Прямой метод государственного регулирования инновационной деятельности предоставление

Обновлено: 23.04.2024

Модель реализации государственной инновационной политики в РФ включает решение задач 5 уровней:

1 уровень – выработка национальной инновационной политики;

2 уровень – формирование национальной инновационной стратегии и тактики;

3 уровень – разработка стратегии и тактики развития инновационного потенциала на уровне региона;

4 уровень – разработка и реализация приоритетных программ развития инновационного потенциала на уровне муниципального образования;

5 уровень – разработка и реализация бизнес-процессов инновационных предприятий.

Высшая форма государственного регулирования инновационной деятельности – это выработка и проведение инновационной политики, управление инновационной деятельностью. В настоящее время в соответствии с Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2020 г., государственная инновационная политика заключается в формировании экономических условий для вывода на рынок конкурентоспособной инновационной продукции в интересах реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

К основным направлениям инновационной политики государства относят следующие:

1. разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности, механизмов ее стимулирования, защиты интеллектуальной собственности;

2. создание системы комплексной поддержки инновационной деятельности, развития производства, повышения конкурентоспособности и экспорта наукоемкой продукции;

3. развитие инфраструктуры инновационного бизнеса, включая формирование системы бизнес-инкубаторов, технопарков и технополисов, венчурного инвестирования, информационного обеспечения, подготовки и повышения квалификации кадров;

4. развитие малого инновационного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для образования и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе деятельности;

5. совершенствование конкурсной системы отбора инновационных проектов и программ.

6. реализация критических технологий и приоритетных направлений, способных преобразовать соответствующие отрасли экономики страны и ее регионов.

7. использование технологий двойного назначения. Такие технологии будут применяться как для производства вооружений и военной техники, так и для продукции гражданского назначения.

Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируются в перечне критических технологий.

Перечень критических технологий – это перечень приоритетных межотраслевых технологий, определяющих основные направления развития инновационного потенциала страны, способствующих повышению конкурентоспособности продукции и услуг, качества жизни и улучшению экологической ситуации.

Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня утверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике. Комиссией был утвержден Перечень критических технологий, в который входит 34 приоритетных направления. Ключевые из них:

- технологии альтернативных источников энергии,

- экологически безопасные и ресурсосберегающие технологии,

- технологии производства новых типов материалов,

- аэро- и космические технологии,

- технологии обработки, хранения, передачи и защиты информации.

Методы прямого и косвенного государственного регулирования инновационной деятельности

Все методы государственного регулирования инновационной деятельности можно классифицировать на прямые и косвенные методы.

К прямым методам государственного регулирования инновационной деятельности относятся:

- разработка нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность;

- бюджетное финансирование инновационных программ и проектов;

- предоставление госгарантий на банковские кредиты по инновационным проектам коммерческим предприятиям;

- создание особых технико-внедренческих зон;

- формирование информационно-технологических систем научно-технической информации для всех этапов инновационного процесса;

- софинансирование строительства объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков, технополисов);

- субсидирование затрат на патентно-лицензионную работу и защиту интеллектуальной собственности;

- софинансирование образовательных программ для повышения квалификации кадров инновационных предприятий.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности в основном направлены, с одной стороны – на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития. В отличие от прямых методов косвенные методы государственного регулирования инновационной деятельности воздействуют на нее посредством налоговой, таможенной, кредитной и внешнеэкономической политики.

К косвенным методам государственного регулирования относятся:

- налоговые льготы на НИОКР;

- кредитная и финансовая политика;

Важнейшую роль играют налоговые льготы.

Среди налоговых льгот выделяют следующие:

1. скидки с налога на прибыль в соответствии с объемами капиталовложений в новое оборудование и строительство;

2. предоставление инвестиционного налогового кредита;

3. скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР;

4. отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, используемого в научных исследованиях;

5. налогообложение прибыли по пониженным ставкам (для малых предприятий).

Налоговые льготы на капитальные вложения в РФ предоставляются в виде инвестиционного налогового кредита. Эта льгота дает право компаниям, направляющим инвестиции на внедрение новой техники, оборудования, технологий.

Инвестиционный налоговый кредит – это форма изменения срока исполнения налогового обязательства, при которой налогоплательщику предоставляется возможность уменьшить платежи по налогу на прибыль организации с последующей уплатой суммы кредита и процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на срок от 1 года до 5 лет в части налога на прибыль организаций, зачисляемого в региональные и местные бюджеты.

Существуют два вида налоговых скидок – объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат.

В РФ согласно ст. 262 расходы на НИОКР признаются для целей налогообложения только после завершения этих исследований или разработок (завершения отдельных этапов работ) и подписания сторонами акта сдачи-приемки.

Расходы налогоплательщика на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, также подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение одного года в размере фактически осуществленных расходов.

Расходы на НИОКР по налоговому законодательству РФ можно списать на затраты только через год после внедрения инноваций в производство для всех организаций, кроме расположенных в особых экономических зонах.

Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период.

Во многих странах широко применяется механизм ускоренной амортизации оборудования как стимул для обновления производственных фондов.

В России применяется ускоренная амортизация для оборудования, используемого в инновационной деятельности. Согласно ст. 259.3 НК РФ норма амортизации может быть увеличена в 3 раза.

В целях активизации инновационной активности за рубежом государство нередко стимулирует и подготовку кадров.

К косвенным экономическим мерам государственного регулирования инноваций относится и политика протекционизма (таможенного регулирования), направленного на защиту и реализацию новшеств внутри страны.

Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе.

Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас.



Реализация государственной инновационной политики требует применения адекватных форм и методов управления инновационной деятельностью. В современных условиях существует множество форм управления инновациями на разных уровнях (от подразделений корпораций до государства). Как и всякая иная политика, инновационная политика неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной цели – стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала. В целях стимулирования инновационной активности применяются разные методы взаимодействия государства, которые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Соотношение их определяется экономической ситуацией в стране и избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования.

Прямые методы государственного регулирования инновационного процесса осуществляются преимущественно в двух формах: административно-ведомственной и программно-целевой. Административно-ведомственная форма проявляется в виде прямого дотационного финансирования, осуществляемого в соответствии со специальными законами, принимаемыми с целью непосредственного содействия инновациям. Программно-целевая форма государственного регулирования инноваций предполагает контрактное финансирование последних посредством осуществления государственных целевых программ поддержки нововведений, в том числе на малых наукоемких фирмах. В США программно-целевой подход используется в настоящее время как особо важная форма проведения государственной научно-технической политики и основной метод государственного финансирования, прежде всего военно-космических НИОКР. Особое место в системе прямых мер воздействия государства на инновационный бизнес занимают мероприятия, стимулирующие кооперацию промышленных корпораций в области НИОКР и кооперацию университетов с промышленностью.

К косвенным методам воздействия государства в промышленно развитых странах относится либерализация налогового законодательства, в частности применение налоговых льгот. В промышленно развитых и новых индустриальных странах используются следующие виды налоговых льгот, которые стимулируют инновационную деятельность [15]:

• уменьшение налога на прирост инновационных затрат;

• «налоговые каникулы» в течение нескольких лет на прибыль, полученную от реализации инновационных проектов;

• снижение ставок налога на прибыль, направленную на выполняемые по заказу и совместные НИОКР;

• льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов, входящих в состав интеллектуальной собственности;

• уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемых НИИ, вузам;

• предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т. е. отсрочка налоговых платежей из прибыли в части затрат на инновационные цели;

• вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в благотворительные фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

К косвенным методам воздействия в области инновационной политики относятся и законодательные акты. Они весьма разнообразны и касаются многих областей влияния на инновационную политику. Например, действующее в США уже около 200 лет патентное право законодательно закрепляет права изобретателей на их открытия – интеллектуальную собственность, что предполагает монополию автора на инновационное решение. Это обстоятельство позволяет изобретателю, подобно землевладельцу, получать «инновационную ренту», т. е. плату за пользование его изобретением. Такое положение в конечном счете благоприятно сказывается на активности научно-инновационной работы в стране.

При всем многообразии форм и методов стимулирования инновационной деятельности со стороны государственных органов во всех промышленно развитых странах прослеживается, однако, нечто общее, позволяющее выделить инновационную политику в качестве специфического элемента государственного регулирования. Так, имеется согласованность инновационной политики со всеми направлениями государственной экономической политики; это проявляется в использовании единых экономических инструментов государственного воздействия, соответствующих избранному экономическому курсу.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы

17. Сущность бюджета государства в рыночной экономике, его роль, место и функции в фин. — кредит. системе. Бюджетный кодекс государства. Бюджетное устройство государства и его принципы Необходимо отметить, что важнейшей задачей любого государства является экономическое

8.7. Ценообразование на инновационную продукцию

8.7. Ценообразование на инновационную продукцию Ценообразование на инновационные продукты испытывает на себе влияние ряда ценообразующих факторов. Важнейшие из них следующие.1. Тип рынка сбыта. Для инновационной сферы характерны рынки олигополии (господство небольшого

6.1. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий

6.1. Факторы, формирующие инновационную деятельность предприятий В условиях рынка каждое предприятие (фирма) самостоятельно осуществляет производственную и маркетинговую деятельность, оценивает уровень собственного научного потенциала и ресурсных возможностей, а

5. Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении

5. Классификация цен по степени свободы от воздействия государства при их определении Данный признак классификации появляется при переходе к рыночной экономике. В соответствии с данным признаком различают следующие виды цен:1) свободные цены;2) регулируемые

53. Формы и методы воздействия государства на цены

53. Формы и методы воздействия государства на цены Существует прямое и косвенное воздействие государства на цены.Прямое (административное) воздействие государства на действующие цены предполагает непосредственное участие государства в определении уровней, структуры и

17. Нормативно—законодательная деятельность государства

17. Нормативно—законодательная деятельность государства Всю совокупность норм, через которые осуществляется государственное регулирование, можно разделить на следующие группы: общесистемные нормы, ориентирующие предприятие на самоорганизацию; специальные нормы –

Охват и частота воздействия

Охват и частота воздействия Рекламные кампании часто оцениваются по степени охвата аудитории и частоте рекламного воздействия. Чистый охват выражается процентом целевой аудитории, которая подвергается воздействию рекламы один или несколько раз за определенный

5.4.6. Расчёт воздействия

5.4.6. Расчёт воздействия Технология расчёта воздействия, изложенная в предыдущей главе, должна быть дополнена и охватывать случаи слабых сигналов. Как указывалось в табл. 5.3.4, если явление сопровождается сильными сигналами, воздействие его на фирму в целом может быть

Вопросы рекламного воздействия на потребителя

Вопросы рекламного воздействия на потребителя «Прямой контакт»Поначалу вы можете обнаружить, что прямая почтовая рассылка с последующим телефонным звонком для назначения личной встречи - очень эффективный способ работы.«Голые» телефонные продажи требуют особых

1.9. Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность

1.9. Мотивирование как процесс воздействия на профессиональную деятельность Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным акциям посредством пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование – сердцевина управления

Где провести инновационную встречу?

Где провести инновационную встречу? Ключевые слова: Ломать и

Простота – мощнейший инструмент воздействия

Простота – мощнейший инструмент воздействия Если вы склонны все усложнять, то не добьетесь больших успехов в копирайтинге. Помните об этом очень важном правиле, когда будете выбирать шрифт и решать, как представить свой продукт и какое предложение сделать

6.3 Принцип опосредованного воздействия

6.3 Принцип опосредованного воздействия Конфуцианской традиции органически присущ даосский принцип недеяния, дающий возможность рассматривать любые ситуации через их противоположности и получать в результате более глубокое и целостное представление о них.

Глава 3. Вербальные методы как средство воздействия

Глава 3. Вербальные методы как средство воздействия Итак, мы показали, что слова — это инструменты, выступающие в качестве катализатора процесса мотивации, но это не есть само средство мотивации. Необходимо также признать, что язык — это невероятно важный инструмент,

Масштаб воздействия и GRP

Масштаб воздействия и GRP Мы уже познакомились с концепцией воздействия в гл. 8. Для того чтобы лучше понять, как устанавливаются цели медиапланирования, давайте рассмотрим, как планировщики рассчитывают масштаб воздействия в своих планах. Если шоу Дэвида Леттермана имеет


Данная статья посвящена рассмотрению вопросов государственной поддержки инновационной деятельности в России. Автор рассматривает формы поддержки, направления государственной поддержки. В заключении автор обращает внимание на сдерживающие факторы инновационного развития предприятий.

Ключевые слова:государственная поддержка, инновационная деятельность

Инновации зависят от знаний, навыков и креативности людей на работе, но государство играет важную роль в создании наилучших условий для инноваций, и развитии значительного диапазона общественных благ, которые необходимы для динамичной и инновационной наукоёмкой экономики, включая сильную науку, технику и технологическую базу, стимулы для передачи знаний, и высокие образовательные стандарты. [13]

Роль государства в инновационной деятельности проявляется в его функциях, направленных на регулирование всех процессов, имеющих место в инновационной сфере. К основным функциям государственных органов в инновационной сфере относят следующие:

- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;

- координацию инновационной деятельности;

- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков, ведение государственных санкций за выпуск устаревшей продукции;

- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;

- кадровое обеспечение инновационной деятельности;

- формирование научно-инновационной инфраструктуры;

- институциональное обеспечение инновационных процессов в отраслях государственного сектора;

- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;

- повышение общественного статуса инновационной деятельности;

- региональное регулирование инновационных процессов;

- регулирование международных аспектов инновационных процессов. [11]

Появившиеся в последние годы документы государственной политики, связанные со стратегией и программой перевода ее экономики на инновационную модель, убедительно доказывают, что намерения руководства серьезны и неконъюнктурны. Вместе с тем подробная мотивация инновационного сценария, количественные значения целевых индикаторов, перечень направлений и конкретных мероприятий государственной политики, позволяющих реализовать его с наименьшими социальными потерями, являются дискуссионными. Об этом свидетельствует, в частности, обсуждение проектов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года в органах власти и экспертном сообществе. Разработчики и критики этих документов сходятся в одном. Их реализация потребует от органов управления действительно беспрецедентных усилий по развитию, поддержке и координации деятельности всех участников инновационного процесса, обеспечению значимых позитивных сдвигов в реформировании национальной инновационной системы (НИС), существенному улучшению ее основных параметров, результативности инновационной политики. [6]

К формам государственной поддержки научной инновационной деятельности относят следующие:

- предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям беспроцентных банковских ссуд;

- создание венчурных инновационных фондов, пользующихся значительными налоговыми льготами;

- снижение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей;

- отсрочку уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим изобретениям;

- реализацию права на ускоренную амортизацию оборудования;

- создание сети технополисов, технопарков и т. п.

Основными направлениями государственной поддержки инновационной политики являются следующие:

- содействие повышению инновационной активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

- ориентация на всемерную поддержку базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

- сочетание государственного регулирования инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

- содействие развитию инновационной деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферу технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства. [4]

Государство осуществляет регулирование инновационных процессов как прямыми, так и косвенными методами. Центральное место в системе прямого государственного регулирования занимает финансирование НИР и ОКР и инновационных проектов из бюджетных средств. Важное значение для генерирования нововведений и создания первоначального спроса на инновации имеют государственные контракты на выполнение НИР и ОКР и государственные заказы на инновационную продукцию. [9]

Как известно, смешанное финансирование научно-исследовательских работ (долевое или совместное), т. е. финансирование, осуществляемое из нескольких источников, чрезвычайно распространено в мировой практике. В этом плане Россия не является исключением. Подобная форма финансирования широко используется, например, при объединении бюджетных средств нескольких государственных заказчиков, бюджетных и частных средств, а также бюджетных средств государственного заказчика и иностранного инвестора, бюджетных средств и грантов и т. п.

Непрямое финансирование, то есть финансирование за счет различных фондов государственных министерств и ведомств, получающих деньги из источников федерального бюджета для целевого финансирования исследований и разработок (в соответствии с целями и задачами, определенными в уставе этих фондов), достаточно широко используется в Российской Федерации.

Очевидно, что в создавшихся в Российской Федерации правовых условиях государственные контракты играют исключительно важную роль. Они четко определяют отношения между государственным заказчиком и исполнителем (государственной исследовательской организацией), в том числе по вопросам владения и распоряжения интеллектуальной собственностью и передачи ее третьим лицам. Ввиду отсутствия в настоящее время какой-либо модели обязательного для всех государственных заказчиков государственного контракта, каждый из них имеет право в рамках своей компетенции и нынешней правовой системы определять права и обязанности исполнителя в отношении объектов интеллектуальной собственности, полученных с использованием средств федерального бюджета.

На практике каждый государственный заказчик придерживается собственного подхода к установлению отношений с исполнителями в части владения и распоряжения правами на объекты интеллектуальной собственности, что фиксируется им в государственном контакте. В подавляющем большинстве случаев государственные контракты, заключаемые различными федеральными органами исполнительной власти, имеют довольно существенные отличия. [15]

Важный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Определению рациональных ориентиров инновационной деятельности способствует прогнозирование науки и технологий на государственном уровне.

Косвенные методы государственной поддержки инноваций опосредованно стимулируют инновационную деятельность, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, ими может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов. [9]

Наряду с прямым финансированием важным инструментом государственной поддержки является стимулирование инновационной деятельности через налоговую систему. В обобщенном виде можно выделить три группы налоговых инструментов, стимулирующих инновации:

1. освобождение от налогов государственных и частных некоммерческих организаций (налоги на добавленную стоимость, на имущество, на землю, а также отмена таможенных пошлин при импорте научного оборудования и т. п.);

2. налоговые льготы, стимулирующие компании к увеличению расходов на исследования и разработки;

3. налоговые льготы для начинающих компаний на ранних этапах их деятельности.

Как показывает опыт, налоговые льготы, включенные в первую группу, не дают каких-либо серьезных стимулов к дополнительному инвестированию в сферу НИОКР. Если государственные и частные некоммерческие организации вынуждены будут платить все предусмотренные законодательством налоги, то государство должно компенсировать эти затраты путем увеличения объемов финансирования. Единственное преимущество этой группы налоговых льгот состоит в том, что общая структура затрат государственных организаций будет относительно ниже, чем у других организаций, что будет способствовать повышению их конкурентоспособности. Как и во многих других странах, российские государственные научно-исследовательские институты и университеты освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Это распространяется на исследования, финансируемые государством, а также исследования, выполняемые по контрактам с бизнесом. Налоговые льготы на прибыль не распространяются на государственные научные учреждения и университеты, поскольку целью их деятельности получение не является получение прибыли. Значительно больший интерес представляют две другие группы налоговых льгот, так как они способны реально стимулировать инновационный процесс. Перспективы их использования широко обсуждаются в странах ОЭСР.

Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории:

1. Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР.

2. Налоговый кредит. В этом случае фирмам, инвестирующим средства в проведение исследований и разработок, разрешается вычесть указанный процент затрат на НИОКР из налогооблагаемого дохода или налога на прибыль.

Существуют два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом: 1) величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как налоговый кредит напрямую от них не зависит; и 2) в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.

Существует большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни позволяют увеличить расходы на исследования и разработки за счет уменьшения налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие — выделяют только особые виды НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например, обеспечивается поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это — попытка остановить транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады).

Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

Третья группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот.

Стагнация в инновационной сфере в немалой степени связана с недостаточным вниманием к интенсификации и продвижению новаций в реальный сектор экономики со стороны государства. Спрос на технологические нововведения со стороны предприятий во многом определяется ресурсным обеспечением инновационного процесса. Недостаточное финансирование, а также отсрочки в принятии важных организационных решений тормозят реализацию эффективных инновационных проектов, снижая тем самым общий уровень инновационной активности в экономике. Крупные проекты, охватывающие полный цикл работ (проведение специализированных исследований и разработок, технологическая подготовка производства, выпуск принципиально новой продукции и др.), становятся для отечественных предприятий все более дорогостоящими и недоступными. Поэтому основными сдерживающими факторами инновационного развития предприятия остаются, прежде всего, недостаток собственных финансовых ресурсов и высокая стоимость нововведений. Также следует отметить, что зачастую отечественные предприятия неактивны в кооперационных связях: в поисках источников информации для инноваций, многие из них замкнуты на собственный потенциал и не повышают интенсивность процессов технологического обмена.

Для обеспечения динамичности современных инновационных процессов необходима согласованная координация действий всех участников инновационной деятельности: государственных органов, научно-технических обществ, предпринимательских структур, потребителей инновационной продукции и т. п. Только в условиях согласованных действий между теми, кто создаёт инновационный продукт, и тем, кто его потребляет, возможны масштабные инвестиции в инновации и получение соответствующей пользы. [9]

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть IV (права на интеллектуальную собственность). Принят 18.12.2006 № 203-ФЗ. Вступил в действие с 01.01.2008 г.

2. Федеральный закон от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», также содержащий ряд положений о налоговых льготах и преференциях (вступил в силу 1 января 2008 г).

4. Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Утверждены Председателем Правительства РФ от 05.08.2005 г.

5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2003 г. № 1234-р

6. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности на период до 2015 года. Утверждена приказом Минпромэнерго России от 14.03.2008 г. № 119

7. Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу. Утверждена приказом Минпромэнерго России от 06.09.2007 г. № 354

8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года. Утверждена Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1) Министерство образования и науки Российской Федерации — Москва, 2006

9. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации — Москва, 2009

10. «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 2007–2012 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10. 2006 г. № 613

11. «Национальная технологическая база» на 2007–2011 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2007г. № 54

12. Концепция ФЦП «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы». Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 г. № 972-р

13. «Федеральная космическая программа на 2006 –2015 годы». Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2005 г. № 635.

14. Арзамасцев Н. В. Механизмы государственного содействия при коммерциализации технологий // Интеллектуальные ресурсы, интеллектуальная собственность, интеллектуальный капитал. М.: АНХ, 2001. 5–16с.

15. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов коммерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС // Проект «Наука и коммерциализация технологий» (EuropeAid/115381/C/SV/RU). Москва, февраль 2006 г.

16. Питер Л. Линдхольм Несколько стратегических вопросов развития положительной инновационной экосистемы, способствующей экономическому развитию Российской Федерации // ж. Экономические стратегии № 9/2010.

17. Развитие инноваций в Республике Татарстан, как основа конкурентоспособности и процветания в глобальной экономике // Регион Европы и Центральной Азии. Департамент развития частного и финансового секторов (ECSPF) Всемирный Банк. 17 июня 2010.

18. Public Financial Support for Commercial Innovation/ Europe and Central Asia Knowledge Economy Study Part 1 // The World Bank, January 2006 — Vol.1, No.1

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная поддержка, интеллектуальная собственность, льгота, налоговый кредит, Российская Федерация, государственный заказчик, инновационная сфера, инновационный процесс, прямое финансирование.


Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально — экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей. Она включает три этапа, т. е. разработку научно обоснованных концепций развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала; определение основных направлений государственной поддержки инноваций; осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

В первую очередь, необходимо обеспечить опережающее развитие и адресную поддержку тех отраслей и производств, которые имеют и могут иметь высокую конкурентоспособность на мировом рынке и в предстоящий период могут стать локомотивами экономического роста, дальнейшей модернизации и диверсификации экономики. [1, с. 2].

В инновационной политике необходимо выделить две стороны — стратегическую и тактическую. Стратегия государственной инновационной политики формируется на основе долгосрочных концепций социально-экономического и общественно-политического развития страны. Выбор стратегии инновационной политики предполагает определение основных направлений государственного регулирования инновационной деятельности и принятие методов развития и использования научного потенциала, установление главных целей инновационного развития в соответствии с социально-экономическими целями. Тактика предполагает определение текущих целей и конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение этих целей с наибольшей эффективностью. Тактические средства — это финансирование исследований и проектно-конструкторских разработок, материально-техническое и информационное обеспечение, подбор кадров, создание правовых и организационных условий для реализации мероприятий инновационного развития.

Эффективность государственной инновационной политики, методов ее формирования и основных направлений поддержки инноваций в известной мере находит отражение в научно-техническом лидерстве. Оно проявляется в международном масштабе: расширении экспорта научно-технических информационных результатов (лицензий, патентов и др.), увеличении экспорта готовых новшеств, широком оказании безвозмездной научно-технической инновационной помощи другим странам. Научно-техническое лидерство — это доказательство правильности выбранного стратегического курса и тактических действий по формированию и проведению государственной инновационной политики. Научно-техническое лидерство является следствием правильного выбора направлений исследований. Правильный выбор должен привести к лидерству по тем направлениям, по которым имеется приоритет в развитии [2, с. 146].

Государственная инновационная политика в основном направлена на создание благоприятных экономических, организационных, правовых, информационных и социально-психологических условий для осуществления инновационных процессов. Эти условия и многообразие методов формирования инновационной политики определяют основные направления государственной поддержки инноваций. Основные направления государственной поддержки инноваций включают:

1) содействие развитию научных исследований, прежде всего в перспективных направлениях;

2) кадровое обеспечение инновационной деятельности;

3) содействие разработке (в рамках правительственных ведомств) разнообразных программ, направленных на повышение инновационной активности;

4) формирование государственных заказов в виде контрактов на проведение инновационных разработок, обеспечивающих начальный спрос на многие новшества, которые затем находят широкое распространение на рынке (внутреннем и внешнем);

5) применение фискальных и прочих инструментов государственного регулирования;

6) участие государства в роли посредника в организации эффективного взаимодействия различных секторов науки и стимулировании кооперации в области инновационных разработок между промышленными фирмами и высшими учебными заведениями;

7) координацию инновационной деятельности в регионах;

8) создание правовой базы инновационной деятельности;

9) регулирование международных связей в области инновационных процессов.

Последние два направления важны с точки зрения степени участия государства в поддержке инновационной деятельности. Ведь правовое регулирование инновационных процессов является исключительной прерогативой государства, а регулирование международных связей в области инновационных процессов в основном также осуществляется государством.

Рыночная экономика и конкурентная среда требуют от субъектов предпринимательства постоянного внедрения новых инновационных элементов в свою производственную деятельность. В национальной экономике потребность в инновациях неуклонно растёт, однако субъекты предпринимательства участвуют в финансовом обеспечении инновационной деятельности с различной степенью активности. В переходной экономике Узбекистана основным поставщиком инвестиций для финансирования инновационной деятельности всё ещё является государство. Современный этап модернизации экономики требует качественно нового механизма мобилизации инвестиций для нужд создателей инновационной продукции и пересмотра методологии финансового обеспечения субъектов национальной инновационной системы. Средства государственного бюджета в Узбекистане направляются на финансовое обеспечение государственных и международных научно-технических программ, на содержание уникальных научных объектов, отдельных научно-исследовательских институтов, архивов, оплату труда экспертов и заработную плату старших научных сотрудников- соискателей.

Сравнительный анализ структуры распределения государственных инвестиций по направлениям государственных научно-технических программ в 2004 и 2014 гг. показал, что основная их доля приходится на прикладные исследования: они составили 68 % от общего объёма финансового обеспечения в 2004 г. и 58 % в 2014 г. Это объясняется тем, что прикладные исследования, основываясь на результатах фундаментальных наук, имеют практический результат и направлены на создание новых видов техники и технологий, позволяющих осуществить прорыв в той или иной области, что очень важно на нынешнем этапе модернизации национальной экономики.

Таким образом, на пути к инновационному развитию экономики одного лишь наличия институтов, занимающихся НИОКР, недостаточно для достижения поставленной цели-построения экономики инновационного типа. Необходима достаточно прочная финансовая основа инновационной деятельности, которая, помимо государственного финансирования, должна пополняться финансовым обеспечением со стороны корпоративных и частных инвесторов, деятельность которых напрямую зависит от своевременного введения инновационных элементов в производство.

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации — наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Султанова Г. Факторы инновационной активности предприятий в Узбекистане. // Основные направления дальнейшей модернизации и повышения конкурентоспособности национальной экономики: материалы VII Форума экономистов. Ташкент: ИПМИ, 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационная деятельность, государственная инновационная политика, финансовое обеспечение, государственная поддержка инноваций, инновационная политика, направление, научно-техническое лидерство, государственное регулирование, инновационная активность, инновационное развитие.

Государственное регулирование инновационной деятельности – это меры государственной политики управления инновациями, их развитием на территории государства.

Необходимость и задачи государственного регулирования инновационной деятельности

В качестве причин поддержки инновационной деятельности со стороны государства выступают следующие:

  1. Инновации являются стимулом интенсификации экономического роста, в основании которой находится улучшение качества продуктов, а не объема применяемых ресурсов;
  2. Инновации обеспечивают решение многих социально-экономических проблем, включая проблемы, имеющие глобальный характер (к примеру, создание технологий безотходного производства, технологий абсорбирования парниковых газов и прочие).

Задачи государственного управления инновационной деятельностью включают в себя:

  • во-первых, обеспечение ресурсов, используемых для реализации отдельных стадий инновационного цикла, особенно нуждающихся в поддержке государства (к примеру, фундаментальные исследования);
  • во-вторых, обеспечение стимулов, привлекающих к участию в инновационной деятельности частный сектор посредством формирования для ее осуществления благоприятных условий экономического, правового, организационного характера;
  • в-третьих, осуществление содействия развитию специализированных организаций, которые выполняют поддержку инноваций на различных этапах осуществления их цикла. В основном эта задача направлена на создание инновационной инфраструктуры;
  • в-четвертых, организация подготовки персонала в сфере осуществления инноваций за счет регулирования бюджетного финансирования высших учебных заведений, организации повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • в-пятых, координирование деятельности всех участников инноваций посредством создания инновационных систем в национальном масштабе. Инновационная система в национальном масштабе включает в себя совокупность участников государственного и частного сектора, деятельность которых направлена на создание и распространение инноваций и их внедрение в практическую деятельность с целью создания новых продуктов.

Готовые работы на аналогичную тему

Государственные структуры, осуществляющие регулирование инновационной деятельности

К числу органов, ответственных за регулирование инновационной деятельности, относятся:

  1. Министерство образования и науки России, в рамках которого действует Департамент науки и технологий, участвующий в установлении приоритетов развития техники и науки, критических технологий в России, в ведении единого реестра результатов научно-исследовательской и опытно-конструкторской деятельности гражданского содержания, на выполнение которых выделяются целевые средства из федерального бюджета;
  2. Федеральный институт промышленной собственности, который осуществляет деятельность по приему и экспертизе заявок на регистрацию интеллектуальных прав собственности в сфере патентов, средств индивидуализации, программных продуктов и интегральных микросхем. Также институтом осуществляется обучение и аттестация патентных поверенных;
  3. Федеральная служба надзора за образованием и наукой, которая лицензирует образовательную деятельность, осуществляет контроль в сфере образования, выполняет аккредитацию учреждений образовательной сферы.

Характеристика методов государственного регулирования инновационной деятельности

Методы государственного регулирования инновационной деятельности включают в себя:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: