Протокольные нормы использования иностранного государственного флага

Обновлено: 28.03.2024

Основой международного этикета ключевых государственных символов любой страны — флага и герба — является строгое соответствие при их изготовлении утвержденному в законодательном порядке описанию, в том числе соответствующих деталей и символики. Оранжировка гимна должна соответствовать утвержденной партитуре.

Документы, знаки и предметы приобретают особую значимость, если они несут на себе изображение флага и герба, скреплены гербовой печатью и т. п. Общепринятой нормой стало оказание почестей Государственному флагу.

Международный этикет предполагает, что флаг не должен быть в ветхом состоянии, с разрывами или пятнами, блеклых цветов; вывешивается с восходом солнца и опускается с заходом (если флаг висит круглосуточно, что возможно, то с наступлением сумерек и в ночное время обеспечивается его освещение); поднимается вровень с верхом флагштока (устанавливается на здании или перед ним); поднимается быстро и опускается медленно; при одновременном вывешивании флагов нескольких иностранных государств размеры флагов должны быть одинаковыми; ни один флаг в этом случае не должен возвышаться над другим; при одновременном вывешивании почетным является крайнее правое место, если смотреть от флагов, или в центре флагов; наиболее распространенной практикой является размещение флагов по алфавиту названий государств (по латинскому алфавиту или по алфавиту языка страны, где вывешиваются флаги): при перекрещивании двух флагов почетным местом является правая сторона, если смотреть от флагов; не допускается вывешивание флагов иностранных государств на одном флагштоке — один над другим; при трауре флаг вывешивается на половину флагштока; флаг не должен касаться земли. Военные лица должны отдавать честь, а штатские — снимать головной убор, если мимо них проносится государственный флаг или воинское знамя; флаг вносят в зал (выносят из зала), все присутствующие встают, прекращаются какие бы то ни было движение и разговоры (аналоги чные почести оказываются и государственному гимну). Порядок использования Государственного флага РФ регулируется специальным положением, утвержденным указом Президента от 11декабря 1993 г. В соответствии с ним Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3.

Государственный флаг поднимается:

на зданиях, где проводятся заседания палат Федерального Собрания, на зданиях — резиденциях Президента Российской Федерации, Правительства, Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов — постоянно;

на зданиях центральных органов федеральной исполнительной власти, других органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также на жилых домах — в дни праздников и памятных событий;

на зданиях дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях — в соответствии с нормами международного права, правилами дипломатического протокола и традициями страны пребывания;

на транспортных средствах Президента, Председателя Правительства Российской Федерации, руководителей государственных и правительственных делегаций, глав дипломатических представительств и консульских учреждений, глав постоянных представительств Российской Федерации при международных организациях и в некоторых других случаях.

Государственный флаг может находиться в рабочих кабинетах Президента, председателей палат Федерального Собрания, Председателя Правительства, федеральных судей, прокуроров, председателя Центрального банка, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, Уполномоченного по правам человека, руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, глав местной администрации, глав дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации за границей или при международных организациях.

Государственный флаг может быть поднят при церемониях и во время других торжественных мероприятий, проводимых органами государственной власти, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, а также во время семейных торжественных мероприятий.

Государственный флаг может быть поднят взнак траура. В таких случаях в верхней части древка (мачты) крепится черная лента, длина которой равна длине полотнища флага. В знак траура флаг может быть приспущен до половины древка.

В России, как и во многих других странах, за оскорбление государственных символов предусмотрено наказание, в том числе в уголовном порядке.

Национальные дни (официальные праздники) каждой страны являются символами, отражающими поворотные события в ее истории: победу революции, достижение национальной независимости, провозглашение республики идр. В ряде стран с монархическим строем дни рождения монарха являются национальными праздниками.

Международная протокольная практика предполагает соответствующее реагирование на упомянутые события; его степень и характер определяются состоянием межгосударственных отношений, важностью события и местной протокольной практикой. В большинстве случаев поступают приветственные телеграммы в адрес главы государства. В этих важных дипломатических документах, помимо поздравления, содержатся оценка двусторонних отношений на данный момент, пожелания их дальнейшего развития, при необходимости — высказывается надежда на устранение препятствий, мешающих их всестороннему сотрудничеству. Телеграммы передаются через послов, которые с учетом действующих правил наносят специальные визиты главам государств или лицам, ими указанным (чаще всего это министры иностранных дел, их заместители, генеральные секретари внешнеполитических ведомств). В посольствах проводятся официальные приемы. В некоторых странах существует традиция предоставления послам иностранных государств возможности выступить по телевидению по случаю национальных праздников, опубликовать в печати информационные и иные материалы, посвященные своему государству и отношениям со страной пребывания. Иногда к национальным праздникам приурочиваются приезд театральных, музыкальных и фольклорных коллективов, открытие художественных выставок, проведение дней культуры, спортивных соревнований и иных мероприятий.

Дипломатические представительства не остаются безучастны таким событиям, как избрание нового главы государства и вступление его в должность, назначение главы правительства и министра иностранных дел, «круглые» годовщины значимых двусторонних договоров, установления дипломатических отношений и др. Доброй традицией является обмен художественными поздравительными открытками по случаю Нового года между главами государств и правительств, министрами иностранных дел и другими официальными чипами. В дипломатическом корпусе для новогодних поздравлений широко используются визитные карточки. Уместна реакция главы дипломатического представительства (форма реагирования — личное письмо или визитная карточка) на день рождения главы государства (правительства), министра иностранных дел, награждение их и по возможным другим поводам. Во всех случаях протокольного реагирования на отдельные события необходимо руководствоваться не только действующими правилами и нормами, но и политическими соображениями.

Особого упоминания заслуживает кончина главы государства (правительства), предполагающая проявление сочувствия и направление соболезнования на соответствующем уровне, иногда — участие в проводимых траурных мероприятиях. Причем какие-либо приглашения для участия в траурном церемониале не рассылаются, инициатива остается за иностранным государством. Принимающая сторона должна оказать необходимое внимание. О порядке проведения мероприятий министерства иностранных дел сообщают правительствам иностранных государств через свои посольства. В Российской Федерации приняты направление телеграммы соболезнования от руководства страны, посещение его представителями соответствующего посольства и роспись в книге соболезнований. МИД РФ направляет ноту соболезнования, ответственные работники министерства — свои визитные карточки.

Соболезнования выражаются и в случае крупных стихийных бедствий или катастроф, повлекших человеческие жертвы. В международной практике принято направление в пострадавшие страны материальной помощи (медикаментов, продуктов питания и одежды).

В некоторых странах протокол требует присутствия дипломатического корпуса на встрече и проводах иностранной делегации, прибывающей в страну с официальным визитом; на проводах главы государства страны пребывания, уезжающего за рубеж с официальным визитом, и на встрече при его возвращении; на представлении дипломатического корпуса руководителю делегации, прибывшей в страну; на религиозных или иных церемониях, на которых будет присутствовать глава государства страны пребывания, и т. д. Эти требования принято удовлетворять за исключением случаев, когда со страной прибывшей делегации нет дипломатических отношений.

Нередко послы и другие дипломатические работники приглашаются на открытие выставок, премьеры в театрах, лекции, экскурсии, благотворительные вечера и т. п. Посещение таких мероприятий в полной мере вписывается в представления о международной вежливости и полезно как в познавательном отношении, так и в плане поддержания контактов с общественностью страны пребывания. Необходимо, однако, прежде чем принять приглашение, навести справки о политической направленности приглашающей организации и характере мероприятия.

Визиты. Виды визитов

Зарубежные контакты высших государственных деятелей — одна из важнейших составных частей дипломатической практики суверенных государств. Визиты на высшем и высоком уровне от­ражают степень состояния политических отношений государств — участников встречи.

В соответствии с действующими нормами протокольной прак­тики или, иными словами, Государственным протоколом Россий­ской Федерации, все визиты на высшем и высоком уровне по ха­рактеру приема подразделяются на следующие категории: государ­ственные визиты, официальные визиты, рабочие (деловые) визи­ты, визиты проездом, неофициальные (частные) визиты.

Программа визита, которую готовит принимающая сторона с учетом пожеланий гостей. При официальном визите, в случае, если глава делегации прибывает с супругой, принимающая сторона предусматривает специальную программу для супруги главы делегации;

· информационно – справочные материалы: информация о сотрудничестве, о целях визита делегации, тезисы обсуждаемых вопросов, информация о достигнутых ранее договоренностях и их реализации, проекты документов для подписания;

· списки участвующих во встрече/переговорах (при необходимости печатаются на двух языках);

· повестка дня проведения встречи/переговоров

· протокол по итогам встречи (переговоров)

· порядок подписания официальных документов.

Основные виды визитов

Общественно-политические и социально-экономические изменения в современном мире, динамичное развитие науки, техники и средств коммуникации, международной торговли - основные факторы, которые усиливают взаимозависимость стран, обусловливают необходимость их сотрудничества и совместных действий на мировой арене. В этих условиях возникает необходимость увеличения количества контактов путем проведения взаимных визитов.

Визиты государственных деятелей является высшей формой международного общения, эти встречи свидетельствуют о качественном состоянии политических, экономических, гуманитарных отношений государств-участниц. Визиты на высшем уровне, в которых принимают участие главы государств, правительств, министры иностранных дел, является одной из форм двусторонних и многосторонних отношений. В ходе визитов согласовываются и решаются широкомасштабные внешнеполитические и внешнеэкономические инициативы, разрабатываются конкретные пути дальнейшего развития отношений и поступательного движения.

Протокольная практика проведения визитов государственных деятелей в каждой стране имеет свои особенности и зависит от форм государственного правления, национальных и культурных традиций. Однако, церемониал приема иностранных гостей и делегаций на высшем уровне везде согласуется с нормами международной вежливости, оказывается в оказании почестей государственному флагу, исполнении гимна, предоставлении военных почестей, ряде других общепризнанных протокольных процедур.

Обобщая практику составления визитов, можно выделить следующие их виды:

- Рабочий (деловой) визит

- Неофициальный (частный) визит

- Приезд делегации или государственных деятелей на юбилейные мероприятия или по случаю знаменательного события.

Государственный визит является высшей категорией визитов в Россию глав иностранных государств и осуществляется в особых случаях. Формат государственного визита — наиболее полный с точки зрения протокольного содержания мероприятий, предусмат­риваемых Государственным протоколом РФ. По объему церемониальных почестей государственный визит является наиболее полным.

Формат государственного визита введен в российскую прото­кольную практику сравнительно недавно — в феврале 1997 г., когда специальным Указом Президента Российской Федерации были внесены дополнения в «Основные положения протокольной практики», которые были утверждены Указом Президента РФ от 6 мая 1994 г. (правовой акт официально не публиковался).

Количество членов иностранной делегации принимающей стороной, как правило, не ограничивается. Вопросы безопасности, расположение, питание, обслуживание членов делегации и сопровождающих лиц решаются заранее на основе принципа взаимности, исходя из опыта.

Большое внимание уделяется церемониям официальной встречи и проводов высокого гостя. Они всегда носят особо торжественный характер. На месте торжественной церемонии вывешиваются государственные флаги, выстраивается почетный караул, выполняются гимны.

Протоколом определяются время и место переговоров, круг официальных лиц, которые принимают участие в беседе как с одной, так и с другой стороны. Важной составной частью программы является представительские мероприятия. В честь высокого гостя устраивается завтрак или обед.

По желанию гостя и его супруги возможно ознакомление с достопримечательностями города (страны), историко-культурными памятниками, встреча с представителями деловых кругов, общественностью страны, посещение музеев, выставок, театров.

Протокольная практика приема иностранных гостей, что сложилась в большинстве стран, к настоящему времени соответствует общепризнанным нормам международной вежливости.

Официальный визит является одной из высших категорий визи­тов в Россию иностранных делегаций и официальных деятелей. Официальный визит проводится при официальном посещении России высоким гостем или в том случае, если политическое со­держание визита выходит за обычные рабочие рамки.

Официальные визиты - это визиты делегаций, которые возглавляются премьер-министром, министром иностранных дел страны. Официальным будет также визит главы государства, если президент (монарх) посещает ту или иную государство вторично.

По своей сути деловая часть официального визита не отличается от такой же части государственного. Основные отличия - в протоколе проведения официальной церемонии встречи (проводов). Так, при официальном визите ниже уровень лиц, встречающих на аэродроме, меньше вывешивают государственных флагов обеих стран, при исполнении гимнов не звучит "салют наций". В некоторых странах (например, в России) протокол определяет, что государственный визит длится дольше (3-4 дня), чем официальный (2-3 дня).

Рабочий (деловой) визит.

Рабочие визиты носят соответствующее целевое назначение, в частности, прибытие государственных деятелей или делегаций на переговоры, консультации, для участия в международных совещаниях, открытии национальных выставок, подписании международных договоров.

Во время рабочего визита место встречи (проводов) делегации или высокого гостя украшается государственными флагами страны гостя и принимающей стороны. Почетный караул не выстроится, государственные гимны не выполняются. В честь высокого гостя принимающая сторона устраивает завтрак или обед. Такой визит длится, как правило, 1-1, 5 дня.

Неофициальный (частный) визит — визит государст­венных деятелей на конференции и совещания по общественной линии, для открытия выставок, присутствия на спортивных сорев­нованиях и конкурсах, участия в других мероприятиях, а также приезд по частным делам, в качестве гостя посла своей страны или с целью туризма. При неофициальных визитах протокольные мероприятия в основном не предусматриваются.

Визит проездом - это короткое пребывание почетного гостя в третьей стране, через территорию которой он следует. Церемониальные элементы при такого рода визитах сведены к минимуму. Гостю, который проезжает транзитом по территории третьей страны, предоставляются только признанные международными правилами вежливости знаки внимания.

Иностранные представители могут пребыть в РФ для участия в международных встречах, совещаниях, конференциях на высшем / высоком уровнях, официальных международных, национальных или иных торжественных мероприятиях либо в качестве почетных гостей. К этому виду визита можно отнести так называемые «встречи без галстуков», при которых протокольный церемониал сведен к минимуму и определяется для каждого конкретного случая.

В дипломатической практике также принято проводить встречи на высшем уровне и на территории третьих стран. В силу разных обстоятельств, чаще всего из политических соображений, стороны договариваются встретиться на "нейтральной" территории. Классическим примером такой встречи можно считать переговоры российского царя Александра И с Наполеоном 25 июня 1807 года, известные в истории дипломатии как "встреча на плоту", на реке Неман, в результате которой было заключено Тильзитский мирный договор между Францией и Россией.

Разнообразный характер визитов, которые являются, без сомнения, основной формой дипломатической деятельности любой страны, свидетельствует о соответствии протокольных норм, значение которых трудно переоценить.


Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации. Его описание и порядок официального использования установлен Федеральным конституционным законом Российской Федерации «О государственном флаге Российской Федерации» от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ.
Случаи и порядок вывешивания Государственного флага Российской Федерации прописаны в статьях 6 и 8 Закона.
Данный закон является основой и при вывешивании государственного флага Российской Федерации вместе с государственными флагами иностранных государств и флагами субъектов Российской Федерации.
Флаги вывешиваются при прибытии иностранных делегаций высшего и высокого уровня, а также могут быть вывешены (установлены) при проведении международных конгрессов, конференций, симпозиумов, фестивалей, спортивных соревнований, выставок, иных официальных церемоний и торжеств, проводимых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями, предприятиями и организациями независимо от форм собственности.
Согласно международной протокольной практике размеры государственного флага, цвет и другие элементы должны точно соответствовать описанию, установленному в законе данной страны.
При одновременном вывешивании нескольких флагов их размер и уровень должны быть одинаковыми.
При вывешивании двух флагов флаг иностранного государства располагается справа от Государственного флага Российской Федерации (если смотреть от флагов). При добавлении флага субъекта Российской Федерации он располагается слева от Государственного флага Российской Федерации (если смотреть от флагов).
Если мероприятие проводит общественная организация или предприятие, имеющее свой флаг, то он может быть вывешен слева от флага субъекта Российской Федерации (если смотреть от флагов). При этом вывешивание флага организации или предприятия без Государственного флага Российской Федерации и флага субъекта Российской Федерации не допускается.
При проведении на территории России международных мероприятий флаги нескольких государств вывешиваются, как правило, в алфавитном порядке названий этих государств (по латинскому или русскому алфавиту).
При поднятии флагов на флагштоках, необходимо учитывать соответствие размеров флагштока и флага. Как правило, соотношение высоты флагштока и ширины флага 6:1.
Принято флаги поднимать с рассветом и опускать с наступлением темноты. Если флаги висят круглосуточно, то с наступлением сумерек и в ночное время обеспечивается их искусственное освещение.
Настольные флажки зарубежных стран во время бесед, деловых и других встреч с иностранцами, как правило, не ставятся.

При цитировании материалов ссылка на официальный сайт Комитета обязательна

Дипломатический корпус - международное право.


Членам дипломатических миссий необходимо в совершенстве знать и следовать правилам дипломатического протокола и этикета. Соблюдение формальностей и процедур на государственных церемониях и официальных мероприятиях создает должное впечатление о всей представляемой стане. Следование правилам дипломатического протокола и этикета является вопросом вежливости, который оказывает существенное влияние на дипломатические отношений между двумя странами.

Порядок соблюдения старшинства.

Если главы двух представительств одного класса вручают свои верительные грамоты в один и тот же день, согласно обычаю, их принимают и определяют их старшинство в соответствии с часом выдачи агремана, либо в алфавитном порядке французских названий представляемых им стран.

Постоянные поверенные в делах следуют за главами дипломатических представительств посольского ранга, а временные поверенные в делах следуют за постоянными поверенными в делах. Старшинство в пределах каждого класса определяется датой принятия полномочий.

Дипломатические ранги, предопределяющие личное старшинство среди дипломатов в посольствах и в дипломатическом корпусе, располагаются в следующем порядке:

  1. дуайен (фр. doyen – старшина, старейшина) – глава дипломатического корпуса, старший по дипломатическому классу и по времени аккредитования в данной стране дипломатический представитель или, в некоторых католических странах, апостольский нунций;
  2. послы, верховные комиссары, апостольские нунции;
  3. чрезвычайные посланники, полномочные министры, интернунции и другие лица аккредитованные при главе государства;
  4. постоянные поверенные в делах;
  5. временные поверенные в делах посольства в соответствии с датой, когда они приступили к выполнению своих функций в качестве таковых;
  6. временные поверенные в делах миссий в соответствии с датой, когда они приступили к выполнению своих функций в качестве таковых;
  7. советники посольств;
  8. первые секретари посольств;
  9. вторые секретари посольств;
  10. другие секретари, атташе и т.д.

Место специального атташе определяется индивидуально в каждой миссии, хотя с точки зрения ранга, они обычно находятся выше первого секретаря.

Глава дипломатического представительства обязан представить список лиц, которым требуются дипломатические привилегии и иммунитет. В список вносятся все штатные дипломаты, представляемые в порядке старшинства с указанием их рангов и выполняемых обязанностей. Протокольный отдел министерства иностранных дел государства пребывания регистрирует этот список и затем периодически издает весь список членов дипломатического корпуса.

Использование государственного флага.

Дипломатические представительства имеют право вывешивать свои государственные флаги, хотя во многих странах по соображениям безопасности могут этого не делать постоянно. То же самое относится и резиденции глав представительств. Тем не менее, дипломатические миссии устанавливают государственные флаги в дни проведения государственных церемоний, включая официальный траур, и по особым случаям. По траурным обстоятельствам вывешивают приспущенные флаги: сначала флаг поднимают на самый верх флагштока, а затем медленно опускают примерно до его середины. Государственные флаги также устанавливается на служебные автомобили дипломатических миссий при оформлении официальных визитов должностных лиц принимающих государств или во время участия в протокольных церемониях в принимающем государстве.

Правила использования государственных флагов дипломатическими представительствами устанавливаются самим представляемым государством, однако порядок использования флага принимающего государства наряду с государственным флагом представляемого государства является вопросом дипломатического протокола.

При одновременном вывешивании флагов нескольких стран, государственный флаг должен быть размещен в центре, выражая особое почтение к нему, а остальные флаги размещаются попеременно справа и слева от центральной оси (где установлен государственный флаг) согласно алфавитному порядку названий стран.

Государственные церемонии и официальные мероприятия.

Одной из общепринятых и распространенных форм внешнеполитической деятельности дипломатических представительств являются государственные церемонии, приводящиеся в ознаменование каких-либо событий государственного значения, например: дня независимости, важнейшие юбилейные и памятные даты в истории государства, годовщины установления дипломатических отношений и т.д. При подготовке государственных церемоний привлекается, начальник отдела протокола, который консультируется с дуайеном дипломатического корпуса, если в церемонии принимает участие весь дипломатический корпус. Государственные церемонии – торжественные мероприятия, которые должны соответствовать всем требованиям безопасности. При проведении государственных церемоний, как правило, задействуются: полиция для обеспечения безопасности, почетный караул из состава вооруженных сил, представители прессы и гражданских властей, служба безопасности на всех стратегических местах, включая аэропорты и морские порты, а также дорожная полиции для регулирования дорожного движения.

Церемониал встречи иностранных высокопоставленных лиц, включая глав государств, носит особо торжественный характер. На аэродроме поднимаются государственные флаги, выстраивается почетный караул из состава вооруженных сил в парадной форме, с воинскими знаменами и оркестром. После взаимных приветствий высокий гость и главный встречающий проходят вдоль строя почетного караула, гость останавливается перед флагом и поклоном приветствует его. После чего происходит представление гостю официальных встречающих лиц. В некоторых странах дипломатическому корпусу предписывается принимать участии во встречах глав государств. Для сопровождения высокого гостя в отведенную ему резиденцию организуется специальный конный или мотоциклетный эскорт. Автомобили в процессии располагаются по старшинству в убывающем порядке.

Та же церемония проводится при отъезде высокого гостя. Как нечто само собой разумеющееся в дипломатической практике сделать приглашение нанести ответный визит в удобное время для принимающей стороны.

Список дипломатического корпуса.

Как и предполагает название, Список дипломатического корпуса (фр. liste diplomatique) содержит перечень дипломатических миссий с указанием названия, местоположения и фамилий дипломатов, аккредитованных в принимающем государстве. В списке указываются ранги каждого члена дипломатического персонала, в том числе посла или верховного комиссара. Список дипломатического корпуса также содержит имена сотрудников международных организаций, обладающих дипломатическим статусом (например, ООН или ее специализированных учреждений). В обязанности министерства иностранных дел каждого принимающем государстве входит составление данного списка и своевременное внесение в него данных о сотрудниках представительств, признанных принимающим государством. Имена дипломатического персонала в списке отображаются в порядке их старшинства. Дипломаты перечисляются под названиями представляемых государств, а названия государства, перечислены в алфавитном порядке, на языке принимающего государства.

Во многих государства составляют отдельный Список консульского корпуса, хотя, в некоторых странах создается единый список дипломатических и консульских представителей. Ответственность по ведению и своевременному обновлению списков дипломатических и консульских корпусов распределяется между представительствами и органами власти принимающего государства.

Обмен информацией между дипломатическими представительствами и правительством принимающего государства.

Обмен информацией между дипломатическими представительствами и правительством принимающего государства является важным фактором в развитии хорошего взаимопонимания между двумя сторонами.

Переговоры ведутся между или непосредственно главой миссии, или от его имени и министерством иностранных дел или другого органа, которому делегированы соответствующие полномочия правительством принимающего государства. Часто, переговоры ведутся в ходе личной беседы на встречах с компетентным министром в принимающем государстве. Такой менее формальны метод общения получает все более широкое распространение в дипломатическом мире. Дипломатические представительства обычно поощряют проведение совместных мероприятий с участием коллег-дипломатов. Для таких отношений необходимо согласие и содействие с обеих сторон. Кроме того, дипломатические сношения могут осуществляться комплексно – в форме неофициальной беседы лицом к лицу и переговоров, результаты которых фиксируются в письменных документах.

Обмен нотами между двумя сторонами – традиционная форма дипломатических отношений. Большинство дипломатических нот оформляются согласно стандартам, принятым в дипломатическом мире. Наиболее распространенным документом дипломатической переписки являются вербальные ноты.

Часто чтобы донести точку зрения представляемого государства дипломаты приходится посещать соответствующее министерство в принимающем государстве, и для придания визиту официального характера, составляется меморандум (англ. aide-mémoire), в котором подробно излагается фактическая сторона интересующего обе стороны вопроса, дается анализ тех или иных положений, приводится обоснование позиции государства. Этот документ не подписывается, а также на нем не ставится печать посольства или представительства. Меморандум должен быть точными и однозначными.

Когда дипломат не до конца уверен позиции своего государства в отношении спорного или щекотливого вопроса, он может изложить свои взгляды в неофициальной бумаге (англ. nonpaper), в которой о сути вопроса говорится в уклончивой манере. Конечно, правительство может потребоваться предоставить необходимые уточнения в установленном порядке.

Официальный траур.

Отдавая дань уважения по случаю кончины личности государственного масштаба, будь то глава государства или правительства, или члена королевской фамилии представляемого или принимающего государства, дипломатическими представительствами соблюдается официальный траур. Официальный траур может быть объявлен главой иностранного представительства в этом случае им же определяется порядок соблюдения траура и соответствующие формальности, одно из которых – распоряжение приспустить государственный флаг на здании миссии. Количество дней, на которые останется приспущенным государственный флаг устанавливается представляемым государством. Если официальный траур объявляется принимающим государством, тогда его соблюдают все члены дипломатического корпуса, следуя предписаниям принимающего государства.

В период официального траура члены миссий и дипломатического корпуса в принимающем государстве должны соблюдать определенные формальности. Так, им следует носить черные галстуки или другие национальные предметы одежды, символизирующие состояние траура; женский персонал должен носить подобающие платья. В этот период следует воздержаться от посещения общественных мероприятий и по возможности перенести назначенные встречи с указанием причины.

Отдавая дань памяти, вывешивается фотография покойного, обрамленная черной траурной лентой, а на протяжении некоторого времени для официальной переписка используются бланки с черными полями. В здании посольства или в резиденции главы миссии открывается книга соболезнований; в ней могут расписаться дипломаты из других миссий, чтобы выразить свое соболезнование. Хотя в дни официально траура исполнение государственных функций не прекращаются, все приемы должны проводится в строгой и сдержанной атмосфере. Глава миссии сообщает министерству иностранных дел страны пребывания об официальном трауре в связи с кончиной названного лица и об открытии в миссии книги соболезнований.

Когда официальный траур объявлен принимающим государством, его должны соблюдать все представители дипломатического корпуса, действуя согласованно под руководством дуайена, а протокольной службой принимающего государства даются инструкции по порядку соблюдения официального траура. Члены дипломатического корпуса приспускают государственные флаги в течение установленного периода времени, и принимают участие в официальных церемониях с торжественностью, подобающей случаю. Главы миссий лично отправляют письма соболезнования министру иностранных дел. Они или их представители расписаться в книге соболезнований, а также оставляют свои визитные карточки карты с пометкой «p.c.» (pour condoleances).

Дресс-код, который должны соблюдать дипломатические работники, присутствуя на государственных церемониях или официальных траурных мероприятиях, в большинстве миссий соответствуют общепринятым принципам. В пригласительном билете на государственную церемонию, как правило, указывается следует ли надевать украшения и медали.

Похожие записи

Преступления против человечности — бесчеловечные деяния крайне тяжелого характера, намеренно совершаемые в рамках широкомасштабного

Примирение — это метод урегулирования международных споров, в соответствии с которым комиссия, созданная сторонами,

Согласно общепринятому пониманию, дипломатический протокол представляет собой совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых правительствами, ведомствами иностранных дел, дипломатическими представительствами, иными официальными лицами в процессе международного общения.

Слово «протокол» происходит от греческого protokollon (protos — первый иkolla — клеить), которое в средние века означало правила оформления документов, а затем правила ведения архивов. Со временем это слово стало применяться к правилам ведения дипломатических дел. Отсюда возникло современное понятие — дипломатический протокол. Его отдельные нормы называются церемониалом, например, церемониал вручения верительных грамот, встречи или проводов официальной делегации и т. п. Правила протокола основываются на так называемом принципе «международной вежливости», под которым понимается соблюдение почтительности и уважение всего, что символизирует и представляет государство.

Протокол — не изобретение какой-то одной страны или группы дипломатов; это категория историческая, итог многовекового общения стран и народов между собой, накопления и отбора из бесконечных повторений тех правил поведения, которые в наибольшей степени отвечали интересам поддержания общения.

Примеры становления дипломатического протокола, или «посольского обычая», как его называли в прошлом, содержит и история России. В XV–XVII веках в этом «обычае» было много своеобразия; в нем соединялись представления об идеале государства и наследие унизительной зависимости от Золотой Орды, церемониальные нормы удельных княжеств и элементы ритуала монгольских ханств и стран Западной Европы. Все составные элементы этого «обычая» были нацелены на укрепление престижа государства, имели смысловую нагрузку.

Прием иностранных послов во дворце обставлялся особым церемониалом; царь восседал на троне в «саженой», то есть усаженной золотом и самоцветами шубе, с золотыми цепями на груди; «большое» царское платье было неимоверно тяжелым.

Особую роль играло целование послами руки царя. Рукопожатия практиковались лишь в отношениях с равными. Цари личных переговоров с послами не вели: «У нас издавна того не ведетца, — заявил Иван IV английскому послу через бояр в 1584 году, — что нам, великим государем, самим с послы говорити». Тот же Иван IV в связи с назревавшей ливонской войной принял все же литовского посланника, предварительно облачившись в военные доспехи с целью наглядной демонстрации силы. Петр I среди многих великих дел заложил своими указами и новые нормы дипломатического протокола и этикета.

Необходимость систематизации норм дипломатического протокола ощущалась уже в далеком прошлом. Отсутствие соответствующих общепринятых правил в период становления и расцвета в раде стран Европы феодально-абсолютистских монархий создавало немало поводов для серьезных конфликтов. За внешними мелочами церемониала скрывались серьезные проблемы государств, их политики, престижа верховной власти. С целью упорядочения норм протокола в России в 1774 году был выработан «Церемониал для чужестранных послов при императорском всероссийском дворе» — первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола. В 1827 году были изданы «Высочайшие утвержденные этикеты при императорском российском дворе», которыми определялся порядок встреч и проводов иностранных послов, аудиенций (Никифоров Д. С., Борун-ков А.Ф. Дипломатический протокол в СССР: принципы, нормы, практика. М.: «Международныеотношения», 1988, с. 40–43).

Менялись времена, а с ними формы протокола, но всегда за условностями церемониала стояли вопросы большой политики государств, престижа власти. Можно с уверенностью сказать, что едва ли удастся найти какую-либо значимую внешнеполитическую акцию, которая реализовалась бы без использования норм и правил дипломатического протокола. С его строгим соблюдением осуществляются государственные визиты, в том числе проходят встречи на высшем уровне; назначаются главы дипломатических представительств; происходит вручение верительных и отзывных грамот; проводятся разные виды дипломатических приемов; ведется дипломатическая переписка; происходят прием и проводы официальных делегаций; ведутся переговоры; созываются международные конференции и совещания; подписываются международные договоры и соглашения; осуществляется реагирование на разного рода праздничные, а также траурные события; соблюдается этикет гимна и государственного флага. В соответствии с правилами дипломатического протокола определяется поведение дипломатов в стране пребывания, их одежда в официальных случаях и т. д. Сферой применения дипломатического протокола является также ООН и другие международные организации. В протоколе этих организаций есть своя специфика, однако, в его основе лежат общепринятые нормы.

Правила протокола в настоящее время кажутся несколько старомодными, — отмечал известный французский дипломат Ж.Камбон. — Но не соблюдать их «так же глупо, как не снимать шляпу при входе в церковь или обуви при входе в мечеть… В сущности, не все уж так бессмысленно в этих торжественных пустяках» (Камбон Ж. Дипломат. М., 1946, с. 53).

По своему назначению протокол является международной категорией — его основные положения должны соблюдаться более или менее одинаково всеми государствами. И хотя не существует каких-либо единых письменных или устных норм международного права, в полном объеме обязывающих государства к этому, последние стремятся следовать общим нормам, внося их нередко в свои акты внутреннего законодательства, руководствуясь также принципом международной вежливости. Вместе с тем неоднократно предпринимались попытки придать юридическую силу хотя бы некоторым нор-мампротокола, инкорпорировать их в действующее международное право.

Так по вопросу определения старшинства между главами дипломатических представительств состоялись специальные постановления Венского конгресса от 19 марта 1815 г., подводившего итоги наполеоновским войнам, и Аахенского конгресса Священного союза от 21 ноября 1818 г. Эти два постановления лежали в основе международной протокольной практики до 1961 года, просуществовав, таким образом, почти 150 лет. 18 апреля 1961 г. в Вене в результате многолетней работы по кодификации посольского права различных комитетов и комиссий Лиги наций, а затем Организации Объединенных Наций была подписана с участием СССР Венская конвенция о дипломатических сношениях. Эта конвенция в настоящее время регулирует многие вопросы дипломатической практики, в том числе и протокола.

В то же время протокол достаточно гибок, и в рамках общепринятых норм допустимы вариации с учетом состояния отношений между странами, социально-экономического строя и идеологии, национальных и религиозных особенностей и исторических традиций. Возможны большая или меньшая официальность, торжественность, повышение или снижение уровня представительства, количества участников официальных церемоний и т. п. В Индии, например, существует красивый обычай надевать на прибывающего встрану почетного гостя венок из цветов. Во многих, прежде всего славянских странах преподносятся традиционные «хлеб-соль». На острове Бали (Индонезия) применяется колоритный религиозный ритуал, в ходе которого отгоняются «злые духи» от прибывших гостей. Необходимо, однако, всегда проявлять осторожность, исходя из того, что каждое отступление от общепринятых правил будет обязательно замечено и соответствующим образом оценено.

Развитие средств транспорта и связи, прогресс в электронике, повсеместная компьютеризация и другие достижения научно-технического прогресса ускоряют темп дипломатической жизни, неизбежно сказываются на общей тенденции к рационализации и демократизации протокола, изменению некоторых церемониальных элементов, отказу от помпезности (во многих странах, например, отменен орудийный салют при встречах и проводах глав государств, упрощена процедура вручения верительных грамот и т. д.). Изменения могут вызываться необходимостью экономии времени государственного руководства, бережным отношением к расходованию денежных средств. Однако неизбежные с течением времени перемены в протоколе не должны затрагивать его основополагающих норм, связанных прежде всего с принципами суверенитета государств, их равноправия в процессе международного общения, невмешательства во внутренние дела друг друга.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: