августа в транспортную прокуратуру и в трудовую инспекцию, это было утром, меня не допустили к работе.

Когда я в 10 утра обратилась в транспортную прокуратуру, то в 16 часов уже мне позвонили из поликлиники и сказали, что вы на больничном. Вы были контактной с коронавирусом, а значит, что надо быть на больничном, — рассказывает женщина. — Скорая помощь действительно приехала, составила акт, что я отказываюсь сдать тест. Это наводит меня на мысли, что Роспотребнадзор, наши кадры и транспортная прокуратура просто нашли выход, как бы меня принудить и заставить пройти тест. В итоге они и создали такую схему. Они меня сами сделали контактной коронавирусом.

Моему руководителю очень важно было, чтобы я прошла тест.

У нас очень большой центр, там более ста работников. Поэтому, если один человек не прошёл тестирование, уже плохо. Я больше чем уверена, что эти шаги подсказала транспортная прокуратура. Дальше были суды. Сам приказ на отстранение от работы железная дорога отменила 17 ноября, и в этот же день я вышла на работу. На следующий день мне вручили выговор. И тут же второй — за то, что я маску не ношу. Эти выговоры я оспорила. Это был второй выигрышный суд 17 мая. И третий, 8 июля, областной суд Воронежа признал действия РЖД незаконными, отстранение от работы незаконным и обязал выплатить за время отстранения заработную плату».

За последнее время Оксану неоднократно приглашали на беседы железнодорожники самого разного уровня, от начальника кадров до начальника дирекции. Что понятно, ведь даже не к вакцинации принуждают, а всего лишь просят пройти тест. Тысячи людей не видят в этом проблемы, но для Дивисенко тест оказался вопросом принципиальным. Можно только посочувствовать коллегам Дивисенко, ведь в большом центре вопрос идёт о том, чтобы не распространять заразу.

«По два часа меня расспрашивали по двое, по четверо человек. Два часа одно и то же — пройди тест, пройди тест, пройди тест. Это продолжалось каждую неделю. Звонили моим родственникам, приходили домой, настаивали, чтобы повлияли на меня, звонили мужу, моей маме. Мне на тот момент было совсем не смешно, потому что мама в возрасте, она звонит мне и плачет: Оксана, что происходит, почему звонят и что-то требуют. Причём не просят, а именно требуют», — вспоминает железнодорожница.


На уговоры Оксана не пошла. Тогда ей заблокировали пропуск. А фотографию вывесили на проходной, чтобы она не могла попасть на работу.

«Было очень неприятно, грустно. Когда это со мной произошло, РЖД в моих глазах очень упали. Я реально увидела наших руководителей трусами, гадкими, подлыми. Раньше такого мнения у меня не было.

Теперь я вижу, что наши руководители приспособленцы, и это грустно.

Мотивировали они свои действия тем, что они якобы боятcя штрафов. За непрохождение тестов на руководителя налагается штраф в 200, 300, 500 тысяч, которые они называли. Но у РЖД такой большой штат сотрудников, юристов. Если бы они приложили усилия, почитали закон, вспомнили, что есть Конституция, она выше всех постановлений Роспотребнадзора. Есть и Федеральный закон об охране здоровья, он тоже выше. Роспотреб может только рекомендовать и предлагать, дальше уже действия руководителя», — напоминает Оксана Дивисенко.

Точка в этой истории ещё не поставлена. С момента публикации первого текста об этой истории к нам обратилось немало читателей. Одни поддерживали принципиальную железнодорожницу, другие наоборот — были уверены, что гнать надо в шею таких «антиваксеров» (простите за модное словечко) в непростое ковидное время. Позиция Дивисенко, на наш взгляд, неоднозначна. Есть вопросы принципиальные и не очень. Тестирование на ковид принципиальным назвать никак нельзя. Но такие упрямцы, идущие до конца, заставляют соблюдать закон в массе других, принципиальных случаев.

Больше лёгкого чтива для тяжёлых будней ищите в нашем разделе LIGHT, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram


В телеграмме указано, что в соответствии с ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» главный государственный санитарный врач РФ и главные государственные санитарные врачи субъектов РФ наделены полномочиями выносить постановления о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям. Наказание за уклонения от вакцинации в распоряжении Краснощёка обрели конкретику:

«Невыполнение требований влечёт административную ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП России (штраф на должностных лиц от 50 до 150 тыс. руб., на юридических лиц — от 200 до 500 тыс. руб., либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток), — сказано в документе.


Все работники РЖД должны либо предоставить данные о пройденной вакцинации, либо предоставить письменный отказ от прививки/документ об отводе из медицинской организации. Работников, не прошедших вакцинацию, за исключением переболевших новой коронавирусной инфекцией (2019-nCoV) в течение последних 6 месяцев, перевести на дистанционный режим работы, если характер их работы допускает выполнение трудовой функции вне рабочего места, определённого трудовым договором. Всех остальных ждёт возможное отстранение от работы, решение о котором вправе принимать главный санитарный врач страны.

Интересно, что телеграмма господина Краснощёка вышла спустя 2 недели после распоряжения (и его последующего отзыва) Берсенева. Видимо, юридический отдел РЖД взял паузу на поиски аргументов, не противоречащих закону: как вакцинировать персонал и не нарваться на коллективные иски о принуждении к прививкам и массовый уход на больничный.

Именно этим теперь грозят железнодорожники.

«Работать во многих депо и без пандемии некому. Если оставшиеся сотрудники уйдут на больничный — это должно образумить руководство. Поезда встанут из-за нехватки локомотивных бригад. Отмены поездов руководство не может допустить, а следовательно, и требования по вакцинации сойдут на нет».

«Серьёзный вопрос, требует детальной проработки…», — ответили правозащитники.


Например, под особый контроль были взяты поезда «Москва — Санкт-Петербург».


«Добровольно, говорите? У нас в отделе привились 68%, но по управлению на норматив в 60% не вышли, поэтому придётся помогать коллегам вытягивать статистику».

Получается, если условный Иванов принесёт отвод, прививаться за него заставят условного Петрова. В целом, железнодорожные менеджеры в регионах действуют по привычному сценарию: из центра прилетел приказ, какими средствами он будет исполнен — не важно, но статистику портить нельзя.

Интересны в контексте и бытовые нюансы. Например, отгулы.

После искусственного ускорения темпов вакцинации и введения системы QR-кодов записаться на прививку стало проблематично. В регионах очередь занимают с 6 утра, возле пунктов вакцинации ждут по 4-5 часов. С отгулами в РЖД и так всё печально, а про то, чтобы отпустить работника на обязательную вакцинацию в монополии не заикаются. Опять же, сроки горят и если отпустить половину монополии прививаться (а уж если кому после «Спутника» плохо станет — вообще кадровым коллапсом закончится), то кто останется на ЖД? Некоторые бонусы привитым, тем не менее, положены: например, глава ФПК Владимир Пястолов предпочёл кнуту пряник. И пока начальники разных ЖД-дирекций пугали отстранением от работы за отказ от вакцинации, начальник пассажирской «дочки» РЖД ввёл дополнительный оплачиваемый выходной вакцинированным работникам.


Мотивирует ли это персонал? Сомневаемся. Настроения в ФПК царят по-прежнему «антипрививочные».

Происходящее работники называют не иначе как беспределом.

«Заставляют прививаться всех: и кто переболел, и кто не болел. Дали всем подписать уведомление, что до 12 июля обязаны вакцинироваться, а иначе — отпуск за свой счёт. Многие тянут до последнего и не идут принципиально. Смотрят, что будет дальше. Рядовые сотрудники кивают на то, что аппарат управления большей частью не привит, а с работников требует сертификаты о прививке», — рассказала нам проводница ФПК Наталья.

И действительно, новостей о том, что кто-то из руководства РЖД или её пассажирской «дочки» сделал прививку, нет. Возможно, именно личным примером ЖД-генералы могли бы подстегнуть подчинённых к вакцинации. Но это, похоже, не их методы.

Мы будем следить за развитием событий и ходом прививочной кампании на железной дороге. Дедлайны близко. И уже совсем скоро филиалам предстоит отчитаться перед Центром. Ждём с нетерпением их отчётов.

«Скоро 15 июля и многие не смогут войти в здание, повсеместно изданы поручения, что невакцинированным до 15 июля будут блокировать пропуска. Причём работников, которым установлен дистанционный режим работы, выводят специально в офис, для того, чтобы они элементарно не смогли войти в здание, берут, так сказать, на испуг. В отличие от адекватно размышляющих руководителей, руководство РЖД никаким образом не готово защищать своих работников, героически порою отдавая свои силы, умения и навыки на благо компании. Голова, так сказать, полностью сгнила. Вместо того, чтобы разобраться юридически в вопросах исполнения указов мэра Москвы, они готовы силой положить головы работников под топор ради того, чтобы заработать процентные очки и вместе с этим гранты на аренду помещений и поблажки по налогам.

Вот порядок действий, если работника не пускают на рабочее место:

1. Должен быть издан приказ об отстранении заблаговременно, а не в день блокировки пропуска. Его необходимо запросить у руководителя.
2. Из здания не выходить, фиксируя время, дату на телефон (заранее установить функцию в фотокамеры с геопозицией и отображением даты фото, видео).
3. Позвонить в полицию для составления акта правонарушения работодателя, как доказательство того, что вы пришли вовремя на работу и не нарушили трудовой договор, другие локально-нормативные акты.
4. Звоним в трудовую инспекцию и просим зафиксировать жалобу о правонарушении работодателя в отношении работника.
5. Звоним, пишем в СМИ.
6. Никуда не уходим из здания до окончания рабочего дня
».

В материале упоминается COVID-19. Доверяйте проверенной информации из экспертных источников — изучите ответы на вопросы о коронавирусе и вакцинации от врачей, учёных и научных корреспондентов.

Сейчас очень много обсуждений на тему надвигающейся "принудительной вакцинации". Очень скоро мир может разделиться не только на противников и поборников вакцинации, но и на привитых и непривитых - а это, на мой взгляд, уже будет серьезной катастрофой.

На днях в сети появился документ РЖД в котором руководство компании в четкой ультимативной форме обязало вакцинироваться своих сотрудников.

Все непривитые (согласно этому документу) с 15 июля будут отправлены в неоплачиваемый отпуск уволены.

«Довести до сведения сотрудников, что необоснованный отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-​19) влечет отстранение от работы (без сохранения заработной платы), начиная с 15 июля 2021 г.» (выдержка из документа РЖД)

В сети началось бурное обсуждение этого документа и всей ситуации в целом. РЖД компания крупная, к тому же монополист, поэтому последствия таких жестких мер могли быть самыми разными.

Но тут вдруг что-то случилось. РЖД разослало своим работникам новую директиву. Исполнение предыдущего приказа (об отстранении непривитых) приостановить "до получения разьяснений" .

То есть, наконец-то руководство РЖД подумало о последствиях такого вот "рубилова с плеча" и решило не торопиться. А учитывая размер и важность этой компании для страны, я уверен, что с нашим правительством будет нормальная "обратная связь" .

Я думаю, что аппарат чиновников, принимающих и публикующих такие нормативные акты наконец-то поймут, что одними запретно-карательными мерами ситуацию не решить. Что надо искать какие-то компромиссы.

И возможно, что приостановление действия "драконовского" приказа РЖД - это был первый шаг к нормализации ситуации.

А что вы думаете по этому поводу?

Интересно ваше мнение. Пишите комментарии, ставьте лайки.

P.S. Кстати, пока у нас тут гайки закручивают, Исландия сняла все ограничения.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: