Психологические особенности личности судьи прокурора защитника подсудимого потерпевшего свидетеля

Обновлено: 28.03.2024

Характерные особенности участников досудебного следствия, приемы и методы установления психологического контакта с ними следователя. Защитная доминанта как характерная особенность психологии обвиняемого. Особенности психологии потерпевшего и свидетелей.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.04.2009
Размер файла 13,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ХРИСТИАНСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

Учебная дисциплина: «Юридическая психология»

Тема: « ПСИХОЛОГИЯ ОБВИНЯЕМЫХ, ПОТЕРПЕВШИХ, СВИДЕТЕЛЕЙ”

1. Психология обвиняемых

2. Психология потерпевших

3. Психология свидетелей

ВВЕДЕНИЕ

В целях объективного, полного и всестороннего расследования, получения адекватной информации о расследуемом событии следователь должен осуществлять эффективную коммуникативную деятельность. В ряде случаев следователь сталкивается с противодействием участников досудебного расследования. Оптимальность следственных решений зависит от уровня рефлексивности следователя, от его способности информационного взаимодействия с проходящими по делу лицами. Для успешного осуществления предварительного следствия следователю необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц, главными из которых являются обвиняемый (или подозреваемый), потерпевший и свидетели.

Основная цель данной работы определить характерные особенности проходящих по делу лиц, знание которых следователем будет способствовать установлению истины.

1. Психология обвиняемых

Для успешного проведения предварительного следствия необходимо хорошо ориентироваться в личностных особенностях проходящих по делу лиц и особенно обвиняемого и подозреваемого. Следователю необходимо иметь сведения об образе жизни обвиняемого, его социальных связях, круге знакомств, бытовых условиях.

Особенно важно знать этапные факторы формирования личности обвиняемого, существенные биографические данные. Необходимо обратить внимание на поведенческие установки и стереотипы обвиняемого лица, его адапционные и коммуникативные возможности, способы поведения в конфликтных ситуациях.

Особенности психического состояния обвиняемого (подозреваемого) в значительной степени определяются его отношение к событию преступления и правосудию. Существенное значение имеют социально-ценностные личностные позиции, а также рефлексия обвиняемым (подозреваемым) степени доказанности преступления, состояния его расследования.

В зависимости от этих обстоятельств могут возникнуть две разные стратегии поведения обвиняемого, связанные или со стремлением избежать суда и справедливого назначения, или с осознанием неизбежности суда.

Первая из указанных стратегий поведения ведет к выработке соответствующей защитной тактике, так называемой «защитной доминанты».

Эта защитная тактика может быть активной (дача ложных показаний, уничтожение вещественных доказательств, создание ложных доказательств, влияние на свидетелей и др.), и пассивной (отказ от сотрудничества со следователем без использования активных средств противодействия).

Защитные механизмы возможного противодействия следователю начинают формироваться уже при возникновении преступного умысла, а затем в ходе совершения преступления и при сокрытии его следов. Преступник делает все возможное, чтобы скрыть следы преступления, затруднить расследование, ввести следствие в затруднение, а следователя в заблуждение. Опытные преступники заранее планируют линию поведения и в случаен раскрытия преступления.

Защитная доминанта обвиняемого определяет направленность его психической деятельности, повышенную чувствительность ко всему тому, что охраняется сложившимися защитными позициями. Но в этом и основная слабость защитной доминанты. Каждое слово следователя, его действия непроизвольно соотносятся обвиняемым со всем тем, что охраняется этой доминантой. При этом возникает тенденция к преувеличению информационной вооруженности следователя, переоценке угрожающих воздействий.

Большинство преступников не относят себя к типичному образу преступников, они выводят себя за рамки социальной ответственности, формируя механизм психологической защиты. В связи с этим они становятся малочувствительными к информации, противоречащей их личностным установкам (механизм психологического вытеснения), изыскивают доводы для своего оправдания (механизм самооправдательной рационализации), изыскивают всевозможные личностно утверждающие компенсации, гипертрофируют личностно-положительные самооценки.

Человек осуждает себя лишь в тех случаях, когда переходит границы собственных поведенческих принципов. Поскольку социальные нормы, нарушаемые преступником, личностно обесценены, у него не возникает, как правило, чувства вины. Но преступник сохраняет при этом ценность своего «Я-образа» и остается чувствительным в отношении собственной системы ценностей и тех качеств, которые он ценит. Так, например, уличение преступника в бесчестности может его не волновать, но уличение в трусости, малодушии, предательстве - глубоко оскорбить. Все эти психологические особенности обвиняемых необходимо учитывать в тактическом взаимодействии с ними.

Изложение обвиняемым фактических обстоятельств дела должно подвергаться психологическому анализу, т.е. выяснению, чего обвиняемый избегает, чему придает большое значение, что тормозится или доминирует в его сознании.

Необходимо учитывать тенденцию обвиняемых к изменению своих позиций, адаптацию их оправдательной позиции по мере предъявления доказательств. Психологически важно всемерно ослаблять и находить слабые места в их оборонительной позиции. Но в ряде случаев, следователь может идти «на поводу» легенды обвиняемого, с тем, чтобы предъявить решающие доказательства на фоне психического контраста, наиболее эффективно демаскировать обвиняемого.

2. Психология потерпевшего

Потерпевший - одна из центральных фигур предварительного следствия. Конкретные обстоятельства, причины и условия преступления не могут быть раскрыты полностью, если во внимание не берется личность потерпевшего.

Показания потерпевшего - средство защиты его интересов, как индивидуальных, так и как члена общества. Формирование показаний потерпевшего имеют свои особенности, связанные с их специфическими переживаниями, которые вызваны осуществленными по отношению к ним преступных последствий. Психические переживания потерпевших, особенно в тех случаях, когда преступное деяние в той или иной степени направлено против жизни, здоровья, достоинства личности. Как объекты преступного посягательства, потерпевшие воспринимают картину осуществленного преступления, ощущая на себе его непосредственное влияние. Поэтому у них при переработке и сохранении пережитой во время преступления информации, достаточно часто значительную роль играют эмоциональные проявления переживания, связанные с психическим, физическими и социально-бытовыми последствиями преступления.

Наиболее характерной реакцией потерпевших на ситуацию нападения является состояние страха. Как эмоциональное отражение опасности страх обусловлен неверием в свои силы, отсутствием информации о благоприятном выходе из сложившейся ситуации. В состоянии страха потерпевший зачастую преувеличивает опасность, неверно воспринимает события, сохраняя их в памяти в гипертрофированном виде (жертва увеличивает количество нападавших, их силы, использование подручных и других средств и т.д.).

В условиях борьбы, потерпевшие нередко плохо или неправильно запоминают приметы преступника, у них не откладывается в памяти последовательность и отдельные моменты события. Если преступников несколько, то потерпевший может не помнить, кто из них первым и какие насильственные действия совершил.

Следователь должен учитывать динамику психического состояния потерпевших. Повторно пересматривая случившееся, они активно реконструируют прошедшие события под влиянием чувства стыда, обиды, унижения, мести, а иногда и агрессивности.

У потерпевших от полового насилия возникает чувство депрессии, апатии, обреченности, усугубляющееся представлениями о возможной беременности и заражения венерическими заболеваниями. Нередко показания этой категории потерпевших умышленно искажаются с целью сокрытия их неблаговидных поступков.

Для многих потерпевших характерно состояние повышенного уровня тревожности и как следствие этого - дестабилизация личной психической интегрированности, нарушение социальной адаптированности.

Нередко потерпевшим приходится участвовать в многочисленных допросах и очных ставках, неоднократно выезжать на место происшествия, опознавать участников преступления. В этих условиях у потерпевших непроизвольно может сформироваться механизм психической защиты от повторных психотравмирующих воздействий. Интенсивные процессы торможения могут значительно затруднить получение от потерпевшего нужных для расследования сведений.

Стремление выйти из сферы следствия может привести к поспешным конформным показаниям, согласию с предположением следователя. Следует учитывать и возможное воздействие на потерпевшего со стороны обвиняемого.

Следователю необходимо чутко улавливать динамику настроения потерпевшего. Особенно тщательному анализу должны подвергаться просьбы потерпевшего о прекращении дела, которые зачастую вызываются психическим давлением со стороны заинтересованных лиц.

О переходе потерпевшего от правдивых показаний к ложным свидетельствуют, как правило, его психическая напряженность, замкнутость, формальность речевых построений. В таких ситуациях следователь должен понять, кто и каким образом мог оказать психическое давление на потерпевшего. В необходимых случаях следователь преодолевает негативное психическое воздействие на потерпевшего со стороны заинтересованных лиц, предупреждая об уголовной ответственности за подстрекательство потерпевшего к даче ложных показаний или о понуждении к даче ложных показаний.

3. Психология свидетелей

Показания свидетелей играют важную роль в деятельности следователей и судей, защитников и адвокатов, прокуроров и инспекторов. Они способствуют восстановлению обстоятельств подготовки или совершения преступления, выявлению лиц, которые совершили преступление, мотивов их преступных деяний, установлению социально-психологических данных, которые характеризуют личность обвиняемого или потерпевшего.

В психологическом плане показания свидетелей - это воспроизведение ранее сформированных впечатлений, актуализация образов, действий, которые произошли. При этом очень важным является насколько правильно, адекватно происходил процесс восприятия у данного свидетеля, какие особенности сохранения и реконструкции сформированных образов в памяти данного человека.

Погрешности и ошибки в показаниях свидетелей (неполнота, неточность, лишние собственные домыслы и т.д.) - обычное, а не исключительное явление. Поэтому следователь должен выявить противоречивость в показаниях свидетелей и уяснить причину неправдивости свидетельских показаний. Когда свидетель говорит неправду, то обычно он утрачивает хладнокровность, начинает делать лишние телодвижения, часто меняет позу, меняет мимику, движения глаз.

Мотивами обманных показаний свидетеля могут быть: родственные обязанности, неправильное понимание чувства дружбы; личная заинтересованность свидетеля (зависть, ненависть, мстительность, корысть и пр.); чувство сочувствия к обвиняемому или потерпевшему; угрозы со стороны заинтересованных лиц и пр.

В трактовке специалистов психология обмана характеризуется раздвоенностью и большими внутренними трудностями. В сознании человека, дающего неверные свидетельские показания существуют два параллельных варианта события: один - то, что произошло на самом деле и он желает это скрыть, а второй - вымышленное, о котором он хочет рассказать. В представлении такого человека постоянно стоят истинные события и эти представления имеют яркий и стойкий характер. Обманщик вынужден их постоянно приглушать и менять на выдуманные образы, которые являются более бледными и слабыми. Ему приходится все время лавировать между правдой и обманом, при чем, правда, постоянно «лезет в голову», поэтому обманщик постоянно рискует проговориться и ему необходимо напрягаться, что бы не забыть то, что оно говорил ранее и помнить все свои выдумки очень подробно. Отсюда чувствуется заученность и неплатичность обманных показаний. Если в правдивых показаниях, часто встречаются неточности, то в обманных показаниях всегда все гладко, все хорошо подтасовано в меру интеллектуального развития свидетеля. Эти психические состояния, следователь должен иметь в виду и внимательно анализировать сведения, предоставляемые свидетелями.

Цель следственной деятельности - правовая охрана основных социальных ценностей общества, установление истины при расследовании правонарушений. Исходная, стартовая база следственной деятельности - проблемная следственно-поисковая ситуация - совокупность обстоятельств происшествия со значительными информационными пробелами, ликвидация которых требует от следователя хорошего знания психологии основных участников расследования: обвиняемого (подозреваемого), потерпевшего и свидетелей преступного события.

Характерной особенностью психологии обвиняемого (подозреваемого) является защитная доминанта. Под влиянием доминанты, преступник стремится вести себя так, чтобы гарантировать себе безопасность, избежать раскрытия преступления и следующего за ним наказания. Другими словами, поведение преступника в ходе расследования носит защитный характер. Стремление скрыть свою причастность к преступлению, необходимость выглядеть спокойным и уверенным в себе, маскировать свои истинные чувства (страх, неуверенность) приводит к усилению торможения в клетках головного мозга. После чего начинает преобладать процесс возбуждения, который проявляется в активности человека, стремлении выговориться. Фиксация таких состояний подозреваемого следователем, способствует получению правдивых показаний и раскрытию преступления.

Психология потерпевшего характеризуется специфическими переживаниями, которые проявляются вследствие претерпевания им угрозы жизни, здоровью или достоинства (страх, боль, физические страдания и психическое перенапряжение). Такое состояние потерпевшего может оказывать влияние на показания, которые они дают в ходе следствия. Показания их могут быть умышленно и неумышленно искажены. Причинами первых могут быть широкий диапазон тревожных состояний, а вторых - угрозы со стороны заинтересованных лиц и обвиняемого.

Показания свидетелей зависят от направленности восприятия события и оценочной позицией воспринимаемого лица, уровнем его психического, интеллектуального и нравственного развития. Давая свидетельские показания, человек дает свои оценки освещаемым фактам, о чем-то умалчивает, допускает недомолвки или дает неправдивые показания, что может быть связано с его родственными обязанностями, боязнью мести, жалостью к потерпевшему или обвиняемому.

Для успешного расследования дела и установления истины, следователь должен быть хорошо ознакомлен с психологическими особенностями участников досудебного следствия и знать приемы и методы установления психологического контакта с ними.

1. Бедь В.В. Юридична психологія: Навчальний посібник.- К.: Каравела, 202.-376с.

2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология. Краткий курс.-СПб.: Питер, 2005.-С.320.

3. Живанов А.А. Человек как носитель криминалистически значимой информации.- М.: Юридическая литература, 1993.- 168с.

4. Шахриманьян И.К. Психологические основы отдельных следственных действий.- М.: Юридическая литература, 1872.- 225с.

Подобные документы

Характеристика коммуникативной деятельности следователя, которая связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Психологические личностные особенности проходящих по делу лиц - свидетелей, обвиняемого и подозреваемого.

реферат [35,1 K], добавлен 20.04.2010

Общая психологическая характеристика судебного процесса. Регламентация деятельности судьи. Особенности деятельности прокурора. Принципы психологической деятельности адвоката. Психологическая характеристика обвиняемого. Портрет потерпевшего и свидетелей.

реферат [21,2 K], добавлен 10.05.2012

Определение предмета, метода и исследование истории развития юридической психологии. Характеристика основ следственной деятельности, психологии опознания, допроса и очной ставки. Особенности психологии преступной деятельности, потерпевшего и свидетеля.

учебное пособие [713,5 K], добавлен 28.09.2011

Определение предмета, задач, системы и метода юридической психологии при обозначении места и роли личности. Изучение психологии юридического труда, преступной группы, правонарушения и психологии потерпевшего. Психология предварительного расследования.

курс лекций [203,2 K], добавлен 15.02.2011

Происхождение слова "психология" и её история. Задача психологии - исследование психических явлений. Явления, изучаемые психологией. Проблемы психологии. Методы исследования в психологии. Отрасли психологии. Человек как предмет общей психологии.

курсовая работа [56,0 K], добавлен 02.12.2002

Место социальной психологии в системе научного знания. Предмет и объект изучения социальной психологии, структура современной социальной психологии. Методология и методы социально-психологического исследования. Проблема группы в социальной психологии.

книга [199,5 K], добавлен 10.02.2009

Методические особенности преподавания прикладной психологии, формирование психологического мышления. Задачи юридической психологии. Методические особенности преподавания юридической психологии, система вопросов, заданий и задач для практических занятий.

В глазах общества судебная власть должна олицетворять справедливость. Каждый, чьи интересы затрагивает производство по уголовному делу, рассчитывает на защиту в судеегоправ, удовлетворение его притязаний. А именно в суде сталкиваются противоположные интересы того, кто нарушил закон, и общества, интересы обвиняемого и потерпевшего, других лиц. Судья, следователь, прокурор, защитник действуют в сфере конфликтов и межличностных, и социальных. В этих условиях к деятелям правосудия и к тем, кто ведет следствие, осуществляет уголовное преследование, предъявляются повышенные нравственные требования. Эти люди должны обладать способностью противостоять возможным попыткам воздействия на них со стороны различных сил, руководствоваться только законом, быть справедливыми. Те, кто вершит правосудие или содействует суду в силу профессионального долга, должны обладать высокими деловыми и нравственными качествами.

Еще в Уложении 1649 года говорилось: ". в судных делахподружбе и недружбе ничего не прибавляти и не убавляти, и ни в чем не норовити, делати всякие государевы дела, не стыдяся лиц сильных, и избавляти обиженного от руки неправедного". Петр I ввел присягу судей во всем государстве. Присяга содержала требования нравственного свойства. Ее нарушение влекло за собой правовые последствия.

Само законодательство содержит нравственные требования к деятельности судов и правоохранительных органов. Но эти требования, адресованные обычно учреждениям, относятся к людям, осуществляющим судопроизводство. Так, Всеобщая декларация прав человека исходит из того, что суд должен быть равным для всех, справедливым и беспристрастным. Международный пакт о гражданских и политических правах говорит, кроме того, о суде компетентном. Но суд справедливый, беспристрастный и компетентный способны вершить те люди, которые обладают развитым чувством справедливости, беспристрастны, высококомпетентны.

Справедливость в правосудии предполагает наличие многих условий, начиная от содержания законов и до общественно-политической обстановки. Но она невозможна там, где сам судья руководствуется неосознанной обязанностью действовать и принимать решения справедливо, а какими-то другими мотивами, не обладает развитым чувством справедливости. Где же человек может "научиться" быть справедливым, чтобы судить затем других людей? Таким "университетом" является сама жизнь.

Для правильного, справедливого применения закона необходимо в совершенстве его знать, уметь правильно применять в конкретных ситуациях. Поэтому судьи должны иметь высшее юридическое образование.

Человек "учится" справедливости, опираясь в какой-то мере на свое специальное образование и приобретая разнообразный жизненный опыт. Возрастной ценз кандидата на должность судьи — не менее 25 лет. Чтобы стать судьей, надо иметь и опыт применения права, активной деятельности в правовой сфере — стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Возрастной ценз для судей вышестоящих судов и стаж работы по юридической специальности еще выше.

Принимая присягу, российский судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи и его совесть.

Судья должен быть честен. Честность — важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Антиподы честности - ложь, лицемерие, вероломство. Нет нужды доказывать, что честное исполнение обязанностей судьи, предписанное присягой, предполагает честность судьи как человека. Нельзя быть честным "на службе" и бесчестным в остальном, в повседневной жизни, будучи не одетым в судейскую мантию.

Добросовестность в исполнении обязанностей судьи связана с его чувством долга. Непременное нравственное качество судьи — повышенное чувство долга в его нравственном аспекте. Социальный нравственный долг судьи — справедливое правосудие. Он трансформируется и в долг перед сторонами и другими участниками дела, которые вправе требовать от судьи защиты их прав, свобод и охраняемых законом интересов, чести и достоинства.

Справедливое правосудие возможно только тогда, когда судьи беспристрастны. Способность исследовать обстоятельства дела и принимать решение, равно относясь к сторонам, другим участвующим в деле лицам, не привнося каких-либо личных мотивов, — не только предписание закона, но и личностное качество судьи как человека.

Судья должен обладать развитым чувством совести. Это означает способность осуществлять внутренний нравственный самоконтроль в ходе производства по делу и, главное, при принятии решений. Его совесть должна быть спокойна как при осуждении, так и при оправдании; мотивы, которыми он руководствуется, должны быть чисты и нравственно безупречны.

Судья должен быть гуманен. Жестокий человек, видящий в подсудимом, потерпевшем, других участвующих в деле лицах лишь "средство", а не "цель", не подходит для судебной работы.

В Законе о статусе судей в Российской Федерации не упоминается о таком качестве судьи, как гуманность. Между тем в присяге, которая принималась в соответствии с Законом о статусе судей в СССР 1989 года, такое требование к судье содержалось. Судья торжественно клялся "быть всегда справедливым и гуманным".

Сказанное выше о нравственных качествах судьи опирается на нормы действующего законодательства, которое предъявляет к кандидатам в судьи и судьям нравственно-правовые требования, обязательные для исполнения. Что касается следователей, прокуроров и адвокатов, то таких развернутых характеристик их моральных качеств в законе не содержится. Закон о прокуратуре Российской Федерации устанавливает, что прокурорами и следователями могут быть назначены граждане, "обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами". Законодательство об адвокатуре также ограничивается общими требованиями. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 года (ст. 16) устанавливает, что адвокат "должен быть образцом моральной чистоты и безукоризненного поведения".

Комитет по защите прав адвокатов Федерального союза адвокатов России разработал проект "Правил профессиональной этики российских адвокатов". В этом документе говорится, что защита прав и свобод человека и гражданина является профессиональной обязанностью и нравственным долгом адвоката. Адвокат содействует устранению нарушений закона. Адвокат обязан беречь и умножать престиж профессии. Точность, пунктуальность, честность, правдивость и компетентность - гарантия нормальных отношений адвоката с клиентом. Правила содержат рекомендации, основанные на обобщении опыта адвокатской деятельности, в том числе и касающиеся разрешения проблемных ситуаций нравственного плана.

С учетом специфики и содержания деятельности различных профессиональных участников судопроизводства, их нравственные качества в принципе должны быть едины. И прокурор, и следователь, и адвокат должны быть справедливы, гуманны, честны, обладать развитым чувством долга, добросовестно исполнять свои обязанности, действовать под постоянным самоконтролем собственной совести. Требование объективности в какой-то мере распространяется и на адвоката, хотя позиция его в деле неизбежно бывает односторонней.

Психологические качества судей, а также работников правоохранительных органов тесно связаны с их нравственными качествами.

Производился опрос судей о желательных для судьи качествах. Судьи назвали: человечность, беспристрастность, принципиальность, выдержку, эрудицию. В числе нежелательных упоминались предвзятость, подозрительность, властность, бестактность. Из перечня личностных качеств, содержавшего около 30 позиций, в первую очередь были выбраны собранность, принципиальность, уравновешенность, человечность, дисциплинированность, вежливость, сдержанность. Некоторые основным в нравственно-психологическом облике следователя считают безупречную честность, принципиальность, объективность, бдительность, настойчивость.

Среди многочисленных идейно-нравственных качеств юриста В. В. Романов в книге о военно-юридической психологии (Романов В.В. Военно-юридическая психология: Учебник. Кн. первая. М.,1991.С.162) называет, в частности, верность гражданскому, воинскому, профессиональному долгу, гражданское мужество, честность, неподкупность, высокую нравственность, принципиальность, непримиримость к нарушениям правопорядка, законности, бескомпромиссность в борьбе с ними, исполнительность, организованность, дисциплинированность, ответственное отношение к порученному делу.

Анализ психологических позитивных качеств, которыми необходимо обладать судье, следователю и прокурору — предмет самостоятельной науки. Здесь уместно лишь отметить, что личность каждого человека, в том числе деятеля правосудия, представляет собой сплав нравственных, психологических и прочих человеческих качеств. При этом важно, чтобы они были позитивны и реализовывались в практической деятельности. То же относится и к личности следователя, прокурора, адвоката.

Чтобы стать судьей, необходимо обладать определенным объемом знаний, навыков юридической деятельности и положительными нравственными и интеллектуально-волевыми качествами. Квалификационный экзамен и проверка сведений об отсутствии порочащих поступков создают определенные гарантии подбора на судебные должности достойных людей. Однако вся дальнейшая деятельность носителя судебной власти осуществляется в сложных нравственно-психологических условиях, в сфере конфликтов разного уровня и характера. Здесь возникает опасность так называемой профессиональной деформации, вследствие которой судья перестает видеть в тех, с кем он имеет дело при выполнении своих обязанностей, людей с их конкретными судьбами, горем и заботами, черствеет духовно и утрачивает чувство гуманности.

Писатель Виктор Курочкин так описывает это состояние: "Не прошло и года, а какая-то частица моей души, причем лучшая частица, пропала. Не прошло и года, я стал автоматом. Осудив человека на пятнадцать лет, я моментально о нем забываю, с аппетитом ем, с удовольствием пью и засыпаю крепким сном, с сознанием, что сегодня я много и плодотворно потрудился на пользу Отечества. Теперь я автомат. Человек вместо высшего, таинственного и хрупкого существа стал для меня субъектом преступления". (Курочкин В. Записки народного судьи Семена Базыкина//Нева. 1988. № 5.).

Не менее опасна профессиональная деформация и для следователя, прокурора. Профессиональной деформации может противостоять только человек с развитым чувством долга, справедливости, подлинно гуманный.

Высокие нравственные качества, необходимые судье, прокурору, следователю, адвокату, формируются и поддерживаются в процессе повседневной жизни с ее сложностями и противоречиями. Сама практическая деятельность, связанная с решением нравственных проблем, способствует в первую очередь нравственному становлению личности. Кроме того, личность формируется под влиянием этического просвещения, в процессе которого человек получает определенную сумму знаний, ориентирующих на соблюдение нравственных норм. Авторитет воспитателя, авторитет руководителя, профессионала высокой квалификации, образцы их поведения служат нравственному воспитанию.

Человек в силу различных причин (недостатка жизненного опыта, образования и др.) может добросовестно заблуждаться и поэтому при очевидной ложности высказываний нельзя всегда делать вывод об умышленном искажении информации. Добросовестное заблуждение связано с трудностями восприятия, переработки, запоминания и воспроизведения информации о том или ином событии. В связи с этим обстоятельством человек может непроизвольно объединять несвязываемые факты, преувеличивать или сокращать длительность события, добавлять несвойственные событию факты, отождествлять несходные объекты и т.д.

С 1993 г. в девяти регионах России действует суд присяжных. Специфика уголовного процесса с участием присяжных заседателей регламентирована разделом X УПК РСФСР. Сложившаяся судебная практика уже достаточна для анализа, однако психологических исследований ее пока крайне мало.1 Во многих случаях приходится опираться на данные зарубежных ученых,2 представляющиеся соответствующими особенностям российского права и социальной структуры.

Психология присяжных заседателей. Специфичны отбор и формирование коллегии присяжных заседателей. В США в настоящее время распространен так называемый научный отбор, когда стороны до суда с помощью специалистов-психологов и социологов подбирают присяжных из существующих списков по характеристикам, определяемым самими сторонами в каждом конкретном случае. В судебной стадии уже самими юристами — представителями сторон и председательствующим — проводится окончательный отбор присяжных, называемый vok dire («слушать — говорить»).

В Российской Федерации используется иной, более объективный порядок отбора присяжных, аналогичный английскому. Он проводится на основе случайной выборки по спискам избирателей (социологический метод). Практика показывает, что при этом обнаруживается тенденция смещения выборки в сторону лиц старшего возраста, что объяснимо большей занятостью людей молодого и среднего возрастов. Ряд категорий граждан, как правило, исключается либо до суда по письменному заявлению, либо в суде по личной просьбе, требованию сторон или мнению председательствующего.

Далее процедура отбора делится на две части: мотивированный отбор и безмотивный отвод. Основная задача мотивированного отбора присяжных — с помощью специально поставленных вопросов отсеять из числа вызванных в суд людей, беспристрастность и объективность которых ставится под сомнение по объективным же показателям. Среди таких людей могут быть те, кто знаком с кем-либо из участников процесса; ранее судимые или имеющие близких родственников, судимых за деяния, аналогичные рассматриваемому; близкие сотрудников правоохранительных органов и т.д. Кроме того, могут учитываться и ситуативные психологические особенности потенциальных присяжных. Например, председательствующий судья обычно спрашивает: «Считает ли кто-либо из вас, что человек, сидящий на скамье подсудимых, заведомо виновен в инкриминируемом ему деянии?» Ясно, что те, кто готовы положительно ответить на этот вопрос уже сейчас, не смогут сохранять беспристрастность в ходе судебного слушания. Помимо председательствующего в отборе могут принимать участие и стороны.

Безмотивный отвод является прерогативой сторон. Каждая из них может отвести не более двух человек из числа оставшихся. В распоряжении сторон находится список вызванных лиц, в котором указаны их полные имена, пол, возраст, место жительства и профессия. Для сторон целесообразно различать присяжных по:

• отношению к подсудимому;

• полу, возрасту и фактору поколения;3

• национальным и расовым стереотипам (отношение к национальности редко бывает неосознаваемым, а потому замечено, что этот фактор влияет лишь тогда, когда доказательства вины подсудимого иной расы или национальности неясны, непрочны. Если доказательства вины неопровержимы, вердикт присяжных будет жестче);

• религиозным признакам (этот фактор влияет скорее не на отношение к подсудимому, а на отношение к самому процессу, его целям, процедуре, результатам);

• социально-экономическому статусу (в США установили, что чем сильнее разница в статусах между присяжными и подсудимыми, тем больше вероятность обвинения или тем жестче вердикт);

• характеру дела. Считается, что мужчины в целом более строги, а женщины более склонны оправдывать или относиться снисходительнее, но в делах по сексуальным преступлениям, где в роли подсудимого обычно выступает мужчина, чаще бывает наоборот.

Однако все же в итоге одна из сторон может посчитать получившуюся коллегию тенденциозной, необъективной (например, в коллегии будет всего один мужчина или все присяжные попадут в узкий и неудобный для этой стороны возрастной «коридор»). Такая коллегия при согласии судьи должна быть распущена.

Психология присяжных заседателей нестабильна во времени. В ходе судебного следствия отношение присяжных к происходящему в зале суда претерпевает ряд изменений. Первое — в момент вхождения в зал заседания в качестве присяжного, принятия присяги; второе, множественное, — на протяжении всего процесса; третье, вероятно также неоднократное, — в совещательной комнате.

Первое изменение происходит с назначением человека в состав суда, которое отрывает человека от обыденности. Занимая место в коллегии, присяжный становится полноправным участником незнакомого ему действа и стремится узнать его правила. Присяжный произносит слова присяги и тем самым принимает на себя обязательство следовать голосу совести и справедливости, и ему нужно, пользуясь новыми нормами, отличать факт от вымысла, действительность от видимости, истину от внешней стороны вещей, суть дела от уже принятого решения, личное мнение от того, с чем согласится любой здравомыслящий человек, и т.д. Однако психологически, как установлено, привычные повседневные нормы подвергаются весьма слабой корректировке (приблизительно лишь на 5%).4

Второе изменение вызывается введением понятия допустимости доказательств. Недопустимые доказательства (к ним относятся в первую очередь данные о личности подсудимого, а также доказательства его вины, полученные с нарушениями закона) могут существенно повлиять на позицию присяжных, заставить их потерять беспристрастность. Бывает, что вопрос о допустимости доказательств встает уже во время основного слушания. Считается, что присяжные следуют инструкциям судьи об отмене доказательств, признанных недопустимыми. Однако исследования показывают, что увещевания судьи, как правило, не только не воздействуют на присяжных нужным образом, но и могут вызвать обратную реакцию, заставляя их лишний раз акцентировать внимание на факте. Часто присяжные оказываются перед дилеммой: либо оправдать подсудимого, основываясь на слабой доказательственной базе стороны обвинения, либо обвинить на основании доказательств, признанных недопустимыми. Показано, что в таком случае доведенные до присяжных недопустимые доказательства все-таки оказывают больший обвинительный эффект, чем допустимые. Например, знание о криминальном прошлом подсудимого психологически достаточно сильно влияет на групповое решение присяжных.

Особенности сферы социального познания присяжных во многом определяют те решения, которые в конечном итоге они выносят. Присяжные могут приписать преступлению три причины: особенности личности обвиняемого, особенности личности жертвы, ситуация события. Если в ходе судебного следствия выясняется, что подсудимого замучили угрызения совести и он раскаялся в совершенном деянии; случайно получил ранения, совершая преступление; добровольно до суда возместил какие-то убытки потерпевшему; содержался до суда в плохих условиях; пострадал как-то еще, вне прямой связи с рассматриваемым делом, например, подвергся силовому давлению со стороны органов следствия, присяжные могут решить, что он уже расплатился за свое преступление, и учесть это в своем вердикте, в вопросе о снисхождении (как и судья в приговоре). Иногда подсудимого рассматривают как козла отпущения, страдающего за чужие грехи; чем сильнее представление о нем как о падшем ангеле, провинившемся не больше других, тем больше вероятность снисхождения и даже оправдания. Здесь же проявляется и психологическое содержание умысла: как минимум, человек должен быть в принципе способен к выполнению действия и в состоянии предвидеть его последствия. Сомневаясь по любому из пунктов, присяжные сомневаются и в умышленности действий подсудимого.

Действия человека могут приписываться не только характеристикам его личности, но и характеристикам ситуации события. Присяжные смотрят: а) насколько тесно определенное поведение человека связано с ситуацией, б) насколько оно постоянно во времени и в) насколько оно сходно с поведением других людей в аналогичной ситуации. Если поведение подсудимого не слишком разнится с повседневным, его действия воспринимаются не как умышленные, а скорее как привычные. Кроме того, при сильном несоответствии обычного поведения подсудимого и действий в момент наступления события его могут счесть находившимся под принуждением, давлением обстоятельств. Приписывание причин преступления личности подсудимого обычно ведет к его обвинению, ситуации и среде — повышает шансы на оправдание.

Еще одним способом решения неочевидной ситуации является приписывание части вины жертве преступления или смягчение отношения к подсудимому за счет умаления личности жертвы. Например, если жертва на момент преступления была в нетрезвом состоянии или вообще плохо характеризовалась по материалам следствия, шансы подсудимого на оправдание или снисхождение повышаются. Положение подсудимого ухудшается, когда образ жертвы выглядит как страдальческий, например, если жертва — инвалид, старик или ребенок.

Есть и иные взаимозависимые факторы, влияющие на второе изменение:

а) личности государственного обвинителя и защитника, чей успех зависит от того, насколько они вызывают доверие, привлекательны (знакомы, похожи, симпатичны), обладают атрибутами власти, престижа;

б) особенности коммуникации сторон с присяжными (открытость, обилие невербальной коммуникации);

в) то, как преподносятся сторонами доказательства (наглядность, эмоциональность, «разжевывание», порядок аргументации, повторение);

г) настроение самих присяжных.

В отношении третьего изменения действует принцип тайны совещания присяжных, когда никто не может влиять на обсуждение. Главное, что следует отметить, это то, что все психологические закономерности второго изменения в той или иной степени перетекают в третье.

Психология сторон. Принцип состязательности, заложенный в российском уголовно-процессуальном праве, прямо прописан только в разделе У ПК, посвященном суду присяжных. Обязательность участия в рассмотрении дела судом присяжных защитника и государственного обвинителя, взаимное представление доказательств сторонами, освобождение суда от выполнения задачи борьбы с преступностью — вот главные положения, обеспечивающие разграничение функций обвинения, защиты и разрешения дела, равенство и активность сторон при ослаблении роли председательствующего судьи. Именно наличие состязательности позволяет говорить о психологической нагрузке судебного разбирательства. В суде присяжных «существенное значение приобретают коммуникация и взаимопонимание участников заседания. Эффективность работы профессиональных юристов, представляющих стороны обвинения и защиты, зависит от их умения донести до присяжных свою позицию, убедить последних в своей правоте».5

У присяжных существуют определенные мнения относительно участников процесса. В 1994 г. опрос присяжных в Московском областном суде до и после процесса показал, что такие черты, как справедливость, объективность, беспристрастность, присяжные приписывают (в порядке убывания): себе, судье, прокурору, адвокату.

Защитник в целом предстает во мнении присяжных как своего рода механизм защиты, активно сопротивляющийся нападкам обвинителя. Он более гуманен, так как представляет не закон, а человека. Ему нужно много ума -столько, чтобы убедить в невиновности виновного подсудимого и судью, и обвинителя, и присяжных, поэтому «поведенческий репертуар» его более разнообразен. Однако его моральный облик не кажется присяжным кристально чистым («спасает виновного от ответственности»).

Фигура государственного обвинителя - орудие нападения, подкрепляемое законностью, т.е. справедливостью своего существования. Его «государственность» — значительно более сильный фактор, чем красноречие защиты, так что преимущества в глазах присяжных на стороне обвинения.

С психологической точки зрения в судебном процессе можно различать общий порядок и внутренний порядок, т.е. порядок представления сторон в суде и последовательность представления аргументов сторонами. Понятие общего порядка тесно связано с психологическими эффектами: первичности — лучше усваивается более ранняя информация, и новизны — сильное воздействие информации, полученной последней. Обвинение обладает преимуществом эффекта первичности, ибо оно несет «бремя доказывания», имеет обвинительное заключение, резолютивную часть, квинтэссенция которого оглашается перед присяжными. Не самые приятные подробности, часто содержащиеся здесь, усиливают эффект первичности. Обвинение изначально определяет и список вызываемых свидетелей. Постепенно эффект первичности ослабевает, поскольку защита пытается дискредитировать показания свидетелей, вызванных обвинением, может требовать вызова иных свидетелей. Решения о порядке исследования доказательств принимает суд на основании мнений обеих сторон (ст. 279 УПК РСФСР).

Как правило, рассмотрение стратегии относится к этапу прений, но распространяется и на весь ход процесса. Большинство выступающих в суде юристов предпочитают строить аргументы «от слабого к сильному», так как, по их мнению, именно такой порядок позволяет оказывать наиболее продолжительное влияние на присяжных. Государственный обвинитель должен выбрать логику построения выступления: либо одностороннюю аргументацию, при которой излагается только собственная позиция, либо двустороннюю, включающую в себя предвосхищение аргументов противоположной стороны («прививка»). В свою очередь двусторонний порядок бывает разным: либо изложить сначала свои аргументы, а потом чужие, либо начать с предполагаемых аргументов «противника», чтобы разбить их пункт за пунктом.

С точки зрения общего порядка положение стороны, выступающей в прениях второй, т.е. защиты, более предпочтительно. Во-первых, присяжный оценивает: было ли отдельное поведение случайным или нет, чьи характеристики устойчивее — личности или ситуации. Во-вторых, присяжные знают, что после речи одной стороны последует выступление другой, поэтому воспринимают данные от одной стороны не как целостную картину произошедшего. Кроме того, адвокат пользуется эффектом новизны. При этом ему может быть выгодно потянуть время (чтобы лишить обвинение преимущества эффекта первичности). Причем в отличие от государственного обвинителя, который должен аргументировать свои выводы, защитник может воспользоваться возможностью дискредитировать весь строй мыслей противной стороны, не прибегая к доказательствам, апеллируя к психологической стороне восприятия фактов присяжными (попросту воскликнуть: «Да это все не доказательства!»). Но более позитивное восприятие прокурора должно сгладить психологические эффекты защиты.

Встречаются ошибки сторон. За изощренными коммуникативными техниками часто скрывается неверное понимание состязательности, отсутствие должного профессионализма, неготовность использовать всю гамму действий, предоставляемых в их распоряжение судом присяжных, стремление следовать наработанным в народных судах образцам поведения. Грубейшей ошибкой государственного обвинителя, свойственной, впрочем, и народным судам, является поддержание обвинения при отсутствии внутреннего убеждения в виновности конкретного подсудимого, которое требуется от него в соответствии со ст. 245 УПК РСФСР. Он пытается при этом переложить «бремя доказывания» на председательствующего, что противоречит идее состязательности. Если же судья не принимает на себя зги функции, обвинение может попросту рассыпаться, так как присяжные не поверят государственному обвинителю.

Психология председательствующего судьи. В суде присяжных профессиональный судья принципиально освобожден от задач поиска истины, борьбы с преступностью, в его обязанности входит лишь обеспечение законности процедуры. Значит ли это, что судья становится пассивным созерцателем или «компьютером», лишь отслеживающим действия сторон на предмет их законности? Нет. Его обязанность — создание необходимых условий для всестороннего, полного и объективного исследования дела, активность самого исследования перекладывается на стороны.

Деятельность судьи приобретает, таким образом, и новое психологическое наполнение. Судья - самый значимый для присяжных участник судебного разбирательства, поэтому присяжные ориентируются в первую очередь на его мнение по делу, а принцип состязательности не дает судье формального права это мнение выражать. Тем не менее председательствующий - живой человек, ему трудно (хотя и необходимо) сохранять беспристрастность на протяжении всего процесса. Для него главное — обеспечить в глазах присяжных равенство сторон. Судье важно сразу наладить и сохранить психологический контакт с присяжными. У него есть возможности для этого: разъяснение их прав и обязанностей (включая объяснение ряда правовых понятий), инструкции и замечания по ходу процесса, постановка вопросов в вопросном листе, напутственное слово. Он влияет на присяжных и опосредованно, через свое взаимодействие со сторонами.

Главной ошибкой судьи, как и сторон, является попытка перестроить ситуацию суда присяжных под уже знакомый образец. Пытаясь заставить присяжных рассуждать подобно самому себе, судья может начать оказывать давление на них. Иногда председательствующий видимо объединяется с одной из сторон, как правило, с обвинением, недопустимо перевешивая в его сторону чашу весов. Необходимо преодолевать свое «знание о виновности» подсудимого, если оно возникло под влиянием предыдущего опыта, эмоций или иных причин. В суде присяжных судья должен научиться к каждому конкретному делу подходить так, как подходят присяжные - как к уникальному случаю, не имеющему аналогов в житейском опыте.

Судья является ведущим лицом, формальным руководителем судебного процесса. Его действия жестко регламентируются, он подчиняется только закону и должен быть независим от всех посторонних влияний. Деятельность судьи сложна, ответственна и многогранна в связи с разнообразием выполняемых им функций и решением комплекса правоприменительных задач.

Исследование материалов предварительного следствия и всех относящихся к нему документов. Все познавательные процессы судьи (память, мышление, воображение) должны быть направлены на выделение юридически значимой информации. В результате у судьи формируется собственная концептуальная модель изучаемого явления, связанная с пониманием позиций конфликтующих сторон в гражданском процессе и сущностью криминогенной ситуации. Следует отметить, что следственное заключение может оказывать сильное внушающее воздействие на оценку данной ситуации судьей. Поэтому так важно, чтобы судья обладал такими личностными качествами, как принципиальность, независимость и самостоятельность.

Осуществление дисциплинарно-регулирующей функции в управлении процессом судебного следствия — сдерживание эмоций и конфликтных, агрессивных проявлений сторон. Для выполнения своей регулирующей роли судья должен обладать такими качествами, как самоконтроль, эмоциональная сдержанность, умение сохранять спокойствие в напряженных ситуациях, требовательность к форме поведения и высказываниям участвующих лиц, и в то же время проявлять терпимость, тактичность, способность к релаксации, снижению чрезмерной эмоциональной возбужденности отдельных участников заседания. Оптимальный стиль поведения судьи — демократический. Выступая в роли формального руководителя, судья должен быть также лидером, которого коллеги уважают за высокий профессионализм. Поэтому он не должен подавлять самостоятельного мнения других членов суда, нарушать их равноправность.

Деятельность судьи имеет высокоинтеллектуальный и творческий характер, поэтому параллельно с выполнением своих служебных функций в суде судья должен систематически повышать свой профессиональный уровень, профессиональное мастерство. Судья не должен замыкаться только в рамках непосредственного судопроизводства. Он должен поддерживать связи с общественными и учебными организациями с целью формирования правовых знаний у населения, привлечения общественности к борьбе с преступностью, оказания помощи правосудию. Судья должен получать информацию о результатах поведения и воспитания лиц, осужденных к лишению свободы.

Что касается собственно психограммы судьи, т.е. характеристики тех психических процессов, посредством которых он осуществляет решение теоретических и практических задач в своей деятельности, то к особо важным профессиональным свойствам можно отнести следующие.

В когнитивной (познавательной) сфере особую роль играют такие качества мышления, как аналитичность, критичность, логичность, умение сравнивать, обобщать, классифицировать данные, выделять главное и наиболее существенное.

Среди свойств памяти особую роль играют оперативность в переработке информации, отбор ценной информации и ее передача в долговременную память, точное и полное знание законодательства и процессуальных норм юридической деятельности.

Особо важными для судьи являются такие свойства внимания, как устойчивость при изучении и составлении важной для суда документации, концентрация внимания, распределение и переключение внимания в сложных и динамичных ситуациях судебного процесса.

Среди свойств восприятия особо важными являются объективность, наблюдательность, умение по мимике и пантомимике участвующих в суде лиц определить их состояние, искренность поведения или наносную эмоциональность, камуфляж.

Речь судьи должна отличаться высокой культурой, лаконичностью, четкостью, внятностью, строгостью в формулировке суждений.

В коммуникативной сфере деятельности судьи, посредством которой он реализует социально психологические аспекты своей деятельности, можно выделить такие свойства, как способность к передаче и приему вербальной информации. Среди интерактивных свойств следует выделить экстравертивность, т.е. направленность действий вовне, на других людей, общительность, адекватное использование мимики и пантомимики.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: