Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве курсовая работа

Обновлено: 24.04.2024

Документ из архива "Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве", который расположен в категории " ". Всё это находится в предмете "государство и право" из раздела "", которые можно найти в файловом архиве Студент. Не смотря на прямую связь этого архива с Студент, его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе "курсовые/домашние работы", в предмете "государство и право" в общих файлах.

Онлайн просмотр документа "32861"

Текст из документа "32861"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовская государственная академия права

Поволжский региональный юридический институт

Кафедра теории государства и права

Теория государства и права

Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

/Курсовая работа/

студент 1 курса 108 группы

к.ю.н., Циболенко О.И.

Саратов – 2003

1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …. 5

2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации

и деятельности прокуратуры ……………………….……………… 10

3. Надзор за соблюдением законности, прав и свобод

человека и гражданина …………………………. 15

Проблема законности – одна из центральных в общей тео­рии государства и права. Актуальность ее очевидна как в теоре­тическом, так и в практическом плане. В советской юридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории 0 .

На разных этапах развития общей теории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическая законность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – что только принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояния господства законности в социалистическом обществе, как «режим законности » (Н.Г. Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, кто настаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.

Законность как общественный феномен – результат взаимо­действия различных факторов, которые и определяют ее приро­ду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна быть некоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркивает объективный характер явления и исключает вероятность субъективно-идеалистического его толкования.

При исследовании законности практически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать в понятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшей решительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить «всеохватывающее » его определение.

Первоначальная схема соотношения «закон – законность » рассматривала закон как «нормативную основу » , «нормативную предпосылку » законности. «Действующее советское законодательство есть основа советской социалистической законности » , указывал М.С. Строгович 0 .

Однако, по мнению А.Б. Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовую категорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений, формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить ее нравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект; в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный с предметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовому фетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуют возникновению противоречий между отдельными правовыми категориями 0 .

Категория законности, также, как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, без надлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многом зависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь от декларативности к реальности законности в общественной системе лежит через эффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридических средств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

1. Понятие, основные принципы и гарантии законности

Можно сформулировать следующее определение законности: законность – политико-правовое явление, характеризую­щее процесс совершенствования государственно-правовой фор­мы организации общества и реализации идеи социальной спра­ведливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполне­ния действующего законодательства 0 .

Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые при­обретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость нака­зания за совершенное правонарушение;

4) недопустимость про­тивопоставления законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности и культурности.

По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффектив­ность и содержательность данного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязате­льность требования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений, единообразное понимание юри­дических критериев оценки поведения участников отношений, их толкования и применения.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное право­нарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно соде­янному наказание.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целе­сообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в со­ответствии с нормами права предоставляет возможность при­нять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках за­кона.

Наиболее концентрированное выражение нравственная при­рода законности находит в ее взаимосвязи с культурой. За­конность не может ни развиваться, ни функционировать без опо­ры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законно­сти. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условии и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирую­щая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму – собственно юридические.

Определяющее значение среди них имеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственного комплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическая система, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность, противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для роста правонарушений, криминализации общества.

Проводимые преобразования по-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантий обеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатах деятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральных ценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, сострадание имеют непреходящее значе­ние.

Если в обществе дефицит культуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией, административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризма игнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечном счете это приносит невосполнимый вред государству и личности.

Важным моментом являются социально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, что законность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностную ориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается как выражение господства социальной справедливости, как конкретное проявление обеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданин демократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению, видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественно полезном..

Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения 0 . В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.

Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспече­ние законности.

На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государст­венно-правовым развитием общества и природой законности; но­сят непосредственный и целевой характер; закреплены в дейст­вующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специ­альных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:

1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;

2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевре­менное выявление, предупреждение и пресечение правонаруше­ний;

3) эффективность мер юридической ответственности и защи­ты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура на­селения страны.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств состав­ляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть до­стигнут только в комплексе с другими элементами единого меха­низма реализации идеи и принципов законности, функциониро­вание которого создает реальные предпосылки для формирова­ния в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого «спутника » законности.

Сегодня прокуратура – это многофункциональный орган надзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно – распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иные условия для своей деятельности 0 .

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор - это осуществление от имени государства деятельности специально уполномоченными лицам и прокурорами по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Содержание

Введение.
Глава I. Основные принципы и гарантии законности в Российской Федерации.
Глава II. Сущность прокурорского надзора.
2.1 Характеристика и содержание прокурорского надзора.
2.2 Цели и задачи прокуратуры.
2.3 Принцип законности в деятельности прокуратуры.
Глава III. Основные направления прокурорского надзора.
3.1 Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.
3.2 Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»

КАФЕДРА ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Учебная дисциплина – теория государства и права

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР КАК ГАРАНТИЯ ЗАКОННОСТИ В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

Выполнил: студент 2 курса

Глава I. Основные принципы и гарантии законности в Российской Федерации.

Глава II. Сущность прокурорского надзора.

2.1 Характеристика и содержание прокурорского надзора.

2.2 Цели и задачи прокуратуры.

2.3 Принцип законности в деятельности прокуратуры.

Глава III. Основные направления прокурорского надзора.

3.1 Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

3.2 Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина.

Список использованной литературы.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

Прокурорский надзор - это осуществление от имени государства деятельности специально уполномоченными лицам и прокурорами по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Прокуратура не уполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительной власти и соответственно- высшими должностными лицам и государства. Исключены из числа объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, но не иные структуры, в наименовании которых имеется слово «суд».

Сам по себе прокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорской деятельности.

Актуальность курсового исследования обусловлена тем, что в силу своего предназначения прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства, укреплять законность и правопорядок, а чтобы реализовать возложенные на нее задачи, прокуратура осуществляет особый вид государственной деятельности - прокурорский надзор. Согласно ст. 129 Конституции РФ, прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Данное положение находит свою конкретизацию в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202-I «О рокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре), где закреплено, что прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Таким образом, на сегодняшний момент, тема является весьма актуальной для изучения.

Прежде всего, при изучении данной темы основное значение имели источники, включенные в структуру российского законодательства. Это такие акты как: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ от 17.011992 № 2202-1 « О прокуратуре Российской Федерации».

Важным источником послужил труд Козлова А.Ф. «Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть» 1999 г.

Цель данного исследования – проанализировать прокурорский надзор как гарантию законности в Российском государстве.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

1) рассмотреть систему законодательства РФ;

2) исследовать проблему формирования правовой государственности в России в свете прокурорского надзора;

3) проанализировать средства прокурорского надзора;

4) рассмотреть общие направления прокурорского надзора, функции и задачи прокуратуры;

Объект исследования – законность в Российской Федерации.

Предмет исследования – прокурорский надзор как гарантия законности в России.

Глава I. Основные принципы законности в Российской Федерации.

Можно сформулировать следующее определение законности: законность – политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующего законодательства.1

Законность базируется на ряде принципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система идей и взглядов, которые приобретают качество исходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннего убеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативных актов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:

1) единство законности;

2) гарантированность основных прав и свобод граждан;

3) неотвратимость наказания за совершенное правонарушение;

4) недопустимость противопоставле ния законности и целесообразности;

5) взаимосвязь законности и культурности.

По поводу принципа единства законности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетной легитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именно степень общности этих институтов определяет эффективность и содержательность данного принципа.

Гарантированность основных прав и свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но и права. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, их реализацией.

Принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение характеризует юридическую природу законности и определяется деятельностью общественных и государственных институтов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любое противоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в его совершении понести адекватно содеянному наказание.

Существенное значение для понимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законности и целесообразности. Он указывает на политико-правовую сущность рассматриваемого явления. А для участников отношений в соответствии с нормами права предоставляет возможность принять наиболее целесообразное решение и вариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках закона.

Наиболее концентрированное выражение нравственная природа законности находит в ее взаимосвязи с культурой. Законность не может ни развиваться, ни функционировать без опоры на достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступают важнейшей социальной основой законности. Но и законность в свою очередь является одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества. В этом состоит назначение данного принципа.

Гарантии законности – это обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирующая такую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии.

Гарантии законности выражают все многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому в литературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому виду относятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ко второму – собственно юридические.

Особое значение имеет и то, что требование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должно восприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. В литературе правильно отмечалось, что законность выступает в качестве юридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения.2 В общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волю народа, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то, естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольно значительным большинством граждан.

Все вышеперечисленные общие условия обеспечения законности составляют материальную базу использования специальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантии законности – это обусловленная особенностями экономического и общественного строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.

На основании изложенного можно сформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим и государственно-правовым развитием общества и природой законности; носят непосредственный и целевой характер; закреплены в действующем законодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.

В юридической литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специальных юридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:

1) полнота и эффективность юридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности и тенденции развития общества;

2) высокий уровень контроля и надзора за реализацией законности, направленной на своевременное выявление, предупреждение и пресечение правонарушений;

3) эффективность мер юридической ответственности и защиты, ведущих к восстановлению нарушенных прав и обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;

4) качественная работа компетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферах жизнедеятельности общества;

5) постоянное совершенствование и улучшение юридической деятельности;

6) развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения страны.

Совокупность вышеперечисленных условий и средств составляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненном виде, они малоэффективны. Их практический результат может быть достигнут только в комплексе с другими элементами единого механизма реализации идеи и принципов законности, функционирование которого создает реальные предпосылки для формирования в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого «спутника» законности.

Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Целью прокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства и управления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор - это осуществление от имени государства деятельности специально уполномоченными лицам и прокурорами по обеспечению точного исполнения и единообразного применения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранению их нарушений, привлечения виновных к ответственности.

Содержание

Введение.
Глава I. Основные принципы и гарантии законности в Российской Федерации.
Глава II. Сущность прокурорского надзора.
2.1 Характеристика и содержание прокурорского надзора.
2.2 Цели и задачи прокуратуры.
2.3 Принцип законности в деятельности прокуратуры.
Глава III. Основные направления прокурорского надзора.
3.1 Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.
3.2 Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина.
Заключение.
Список использованной литературы.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

Принцип независимости в организации и деятельности прокуратуры заключается в том, что ее органы осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов государственного самоуправления, общественных объединений. Чтобы оградить независимость функционирования органов прокуратуры, закон запрещает прокурорам и следователям прокуратуры быть членами выборных и иных органов, образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления. Прокуроры не могут быть членами общественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие в их деятельности.

Принцип законности означает, что органы прокуратуры осуществляют свои функции в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Принцип гласности в организации и деятельности прокуратуры выражается в оповещении в печати о назначении прокуроров, о которых идет речь в Конституции РФ, в обязанности информирования федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и 'органов местного самоуправления, а также населения о состоянии законности. Органы прокуратуры обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям федеральных законов об охране прав и свобод граждан, а также законодательства о государственной и иной специально охраняемой законом тайне.7

Глава III. Основные направления прокурорского надзора.

3.1 Надзор за исполнением законов и законностью правовых актов.

Предметом первой отрасли прокурорского надзора, так называемого "общего" надзора, является исполнение законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выделять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.8

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:

• принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

• внесение представления об устранении нарушений;

• обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

• вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

• письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности.9

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее 10-дневного срока с момента получения, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. О результатах рассмотрения протеста прокурору незамедлительно сообщается в письменном виде.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствовавших. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

При несоответствии постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации, Генеральный прокурор информирует об этом Президента РФ.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Постановление о возбуждении уголовного дела, как правило, направляется в орган дознания или предварительного следствия для производства расследования. Прокурор может и сам приступить к расследованию после возбуждения уголовного дела.10

3.2 Надзор за соблюдением законности, прав и свобод человека и гражданина.

Правозащитная функция органов прокуратуры – одно из звеньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальными правовыми институтами. Многолетние статистические наблюдения свидетельствуют о безусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законных интересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой в органы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.

Чтобы отразить динамику роста таких обращений, прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовской области: в 1994 г. – 14 тыс., 1995 г. – 16 тыс., 1996 г. – 18 тыс. Каждое третье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции области поступило жалоб на незаконный арест, действия должностных лиц, административные взыскания и т. д. менее 2,8 тыс.11

Всего же по протестам прокуроров, например, в 1996 году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубо нарушающих права и свободы граждан.12 При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.

Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектов Федерации процесс девальвации провозглашенных в стране прав и свобод. В первую очередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленные Конституцией Российской Федерации (права работников несовершеннолетних, предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использования мер административного принуждения. Чаще всего нарушается налоговое, земельное, жилищное, трудовое, административное законодательство, а также законы, предусматривающие предоставление льгот гражданам. Нередко издаются правовые акты, неправомерно ограничивающие права и свободы граждан, устанавливаются не предусмотренные законом штрафы, налоги, сборы13.

Прокурорский надзор в данном случае служит дополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей, защиты политических, экономических, культурных и иных прав гражданина и человека.

Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципы правового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод; непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод и обязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение на незаконное ограничение конституционных прав и свобод.

Функция надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на деле не означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичного интереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав и обязанностей граждан, их коллективов.

Осуществляющие надзор за соблюдением прав и свобод прокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны с определенными обязанностями. Однако во всех случаях должен торжествовать принцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной для определения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуют безотлагательного реагирования со стороны прокурора.

Главным принципом, определяющим содержание надзорной деятельности, служит принцип формального юридического равенства, трансформирующийся в равенство прав, равенство обязанностей, равенство перед законом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защищать права и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не только образцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженные ценности, исповедуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративную мораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формах индивидуального эгоизма.

Генеральная прокуратура РФ нацеливает подчиненных прокуроров избегать дублирования судебных органов, роль которых в защите прав и свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая.

Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участие прокуроров в судебном разбирательстве дел и др.

Задачи прокурорского надзора – надзора за точным и единообразным исполнением законов – на современном этапе должны рассматриваться как защита граждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдение конституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия и дознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора за расследованием и раскрытием преступлений.

В результате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки в правоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконных правовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленные жалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотен тысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов, пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулирования организации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимости работы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.

В заключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностей является человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветви государственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры – правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферы жизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельности прокуратуры проявляется двуединая направленность – охрана прав и законных интересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав и законных интересов государства, общества. Названная цель реализуется даже тогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняя преступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следит и за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены).

Курсовая работа - Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

Курсовая работа -Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве
Выполнил: студент группы Тертерян Р
Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержания задержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законов органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участие прокуроров в судебном разбирательстве дел и др.

Денисова Е.Э. Прокурорский надзор за соблюдением прав граждан на безопасные условия труда

  • формат pdf
  • размер 9.15 МБ
  • добавлен 21 ноября 2011 г.

Диссертация на соиск. уч. степени канд. юр. наук, специальность 12.00.11 – «Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура». – М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Ген. прокуратуре РФ, 2001. – 158 с. Названия глав: Введение – Охрана жизни и здоровья работника как одно из направлений деятельности прокурорского надзора – Характеристика условий привлечения к ответственности за вред.

Доклад - Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки. УрГЮА 2011г

  • формат rtf
  • размер 286.97 КБ
  • добавлен 13 мая 2011 г.

Уральская государственная юридическая академия. Регионально-заочный факультет. 3 курс. 6 семестр. 14 стр. Работа сдана в 2011г. Содержание: - Введение; - Прокурорский надзор за деятельностью ФСБ; - Прокурорский надзор за деятельностью СВР. Избранная мною тема очень актуальна, так как до недавнего времени оперативно-розыскная деятельность была строго засекречена. До середины 80-х годов ОРД находилась вне правового поля, так как регулировались ве.

Козлов А.Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебник

  • формат doc
  • размер 209.82 КБ
  • добавлен 22 марта 2010 г.

ХГУ, Юриспруденция. Козлов А. Ф. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Общая часть: Учеб. пособие. — Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 1999. - 140 с. Раскрываются роль прокуратуры как важнейшего государственного органа правоохраны и обеспечения законности, вопросы ее компетенции, принципы прокурорского надзора. Анализируются изменения, касающиеся статуса и правомочий органов прокуратуры, закрепленные в Конституции РФ и новом Законе о прокуратуре.

Контрольная работа - Надзор за законностью административного производства

  • формат doc
  • размер 172.9 КБ
  • добавлен 09 сентября 2011 г.

Прокурорский надзор Республики Казахстан. Сущность и задачи прокурорского надзора за законностью административного производства. Полномочия прокурора по обеспечению законности административного производства.

Контрольная работа - Прокурорский надзор Решение задачи, ГУУ

  • формат doc
  • размер 8.19 КБ
  • добавлен 11 января 2010 г.

Контрольная работа по дисциплине "прокурорский надзор", сдавалась в 2006 году. Решение задач. 3 стр. ГУУ, кафедра ПОУ.

Курсовая работа - Органы прокуратуры Российской Федерации (система, задачи, правовые основы деятельности)

  • формат doc
  • размер 152 КБ
  • добавлен 26 сентября 2009 г.

Содержание. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. Система органов прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. Прокуратуры районов и городов. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Другие виды надзора. Иные ф.

Лекции - подготовленный для АГУ, составленный мною из разных источников

  • формат doc
  • размер 108.33 КБ
  • добавлен 11 января 2011 г.

1. Содержание, предмет и система курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» .2. Понятие законности, ее роль в правовом государстве, значение прокуратуры для укрепления законности .3. Учреждение и развитие прокуратуры в дореволюционной период. Здесь отражены наиболее часто встречающиеся вопросы по этой дисциплине.

Лекции - Содержание и система курса Прокурорский надзор

  • формат doc
  • размер 80.15 КБ
  • добавлен 11 февраля 2011 г.

Содержание и система курса «Прокурорский надзор». Соблюдение законности как предмет прокурорского надзора. Учреждение и исторические этапы в организации и деятельности прокуратуры. Законодательное регулирование прокурорского надзора. Концепции прокурорского надзора на современном этапе.rn

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сб. методич. материалов

  • формат doc
  • размер 671.76 КБ
  • добавлен 13 января 2012 г.

– М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. – 875 с. В сборнике методических материалов проанализированы общие вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экономики в современных условиях, раскрыта специфика основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства во всех основных сферах экономики, в том числе: бюджетного, земельного и антимонопольного законодательства, законов о госуда.

Шпаргалки - Прокурорский надзор

  • формат docx
  • размер 90.37 КБ
  • добавлен 22 марта 2010 г.

ХГУ, Юриспруденция. Предмет и система курса "Прокурорский надзор". Создание и история прокуратуры России до 1917. Прокуратура Российской Федерации. Её структура. Полномочия прокуроров по установлению, устранению и предупреждению нарушения законности. Сущность и задачи Прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности. Роль прокуроров при координация деятельно.

Курсовая работа - Прокурорский надзор

Введение. Понятие и сущность прокурорского надзора. Основные понятия прокурорского надзора. Отрасли прокурорского надзора. Заключение. Библиографический список.

Доклад - Прокурорский надзор за исполнением законов Федеральной службой безопасности и Службы внешней разведки. УрГЮА 2011г

  • формат rtf
  • размер 286.97 КБ
  • добавлен 13 мая 2011 г.

Уральская государственная юридическая академия. Регионально-заочный факультет. 3 курс. 6 семестр. 14 стр. Работа сдана в 2011г. Содержание: - Введение; - Прокурорский надзор за деятельностью ФСБ; - Прокурорский надзор за деятельностью СВР. Избранная мною тема очень актуальна, так как до недавнего времени оперативно-розыскная деятельность была строго засекречена. До середины 80-х годов ОРД находилась вне правового поля, так как регулировались ве.

Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине: Прокурорский надзор. Общая часть

  • формат pdf
  • размер 1.08 МБ
  • добавлен 18 ноября 2009 г.

Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 120 с. Настоящее учебное пособие представляет собой набор основных лекций по общей части учебной дисциплины «Прокурорский надзор», которые систематизированы в определенной последовательности. Предназначено для студентов, аспирантов, преподавателей и научных работников высших образовательных учреждений. Может представлять практический интерес и для широкого круга читателей, интересующихся юриспруде.

Контрольная работа - Прокурорский надзор Решение задачи, ГУУ

  • формат doc
  • размер 8.19 КБ
  • добавлен 11 января 2010 г.

Контрольная работа по дисциплине "прокурорский надзор", сдавалась в 2006 году. Решение задач. 3 стр. ГУУ, кафедра ПОУ.

Контрольная работа: Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания

  • формат doc
  • размер 33.26 КБ
  • добавлен 15 января 2010 г.

Контрольная работа по теме: "Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания" автор Киперь С. 2009 г.

Королев С.Н. Прокурорский надзор в РФ: Понятийный аппарат

  • формат doc
  • размер 132.15 КБ
  • добавлен 22 апреля 2011 г.

Королев С. Н. Прокурорский надзор в РA: Понятийный аппарат – Екатеринбург, 2007. – 64 с. Основные понятия. Понятие прокурорского надзора в РФ. ; Правовые основы организации и деятельности прокуратуры; Принципы деятельности прокуратуры; Система прокуратуры в РФ; Понятие компетенции прокуратуры; Служба в органа прокуратуры; Надзор за соблюдением и исполнением НПА ; Предмет надзора, полномочия и правовые средства; Надзор за исполнением зако.

Курсовая работа - Органы прокуратуры Российской Федерации (система, задачи, правовые основы деятельности)

  • формат doc
  • размер 152 КБ
  • добавлен 26 сентября 2009 г.

Содержание. Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Российской Федерации. Система органов прокуратуры РФ. Генеральная прокуратура РФ. Прокуратуры субъектов Российской Федерации. Прокуратуры районов и городов. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Другие виды надзора. Иные ф.

Курсовая работа - Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

  • формат rtf
  • размер 30.97 КБ
  • добавлен 29 мая 2011 г.

Курсовая работа -Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве Выполнил: студент группы Тертерян Р Практика применения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственную целесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорской деятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органами представительной и исполнительной власти, а также за соответствием законам издаваемых ими пра.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики: сб. методич. материалов

  • формат doc
  • размер 671.76 КБ
  • добавлен 13 января 2012 г.

– М.: Академия Генеральной прокуратуры РФ, 2010. – 875 с. В сборнике методических материалов проанализированы общие вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере экономики в современных условиях, раскрыта специфика основных направлений прокурорского надзора за исполнением законодательства во всех основных сферах экономики, в том числе: бюджетного, земельного и антимонопольного законодательства, законов о госуда.

Реферат - Сущность и задачи прокурорского надзора в Республике Казахстан. Предмет и система курса Прокурорский надзор в РК. Правовые основы организации и деятельности органов прокуратуры

  • формат doc
  • размер 119 КБ
  • добавлен 04 ноября 2010 г.

Введение Основные задачи и направления деятельности прокуратуры Республики Казахстан. Система органов прокуратуры РК. Генеральная прокуратура РК. Прокуратуры районов и городов. Прокурорский надзор. Основные направления прокурорского надзора. Общий надзор (надзор за исполнением законов и законностью правовых актов). Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Другие виды надзора. Иные функции прокуратуры. Заключение Список л.

Шпаргалки - Прокурорский надзор

  • формат docx
  • размер 90.37 КБ
  • добавлен 22 марта 2010 г.

ХГУ, Юриспруденция. Предмет и система курса "Прокурорский надзор". Создание и история прокуратуры России до 1917. Прокуратура Российской Федерации. Её структура. Полномочия прокуроров по установлению, устранению и предупреждению нарушения законности. Сущность и задачи Прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия. Прокурорский надзор за законностью оперативно-розыскной деятельности. Роль прокуроров при координация деятельно.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: