Программа предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год и плановый период

Обновлено: 28.03.2024

Наша команда стремится помочь вам принимать более взвешенные финансовые решения. Мы придерживаемся строгой редакционной политики. Данная статья может содержать ссылки на финансовые продукты наших партнеров. Мы открыто говорим о том, как мы зарабатываем деньги. -->

  • Высшее экономическое образование.
  • 15 лет работы в банке.
  • Независимый эксперт.
  • Финансовый аналитик.
  • Обладает сертификатами от ЦБ РФ. . Facebook. .

Любое государство может быть как кредитором, так и заемщиком. При этом выдать и получить деньги в долг могут как физические лица, так и международные корпорации. К государственным кредитам прибегают правительства всех стран. Таким способом им удается сохранить экономическую стабильность или, наоборот, простимулировать производство и население к активности. Что такое государственный кредит, какие у него функции и особенности, разобрался специалист сервиса Бробанк.

  1. В чем суть государственного кредита
  2. Зачем нужен госзайм
  3. Особенности кредитования
  4. Что учитывают при выдаче госкредита
  5. Основные виды госкредитов
  6. Плюс и минусы государственного займа
  7. Принципы государственного кредитования
  8. Управление госкредитом

В чем суть государственного кредита

Государство может выступать как в роли кредитора, так и дебитора. Государственный кредит – это способ регулирования экономического развития страны со стороны государства. Госзайм влияет на обращения денег, процентные ставки и курсы валют.

Государственный кредит возникает при дефиците бюджета. При недостатке доходов, правительство может пойти двумя путями:

  • выпустить новые деньги;
  • выйти на рынок кредитования.

Займы покрывают разницу между расходами и поступлениями. Государственный кредит может принести пользу только в небольших объемах, так он стимулирует рост экономической деятельности. Если дефицит окажется слишком большим – это плохо скажется на бюджете.

Государственные займы чаще всего оформляют в виде ссуд частных и юридических лиц.

Зачем нужен госзайм

У государственного кредита несколько основных функций:

  • распределительная;
  • контрольная;
  • регулирующая.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Доходы от госзаймов занимают второе место в формировании бюджета после налогов. Госкредиты позволяют растянуть время кредитования, поэтому стране не приходится увеличивать налоги, если в бюджете дефицит.

Государственный кредит нередко используют для переноса текущих расходы на последующие поколения налогоплательщиков. Это считается экономически обоснованным, если заемные деньги использует для оплаты капиталоемких проектов, которые принесут прибыль в будущем. Например, прокладка автомагистралей или развязок в мегаполисах – проект должен сэкономить деньги или принести доход, который будет направлен на погашение госдолга. Но если направлять средства на пенсии или пособия никакого эффекта не будет.

Регулирующую функцию реализовывают за счет определения процентных ставок. Когда правительство выходит на рынок заимствований она оказывает на него значительно влияние объемом проводимых сделок. Если государственный долг сокращается, процентные ставки снижаются. Продажа государственных ценных бумаг повышает ставки.

Госзаймы также используют для выведения из экономики излишков денег, то есть на проведение так называемой стерилизации экономики. Лишняя денежная масса может привести к росту инфляции, поэтому периодически правительство ее сокращает. Кроме того, более разумным с точки зрения макроэкономики считается стимулирование экономики за счет заимствований, а не эмиссии новых денег.

По мере выполнения регулирующей и распределительной функций возникает необходимость в контроле.

Контрольная функция обеспечивает своевременное погашение обязательств в полном объеме. Кроме того она обеспечивает эффективное и целевое использование заемных денег.

Без государственного кредитования невозможно эффективное развитие страны. Сумма государственного долга при этом указывает не на слабость экономики страны, а на высокий кредитный рейтинг.

Особенности кредитования

Государственный кредит по своей сути ничем не отличается от обычного займа. Но все же есть несколько особенностей:

  1. Государство может не указывать причину заключения кредитного соглашения.
  2. В большинстве случаев цель такого кредитования – восполнение дефицита в бюджете.
  3. В качестве обеспечения государство использует имущество, находящееся в его собственности.

Доходами от государственного займа обеспечивают развитие экономической, политической и социальной деятельности государства.

Если страна выступает в качестве кредитора, заемщик получает деньги из бюджета государства. Кредиторами могут быть местные органы власти всех уровней.

К государственным займам относят и те виды кредитования, которые заемщики оформляют в банках, если при этом кредит субсидирует государство на льготных условиях. Это, например, программы льготной или военной ипотеки.

Принять участие в кредитовании могут:

Со стороны государства С другой стороны
Кабинет Министров Банки
Центральный банк Физические лица
Министерство Финансов Индивидуальные предприниматели
Местное самоуправление ООО и акционерные общества

Предоставляют средства при кредитовании на добровольной основе.

Что учитывают при выдаче госкредита

При получении государственного кредита учитывают некоторые факторы:

  1. Срок предоставления кредита. Его устанавливают в зависимости от того, для каких целей заемщику нужны деньги, и какая сумма ему требуется. Также срок может зависеть от благосклонности кредитора. Обычно период кредитования составляет от 1 года до 10, но не дольше 30 лет.
  2. Обязательства кредитора и заемщика. Основные обязательства кредитора – выдать определенную сумму денег, а заемщика – погасить задолженность на определенных условиях. При этом в договоре указывают вспомогательные требования, которые обе стороны должны выполнять.
  3. Условия возврата задолженности. Нужно определить размер платежей и схему погашения долга. Если есть штрафные санкции, о них обязательно упоминают в договоре.
  4. Процентная ставка. Ее размер определяют на индивидуальных условиях, в зависимости от экономической ситуации на рынке. Ставка не меняется в течение всего срока кредитования, то есть если на момент заключения договора установили 3%, через год ставку не поднимут и не снизят.

Процентная ставка будет одинаковой в течении всего периода кредитования

Государственный кредит, по сути, не отличается от обычного кредитования, разница только в масштабах.

Основные виды госкредитов

Государственные кредиты бывают:

  • централизованные;
  • децентрализованные.

Централизованные кредиты подразумевают выпуск облигаций федеральным госорганом. Децентрализованные займы находятся под контролем местных органов самоуправления и муниципалитета.

Государственный кредит по географическому признаку бывает внутренним и внешним:

Внутренний Внешний
Межбюджетный Межгосударственный
Предприятиям-резидентам Предприятиям-нерезидентам
Госорганам исполнительной власти Международным финансово-кредитным учреждениям

По сроку различают три вида госзаймов:

  • краткосрочные – до 1 года;
  • среднесрочные – от 1 года до 5 лет;
  • долгосрочные – от 5 лет и дольше.

Также государственные кредиты бывают единовременными и частичными. При единовременных выплатах долг образуется при завершении срока действия кредита.

Частичные выплаты по госзайму можно реализовать по трем схемам:

  1. Погашение займа равными платежами на протяжении нескольких лет.
  2. Погашение постоянно увеличивающейся суммой.
  3. Постепенное уменьшение суммы выплаты.

Государственные кредиты различают по эмитенту. Им может стать:

  • правительство РФ;
  • правительство субъектов РФ;
  • местные органы управления.

По форме выплаты доходов госзаймы бывают:

  • процентные;
  • выигрышные;
  • процентно-выигрышные;
  • беспроигрышные;
  • целевые.

В настоящее время процентно-выигрышные и беспроигрышные займы в РФ не выпускают.

Государственные кредиты выдают одним из трех способов:

  1. В валюте страны кредитора.
  2. В эквиваленте валюты страны заемщика.
  3. Валютой третьего государства, которая устраивает обе стороны.

По форме размещения выделяют добровольные, подписные и принудительные государственные займы. В РФ в настоящее время действуют только добровольные займы.

Также госзаймы бывают облигационные и безоблигационные. На текущий момент безоблигационные займы в РФ используют только на межправительственном уровне.

Плюс и минусы государственного займа

Преимущества государственного кредитования:

  1. За счет займов правительство регулирует финансовые потоки внутри страны.
  2. Федеральный, региональный и муниципальный бюджеты пополняются без выпуска в обращение новых денег.
  3. Если речь идет о выдаче или получении внешнего займа, укрепляются отношения с другими странами.
  4. Появляется возможность развивать экономику государства без участия средств из бюджета.

Внешний займ способствует укреплению отношений между странами

Недостатки государственных займов:

  • при обслуживании долга требуется платить проценты по кредиту, из-за этого увеличиваются производственные расходы;
  • если государство не может погасить задолженность, долг растет, это может привести к повышению налоговых платежей внутри страны.

Перед оформлением госкредита власти анализируют состояние экономики и возможности погашения задолженности. Если происходит увеличение размера налогов, страдает предпринимательство, а это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране.

Принципы государственного кредитования

При государственном кредитовании должны быть соблюдены интересы обоих участников. Ключевые принципы финансовых отношений между сторонами:

  1. Добровольность.
  2. Возвратность и возмездность. Вернуть необходимо не только сумму долга, но и начисленные проценты.
  3. Целевая направленность – деньги нужны для решения определенных задач.
  4. Обеспеченность. Заем обеспечивают имуществом, которое принадлежит государству.
  5. Срочность. В договоре обязательно наличие конкретной даты погашения.

Выполнение принципов делает государственный кредит выгодным для обеих сторон.

Управление госкредитом

Система управления государственным кредитом в России направлена на:

  • уменьшение стоимости долга для заемщика;
  • эффективное использование привлеченных средств;
  • создание системы учета и контроля;
  • усиление инвестиционного характера займов;
  • регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
  • привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
  • определение приоритетов кредитной политики государств;
  • обеспечение своевременного возврата предоставленных кредитов.

Чем лучше реализованы эти направления, тем меньше нагрузка на бюджет, а значит и вероятность дефицита.

Основные способы регулирования государственного долга:

  1. Рефинансирование – погашение старой государственной задолженности за счет нового займа.
  2. Конверсия – понижение доходности займов для снижения расходов по управлению госдолгом или повышение доходности для кредиторов.
  3. Консолидация – увеличение или уменьшение срока действия уже выпущенных займов. Предполагает облегчение выплаты долга в виде отсрочки платежей.
  4. Унификация займов – объединение нескольких займов в один, с целью уменьшение количества видов ценных бумаг, которые находятся в обращении.
  5. Регрессивный обмен облигаций, когда несколько облигаций приравниваются к одной новой ценной бумаге.
  6. Отсрочка погашения займа – сдвиг срока погашения и выплаты доходов.
  7. Аннулирование госдолга – полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

Некоторые модели применяют одновременно, другие встречаются реже.

Увеличение внутреннего долга приводит к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения. Происходит рост обращающихся денег. Следствием становится уменьшением покупательной способности национальной валюты, которая приводит к инфляции.

Увеличение внутреннего долга приводит к инфляции

Сокращение долга государства, уменьшает количество обращающихся денег, что приводит к сдерживанию экономического роста. Для сглаживания негативных последствий Центробанк может проводить политику «дорогих» денег тогда, когда растет госдолг, или политику «дешевых» денег – во время сокращения задолженности. Государство для этих же целей использует и налоговую политику. Нагрузку повышают в период увеличения задолженности и снижают при погашении долговых обязательств.

Основные органы управления государственным кредитом – ЦБ РФ и Минфин. А главная цель управления госзаймами – достижение социальных, экономических и политических задач, которые определены перспективами и тенденциями развития государства.

1. Предоставление государственных или муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии при условии:

проведения анализа финансового состояния принципала;

предоставления принципалом (за исключением случаев, когда принципалом является Российская Федерация, субъект Российской Федерации) соответствующего требованиям статьи 93.2 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования к принципалу в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

отсутствия у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, а также неурегулированных обязательств по государственным или муниципальным гарантиям, ранее предоставленным соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию

При предоставлении государственной или муниципальной гарантии для обеспечения обязательств по возмещению ущерба, образовавшегося при наступлении гарантийного случая некоммерческого характера, а также государственной или муниципальной гарантии без права регрессного требования гаранта к принципалу анализ финансового состояния принципала может не проводиться. При предоставлении указанных гарантий обеспечение исполнения обязательств принципала перед гарантом, которые могут возникнуть в связи с предъявлением гарантом регрессных требований к принципалу, не требуется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, государственные гарантии Российской Федерации, государственные гарантии субъекта Российской Федерации могут быть предоставлены в обеспечение исполнения обязательств муниципального образования без предоставления им обеспечения исполнения обязательства по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу в связи с исполнением гарантии.

2. Предоставление государственной или муниципальной гарантии, а также заключение договора о предоставлении государственной или муниципальной гарантии осуществляется после представления принципалом в орган, осуществляющий предоставление соответственно государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации или муниципальных гарантий, документов согласно перечню, устанавливаемому указанным органом.

3. Анализ финансового состояния принципала в целях предоставления государственной гарантии Российской Федерации, государственной гарантии субъекта Российской Федерации или муниципальной гарантии осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

4. Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно.

5. Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование в целях предоставления и исполнения государственных или муниципальных гарантий, а также ведения аналитического учета обязательств принципала, его поручителей (гарантов) и иных лиц в связи с предоставлением и исполнением государственных или муниципальных гарантий, вправе воспользоваться услугами агента, назначаемого Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования соответственно.

от 29 декабря 2007 года N 1010

О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

(с изменениями на 3 декабря 2014 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 5 апреля 2018 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 года N 326
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии со статьями 169 и 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Установить, что при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов:

решения Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и Правительства Российской Федерации, указанные в пунктах 10 и 11 Положения, утвержденного настоящим постановлением, принимаются в сроки, установленные соответственно Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период и Правительством Российской Федерации;

субъекты бюджетного планирования до 1 августа 2008 года представляют в Правительство Российской Федерации согласованные с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об осуществлении начиная с 1 января 2009 года бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации в соответствии с требованиями по формированию и реализации федеральной адресной инвестиционной программы.

3. Установить, что взаимодействие федеральных органов исполнительной власти при подготовке проектов федеральных законов о внесении изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на текущий финансовый год и плановый период осуществляется в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (Председателя Правительства Российской Федерации).

4. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года N 855 "О приостановлении с 1 января по 31 декабря 2007 года действия пункта 50 Положения о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 года N 118" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст.304).

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением подпунктов "в" (в части, касающейся внесения изменений в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы) и "г" пункта 19 Положения, утвержденного настоящим постановлением, которые вступают в силу с 1 января 2009 года.

Председатель Правительства
Российской Федерации

УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 29 декабря 2007 года N 1010

ПОЛОЖЕНИЕ
о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

(с изменениями на 3 декабря 2014 года)

I. Общие положения

1. Правительство Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации:

а) одобряет основные направления налоговой, таможенно-тарифной и бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

б) одобряет сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

в) одобряет сводный финансовый баланс Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

г) одобряет основные характеристики федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также объем бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств Российской Федерации;

д) одобряет распределение бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств Российской Федерации в очередном финансовом году и плановом периоде;

е) утверждает концепции долгосрочных (федеральных) целевых программ, утверждает долгосрочные (федеральные) целевые программы, реализуемые за счет средств федерального бюджета, и вносит в них изменения;

ж) одобряет проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и представляемые вместе с ними документы и материалы для внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Министерство финансов Российской Федерации организует составление и составляет проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также участвует в составлении проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

а) разрабатывает проект основных направлений налоговой политики и проект основных направлений бюджетной политики на очередной финансовый год и плановый период;

б) разрабатывает проектировки основных характеристик федерального бюджета, а также осуществляет расчеты объема бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение действующих и принимаемых расходных обязательств;

в) ведет реестр расходных обязательств Российской Федерации;

г) устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета; 2.г)

д) подготавливает заключения на проекты нормативных правовых актов и предложения субъектов бюджетного планирования, которые связаны с изменением объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации;

е) представляет в Правительство Российской Федерации и (или) в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Бюджетная комиссия) предложения (заключения на предложения) по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств, разрабатывает в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и (или) Бюджетной комиссии проект распределения бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде;

ж) разрабатывает и направляет субъектам бюджетного планирования проектировки предельных объемов (изменений предельных объемов) бюджетных ассигнований федерального бюджета по субъектам бюджетного планирования;

з) осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок представления субъектами бюджетного планирования реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований федерального бюджета по соответствующим главным распорядителям средств федерального бюджета;

и) подготавливает совместно с главными администраторами доходов федерального бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета прогноз по статьям классификации доходов федерального бюджета и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

к) разрабатывает и согласовывает с Министерством регионального развития Российской Федерации и направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации методику (проект методики) распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, направляет в финансовые органы субъектов Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации исходные данные для расчетов указанных дотаций, предусмотренные методикой (проектом методики), осуществляет сверку указанных данных с финансовыми органами субъектов Российской Федерации, проводит и направляет в Министерство регионального развития Российской Федерации расчеты распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации (подпункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 286 - см. предыдущую редакцию);

л) разрабатывает проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, проекты программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации, проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

м) осуществляет оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;

н) формирует и представляет в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с указанным проектом.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (абзац в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2009 года N 534 - см. предыдущую редакцию):

а) разрабатывает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службой проект основных направлений таможенно-тарифной политики;

б) разрабатывает сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

в) разрабатывает основные характеристики сводного финансового баланса Российской Федерации, основные параметры сводного финансового баланса Российской Федерации, проект сводного финансового баланса Российской Федерации;

г) разрабатывает прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на очередной финансовый год и плановый период;

д) рассматривает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Министерством регионального развития Российской Федерации (в части, касающейся комплексного территориального развития), а также с коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части, касающейся государственного оборонного заказа) представленные субъектами бюджетного планирования концепции и проекты долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета начиная с очередного финансового года или планового периода, предложения о внесении изменений в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы, проекты актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти о подготовке и реализации бюджетных инвестиций из федерального бюджета в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, не включенные в долгосрочные (федеральные) целевые программы, а также предложения о предоставлении бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, или о предоставлении за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование объектов капитального строительства муниципальной собственности, бюджетные инвестиции в которые осуществляются за счет средств местных бюджетов;

е) представляет в Бюджетную комиссию предложения по определению бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение принимаемых обязательств в части, касающейся долгосрочных (федеральных) целевых программ и бюджетных инвестиций из федерального бюджета.

4. Министерство здравоохранения Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период:

а) разрабатывает в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации проект распределения бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на исполнение принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде;

б) проектирует предельные объемы (изменения предельных объемов) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период;

в) устанавливает порядок составления и представления органом управления Федерального фонда обязательного медицинского страхования реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

г) организует составление проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период;

д) представляет в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год и плановый период, согласованный с Министерством финансов Российской Федерации.

4_1. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

а) разрабатывает предложения по определению минимального размера оплаты труда, определению порядка индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений, фиксированного базового размера страховой части трудовых пенсий, индексации пенсионного капитала в очередном финансовом году и плановом периоде, а также участвует в разработке предложений по индексации денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;

б) разрабатывает в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации проект распределения бюджетных ассигнований бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на исполнение принимаемых расходных обязательств в очередном финансовом году и плановом периоде;

в) проектирует предельные объемы (изменения предельных объемов) бюджетных ассигнований бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

г) устанавливает порядок составления и представления органами управления Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований бюджетов указанных государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

д) организует составление проектов бюджетов Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

е) представляет в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период;

ж) представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, согласованные с Министерством финансов Российской Федерации.

5. Министерство регионального развития Российской Федерации при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период:

(с изменениями на 20 мая 2022 года)

Документ с изменениями, внесенными:

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации Правительство Российской Федерации

2. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 24 марта 2018 года N 326

Правила составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период

(с изменениями на 20 мая 2022 года)

I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

2. В целях настоящих Правил:

под субъектами бюджетного планирования понимаются федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Следственный комитет Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", Счетная палата Российской Федерации и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

под предельными базовыми бюджетными ассигнованиями федерального бюджета (далее - базовые бюджетные ассигнования) на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан по единой методике, предусматривающей корректировку утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующие финансовые годы планового периода (для определения базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и первый год планового периода) и показателей бюджетного прогноза на соответствующий финансовый год (для определения базовых бюджетных ассигнований на второй год планового периода) с учетом изменений параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, принятых в текущем финансовом году изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, внесенных в текущем финансовом году изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и других факторов, установленных указанной методикой, учитывающей в том числе необходимость финансового обеспечения реализации национальных проектов (программ), предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", в соответствии с параметрами паспортов указанных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (далее - методика расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период);

под дополнительными бюджетными ассигнованиями федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период понимаются бюджетные ассигнования федерального бюджета, объем которых рассчитан как разница между общим объемом расходов федерального бюджета без учета условно утверждаемых расходов и общим объемом базовых бюджетных ассигнований в соответствующем финансовом году.

3. Министерство финансов Российской Федерации организует составление и составляет проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также участвует в составлении проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

а) разрабатывает и представляет в Правительственную комиссию по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период (далее - Бюджетная комиссия) основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период;

б) формирует прогноз доходов федерального бюджета на основании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, представляемого Министерством экономического развития Российской Федерации, а также прогнозов доходов главных администраторов доходов федерального бюджета;

в) разрабатывает проекты основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

г) разрабатывает и представляет в Бюджетную комиссию методику расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период и оценку общего объема дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

д) устанавливает порядок и методику планирования бюджетных ассигнований федерального бюджета;

е) определяет порядок представления субъектами бюджетного планирования, являющимися ответственными исполнителями государственных программ Российской Федерации, и главными распорядителями средств федерального бюджета в части бюджетных ассигнований федерального бюджета по непрограммным направлениям деятельности предложений по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета соответственно по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности;

ж) подготавливает заключения на проекты нормативных правовых актов и предложения субъектов бюджетного планирования (главных распорядителей средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), которые связаны с изменением объема и (или) структуры расходных обязательств Российской Федерации;

з) представляет в Бюджетную комиссию предложения по распределению дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период;

з_1) представляет в Бюджетную комиссию предложения по оптимизации бюджетных ассигнований федерального бюджета (при необходимости);

и) осуществляет расчет базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с одобренной Бюджетной комиссией методикой расчета базовых бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на очередной финансовый год и плановый период;

к) представляет в подкомиссию по планированию бюджетных ассигнований на обеспечение функционирования Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, судов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации Бюджетной комиссии перечень несогласованных вопросов по расчету базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период и (или) их распределению, предложения по распределению дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на обеспечение функционирования Президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, судов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации;

л) осуществляет методологическое руководство подготовкой и устанавливает порядок формирования (внесения изменений) и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

м) осуществляет методологическое руководство подготовкой и представлением главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации реестров расходных обязательств;

н) формирует на основании информации, представляемой главными администраторами доходов федерального бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе на основании обоснований прогнозов поступлений доходов и обоснований прогнозов поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, прогнозы доходов по видам доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета, а также формирует и ведет реестр источников доходов федерального бюджета;

о) разрабатывает предложения по внесению изменений в методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации", и направляет указанные предложения, а также исходные данные для проведения расчетов распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации путем размещения в государственной интегрированной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет") и (или) на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", осуществляет сверку указанных исходных данных с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществляет распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации;

п) вносит в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации об утверждении предельного уровня софинансирования Российской Федерации объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, согласовывает разрабатываемые субъектами бюджетного планирования (главными распорядителями средств федерального бюджета) проекты актов об утверждении правил предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, методик распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации;

р) разрабатывает проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации, проекты программ государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте и валюте Российской Федерации, проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

с) осуществляет оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году;

т) составляет и представляет в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также документы и материалы, подлежащие представлению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с указанным проектом федерального закона;

у) рассматривает и согласовывает проекты основных характеристик бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

ф) рассматривает и согласовывает проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

а) разрабатывает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Федеральной таможенной службой проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период (в части таможенно-тарифной политики);

б) разрабатывает и направляет в Бюджетную комиссию и Министерство финансов Российской Федерации сценарные условия функционирования экономики Российской Федерации, основные параметры прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

г) рассматривает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в рамках государственного оборонного заказа) предложения по внесению изменений в федеральные целевые программы, а проекты правовых актов Правительства Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета о предоставлении средств из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой - дополнительно с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

д) представляет в Правительство Российской Федерации перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансовому обеспечению из федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде;

е) рассматривает и согласовывает предложения главных распорядителей средств федерального бюджета по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период, выделяемых на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (в части бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа с учетом позиции коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации), а также формирует позицию по перечню несогласованных вопросов по расчету базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период;

и) формирует и направляет в Министерство финансов Российской Федерации предложения по оптимизации бюджетных ассигнований федерального бюджета и (или) позицию по распределению дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также предложения по расчету базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по расходам на реализацию федеральных целевых программ и федеральной адресной инвестиционной программы (с учетом позиции Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации), уточненные по отраслям и направлениям с учетом приоритетов территориального планирования;

л) осуществляет подготовку заключений на проекты основных характеристик бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и на проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

4_1. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в целях составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период:

а) рассматривает совместно с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации и коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации (в части обеспечения обороны страны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в рамках государственного оборонного заказа) проекты правовых актов Правительства Российской Федерации и главных распорядителей средств федерального бюджета о предоставлении средств из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой;

б) формирует и направляет в Министерство экономического развития Российской Федерации предложения по расчету базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по расходам на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (за исключением бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа);

в) рассматривает и согласовывает предложения главных распорядителей средств федерального бюджета по распределению по кодам классификации расходов бюджетов базовых бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (за исключением бюджетных ассигнований на реализацию государственного оборонного заказа);

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: