Пути формирования правового государства это

Обновлено: 19.04.2024

Правовое государство (ввел И. Кант.) – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Предпосылки формирования правового государства:

· Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие экономическая независимость и самостоятельность индивида

· Режим демократии, суверенитет народа

· Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства

· Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры, личности и общества

Признаки (принципы) государства.

1. Верховенство права во всех сферах жизни общества (подчинение закону государства, всех его органов, любых коллективов и объединений граждан, должностных лиц, каждого человека.)

2. Реальное разделение властей (наличие законодательной, исполнительной и судебной властей)

3. Полная гарантированность и незыблемость прав и свобод человека (признание прав и свобод человека высшей ценностью. Реальное обеспечение прав и свобод граждан, создание механизмов их полной гарантированности и всесторонней защищенности)

4. Взаимная ответственность государства и личности (граждане несут ответственность перед государством, государственная власть должна нести ответственность перед гражданами)

5. Система сдержек и противовесов (Уравновешенная система сдержек и противовесов прописывается в Конституции страны, а также в ее законах и законодательных актах, которые регламентируют права и обязанности каждой из ветвей власти. Президент и Конституционный суд также играют значительную роль в этой системе, так как они уполномочены накладывать вето на заведомо неэффективные и противозаконные законодательные акты и инициативы.

· Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменения отношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

· Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

· Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

· Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних структур.

· Российская Федерация –Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.


Гражданское общество - Общество, автономное по отношению к государственной власти, выражающее частные интересы граждан, регулирующее и защищающее эти интересы.

Правовое государство - это правовая форма организации и деятельности публично-политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права.

Правовое государство по Гегелю является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально-демократическим политическим режимом.

Правовое государство - объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

· Признание, соблюдение, обеспечение и защита прав и свобод человека;

· Социальная и юридическая защищенность личности;

· Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

· Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

· Контроль общества за властью, наиболее действенным способом, которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

· Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

· Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

· Верховенство и прямое действие конституции;

· Единство прав и обязанностей граждан.

· Наличие развитого гражданского общества;

· Внешний и внутренний суверенитет государства;

· Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

1. Добиться такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее, чем его нарушение, что предполагает высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами.

2. Превращение его правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

3. Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов самоуправления, а также расширение компетенций последних.

4. Необходимо сформировать экономическую основу общества, которой являются производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивидуума, поскольку только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнером государства в политико-правовой сфере.

5. Режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти.

6. Гражданское общество, т. е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства. Государство, стремящееся к тождеству правопорядка, строит свои взаимоотношения с другими субъектами политической системы на основе закона. В механизме этих взаимоотношений государство как наиболее устойчивая, сохраняющая преемственность и обладающая наибольшим объемом властных полномочий структура является фундаментом политической системы.

7. Также необходимо создать нравственную основу правового государства, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Приступая к выяснению вопроса о путях формирования пра­вового государства, прежде всего, следует отметить, что речь не мо­жет идти о неминуемости правового государства. Правовое государ­ство само по себе, по каким-то объективным закономерностям не на­ступит, оно, как уже отмечалось, является продуктом общественного развития, а по своей природе - рукотворным явлением.

Правовое государство, действительно, приходится формировать усилиями институтов гражданского общества. Институты гражданского общества должны быть настолько развиты и зрелы, чтобы могли созна­тельно учреждать организацию политической власти, соответствующую параметрам верховенства права, разделения власти, взаимоответственно­сти государства и личности и т.д. Ведь главное в идее правового государ­ства - это подчинение государства (политической власти) служению ин­тересам общества, защите прав и свобод человека.

Поэтому, размышляя о правовом государстве, необходимо обратить внимание и осмыслить то, каковы конкретные пути его формирования в том или ином государствообразующем обществе. При этом, в первую очередь, мы должны проанализировать жизнен-

ные реалии, уровень нашего государственно-правового сознания и определить свое место на пути достижения параметров правового государства.

В историческом аспекте можно выделить несколько этапов на пути к формированию правового государства.

На первом этапе происходит теоретическое осмысление фи­лософии правового государства. На основе анализа деятельности ре­ального государства, сравнения его с другими, более прогрессивны­ми, вычленениями его изъянов и пороков происходит осмысление и поиск некоего идеального народного государства.

Идеи о правовом государстве, как правило, возникают как ре­акция на авторитарный режим правления, на абсолютизм, на тотали­тарное государство. В советской действительности идея правового государства довольно легко пробила себе дорогу на фоне уничто­жающей критики административно-командного властвования, вож-дистского правления страной со стороны генеральных секретарей.

Второй этап начинается тогда, когда основные теоретические выводы об идеальном, народном государстве реализуется в различ­ных документах (Декларациях, Конституциях, отдельных законах), принятых в более или менее прогрессивных государствах планеты. Так нужно оценить Декларацию прав человека и гражданина, провоз­глашенную Учредительным Собранием Французской Революции 26 августа 1789 г. Примером может быть и Конституция Федеративной Республики Германии, которая определяет государство этой страны в качестве правового. Сюда же можно отнести Декларацию прав и сво­бод человека и гражданина, принятую в качестве закона Верховным Советом Российской Федерации 22 ноября 1991 г. и т.д.

Третий этап характеризуется тем, что само общество, госу­дарство которого закрепило основные принципы правового государ­ства, созрело для восприятия этих принципов в фактической жизни и готово создать необходимые условия для проживания идеи правового государства дальше в реальной жизни.

Лишь после этого, на четвертом этапе, когда государствооб-разующее общество становится правовым, наступает время для ре­ального функционирования правового государства.

Исходя из такой периодизации каждое общество может опре­делить свое место на пути формирования правового государства. Мы

сегодня, в российском масштабе, находимся на уровне осмысления идеи правового государства и формально-юридической реализации этих идей в соответствующих законах. Нам, конечно же, еще очень далеко до реального правового государства. Однако мы уже сознаем, что альтернативы правовому государству нет и для нас. Поэтому нам шаг за шагом необходимо развиваться в этом направлении, преодоле­вать те преграды, которые стоят на пути к формированию правового государства.

Какие же объективные и субъективные преграды нам в Рос­сийской Федерации необходимо преодолевать в процессе формиро­вания правового государства?

1. Мы должны преодолеть идеологию нищеты, идеологию бед­ных. Поднимая в свое время на щит лозунг бедных, люмпенов, мы произвели уравниловку по бедности. Между тем бедное государство правовым быть не может. При нашем природном и интеллектуальном богатстве нужно дать возможность людям полностью раскрыть свои возможности в производственной, культурной сферах. Чем больше бу­дет богатых как в материальном, так и интеллектуальном смысле гра­ждан, тем богаче будет государство и тем более оно может уделить внимания социализации тех граждан, которые в этом нуждаются.

2. Необходимо преодолеть идеологию, в соответствии с кото­рой у нас социалистическое государство рассматривалось как благо­творительное учреждение для граждан. Между тем правовое государ­ство должно иметь четкие пределы своей деятельности. В то же вре­мя оно должно нести, при необходимости, ответственность перед гражданским обществом и перед отдельным гражданином.

3. Необходимо юридически закрепить и реально придержи­ваться примата общечеловеческих ценностей в обществе над нацио­нальными, внутригосударственными. До сих пор наш патриотизм не­редко рассматривался выше общечеловеческих ценностей.

4. Нам необходимо преодолеть наше негативное отношение к классической идее о разделении власти, к теории сдержек и противо­весов в механизме функционирования государственной власти.

5. Нам необходимо преодолеть исторически сложившееся не­гативное отношение к праву. Мы должны подняться до уровня, чтобы рассматривать право как социальную ценность и самоценность, как объективно необходимый регулятор общественных отношений в ци-

вилизованном обществе. Здесь же следует иметь в виду, что идеи большевизма сделали очень многое для того, чтобы отвергать преем­ственность в правовом развитии, объявив предыдущее право исклю­чительно буржуазным, игнорируя естественно-правовую теорию об­щечеловеческого в содержании права. Да и в правовой нигилизм большевистская идея добавила многое, доведя его до теории полного отмирания права из-за его ненадобности в условиях коммунистиче­ского самоуправления.

6. Нам нужно преодолеть так называемое народное стремле­ние найти высшую справедливость в верховном правителе, да и в любом вышестоящем начальнике, а не в суде, который функциониру­ет в каждом районе.

7. Необходимо нам преодолеть и субъективное стремление правящих любого уровня, и в особенности самого высокого уровня, объявить свою волю правом и законом.

8. Нам нужно преодолеть отсутствие знаний, правовой куль­туры широкого населения, для которого право, закон зачастую ассо­циируются как деятельность только органов милиции, суда и проку­ратуры. У нас еще очень слаба юридическая служба, мы мало гото­вим юристов, в общественной жизни низка их престижность.

9. На пути к правовому государству нам необходимо разре­шить еще одну, но ключевую проблему. Эта проблема организации защиты личности государством. Еще Ш.Монтескье в свое время счи­тал, что у государства есть верховная (то есть самая наиважнейшая) функция: охрана свободы, имущества и безопасности своих граждан.

Идеология всесторонней эффективной правовой защиты лич­ности в нашем зарождающемся гражданском обществе уже всесто­ронне осмысливается. Она идет на смену идеологии советского об­раза жизни, кстати сказать, и не утвердившееся на практике по при­чине того, что основывалась на исключительном приоритете общест­венных интересов над личными.

Сегодня все больше проявляется, что самой привлекательной стороной демократического правового общества (а вслед за ним и правового государства) является провозглашение и обеспечение все­сторонней защиты личности, основанной на взаимной ответственно­сти государства и личности. Суверенизация личности, которая по ло­гике вещей происходит объективно в обществе, развивающемся в

сторону правового государства, не менее объективно ставит и про­блему усиления правозащитной деятельности государства по отно­шению к своим гражданам. Хотя проблем в этом направлении разви­тия еще очень много, но при внимательном анализе ценностей, кото­рые мы сегодня официально провозглашаем, можно уже увидеть оп­ределенные и позитивные сдвиги.

В области правозащитной деятельности нашему государству сегодня необходимо стремиться к реальному обеспечению всех зако­нов, предусматривающих права и свободы граждан. Одно лишь про­возглашение свободы предпринимательства, без четкого механизма реализации, не может пробить сооруженную десятилетиями стену кон­серватизма, основанную на идеологии, приводящей к нищете. Сегодня необходимо нашему государству усилить работу по борьбе с преступ­ностью. Люди должны чувствовать себя в безопасности и доверять го­сударственным структурам, призванным защищать их права и свободы. Если этого не будет, то не будет сдвигов и в сфере экономики.

Идеология преимущественной защиты неких государствен­ных интересов (не понятных простому народу) должна быть переос­мыслена и переориентирована на идеологию защиты интересов лич­ности. Все возможности государства сегодня должны быть направле­ны на реализацию этой идеологии.

Кто сегодня выступает за широту государственной власти, за приоритет общественных интересов над личными, тот вольно или невольно выступает за приближение тирании, диктаторства. Когда говорят об интересах какого-то народа, то это ведет к подчинению интересов личности интересам народа. Это ведет к рабству индивида ради обезличенной свободы народа. Индивидуальная независимость - первая потребность в демократическом обществе, а поэтому нико­гда нельзя ею пожертвовать даже ради установления политической свободы. В иерархии ценности политическая свобода все же высту­пает как средство, а не цель. Цель общественного развития - дости­жение свободы и независимости личности. Поэтому политическая свобода может быть рассмотрена лишь как гарантия личной свободы. Подмена же личной свободы политической свободой также неминуе­мо ведет к ущемлению прав и интересов личности.

В целом же по мере развития в направлении правового обще­ства и правового государства государствообразующее общество бу­дет все более однородным в политическом отношении, националь-

ные, социальные и иные основы различия между людьми будут сти­раться. Все государствообразующее общество все больше будет раз­виваться в сторону единообразия на основе сознания необходимости и возможностей государственной власти в рассмотрении возникаю­щих противоречий в обществе. Правовое, то есть справедливое раз­решение социальных противоречий будет все больше притягивать людей в сторону правовой организации общественных отношений. Объединения людей, основанные на признаках национальности, вида или рода трудовой деятельности все больше будут терять политиче­ский вес.

10. Пути формирования правового государства в нашем об­ществе необходимо переосмыслить и с позиции направлений право­вого регулирования. Правовое государство должно быть ориентиро­вано на создание оптимальных условий для развития производствен­ной и общественной деятельности. Сегодня же еще в значительной мере сохраняется модель правового регулирования производственной и общественной жизни, сложившаяся в условиях командно-административного метода управления страной. Право все еще пыта­ется определить и то, что можно, и то, чего нельзя. Такой подход осо­бенно тормозит развитие экономики, утверждению единообразия на основе преимущественно одной формы собственности. Теперь необ­ходимо перестроить принципы правового регулирования. Право из «коридорного» метода направления развития общественных отноше­ний должно быть перестроено на принцип регулирования, в соответ­ствии с которым в хозяйственной, общественной сфере разрешено все, что прямо не запрещено.

11. Рассуждая о путях формирования правового государства в России, нельзя не учитывать ее огромную территорию, многонацио­нальный состав населения и исторически сложившееся сознание как у управляющих, так и у управляемых.

Темпы строительства правового государства в России, и на его окраинах будут в значительной мере зависеть от быстроты пре­одоления отмеченных преград и успешности интеграции России с мировым сообществом правовых государств.

Нам необходима демократическая, признающая власть права Россия. Только тогда многочисленные народы, населяющие ее, могут чувствовать себя действительно единой дружной семьей.

Человечество прошло долгий путь развития, прежде чем поставить государство на службу обществу. Лишь в последней трети XX в. идея правового государства стала воплощаться в жизнь ряда стран.

Правовое государство – государство, ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа, выражаемой в конституции, и призванное обеспечить основополагающие права и свободы личности.


Все признаки правового государства тесно взаимосвязаны между собой.


Появление правового государства обусловлено наличием следующих предпосылок.

Предпосылки создания правового государства

– Многообразие форм собственности, свобода предпринимательства и как следствие – экономическая независимость и самостоятельность индивида.

– Режим демократии, суверенитет народа.

– Внутренне единая и непротиворечивая система законодательства.

– Высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества.

Правовое государство – это не только одна из социальных ценностей, призванных утверждать справедливость, но и практический институт обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности, форма существования народовластия. Поэтому столь значимым становится вопрос о путях формирования правового государства.

Пути формирования правового государства

– Превращение закона в решающее средство управления всеми сторонами жизни общества, для чего необходимо изменение соотношения закона с подзаконными актами в пользу первого.

– Достижение такого состояния общества, при котором соблюдение закона было бы выгоднее его нарушения, что предполагает высокий уровень правовой культуры населения.

– Превращение правоохранительных органов в рабочий механизм, активно содействующий становлению правопорядка.

– Децентрализация управления, разграничение функций центральных структур власти и органов местного самоуправления, расширение компетенций последних.

В Конституции РФ подчеркивается, что Российская Федерация является правовым государством.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Основным признаком правового государства является

1) верховенство закона
2) многопартийность
3) разделение властей
4) защита государственных интересов

Демократическое реформирование общества идет по пути к правовому государству, призванному быть на страже интересов и потребностей людей, их прав и свобод. Это государство, основанное на праве и ограниченное им в своих действиях, подчиненное воле народа как суверена власти. 1 )

Правовое государство – многомерное развивающе­еся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием. Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. 2 )

Существует множество трактовок определения «правое государство»:

– Правовое государство – это правовая форма организации и деятельности публично–политической власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права; 3 )

– Правовое государство является живым организмом, обеспечивающим цели и интересы конкретного индивида и сохранение, стабилизацию общества с рыночной экономикой и либерально–демократическим политическим режимом (Гегель); 4 )

– Правовое государство – объективная необходимость и величайшая социальная ценность, эффективный способ организации общества и управления им.

Иными словами правовое государство рассматривается как форма организации и деятельности государственной власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последо­вательного связывания с помощью права политической власти в целях недопущения злоупотреблений. Правовое государство строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Основными признаками правового государства являются:

– Сосредоточение всех прерогатив государственно–властного регулирования в системе государственных институтов, созданных на основе права;

– Недопущение монополизма в политике и экономике, создание антимонопольных механизмов;

– Контроль общества за властью, наиболее действенным способом которого являются регулярные, свободные, демократические выборы народом органов государственной власти всех уровней;

– Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права (либо прямое действие международных норм);

– Признание человека высшей ценностью, целью государства, а не средством решения тех или иных государственных проблем;

– Верховенство и прямое действие конституции;

– Единство прав и обязанностей граждан;

– Наличие развитого гражданского общества;

– Внешний и внутренний суверенитет государства;

– Взаимная ответственность человека и государства;

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать: 1 )

а) Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из трех существующих в государстве властей должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону, тем самым создавая систему «сдержек и противовесов», взаимоограничение и взаимоконтроль всех ветвей власти. Основателем концепции разделения властей принято считать французского просветителя Ш.Л. Монтескье, хотя до него подобные идеи высказывал Дж. Локк, еще ранее Полибий, а зачатки этого принципа мы видим уже в античном мире в демократических Афинах и республиканском Риме. Этот принцип исключает монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечивает соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. 2 )Такой государственно–властный механизм функционирует в США. Другой вариант предполагает приоритет одной из ветвей государственной власти – законодательной, что характерно, например, для Англии.

Разделение властей – это показатель развитости права и государства. Сбалансированность властей основывается на суверенитете народа, что нашло конституционное закрепление в ряде современных государств. По идее законодательная власть должна принимать законы, исполнительная –организовывать их исполнение, а судебная – решать спор о праве на основании закона, принятого законодательным органом.

В настоящее время наблюдается активизация именно исполнительной власти, которая как бы постепенно расширяет свое поле деятельности. Эта объективная закономерность, поскольку жизнь современного государства принимает более усложненные формы и часто требует оперативного властного вмешательства, которое является функцией, прежде всего, правительства. При этом важно, чтобы деятельность исполнительных органов власти осуществлялась в правовых формах и на основании актов, принятых законодательным органом. 1 )

Законодательная власть является представительной. Именно на основе выборов народ передает власть своим представителям и уполномочивает представительные органы осуществлять государственную власть. В этом смысле можно говорить о первичности представительных органов в механизме государственной власти. Однако имеются сущностные и политико–юридические ограничения этой власти. Сущностные ограничения определяются принципиальной зависимостью от воли избирателей. Политико–юридические ограничения связаны с тем, что любой закон, чтобы не оставаться набором фраз на бумаге, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву – конституции.

Эта ветвь власти контролирует не только принятие законов, но и ее не менее существенной функцией является финансовая – ежегодное утверждение бюджета. Есть и распорядительные функции – формирование определенных органов исполнительной и судебной власти. Законодательная власть вправе давать политическую оценку тем или иным действиям исполнительной власти и на этой основе привлекать их к политической ответственности.

Судебная власть играет особую роль, как в механизме государственной власти, так и в системе сдержек и противовесов. Особая роль суда определяется тем, что он – арбитр в спорах о праве. В правовом государстве только судебная власть может отправлять правосудие.

Судебная власть – специфическая, независимая ветвь государственной власти в правовом государстве, осуществляемая путем гласного, состязательного, коллегиального рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Роль судебной власти в механизме разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права и, прежде всего путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля за этими ветвями власти.

б) Верховенство закона, «связанность» государства законом означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон. В свою очередь, законы в таком государстве должны быть правовыми. 1 ) Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменен, отменен или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они не были. Вся общественная деятельность закреплена в конституции правового государства. 2 )

Закон подкрепляет свои предписания мерами ответственности и тем самым гарантирует защищенность общества и гражданина от нарушения законных прав, интересов, свобод.

Закон – единственно возможное средство выражения и закрепления потребностей и интересов каждого человека и всего общества, превращения воли народа в общеобязательный регулятор общественных отношений, возведение этой воли в ранг правил, которым подвластны все. 3 )

в) Реальность прав и свобод гражданина. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина. Причем предполагается, что права и свободы человека не являются неким «даром» властей, а принадлежат ему от рождения.

г) Защита прав и свобод человека – это, прежде всего конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права – невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но, тем не менее, она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве. Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы. 1 )

д) Верховенство и прямое действие конституции. Конституция является источником государственного права страны и основным ее законом, закрепляющим общественное и государственное устройство, организацию, взаимоотношения и полномочия высших органов государственной власти, основы организации государственного управления и судебной системы, основные принципы избирательного права и правовое положение граждан.

Конституция занимает особое положение в иерархии законодательных и административных актов государства. Закрепляемые в ней формы собственности, организация, полномочия и взаимоотношения государственных органов, основы правового положения личности представляют юридический фундамент для остального законодательства. Все прочие неконституционные акты должны соответствовать Конституции и ее нормам.

е) Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Государство путем издания законов берет на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международным сообществом. Не менее важна ответственность перед обществом и государством.

Правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни должны быть четко определены правовыми законами, защищены и гарантированы всей конструкцией правовой государственности. Если правовое положение хотя бы одного субъекта не определено или определено не четко, то это создает поле для злоупотреблений, игнорирования правовых начал, а если правовые начала игнорируются в одном звене, они немедленно нарушаются и в других звеньях. 1 )

ж) Признание человека высшей ценностью, целью государства. В правовом государстве именно личность является основой всего, а свобода и независимость личности стоят на первом месте в системе ценностей государства. В правовом государстве данное положение закреплено в конституции прямо или косвенно и декларирует права и свободы личности в качестве неотчуждаемых и непосредственно действующих. В Конституции РФ эти положения зафиксированы в ст. 2, а также в статье 17, 18. При этом стоит помнить, что свобода в правовом государстве это свобода делать то, что может и должно пойти на пользу обществу и государству. Свобода в правовом государстве — это осознанная необходимость, она ограничивается самими людьми, чтобы дать такую же степень свободы и другим людям. В сущности, в правовом государстве основной идеей существования человека должен стать «разумный эгоизм» – я делаю то, что я хочу делать, но при этом мои дела не должны вредить другим людям. Свобода в правовом государстве является ограниченной только для того, чтобы все люди смогли ею воспользоваться. В правовом государстве должен обязательно соблюдаться принцип формального равенства – все равны перед законом. Соблюдение этого принципа ведет к ограничению свободы одних для того, чтобы ею смогли воспользоваться другие.

3 Теория и практика формирования правового государства в современном российском обществе.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: