Проведите анализ взаимной ответственности государства и гражданина по законодательству рф

Обновлено: 23.04.2024

Взаимная ответственность государства и личности — самостоятельный принцип правового государства. Еще И. Кант сформулировал эту идею так: каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения в отношении властвующего к точному и безусловному исполнению закона, что и властвующий в его отношении к гражданину.

Это своеобразный способ ограничения политической власти, который выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее осуществления. Устанавливая в законодательной форме свободу общества и личности, само государство не свободно от ограничений в собственных решениях и действиях. Посредством закона оно должно брать на себя обязательства, обеспечивающие справедливость и равенство в своих отношениях с гражданином, общественными организациями, другими государствами.

“Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства”, — закреплено в ст. 2 Конституции Российской Федерации.

Подчиняясь праву, государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся:

1) ответственность правительства перед представительными органами;

2) дисциплинарная, гражданско-правовая или уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за нарушение прав и свобод конкретных лиц, за превышение власти, злоупотребление служебным положением и пр.;

3) импичмент (процедура привлечения к ответственности высших должностных лиц) и т.п.

Формами контроля со стороны общественности за выполнением обязательств государственных структур могут быть референдумы, опросы, отчеты депутатов перед избирателями и т.д.

На тех же правовых началах строится и ответственность личности перед государством. Личность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личности, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Взаимная ответственность личности и государства - неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством. Оно как бы дарует ему права и свободы и определяет его статус. В правовом же государстве, напротив, делается акцент на ответственности государственных органов и должностных лиц перед гражданами за их посягательство на их права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии соответствующих нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения к ней должностных лиц, виновных в нарушении прав и свобод граждан и предусматривающих жесткие санкции за это (ст.ст. 41 ч. 3, 52, 53 Российской Федерации).

Важным гарантом незыблемости прав и свобод граждан является конституционное положение, в соответствии с которым властные структуры государства обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. В правовом государстве признается и право каждого гражданина защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст.ст. 33, 45 часть 2 Конституции Российской Федерации).

Все это вместе взятое делает государство ответственным перед гражданином. В свою очередь гражданин несет ответственность за свои незаконные действия перед государством в лице его органов (ст.ст. 57, 58, 59 Конституции Российской Федерации).

ПРАКТИКА СТАНОВЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИИ

Реальные демократические преобразования в праве начались со второй половины 80-х годов в годы перестройки, особенно после поражения августовского (1991 г.) путча. Получил общее признание принцип "правового государства", были отменены репрессивные, иные реакционные институты и положения, стали развиваться демократическое законодательство, система правосудия (созданы Конституционный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации).

В октябре 1991 г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция судебной реформы, которая направлена на утверждение судебной власти в государственном механизме как самостоятельной влиятельной силы, независимой в своей деятельности от властей законодательной и исполнительной.

Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина, исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений, равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, следует рассматривать развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы. В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического, правового. Это Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации, Договор об общественном согласии.

В течении долгих десятилетий в нашей стране действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных партий. Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма), многопартийности. Поэтому одним из путей формирования правового государства, одним из направлений этой работы является развитие гражданского общества, выступающим важным звеном между личностью и государством, в котором реализуется большая часть прав и свобод человека; утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором, определяющим во многом успех многих преобразований в государственной и политической жизни нашего общества, является уровень политической и правовой культуры в обществе. Уважение и соблюдение конституции, закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых государствах" государственных и правовых систем, соответствующих требованиям современного гражданского общества. Это развитие все более осложняется из-за того, что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис, существенно отразившийся на уровне жизни людей и резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Реалии сегодняшнего развития общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства. Поэтому одной из первоочередных задач в России есть создание правового общества.

Литература:

1. Коваленко А.И. Теория государства и права, Москва 1994г.

2. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность, Москва 1993г.

Взаимная ответственность государства и личности — важнейший самостоятельный принцип правового государства.

Устанавливая в законодательной форме пределы свободы общества и личности, само государство также не свободно от ограничения предела собственных решений и действий.

Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком и обществом.

Если защита человека, его прав и свобод от посягательств со стороны государства является задачей демократически конституированного общества, то защита человека, его прав и свобод от общества с его разнообразными, пользующимися политическим влиянием группами, которое также способно посягать на человека, его права и свободы, - обязанность государства.

Интересы защиты человека, его прав и свобод требуют от государства активных действий и предоставления ему соответствующих прав на случай возможных нарушений прав и свобод человека в повседневной жизни.

Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Необходимо усиление гарантий эффективности судебной защиты. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения.

Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается любого человека. Однако для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у индивида определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли.

Все это обеспечивается системой гарантий, которые исключают произвол государства над личностью.

Что к ним относится?

1. Ответственность президента перед народом и методы воздействия на него в случае нарушения (импичмент).

2. Ответственность правительства перед президентом и парламентом.

3. Уголовная, дисциплинарная и другие виды ответственности должностных лиц за нарушения прав и свобод личности.

4. Отчет народных избранников перед избирателями.

5. Свобода печати и т. п.

Личность также отвечает за свои действия перед государством. Меры принуждения носят правовой характер и должны соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Отношения личности и государства строятся на основе взаимной ответственности за действия в отношении друг друга.


Если рассматривать, в чем состоит ответственность государства перед гражданином, то можно выделить основные критерии: защита от угроз внешних (военная агрессия, нарушение прав за границей, спады экономики) и внутренних (бандитизма, терроризма, спада условий жизни), помощь в развитии. Существуют и обратные обязанности — гражданина перед государством: растить детей, способных жить в обществе и развивать его, сохранять семью, платить налоги.

Существующие проблемы

Все больше людей интересуются, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. К таким относят духовные и материальные блага. Уровень потребностей населения зависит от политической и экономической ситуации в стране.

в чем состоит ответственность государства перед гражданином

Рассматривая нарастающие проблемы общества, можно частично объяснить, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Требования возросли в связи с последними событиями в мире: присоединение Крыма к РФ, военные действия на Украине, спад доходов после введения санкций.

Изменения в глобальном масштабе влияют на потребности населения. В большинстве случаев это предопределяется курсом внешней политики правящей партии. В период внешней угрозы гражданам нужна уверенность в крепкой воле руководителя страны. Значение имеет и его имидж, поведение на мировых встречах.

Основные критерии

Попытаемся разобраться, в чем состоит ответственность государства перед гражданином. Основной критерий жизни в обществе — это сохранность условий для нормальной жизни населения. Они достигаются за счет поддержания некоторых показателей: рождаемость, средний доход семьи, влияние на смертность по различным причинам.

ответственность государства перед гражданином

Основными критериями являются те, на которые государство может повлиять непосредственно. Инструментами для этого выступает власть: законодательная, исполнительная, судебная, военные ведомства. Все институты и образования следуют одной цели: сохранить целостность государства.

Существует ответственность государства перед гражданином. Последнему гарантируются некоторые права Конституцией:

  • на достойную безопасную жизнь;
  • на владение собственностью, право распоряжаться ею по своему усмотрению;
  • на благоприятную окружающую среду (сохранение природных условий и наказание виновных в ее порче);
  • на защиту исторически значимых объектов и событий.

Размытые критерии

Ответственность государства перед гражданином заключается в готовности властей противостоять непредвиденным событиям, которые могут даже частично привести к беспорядкам. Мерами профилактики оздоровления сознания общества выступают следующие действия:

  • Повышение патриотизма подрастающего поколения.
  • Обеспечение образованием.
  • Снижение разрыва между доходами очень богатых и бедных.
  • Своевременная корректировка законов под сложившиеся условия. Это актуально, когда следование нормативным актам становится абсурдным действием.

Существует и взаимная ответственность государства и личности. Гражданин обязан предпринимать действия по сохранению здорового общества. К таким относятся: содействие правоохранительным органам, воспитание психически здоровых детей, уплата налогов и многое другое. Несогласных с нормами единства законов привлекают к ответственности.

Взаимная ответственность государства и личности является единственно возможным вариантом существования здорового и крепкого общества. Этим достигается законность всех происходящих действий в стране. Порядок начинается с ответственности каждого человека за поступки.

Мифические представления у человека

Ответственность государства перед каждым гражданином часто является размытым определением. Часто возникают противоречия, которые невозможно устранить. Большинство людей в обществе желают иметь доход выше среднего и ходить на «непыльную» работу. Однако кому-то нужно быть обслуживающим персоналом.

взаимная ответственность государства и личности

Задачей государства становится создать ряд условий для части общества, согласно которым с малолетства готовится рабочий класс. Как ни печально это звучит, но порядок держится на покорности. Проявление несогласия с таким устройством признается диверсионной деятельностью. Верхушка применяет все инструменты для устранения бунтующих личностей.

Взаимная ответственность гражданина и государства выполняет регулирующую функцию через самосознание человека, соблюдение принципов гуманности, честности. Хотя государственность далеко не всегда базируется на перечисленных качествах. Скорее эти требования предъявляются к индивидам.

Каждый человек влияет на происходящее?

Часто ответственность государства путают с желанием правящей верхушки материально обогатиться. Участие или неучастие в способствующих этому событиях непосредственно влияет на соблюдение принципов законности. Поэтому гражданин не вправе отделять свою личность от происходящего вокруг.

ответственность государства

Взаимная ответственность человека и государства заключается в обоюдном контроле за деятельностью всех структур общества. Здоровые отношения между всеми ветвями власти возможны только при активном участии населения. Проявление пассивности часто становится преступлением со стороны как граждан, так и государства.

Говорить о государстве как о некой отдельной составляющей некорректно. Общество влияет на действия власти, оно наделяет её полномочиями. Оно же их и забирает, когда руководство перестало вызывать чувство доверия.

Когда и какая наступает ответственность?

Обязанности каждого индивидуума определены четко в законодательных актах. И за этим ведется постоянный контроль, принимаются своевременные меры. Гораздо сложнее проконтролировать власть, чего не хватает в современном обществе РФ.

взаимная ответственность гражданина и государства

Если гражданин недовыполнил свои обязанности, его привлекают моментально согласно существующим кодексам. Однако государственные недоработки часто остаются безнаказанными. Это происходит из-за отсутствия инструментов у индивидуума.

Так, недостаточное обеспечение медикаментами в период острой необходимости не влечет за собой материальной компенсации гражданам без длительных судебных разбирательств. При этом проступки отдельной личности сразу караются Уголовным кодексом и полным возмещением нанесенного ущерба.

Аналогичные пробелы присутствуют в каждой отрасли деятельности в РФ. Здесь уместно говорить о неполном выполнении своих обязанностей со стороны государства.

Отождествление с материальными благами

Несомненно, правящая партия в демократическом обществе предопределяет, какова ответственность государства перед гражданином будет впоследствии. Право выбора часто неосознанно отождествляется со своим материальным благополучием. Что в корне меняет суть назначения данного механизма.

взаимная ответственность человека и государства

Выборная система должна быть способом проявления гражданской обязанности индивидуума, направленной на формирование бескорыстной правящей элиты. Но на деле каждая личность изначально рассматривает угодную партию как средство обогащения. Каждый проголосовавший приходит в избирательный участок в надежде на улучшение условий жизни после одной лишь подписи в бюллетене.

При таком подходе происходит подмена ценностей, а вместе с этим и понятие об обязанностях гражданина. Контроль и постоянное участие в делах государства являются необходимой мерой для построения равноправных взаимоотношений между всеми структурами власти и обществом.

Что должен соблюдать индивид в обществе?

Основные обязанности гражданина прописаны в Конституции РФ. Соблюдать её пункты обязано и государство, но в несколько ином виде. Каждый человек должен проявлять уважение к культурным ценностям отдельных ячеек общества.

какова ответственность государства перед гражданином

В обязанности входит не допускать посягательств на чужое имущество, свободу. Каждый человек обязан уплачивать налоги, бережно относиться к природным богатствам. Отдельный вопрос ставится по защите отечества, имиджа страны, охране культурного наследия.

Приступая к рассмотрению данной темы, нужно отметить, что фактор взаимной ответственности государства и личности является самостоятельным принципом правового государства.

В аспекте рассматриваемого вопроса нужно отметить, что еще И. Кантом была сформулирована данная идея следующим образом: «Каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения к точному и безусловному исполнению закона в отношении властвующего, что и властвующий в отношении к гражданину» .

Стоит обратить внимание на то, что посредством данного принципа происходит выражение нравственноюридических начал, имеющих место непосредственно в отношениях между государством, выступающим в качестве носителя публичной власти, и гражданином, который в данном случае является первичной клеткой социальнополитического организма. Посредством установления и закрепления в законодательной форме общезначимых, общеобязательных правил поведения и, тем самым, в определенной степени осуществляя ограничение свободы общества и личности, самим государством также принимается на себя ряд конкретных обязательств, в качестве основного из которых выступает фактор проявления заботы о самосохранении членов сообщества. Нормами Конституции РФ закреплено положение, исходя из которого «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – является обязанностью государства» .

Вмешательство, осуществляемое государством в сферу частных интересов, является допустимым в случаях, которые предусматриваются нормативнозаконодательной базой, и в полном соответствии с установленной законом процедурой.

Принято считать, что под «правовым государством» подразумевается исключительно фактор соблюдения прав и защиты свобод граждан. Однако данное выступает в качестве глубокого заблуждения, что объясняется тем, что в качестве одного из главных принципов правового государства выступает фактор взаимной ответственности гражданина и государства, чем уже подразумевается под собой наличие ряда обязанностей.

Обязанности являются определенным кругом действий, посредством которых в значительной степени обеспечивается реализация прав .

Гражданином несется ответственность непосредственно перед государством в реализации своих обязанностей:

Каждый наделен обязанностью:

не нанесения вреда природе,

не нанесения вреда культурному наследию,

проводить возмещение причинённых им убытков . (Примечание: перечень неисчерпывающий)

Государством, в свою очередь, несется ответственность перед гражданами в реализации своих обязанностей (функций):

в обязанностях, которые выполняются государством, имеет место факт проявления его сущности

Посредством данных обязанностей государство осуществляет реализацию себя в них. Исходя из них нам и приходится судить о том:

• каковым является государство;

• какова степень его демократичности;

• каковым является характер осуществляемой им деятельности;

• каким является отношение к обществу, классам.

Стоит отметить и ту характерную особенность, что обязанности, выполняемые государством, определяются посредством экономического базиса общества, а т. ж. его социальной структурой (классами и социальными слоями).

исходя из того, решением каких проблем занимается государство, его функции (обязанности) принято подразделять на внутренние и внешние

Рассматривая данные функции более детально, можно заметить, что:

• характерной особенностью внутренних функций является проявление в них роли государства в процессе решения вопросов в рамках его территории. Таковыми, к примеру, являются такие, как: функции охраны различных форм собственности, правопорядка, законности, прав и свобод человек и гражданина.

• характерной особенностью внешних функций является то, что наблюдается проявление себя государством в качестве официального представителя всего общества на международной арене. К их числу, в частности, принято причислять такие функции, как: оборона страны от нападения извне, сотрудничества с другими государствами, охраны окружающей среды и т.д.

В аспекте рассматриваемого вопроса необходимо обратить внимание на то, что внутренние и внешние функции имеют непосредственную тесную взаимосвязь, что объясняется тем, что они выступают в качестве выражения одной и той же сущности государства. В качестве различающей их особенности выступает только наличие фактора специфики решаемых проблем. Но подход к ним продолжает оставаться одним и тем же. В случае, если государство является тоталитарным, то в процессе осуществления как внутренних, так и внешних функций оно ведет себя именно как данное государство . В качестве наглядного примера может выступать Ирак, который не только прибегает внутри страны к применению репрессивных акций, но и на международной арене ведет себя в качестве явного тоталитарного государства (нападение на Кувейт, осуществление поддержки терроризма и т.п.).

Кроме того, немаловажно обратить внимание на то обстоятельство, что не все формы деятельности государства представляется возможным расценивать в качестве его функций (обязанностей, выполнение которых на него возложено).

В этой связи нужно отметить, что со стороны государства делается много такого, что не вытекает из его сущности. По этой причине такую деятельность со стороны государства нельзя рассматривать в качестве его функции .

Посредством закрепления нормами права меры свободы личности, государство в этих же пределах самоограничивается в собственных решениях и действиях. Стоит отметить и то, что право является основой ответственности, которую несет личность перед государством .

Вполне очевидным является то, что по причине экономических и социальных причин, роста цен и инфляции, усиления бюрократизма и коррупции в управленческом аппарате гарантии прав и свобод граждан в значительной мере ослабляются. При таком положении дел, когда у государства в лице его различных органов и множества чиновников преобладающими являются привилегии и права, у рядовых граждан преимущественно обязанности, не может быть и речи о реализации принципа взаимной ответственности государства и гражданина.

2. Особенности реализации принципа взаимной ответственности государства и личности

Характерной особенностью процесса реализации принципа взаимной юридической ответственности личности и государства является:

факт преодоления различий, в установлении оснований, принципов, целей, функций юридической ответственности личности и государственных органов и их должностных лиц,

наличие и эффективность санкций за правонарушения, которые имели место против личности и государственных органов, и их должностных лиц,

наличие возможностей их применения и исполнения.

Механизм, посредством которого реализуется данный принцип, состоит в средствах, которые обеспечивают данное единство. В качестве таковых могут выступать, главным образом, политические формы, при помощи которых создается столь же эффективно, как относительно личности, механизм юридической ответственности, возлагаемой на государство .

В аспекте рассматриваемого вопроса нужно заметить, что взаимоотношения личности и государства определяются во многом при помощи отношений личности и гражданского общества .

Юридическую ответственность, возлагаемую на государство, принято определять посредством сходного с юридической ответственностью личности образа (в негативном понимании) реализации предусмотренных государством в национальной нормативнозаконодательной базе и содержащихся в признанных государством нормах международного права санкций эффективными в качестве государственных институтов за:

факт превышения законных полномочий,

факт ненадлежащего исполнения своих обязанностей,

факт нарушения запретов государством в целом.

Данное признается со стороны любых его органов и должностных лиц, обеспечивает восстановление прав пострадавших лиц, возмещение им вреда и неотвратимость наказания виновных государственных органов и должностных лиц .

Посредством отношений личности и государства происходит отражение прав гражданина, которые нуждаются в наличии гарантий их осуществления со стороны государства. Нужно учесть, что принимая на себя обязательства, направленные на обеспечение прав человека, государство в свою очередь требует от индивида поведения, которое зафиксировано в системе обязанностей. Права и свободы могут быть ограничены государством в целях защиты основ конституционного строя, обороны и безопасности.

Кроме того, нужно учитывает и тот факт, что возникает необходимость в выявлении новых элементарных уровней в правах человека, чтобы приводить в новое соответствие масштаб свободы по отношению к размерам и видам юридической ответственности. В условиях законного пространства деятельности государства субъективные частные права равны субъективным публичным правам.

Необходимо заметить тот немаловажный факт, что широкое использование информационных технологий нуждается в постановке проблемы защиты свободы личности. Правовая информация выступает в качестве основного объекта правового регулирования, и т. ж. нуждается в необходимости наличия защиты, выраженной в правовой форме . Посредством правовой коммуникации предоставляется возможность личности проявить, прежде всего, свою свободу. Но не стоит забывать о том, что эта свобода имеет непосредственную связь с наличием возможности юридической ответственности.

Юридическая ответственность государства является возможной только в том случае, когда субъектом ответственности, в качестве которого выступает государство, будут предусмотрены в законодательстве :

меры своей ответственности,

порядок их применения и исполнения,

эффективные средства защиты от нарушения такого порядка.

Стоит обратить внимание и на тот немаловажный фактор, что содержание принципа ответственности государства перед личностью выражается в ряде статей Конституции Российской Федерации. Эти положения развиты в отраслевом законодательстве .

Нужно отметить, что характерной особенностью настоящего времени есть то, что в России имеет место факт сложившейся системы судебного обжалования практически всех действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц. Приняты и находятся в реализации материальные правовые нормы о возмещении вреда личности, причиненного административной и уголовнопроцессуальной деятельностью органов государства. Однако стоит отметить и то, что в правовых формах, существование которых имеет место в России, принцип взаимной ответственности государства и личности испытывает на себе кризис. Нельзя не замечать ряд таких явлений, как:

• материальная ответственность государства за действия государственных органов и должностных лиц не ведет к быстрому и полному возмещению вреда пострадавшим от государственного произвола лицам. Об этом свидетельствует практика Европейского суда по правам человека по делам о неисполнении Российской Федерацией судебных решений о взысканиях с ее казны;

• суд выступает в качестве не только защитника, но и нарушителя прав и законных интересов частных лиц. От его нарушений личность не имеет эффективных внутригосударственных средств правовой защиты. Проблема ответственности, которую несут судьи, за неправосудные судебные акты в гражданскоправовом и процессуальном аспектах длительное время не может найти своего решения.

В этой связи стоит отметить и то, что фактор совокупности таких признаков у судебной системы выступает в качестве причины, приводящей к искажениям сути правосудия по отдельным делам в значительном числе и снижает эффективность главного средства защиты личности от произвола власти.

• прокуратура, следственный комитет и суды в России являются отвечающими сути всех названных Д.Локком признаков властвующего лица, которое находится в естественном состоянии, «при котором каждый, когда нет никого другого, сам является судьей и палачом»: сами судят о своем праве, сами поддерживают свое право, над ними нет судьи, у находящихся под их властью нет свободы судить о своем праве и защищать его.

Рассмотрев и проанализировав изложенное выше, можно отметить, что современному этапу развития является характерным то, что правовое государство не имеет возможности существовать, игнорируя социальноправовой механизм реализации принципов правового государства. Данный факт объясняется тем, что именно через него происходит формирование взаимоотношения государства и личности. Именно таким путем государством осуществляется функция социальной защиты прав человека, происходит регулирование распределительных отношений, проводится финансирование социальных программ, занимается «выравниванием» социального неравенства.

1. Конституция РФ

2. Бобоев А.Х. Конституционноправовое регулирование статуса человека и гражданина в Республике Таджикистан: дис. канд. юр. наук:12.00.14 / Бобоев Анварбек Хужаевич. М., 2011. 167 с. Библ.: с. 118142

3. Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости: Монография. М.: ЮНИТИДАНА; Закон и право, 2011, с.94

4. Поляков С.Б. Отличие судебной ошибки от правонарушения судьи (на материалах оправдательного приговора) // Адвокат. 2010. № 5. С. 510. 0,55 п. л

5. Поляков, С. Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: теоретикоправовые и прикладные аспекты : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.01 теория и история права и государства ; история учений о праве и государстве. Нижний Новгород,2011

6. Попова М.В. Проблемы реализации принципа взаимной ответственности личности и государства // Политика, государство и право. 2012. № 2.

7. Поляков С.Б. Принцип взаимной ответственности государства и личности: понятие и пути реализации: монография. М., 2011, с.82

8. Поляков С.Б. Значение понятий «правовое государство» и его «признаков» для юридической практики // Пермский конгресс ученыхюристов: тезисы докладов Международной научнопрактической конференции (г. Пермь, Пермский университет, 22 октября 2010 года). Пермь, 2010. С. 5456

9. Поляков СБ Вопросы правоотношений государства и личности в теории государства и права: учебнометодическое пособие. Пермь, 2010 с.81

10. Теория государства и права. Курс лекций / ред. Матузова Н.И., Малько А.В. Юрист, М. 2010

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: