Противоречит ли понятие правового государства понятию социального государства

Обновлено: 19.04.2024

Правовое государство– форма организации политической власти в стране, основанная на верховенстве законности, прав и свобод человека и гражданина.

Идея правового государства возникла давно, однако целостная концепция сложилась только в период становления буржуазного общества, когда усилилась всесторонняя критика феодального произвола и беззакония, решительно осуждалась безответственность органов власти перед обществом. Идеи Локка, Монтескье и других мыслителей нашли воплощение в конституционном законодательстве в США и Франции в конце 18 века. Сам термин «правовое государство» утвердился в немецкой литературе в первой трети 19 века.

Базовыми принципами функционирования правового государства являются:

· Господство закона во всех сферах общественной жизни, в том числе и над органами власти.

· Признание и гарантирование прав и свобод человека (см.: Всеобщая Декларация прав человека). Эти права даны человеку фактом его рождения, а не дарятся правителями.

· Взаимная ответственность государства и гражданина. Они в равной степени несут ответственность за свои действия перед законом. Их действия охватываются формулой: «Все, что не запрещено индивиду, ему разрешено. Все, что не разрешено органам власти, им запрещено».

· Разделение ветвей государственной власти. Этот принцип исключает возможность монополизации политической власти в стране, а механизм сдержек и противовесов удерживает ветви власти в рамках конституционных полномочий.

· Разграничение полномочий между органами власти различных уровней.

· Контроль над осуществлением законов со стороны прокуратуры, суда, арбитража, налоговых служб, правозащитных орга­низаций, СМИ и других субъектов политики.

Не каждое государство, в котором есть правовая система, законодательство можно считать правовым. Процесс законотворчества может быть направлен на обеспечение антидемократических, деспотических форм правления. В авторитарных и тоталитарных режимах с мнимым конституционализмом, лишь провозглашаются права и свободы. Поэтому во взаимоотношениях правового государства и личности должен господствовать приоритет прав человека, закрепленный конституционно, который не может быть нарушен законодателем и представителями других органов государственной власти.

Существует ряд документов, признанных мировым сообществом, соблюдение которых позволяет говорить о правовых отношениях в обществе. К ним относятся Устав ООН, Всеобщая декларация прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и другие.

Социальное государство – форма государства, важнейшей функцией которого является активное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населения.

Термин «социальное государство» введен в научный оборот в 19 веке. Впервые социальный характер государства был провозглашен в конституции ФРГ 1949 года. Концепция социального государства окончательно сформировалась во второй половине 20 века.

Социальное государство конструирует тип общества, который позволяет обеспечить более равномерное распределение мате­риальных и духовных благ, выровнять посредством социальных стандартов стар­товые возможности граждан, создать для них благоприятную социально-культурную среду обитания. Оно выступает в роли гаранта обеспечения уровня жизни, достойного человека, особенно в таких сферах, как уровень доходов, обеспечение жильем, здравоохранение, доступное образование и культура.

Возможность практического воплощения идеи социального государства зависит от ряда факторов: высокого уровня экономического развития страны; наличия правового государства; соответствующего уровня политической культуры граждан. Статус социального государства официально закреплен в консти­туциях Германии, Испании, Франции, России и других государств.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозглашает, что «РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства:

· Обеспечение социальной справедливости, равных стартовых возможностей для всех граждан;

· Установление минимального размера оплаты труда;

· Поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, инвалидов и пожилых граждан;

· Развитие системы социальных служб;

· Установление государственных пенсий, пособий, иных гарантий социальной защиты;

· Недопущение резкого имущественного расслоения;

· Осуществление перспективной демографической политики.

Такие действия государства возможны в демократической политической системе и при наличии гражданского общества.

Вопросы для повторения:

1. в каких значениях применяют термин «государство»?

2. какие теории сущности государства существуют?

3. каково содержание понятия «государство»?

4. каковы функции государства?

5. что означает понятие « государственный аппарат», каковы принципы его работы?

6. что означает понятие «правовое государство», каковы его базовые принципы?

Среди всех политических идей первое место определено идеям правового и социального государств. Реализация принципов правового и социального государств является необходимым для развития общества. Для того чтобы провести сравнение и выделить различия между данными институтами необходимо привести их определение.

Понятие правового государства

Правовое государство – это особое государство, деятельность которого ограничена правами и свободами человека и гражданина, провозглашает верховенство закона и права, и устанавливает систему сдержек и противовесов (систему разделения властей на исполнительную, судебную и законодательную).

Исходя из определения следует выделить признаки правового государства. К ним относят:

  • Принцип разделения властей, который находит отражение в Конституции страны По данной теме мы уже выполнили презентацию Конституция подробнее ,
  • Верховенство закона и права,
  • Прерогатива судебных органов,
  • Высшая ценность – это права и свободы человека и гражданина,
  • Конституционализм,
  • Развитое гражданское общество и высокий уровень правовой культуры населения,
  • Демократия,
  • Соответствие внутреннего законодательства с нормами международного права.

Понятие социального государства

Социальное государство – государство, деятельность которого направлена на распределение благ таким образом, чтобы реализовывался принцип социальной справедливости для достижения уровня жизни, отвечающего понятию достойный и сглаживанию общественных различий, и оказанию помощи нуждающимся в ней.

Готовые работы на аналогичную тему

Стремление установить социальное государство является основополагающим положением социально-демократических партий.

Признаками социального государства являются:

  • Разработка социальных программ,
  • Высокий уровень развития страны в экономике, что дает возможность распределять доходы граждан и не ущемлять крупных собственников,
  • Сформированное гражданское общество,
  • Ориентация экономики на социальные ценности,
  • Ответственность государства перед гражданами,
  • Основополагающая цель государства – обеспечить каждому гражданину достойные условия жизни, предоставить общественную защищенность и одинаковые условия для старта и развития личности.

Социальное государство подразумевает реализацию следующих функций:

  • Охрана жизни, здоровья и труда граждан,
  • Поддержка незащищенных слоев населения,
  • Поддержание материнства и семьи,
  • Устранение неравенства между слоями населения через распределение доходов,
  • Денежная поддержка культурных и образовательных программ,
  • Стремление поощрить благотворительную деятельность,
  • Устранение безработицы.

Отличия между правовым и социальным государством

Благодаря приведенным определениям и признакам, которые присущи каждому из государств представляется возможным привести отличия между ними.

  • Социальное государство осуществляет социальную безопасность населения и улучшает материальную составляющую жизни. Правовое государство подразумевает безопасность физическую.
  • Правовое государство подразумевает индивидуальную свободу и обеспечение гражданских и политических прав, в то время как социальное государство стремится защитить социальные права и свободы,
  • Правовое государство указывает границы по вмешательству в жизнь и свободу человека и устанавливает гарантии против произвола органов власти. Социальное государство же дает только социальные гарантии, за не выполнение которых государство несет ответственность.

В современном мире около двадцати государств может быть признаны социальными, однако не одно из них не является полностью правовыми.

Гражданское общество – это система демократически установленных и гарантированных ценностей, подразумевающая право индивидов добровольно объединяться в общественные объединения и организации для открытого свободного самовыражения вне прямого государственного вмешательства в социально-экономической, религиозной, семейной, культурной и иных сферах общественной жизни.

Понятие и значение гражданского общества

Прежде всего следует отметить, что категория гражданского общества, которая активно используется как в теории государства и права, так и в законодательстве и государственно-правовой практике, является дискуссионной, единого подхода к ее определению не сформировано.

В самом общем виде гражданское общество можно определить как уровень развития общества, его состояние, при котором личность воспринимается как высшая ценность, что, в свою очередь, позволяет индивидуумам объединяться для реализации своих прав в семейной, религиозной, социальной, экономической, культурной и иных сферах общественной жизни без прямого вмешательства государственной власти.

Другими словами, гражданское общество возникает там, где личности гарантированы наиболее полно ее права и свободы, в том числе право объединяться для свободного выражения и реализации своей позиции в культурной, семейной, социально-экономической и иной сферах общественной жизни.

Отсюда к условиям становления и развития гражданского общества следует отнести:

  • правовое государство, то есть такое государственное устройство, в котором законодательно закреплен правовой статус личности, ее приоритет в системе государственного управления, а деятельность системы государственного управления подчинена закону;
  • независимость индивида с экономической точки зрения, в том числе посредством гарантирования ему частной собственности и возможности свободно на равных с другими субъектами реализовывать свои экономические права.

В центре гражданского общества личность и объединение индивидов по политическим, культурным, экономическим и иным интересам, морально-нравственным ориентациям. Эти субъекты общественной жизни, реализуя свои интересы, определяют общественные отношения.

Готовые работы на аналогичную тему

Понятие и значение правового государства

Категория правового государства характеризует такое государственное устройство, при котором должностные лица и органы государственного управления ограничены в своих деятельности и функционировании волей народа, зафиксированной в законе, и приоритетом обеспечения прав личности.

Иными словами, правовое государство предполагает, что в центре государственной системы управления стоит личность, ее права и свободы. Система государственного управления функционирует для обеспечения прав и свобод личности и в своей деятельности подчиняется демократическим по процедуре принятия и содержанию законам.

Таким образом, к ключевым характеристикам правового государства следует отнести:

  • верховенство закона во всех сферах жизни общества. Государственная система учреждается и функционирует в соответствии с законом. При этом важно подчеркнуть, что правовое государство предполагает соблюдение и уважение законов не только со стороны представителей системы государственного управления, но и со стороны общества и личности;
  • гарантированная законом развитая система прав и свобод личности. Правовое государство требует подчинения государства не просто закону, но закону, который определяет в качестве главной задачи функционирования системы государственного управления всестороннее гарантирование и соблюдение прав личности;
  • наличие реальных механизмов обеспечения защиты прав и свобод личности.

Понятие и значение социального государства

Социальное государство предполагает такую модель организации государственного устройства, при которой обеспечивается перераспределение материальных благ на основе принципа социальной справедливости для того чтобы обеспечить каждому члену общества достойный уровень жизни.

Другими словами, политика социального государства предполагает поддержку социально уязвимых и нуждающихся слоев населения за счет наиболее обеспеченных слоев населения.

При этом политика социального государства не строится исключительно на прямых мерах поддержки: политика социального государства направлена на формирование благоприятной социально-экономической среды для эффективного развития личности, позволяющей использовать собственные права и свободы для обеспечения благосостояния. Это значит, что государство оказывает целенаправленное воздействие на занятость, обеспечение жильем, медицинскую помощь, обеспечения образования и пр.

Характеристика связи гражданского общества с правовым социальным государством

Связь гражданского общества с правовым социальным государством выражается в общности природы указанных государственно-правовых явлений. Эти категории выступают характеристиками развитого типа демократического государства.

Иными словами, подлинно гражданское общество и правовое социальное государство возможны только там, где:

  • государственное устройство определяется демократическими принципами, личность, ее права и свободы выступают приоритетом деятельности должностных лиц и органов государственного управления;
  • во взаимоотношениях общества и государства личность играет центральную роль, законодательство фиксирует правовой статус личности наиболее полно, предусматривает эффективные инструменты защиты и восстановления прав;
  • деятельность система государственного управления подчиняется закону.

В свою очередь, государство берет на себя социальные обязательства по обеспечению благосостояния всего населения, в том числе социально уязвимых и нуждающихся слоев посредством перераспределения материальных ресурсов. Указанное возможно только в условиях демократического политического устройства и правового государства.

Гражданское общество формируется там, где гарантированы права и свободы личности, деятельность государственного механизма подчинена закону: свободные независимые личности объединяются для эффективной реализации собственных интересов в конкретной сфере общественной жизни без вмешательства государственной власти.

Правовое государство – это государство, в котором закон ставится превыше всего, то есть каждый человек независимо от статуса, ограничен в своих действиях общепринятым законом, который призван защищать свободу личности, и обязывает власть подчиняться воле суверенного народа.

Верховенство закона имеет древние исторические корни. Закон есть комплекс общепризнанных, формально оформленных, гарантированных государством норм, т.е. норм поведения общего характера, которые служат регулятором общественных отношений. Закон – это средство организации власти в государстве. Посредством правовых норм государственная власть осуществляет возложенные на нее функции, делает свои веления общеобязательными для всего населения.

Свойства правового государства:

  • конституционный режим правления;
  • развитая правовая система, в которой отсутствуют противоречия;
  • эффективный контроль политики и власти в целом.

Правовое государство должно осуществлять свою внутреннюю и внешнюю политику в рамках Государственной конституции По данной теме мы уже выполнили реферат Конституция РФ подробнее и международных законов. Функциональность государственных органов и всех высокопоставленных должностных лиц связана с правовыми нормами, и их деятельность подчинена им. Суть правового государства определяет правовое равенство всех граждан, ставит права человека превыше закона государства, закрепляет суверенитет гражданского общества.

Признаки правового государства

В теории правового государства принято выделять следующие признаки, отличающие правовое государство от других:

Готовые работы на аналогичную тему

  1. Суверенитет народа, законно-правовое регулирование государственного суверенитета. То есть, народ – это и есть власть, государственный суверенитет имеет свойства представителя своего народа.
  2. Верховенство закона - это нормы, которые выражают правовые нормы принципов общества. Конституция государства обладает наивысшей обязательной силой. Закон не подлежит отмене или изменению. В демократическом правовом государстве закон соответствует праву, закон должен быть гуманным, справедливым и представлять права человека.
  3. Всеобщность права – это связь права с государством и его органами власти. Таким образом, государство не вправе нарушать законы, им созданные. Все государственные органы и лица, представляющие государство, обязаны действовать строго во исполнение законов.
  4. Взаимная ответственность государства и общества. Государство и должностные лица, как представители этого государства несут ответственность перед гражданским обществом, сам гражданин ответственен перед государством. Общество соглашается на определенные государством ограничения и обязуется им подчиняться, государство обязуется соблюдать права личности, гарантируя обществу достойные условия жизни. Правовое государство стремится оградить гражданина от государственного террора, гарантирует индивидуальную свободу.
  5. Разделение властей. Основой разделения власти является самостоятельность, независимость, определенное разграничение компетенций трех властей, обязательное существование системы сдержек и противовесов, которая помогает ограничивать каждой ветви власти друг друга, присутствие определенного верховенства законодательной власти, законные решения которой обязательны для всех.
  6. Неприкосновенность свободы личности. Защита прав, чести, достоинства личности - одна из основ правового государства. Признание прав и свобод человека и гражданина, обязывает государство гарантировать защиту всех прав и свобод личности, которые принадлежат ему от рождения.
  7. Эффективные формы контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Правовое государство обязуется обеспечить существование действенной и развитой системы судебных органов.

Правовое государство способствовало расширению свободы индивида и общества в целом. Основой правового государства является формальное, правовое равенство, которое не учитывает проблемы фактического, социально-экономического равноправия граждан. Поэтому правовое государство невозможно без развития социальной политики в государстве.

Теория социального государства

Социальное государство – это государство, которое стремится обеспечить достойные условия для жизни для всех членов гражданского общества, удовлетворяющие материальные и духовные потребности, социальную защищенность. Осуществление этих условий достигается с помощью перераспределения национального дохода в пользу малообеспеченных слоев общества, проведения эффективной политики занятости, обеспечение охраны труда, развития доступного образования, здравоохранения и др.

Социальное государство реализует свои цели в форме правовой государственности, стремясь расширить права и свободы граждан, достигнуть большей социальной справедливости, сгладить социальное неравенство.

Для конституционного фактического закрепления правового, социального статуса необходимы: политическая воля, соответствующие политические реформы, создание социально-экономической базы.

Гражданское общество

Правовое государство формируется на основе развитого гражданского общества.

Гражданское общество – это совокупность независимых от государства общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации индивидов или коллективов.

По своей структуре гражданское общество имеет сложное строение, включая в себя различные общественные институты (экономические, духовные, религиозные, этнические, семейные), не контролируемые государством. Гражданское общество охватывает частную жизнь населения, традиции народа, нравы, обычаи и др.

Потребности индивидов и групп гражданского общества осуществляются через институты семьи, церковь, политические партии, профессиональные и различные творческие объединения, кооперативы. В гражданском обществе, преобладают горизонтальные связи в отличие от горизонтальных связей государственных структур.

Гражданское общество формируется в основном снизу, неожиданно, как результат раскрепощения индивидов, которые готовы нести хозяйственную и политическую ответственность. Гражданское общество неделимо связано с государством. Гражданское общество является сферой для реализации индивидуальных интересов и потребностей. Государство является представителем воли всего призвано обеспечить консенсус по основным вопросам общественно-политической жизни.

Саморазвивающееся гражданское общество, испытывает постоянное давление со стороны государства. Неразвитость гражданского общества провоцирует государство к узурпации его прав и присвоению себе функций гражданского общества.

Правовое государство — это форма организации власти в стране, основой которой выступает верховенство закона, свобод и прав человека.

Социальное государство — это форма государственного устройства, основной функцией которой является активное воздействие на общественные отношения в интересах всех слоев населения.

Несмотря на очевидное сходство, концепции этих двух форм имеют существенные отличия:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Правовая форма обеспечивает физическую безопасность своих граждан по отношению друг к другу и власти. Социальная сосредоточена на осуществлении всеобщей безопасности, обеспечении материальных условий для жизни людей.
  2. В правовом государстве упор делается на обеспечение индивидуальной свободы граждан. В социальном — на защиту социально-экономических прав.
  3. Правовое государство определяет границы вмешательства в личную жизнь, гарантирует защиту от произвола. Социальное, в первую очередь, несет ответственность за исполнение социальных гарантий.

Если обобщить все эти различия, можно сказать, что правовая модель — это способ ограничения власти свободами и правами человека, а социальная — это способ обременения ее правами и свободами граждан.

Базовые принципы построения

К основным принципам построения правовой модели относят:

  • равенство всех членов общества перед законом;
  • верховенство права во всех сферах;
  • разделение власти на три отдельные ветви;
  • признание свобод и прав граждан наивысшей ценностью;
  • идеологический, политический плюрализм;
  • соблюдение правопорядка, стабильность законности.

Характеристиками социальной модели являются:

  • принцип экономической свободы граждан, признающий право на тарифную автономию;
  • доверие к регулирующим механизмам рынка, основанным на спросе, предложении, конкуренции, свободном ценообразовании;
  • солидарность общества, стремление к поддержанию справедливости посредством налогового перераспределения доходов;
  • формирование и развитие различных форм экономической демократии.

Сущность этой модели заключается в стремлении к сохранению мира и согласия, формировании благоприятной для каждого человека жизненной среды.

Взаимосвязь между социальными и правовыми идеями

При анализе принципов обеих форм управления становится очевидной взаимосвязь между социальными и правовыми идеями. Более того, в XX веке эти два понятия объединились, обогатив и дополнив друг друга: получившийся симбиоз — социально-правовое государство должно воплощать принципы главенства права и общественной справедливости.

Социальным может стать уже правовое государство, где стабильность законности признается высшим приоритетом. Однако обратный процесс возможен не во всех случаях: ему может помешать отсутствие ориентации на нужды населения, особенно его самых незащищенных слоев.

Реальное воплощение в странах Западной Европы и России

Примерами реального воплощения могут послужить:

  • Швейцария;
  • Бельгия;
  • Финляндия;
  • Нидерланды;
  • Канада;
  • Германия;
  • Великобритания;
  • Франция;
  • Австрия.

Отдельной группой можно выделить модели Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. От остальных социальных государств они отличаются следующими признаками: приоритетностью всеобщей занятости, гендерным равноправием, обширными социальными пособиями, высокой степенью перераспределения доходов.

Российская Федерация обозначила свое стремление стать социально-правовым государством еще в 1993 году, когда в Конституции появилось положение о том, что внутренняя политика направлена на обеспечение свободного развития и достойной жизни человека.

В числе основных обязанностей государства обозначены следующие тезисы:

  • обеспечение общественной справедливости;
  • установление пенсий и пособий;
  • недопущение значительного имущественного расслоения;
  • осуществление эффективной демографической политики;
  • поддержка отцовства, материнства, детства, инвалидов, пожилых.

Выполнение этих обязанностей обеспечивается за счет охраны труда и здоровья, установления минимальной оплаты труда, развития системы гуманитарных служб.

Проблемы реализации и перспективы

Проблемы реализации связаны, в первую очередь, с противоречивым взаимодействием основных идей социальной и правовой моделей. Если сравнить их, то получается, что первая основана на прямом вмешательстве властей в общественную жизнь ради сохранения гражданского благополучия, всеобщего блага. В то время как основой второй является невмешательство и ограничение власти для сохранения максимальной гражданской свободы.

В перспективе назревает еще и этико-философский кризис. Он связан с тем, что государства одновременно стремятся действовать эффективно с точки зрения экономики и при этом не вступать в противоречие с этикой.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: