Произведение в каком жанре оронт выносит на суд альцеста и филинта

Обновлено: 19.04.2024

театр: Гоголь Центр
Автор : Жан Батист Мольер
Автор перевода: Дмитрий Быков
Режиссер: Эльман Сеньков
Премьера: декабрь 2018г.
Дата просмотра: 29.11.2019г.

Французская комедия Жана Батиста Мольера, прельстившая всех вельмож 17 века, оказалась сейчас трагедией нашего времени, обосновавшаяся в Гоголь Центре. В прекрасном переводе Дмитрия Быкова, теперь она звучит еще громогласнее и актуальнее. Режиссером постановщиком выступил один из модных и молодых латвийских режиссеров Элмар Сеньков. Одна из последних его постановок в Латвийском национальном театре «Вей, ветерок» по Райнису, произвела фурор. И теперь по словам автора он очень рад работать с Гоголь центром, где поставил несколько успешных спектаклей. Один из них «Мизантроп», на мой взгляд герой Альцест, он же Мизантроп и его друг Филинт, спорят о морали человеческой природы. Говорить ли правду или нет. Альцест (Алесандр Горчилин) обличает всех, кто говорит не правду, не выносит лжи и притворства. Его друг Филинт (Филипп Авдеев) предстает пред нами в образе циничного телеведущего, пытающегося уколоть собеседника, смеясь над его правдивой позицией. Филинт живет совсем по другим приципам, ему не ведома правда, он готов пустить пыль в глаза всем, лишь бы не выглядеть грубияном правдолюбцем. Сцена, где происходит диалог, окутана видео-камерами и все интервью транслируется на больной экран. Вся пьеса осовременена, здесь вы не увидите платьев из кринолина и трехэтажных париков, но как тогда была лживость воспета, так и сейчас в гламурных тусовках продолжается, так называемая льстивая светская беседа. Мы узнаем, что Альцест влюблен в Селимену, красавицу купающуюся в поклонниках и тоже лживую на сквозь, один из них Оронт (Илья Ромашко). Специально для Селимены (Екатерина Стеблина) написавший сонет, он так хотел его представить на суд зрителя, что, встретив двух друзей Альцеста и Филинта раскрыл им свое произведение, услышал нелицеприятные отзывы Альцеста, был расстроен. Это и есть сюжетная линия спектакля от нее начитают плясать герои. Следует отметить, что все знакомства с героями, сопровождаются музыкальной паузой с танцами, игрой света и мерцанием – это приятно разбавляет сюжетную линию. Но, были моменты, когда перегружается музыка и смотреть на терзания Мизантропа не всегда приятно и даже раздражает. Например, в сцене ссоры двух друзей живая музыка изображалась электрогитарой и ее басами так долго минут 5 на одной ноте, затем взрывалось ударными. В какой-то момент Альцест сам садится за ударные и сразу понятны его душевные терзания. Спектакль оставил непонятные ощущения такие я бы сказала незаконченные, вроде бы и жаль самого главного героя и обидно за его правдивую глупость.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Комедия «Мизантроп» была написана Мольером в 1666 году. От других пьес французского драматурга она отличается преобладанием диалогов над внешними событиями, особым психологизмом и более тонким обличением общественных пороков. В центре комедии стоит герой – одновременно и смешной, и трагичный: не желающий мириться с человеческими недостатками, Альцест не замечает ни собственных слабостей, ни пороков своей ветреной возлюбленной Селимены.

Все события комедии носят преимущественно внутренний характер: главный герой не вызывает никого на дуэль, на переодевается в чужие одежды – он от начала и до конца пытается быть самим собой, что позволяет зрителю видеть его духовные терзания. Альцест подвергает критике практически всё, что видит в окружающем его обществе:

  • лицемерную дружбу, которую заводят с первым попавшимся человеком, наделённым титулом или властью (характерно для всех героев, но прежде всего – для Селимены);
  • льстивые похвалы, расточаемые направо и налево (Филинт хвалит плохой сонет Оронта);
  • сплетни, распускаемые за спинами других (маркизы Акаст и Клитандр, Селимена);
  • чувственное желание нравиться (Селимена с её многочисленными поклонниками);
  • стремление сделать карьеру при дворе (предложение Арсинои продвинуть Альцеста);
  • несправедливый судебные приговоры, выносящиеся не по фактам, а по слухам (проигранное дело Альцеста);
  • неумение говорить правду в лицо и ещё большее неумение воспринимать её (Оронт, подавший в суд на Альцеста за плохое мнение о его сонете).

Сам Альцест, видя чужие недостатки, не желает замечать свои, что делает его объектом добродушной насмешки друзей и зрителей. Главный герой – бескомпромиссен, страстен, горяч. Он жаждет видеть людей идеальными, но отказывается понимать истинную суть человеческой природы, которую до него пытается донести Филинт: как нельзя обвинять волка в его кровожадности, так нельзя и от человека требовать слишком многого. Люди такие, какие они есть, и принимать их нужно со всеми их слабостями, а по возможности и прощать их. В отличие от Альцеста Филинт придерживается позиции невмешательства в исправление человеческой природы, и самого себя он предпочитает не беспокоить чужими проблемами: личный душевный покой он считает более полезным, чем постоянную озлобленность, присущую его другу.

Возлюбленная Альцеста, Селимена, при всей своей практичности (девушка не просто так держит вокруг себя толпу поклонников – от каждого из них она получает что-то своё: обожание, почитание, помощь в деловых вопросах), не лишена того правдолюбия, к которому стремится главный герой. Осуждая других за глаза, Селимена, между тем, вскрывает основные недостатки светских людей: отсутствие манер, излишнюю красноречивость, лень, хвастовство, стремление к титулам, тупость, гордость, тщеславие. Правда не только развлекает Селимену, но и защищает её от нападок: например, в своей «подруге» Арсиное девушка явно видит соперницу, которая пытается пристыдить её не столько ради добродетели, сколько ради мужчины.

Таким образом критика общественных недостатков пронизывает комедию на всех уровнях её развития: Альцест недоволен высшим светом, Филинт пытается подстроиться под него, Селимена использует его в личных целях и смеётся над всем, что не соответствует её понимаю истины.

Интересной особенностью «Мизантропа» является неоднозначность художественных образов героев: с одной стороны, мы видим положительного Альцеста, не желающего признавать и исправлять свои недостатки; с другой – нам открывается «отрицательная» Селимена, которая честно признаётся сама себе, что да, мол, есть у меня такой грешок - окружать себя мужчинами, но ведь мне всего двадцать лет, и я должна наслаждаться жизнью до тех пор, пока она предоставляет мне такую возможность.

Альцест упрекает своего друга Филинта за то, что тот был дружелюбен с малознакомым ему человеком. Он, как обладатель честной и прямолинейной натуры, не хочет поддерживать отношения с тем, кто любит всех и вся. Филинт объясняет, что в обществе иначе нельзя: правила приличий требуют быть милым с тем, кто мил с вами. Альцест полагает, что со светской ложью нужно покончить и быть честным и с людьми, и с самим собой. Филинт пытается доказать другу, что это невозможно в принципе: нельзя говорить старым кокеткам, что они не могут вернуть себе молодость, нельзя обвинять хвастунов в излишнем бахвальстве и т.п. Альцест настаивает на том, что можно! Главный герой отныне хочет быть правдив с обществом. Филинт говорит, что его поднимут на смех. Он предлагает Альцесту относится к людским порокам со снисхождением, поскольку они естественны для человеческой натуры. При этом Филинт не понимает, почему его друг, возмущаясь целым обществом, прощает всё кокетке Селимене. Альцест говорит, что скорбит о слабостях девушки, но надеется, что его любовь очистит её от пороков.

Влюблённый в Селимену Оронт предлагает Альцесту свою дружбу, но последний отвергает её, как слишком скороспелую. Тогда Оронт просит героя дать оценку его сонету. Филинт хвалит сонет Оронта, Альцест называет его напыщенным и никуда не годным. Оронт начинает горячиться: он считает свои стихи хорошими. Филинт предупреждает Альцеста, что тот нажил себе врага.

Действие II

Альцест жалуется Селимене на то, что её нрав истерзал его душу. Герой считает, что разрыв между ними неизбежен. Альцест упрекает девушку в ветрености. Селимена не считает себя виноватой в том, что в неё все влюбляются. Альцест обвиняет девушку в кокетстве, ведь именно благодаря ему она удерживает вокруг себя толпы поклонников. Молодой человек и рад бы расстаться с ней, но не может. Откровенный разговор героев прерывается приходом маркиза Акста. Альцест недоволен тем, что Селимена принимает его. Девушка объясняет, что маркиз имеет вес при дворе и ссориться с ним опасно. Селимену посещает маркиз Клитандр, которого она терпит ради того, чтобы он помог ей выиграть тяжбу. Недовольный Альцест в начале хочет уйти, а потом предлагает девушке выяснить отношения и выбрать либо его, либо поклонников.

Маркизы рассказывают сплетни об общих знакомых. Селимена потакает им и сама начинает обсуждать недостатки других людей. Альцест обвиняет маркизов в лицемерии, так как последние с большой радостью общаются со всеми, о ком плохо отзываются. Акаст и Клитандр говорят, что это не они, а Селимена занимается злословием. Альцест обвиняет маркизов в том, что они потворствуют девушке, расточая восторги её острому уму.

Ни Селимена, ни её кузина Элианта не понимают, почему Альцест, как все влюблённые, не ослеплён страстью, заставляющей хвалить пороки предмета своей любви.

За Альцестом приходит жандарм.

Действие III

Клитандр узнаёт от Акаста, что последний отвергнут Селименой. Маркизы решают узнать у девушки, кого из них она предпочитает.

К Селимене приезжает подруга Арсиноя. Красавица говорит маркизам, как тягостен ей визит лишённой поклонников ханжи, но тут же любезно обнимается с гостьей и говорит, что очень рада её видеть. Арсиноя рассказывает Селимене о том, что её поведение не поощряется добродетельными людьми. Селимена в ответ делится с Арсиноей тем, что смиренность последней воспринимается обществом негативно, так как она носит лишь внешний характер. Девушку больно ранят слова Селимены. Она призывает её к благодетельной жизни. Селимена говорит, что в 20 лет нет смысла об этом думать. Подруги ссорятся. Селимена оставляет Арсиною с Альцестом.

Арсиноя жалеет, что достоинства Альцеста не признаны двором и предлагает свою помощь в продвижении в свете. Молодой человек отказывается от протекции. Арсиноя говорит Альцесту, что Селимена не любит его и предлагает самому убедиться в её неверности.

Действие IV

Филинт рассказывает Элианте, как помирились Альцест и Орант. Молодые люди удивляются, как Альцест, при всей своей искренности, мог полюбить такую девушку как Селимена. Элианта признаётся, что если у Альцеста ничего не получится с её кузиной, то она готова будет утешить его. Филинт, в свою очередь, говорит Элианте, что любит её и надеется на взаимность в том случае, если Альцест всё-таки женится на Селимене.

Альцест вне себя от гнева. Он показывает молодым людям письмо, в котором содержатся доказательства измены Селимены и в отместку ей просит Элианту принять его любовь.

Альцест выясняет отношения с Селименой. Девушка говорит, что её письмо было написано к женщине. Альцест не верит. Селимена притворяется оскорблённой. Альцест униженно просит её рассказать, кому же было адресовано письмо.

Лакей Альцеста, Дюбуа, прибегает к своему хозяину, чтобы предупредить его о возможном аресте.

Действие V

Альцест узнаёт, что проиграл процесс. Его противника поддержал Оронт. Альцест не желает подавать апелляцию и хочет удалиться от ненавистных ему людей.

Оронт просит Селимену сделать свой выбор между ним и Альцестом. Последний хочет того же. Селимена избегает ответа. Акаст и Клитандр приносят письмо, в котором Селимена злословит обо всех своих поклонниках. Возмущённые молодые люди покидают Селимену. Альцест прощает девушку и предлагает ей удалиться вместе с ним от общества. Селимена не согласна. Альцест понимает, что излечился от своей любви.

Своим нравом, убеждениями и поступками Альцест не переставал удивлять близких ему людей, и вот теперь даже старого своего друга Филинта он отказывался считать другом — за то, что тот чересчур радушно беседовал с человеком, имя которого мог потом лишь с большим трудом припомнить. С точки зрения Альцеста, тем самым его бывший друг продемонстрировал низкое лицемерие, несовместимое с подлинным душевным достоинством. В ответ на возражение Филинта, что, мол, живя в обществе, человек несвободен от требуемых нравами и обычаем приличий, Альцест решительно заклеймил богопротивную гнусность светской лжи и притворства. Нет, настаивал Альцест, всегда и при любых обстоятельствах следует говорить людям правду в лицо, никогда не опускаясь до лести.

Верность своим убеждениям Альцест не только вслух декларировал, но и доказывал на деле. Так он, к примеру, наотрез отказался улещивать судью, от которого зависел исход важной для него тяжбы, а в дом своей возлюбленной Селимены, где его и застал Филинт, Альцест пришёл именно с тем, чтобы вдохновлёнными любовью нелицеприятными речами очистить её душу от накипи греха — свойственных духу времени легкомыслия, кокетства и привычки позлословить; и пусть такие речи будут неприятны Селимене.

Разговор друзей был прерван молодым человеком по имени Оронт. Он тоже, как и Альцест, питал нежные чувства к очаровательной кокетке и теперь желал представить на суд Альцеста с Филинтом новый посвящённый ей сонет. Выслушав произведение, Филинт наградил его изящными, ни к чему не обязывающими похвалами, чем необычайно потрафил сочинителю. Альцест же говорил искренне, то есть в пух и прах разнёс плод поэтического вдохновения Оронта, и искренностью своею, как и следовало ожидать, нажил себе смертельного врага.

Селимена не привыкла к тому, чтобы воздыхатели — а у неё их имелось немало — добивались свидания лишь для того, чтобы ворчать и ругаться. А как раз так повёл себя Альцест. Наиболее горячо обличал он ветреность Селимены, то, что в той или иной мере она дарит благосклонностью всех вьющихся вокруг неё кавалеров. Девушка возражала, что не в её силах перестать привлекать поклонников — она и так для этого ничего не делает, все происходит само собой. С другой стороны, не гнать же их всех с порога, тем более что принимать знаки внимания приятно, а иной раз — когда они исходят от людей, имеющих вес и влияние — и полезно. Только Альцест, говорила Селимена, любим ею по-настоящему, и для него гораздо лучше, что она равно приветлива со всеми прочими, а не выделяет из их числа кого-то одного и не даёт этим оснований для ревности. Но и такой довод не убедил Альцеста в преимуществах невинной ветрености.

Когда Селимене доложили о двух визитёрах — придворных щёголях маркизе Акасте и маркизе Клитандре, — Альцесту стало противно и он ушёл; вернее, преодолев себя, остался. Беседа Селимены с маркизами развивалась ровно так, как того ожидал Альцест — хозяйка и гости со вкусом перемывали косточки светским знакомым, причём в каждом находили что-нибудь достойное осмеяния: один глуп, другой хвастлив и тщеславен, с третьим никто не стал бы поддерживать знакомства, кабы не редкостные таланты его повара.

Острый язычок Селимены заслужил бурные похвалы маркизов, и это переполнило чашу терпения Альцеста, до той поры не раскрывавшего рта Он от души заклеймил и злословие собеседников, и вредную лесть, с помощью которой поклонники потакали слабостям девушки.

Альцест решил было не оставлять Селимену наедине с Акастом и Клитандром, но исполнить это намерение ему помешал жандарм, явившийся с предписанием немедленно доставить Альцеста в управление. Филинт уговорил его подчиниться — он полагал, что все дело в ссоре между Альцестом и Оронтом из-за сонета. Наверное, в жандармском управлении задумали их примирить.

Блестящие придворные кавалеры Акаст и Клитандр привыкли к лёгким успехам в сердечных делах. Среди поклонников Селимены они решительно не находили никого, кто мог бы составить им хоть какую-то конкуренцию, и посему заключили между собой такое соглашение: кто из двоих представит более веское доказательство благосклонности красавицы, за тем и останется поле боя; другой не станет ему мешать.

Тем временем с визитом к Селимене заявилась Арсиноя, считавшаяся, в принципе, её подругой. Селимена была убеждена, что скромность и добродетель Арсиноя проповедовала лишь поневоле — постольку, поскольку собственные её жалкие прелести не могли никого подвигнуть на нарушение границ этих самых скромности и добродетели. Впрочем, встретила гостью Селимена вполне любезно.

Арсиноя не успела войти, как тут же — сославшись на то, что говорить об этом велит ей долг дружбы — завела речь о молве, окружающей имя Селимены. Сама она, ну разумеется, ни секунды не верила досужим домыслам, но тем не менее настоятельно советовала Селимене изменить привычки, дающие таковым почву. В ответ Селимена — коль скоро подруги непременно должны говорить в глаза любую правду — сообщила Арсиное, что болтают о ней самой: набожная в церкви, Арсиноя бьёт слуг и не платит им денег; стремится завесить наготу на холсте, но норовит, представился бы случай, поманить своею. И совет для Арсинои у Селимены был готов: следить сначала за собой, а уж потом за ближними. Слово за слово, спор подруг уже почти перерос в перебранку, когда, как нельзя более кстати, возвратился Альцест.

Селимена удалилась, оставив Альцеста наедине с Арсиноей, давно уже втайне неравнодушной к нему. Желая быть приятной собеседнику, Арсиноя заговорила о том, как легко Альцест располагает к себе людей; пользуясь этим счастливым даром, полагала она, он мог бы преуспеть при дворе. Крайне недовольный, Альцест отвечал, что придворная карьера хороша для кого угодно, но только не для него — человека с мятежной душой, смелого и питающего отвращение к лицемерию и притворству.

Арсиноя спешно сменила тему и принялась порочить в глазах Альцеста Селимену, якобы подло изменяющую ему, но тот не хотел верить голословным обвинениям. Тогда Арсиноя пообещала, что Альцест вскоре получит верное доказательство коварства возлюбленной.

В чем Арсиноя действительно была права, это в том, что Альцест, несмотря на свои странности, обладал даром располагать к себе людей. Так, глубокую душевную склонность к нему питала кузина Селимены, Элианта, которую в Альцесте подкупало редкое в прочих прямодушие и благородное геройство. Она даже призналась Филинту, что с радостью стала бы женою Альцеста, когда бы тот не был горячо влюблён в другую.

Филинт между тем искренне недоумевал, как его друг мог воспылать чувством к вертихвостке Селимене и не предпочесть ей образец всяческих достоинств — Элианту. Союз Альцеста с Элиантой порадовал бы Филинта, но если бы Альцест все же сочетался браком с Селименой, он сам с огромным удовольствием предложил бы Элианте своё сердце и руку.

Признание в любви не дал довершить Филинту Альцест, ворвавшийся в комнату, весь пылая гневом и возмущением. Ему только что попало в руки письмо Селимены, полностью изобличавшее её неверность и коварство. Адресовано письмо было, по словам передавшего его Альцесту лица, рифмоплёту Оронту, с которым он едва только успел примириться при посредничестве властей. Альцест решил навсегда порвать с Селименой, а вдобавок ещё и весьма неожиданным образом отомстить ей — взять в жены Элианту. Пусть коварная видит, какого счастья лишила себя!

Элианта советовала Альцесту попытаться примириться с возлюбленной, но тот, завидя Селимену, обрушил на неё град горьких попрёков и обидных обвинений. Селимена не считала письмо предосудительным, так как, по её словам, адресатом была женщина, но когда девушке надоело заверять Альцеста в своей любви и слышать в ответ только грубости, она объявила, что, если ему так угодно, писала она и вправду к Оронту, очаровавшему её своими бесчисленными достоинствами.

Бурному объяснению положило конец появление перепуганного слуги Альцеста, Дюбуа. То и дело сбиваясь от волнения, Дюбуа рассказал, что судья — тот самый, которого его хозяин не захотел улещивать, полагаясь на неподкупность правосудия, — вынес крайне неблагоприятное решение по тяжбе Альцеста, и поэтому теперь им обоим, во избежание крупных неприятностей, надо как можно скорее покинуть город.

Как ни уговаривал его Филинт, Альцест наотрез отказался подавать жалобу и оспаривать заведомо несправедливый приговор, который, на его взгляд, только лишний раз подтвердил, что в обществе безраздельно царят бесчестие, ложь и разврат. От этого общества он удалится, а за свои обманом отобранные деньги получит неоспоримое право на всех углах кричать о злой неправде, правящей на земле.

Теперь у Альцеста оставалось только одно дело: подождать Селимену, чтобы сообщить о скорой перемене в своей судьбе; если девушка по-настоящему его любит, она согласится разделить её с ним, если же нет — скатертью дорога.

Но окончательного решения требовал у Селимены не один Альцест — этим же донимал её Оронт. В душе она уже сделала выбор, однако ей претили публичные признания, обыкновенно чреватые громкими обидами. Положение девушки ещё более усугубляли Акаст с Клитандром, которые также желали получить от неё некоторые разъяснения. У них в руках было письмо Селимены к Арсиное — письмом, как прежде Альцеста, снабдила маркизов сама ревнивая адресатка, — содержавшее остроумные и весьма злые портреты искателей её сердца.

Пожелав Филинту с Элиантой большого счастья и любви, Альцест распрощался с ними, ибо ему теперь предстояло идти искать по свету уголок, где ничто не мешало бы человеку быть всегда до конца честным.

Пересказал Д. А. Карельский. Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная литература веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 832 с.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.


Премьера пьесы, принадлежащей перу знаменитого французского драматурга Жана-Батиста Мольера, "Мизантроп" (полное название - "Мизантроп, или Нелюдим") состоялась в парижском театре Пале-Рояль в июне 1666 года. Роль Альцеста на премьере исполнил сам Мольер.

Комедия "Мизантроп" написана в стихах и состоит из пяти действий.

В России первый спектакль состоялся лишь в 1857 году.

Статуя Мольера в Париже

Пьеса была весьма популярна у публики того времени, более того, с легкой руки Мольера "мизантроп" как обозначение определенного рода личностей вошло в лексикон французов, а позже и остальных зрителей и читателей. Между тем слово это довольно старое, его появление связывают с Древней Грецией.

Кроме краткого содержания "Мизантропа" Мольера, мы расскажем в статье о значении этой лексемы и об истории написания пьесы.

Значение слова

Мизантропом называют человека, испытывающего недоверие к людям, нелюдима, человеконенавистника (именно так звучит буквальный перевод слова с древнегреческого). Такие личности часто не горят желанием общаться с другими людьми, избегают человеческого общества в целом, отличаются мрачностью и отчужденностью характера.

Впрочем, мизантропия может проявляться в различных формах - от показного пренебрежения мнением окружающих и даже желания причинить им вред до отчуждения или тщательного выбора мизантропами тех, с кем стоит, по их мнению, общаться.

Как была написана пьеса

В кратком содержании "Мизантропа" Мольера уточним, что комедия была написана автором, впечатленным пьесой древнегреческого драматурга Менандра (IY век до нашей эры) "Брюзга". Известно, что у пьесы было и второе название - "Человеконенавистник".

Титульный лист издания

Ее главный персонаж - крестьянин по имени Кнемон, живущий недалеко от Афин. Он, обладая скверным, нелюдимым нравом (почему от него много лет назад и ушла жена), возделывал свои поля и ни с кем не желал налаживать дружеские отношения. Но его красавицу-дочь однажды полюбил богатый молодой богатый сосед Сострат, которому никак не удавалось добиться дружеского расположения у Кнемона. Тогда влюбленному пришел на помощь пасынок крестьянина Горгий. Обеспеченному и знатному юноше пришлось прикинуться простым бедняком, который зарабатывает на хлеб любой работой. Он нанимается батрачить на поле у Кнемона. Позже, снова благодаря помощи пасынка нелюдимого крестьянина, ему представился случай спасти Кнемона, вытащив того из колодца. Выставив себя в глазах старика в выгодном свете, Сострату удается добиться благосклонности Кнемона и согласия на брак.

Персонажи пьесы

Основные герои комедии Мольера "Мизантроп" мечутся в любовном треугольнике, в котором два молодых человека - Альцест и Оронт - влюбленных в ветреную красавицу Селимену. Один из главных героев - друг Альцеста по имени Филинт.

Среди прочих персонажей - кузина Селимены Элианта и подруга Арсиноя, маркизы Акаст и Клитандр, слуги Баск и Дюбуа, жандарм.

Центральный персонаж комедии Мольера - молодой человек Альцест, влюбленный в юную Селимену. Особенность натуры Альцеста состоит в том, что он, не желая замечать свои недостатки, склонен обвинять во множестве пороков окружающих его людей.

В этом произведении Мольера множество диалогов главных и второстепенных персонажей и мало событий. Это привело к малому сюжетному наполнению и к тонкому психологизму комедии. По сути событийный ряд сводится к провозглашениям аксиом, усвоенных Альцестом, и к душевным метаниям героя, пытающегося разобраться со своей страстью к обольстительной ветренице Селимене. В то же время Альцест не вызывает никого на дуэль, не предпринимает никаких других решительных шагов, чтобы разрешить мучившие его противоречия. В основном все его поступки сводятся к гневным тирадам. Таков может быть небольшой анализ "Мизантропа" Жана-Батиста Мольера.

Сцена из спектакля

В качестве подтверждения приведем краткое содержание "Мизантропа" Жана-Батиста Мольера и цитаты из этого произведения.

Первое действие

В начале комедии прямодушный Альцест осуждает своего друга Филинта за то, что тот был излишне приветлив при встрече с едва ему знакомым человеком, ибо, по его мнению, необходимо

. быть правдивыми, и знать прямую честь,

И говорить лишь то, что в вашем сердце есть.

В ответ на упреки тот пытается убедить Альцеста, что нельзя всем говорить правду, ведь общество требует от его членов соблюдения приличий. Но главный герой с ним не согласен, он заявляет, что от нравов, царящих вокруг, он впадает в мрачность и готов вызвать на бой "весь род людской" за его ханжество и лицемерие. При этом Альцест все же очень надеется, что его любовь к порочной Селимене перевоспитает девушку и очистит ее душу.

Другой влюбленный в Селимену юноша Оронт предлагает свою дружбу Альцесту и просит его совета по поводу сочиненного им сонета. Под восторги Филинта, который, как всегда, стремится быть любезным, главный герой заявляет, что сонет никуда не годится, и отвергает дружеское расположение Оронта, замечая:

Краткое содержание "Мизантропа"Мольера в первом действии заканчивается предупреждением Филинта о том, что Альцест, возможно, нажил себе врага.

Второе действие

Альцест укоряет Селимену за ее легкомысленность, кокетство и множество поклонников, на что девушка отвечает, что она никому не может запретить увлечься ею. А по поводу язвительных вопросов влюбленного о возникшем сопернике, маркизе Клитандре, девушка простодушно отвечает:

он обещал помочь мне выиграть процесс,

Есть связи у него, и он имеет вес.

Но эти слова не способны унять ревность Альцеста. Еему трудно понять вынужденное лицемерие Селимены.

Пришедшие в гости к Селимене один за другим маркизы и Элианта сплетничают об общих знакомых, девушка поддерживает легкомысленную болтовню. Адьцест, принявший решение до конца выяснить отношения с Селименой, обвиняет Акаста и Клитандра в лицемерии.

Сцена из современного спектакля

С намерением арестовать главного героя и отвести в управление является жандарм. С обещанием вскоре вернуться, чтобы "добиться истины" от неверной возлюбленной, Альцест уходит.

Третье действие

Оставшиеся в одиночестве Клитандр и Акаст в недоумении - кто же из них более по сердцу красавице Селимене? Они сговариваются, что тот из них, кто представит доказательства в благосклонности девушки, тот и выйдет из спора победителем, а соперник удалится.

Неожиданно в гости к Селимене является ее подруга Арсиноя. Назвав наедине с маркизами подругу "дерзкой ханжой", которая растеряла всех своих поклонников, хозяйка тем не менее с показной радостью принимает ее. Однако разговор их не из приятных: Арсиноя доносит до Селимены, что в обществе не одобряют ее ветрености и кокетства. Та, в свою очередь, утверждает, что слышала разговоры о ханжестве и притворстве Арсинои. Они ссорятся. Селимена поручает вернувшегося Альцеста обществу подруги и уходит.

Мольер в роли Альцеста

Арсиноя восхищается молодым человеком и предлагает ему помощь в том, чтобы он смог услужить двору и тем сделать себе карьеру. Однако Альцест отвергает предложение, говоря:

Не создан я судьбой для жизни при дворе,

К дипломатической не склонен я игре,

Я родился с душой мятежной, непокорной,

И мне не преуспеть средь челяди придворной.

Тогда неугомонная Арсиноя пытается "открыть глаза" влюбленного героя на предмет ее страсти, утверждая, что Селимена его не любит и обманывает. Тот не верит, предпочитая во всем убедиться лично. Арсиноя приглашает его к себе домой, чтобы предъявить "доказательство верное измены".

Четвертое действие

Филинт рассказывает Элианте, как в суде примиряли Альцеста и Оронта. Кое-как судьям удалось склонить спорщиков к компромиссу.

Появляется разгневанный Альцест и приносит письмо с признаниями Селимены в любви к Оронту.

Сцена из

Пришедшая Селимена с невинным видом интересуется, что стало причиной уныния Альцеста. На показанное возлюбленным письмо она отвечает, что оно было написано женщине, а не Оронту. Альцест желает узнать правду до конца, но Селимена больше не желает ничего объяснять.

Приходит слуга и говорит, что Альцесту следует немедленно уехать, чтобы избежать ареста.

Пятое действие

Краткое содержание "Мизантропа" Мольера продолжается следующими событиями: Альцест узнает, что Оронт выиграл тяжбу, и сообщает Филинту, что не собирается подавать жалобу - он принял решение удалиться от общества.

Пришедший Оронт просит Селимену сделать наконец выбор между ним и Альцестом, но красавица уходит от ответа. Маркизы Клитандр и Акаст предъявляют письмо, в котором Селимена злословит обо всех героях событий. Огорченный, но все еще надеющийся Альцест предлагает Селимене уехать с ним в глушь и покинуть свет, на что красавица отвечает отказом. Альцест понимает, что он излечился от своей любви и теперь свободен.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: