Проведение орм в жилище без судебного решения

Обновлено: 19.04.2024

Право на неприкосновенность жилища закреплено статьей 25 Конституции Российской Федерации, в которой определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Как установлено частью 1 статьи 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Согласие лица на проведение осмотра жилища должно быть выражено в письменном виде и получено до начала производства осмотра.

При отсутствии данного согласия следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора могут возбудить перед судом районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится аргументированное постановление, к которому прилагаются документы, обосновывающие необходимость обыска в жилище (части 1 и 2 статьи 165 УПК РФ).

Такое ходатайство должно быть рассмотрено судом не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства (часть 2 статьи 165 УПК РФ).

Рассмотрев указанное ходатайство, судья может вынести постановление о разрешении производства следственного действия или отказать с указанием мотивов отказа.

Однако бывают ситуации, когда органы предварительного расследования не располагают сутками ожидания до момента начала осмотра жилища, являющегося, например, местом происшествия. За это время заинтересованные лица могут избавиться от улик, ликвидировать следы преступления либо доказательства своей причастности к нему.

В таких исключительных случаях согласно части 5 статьи 165 УПК РФ, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

Однако поскольку такими действиями затрагиваются конституционные права граждан, существует механизм судебного контроля за действиями органов предварительного расследования.

Так, следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала осмотра жилища уведомляет судью и прокурора о его производстве. К уведомлению должны быть приложены копии постановления о производстве осмотра в случаях, не терпящих отлагательств, а также его протокол для проверки законности.

Получив указанное уведомление, судья в 24-часовой срок должен проверить законность произведенного следственного действия и вынести постановление о его законности или незаконности. Если произведенный осмотр в жилище будет признан судом незаконным (например, отсутствовали основания для неотложного производства следственного действия), все доказательства, полученные в результате, признаются недопустимыми и не могут быть использованы для доказывания.

При помощи таких уголовно-правовых механизмов достигается баланс между соблюдением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, с одной стороны, и защитой потерпевших, в интересах которых правоохранительные органы должны в разумный срок изобличить лиц, виновных в совершении преступлений, собрать доказательства их вины, чтобы они понесли заслуженное наказание за содеянное, - с другой.

​​​​​​​По материалам, предоставленным уголовно-судебным управлением прокуратуры области.

Прокуратура
Пензенской области

Прокуратура Пензенской области

13 февраля 2021, 11:54

Допускается ли проведение осмотра жилища без согласия проживающих в нем лиц?

Право на неприкосновенность жилища закреплено статьей 25 Конституции Российской Федерации, в которой определено, что никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Как установлено частью 1 статьи 12 УПК РФ осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.

Согласие лица на проведение осмотра жилища должно быть выражено в письменном виде и получено до начала производства осмотра.

При отсутствии данного согласия следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора могут возбудить перед судом районного суда по месту производства предварительного следствия или производства следственного действия ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится аргументированное постановление, к которому прилагаются документы, обосновывающие необходимость обыска в жилище (части 1 и 2 статьи 165 УПК РФ).

Такое ходатайство должно быть рассмотрено судом не позднее 24 часов с момента поступления указанного ходатайства (часть 2 статьи 165 УПК РФ).

Рассмотрев указанное ходатайство, судья может вынести постановление о разрешении производства следственного действия или отказать с указанием мотивов отказа.

Однако бывают ситуации, когда органы предварительного расследования не располагают сутками ожидания до момента начала осмотра жилища, являющегося, например, местом происшествия. За это время заинтересованные лица могут избавиться от улик, ликвидировать следы преступления либо доказательства своей причастности к нему.

В таких исключительных случаях согласно части 5 статьи 165 УПК РФ, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данное следственное действие может быть произведено на основании постановления следователя или дознавателя без получения судебного решения.

Однако поскольку такими действиями затрагиваются конституционные права граждан, существует механизм судебного контроля за действиями органов предварительного расследования.

Так, следователь или дознаватель не позднее 3 суток с момента начала осмотра жилища уведомляет судью и прокурора о его производстве. К уведомлению должны быть приложены копии постановления о производстве осмотра в случаях, не терпящих отлагательств, а также его протокол для проверки законности.

Получив указанное уведомление, судья в 24-часовой срок должен проверить законность произведенного следственного действия и вынести постановление о его законности или незаконности. Если произведенный осмотр в жилище будет признан судом незаконным (например, отсутствовали основания для неотложного производства следственного действия), все доказательства, полученные в результате, признаются недопустимыми и не могут быть использованы для доказывания.

При помощи таких уголовно-правовых механизмов достигается баланс между соблюдением конституционных прав граждан на неприкосновенность жилища, с одной стороны, и защитой потерпевших, в интересах которых правоохранительные органы должны в разумный срок изобличить лиц, виновных в совершении преступлений, собрать доказательства их вины, чтобы они понесли заслуженное наказание за содеянное, - с другой.

​​​​​​​По материалам, предоставленным уголовно-судебным управлением прокуратуры области.

Подборка наиболее важных документов по запросу Орм обследование жилых помещений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Орм обследование жилых помещений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 6 "Оперативно-розыскные мероприятия" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" "Вопреки утверждениям адвоката К. М.М., 22 марта 2018 года по названному выше адресу осуществлялся не обыск, а гласное оперативно-розыскное мероприятие "обследование жилого помещения", предусмотренное ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 года "Об оперативно-розыскной деятельности". Указанное обследование жилого помещения проведено в полном соответствии с требованиями закона, на основании постановления судьи Московского городского суда от 22 марта 2018 года, в присутствии понятых и лица, проживающего в данной квартире - Д.В."

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 9 "Основания и порядок судебного рассмотрения материалов об ограничении конституционных прав граждан при проведении оперативно-розыскных мероприятий" Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" Так, оперативно-розыскные мероприятия, связанные с обследованием жилых помещений, производились с согласия суда, наделенного полномочиями по осуществлению независимой и объективной проверки законности и обоснованности проведения оперативно-розыскных мероприятий, связанных с ограничениями конституционных прав граждан."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Орм обследование жилых помещений

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Процессуальные аспекты оперативно-розыскного мероприятия "обследование жилища"
(Стельмах В.Ю.)
("Российская юстиция", 2018, N 5) Как правило, результаты обследования используются для принятия решений о производстве следственных действий (осмотра, обыска или выемки), в ходе которых и происходит изъятие в полном объеме предметов и веществ, обнаруженных при проведении оперативно-розыскного мероприятия. Вопрос о возможности приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств предметов, изъятых непосредственно в ходе обследования, является достаточно спорным. Необходимо учитывать, что их изъятие производится без понятых, без составления протокола, без иных механизмов, удостоверяющих достоверность происхождения объекта. Однако при этом принадлежность изъятого вещества к его основной части, изымаемой в рамках следственного действия, может быть подтверждена объективными способами (например, путем производства сравнительной экспертизы). В подобных случаях обвиняемому может быть инкриминировано совершение преступления с включением того объема вещества, который был изъят в ходе оперативно-розыскного мероприятия. Так, оперативными сотрудниками была получена информация о том, что гражданин Республики Таджикистан Ш. занимается незаконным сбытом наркотических средств, которые хранит в арендуемой квартире. В судебном порядке было получено разрешение на проведение негласного обследования данного жилого помещения. В рамках данного оперативно-розыскного мероприятия оперативные сотрудники в отсутствие Ш. проникли в квартиру, где обнаружили пакеты с порошкообразным веществом. Часть вещества была незаметно изъята и направлена на исследование, результаты которого подтвердили, что данное вещество является наркотическим средством. После этого Ш. был задержан с поличным в ходе проверочной закупки наркотических средств. Оставшееся в квартире Ш. наркотическое средство было изъято в ходе обыска. Сравнительной судебно-криминалистической экспертизой материалов, веществ, изделий было установлено, что наркотики, изъятые в рамках оперативного обследования жилища и изъятые в этом жилище в ходе обыска, составляют единую массу. Суд обоснованно указал, что первая часть наркотического средства была изъята во время оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных федеральным законом и проводившихся по разрешению суда. После этого экспертным исследованием подтверждено единство состава этой части наркотиков с изъятой в ходе обыска. Соответственно, принадлежность всей массы указанного наркотического средства Ш. была признана доказанной .

Статья 8. Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

Гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Федеральных законов от 05.01.1999 N 6-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1. О признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно.

2. О лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

3. О событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных частью второй настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 21.12.2013 N 369-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях. Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность их прослушивания и тиражирования посторонними лицами.

(часть четвертая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ, в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

(часть пятая введена Федеральным законом от 20.03.2001 N 26-ФЗ)

В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

(часть седьмая в ред. Федерального закона от 01.07.2021 N 252-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

Проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступления средней тяжести, тяжкого или особо тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших.

(в ред. Федеральных законов от 02.12.2005 N 150-ФЗ, от 24.07.2007 N 211-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении оперативно-розыскных мероприятий по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 4, 6 и 7 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, запрещается осуществление действий, указанных в пунктах 8 - 11 части первой статьи 6 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 280-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Оперативно-розыскные мероприятия, обеспечивающие безопасность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проводятся в соответствии с настоящим Федеральным законом и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным пунктом 5 части второй статьи 7 настоящего Федерального закона, разрешается осуществлять действия, указанные в пунктах 8 - 11, 15 части первой статьи 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме.

Статья 6. Оперативно-розыскные мероприятия

При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия:

(в ред. Федерального закона от 05.01.1999 N 6-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Наведение справок.

3. Сбор образцов для сравнительного исследования.

4. Проверочная закупка.

5. Исследование предметов и документов.

7. Отождествление личности.

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

10. Прослушивание телефонных переговоров.

11. Снятие информации с технических каналов связи.

12. Оперативное внедрение.

13. Контролируемая поставка.

14. Оперативный эксперимент.

15. Получение компьютерной информации.

(п. 15 введен Федеральным законом от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.

(в ред. Федеральных законов от 30.12.1999 N 225-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 06.07.2016 N 374-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи посредством личного участия в организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.

Запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, не уполномоченными на то настоящим Федеральным законом физическими и юридическими лицами.

Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз за ее пределы специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, не уполномоченными на осуществление оперативно-розыскной деятельности физическими и юридическими лицами подлежат лицензированию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перечень видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Оперативно – розыскное мероприятие - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предусмотрено статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Прокуратура Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

1 ноября 2019, 14:39

Что важно знать гражданину при проведении оперативно – розыскного мероприятия – обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

Разъясняет помощник прокурора Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга Нечаева Ю.С.

Оперативно – розыскное мероприятие - обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств предусмотрено статьей 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» (от 12.08.1995 № 144-ФЗ).

Проверяющие сотрудники обязаны предъявить служебные удостоверения и документ, на основании которого проводится ОРМ. Проведение данного оперативно – розыскного мероприятия в жилище допускается только на основании судебного решения (часть 2 статьи 8 Закона). Вместе с тем, необходимо иметь ввиду, что в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение вышеуказанного оперативно-розыскного мероприятия с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение (часть 3 статьи 8 Закона).

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (за исключением жилых помещений) проводится на основании распоряжения должностного лица органа внутренних дел.

Копия распоряжения должна быть вручена под роспись гражданину либо представителю организации, по месту нахождения которой проводится ОРМ. При обследовании не допускаются изъятие личных вещей, а также запрет на передвижение сотрудников организации, их общение, возможность покинуть помещение во время проведения обследования.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения данного оперативно – розыскного мероприятия и результатов изъятия предметов и документов должны быть привлечены с их согласия не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования.

Результаты изъятия предметов и документов оформляются протоколом.

В случае нарушений закона со стороны сотрудников, проводящих ОРМ, их действия гражданин вправе обжаловать в порядке ст.124 УПК РФ в прокуратуру или в суд в порядке ст.125 УПК РФ.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: