Прокурор арбитражный суд административная ответственность

Обновлено: 15.04.2024

Главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) предусмотрено право прокурора обратиться в арбитражный суд с заявлением о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности.

Значительная доля нарушений законов, выявленных в ходе прокурорских проверок исполнения федерального законодательства в сфере экономики, подлежат квалификации как административные правонарушения.

Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" (статьи 22, 23, 25, 28) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (статьи 25.11, 28.4, 28.8, 29.7, 30.10, 30.12, далее - КоАП РФ) прокурору предоставлены процессуальные полномочия по возбуждению производства об административном правонарушении, участию в его рассмотрении, совершению иных предусмотренных федеральным законом действий.

Статьей 28.4 КоАП РФ определен перечень дел об административных правонарушениях, которые могут быть возбуждены только прокурором (исключительная компетенция прокурора).

Наиболее распространенные из них, относящиеся к подведомственности арбитражных судов - дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.24 КоАП РФ (нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящимся в федеральной собственности, и использования указанного объекта).

Например, прокуратурой города Москвы по фактам нарушений при использовании федерального имущества в 2015 году в арбитражный суд направлено 250 заявлений о привлечении субъектов предпринимательской деятельности к административной ответственности, что составило 40% от общего количества заявлений.

Однако, при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Дела об указанных административных правонарушениях могут быть возбуждены прокурором как по результатам проверок в рамках осуществления надзорной деятельности, так и по поступившим в органы прокуратуры обращениям граждан и иных лиц.

При оформлении прокурором документов, фиксирующих административное правонарушение, существуют некоторые особенности. Так, в отличие от других контролирующих органов прокурор вместо протокола об административном правонарушении выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Таким образом, постановление прокурора является документом, юридически тождественным протоколу об административном правонарушении.

Постановление должно содержать сведения, предусмотренные статьей 28.2 КоАП РФ, и выноситься в сроки, установленные статьей 28.5 настоящего Кодекса.

При вынесении постановления об административном правонарушении лицу, в отношении которого ведется производство, в обязательном порядке должны быть разъяснены его права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ.

Так, часть 1 статьи 25.1 КоАП РФ регламентирует, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с действующим КоАП РФ.

При решении вопроса о наличии либо отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности.

По делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, постановление не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.

Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела обязан передать его для рассмотрения в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.

Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью, подведомственны арбитражному суду (статья 27 АПК РФ).

Перечень дел об административных правонарушениях, которые подлежат рассмотрению арбитражным судом, установлен частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ.

Так, судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.33, 7.24, частями 2 и 3 статьи 9.4, статьями 9.5, 9.5.1, 14.1, 14.10, 14.11, 14.14, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.18, 14.23, 14.27, 14.36, 14.37, частью 2 статьи 14.38, статьями 14.43-14.50, частью 1 статьи 15.10, частями 2 и 2.1 статьи 17.14, частями 6 и 15 статьи 19.5, статьей 19.33 настоящего Кодекса, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.9.1, 14.12, частями 1-4.1, 5.1-8 статьи 14.13, статьями 14.31, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.61 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 203 АПК РФ заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 202 и части 1 статьи 207 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности рассматриваются арбитражными судами по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и КоАП РФ. Срок рассмотрения административного дела не должен превышать двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятия решения.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" не наделяет прокурора функцией надзора за деятельностью судов по осуществлению правосудия, поэтому прокурор в арбитражном процессе по административным делам пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены главой 25 и иными нормами АПК РФ.

Реализуя полномочия в арбитражном судопроизводстве по делам об административных правонарушениях, прокурор тем самым принимает непосредственное участие в предупреждении преступлений экономической направленности.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

В ходе осуществления прокурорского надзора часто выявляются случаи совершения субъектами предпринимательской деятельности деяний, образующих состав административного правонарушения (нарушение лицензионных требований, строительство без получения соответствующего разрешения, размещение рекламных конструкций без разрешения, нарушения законодательство о банкротстве), при этом прокурор обязан принять соответствующие меры прокурорского реагирования: сообщить о выявленных фактах в компетентные органы для проведения ими проверки, либо самостоятельно возбудить дело об административном правонарушении.

Статьей 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 22.12.2014, с изм. от 17.02.2015) «О прокуратуре Российской Федерации» закреплено право прокурора или его заместителя по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении и требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности. Право возбуждения прокурором дела об административном правонарушении также закреплено в статье 25.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Таким образом, прокурор наделен так называемой функцией административного преследования.

Законодатель, в силу особого статуса и функций прокурора, наделил последнего правом возбуждения любых дел об административных правонарушениях (28.4 КоАП РФ).

Прокурор не является лицом, имеющим право рассматривать дела об административных правонарушениях, поэтому после возбуждения административного дела прокурор обязан передать его на рассмотрение в суд или орган, уполномоченный рассматривать данное дело.

Дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, подведомственны арбитражному суду (статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны:

1) дата и место совершения действий, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении;

2) должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол об административном правонарушении;

3) сведения о лице, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении;

4) нормы закона, предусматривающего административную ответственность за действия, послужившие основанием для составления протокола об административном правонарушении;

5) требование заявителя о привлечении к административной ответственности.

К заявлению прилагаются протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении) и прилагаемые к протоколу документы, а также уведомление о вручении или иной документ, подтверждающие направление копии заявления лицу, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении.

Статьей 203 АПК РФ определено, что заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В случае, если лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, привлекается за административное правонарушение, совершенное вне места его нахождения или места его жительства, указанное заявление может быть подано в арбитражный суд по месту совершения административного правонарушения.

Дела данной категории рассматриваются в срок, не превышающий двух месяцев с момента поступления заявления о привлечении к административной ответственности в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении арбитражным судом прокурор в соответствии с частью 3 статьи 52 АПК РФ пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца, чем обеспечивается состязательность арбитражною процесса.

Работа прокурора не заканчивается моментом вынесения решения суда о привлечении или об отказе в привлечении к административной ответственности. После получения решения прокурор обязан его изучить на предмет законности и обоснованности. В случае наличия оснований принять меры для обжалования незаконного решения.

В целях эффективной реализации органами прокуратуры задач в производстве по делам об административных правонарушениях, руководствуясь п. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:

1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать участие в производстве по делам об административных правонарушениях как действенное средство укрепления законности.

1.1. В полном объеме использовать полномочия, предоставленные, законодательством, путем:

возбуждения дела об административном правонарушении, проведения административного расследования;

участия в рассмотрении дела об административном правонарушении;

принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление независимо от участия в деле, в том числе по результатам рассмотрения поступивших обращений;

совершения иных предусмотренных федеральным законодательством действий.

1.2. Учитывать, что привлечение к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), осуществляется в особом порядке (ч. 2 ст. 1.4 КоАП РФ).

2. Прокурорам и заместителям прокуроров с учетом характера выявленного нарушения закона и имеющихся доказательств выносить мотивированное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

2.1. Иметь в виду, что поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, содержащиеся в материалах проверок, проведенных в рамках полномочий на основании поступившей в прокуратуру информации о нарушениях закона, или в материалах проверок, поступивших из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений (ст. 28.1 КоАП РФ).

Учитывать, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

2.2. По результатам рассмотрения поступивших в органы прокуратуры обращений, в том числе материалов из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, указывающих на наличие, события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, при отсутствии оснований для административного преследования выносить мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (ч. 5 ст. 28.1 КоАП РФ).

2.3. В ходе проведения проверки при наличии признаков административного правонарушения принимать исчерпывающие меры к сбору и фиксации доказательств.

При выявлении административного правонарушения и невозможности вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на месте обеспечить составление документа (акта проверки), в котором указать сведения и данные, аналогичные предусмотренным чч. 4 и 6 ст. 27.8 КоАП РФ, а в случае применения установленных способов фиксации доказательств сделать соответствующую запись.

2.4. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также решение о продлении срока проведения административного расследования принимать с учетом установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.

2.5. При решении вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении рассматривать имеющиеся в материалах проверки доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности.

2.6. Иметь в виду, что дело об административном правонарушении возбуждается прокурором при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных чч. 1, 1.1, 1.2 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в том числе с учетом характера совершенного деяния, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, наличия существенной угрозы охраняемым общественным правоотношениям и иных обстоятельств.

2.7. Принимать необходимые меры к извещению лиц, привлекаемых к административной ответственности, либо их законных представителей о месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Извещение осуществлять любым доступным способом, обеспечивающим фиксацию его вручения адресату.

2.8. Исключить случаи вынесения постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении, по форме и содержанию не соответствующих требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.

2.9. Разъяснять физическим лицам или законным представителям юридических лиц, привлекаемым к административной ответственности, их права и обязанности, о чем делать отметку в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении и обеспечивать возможность реализации указанных прав. При получении объяснений от физических лиц разъяснять им права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации.

2.10. Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении направлять для рассмотрения судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным в соответствии с главой 23 КоАП РФ или законодательством субъекта Российской Федерации рассматривать соответствующие дела об административных правонарушениях, в течение трех суток с момента его вынесения, а по делам об административных правонарушениях, совершение которых влечет административный арест либо административное выдворение, передавать на рассмотрение судье немедленно.

2.11. Подразделениям (помощникам прокуроров), подготовившим проект постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, подлежащего рассмотрению судом, согласовывать его с подразделениями (помощниками прокуроров), обеспечивающими участие прокуроров в гражданском и (или) арбитражном процессе. В случаях, не терпящих отлагательства, допускается направление дела об административном правонарушении для рассмотрения в суд без соответствующего согласования.

3. Считать обязательным участие прокурора в рассмотрении судьей, органом, должностным лицом дел об административных правонарушениях, возбужденных по инициативе прокурора.

3.1. Прокурорам городов (районов), приравненным к ним прокурорам и их заместителям принимать участие в рассмотрении возбужденных ими дел об административных правонарушениях лично или поручать участие в их рассмотрении прокурорам, подготовившим соответствующие материалы, а по делам, направленным для рассмотрения судье, - прокурорам, обеспечивающим участие в гражданском и (или) арбитражном процессе, с передачей копий направленных в суд материалов.

3.2. В Генеральной прокуратуре Российской Федерации, прокуратурах субъектов Российской Федерации, приравненных к ним прокуратурах участие в рассмотрении судьями дел об административных правонарушениях, возбужденных соответствующим прокурором или его заместителем, принимать подразделениям, обеспечивающим участие прокурора в гражданском и арбитражном процессе, а по делам, рассматриваемым уполномоченными органами, должностными лицами, - подразделениям, подготовившим соответствующие материалы.

При направлении судье постановления о возбуждении дела об административном правонарушении подразделениям, подготовившим соответствующие материалы, одновременно направлять их копии в подразделение по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

3.3. Участвующим в деле прокурорам:

3.3.1. Заблаговременно готовиться к рассмотрению дела. Активно участвовать в исследовании представляемых доказательств. Способствовать принятию судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, законного, обоснованного и справедливого решения.

3.3.2. В случае установления обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу об административном правонарушении в соответствии с ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, или переквалификацию действий (бездействия) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, информировать об этом прокурора, возбудившего дело об административном правонарушении.

Указанному прокурору в случае принципиального несогласия с позицией участвующего в деле прокурора, своевременно решать вопрос о его замене, либо самому принимать участие в рассмотрении дела.

3.3.3. По результатам исследования представленных доказательств давать мотивированное заключение по делу (ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ).

3.3.4. При формировании своей позиции относительно вида наказания руководствоваться требованиями закона о его соразмерности и справедливости, учитывать характер и степень общественной опасности правонарушения, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства. При наличии оснований предлагать назначение дополнительного наказания.

3.3.5. По делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ, находящимся в производстве органа, должностного лица, при наличии оснований своевременно заявлять мотивированное ходатайство о передаче дела для рассмотрения соответствующему судье.

3.3.6. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснять причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению. Во всех необходимых случаях ходатайствовать о внесении судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело об административном правонарушении, в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий (ст. 29.13 КоАП РФ).

3.4. Прокурору, принимающему участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, надлежащим образом формировать наблюдательное производство, в котором должны содержаться копии наиболее важных процессуальных документов: постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, основных материалов дела, определений, постановлений по делу, протестов, жалоб, документов, связанных с исполнением решения, и др.

3.5. Участвующему в деле прокурору копию вступившего в законную силу постановления о назначении административного наказания при отсутствии оснований для его оспаривания направлять в подразделение, осуществляющее надзор за исполнением законов судебными приставами.

3.6. Прокурорам, непосредственно участвующим в рассмотрении дела об административном правонарушении, быть в форменном обмундировании.

4. Прокурорам и заместителям прокуроров своевременно реагировать на незаконные и необоснованные постановления (определения) по делам об административных правонарушениях.

4.1. Обеспечивать последовательное оспаривание постановлений по делу об административном правонарушении.

4.2. Протест на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное органом, должностным лицом, направлять, как правило, в суд в соответствии с ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ.

Заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за правонарушение, совершенное в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской или иной экономической деятельности, подавать в арбитражный суд.

4.3. Участие в рассмотрении судом протеста (заявления) на постановление по делу об административном правонарушении, в том числе вынесенное несудебным органом, должностным лицом, поручать подразделению (помощнику прокурора), обеспечивающему участие в гражданском и (или) арбитражном процессе.

Одновременно с направлением в суд протеста (заявления) наблюдательное производство по делу об административном правонарушении передавать в подразделение (помощнику прокурора), обеспечивающее участие в гражданском и (или) арбитражном процессе.

4.4. При отсутствии оснований для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении, составлять мотивированное заключение.

4.5. При наличии оснований для пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении городскому (районному) и приравненным к ним прокурорам обращаться с соответствующим представлением к прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему прокурору. Для оспаривания судебного акта в Верховном Суде Российской Федерации прокурору субъекта Российской Федерации или приравненному к нему прокурору обращаться к Генеральному прокурору Российской Федерации (его заместителю).

Представление направлять вышестоящему прокурору в срок, не превышающий одного месяца со дня вступления последнего обжалуемого судебного постановления в законную силу.

В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство, заверенные копии состоявшихся по делу судебных постановлений и проект соответствующего протеста.

4.6. При наличии оснований для пересмотра решения (постановления) по делу об административном правонарушении, вынесенного арбитражным судом, руководствоваться соответствующими положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 25.05.2012 N 223 "Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе".

5. Должностным лицам органов прокуратуры, указанным в п. 1 настоящего приказа, обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений граждан, должностных лиц и юридических лиц по вопросам применения законодательства об административных правонарушениях.

5.1. Обращения в отношении постановлений, определений, решений мировых судей и судов общей юрисдикции о привлечении к административной ответственности, решений судов общей юрисдикции, принятых по жалобам на постановления и решения уполномоченных органов, должностных лиц по делам об административных правонарушениях, обращения об оспаривании постановлений, определений и решений арбитражных судов о привлечении к административной ответственности и об оспаривании решений государственных органов о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иных решений арбитражных судов по делам, вытекающим из административных правоотношений, рассматривать в подразделениях по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе.

5.2. Обращения в отношении постановлений уполномоченных государственных органов и должностных лиц о привлечении к административной ответственности, решений этих органов по жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности; мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и исполнения отдельных видов административных наказаний рассматривать в подразделениях, осуществляющих надзор за деятельностью соответствующих государственных органов и должностных лиц в пределах имеющейся компетенции.

5.2.1. Жалобы на действия и решения должностных лиц органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, принятые в порядке ст. 23.4 КоАП РФ, рассматривать в подразделениях по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний.

5.2.2. Обращения в отношении постановлений судов общей юрисдикции по жалобам на постановления уполномоченных органов, должностных лиц и судов о прекращении производства по делам об административных правонарушениях и передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в соответствии с п. 3 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ, а также о прекращении уголовного преследования и направлении материалов для возбуждения дела об административном правонарушении рассматривать в подразделениях, обеспечивающих участие прокурора в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

5.3. Обращения в отношении постановлений и иных актов органов военного управления, федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, надзор за исполнением законов которыми возложен на органы военной прокуратуры, их должностных лиц, а также постановлений и решений судей окружных (флотских) и гарнизонных военных судов по делам об административных правонарушениях, в том числе о привлечении военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к административной ответственности, решений арбитражных судов о привлечении к административной ответственности воинских частей и иных воинских формирований рассматривать в органах военной прокуратуры.

5.4. Обращения в отношении решений и постановлений федеральных органов исполнительной власти и органов контроля в федеральных округах, их должностных лиц о привлечении к административной ответственности физических и юридических лиц рассматривать в управлениях Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах.

6. Прокурорам и заместителям прокуроров в соответствии с имеющейся компетенцией принимать исчерпывающие меры, направленные на своевременное и полное исполнение постановлений о назначении административного наказания.

7. Работу по участию в производстве по делам об административных правонарушениях строить в тесном взаимодействии между соответствующими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами.

8. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации, управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры, отраслевым управлениям и отделам прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур регулярно (не реже одного раза в полугодие) анализировать практику участия прокуроров в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.

Использовать результаты анализа для совершенствования деятельности подчиненных прокуроров, обеспечивать их материалами организационно-методического характера, распространять положительный опыт работы по реализации полномочий в производстве по делам об административных правонарушениях.

9. Считать утратившим силу указание Генерального прокурора Российской Федерации от 18.03.2008 N 43/7 "О рассмотрении в Генеральной прокуратуре Российской Федерации обращений, связанных с применением законодательства об административных правонарушениях".

10. Приказ опубликовать в журнале "Законность".

11. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.

Анализ законодательства и судебной практики показывает, что в настоящее время защита публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в значительной мере обеспечивается реализацией прокурорами своих полномочий в арбитражном процессе.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Прокуроры зачастую обращаются в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым дело может быть возбуждено также и должностными лицами административных органов, а не только прокурорами.

Вместе с тем, из положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, регламентирующей вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях арбитражным судам, и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, определяющей перечень дел, возбуждение которых возможно только прокурором, следует, что из дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей арбитражных судов, исключительное право возбуждения дела принадлежит прокурору по ст. 7.24, частями 1 - 4.1, 6 и 7 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими) и по ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

Так, статья 7.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности и использования указанного объекта.

За неправомерные действия при банкротстве наступает административная ответственность по ст. 14.13 КоАП РФ. Часть 1 статьи 15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

Таким образом, при обнаружении нарушений, влекущих ответственность по вышеуказанным статьям, граждане и должностные лица вправе обратиться в прокуратуру с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области

Прокуратура
Свердловской области

Прокуратура Свердловской области

6 ноября 2017, 11:58

Заявление прокурора в арбитражный суд о привлечении к административной ответственности

Анализ законодательства и судебной практики показывает, что в настоящее время защита публичных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в значительной мере обеспечивается реализацией прокурорами своих полномочий в арбитражном процессе.

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации.

Прокуроры зачастую обращаются в арбитражный суд с заявлениями о привлечении к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым дело может быть возбуждено также и должностными лицами административных органов, а не только прокурорами.

Вместе с тем, из положений ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ, регламентирующей вопросы подведомственности дел об административных правонарушениях арбитражным судам, и ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ, определяющей перечень дел, возбуждение которых возможно только прокурором, следует, что из дел, рассмотрение которых отнесено к компетенции судей арбитражных судов, исключительное право возбуждения дела принадлежит прокурору по ст. 7.24, частями 1 - 4.1, 6 и 7 ст. 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими) и по ч. 1 ст. 15.10 КоАП РФ.

Так, статья 7.24 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение порядка распоряжения объектом нежилого фонда, находящегося в федеральной собственности и использования указанного объекта.

За неправомерные действия при банкротстве наступает административная ответственность по ст. 14.13 КоАП РФ. Часть 1 статьи 15.10 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией поручения органа государственного внебюджетного фонда о зачислении во вклады граждан сумм государственных пенсий и (или) других выплат.

Таким образом, при обнаружении нарушений, влекущих ответственность по вышеуказанным статьям, граждане и должностные лица вправе обратиться в прокуратуру с целью привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры области

О полномочиях прокурора по оспариванию в арбитражном суде решений административных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в порядке статьи 207 АПК РФ

Защита прав предпринимателей является одним из направлений деятельности прокуратуры. Особое внимание уделяется законности и обоснованности проверок в отношении бизнеса.

В арбитражном процессе прокурор наделен полномочиями по оспариванию незаконных решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Постановление органа контроля о привлечении к административной ответственности по результатам проверки может быть обжаловано прокурором, а также юридическим лицом или предпринимателем в арбитражном суде в порядке статьи 207 АПК РФ по нескольким основаниям.

  1. В связи с грубыми нарушениями контролирующим органом порядка проведения проверки, предусмотренным пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущими отмену ее результатов. Например, без согласования с органами прокуратуры, когда это обязательно; в отсутствие оснований для проведения мероприятий по контролю; в связи с нарушением срока уведомления о проверке; превышение срока проведения проверки и другим нарушениям, указанным в законе.

2. По причине допущенных органом контроля процессуальных нарушений КоАП РФ, в числе которых: составление протокола и вынесение постановления в отсутствие предпринимателя или законного представителя юридического лица, не уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени их составления/рассмотрения; извещение неуполномоченного лица о вызове для составления протокола или рассмотрения дела об административном правонарушения; привлечение к ответственности за сроками давности и другие.

3. В случаях назначения административного наказания в виде штрафа при наличии обстоятельств для замены его на предупреждение либо необоснованный отказ в снижении размера административного штрафа. Это: отнесение проверяемого лица к субъектам малого и среднего предпринимательства; совершение правонарушения впервые; нарушение не причинило и не могло причинить вред и наличие иных смягчающих вину обстоятельств.

Решения административных органов о привлечении к административной ответственности может быть оспорено в арбитражном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия. Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора или предпринимателя, обратившегося в суд за защитой нарушенного права, если причины пропуска срока были уважительными.

Одновременно разъясняю, что на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11, статьи 28.4, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ прокурор субъекта и его заместители наделены правом обжалования решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в апелляционном порядке независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Отдел по обеспечению участия прокуроров

в гражданском и арбитражном процессе

Прокуратура
Ставропольского края

Прокуратура Ставропольского края

11 января 2021, 08:38

О полномочиях прокурора по оспариванию в арбитражном суде решений административных органов о привлечении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности в порядке статьи 207 АПК РФ

Защита прав предпринимателей является одним из направлений деятельности прокуратуры. Особое внимание уделяется законности и обоснованности проверок в отношении бизнеса.

В арбитражном процессе прокурор наделен полномочиями по оспариванию незаконных решений административных органов о привлечении к административной ответственности.

Постановление органа контроля о привлечении к административной ответственности по результатам проверки может быть обжаловано прокурором, а также юридическим лицом или предпринимателем в арбитражном суде в порядке статьи 207 АПК РФ по нескольким основаниям.

  1. В связи с грубыми нарушениями контролирующим органом порядка проведения проверки, предусмотренным пункта 1 части 2 статьи 20 Федерального закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», влекущими отмену ее результатов. Например, без согласования с органами прокуратуры, когда это обязательно; в отсутствие оснований для проведения мероприятий по контролю; в связи с нарушением срока уведомления о проверке; превышение срока проведения проверки и другим нарушениям, указанным в законе.

2. По причине допущенных органом контроля процессуальных нарушений КоАП РФ, в числе которых: составление протокола и вынесение постановления в отсутствие предпринимателя или законного представителя юридического лица, не уведомленного надлежащим образом о дате, месте и времени их составления/рассмотрения; извещение неуполномоченного лица о вызове для составления протокола или рассмотрения дела об административном правонарушения; привлечение к ответственности за сроками давности и другие.

3. В случаях назначения административного наказания в виде штрафа при наличии обстоятельств для замены его на предупреждение либо необоснованный отказ в снижении размера административного штрафа. Это: отнесение проверяемого лица к субъектам малого и среднего предпринимательства; совершение правонарушения впервые; нарушение не причинило и не могло причинить вред и наличие иных смягчающих вину обстоятельств.

Решения административных органов о привлечении к административной ответственности может быть оспорено в арбитражном суде в течение 10 рабочих дней со дня его принятия. Пропущенный срок подачи заявления может быть восстановлен судом по ходатайству прокурора или предпринимателя, обратившегося в суд за защитой нарушенного права, если причины пропуска срока были уважительными.

Одновременно разъясняю, что на основании пункта 3 части 1 статьи 25.11, статьи 28.4, части 1 статьи 30.10 КоАП РФ прокурор субъекта и его заместители наделены правом обжалования решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности, по делу об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности в апелляционном порядке независимо от их участия в рассмотрении дела в суде первой инстанции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: