Программно целевой метод как способ обеспечения эффективности государственного управления

Обновлено: 24.04.2024

Программно-целевой подход в государственном и муниципальном управлении – это инструмент реализации государственной и муниципальной политики социально-экономического развития страны, ее субъектов и муниципальных образований.

Сущность программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению

Государственное и муниципальное управление в настоящее время имеет четкую стратегическую направленность. Стратегическое государственное и муниципальное управление направлено на решение комплекса задач, взаимосвязь которых прослеживается по таким критериям как время, ресурсное обеспечение, иные параметры. Период реализации стратегического государственного и муниципального управления, как правило, превышает двенадцать месяцев.

Рост длительности периода стратегического государственного и муниципального управления ведет к усложнению процесса согласованности планов развития государства, его регионов и муниципальных образований. Задача публичной власти состоит в обеспечении взаимоувязки долгосрочных целей развития государства, его регионов и муниципальных образований с текущими заданиями управления. Решение этой задачи обеспечивается путем применения такого универсального инструмента государственного и муниципального управления как программно-целевое управление, получающее фактическое воплощение в форме целевых программ.

Нормативно-правовую основу программно-целевого подхода к организации государственного и муниципального управления формируют:

  1. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РФ»;
  2. президентские указы;
  3. правительственные постановления;
  4. нормативные акты регионального уровня;
  5. нормативные акты муниципального уровня.

Отличительные особенности программно-целевого подхода к государственному и муниципальному управлению

Готовые работы на аналогичную тему

Программно-целевой подход к государственному и муниципальному управлению обладает определенными отличительными особенностями, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, применение программно-целевого метода государственного и муниципального управления в совокупности с методами стимулирования, способными обеспечить рост заинтересованности участников в реализации программ социально-экономического назначения;
  • во-вторых, новизна процедуры доведения программных заданий до исполнителей. В рамках других подходов государственному и муниципальному управлению задачи доводились до исполнителей в виде директивно-административных заданий. Переход к рыночной экономике изменил этот процесс, трансформировав ему в систему договорных отношений между органами государственного и муниципального управления и коммерческими организациями, выступающими в качестве исполнителей.

Под целевой программой понимают совокупность мероприятий или действий, которые направлены на решение существующей проблемы для достижения определенной цели. Отличительной особенностью целевой программы выступает планомерность проведения мероприятий, указанных в ней, их согласованность по содержанию, скоординированность во времени и пространстве, обеспеченность ресурсами.

Осуществление работы с целевой программой предполагает движение по следующим этапам:

  • во-первых, выбор проблемы, на решение которой направлена программная разработка;
  • во-вторых, принятие решений относительно разработки целевой программы и осуществление работы по ее формированию;
  • в-третьих, проведение экспертизы и оценки целевой программы;
  • в-четвертых, управление практического воплощения целевой программы и контроль ее исполнения.

Самым сложным этапом работы с целевой программы является этап ее разработки, в котором можно выделить следующие стадии:

  • во-первых, определение целевой установки программы, дающей представление относительно целей и задач программы;
  • во-вторых, осуществление разработки и обоснования способов и путей реализации программы, то есть выполнение ее проектно-научной разработки;
  • в-третьих, осуществление структурной разработки программы, то есть выделение проектов и подпрограмм, формирование исполнительной и функциональной структуры, определение состава мероприятий программы в разрезе проектов и подпрограмм;
  • в-четвертых, осуществление ресурсной разработки программы, выполняемое в разрезе ресурсов материального, финансового, трудового, информационного характера.

Классификация целевых программ государственного и муниципального управления

Целевые программы государственного и муниципального управления отличаются значимым разнообразием. В зависимости от определенных критериев можно выделить несколько типов целевых программ. Например, в соответствии с уровнем целевые программы государственного и муниципального управления делятся на следующие типы:

  • во-первых, федеральные целевые программы. Этот тип целевых программ предназначен для решения хозяйственных проблем, связанных с экономикой государства в целом, ее отдельными сферами, отраслями;
  • во-вторых, региональные целевые программы. Этот тип целевых программ направлен на решение проблем социального и экономического характера регионального уровня. Как правило, эти программы распространяют свои мероприятия на экономику региона;
  • в-третьих, отраслевые целевые программы. Этот тип целевых программ выходит за рамки определенных территорий, поскольку ориентирован на развитие отдельных отраслей народного хозяйства;
  • в-четвертых, целевые программы развития различных территориальных единиц, в том числе крупных городов, иных муниципальных образований;
  • в-пятых, целевые программы, направленные на развитие отдельных хозяйствующих субъектов.

Срок реализации целевых программ позволяет выделить такие их типы как долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные.

По своей структуре целевые программы включают в себя следующие блоки: целевой, структурный, ресурсный и блок технико-экономического обоснования.


Государственное управление обладает довольно широким набором правовых приемов и способов, используемых для достижения целей, которые специалисты называют методами государственного управления. Атаманчук Г.В. выделяет следующие группы методов, находящие применение в государственном управлении: методы научного познания (математическое программирование, вероятностно-статистические методы, системный и функциональный анализы; методы теории стратегических игр и статистической теории принятия решений; экономико-статистическое моделирование; методы прогнозирования, социального экспериментирования; графические; теории очередей или теории массового обслуживания); методы функционирования органов государственной власти (методы работы с информацией, методы правотворческой, оперативно-исполнительной и правоохранной Деятельности, методы подготовки и проведения организационных мероприятий, методы отбора и развития управленческих кадров, методы исполнения и контроля); методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления (морально-этические, социально-политические, экономические и административные) [1, с. 43].

Следует сказать, что методы государственного управления при переходе от одной экономической формации к другой отличаются от методов, используемых при стабильных экономических отношениях. Одним из актуальных методов переходного периода является программно-целевой метод.

Использование программно-целевого метода в государственном управлении зависит от правильно сформулированных понятий, закладываемых при нормативно-правовом регулировании и правильно понимаемых.

Рассмотрение необходимых для исследования вопроса понятий следует начать с «прогноза», «программы» и «плана». Экономисты под прогнозом понимают научно обоснованную гипотезу о вероятном будущем состоянии экономической системы и экономических объектов и характеризующие это состояние показатели [2, с. 248].

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. предлагают следующее определение «Программа экономическая, социальная – совокупность взаимоувязанных мер, план действий, направленных на достижение единой цели, решение одной проблемы» [2, с. 251].

Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации" закрепляет, что программа социально-экономического развития Российской Федерации – комплексная система целевых ориентиров социально – экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров.

Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2010 г. N 588 определяет, что государственной программой является система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам) и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности.

выстроенная система мероприятий

Следует сказать, что в литературе активно используется термин «планирование». Так, проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании», предложенный Минэкономразвития РФ предлагает закрепить понятия «государственное стратегическое планирование», «программно-целевое планирование». При этом под последним предлагается понимать «деятельность, направленную на определение целей социально-экономического развития Российской Федерации, приоритетов социально-экономической политики, а также формирование комплексов мероприятий с указанием источников их финансирования, направленных на достижение указанных целей и приоритетов».

Таким образом, как форма выражения применяется понятие «программа», а как вид деятельности – «планирование».

Тот же Федеральный закон от 20.07.1995 N 115-ФЗ под концепцией социально-экономического развития Российской Федерации закрепляет систему представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей. Так, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р, является документом, которым должны руководствоваться федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ «при разработке программных документов, планов и показателей своей деятельности».

Стратегия является, по сути, видом программы, отличающимся долгосрочностью.

Стратегии закрепляют политические ориентиры решения национальных вопросов. Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009г. №537, стратегия национальной безопасности – это официально признанная система стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики, определяющих состояние национальной безопасности и уровень устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Хотелось бы отметить, что часть представленных определений одним из признаков называют государственную политику, правда, положение ее разное. В одном случае, это система мероприятий и инструментов государственной политики, в другом – определение приоритетов политики, в третьем – система приоритетов и целей политики. При этом концепции принимаются как в отношении программ развития, так и политики (например, концепция демографической политики).

Концепции политики и концепции программ фактически по структуре друг от друга не отличаются.

Анализ предыдущих понятий позволяет говорить о необходимости рассмотрения такого термина как «социально-экономическое развитие». Ни один нормативно-правовой акт федерального уровня не дает его определения. Можно оттолкнуться от определения, закрепленного в Законе г. Москвы от 24.10.2001 N 53 «Об основах научно-технической политики г. Москвы», в котором под социально – экономическим развитием понимается повышение качества жизни и культурного уровня населения, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью».

отправная точка, с чем сравнивать (очень удобно с годами кризиса 90-х годов прошлого века или с предыдущим годом, и совсем неудобно с показателями советского времени);

критерии качества жизни;

критерии культурного уровня;

критерии уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг;

Следующим понятием, требующим внимания, является «цель» при применении программно-целевого метода. В проект Федерального закона «О государственном стратегическом планировании» предлагается такое определение: цель социально-экономического развития – состояние экономики, социальной сферы, обороны и безопасности, которое определяется участниками государственного стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями.

Автор не пытается спорить с тем, что цель – это результат, к которому необходимо прийти. Суть в том, что для выстраивания логической цепочки необходимо конкретизировать звенья: начало пути – путь – цель. Искажение хотя бы одного звена приведет либо к не достижению указанных целей, либо к искажению целей. В рамках осуществления государственного управления это сопровождается использованием финансовых ресурсов не по назначению. Это значит, что денежные средства налогоплательщиков (то есть физических и юридических лиц на территории РФ), собранных на выполнение государством своих функций, не вернулись им в качестве этих функций.

Для достижения целей определяются задачи, требующие решения, то есть устанавливаются проблемы для исследования. В отсутствие научно обоснованных прогнозов и легально закрепленных определений варианты решения определенных задач могут быть различны: например, в рамках совершенствования организационных и правовых механизмов можно изменить название структурных подразделений и издать дополнительный нормативно-правовой акт, перераспределить существующие функции между структурными подразделениями, но будет ли это совершенствованием? А при внедрении современных механизмов, кто будет определять их современность, и современность относительно чего: мирового опыта или развития экономики и общества в России? То же касается современных методов и технологий. Кстати, без дополнительного исследования сложно разобраться, чем будут отличаться механизмы, методы и технологии.

Понятия «эффективность» и «оценка эффективности» также требуют рассмотрения. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. дают следующее определение эффективности – это относительный эффект, результативность процесса, операции, проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение.

ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств (и тогда пересматривать механизмы контроля над использованием целевых средств);

В результате приведенного анализа можно сделать следующие выводы:

Во-первых, программно-целевой метод требует разработки понятийного аппарата и включения его в российское законодательство.

Во-вторых, понятия должны отражать сложившиеся общественные отношения и быть однозначными.

В-третьих, применение данного метода требует существенного научного обоснования, то есть привлечения специалистов для прогнозирования и разработки программ.

Атаманчук Г.В. Теория государственного управления

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная безопасность, программа, экономическое развитие, федеральный уровень.

Похожие статьи

Система государственного стратегического планирования

«Система государственного стратегического планирования — это совокупность: - взаимоувязанных документов стратегического планирования, характеризующих приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации

Программно-целевой метод планирования бюджета.

Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод, национальная.

О возможности применения системы стратегического.

Ключевые слова: государственное планирование, стратегическое планирование, прогнозирование, стратегия, план, программа социально-экономического развития.

Методы и инструменты стратегического планирования.

стратегическое планирование, стратегическое управление, стратегический анализ, стратегический план развития региона, стратегический план, стратегический менеджмент, региональный уровень, региональное.

Государственные программы: формирование и реализация

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.

Федеральные целевые программы: объем, порядок, источники.

Российская Федерация, социально-экономическое развитие, государственное управление, государственная политика, государственное стратегическое планирование, программно-целевой метод.

Программно-целевой метод как фактор повышения.

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах.

Совершенствование стратегического планирования.

Ключевые слова:муниципальное образование, социально-экономическое развитие, стратегическое планирование, территориальное управление, качество жизни населения. Современное управление на государственном уровне сопряжено с проведением.

Проблемы управления муниципальными финансами

Российская Федерация, Крым, государственная программа, социально-экономическое развитие Республики, севастополь, программа, программно-целевой метод, устранение ограничений.


В последние годы Правительство РФ предпринимает важные шаги по реорганизации управления государственными и муниципальными финансами (ГМФ). Наиболее приоритетной для страны является реформа бюджетного процесса и совершенствование механизмов повышения качества управления ГМФ в условиях реализации принципа «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР).

Если рассматривать традиционный механизм затратного финансирования, то согласно закону о федеральном бюджете, главные распорядители бюджетных средств (ГРБС) получают ресурсы, которые лимитировано, согласно бюджетным обязательствам, доводятся до исполнителей (бюджетных учреждений). Такой подход усиливает контроль над расходуемыми средствами и качество планирования. Но при этом отсутствует гибкость и наблюдаются противоречия между ведомствами и программами, финансируемыми из федерального бюджета. В итоге эффективность использования бюджетных средств оценивается по исполнению сметы, при этом достигнутые результаты не учитываются.

Сегодня акцент делается на управление не бюджетными затратами, а результатами, т.е. бюджетные ресурсы распределяются в зависимости от достижения запланированных конечных результатов, которые затем направляются на выполнение экономических и социальных задач.

Задачи повышения эффективности использования бюджетных средств требуют перехода к новым методам бюджетного планирования, ориентированным на конечные общественно значимые результаты, что позволит эффективнее управлять государственными финансами. Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию [1, ст. 121].

Бюджетирование, ориентированное на результат, или программно-целевой метод управления государственными финансами, является одним из инфраструктурных институтов государственного управления, альтернативой сметному бюджетированию.

При формировании бюджета, в соответствии с принципами БОР, устанавливается прямая взаимосвязь между бюджетными ресурсами и конечными результатами. В системе БОР существуют взаимосвязанные компоненты:

- стратегическое планирование на основе распределения бюджетных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами;

- ориентировка на отчетность по достигнутому результату;

- управление субъектами бюджетного планирования.

Таким образом, при планировании расходования финансовых ресурсов в программы формулируются все расходы с учетом расчета всех затрат, определения конечных результатов и выгод от реализации этих программ.

Сегодня, проводя бюджетную реформу, важно обобщить накопленный практический опыт, проанализировать достигнутые успехи и совершенные ошибки, для предотвращения возможных ущербов.

Министерство финансов РФ активно поддерживает концепцию результативного бюджетирования, стимулирует ее к внедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий из Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).

К сожалению, в муниципальных образованиях отсутствует стратегическое планирование, не разработаны методики по организации бюджетных процедур, программ сбора информации о достигнутых результатах и доведение результатов работы до населения, не урегулированы межбюджетные отношения.

Поэтому повышение эффективности государственного управления требует пересмотра подходов к планированию и оценке деятельности государственных органов. Необходимо переходить от бюрократии к ориентации на достижение конкретных результатов при эффективном использовании ресурсов. При проведении стратегического бюджетного планирования с применением элементов БОР проводится выработка системы качественных и количественных индикаторов, по которым производится планирование и оценка деятельности государственных органов. Создание таких индикаторов позволит применять современные методы бюджетного менеджмента, ориентированного на результат и управления производительностью (performance management).

При планировании управления финансовыми ресурсами применяются следующие принципы:

- соответствие расходуемых сумм бюджетному плану и законодательству с применением механизмов контроля;

- подотчетность исполнения бюджета, путем обеспечения прозрачности исполнения бюджета и возможности отслеживания движения финансовых потоков на основании бухгалтерской отчетности;

- адекватность фактических результатов поставленным целям в процессе бюджетного планирования.

Для обеспечения прозрачности информации о деятельности органов государственной власти, требуется создание информационной системы, с помощью которой можно оперативно собрать точные данные и оценить как проходит выполнение программ и осуществляется деятельность госорганов. Необходимо создавать Интернет-сайты и иные информационные каналы, где можно получить доступ к отчетам об использовании бюджетных средств. Открытость и прозрачность информации в отличие от формальных отчетов ведомств позволит перейти к новому бюджетному порядку.

На региональном уровне необходимо ориентироваться на следующие направления: на федеральном и муниципальном уровнях обеспечить дополнительное нормативно-правовое регулирование; сократить неэффективные обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными финансами; автоматизировать бюджетный процесс; распространить опыт регионов, где успешно применяется БОР, на другие регионы; работать в направлении повышения профессионального уровня работников исполнительных органов власти; урегулировать межбюджетные отношения.

Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов оказывает непосредственное влияние на развитие всех отраслей и сфер хозяйственной деятельности, на стабильность системы социальной защиты и обеспечения населения, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства.

Несмотря на поступательное развитие, к настоящему времени процесс формирования целостной системы управления общественными финансами еще не завершен. Управление финансами в значительной степени остается формальным, отсутствуют стимулы для повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, нет нацеленности на результативность государственной политики.

Для выполнения стоящих целей, требуется обеспечить решение таких задач:

1) завершить внедрение в бюджетный процесс программно-целевых методов управления;

2) организовать структуру управления финансовыми ресурсами публично-правовых образований;

3) провести мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов;

4) реализовать совершенствование государственного и муниципального финансового контроля, ориентируя его на оценку эффективности бюджетных расходов;

5) улучшить качество финансового менеджмента;

6) повысить открытость и прозрачность управления финансами.

Правительство РФ в целях повышения эффективности и результативности бюджетной политики, в ближайшие годы должно сконцентрировать внимание на решении таких задач:

1. Бюджетная политика должна быть направлена на снижение инфляции за счет обеспечения сбалансированного развития экономики.

2. Повысить роль бюджета в стимулировании роста экономики, повышении уровня жизни населения и формировании механизма пенсионного обеспечения на долгосрочную перспективу.

3. Эффективно расходовать бюджетные средства, формировать новую систему местного самоуправления.

4. Перейти за счет средств бюджета на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализацию долгосрочных программ.

5. Развивать практику бюджетирования, ориентированного на результат.

6. Повышать эффективность управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния.

7. Совершенствовать структуру и механизмы государственного и муниципального финансового контроля [2].

Реализация мероприятий программы направляется на:

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета;

- внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов местного самоуправления;

- развитие новых форм оказания и финансового обеспечения муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);

- повышение эффективности распределения бюджетных средств;

- развитие системы муниципального финансового контроля и повышение качества финансового менеджмента;

- развитие информационной системы управления муниципальными финансами.

Эффективное функционирование государственных и муниципальных финансов влияет на развитие всех сфер деятельности, устойчивость денежного обращения и платежеспособность государства, стабильность системы социальной защиты и социального обеспечения населения.

Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами позволит: обеспечить сбалансированность и устойчивость федерального бюджета и муниципальных бюджетов, используя программно-целевой подход для их формирования; снизить зависимость консолидированных бюджетов субъектов РФ от финансовой помощи, которую они получают из федерального бюджета; развить программно-целевые методы управления финансами; повысить качество управления региональными и муниципальными финансами.

При этом необходимо повышать качество действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Сегодня существует достаточно нерешенных проблем.

Также из-за отсутствия финансовых ресурсов многие законы и нормативно-правовые акты не исполняются в течение ряда лет.

Кроме того, необходимо проводить широкую информационную политику, создавать информационные порталы для ознакомления населения с результатами проводимых реформ, своевременно принимать и опубликовывать в печати законы и подзаконные нормативно-правовые акты, касающиеся финансовых вопросов.

1. Петровская В.С. «Бюджетирование, ориентированное на результат на муниципальном уровне», М. «Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов», 2008 №11.

2. Тамбовцев В., Шаститко А., Работоспособность бюджетирования, ориентированного на результат // Экономическая политика. 2006. № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): финансы, программно-целевой метод управления, федеральный бюджет, бюджетное планирование, бюджетный процесс, государственное управление, муниципальный финансовый контроль, повышение эффективности, ресурс, средство.

Похожие статьи

Программно-целевой метод планирования бюджета.

Планирование бюджета является одним из важных инструментов государственного регулирования экономики. Бюджетное планирование может осуществляться различными способами.

Совершенствование планирования расходной части бюджета РФ

В результате совершенствования организации бюджетного процесса в практику бюджетного планирования был введен метод бюджетирования, ориентированного на результат.

Фесик С. В. Внедрение программно-целевого метода в бюджетный процесс Российской Федерации.

Программный бюджет: региональный уровень | Статья в сборнике.

повышения профессионализма всей финансовой деятельности. Программно-целевой метод бюджетирования обеспечивает связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования.

О переходе на «программный» бюджет | Статья в журнале.

Государственная программа — это новый инструмент государственного программно-целевого планирования и управления. 28 июня 2012 года Президент РФ озвучил послание о Бюджетной политике в 2013–2015 годах.

Проблемы и направления совершенствования бюджетной.

Ключевые слова:бюджетная система,бюджетный процесс,бюджетная политика,финансовые средства, доходы бюджета, расходы бюджета, налоговая система, государственный бюджет.

Программа повышения эффективности управления.

Программа повышения эффективности управления общественными финансами Российской Федерации: шаги на пути реализации.

2. Проблемы, связанные с переходом к программно-целевому принципу планирования бюджета.

Анализ методов бюджетного финансирования

Управление финансами государственной бюджетной организации взаимосвязано с функционированием бюджетной системы страны.

2) бюджетирование, ориентированное на результат (программно-целевое планирование); 3) финансирование капиталовложений.

Финансовый контроль. Пути повышения эффективности.

Пути повышения эффективности государственного финансового контроля. Автор: Леверьева Евгения Владимировна.

Один из наиболее важных рычагов управления финансовой системы — это финансовый контроль.

Эффективность бюджетных расходов | Статья в сборнике.

В рамках данной Программы программно-целевой принцип бюджетного планирования является главным механизмом оптимизации ресурсов краевого бюджета, повышения результативности и эффективности расходов.


В статье автором представлен программно-целевой метод управления как эффективно используемый органами власти для решения социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры. Рассмотрена как методологическая, так и практическая основа метода программно-целевого управления.

Ключевые слова: культура, метод, программа, программно-целевое управление, сфера культуры

The author suggest the program-target management method as effectively used by authorities to address socio-economic problems including the in culture sphere. Both methodological and practical bases of the method of program-target management are considered.

Keywords: culture, method, program, program-target management, culture sphere

В условиях реформирования российского общества и государства проблемы применения методов государственного управления являются весьма актуальными. Методы государственного управления — это способы осуществления управленческих функций и средства воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты [2, с.101]. С одной стороны, они должны быть консервативными, прогнозируемыми, направленными на стабилизацию управленческих отношений, а с другой — учитывать динамику общественных отношений, реагировать на существующие изменения, обеспечивать эффективное воздействие на происходящие управленческие процессы.

Термин «метод» позволяет «получить необходимое представление о том, как функционирует механизм исполнительной власти, как практически осуществляются функции, с помощью каких средств» [1, с.193]. Метод государственного управления выступает в качестве одного из важнейших индикаторов функционирования государственной власти, ее легитимации.

Государство для осуществления своих разнообразных функций и регулирования в сфере культуры применяет различные методы, которые условно можно подразделить на экономические (косвенные), административные (прямые), социально-психологические и универсальные (общие) методы воздействия на культурную деятельность.

Мы рассмотрим наиболее распространенный метод, применяемый в управлении сферой культуры на разных уровнях управления (федеральный, региональный и муниципальный) — программно-целевой метод.

Понятие «программа» используется в различных ситуациях повсеместно большинством хозяйствующих субъектов экономики и органами управления государства и муниципальных образований, что не способствует четкому пониманию самого явления программирования и программно-целевого метода управления. Тем более что в сфере государственного и муниципального управления программно-целевой метод имеет особый опыт реализации, а исследователи в данной области, прежде всего, увлекаются именно этим опытом.

В настоящее время методологической основой метода программно-целевого управления являются концепции «управления по целям» П. Друкера, «управления по результатам» (финская школа управления) [4], синтеза знаний школы Г. П. Щедровицкого [6]. В самом названии программно-целевого управления заложены две смысловые категории — «программа» и «цель». Первая категория представляет собой план упорядоченных действий и процедур, объединенных общностью решаемых задач. Цель как смысловое понятие определяется как мысленно представляемый, желаемый, намечаемый конечный результат деятельности. Таким образом, в ходе реализации программно-целевого управления обеспечивается достижение заранее поставленной цели за счет выполнения определенных действий.

Программно-целевой метод воплощает принципы системного подхода, что делает его привлекательным для государственных и муниципальных органов власти в плане управления культурной сферой. Использование программно-целевого управления обусловлено наличием проблемной ситуации, решение которой инерционным путем невозможно, а острота и масштабность требуют кардинального решения. В силу сложности, комплексности проблемы или необходимости стратегического развития системы программно-целевой метод является наиболее эффективным, поскольку ему свойственны четкость и систематизация целей, переход от целей и задач к системе действий и мероприятий, закрепление ресурсов за конкретными программными мероприятиями и четкое определение источников ресурсов, формирование механизмов управления и контроля. Исходя из чего, схема программно-целевого управления в сфере культуры представляется как цели — пути — средства — результаты. Достижение цели в рамках программы происходит при минимально допустимых затратах или при заданном уровне затрат в определенные сроки. Своего рода метод программно-целевого управления сам является больше, чем просто методом, Б. А. Райзберг называет его методологией [5, с.68].

Разработка программ, в том числе, в сфере культуры требует определенной технологии, этапы которой можно представить в виде следующей последовательности операций, повторяющихся при разработке каждой новой программы [3, с.59]:

1) Выявление, анализ проблемной ситуации, в результате чего появляется понимание ее масштаба, остроты, перспектив усложнения, участников и заинтересованных сторон, а также рассматривается целесообразность решения проблемы в сфере культуры программным методом.

2) Определение цели программы по итогам предыдущего этапа. Цель программы является отправной точкой применения программно-целевого метода управления. В ходе целеполагания осуществляется определение конечного результата реализации программных мероприятий, в связи с чем, качество и адекватность цели является важным условием для осуществления дальнейших этапов программно-целевого управления.

3) Разбиение цели, построение дерева целей, которое позволяет определить логическую последовательность достижения необходимого результата, а также разработать мероприятия и определить ресурсы для достижения генеральной цели программы.

4) Разработка вариантов программы, выбор одного варианта и определение мероприятий его реализации. Многовариантность позволяет отобрать наиболее эффективные способы, направления достижения цели, обосновать содержание программы, что соответствует технологии принятия управленческого решения. На данном этапе также происходит определение необходимых ресурсов, объемов финансирования, ответственных исполнителей, этапов программы, контрольных индикаторов, сроков выполнения мероприятий. В результате должна появиться целостная программа со всеми ее разделами, которая подлежит утверждению.

5) Реализация программы, осуществление мониторинга, текущего и итогового контроля ее реализации. В ходе реализации программы формируется и действует система контроля, в результате функционирования которой происходит оценка и анализ программных мероприятий, выполнения задач и достижения целей программы.

6) Внесение корректировок в программу при выявлении отклонений от запланированных результатов, изменении проблемной ситуации и доступности ресурсов.

Указанный порядок разработки программ реализуется органами государственного и муниципального управления. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» содержит также данную логику программно-целевого метода. Органы власти, выполняя требования нормативно-правовых документов, реализуют принципы программно-целевого метода управления, поэтому государственные программы имеют все необходимые элементы, документы, отчеты о реализации и эффективности.

Таким образом, использование программно-целевого метода является целесообразным в решении социально-экономических проблем, в том числе и в сфере культуры на уровне муниципального образования. Используя программно-целевой метод органы муниципальной власти, во-первых, имеют возможность решать комплексные проблемы в сфере культуры, во- вторых, метод позволяет мобилизовать и эффективно использовать время и ресурсы и направлять их на решение острых проблем, в-третьих, органы муниципальной власти имеют систему принятия и реализации решений и соответствующее документационное обеспечение.

1. Административное право: учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студеникиной. — 2 е изд., перераб. и доп.-М: Норма: ИНФРА М, 2017. — 704 с.

2. Арсланбекова А. З., Абдуллаева М. Э. Принуждение как метод государственного управления//Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Общественные науки. — 2016.- № 4. — С. 98–104.

3. Гатина Л. И. Программно-целевой метод управления на производстве и в сфере государственного управления в республике Татарстан//Управление устойчивым развитием. -2016. -№ 6 (07). -С. 57–61.

4. Друкер, П. Эффективное управление /П. Друкер. М.: АСТ, 2004. 288 с.

5. Райзберг Б. А. Целевые программы в системе государственного управления экономикой: монография. М.: ИНФРА-М, 2016. — 268 с.

6. Щедровицкий Г. П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология (курс лекций). М.: «Издательство Студии Артемия Лебедева» 2015 г. — 464 с.

Основные термины (генерируются автоматически): программно-целевое управление, сфера культуры, программно-целевой метод, программно-целевой метод управления, государственное управление, проблемная ситуация, программа, исполнительная власть, муниципальная власть, муниципальное управление.

Программно-целевой метод представляет собой современный метод управления сложными экономическими системами и выступает как важнейший для решения ключевых научно-технических, экономических, социальных, экологических проблем. Он предполагает четкую постановку цели и выработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки.

Основными элементами программно-целевого метода являются цели, мероприятия, ресурсы.

Исходным пунктом при использовании программно-целевого метода (ППМ) является выявление проблем и формирование целевых установок, их систематизация. Для систематизации целей используются различные подходы, но наиболее широкое распространение получил подход, основанный на формировании «Дерева целей», позволяющий упорядочить цели по их значимости и по уровням иерархии (см. гл. 2).

Основное звено ППМ – это мероприятия, обеспечивающие достижение поставленных целей по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения, что обеспечивает возможность их реализации.

Реализуется программно-целевой метод через комплексные программы, составляемые на период достижения поставленной цели, с выделением основных этапов осуществления. Комплексными они называются потому, что содержат совокупность мероприятий социально-экономического, производственного, научно-исследовательского, организационно-хозяйственного характера.

Классический пример использования программно-целевого метода для решения общегосударственных задач – план ГОЭЛРО. По исходному замыслу и исполнению это была комплексная программа преобразования материально-технической базы общества путем индустриализации за счет создания сети электростанций.

Этот метод государственного регулирования использовался в СССР в рамках директивного планирования в отношении научно-технического процесса, жилищной проблемы, продовольствия и т. д.

Во Франции, Нидерландах, Японии, США программно-целевой метод также нашел применение. Например, в США от был использован 40 лет назад в системе управления финансовыми ресурсами Министерства обороны, а позже его стали использовать и другие ведомства. В США была разработана одна из самых известных региональных программ – освоение бассейна реки Теннессии.

В Республике Беларусь программно-целевой метод применяется для решения социальных, экономических, экологических, научно-технических проблем, проблем развития регионов, комплексов и т. д.

В настоящее время в республике разработаны и реализуются около 100 республиканских программ:

· Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 – 2010 годы.

· Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007-2010 годы.

· Государственная программа инновационного развития республики Беларусь на 2007-2010 годы.

· Республиканская программа энергосбережения на 2006 – 2010 годы.

· Государственная программа импортозамещения на 2006 – 2010 годы.

· Национальная программа демографической безопасности Республики Беларусь на 2007 – 2010годы.

· Комплексная программа развития сферы услуг в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы.

· Национальная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006 – 2010 годы и др.

Традиционно сложившаяся процедура программно-целевого метода к решению социально-экономических проблем предполагает следующие этапы:

· отбор проблем для включения в программу;

· формирование целевой программы;

· экспертиза и оценка возможных результатов целевой программы;

· принятие (утверждение) целевой программы;

Реализация целевой программы и контроль за ходом ее выполнения.

Формирование программы осуществляется на основе следующих принципов:

· целенаправленности, требующей наличия заранее заданных и ко-

личественно определенных целевых установок, выстроенных по принципу приоритетности;

· комплексности, основанной на взаимосвязанных мерах, обеспечи-

вающих достижение поставленных целей;

· обеспеченности всеми видами ресурсов.

В условиях развития рыночных отношений в Республике Беларусь программно-целевой метод постоянно задействован для решения важнейших проблем на всех уровнях управленческой иерархии. Его использование при решении конкретных задач рассматривается в последующих темах курса лекций.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: