Противодействие коррупции как основная стратегия государственной политики лекция в уис

Обновлено: 19.04.2024

Коррупция представляет собой социальное явление, выражающаяся
во взаимоотношении между сторонами, одна их которых представляет собой власть, строятся
вне норм права, служебной этики или моральных принципов. Коррупция ­ это совокупность безнравственных и преступных проступков конкретных лиц.

Сдерживающими принципами злоупотреблений со стороны должностных лиц сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) ранее были:

  • Система нравственных ценностей, обусловленная социальной

значимостью в УИС в предупреждении правонарушений и преодолении преступных проявлений.

  • Страх перед возможной уголовной ответственностью, моральное осуждение коллег.
  • Долг, совесть, ответственность, воспринимались как неотъемлемые

качества присущие сотруднику УИС.

В современных условиях коррупционные отношения, например, в социально-экономической сфере, представляют собой «закоренелую» систему, основанную
на связях, контактах между должностными лицами, направленных на обогащение. Поэтому
они не могли не коснуться и УИС.

Глобальный подход к обсуждаемой проблеме вылился в принятии Федерального Закона
2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», который послужил в формировании правового фундамента для борьбы с коррупцией в современном обществе (далее ­ Закон о противодействии коррупции). Закон о противодействии коррупции содержит основные принципы противодействия коррупции, которыми должны руководствоваться органы государственной власти РФ. Также,
в законе прописаны меры по профилактике коррупции [1]. Исходя из закона о противодействии коррупции, ФСИН России был принят ряд ведомственных актов. Утвержден план
по противодействию коррупции [2].

Противодействие коррупции в пределах своей компетенции обязаны осуществлять
все государственные органы, государственные служащие, в том числе ФСИН России. Руководители УИС в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований законов, и применение предусмотренных законами мер. Руководители государственных органов, таких как министерства, государственные комитеты, административные ведомства, а также граждане
в случае необходимости должны оказывать содействие УИС в борьбе
с коррупцией. Руководители и их подчиненные в УИС обязаны осуществлять свою служебную деятельность в рамках установленной законодательством РФ служебной компетенции государственного органа.

Служебная компетенция ­ представляет собой совокупность полномочий, которыми наделен государственный орган или должностное лицо Конституцией РФ, законами, подзаконными нормативными правовыми актами. Сотрудник УИС должен соответствовать своему назначению, обеспечивать реализацию служебной компетенции государственного органа, обязан знать функции ФСИН России, и свои должностные обязанности, которые регламентированы в соответствующих нормативных правовых актах и в должностной инструкции. Ответственно подходить к поставленным перед ним задачам и их реализации на практике, соблюдать все процедуры реализации служебной компетенции, в любых ситуациях действовать в интересах государства и общества [3].

Коррупция в УИС существует так, как сотрудник имеет возможность распоряжаться
не принадлежащими ему ресурсами путем принятия и непринятия тех или иных решений. Такими ресурсами могут выступать государственная собственность, бюджетные средства, государственные заказы и другие.

Коррумпированность в УИС, недостаточная квалификация кадров, занимающихся борьбой
с коррупцией, является главной проблемой для реализации антикоррупционной деятельности в УИС. В настоящее время усовершенствование кадровой работы, а также избавление «внутренних рядов»
от коррупционеров является главной задачей руководителей УИС. К важным задачам руководителей УИС можно отнести [4]:

  • Предупреждение преступных проступков носящих коррупционный

характер правонарушения, а также их пресечение и выявление.

  • Укрепление авторитета УИС как государственной службы, а также формирование

у граждан уважения к ФСИН России и её служащим.

  • Обеспечение неотвратимой ответственности за совершение
  • Восстановление нарушенных законных интересов, прав граждан.
  • Устранение последствий причиненных коррупцией.
  • Обеспечение безопасности государства и эффективного

функционирования ФСИН России.

Главная роль по борьбе с коррупцией во ФСИН России отведена подразделению собственной безопасности.

В 2009 году в соответствии с приказом директора ФСИН России
от 06.11.2009г. № 440 в структуре ФСИН России было решено создать Управление собственной безопасности (далее ­ УСБ). Уже с 2010 года во всех структурах территориальных органов
ФСИН России были созданы подразделения собственной безопасности, одной из главных функций, деятельности которых стала борьба с коррупцией во исполнение
Приказа ФСИН России от 02.03.2010 г. № 72 «О внесении изменений
в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний».

Подразделение собственной безопасности ­ представляет собой самостоятельное структурное подразделение ФСИН России, непосредственно подчиняющееся директору ведомства, выполняющее функции по борьбе с коррупцией, осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности деятельности сотрудников УИС, а также правильному функционированию учреждений исполняющих наказания. За такое короткое время существования, подразделение привнесло существенный вклад в ФСИН России по борьбе с коррупцией.

Перед данным подразделением было поставлено множество функций
и задач, одной из главных задач в работе входило выявление и устранение условий, способствующих совершению коррупционных преступлений и иных правонарушений работниками УИС
и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.

В настоящее время, методам уделяют большое значение,
в связи с тем, что на сегодняшний день активно идет борьба с коррупцией
в органах исполнительной власти, поэтому и система применяемых методов
к различным категориям государственных служащих разнообразна . Выбор метода происходит исходя из времени и способа применения, и других различных факторов. Существует множество мнений ученных из разных отраслей знаний по вопросу применения методов антикоррупционной деятельности. Рассмотрим несколько из них.

Л.Л. Попов , с административной точки зрения понимает под методом управления, прием практической реализации функций и задач исполнительной власти, в повседневной деятельности УИС основываясь в рамках служебной компетенции [5].

Опираясь на выводы Г.В. Атаманчука, который считает, что метод управленческой деятельности стоит понимать как оценку, анализ и приемы управленческих ситуаций, использования организационных и правовых форм, воздействия на поведение и сознание людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях [6] .

В целом необходимо отметить, что методы могут классифицироваться
на различные группы. Рассмотрим наиболее подходящие к антикоррупционной деятельности в УИС, метод принуждения и убеждения.

Метод принуждения ­ это императивное навязывание конкретного варианта антикоррупционного поведения, то есть оказывается принудительное воздействие на сознание
и волю сотрудника.

Суть данного метода заключается в ограничении воли и отсутствия свободы выбора
у сотрудника УИС, в отсутствии у него какой-либо свободы выбора.

Следует учитывать, что применение метода принуждения используется строго в соответствии с действующим законом, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допускается лишь при наличии оснований и в порядке, прямо предусмотренных этим законом.

А.В. Демин, считает, что метод принуждения антикоррупционной деятельности подразделяется на меры [7]. Исходя из этого принуждение,
как метод антикоррупционной деятельности в УИС состоит из следующих мер:

  • · Мера ответственности – цель заключается в наказании и перевоспитании

нарушителя, совершившего коррупционное деяние. В зависимости
от совершенного коррупционного деяния юридическая ответственность
в зависимости от деяния подразделяется на дисциплинарную уголовную, гражданско-правовую, административную.

Сотрудник УИС, совершивший коррупционное преступление привлекается
к уголовной ответственности, по решению суда назначаются санкции (лишение права занимать определенные должности, лишение свободы, штраф). Дисциплинарное наказание применяют
за совершение дисциплинарных коррупционных проступков, санкции могут быть в виде выговора, строгого выговора, увольнения, предупреждения о неполном служебном соответствии.

Санкции по привлечению к административной ответственности в виде
конфискации запрещенных предметов, веществ, наложение штрафа. Гражданско-правовые санкции применяют в виде возмещения вреда, причиненного коррупционными действиями или неустойки.

  • · Мера безопасности ­ применяется для профилактики и предотвращения,

превенции коррупционных деяний, негативно сказывающихся для УИС.
Сюда можно отнести проверку сотрудников УИС по факту проноса запрещенных предметов (средства связи) через контрольно-пропускные пункты. Проведение оперативных мероприятий сотрудниками собственной безопасности ФСИН России по выявленным фактам коррупционных нарушений.

  • · Мера пресечения – служит для прекращения антикоррупционных

правонарушений, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности.

  • · Мера восстановления – применяется с целью восстановления нарушенных прав. Можно

выделить: восстановление на службе незаконно-уволенных сотрудников УИС в результате совершения коррупционных преступлений; обязанность возместить причиненный вред
ФСИН России в результате совершенных коррупционных деяний со стороны сотрудников УИС
и так далее.

Вторым методом антикорупционной деятельности в УИС является метод убеждения,
он направлен на то, чтобы сотрудники без принуждения выполняли антикоррупционные указания. Метод воздействует больше на сознание и волю сотрудника в моральном и материальном плане.Данный метод используется в отношении всех сотрудников без исключения. Метод убеждения обходится ФСИН России значительно дешевле, чем метод принуждения. Действуя
по данному методу, сотрудник осознает, что его интересы совпадают
с антикоррупционными требованиями ФСИН России. С помощью средств массовой информации ФСИН России имеет возможность оповещать сотрудников ведомства о проводимых антикоррупционных мероприятиях, разъяснять для каких целей они необходимы.

Социальные, поощрительные, экономические, организационные меры присуще методу убеждения. Существуют стимулирующие и разъяснительные меры:

  • · Стимулирующие меры ­ применяют в упрощении процедуры

государственных закупок осуществляемых для нужд ФСИН России; разработки социальных гарантий сотрудников УИС, льготным исчислением службы в УИС, материальное поощрение сотрудников и другие.

  • · Меры разъяснительные ­ необходимы для создания общественного

единого мнения ( занятия по служебной подготовке с УИС по осуществлении антикоррупционной деятельности и противодействию; заслушивание на коллегиях, совещаний вопросов связанных
с противодействием коррупции в УИС; выступления Директора ФСИН России и его заместителей
в средствах массовой информации по антикоррупционной политике; распространение памяток
по противодействию коррупции в УИС ).

Подводя итоги изложенному выше, хотелось обозначить,
что актуальность данной темы в наши дни растет. Масштабы коррупции, охватившей ФСИН России таковы, что об этой проблеме говорят журналисты, которые обнародуют результаты своих расследований. Последствия говорят о необходимости обязательного и систематического проведения профилактических мероприятий по предупреждению коррупций в УИС.

В настоящее время в этой борьбе остается только усовершенствовать поверки безопасности
в целях обеспечения того, чтобы на работу принимали персонал с самой лучшей характеристикой. Ставить важной задачей в профессиональной подготовке сотрудника УИС формирование определенного стиля поведения. Руководствующему звену, ставя ужесточить задачи в наиболее уязвимых областях.

Мы никогда не сможем полностью искоренить коррупцию, но можем
создать препятствия на ее пути.

Список литературы:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Скобликов П.А. «Актуальные проблемы борьбы с коррупцией и организованной преступностью в современной России» ­ М.: Норма, 2007. 272с.

4. Балашов А.А., Гаврина Е.Е., Шорников В.П. «Коррупция в обществе и уголовно-исполнительной системе России»: учеб. пособие под ред. Гавриной Е.Е.­ Рязань: Копии Принт, 2011._ 196 с.

5. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. «Административное право России»: Проспект 2010 ­ 752 с. (отв. Ред. Попов Л.Л., 2-е изд. перераб. и доп.).

6. Атаманчук Г.В. «Теория государственного управления» Омега-Л, 2004г. ­ 301 универ . учебник .

7. Демин А.В. «Теория государства и права»: курс лекций ­ М.: ИНФРА-М, 2004. ­ 184 с .

List of references:

1. Federal law of 25.12.2008 № 273-FZ"on combating corruption".

3. Skoblikov P. A. " Actual problems of fight against corruption and organized crime in modern Russia " M.: Norm, 2007. 272c.

4. Balashov A. A., Gavrila O. E. Shornikov V. P. "Corruption in society and the penal system of Russia": studies. Benefit edited by E. E. Gabrini Ryazan: Copy Print, 2011. _ 196 p.

5. Popov L. L., Migachev, Y. I., Tikhomirov S. V. "Administrative law of Russia": the prospectus of the 2010 752 p (resp. Red. Popov L. L., 2nd ed. pererab. and EXT.).

6. Atamanchuk G. V. "Theory of public administration" omega-L, 2004. 301 University. textbook.

7. Demin A.V. "Theory of state and law": courselectures M.: INFRA-M, 2004. 184 p.

2) устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

2. Федеральное Собрание Российской Федерации обеспечивает разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контролирует деятельность органов исполнительной власти в пределах своих полномочий.

3. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции.

4. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

4.1. Правоохранительные органы, иные государственные органы, органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны информировать подразделения кадровых служб соответствующих федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб указанных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) о ставших им известными фактах несоблюдения государственным или муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов либо неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.

5. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц (далее - органы по координации деятельности в области противодействия коррупции). Для исполнения решений органов по координации деятельности в области противодействия коррупции могут подготавливаться проекты указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, проекты постановлений, распоряжений и поручений Правительства Российской Федерации, которые в установленном порядке представляются на рассмотрение соответственно Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также издаваться акты (совместные акты) федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представители которых входят в состав соответствующего органа по координации деятельности в области противодействия коррупции. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

6. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.

6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.

7. Счетная палата Российской Федерации в пределах своих полномочий обеспечивает противодействие коррупции в соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

Судебная практика и законодательство — 273-ФЗ О противодействии коррупции. Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими (далее - государственные служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении и (или) урегулировании конфликта интересов, а также в обеспечении исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

часть 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции"

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

а) в обеспечении соблюдения федеральными государственными гражданскими служащими территориального органа Минюста России (далее - гражданские служащие) ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции"), другими федеральными законами (далее - требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов);

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Утвердить прилагаемый Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52 (ч. I), ст. 6228; 2011, N 29, ст. 4291, N 48, ст. 6730; 2012, N 50 (ч. IV), ст. 6954, N 53 (ч. I), ст. 7605; 2013, N 19, ст. 2329, N 40 (ч. III), ст. 5031, N 52 (ч. I), ст. 6961; 2014, N 52 (ч. II), ст. 7542), Указом Президента Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 120 "О некоторых вопросах противодействия коррупции" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1506, N 29, ст. 4477), а также в целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции приказываю:

В целях организации исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") и реализации Национальной стратегии противодействия коррупции:

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" и в целях совершенствования деятельности по противодействию коррупции постановляю:

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

1. Установить, что Руководитель Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченное им должностное лицо Администрации Президента Российской Федерации на основании статьи 5 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - Федеральный закон "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам") принимает решение об осуществлении контроля за расходами:

В целях консолидации усилий федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц, направленных на противодействие коррупции, и в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" постановляю:

ФСИН России входит в структуру Федеральных органов исполнительной власти[413], поэтому данному органу свойственны и все признаки реализации исполнительной власти.

Деятельность уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства является частью реализации исполнительной власти и государственного управления и, следовательно, одним из видов управленческой деятельности, поэтому методам данной деятельности присущи все признаки и характеристики методов управления.

К определениям и классификации методов управления существуют различные подходы учеными из разных отраслей знаний. Так, в области менеджмента Р.А. Фатхутдинов описывает методы управления как метод воздействия субъекта управления на объект управления для практического осуществления стратегических и тактических целей системы управления, а именно достижение эффективности предоставления выполняемой услуги[414].

А в области административного права представляет интерес определение данное Л.Л. Поповым, который под методами управления применительно к государственно-управленческой деятельности понимает способ, прием практической реализации задач и функций исполнительной власти в повседневной деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе, закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме[415].

Г.В. Атаманчук обобщил суждения, высказанные в научной литературе и пришел к выводу, что под методами управленческой деятельности подразумеваются способы и приемы анализа и оценки управленческих ситуаций, использования правовых и организационных форм, воздействия на сознание и поведение людей в управляемых общественных процессах, отношениях и связях[416].

На основе этого необходимо заключить, что методы антикоррупционной деятельности в УИС – это способы осуществления управленческих действий в повседневной деятельности, на основе которых реализуется антикоррупционная политика в ведомстве в целях противодействия коррупционным проявлениям со стороны сотрудников ФСИН России.

В данном случае методам уделено большое значение, в связи с тем, что в настоящее время взят активный курс на борьбу с коррупцией в органах исполнительной власти, поэтому и система применяемых методов к различным категориям государственных служащих разнообразна. Выбор конкретного метода зависит от множества факторов, в том числе от степени воздействия, времени и способе применения.

По мнению Д.Н. Бахрах[417], можно назвать наиболее существенные черты методов:

1) это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на одного человека. Во всех случаях метод выступает как особая связь людей;

2) это способы сознательного воздействия, пригодные для многократного использования;

3) это способы достижения определенных целей;

4) это способы, обеспечивающие преобладание воли субъекта власти;

5) это способы организации, упорядочения происходящих в системе процессов, осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности;

6) методы – это система способов осуществления субъектами исполнительной власти их компетенции, они регулируются правом. Соответствующие нормы являются важнейшим элементом компетенции и определяют, какие способы властного воздействия и в каких условиях могут использоваться.

Классификаций методов управления достаточно много и требуется рассмотреть виды методов наиболее подходящие к антикоррупционной деятельности в УИС. Традиционно методы управления принято разделять на методы убеждения и методы принуждения. Примечательно мнение некоторых ученых-административистов[418], которые считают возможным с уверенностью констатировать, что разновидности и группы методов, выделяемые различными специалистами на основании разнообразных критериев, базируются на двух ключевых методах государственного управления: методе убеждения и методе принуждения.

Убеждение, как метод антикоррупционной деятельности в УИС, заключается в моральном, психологическом, материальном воздействии ФСИН России на сознание и волю сотрудников ведомства и направлено на то, чтобы сотрудники добровольно выполнили антикоррупционные указания.

В научной и учебной литературе по административному праву исследование метода убеждения практически не проводится, однако примечательно исследоваание И.Д. Фиалковской, которая на основе анализа данного метода выделяет присущие ему признаки:

1. Убеждение используется постоянно, систематически.

2. Убеждение используется в отношении всех граждан.

3. Фактическое основание использования убеждения отсутствует.

4. Целью убеждения является будущее одобряемое государством поведение.

5. Убеждение использует разнообразные средства информирования.

6. Убеждение осуществляется от имени субъекта государственного управления.

7. Убеждение рассматривается как основной метод воздействия[419].

В своих работах ученые-административисты отдельно не выделяют метод убеждения в деятельности уголовно-исполнительной системы в сфере реализации антикоррупционного законодательства, однако на основе критериев административного убеждения выделяемых профессором Д.Н. Бахрах[420], можно выявить следующие критерии убеждения, характерные для антикоррупционной деятельности ФСИН России:

Во-первых, убеждение используется в отношении всех сотрудников уголовно-исполнительной системы, что характерно в связи с тем, что данный метод используется постоянно и распространяется на всех без исключения, как бы добросовестно сотрудник не относился к своим служебным обязанностям, должно быть постоянное ощущение действия данного метода.

Во-вторых, убеждение обеспечивает добровольное выполнение норм права. Это означает что некоторые антикоррупционные меры, реализуемые ФСИН России, направлены на выработку законопослушания сотрудников ведомства. Действуя по убеждению сотрудник осознает что его определенные интересы совпадают с антикоррупционными требованиями ФСИН России и их воля совпадает.

В-третьих, решающее значение в антикоррупционном поведении должно принадлежать внутреннему контролю самого сотрудника за своими действиями, осознанию социального значения их целей и последствий.

В-четвертых, ФСИН России имеет возможность через средства массовой информации оперативно оповещать сотрудников ведомства о проводимых антикоррупционных мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать и соответственно убеждать.

В-пятых, убеждение обходится ФСИН России значительно дешевле, чем принуждение.

Суть убеждения, как метода антикоррупционной деятельности в УИС заключается в воздействии на поведение сотрудников ФСИН России, при котором те или иные антикоррупционные действия совершаются ими в согласии с их внутренними убеждениями, добровольно и сознательно. Для того чтобы добиться данного эффекта, необходимо рассмотреть различные антикоррупционные меры убеждения применяемые ФСИН России.

Представляет интерес классификация данных мер, предложенная Ю.А. Дмитриевым, И.А. Полянским и Е.В. Трофимовым, которые предлагают разделить такие меры на стимулирующие, воспитательные и разъяснительные[421].

Стимулирующие антикоррупционные меры направлены на создание стимулов для сотрудников уголовно-исполнительной системы, которые будут способствовать совершению определенных действий. Данные меры могут быть экономическими, организационными, социальными и поощрительными, например:

- введение льготных режимов для осуществления коммерческой деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы;

- упрощение процедуры осуществления государственных закупок для нужд ФСИН России;

- разработка и введение социальных гарантий сотрудников ФСИН России;

- обеспечение повышенным денежным довольствием в зависимости от выполняемой деятельности;

- льготное исчисление службы в уголовно-исполнительной системе, ранний выход на пенсию;

- моральное поощрение сотрудников за добросовестное исполнение служебных задач (вручение грамот, объявление благодарности, помещение фотографии на Доску почета, награждение нагрудным знаком, государственной наградой, присвоение специального звания и т.п.);

- материальное поощрение сотрудников за добросовестное исполнение служебных обязанностей (надбавки к окладу (за ученую степень, за работу с секретными документами), премии (за высокую служебную деятельность, за победу в конкурсе, отказ от взятки), ценные подарки и т.п.).

Воспитательные антикоррупционные меры убеждения направлены на воспитание у сотрудников и специального контингента антикоррупционного поведения, к ним относятся:

- воспитательная работа с осужденными и их родственниками направленная на недопущение совершения коррупционных действий с их стороны по отношению к сотрудникам ФСИН России;

- личный пример антикоррупционного поведения руководителя подразделения, органа или учреждения уголовно-исполнительной системы;

- пропаганда антикоррупционного поведения в средствах массовой информации ФСИН России.

Разъяснительные антикоррупционные меры убеждения направлены на создание общественного мнения сотрудников ФСИН России по осуществлению антикоррупционной деятельности в ведомстве. Среди данных мер можно выделить следующие:

- занятия по служебной подготовке с сотрудниками уголовно-исполнительной системы по противодействию коррупции и осуществлении антикоррупционной деятельности;

- проведение инструктажей сотрудников при заступлении на службу о недопустимости вступления в запрещенные связи с осужденными;

- проведение коллегий и совещаний для рассмотрения вопросов связанных с противодействием коррупции в уголовно-исполнительной системе;

- выступления Директора ФСИН России и его заместителей в средствах массовой информации по антикоррупционной тематике;

- конкурс на лучший антикоррупционный плакат в ведомстве;

- распространение памяток и листовок по противодействию коррупции в уголовно-исполнительной системе;

- социальная антикоррупционная реклама в средствах массовой информации.

Принуждение, как метод антикоррупционной деятельности в УИС, заключается в принудительном воздействии на сознание и волю сотрудников ФСИН России, императивно навязывающее им определенный вариант антикоррупционного поведения.

Так, например В.Г. Смольков считает, что принуждение базируется на власти и праве субъекта управления отдавать приказы и распоряжения, издавать инструкции и другие нормативные документы, на обязанности лица (объекта управления) их исполнять[422].

Сущность принуждения как метода антикоррупционной деятельности в УИС состоит в ограничении или отрицании воли сотрудников ведомства, в отсутствии у них какой-либо свободы выбора. Принуждение может иметь психологический, имущественный, физический, организационный характер. Главная цель принуждения - защитить правопорядок в обществе, обеспечить правомерное поведение всех участников общественных отношений.

А.В. Демин, выделяет принципы, на которых базируется применение метода государственного принуждения, среди которых следующие:

1. Государственная монополия на принуждение. Запрещены месть, самосуд, самоуправная реализация и защита частными лицами своих прав, свобод, интересов.

2. Равенство всех и каждого перед законом и судом. Государство гарантирует равный правовой статус субъектов права и запрет дискриминации. Меры принуждения применяются к человеку независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений.

3. Презумпция невиновности. Лицо считается невиновным в совершении правонарушения, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке. Никто не обязан доказывать свою невиновность, свидетельствовать против себя и своих близких.

4. Гуманизм. Запрет жестокого обращения, пыток, телесных наказаний. Мораторий на смертную казнь или полная ее отмена. Минимизация вреда, причиняемого лицу принудительными мерами.

5. Индивидуализация, соразмерность и однократность наказаний. Меры принуждения должны применяться с учетом личности виновного, его семейного положения, формы вины, смягчающих и отягчающих обстоятельств, причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.

6. Право частных лиц на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или должностных лиц[423].

Кроме этого необходимо добавить, что применение метода принуждения применяется только в соответствии с действующим законом, согласно которому любое ограничение прав и свобод граждан допустимо лишь на основаниях и в порядке, прямо предусмотренных этим законом. Также большое значение имеют не только законность, но и обоснованность, оправданность, целесообразность принуждения. Посредством принуждения подавляются, тормозятся интересы и мотивы антисоциального поведения, принудительно снимаются противоречия между общей и индивидуальной волей, стимулируется общественно полезное поведение.

Актуальна позиция А.В. Демина, который сгруппировал меры принуждения в четыре блока[424]. Исходя из этого принуждение, как метод антикоррупционной деятельности в УИС состоит из следующих мер:

1. Меры безопасности - применяются в целях профилактики, предотвращения, превенции коррупционно опасных деяний, угрожающих общественным и частным ценностям уголовно-исполнительной системы. К ним относятся:

- контрольные антикоррупционные мероприятия (проверки, ревизии, инвентаризации и т.д.) учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;

- требования, касающиеся запретов на использование сотовых телефонов на территории исправительных учреждений ФСИН России;

- проверка сотрудников ФСИН России и иных лиц на контрольно-пропускных пунктах исправительных учреждений ведомства по фактам проноса запрещенных предметов;

- оперативно-розыскные мероприятия сотрудников оперативных подразделений и собственной безопасности ФСИН России, проводимые при наличии информации о фактах проявления коррупции в ведомстве и т.д.

2. Меры пресечения – применяются с целью прекращения антикоррупционных правонарушений или иного угрожающего коррупционного поведения, задержания нарушителя, обеспечения привлечения его к юридической ответственности. Среди них можно выделить:

- применение специальных средств для изобличения коррупционной деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы и осужденных;

- задержание сотрудников уголовно-исполнительной системы, совершивших коррупционные деяния;

- изъятие запрещенных предметов, которые были доставлены на территорию исправительных учреждений в результате актов коррупции и т.д.

3. Меры ответственности – применяются с целью наказать и перевоспитать нарушителя, совершившего коррупционное деяние. В зависимости от совершенного коррупционного деяния юридическую ответственность подразделяют на уголовную, административную, гражданско-правовую, дисциплинарную.

За совершение коррупционных преступлений сотрудники ФСИН России и иные лица привлекаются к уголовной ответственности и судом назначаются различные уголовные санкции – штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение свободы на определенный срок и т.д.

За совершение коррупционных правонарушений сотрудники ФСИН России и иные лица привлекаются к административной ответственности и судом назначаются административные санкции - штраф; конфискация запрещенных предметов, веществ или продуктов питания.

За совершение дисциплинарных коррупционных проступков к сотрудникам ФСИН России применяются дисциплинарные санкции - замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Кроме этого могут применяться и гражданско-правовые санкции - неустойка, возмещение вреда, причиненного коррупционными действиями.

4. Меры восстановления – применяются с целью восстановления нарушенного правового состояния, устранения или возмещения причиненного вреда актом коррупции. Среди данных мер можно выделить:

- обязанность возместить причиненный вред ФСИН России в результате совершенных коррупционных деяний со стороны сотрудников ведомства и вовлеченных третьих лиц;

- признание итогов аукциона, проводимого по оказанию услуг для нужд ФСИН России, недействительным, если будет известно, что на итоги аукциона повлияло совершение коррупционных действий;

- отмена незаконных правовых актов ФСИН России, содержащих возможность проявления коррупционных действий;

- восстановление на службе незаконно-уволенных сотрудников ведомства в результате совершения коррупционных действий и т.д.

Некоторые ученые-административисты[425] высказываются о том, что преобладание в структуре методов управления уголовно-исполнительной системы антикоррупционной сферой общественной жизнедеятельности методов принудительного воздействия, обозначает для внешних наблюдателей усиление вмешательства ФСИН России, ужесточение управленческого воздействия, подчеркивает остроту существующих в управляемой антикоррупционной сфере проблем. А применение мягких методов убеждения характеризует некоторую слабость управления уголовно-исполнительной системой в соответствующей антикоррупционной области, определяет второстепенность участия ФСИН России в процессах регуляции антикоррупционных отношений.

Таким образом, методы антикоррупционной деятельности в УИС – это способы осуществления управленческих действий в повседневной деятельности, на основе которых реализуется антикоррупционная политика в ведомстве в целях противодействия коррупционным проявлениям со стороны сотрудников ФСИН России. К данным методам относятся убеждение и принуждение, на основе которых базируются разновидности и группы методов, выделяемых различными специалистами. Эти методы должны применяться в сбалансированном комплексе и регулироваться соответствующими нормами права, которые определяют компетенцию и условия их использования.

1. Во исполнение Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, в России создана законодательная база противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных органов по борьбе с ней.

Однако, несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по‑прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации.

2. Анализ работы государственных и общественных институтов по исполнению Федерального закона от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Национального плана противодействия коррупции, утверждённого Президентом Российской Федерации 31 июля 2008г. №Пр-1568, свидетельствует о необходимости принятия Национальной стратегии противодействия коррупции, представляющей собой постоянно совершенствуемую систему мер организационного, экономического, правового, информационного и кадрового характера, учитывающей федеративное устройство Российской Федерации, охватывающей федеральный, региональный и муниципальный уровни, направленной на устранение коренных причин коррупции в обществе и последовательно реализуемой федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами.

3. Национальная стратегия противодействия коррупции разработана:

а) исходя из анализа ситуации, связанной с различными проявлениями коррупции в Российской Федерации;

б) на основании общей оценки эффективности существующей системы мер по противодействию коррупции;

в) с учётом мер по предупреждению коррупции и по борьбе с ней, предусмотренных Конвенцией Организации Объединённых Наций против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация.

4. Меры по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции, отражаемые в правовых актах Российской Федерации, в национальном плане противодействия коррупции на соответствующий период, в планах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции, должны соответствовать общепризнанным принципам и нормам международного права в области основных прав и свобод человека и гражданина, зафиксированным во Всеобщей декларации прав человека и в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах.

II. Цель и задачи Национальной стратегии противодействия коррупции

5. Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

6. Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:

а) формирование соответствующих потребностям времени законодательных и организационных основ противодействия коррупции;

б) организация исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции, создание условий, затрудняющих возможность коррупционного поведения и обеспечивающих снижение уровня коррупции;

в) обеспечение выполнения членами общества норм антикоррупционного поведения, включая применение в необходимых случаях мер принуждения в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.

III. Основные принципы Национальной стратегии противодействия коррупции

7. Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:

а) признание коррупции одной из системных угроз безопасности Российской Федерации;

б) использование в противодействии коррупции системы мер, включающей в себя меры по предупреждению коррупции, по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления, и по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных деяний, при ведущей роли на современном этапе мер по предупреждению коррупции;

в) стабильность основных элементов системы мер по противодействию коррупции, закреплённых в Федеральном законе от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

г) конкретизация антикоррупционных положений федеральных законов, Национальной стратегий противодействия коррупции, национального плана противодействия коррупции на соответствующий период в правовых актах федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в муниципальных правовых актах.

IV. Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

8. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется по следующим основным направлениям:

а) обеспечение участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции;

б) повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию коррупции;

в) внедрение в деятельность федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих прозрачность при принятии законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов и управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие указанных органов и их взаимодействие с гражданами и организациями в рамках оказания государственных услуг;

г) совершенствование системы учёта государственного имущества и оценки эффективности его использования;

д) устранение коррупциогенных факторов, препятствующих созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций;

е) совершенствование условий, процедур и механизмов государственных и муниципальных закупок, в том числе путём расширения практики проведения открытых аукционов в электронной форме, а также создание комплексной федеральной контрактной системы, обеспечивающей соответствие показателей и итогов выполнения государственных контрактов первоначально заложенным в них параметрам и утверждённым показателям соответствующего бюджета;

ж) расширение системы правового просвещения населения;

з) модернизация гражданского законодательства;

и) дальнейшее развитие правовой основы противодействия коррупции;

к) повышение значимости комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов;

л) совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений;

м) периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по её предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах;

н) совершенствование правоприменительной практики правоохранительных органов и судов по делам, связанным с коррупцией;

о) повышение эффективности исполнения судебных решений;

п) разработка организационных и правовых основ мониторинга правоприменения в целях обеспечения своевременного принятия в случаях, предусмотренных федеральными законами, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов, а также в целях реализации решений Конституционного Суда Российской Федерации;

р) совершенствование организационных основ антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и повышение её результативности;

с) повышение денежного содержания и пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;

т) распространение ограничений, запретов и обязанностей, установленных законодательными актами Российской Федерации в целях предупреждения коррупции, на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, включая высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности;

у) повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере организации противодействия и непосредственного противодействия коррупции;

ф) совершенствование системы финансового учёта и отчётности в соответствии с требованиями международных стандартов;

х) повышение эффективности участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в антикоррупционной сфере, включая разработку организационных основ регионального антикоррупционного форума, оказание при необходимости поддержки другим государствам в обучении специалистов, исследовании причин и последствий коррупции.

V. Механизм реализации Национальной стратегии противодействия коррупции

9. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества, организациями и физическими лицами:

а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;

б) путём решения кадровых вопросов;

в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;

г) путём оперативного приведения:

правовых актов федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов по вопросам противодействия коррупции;

правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации – в соответствие с требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных государственных органов по вопросам противодействия коррупции;

муниципальных правовых актов – в соответствие с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных государственных органов и нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции;

д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;

е) путём обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;

ж) путём оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;

з) путём активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: