Психологические особенности взаимодействия с несовершеннолетними в ходе уголовного судопроизводства

Обновлено: 18.04.2024

Гуманистический подход законодателя к ответственности несовершеннолетних правонарушителей в современной России, отражающий принятые Российcкой Федерацией Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) и Минимальные стандартные правила Организации объединенных наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»), требует реализации личностного подхода к несовершеннолетнему на всех этапах расследования по уголовному делу. В действующем УПК РФ производству по делам несовершеннолетних посвящена отдельная глава – глава 50, четко регламентирующая проведение отдельных следственных действий с несовершеннолетними, приоритетным из этих действий в части собирания, проверки, оценки и использования доказательств является допрос.

Допрос как коммуникативный процесс предполагает взаимообмен действиями, информацией и состояниями включенных в него субъектов, поэтому для достижения юристом своих профессионально важных целей (в первую очередь, установления истины по уголовному делу) профессиональное общение требует тщательной подготовленности и методической оснащенности. Поскольку взаимосвязи между участниками коммуникативного процесса носят двусторонний характер, соотношение между вербальными и невербальными средствами в процессе общения определяется характером совместно решаемой задачи и условиями совместной деятельности. Для того чтобы поставленная перед юристом задача в ходе профессионального общения в период проведения допроса стала решаемой, коммуникативный процесс должен носить характер именно взаимодействия, а не одностороннего воздействия на личность несовершеннолетнего допрашиваемого.

Следователь изначально наделен функцией управления общением в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства (ст.ст.173, 174, 187–191, 425 УПК РФ) предписывающими процессуальный порядок речевого взаимодействия сторон. Нарушение процессуальных норм, которыми регламентирован допрос как отдельное следственное действие, в соответствии с ч.3 ст.7 УПК РФ, «влечет за собой признание недопустимыми полученных таким путем доказательств». Обязательное соблюдение процессуальных процедур ведения данного следственного действия включает в себя и его протоколирование, отражающее не только содержание коммуникативного процесса, но и весь его ход (ст.190 УПК РФ), предъявляя, тем самым, особые требования к самому процессу общения. Очевидно, что профессиональное общение юриста в ходе проведения допроса помимо процессуальных должно включать в себя и непроцессуальные формы, основанные на знаниях психологических закономерностей межличностного взаимодействия и умении их использовать в процессуально регламентированной юридической деятельности.

Осуществление конструктивного взаимодействия с несовершеннолетними допрашиваемыми сопряжено с определенными трудностями, обусловленными, в первую очередь, возрастными особенностями подростков, связанными со специфической динамикой протекания психических процессов (сенсорных, перцептивных, мнемических, интеллектуальных), эмоциональным и поведенческим реагированием подростков в сложных ситуациях, к категории которых относится и допрос как отдельное следственное действие. В зависимости от возрастного периода и индивидуальных характеристик несовершеннолетнего сама процедура допроса может восприниматься им как изначально конфликтогенная ситуация. Кроме того, процессуальный статус несовершеннолетнего предполагает участие в его допросе третьих лиц (законного представителя, защитника, педагога), что в определенных ситуациях может препятствовать установлению и пролонгации позитивного психологического контакта следователя с подростком, существенно осложняя весь коммуникативный процесс.

Наиболее сложными для взаимодействия категориями несовершеннолетних субъектов уголовного процесса являются подростки – правонарушители и потерпевшие по половым преступлениям: если при допросах несовершеннолетних (малолетних) свидетелей основные трудности у работников следственных органов связаны с оценкой свидетельских показаний, то при допросах несовершеннолетних правонарушителей и потерпевших от сексуального насилия – с самим процессом их получения. Так, процессуальная регламентация процесса общения с жертвами сексуального насилия как с детьми, пережившими сильнейшую психотравму, существенно осложняет установление и пролонгацию позитивного психологического контакта. Кроме того, в тех случаях, когда несовершеннолетними потерпевшими являются жертвы инцестной связи, несовершеннолетние потерпевшие, подвергающиеся суггестивному влиянию со стороны законных представителей в ходе проведения следственных действий, и т.д., психологическое взаимодействие с ними приобретает еще более сложный, специфичный характер. В связи с этим односторонние действия следователя, направленные на соблюдение лишь процессуальной стороны допроса без учета индивидуальных характеристик личности подростка могут способствовать возникновению у него протестных реакций и негативно окрашенных эмоциональных переживаний, создавая существенные или непреодолимые коммуникативные препятствия в ситуации профессионального общения. В связи с этим обеспечение максимально возможной для несовершеннолетнего потерпевшего эмоционально комфортной обстановки допроса является обязательным условием проведения данного следственного действия.

Психологическое взаимодействие с подростком-правонарушителем при допросе, наряду с установлением истины по уголовному делу, должно нести в себе воспитательное воздействие, направленное на формирование у несовершеннолетнего просоциальных взглядов и установок через осознание своего криминального поведения как недопустимого с нравственной, социальной и правовой точек зрения. Грамотно организованное психологическое взаимодействие с несовершеннолетним правонарушителем как с лицом, попавшем в трудную жизненную ситуацию, способствует созданию совместной с ним деятельности в рамках проведения расследования, подвигая подростка к искреннему раскаянию в содеянном и облегчая в дальнейшем процесс его ресоциализации.

Таким образом, психологическое взаимодействие работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми подчиняется целям, основной из которых является установление истины по уголовному делу через получение полных и правдивых показаний от допрашиваемого, а дополнительными по форме, но крайне важными по своей социальной значимости, выступают психологические – осуществление воспитательного воздействия на несовершеннолетнего правонарушителя, исключение (миниминизация) вторичной психотравматизации несовершеннолетних потерпевших самой процедурой проведения данного следственного действия.

Поскольку достижение профессионально важных целей допроса несовершеннолетних сопряжено с определенными трудностями, связанными, с одной стороны, с возрастными особенностями подростков как участников коммуникативного процесса, а с другой – с их процессуальным положением как особых субъектов правовых отношений, постольку профессиональное общение с несовершеннолетним допрашиваемым приобретает характер ролевого, когда юрист как участник коммуникации выступает носителем специфической социальной роли и, выполняя заданные функции, выстраивает свое поведение, избегая спонтанности, обусловленной, в том числе, и его личностными особенностями. Процессуальные нормы «пронизывают» допрос на всем его протяжении, наделяя юриста функцией управления общением и исключая партнерские отношения следователя с несовершеннолетним.

Вместе с тем, являясь сложным коммуникативным процессом, допрос предполагает установление двусторонних связей между его участниками как субъектами общения, которые определяются решением поставленной задачи в условиях совместной деятельности. Поэтому для достижения юристом своих профессионально важных целей организацию совместной деятельности с несовершеннолетним в ходе проведения допроса необходимо осуществлять через процесс психологического взаимодействия, системно структурированный по трем уровням, находящимся в непрерывной и динамичной взаимосвязи: процессуальному (задающему рамки взаимодействия), ролевому и субъект-субъектному.

Процессуальный уровень обусловлен наличием законодательно закрепленных полномочий юриста в управлении коммуникативным процессом допроса, с одной стороны, и особым процессуальным статусом несовершеннолетнего как субъекта уголовного процесса – с другой. Этот уровень психологического взаимодействия выполняет функцию законодательной регламентации данного следственного действия, осуществляемую через тактику допроса при строгом соблюдении процессуальных процедур его проведения (ст.ст.48, п.2 ч.1 ст.51, 187, 189–191, 425, 426 УПК РФ). Выбор юристом тактики проведения данного следственного действия обусловлен: предметом, целями и задачами допроса; процессуальным положением несовершеннолетнего; его индивидуальными характеристиками; избранной позицией самого допрашиваемого и других обязательных (возможных) участников допроса; наличием и качеством информационной и доказательной баз, имеющихся в распоряжении следователя.

Психологическое взаимодействие с несовершеннолетним на ролевом уровне выполняет функцию синхронизации, обусловливающую прочность взаимосвязи с несовершеннолетним в ситуации профессионального общения и осуществляемую через «взаимоотношения мотивов общающихся индивидов» [6, с.236]. Ролевой уровень психологического взаимодействия обеспечивается принятием юристом определенной ролевой позиции при антиципации тенденции к изменению когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов несовершеннолетнего допрашиваемого. Регуляция индивидуального действия юриста, направленная на формирование (коррекцию, изменение) мотивационных линий, взглядов и установок несовершеннолетнего в ситуации допроса обусловлена индивидуальностью подростка и особенностями коммуникативной ситуации допроса, осуществляясь через стратегии правомерного психологического воздействия.

Субъект-субъектный уровень отражает психологические закономерности осуществления коммуникативного процесса, определяющиеся синтезом информационно-коммуникативной, регуляционно-коммуникативной и аффективно-коммуникативной функций общения [6].

Информационно-коммуникативная функция, влияющая на динамику когнитивных процессов, выражается не только в процессе передачи-приема информации, но и в ее формировании [11] с вербализацией сенсорно-перцептивных образов [4; 8]. При этом, возможное возникновение «когнитивных конфликтов» [7] способно «оказывать на субъекта сильное мотивационное влияние, становясь побудительной силой в мотивационной сфере его личности» [9, с.245].

Регуляционно-коммуникативная функция способствует осуществлению психологического воздействия на все составляющие деятельности несовершеннолетнего (мотив, цель, принятие решения и т.д.) и реализуется в согласованности действий при взаимном стимулировании и взаимной коррекции поведения. С регуляционно-коммуникативной функцией связан, прежде всего, процесс убеждения, эффективность которого определяется характером функциональных связей между субъектами в условиях совместной деятельности и сложившимися межличностными отношениями.

Аффективно-коммуникативная функция общения относится к эмоциональной сфере субъекта и предполагает оказание регуляционных воздействий, формирующих развитие определенных эмоциональных состояний [6] у несовершеннолетнего допрашиваемого. При этом психологическое воздействие на эмоциональную сферу несовершеннолетнего способно оказывать влияние не только на его поведенческое реагирование, но и на личность в целом, сохраняя свою эффективность в течение длительного промежутка времени. Психологическое взаимодействие с несовершеннолетнем на субъект-субъектном уровне осуществляется при использовании комплекса техник убеждающего воздействия, конкретный выбор которых обусловлен индивидуальностью подростка и занятой им позицией при допросе.

Таким образом, психологическое взаимодействие работников следственных органов с несовершеннолетними в ходе допроса – это многоуровневый, процессуально организованный и методически оснащенный коммуникативный процесс, направленный на достижение юристом профессионально-важных целей и реализуемый через синхронизацию действий с несовершеннолетним при оценке и учете его индивидуальности. Определение индивидуальности несовершеннолетнего как неповторимого сочетания возрастных, характерологических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, ценностно-смысловых и других особенностей личности, формирующихся под воздействием внешних (социальных и микросоциальных) и внутренних (психофизиологических) факторов носит комплексный характер, включая оценку его личностных и деятельных характеристик через анализ отношений, установок, деятельности (поведения) и процесса общения, обуславливая интеграцию профессиональных психологических знаний в процесс расследования.

К моменту проведения первого допроса несовершеннолетнего юрист еще не располагает заключением эксперта-психолога, содержащем наиболее информативные данные об индивидуальных характеристиках подростка (его мотивационной сфере, темпераменте, характере, уровне развития познавательной деятельности, способностях и т.д.), а собранный следователем характеризующий несовершеннолетнего материал (характеристики с места учебы и жительства, показания свидетелей и законных представителей подростка и т.д.) может носить формальный или необъективный характер, в любом случае, не раскрывая индивидуальности подростка.

В основании личности как составляющей индивидуальности лежат соподчиненности человеческих деятельностей, а за «соотношением деятельностей открывается соотношение мотивов» – смыслообразующих и мотивов-стимулов [5, с.97]. Понятие «мотивация» значительно шире понятия «мотив», формирование мотивации детерминировано индивидуально-типологическими свойствами индивидных и личностных характеристик человека, уровнем развития его психофизических функций, ценностными ориентациями и социальными условиями [1]. Поэтому определение «психологической мотивации»поведения несовершеннолетнего в юридически значимых ситуациях как процесса образования мотивов, формирующихся на основе осознанных и неосознаваемых потребностей и побуждений, актуализируемых совокупностью действия личностных и ситуационных переменных, в условиях отсутствия у следователя полной информационной базы об индивидуальных характеристиках несовершеннолетнего позволяет максимально полно раскрыть индивидуальность подростка как субъекта деятельности и субъекта психической активности [2]. Выявление наиболее глубоких и важных мотивов, входящих в структуру психологической мотивации поведения несовершеннолетнего в юридически значимых ситуациях, с установлением их иерархии дает возможность определить влияние возрастных, характерологических, интеллектуальных, культуральных, эмоционально-волевых, ценностно-смысловых и др. особенностей подростка на его поведение как индивида, личности и субъекта деятельности, отличающегося по своим многим параметрам неповторимым своеобразием [3].

В основе психологического взаимодействия работников следственных органов с несовершеннолетними допрашиваемыми лежат принципы мотивационной дифференциации, правомерности психологического воздействия, психотехнического познания и юридической значимости психологических явлений, обеспечивающие реализацию личностного подхода к несовершеннолетнему, основанному на оценке и учете его индивидуальности.

Принцип мотивационной дифференциации оптимизирует процесс установления истины по уголовному делу при получении показаний от несовершеннолетнего, обеспечивая правильный выбор юристом тактики допроса и методов правомерного психологического воздействия (ситуационно обусловленного сочетания стратегий психологического воздействия с комплексом техник убеждающего воздействия) в ходе психологического взаимодействия с несовершеннолетним при допросе, исходя из определения психологической мотивации его поведения в юридически значимых ситуациях. Кроме того, принцип мотивационной дифференциации обуславливает психологические аспекты подготовки данного следственного действия (выбор места его проведения, круг обязательных/возможных участников и т.д.), необходимые для создания максимально возможной для несовершеннолетнего эмоционально комфортной обстановки допроса.

Принцип правомерности психологического воздействия обеспечивает использование юристом комплекса регуляционных воздействий на личность несовершеннолетнего допрашиваемого в ходе реализации прямого или опосредованного вербальными и невербальными средствами процесса убеждения, направленного на изменение (коррекцию) мотивационной направленности, взглядов, установок несовершеннолетнего допрашиваемого при сохранении за ним свободы выбора линии своего поведения и своей позиции при обязательном обеспечении условий для такого выбора. Только при соблюдении принципа правомерности психологическое воздействие не противоречит принципам законности и гуманизма.

Принцип психотехнического познания и юридической значимости психологических явлений [10] обеспечивает интеграцию профессиональных психологических знаний в процесс подготовки и проведения допроса. Исследование в юридической психологии – психотехническое познание, характерной особенностью которого является исследование особенностей психической деятельности субъекта, имеющих юридическое значение [10]. Профессиональная помощь психолога как специалиста (консультанта), привлеченного к процессу подготовки и проведения допроса несовершеннолетнего, включает в себя: выбор места, времени проведения, подбор конкретных участников данного следственного действия, прогнозирование взаимодействия, исходя из предположительного портрета личности несовершеннолетнего и предварительной оценки психологической мотивации его поведения в юридически значимых ситуациях; психологическую подготовку несовершеннолетнего к допросу; содействие в осуществлении психологического взаимодействия следователя с несовершеннолетним (устранение эмоциональных и когнитивных барьеров в ходе взаимодействия, снижение эмоциональной напряженности несовершеннолетнего через ситуационно обусловленную постановку нейтральных вопросов, изготовление с ним рисованной и/или письменной продукции; определение времени наступления и продолжительности перерывов в допросе; получение показаний от малолетнего ребенка при использовании анатомических игрушек); консультирование следователя по психологическим аспектам обстоятельств, выяснение которых необходимо для проведения дальнейших следственных действий с несовершеннолетним.

Полагаем, что симбиоз юридических и психологических знаний при привлечении психолога в процессуальной и внепроцессуальной форме к процессу подготовки и проведению допроса несовершеннолетних не только существенно оптимизирует процесс установления истины по уголовному делу, но и позволяет добиться психологически значимых целей данного следственного действия.

2.3. Психология участников предварительного расследования преступлений

2.3.4. Психология несовершеннолетних

Для расследования преступлений, совершенных несовершеннолетними и с их участием, в частности, для производства допросов лиц указанной категории необходимо учитывать их возрастные, гендерные, индивидуальные психологические особенности, статус в рамках уголовного процесса. Необходимо психологическое обеспечение расследования преступлений в форме общеконсультативной помощи следователям об особенностях лиц определенной возрастной и социальной категорий 1 .

Особенности психики несовершеннолетних связаны с ограниченностью их жизненного опыта, знаний и представлений, с недостаточной сформированностью адаптивных поведенческих навыков.

Усиленное функционирование гормональной системы значительно повышает нервную возбудимость подростка, его реактивность, эмоциональную экспрессивность, нередко вызывает вспыльчивость, резкость, несдержанность.

Несовершеннолетним свойственны следующие психологические особенности, обусловливающие их общую виктимность с точки зрения предрасположенности к совершению преступления.

• Повышенная конформность, внушаемость, способствующая появлению поведения, в основе которого лежит чужая система ценностных ориентаций. Данные качества могут проявляться как зависимость от мнения значимой группы; подражание кумирам (в том числе и асоциальным элементам). Конформность в среде сверстников может быть противопоставлением негативизму к родительской семье.

• Психологическая зависимость от предметного мира, вещи могут поставить подростков в зависимость от дарителей, побуждать к зависти и агрессии.

• Подверженность особым подростковым стереотипам, которые имеют внешние проявления (например, употребление в речи «сленга», курение, стремление соответствовать взрослой моде и т. д.). Данные стереотипы могут выражаться как символы групповой принадлежности. Опасность совершения преступления возникает в ситуации принятия внешней атрибутики групп антисоциальной направленности («скинхедов», «лимоновцев» и т. д.) и интериоризации вследствие этого мировоззрения, присущего данным политическим и террористическим группировкам или даже движениям.

• Негативизм, демонстрация независимости могут побудить несовершеннолетних из внешне вполне благополучных семей к антисоциальному поведению (у несовершеннолетних возникает желание сделать «наперекор» родителям, доказать свою «взрослость» и независимость от них). Причем подростковый негативизм, грубость, упрямство являются своеобразными формами протеста против доминирования или равнодушия взрослых, которые не хотят считаться с возросшим уровнем притязаний несовершеннолетних (уважать достоинства личности, считаться с мнением и т. д.). Это приводит к тому, что подросток находит комфортную для себя среду (в которой принимают его стремление к «взрослости»), и если эта среда антисоциальная, то подросток приобретает соответствующую направленность личности.

• Бравада, склонность к рискованным действиям, жажда приключений, любопытство, свойственные несовершеннолетним, могут спровоцировать совершение лицами данной возрастной категории преступления вследствие «заражения» преступной романтикой.

• Легкомысленное отношение к человеческим порокам и слабостям, а также стремление пройти «через все», свойственные подростковому возрасту, могут привести к возникновению различных видов девиантных аддикций (алкоголизму, наркомании и т. д.).

• Доверчивость, неумение приспосабливаться к конкретным условиям жизни, растерянность в конфликтных жизненных ситуациях нередко становятся причинами совершения несовершеннолетними преступлений под воздействием опытных преступников.

• В целом подростковому и раннему юношескому возрасту человека свойственны амбивалентные состояния (от глубины идентификации к отчуждению, от альтруизма к жестокости и т. д.). У несовершеннолетних могут актуализироваться позитивные качества: смелость, решительность, правдивость, умение держать данное слово, самостоятельность, уверенность в себе 2 . На эти качества целесообразно опираться следователю при производстве допроса несовершеннолетних (как подозреваемых и обвиняемых, так свидетелей и потерпевших). При работе с несовершеннолетними, демонстрирующими свойственное данному возрасту стремление к независимости, к «взрослости», актуализируется использование методов убеждения. Необходимо доказать несовершеннолетним, что желание сделать «наперекор» кому-то не означает быть свободным, независимым. Истинная независимость проявляется в самостоятельности поступков и принятия решений.

Представительницы женского пола обладают более широким периферическим зрением, большей чувствительностью к сенсорным раздражителям, имеют превосходство в скорости восприятия, счете, вербальной памяти; могут заниматься несколькими делами одновременно (например, одновременно и слушать, и говорить и т. д.). Эти способности могут стать определяющими при восприятии окружающей обстановки в момент совершения преступления. В ситуации высокой эмоциональности (например, в ситуации опасности) у девушек повышается общая активность коры головного мозга, и проявляется готовность в любую минуту реагировать на воздействие, они более стрессоустойчивы.

При работе с несовершеннолетними для получения достоверных показаний необходимо учитывать особенности формирования и протекания их психических процессов. Особенности восприятия несовершеннолетнего влияют на точность его показаний при необходимости дать описание возраста, внешнего облика лица, совершившего преступление. В психологической литературе описаны следующие специфические особенности восприятия, свойственные несовершеннолетним: 3

• точность оценки несовершеннолетним возраста выше на основе представлений (визуальных образов памяти), чем при непосредственном восприятии;

• несовершеннолетний более точно указывает возраст малознакомого человека на основе первого впечатления, при последующем восприятии точность указания возраста снижается;

• ракурс восприятия зависит от разницы в росте между воспринимающим и воспринимаемым; несоответствие между ростом, определенным несовершеннолетним, и действительным ростом описываемого в ходе допроса лица тем больше, чем моложе (и ниже ростом) несовершеннолетний.

Особенности памяти несовершеннолетних проявляются в процессе допроса при необходимости вербального воспроизведения увиденного и услышанного. У лиц данной возрастной категории затруднены последовательность рассуждений и обоснование отдельных положений, выражающееся в пропуске отдельных звеньев доказательств, их перестановке, введении лишних смысловых звеньев. В связи с этим, следователю целесообразно использовать методы, направленные на оказание мнемической помощи несовершеннолетним. Активизации памяти подростков способствует использование методов аналогии, сравнения; постановки контрольных (для проверки и уточнения показания) и напоминающих вопросов; освещения события с различных его сторон.

Процессуальное положение несовершеннолетних в рамках уголовного процесса определяет тактике-психологические особенности допроса данной категории лиц.

К методическим условиям, которые необходимо соблюдать, для того чтобы избежать негативного влияния на достоверность показаний несовершеннолетних свидетелей и потерпевших, можно отнести отсутствие повторных допросов данной категории лиц, дозированное и персонифицированное распространение информации о ходе расследования.

Психологические причины, негативно влияющие на показания несовершеннолетних свидетелей: эффекты заученности показаний и ложного обогащения их все новыми деталями при неоднократном проведении допроса; наличие внешнего влияния, как индивидуального (например, воздействие со стороны родителей; эффект влияния личности следователя), так и массового (влияние атмосферы слухов, сплетен, разговоров).

При выборе тактики допроса несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых следует учитывать направленность их личности. Тактика допроса несовершеннолетних, не имеющих антиобщественной направленности личности, нацелена прежде всего на активизацию их лучших качеств. Для этого целесообразно использовать всю информацию, полученную в ходе подготовки к допросу. Кроме того тактика допроса несовершеннолетних в значительной степени определяется механизмом приобщения их к преступному поведению и приверженностью криминальным установкам 4 .

Получение объективных и достоверных сведений, касающихся обстоятельств совершенного преступления, сопряжено с необходимостью установления психологического контакта. Следователи подчеркивают важность и сложность установления психологического контакта с несовершеннолетними (особенно подозреваемыми и обвиняемыми в совершении преступления).

• Прием «накопления согласия» 5 . Его суть заключается в том, что в начале беседы целесообразно задавать только вопросы, на которые допрашиваемый может дать положительные ответы. Также важно, чтобы у допрашиваемого несовершеннолетнего было позитивное отношение к темам, в русле которых ставятся вышеуказанные вопросы. Так, например, фиксируя дату рождения несовершеннолетнего, следователь может поинтересоваться у него, как проходило его детство, попросить рассказать о его родителях, братьях, сестрах; заполняя графу о месте рождения, целесообразно проявлять некоторые знания об этих местах, положительно отозваться о них; при фиксации сведений об образовании целесообразно уточнить, где и когда учился допрашиваемый, какие впечатления он сохранил об учебном заведении, о преподавателях, спросить о связи с соучениками; в случаях, если несовершеннолетний работает, можно конкретизировать вопросы о специальности допрашиваемого, о ее достоинствах и недостатках 6 . Тактика применения данного приема заключается в том, чтобы начинать допрос с «нейтральных» вопросов, не вызывающих у несовершеннолетнего тревоги. Постепенно вопросы усложняются, приближаясь к сути обсуждаемой проблемы.

• Прием демонстрации общности взглядов, оценок, интересов по некоторым вопросам. С целью психологического сближения с допрашиваемым несовершеннолетним следователю рекомендуется находить и подчеркивать то, что может сближать его с несовершеннолетним: гендерная принадлежность, место жительства, землячество, элементы биографии, увлечения, способы проведения досуга, отношение к спорту и т. д.

• Прием признания следователем положительных качеств личности несовершеннолетнего, наличие правоты в его позиции и словах, выражение понимания его. Следователю целесообразно удовлетворять претензии несовершеннолетнего на «взрослость», подчеркивая, например, что он выглядит совсем как взрослый, зрело рассуждает и т. д. Использование данного приема успокаивает несовершеннолетнего, повышает чувство уверенности, формирует представление о доброжелательном к нему отношении следователя.

Для определения степени достижения психологического контакта рекомендуется учитывать признаки-сигналы, выявленные в исследовании В. В. Мицкевича. 7

С учетом поведенческих проявлений следователю целесообразно определять продолжительность допроса несовершеннолетнего. Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 425 УПК РФ такой допрос не должен без перерыва составлять более двух часов и более четырех часов — в день.

Обстановка допроса должна быть спокойной, бесконфликтной. Несовершеннолетнему допрашиваемому необходимо вначале разъяснить, по какому обстоятельству проводится допрос, его обязанности и права, функции присутствующих на допросе лиц. Далее возможна ознакомительная (неформальная) беседа о жизни подростка, о его социально-бытовых условиях. В беседу могут быть вовлечены все участвующие в допросе лица. Установив контакт с подростком, следователь побуждает его к свободному рассказу. Этот рассказ может быть отрывочным, фрагментарным, но его не следует прерывать, подсказывать его направление.

В целом учет следователями психологических особенностей несовершеннолетних при производстве допроса данной категории лиц способствует получению наиболее полных и достоверных сведений по существу расследуемого уголовного дела, помогает объективно оценить роль несовершеннолетнего в преступном деянии.

1. См.: Реуцкая II. Е.. Бродченко О. II. Психологические особенности допроса несовершеннолетних// Прикладная юридическая психология. 2008. № 3. С. 55-68.

2. См.: Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб, для студ. вузов. М., 2002. С. 345-423.

3. См.: Черных Э. А. Психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и предъявления им для опознания на предварительном следствии // Учен. зап. М., 1968. Вып. XVII. Ч. 1. С. 41-75.

4. См.: Поликашина О. В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий: дис. канд. юрид. наук. М, 2004. С. 116.

5. См.: Прикладная юридическая психология: учеб, пособие для вузов / под ред. проф. А. М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 374.

6. См.: Зорин Г. А. Руководство по практике допроса. М., 2001. С. 244.

7. См.: Мицкевич В. В. Установление психологического контакта сотрудниками органов внутренних дел с гражданами при решении оперативно-служебных задач: дис. . канд. психол. наук. М., 1989.

Костина Л.Н., начальник кафедры уголовного права, криминологии и психологии Орловского юридического института МВД России, доктор психологических наук, доцент.

В настоящее время в Российской Федерации практически отсутствуют гарантии детям на экстренную помощь в трудной жизненной ситуации, своевременное выявление и реабилитацию семей и детей, находящихся в социально опасном положении. В результате по-прежнему остаются высокими такие показатели, как преступность несовершеннолетних, безнадзорность и бродяжничество. Основные преступления, совершаемые несовершеннолетними, - это корыстные и корыстно-насильственные преступления. Значительную часть этих преступлений несовершеннолетние совершают в составе групп. Преступность несовершеннолетних сопровождается употреблением алкоголя, наркотиков и токсических веществ . В этой связи проблема противодействия преступности несовершеннолетних в современной России является особо важной, так как от ее решения в значительной степени зависят успех проводимых в стране реформ, социальное и нравственное здоровье подрастающего поколения, которое определяет будущее российского общества и государства.

См.: Новая криминальная ситуация: оценка и реагирование / Под ред. проф. А.И. Долговой. М.: Российская криминологическая ассоциация, 2009. С. 195; Профилактика правонарушений в молодежной среде: опыт, проблемы, перспективы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Воронеж: МИКТ, 2009. С. 3.

Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила"), Конвенция о правах ребенка (принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.), конституционные положения о защите прав личности ребенка требуют обеспечить профессиональную компетентность лиц, осуществляющих судопроизводство по делам несовершеннолетних.

Деятельность судьи включает целый комплекс различных психологических аспектов. Практик-юрист, отправляющий правосудие, должен обладать профессионально-психологическими знаниями, навыками психологически грамотного анализа жизненно важных вопросов, предопределяющих дальнейшую судьбу людей. Тем более когда речь идет о несовершеннолетних гражданах. Эффективность деятельности юриста во многом зависит от уровня его профессионально-психологической подготовленности, так как в суде разрешаются психологически сложные проблемы молодых людей. Судья постоянно сталкивается с разными категориями несовершеннолетних - учащимися, работающими и безработными, инвалидами, психически больными, неоднократно судимыми и впервые совершившими проступок, совершившими преступления в составе групп и индивидуально, попавшими в криминальную ситуацию потерпевшими. Каждый из них обладает уникальными психологическими особенностями, которые накладывают отпечаток на результат психологического анализа совершенных ими преступных действий и деятельности, а также поведение во время судебного разбирательства. При ведении уголовных дел в отношении несовершеннолетних необходимо учитывать психологические особенности подросткового возраста. Таковыми являются чувство взрослости и самостоятельности, незрелость нервной системы, чувствительность и ранимость психики, повышенная потребность в общении, подверженность влиянию референтной группы, родителей и других лиц, неустойчивость внимания, развитые образная память и мышление и др.

К каждому несовершеннолетнему необходимо найти соответствующий подход, оказать психологическую помощь, принять правильное решение. Успешность индивидуального подхода во многом определяется профессионально развитыми психологическими и морально-психологическими качествами судьи, включающими профессиональную культуру общения, способность увидеть в несовершеннолетнем позитивные стороны личности, готовность к неожиданному в его поведении и законных представителей, профессиональный долг, ответственность, справедливость, гуманность и т.д.

Считаем, что целенаправленное формирование у судей готовности использовать специальные психологические знания, навыки и умения, проявлять профессионально значимые качества выступает в качестве фундаментального условия обеспечения решения возникающих психологических задач и судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних.

Кроме применения в судебном разбирательстве собственных психологических знаний, навыков и качеств возникает необходимость использования экспертных и внеэкспертных форм психологических знаний. Судья может прибегнуть к специальным знаниям и навыкам, техникам и технологиям психологов.

Применять специальные психологические знания, техники и технологии позволительно определенному кругу лиц, имеющих соответствующее образование, обладающих высоким уровнем компетентности, профессионализма, способных проводить психологическую и судебно-психологическую экспертизу, давать психологические консультации, участвовать в судебном разбирательстве в качестве специалиста. Высокие требования предъявляются к профессиональной подготовленности эксперта и специалиста, сочетающей психологическую и юридическую составляющие этой подготовленности. Психологи должны не только обладать знаниями и владеть психологическими техниками и технологиями в области общей, возрастной, социальной, юридической психологии (в зависимости от проблем, которые предстоит решать в совместной деятельности с судьей), но и знать специфические условия судебного разбирательства, а также опыт работы с несовершеннолетними. Знания психологов ". носят двойственный характер: являются научными и эмпирическими, теоретическими и практическими одновременно" . Важно при этом отметить, что кроме психологической помощи, оказываемой судье, деятельность психолога способствует охране законных интересов и обеспечению прав несовершеннолетних участников судопроизводства. Эта особая роль требует от психолога-эксперта и психолога-специалиста не только высокой квалификации, но и проявления гражданской сознательности и нравственности.

Костицкий В.М. Использование специальных психологических знаний в советском уголовном процессе: Автореф. дис. . д.ю.н. Киев, 1990. С. 19.

Психолог-эксперт несет правовую ответственность за научность и объективность проведенного исследования, интерпретацию полученных данных и представленное заключение . По мнению О.Д. Ситковской, компетенция эксперта-психолога "столь же разнообразна, как сама жизнь, - это любые вопросы психологического содержания, значимые для справедливого и правильного разрешения уголовного дела" . Эксперт-психолог кроме проведения экспертиз выполняет традиционные для юридических психологов функции консультанта - разъяснение экспертного заключения в форме беседы, оценку уже проведенной психологической экспертизы, данной другим лицом . В этом случае деятельность эксперта в качестве консультанта имеет внепроцессуальный характер.

См.: Гецманова И.В. Указ. соч. С. 29.
Ситковская О.Д. Современное состояние и некоторые перспективы развития психологической экспертизы по уголовным делам // Юридическая психология: Сб-к науч. трудов / Под ред. д.ю.н. Г.Х. Ефремовой, д-ра психолог. наук. О.Д. Ситковской. М., 2005. Вып. 3: Ч. 1. С. 119.
См.: Енгалычев В.Ф. Психологические основы вузовской подготовки специалистов в юридической психологии: Дис. . д-ра психолог. наук. СПб., 2006. С. 51.

Специалист-психолог - сведущее в области психологии лицо, которое участвует в процессуальных действиях, привлекается для постановки вопросов эксперту, разъяснения сторонам и суду отдельных психологических фактов и явлений, консультирует в отношении этих явлений судью. Специалист-психолог может выполнять функции консультанта. Это может быть общеконсультативная помощь справочного характера (в зависимости от квалификации психолога). Так, например, психолог как специалист в области возрастной и криминальной психологии может дать консультацию по вопросам влияния воспитания в семье, членства в преступной группе, перенесенных или наличных психических и соматических заболеваний, задержки психического развития на психологию личности подростка, девиантности поведения несовершеннолетнего, особенностей возрастного развития подростка, влияния подростковой психологии на поведение в процессе судебного разбирательства и пр. Основными направлениями психологического консультирования по конкретным вопросам, ведущим к принятию определенных правовых решений, являются: оказание помощи судье в психологическом анализе специфических особенностей несовершеннолетнего при формулировке вопросов, которые он ставит на разрешение эксперта-психолога; определение характера и объема материалов, которые необходимо предоставить эксперту для исследования; анализ заключения психолога в форме документа "мнение специалиста".

Следует подчеркнуть одну важную закономерность: чем выше профессиональная компетентность судьи, тем эффективнее его сотрудничество с психологом. Более того, судья, имея представления о возможностях психолога и о том, как осуществлять сотрудничество с ним, будет совершенствовать свой профессионализм, оттачивать мастерство практического применения психологических знаний, навыков и умений, психотехнологий за счет совместной работы с психологом-экспертом и психологом-специалистом. Полагаем, что от сотрудничества судьи и психолога выигрывают обе стороны, а в результате совместной деятельности повышается эффективность оценки объемного спектра сведений, в первую очередь нравственно-психологической оценки поведения и действий несовершеннолетнего правонарушителя.

Разбирая дела в отношении несовершеннолетних правонарушителей, суд должен рассматривать подростка не как объект для репрессий, а как субъект реабилитации, что дает возможность обеспечить профилактику повторных преступлений. В центре проводимой судом профилактической работы находится подросток с его проблемами. Полагаем, что эта работа может быть проведена эффективно с использованием специальных психологических и педагогических знаний и технологий. Прежде чем их применять, суд должен оценить сведения о личности несовершеннолетнего.

Как показывают исследования, зачастую в материалах уголовных дел имеются ограниченные сведения о личностных особенностях несовершеннолетних. Так, структура характеристик, составленных педагогическими работниками на несовершеннолетних соучастников, типична. Большее внимание в них уделяется отношению подростков к учебе, чертам характера и деловым качествам личности, поскольку каждый учебный день педагогов насыщен постоянными контактами с обучаемыми, совместной учебной и внеучебной деятельностью, наблюдениями за поведением и взаимоотношениями подростков друг с другом и т.п. Анализ справок-характеристик, представляемых инспекторами ПДН, показал, что почти половина характеристик составлена формально, т.е. указаны лишь причина и время постановки на учет. Другая половина характеристик содержит определенную информацию о личности несовершеннолетних. Причем о психологических свойствах несовершеннолетних инспекторы пишут очень скупо и сухо, используя чаще всего те особенности, которые отмечают педагоги в характеристиках. В таких справках-характеристиках очень редко можно встретить положительные качества личности несовершеннолетних (примерно в одной из ста характеристик). Впрочем, по тем негативным качествам, которые чаще всего отмечают инспекторы, вряд ли можно судить о личности подростка, который обвиняется в совершении преступления . В ходе исследования было установлено, что причинами ограниченного выявления и отражения в материалах уголовных дел психологических особенностей несовершеннолетних являются: а) отсутствие психологически выверенных требований к перечню вопросов о социально-психологических и личностных особенностях подозреваемых, необходимых для выяснения при допросе законных представителей, педагогов и других сведущих лиц; б) неконкретность в поручениях сотрудникам органов дознания, в которых следователи не акцентируют внимание на тех психологических аспектах, которые необходимо выяснить или отразить в характеристиках при расследовании преступлений несовершеннолетних.

Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: Дис. . д-ра психолог. наук. М., 2010. С. 187 - 190.

Такой значительный недостаток, как ограниченность сведений о личностных особенностях несовершеннолетних, может быть устранен только путем объединения профессиональных усилий со стороны органов предварительного расследования, инспекторов по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, психологов, социальных педагогов. Указанные субъекты профилактики должны не только устанавливать бытовые условия жизни несовершеннолетних и предоставлять необходимые сведения о личности подростка, его ближайшем окружении (в том числе референтном), но и по решению суда участвовать в судебных заседаниях. Для осуществления эффективной профилактической работы необходимо собирать от этих лиц рекомендации по воспитательному и психологическому воздействию на несовершеннолетнего и его семью. Подчеркнем в этой работе особую роль специалистов - психологов и педагогов, которые, работая с несовершеннолетним и его родителями, могут профессионально и компетентно проанализировать причины антисоциального поведения подростка, а также потенциальные личностные возможности несовершеннолетнего, позитивные стороны его личности.

См: Прозументов Л.М. Групповая преступность несовершеннолетних и ее предупреждение: Дис. . д.ю.н. Томск, 2001. С. 188; Психология подростка: Учебник / Под ред. А.А. Реана. СПб., 2006. С. 284; Костина Л.Н. Психологическое обеспечение расследования групповых преступлений несовершеннолетних: Дис. . д-ра психолог. наук. М., 2010. С. 155.

Допрос несовершеннолетних подсудимых необходимо использовать для осуществления нравственного и правового просвещения, направленного на развитие правосознания у несовершеннолетних. Судья во взаимоотношениях с несовершеннолетним должен быть образцом гуманности, гражданственности, нравственности, тактичности, уважительности. Проявления подобных морально-психологических качеств, культуры общения и поведения, а также соблюдения общепринятых норм морали судья должен требовать и от допрашиваемых несовершеннолетних, и от законных представителей. При этом судья обязан избегать нравоучительных замечаний, нотаций и поучений. Как справедливо замечает профессор А.М. Столяренко, педагогическая работа (в нашем случае - профилактическая работа в отношении несовершеннолетних) требует не стандарта, шаблона. а гибкости мышления, творчества, подлинного педагогического мастерства и способностей. Эти требования значительно более высоки, чем при работе с законопослушными гражданами .

См.: Столяренко А.М. Указ. соч. С. 94.

Проблема использования специальных психологических знаний при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетнего заключается в том, что необходимо осуществлять повышение квалификации судей и целенаправленную подготовку психологов и социальных педагогов, которые могли бы оказывать своевременную квалифицированную помощь судьям. Сотрудничество и взаимодействие судей с психологами определенного уровня квалификации - один из важных факторов совершенствования мастерства практического применения психологических знаний, умений и технологий. В этой связи отметим, что в Московском городском психолого-педагогическом университете развиваются прикладная юридическая психология и новое направление научных исследований, практики и образования - ювенальная юридическая психология .

См. об этом: Дозорцева Е.Г. От психологии детства к ювенальной юридической психологии // Московская психологическая школа: история и современность: В 4 т. / Под общ. ред. действ. чл. РАО, проф. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2007. Т. IV. С. 94 - 100.

Таким образом, применение специальных психологических знаний при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетнего как область теоретических знаний и элемент практической деятельности является закономерным результатом развития юридической психологии и ее проникновения в практику, а также закономерным порождением нравственно зрелого и правового государства, создающего систему ювенальной юстиции и осуществляющего борьбу с преступностью несовершеннолетних.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Макаренко И.А., заведующая кафедрой криминалистики Института права Башгосуниверситета, кандидат юридических наук, доцент.

Одной из гарантий защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего обвиняемого является норма, предусматривающая обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого. Тем не менее законодатель, провозгласив такую норму, не предусмотрел процедуры решения многих организационных вопросов. В частности, для каких целей приглашается педагог или психолог, и если приглашается педагог, то каков его правовой статус; лица, приглашаемые на следственное действие, должны быть педагогами или психологами по образованию или по должности; почему на допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля приглашается педагог, а на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого - педагог или психолог и т.д.

Относительно правового статуса педагога мнения ученых разделились. Большинство из них рассматривают педагога как специалиста, обладающего знаниями в области педагогики и юношеской психологии . Другие же считают, что педагога отождествлять со специалистом, участие которого ранее было предусмотрено ст. 133.1 УПК РСФСР, а ныне ст. 58 УПК РФ, неправильно .

См.: Леви А.А., Пичкалева Г.И., Селиванов Н.А. Получение и проверка показаний следователем. М., 1987. С. 8.
См.: Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса. М., 1970. Т. 2. С. 477.

По мнению В.К. Комарова, при подготовке к допросу несовершеннолетних подросткового возраста надо учитывать, что у них могут быть авторитеты и среди руководителей внешкольных кружков, секций, которых можно пригласить для участия в допросе вместо педагога . При допросе несовершеннолетнего обвиняемого, пишет В.В. Стребиж, "имеет смысл пригласить педагога, который пользуется уважением допрашиваемого и может положительно воздействовать на него" . По мнению С.А. Шейфера, он приглашается, если особенности личности допрашиваемого затрудняют установление с ним психологического контакта . М.И. Еникеев также указывает, что педагог должен быть авторитетным для подростка лицом, способствующим установлению коммуникативного контакта, взаимопониманию следователя и несовершеннолетнего .

См.: Комаров В.К. Психологические и тактические особенности расследования преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Свердловск, 1972. С. 13.
Применение экспертизы и других форм специальных познаний в советском судопроизводстве. Свердловск, 1984. С. 69, 70.
См.: Шейфер С.А. Следственные действия. М., 1981. С. 86.
См.: Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. С. 458.

Как видно, упомянутые авторы исходят из того, что педагог приглашается не только для использования им специальных знаний, а как человек, к которому несовершеннолетний относится с уважением. Л.Л. Каневский, кроме того, указывает, что основанием для участия педагога в допросе могут быть: замкнутость подростка, данные о наличии у него психофизических аномалий, из-за которых он трудно вступает в контакт, и т.д. .

См.: Каневский Л.Л. Дискуссионные проблемы участия педагога и психолога в судопроизводстве по делам несовершеннолетних // Судебно-правовая реформа и пути повышения эффективности правоохранительной деятельности. Уфа, 1993. С. 60.

Таким образом, приглашение на допрос педагога, незнакомого несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, при перечисленных выше основаниях вряд ли приведет к положительному эффекту, ведь такой педагог, так же как и следователь, для него будет чужим человеком. С другой стороны, знакомый педагог может помочь в преодолении замкнутости и установлении психологического контакта, тем более что 63 из 100 опрошенных несовершеннолетних осужденных, отвечая на вопрос, какого педагога они желали бы увидеть на допросе, если бы следователь принял решение его пригласить, ответили, что знакомого.

Однако педагог, знающий допрашиваемого, пользующийся у него уважением, - это прежде всего педагог, обучающий несовершеннолетнего и, несомненно, заинтересованный в исходе дела, так как несет ответственность как за его обучение, так и за воспитание, в связи с чем фигура педагога не вписывается в правовой статус специалиста, предусмотренный ст. 58 УПК РФ . В соответствии со ст. 71 УПК специалист, лично, прямо или косвенно заинтересованный в исходе уголовного дела, подлежит отводу.

См.: Каневский Л.Л. Указ. соч. С. 58.

Замена термина "педагог" на "специалист в области возрастной или педагогической психологии", как это рекомендует сделать О.Ю. Скичко , представляется спорной. Полагаю, что такая замена терминов не решит существующую проблему участия указанных лиц в следственных действиях, так как в некоторых случаях действительно целесообразно приглашать педагога, обучающего несовершеннолетнего и владеющего информацией о его возрастных и психологических особенностях, в других же - предпочтительнее приглашать специалиста-психолога, чье участие, как верно отмечает О.Ю. Скичко, необходимо предусмотреть в рассматриваемых ситуациях.

См.: Скичко О.Ю. Тактико-психологические основы допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших на предварительном следствии: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 2005. С. 15.

Некоторые ученые вообще не разделяют педагога и психолога, рассматривая их как единую процессуальную фигуру , что, на наш взгляд, недопустимо. Исходя из изложенного выше, мы полностью поддерживаем позицию Л.Л. Каневского и считаем, что педагога необходимо признавать самостоятельным участником уголовного процесса, а психолога рассматривать как специалиста со всеми вытекающими отсюда последствиями. Причем, если речь идет о педагоге, то должен иметься в виду знакомый несовершеннолетнему педагог, в остальных случаях это должен быть специалист в области возрастной психологии и педагогики. И педагог, и специалист в области возрастной психологии и педагогики должны иметь, на наш взгляд, соответствующее образование и опыт работы на практике, т.е. педагог должен иметь педагогическое образование и соответственно обучать несовершеннолетнего, к которому он приглашается для участия в следственном действии. Психолог также должен иметь соответствующее образование, специализацию по возрастной и юношеской психологии и работать в данном направлении.

См.: Тетюев С.В. Допрос несовершеннолетнего обвиняемого в стадии предварительного расследования (процессуальный аспект): Дис. . канд. юрид. наук. Челябинск, 2006. С. 106.

В соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Но есть мнение, что в законе необходимо предусмотреть обязательный вызов педагога или психолога до достижения допрашиваемым совершеннолетия (18 лет), так как и этот возраст еще не означает полного исчезновения тех особых черт характера и психологии, которые присущи юношескому возрасту .

См.: Тетюев С.В. Указ. соч. С. 215.

На наш взгляд, вряд ли оправданно обязательное присутствие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет, и уж тем более восемнадцати лет, так как не всегда их участие действительно необходимо.

При опросе следователей 44% из них ответили, что педагога приглашают для преодоления замкнутости подростка, когда имеются данные о наличии у него психофизических аномалий, и для установления психологического контакта. Остальные же 56% следователей приглашали педагога для удостоверения правильности фиксации показаний (что, на наш взгляд, является прямой обязанностью следователя) и для того, чтобы несовершеннолетний подозреваемый, обвиняемый в дальнейшем не изменял своих показаний (что абсолютно недопустимо). Фактически функции педагога сводятся к формальному участию на допросе, для того чтобы проверить протокол данного следственного действия, который кроме него проверяется защитником и законным представителем, и в целях психологического давления на допрашиваемого, чтобы он не менял своих показаний. В этой связи 17% следователей даже не задумываются, какого педагога - знакомого или незнакомого - целесообразнее приглашать на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Тем не менее вопрос о приглашении знакомого педагога или незнакомого психолога очень важен, и его решение зависит от целого ряда обстоятельств. Здесь должны учитываться и степень развития несовершеннолетнего, и характер преступления, по поводу которого он допрашивается, и иные обстоятельства дела. Бывают случаи, когда вызов знакомого педагога для участия в допросе подростка не только не содействует результативности допроса, но оказывается вредным, поскольку допрашиваемый стесняется рассказать при нем об известных ему фактах .

См.: Карнеева Л.М., Соловьев А.Б., Чувилев А.А. Допрос подозреваемого и обвиняемого. М., 1969. С. 37.

В тех случаях, когда привлечение знакомого педагога к допросу несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого нецелесообразно, например при совершении преступления с особым цинизмом и дерзостью, когда несовершеннолетнему будет стыдно встречаться со знакомым педагогом, следователь может пригласить специалиста в области подростковой и юношеской психологии. Такой специалист должен обладать знаниями не только педагогики, но и психологии. Он должен оказать помощь следователю "в проведении допроса с учетом возрастных особенностей несовершеннолетнего, его психического развития, условий жизни и воспитания" .

Каневский Л.Л. Указ. соч. С. 60.

Таким образом, специалист в области подростковой и юношеской психологии приглашается на допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого в тех случаях, когда участие знакомого педагога нецелесообразно по тактическим соображениям; для оказания помощи следователю в выявлении психических аномалий; для дальнейшего решения вопроса о назначении судебно-психологической или судебно-психиатрической экспертизы, решения вопроса о "степени осознанности совершения юридически значимых действий и возможности волевого руководства ими, принципиальной способности субъекта правильно воспринимать факты окружающей действительности, а также способности запоминать и воспроизводить интересующую информацию, иерархии психологических мотивационных линий поведения" .

Сахнова Т.В. Зачем суду психолог? М., 1990. С. 26.

Реализация предусмотренных в уголовно-процессуальном законодательстве положений, касающихся участия педагога и психолога в уголовном судопроизводстве, во многом остается неурегулированной. В связи с этим некоторые авторы считают, что участие педагога в допросе несовершеннолетнего обвиняемого не исключает участия психолога, так как педагог приглашается для оказания помощи в урегулировании вопросов, связанных с особенностями подростка (его увлечениями, отношением к учебе, дружескими отношениями и т.д.), и для оказания положительного воздействия на него. Психолог же приглашается для оказания помощи следователю в выявлении психических недостатков и решения вопросов, связанных с психологическими особенностями несовершеннолетнего обвиняемого .

См.: Михальчук Ю.П. Основные уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии. Краснодар, 2005. С. 38 - 39.

Полагаем, что педагог должен решать несколько иные задачи, о которых достаточно подробно мы указывали выше. Считаем, что относительно особенностей подростка, его увлечений, дружеских отношений педагога можно допросить. Его показания в качестве свидетеля по данным обстоятельствам будут эффективны при подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого. Поэтому целесообразность приглашения на допрос педагога для указанной цели является весьма сомнительной. Не совсем ясно, что понимает автор под оказанием положительного воздействия на подростка во время допроса. Исходя из изложенного, спорной представляется точка зрения автора относительно одновременного участия педагога и психолога в процессе допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

Как представляется, непродуманной является и ст. 191 УПК РФ, регламентирующая допрос несовершеннолетних свидетелей и потерпевших и предусматривающая участие в нем только педагога. Несовершеннолетнему потерпевшему или свидетелю в не меньшей степени нужна помощь психолога, а в некоторых случаях и в большей, чем обвиняемому . В связи с этим полагаю, что в данной норме необходимо предусмотреть участие в допросе несовершеннолетнего наряду с педагогом и психолога.

См.: Ландау И.Ю. Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ: Проблемы правоприменительной практики // Новое уголовно-процессуальное законодательство РФ: Проблемы теории и практики. Калининград, 2003. С. 54.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: