Проект статей об ответственности государств подготовленный комиссией международного права оон

Обновлено: 17.04.2024

1) В случае достижения государствами взаимного согласия относительно действий, которые противоречат ранее принятым ими обязательствам или соответствующим нормам международного права.

2) В случае, если действия государства вызваны противоправными действиями другого государства и являются закономерными с точки зрения международного права в отношении государства-правонарушителя.

3) Если деятельность государства была вызвала непреодолимой силой или не поддающимися контролю непредвиденными внешними событиями.

4) Если субъект поведения, представляющий данное государство в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти жизни или жизнь вверенных ему людей.

5) Если государство вынуждено было нарушить принятые на себя обязательства при наличии крайней необходимости.

6) Если государство действует в целях самообороны, в соответствии со ст. 51 Устава ООН.

Доктрина международного права и международная практика признают то положение, что международные организации являются субъектами международной ответственности и субъектами международных претензий.

Международная организация может быть привлечена к ответственности за нарушение законодательства стран пребывания, Международная организация несет ответственность за противоправность действия своих исполнительных органов и персонала.

3Международно-правовая ответственность государства-агрессора за нарушение мира и безопасности дополняется мера ответственности физических лиц за нарушение ими норм об обеспечении мира, "законов и обычаев войны".

Различают две группы субъектов правонарушений:

1) главные военные преступники (главы государств, политики, военные и т, п.), которые несут ответственность, как за свои преступления, так и за преступления рядовых исполнителей;

2) непосредственные исполнители преступлений, выполняющие преступные приказы или совершающие преступления по своей инициативе.

Судить военных преступников могут как специально созданные международные суды (международные военные трибуналы), так и национальные суды тех государств, на территории которых эти лица совершили преступления.

Согласно нормам международного права военным преступникам не может ,быть предоставлено убежище.

Конвенция о неприменимости срока давности, к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

установила правило о неприменимости срока давности к военным преступлениям независимо от времени совершения, а к преступлениям против человечности - также, и от того, были они совершены в военное или, мирное время.

4 вопрос. Санкции в международном праве.

Санкции - это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.

Санкции в международном праве отличаются от ответственности следующими чертами:

- санкции это всегда действия потерпевшего (потерпевших), применяемые к правонарушителю, в то время как ответственность может выступать в форме самоограничений правонарушителя, - санкции, как правило, применяются до реализации мер ответственности и являются предпосылкой ее возникновения. Целью санкций является прекращение международного правонарушения, восстановление нарушенных прав и обеспечение осуществления ответственности, - санкции применяются в процессуальном порядке, отличном от того, в каком осуществляется международно-правовая ответственность;

- санкции являются правом потерпевшего и выражаются в формах, свойственных этим правомочиям;

- основанием применения санкций является отказ прекратить неправомерные действия и выполнить законные требования потерпевших субъектов.

Различают санкции, осуществляемые, в порядке самопомощи и санкции, осуществляемые с помощью международных организаций.

Санкции, осуществляемые в порядке самопомощи, являются реторсии, разрыв или приостановление дипломатических или консульских отношений, самооборона.

Реторсии - это ответные принудительные меры субъекта, направленные на ограничение охраняемых международным правом интересов другого государства и применяемые в ответ на правонарушение.

Репрессалии - это ответные принудительные меры, направленные на ограничение прав другого государства, совершившего правонарушение, Современное международное право запрещает вооруженные репрессалии (интервенции, блокады), которые рассматриваются как акты агрессии.

Самооборона- это особый вид санкций, выражающихся в применении к правонарушителю вооруженных мер в соответствии с Уставом ООН в ответ на вооруженное нападение. С юридической точки зрения, институт самообороны в международном праве схож с институтом необходимой обороны в национальном законодательстве.

В международном праве признано существование двух видов самообороны: необходимая оборона и самооборона от агрессии.

Необходимая оборона - представляет собой отражение актов применения вооруженных сил, не являющихся актом агрессии (принудительные меры в отношении морских, воздушных судов, вторгшихся на территорию государства и т. д.).

Подобные действия носят эпизодический, "разовый" характер и не преследуют цели развязывание войны.

Заключение.

Всегда, когда в результате действия или бездействия нарушается какое-либо обязательство, установленное той или иной формой международного права автоматически возникает новое правоотношение между субъектами международного права, которому вменяется указанный неправомерный акт и который должен нести за это ответственность путем возмещения причинённого ущерба, и субъектом, имеющим право требовать такого возмещения в случае невыполнения данного обязательства. Как заявила Постоянная палата международного правосудия, "одним из принципов международного, права и более того, общей правовой концепции является признание того, что любое нарушение взятого на себя обязательства влечет за собой обязанность предоставить репарации в адекватной форме. B свою очередь, Международный Суд ООН уточнил, что, как только на вопрос ответственности государства согласно международному праву "дан положительный ответ, возникает обязанность предоставить соответствующую компенсацию как следствие констатации этой ответственности".

В международном праве пока не установлены параметры санкций за те или иные международные преступления государств, и вопросы решаются в каждом отдельном случае в зависимости от всей совокупности обстоятельств. Это одна из главных причин того, что вопросы ответственности государств за международные преступления решаются или вообще не находят решения в зависимости, главным образом, от политических обстоятельств.

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1).

отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме,

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1), пункты 72 и 73.

подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,

1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

[по докладу Шестого комитета (А/56/589 и Соrr.1)]

56/83. Ответственность государств за международно-противоправные деяния

Генеральная Ассамблея,

рассмотрев главу IV доклада Комиссии международного права о работе ее пятьдесят третьей сессии, в которой содержится проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния,

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1).

отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме,

Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (А/56/10 и Corr.1), пункты 72 и 73.

подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 а статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,

1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

85-е пленарное заседание,
12 декабря 2001 года

Приложение

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
государств за международно-противоправные деяния

Часть первая

Международно-противоправное деяние государства

Глава I

Статья 1

Ответственность государства за его международно-противоправные деяния

Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства.

Статья 2

Элементы международно-противоправного деяния государства

Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:

a) присваивается государству по международному праву; и

b) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.

Статья 3

Квалификация деяния государства как международно-противоправного

Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву.

Глава II

Присвоение поведения государству

Статья 4

Поведение органов государства

1. Поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

2. Понятие "орган" включает любое лицо или любое образование, которое имеет такой статус по внутригосударственному праву.

Статья 5

Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти

Поведение лица или образования, не являющегося органом государства в соответствии со статьей 4, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, при условии что в данном случае это лицо или образование действует в этом качестве.

Статья 6

Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством

Поведение органа, предоставленного в распоряжение государства другим государством, рассматривается как деяние первого государства по международному праву, если этот орган действует в осуществление элементов государственной власти того государства, в распоряжение которого он предоставлен.

Статья 7

Превышение полномочий или нарушение указаний

Поведение органа государства либо лица или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, если этот орган, лицо или образование действуют в этом качестве, даже если они превышают свои полномочия или нарушают указания.

Статья 8

Поведение под руководством или контролем государства

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства при осуществлении такого поведения.

Статья 9

Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей

Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически осуществляет элементы государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей и в условиях, требующих осуществления таких элементов власти.

Статья 10

Поведение повстанческого или иного движения

1. Поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства по международному праву.

2. Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существовавшего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву.

3. Настоящая статья не затрагивает присвоения государству какого-либо поведения, как бы то ни было связанного с поведением данного движения, которое рассматривается как деяние такого государства в силу статей 4-9.

Статья 11

Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного

Поведение, которое не присваивается государству на основании предшествующих статей, тем не менее рассматривается как деяние данного государства по международному праву, если и в той мере, в какой это государство признает и принимает данное поведение в качестве собственного.

Глава III

Нарушение международно-правового обязательства

Статья 12

Наличие нарушения международно-правового обязательства

Нарушение государством международно-правового обязательства имеет место, когда деяние данного государства не соответствует тому, что требует от него данное обязательство, независимо от его происхождения или характера.

Статья 13

Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства

Никакое деяние государства не является нарушением международно-правового обязательства, если это обязательство не связывает данное государство во время совершения деяния.

Статья 14

Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства

1. Нарушение международно-правового обязательства деянием государства, не носящим длящегося характера, происходит в тот момент времени, когда деяние совершается, даже если его последствия продолжаются.

2. Нарушение международно-правового обязательства деянием государства, носящим длящийся характер, длится в течение всего периода, во время которого это деяние продолжается и остается не соответствующим международно-правовому обязательству.

3. Нарушение международно-правового обязательства, требующего от государства предотвратить определенное событие, происходит, когда данное событие происходит, и длится в течение всего периода, во время которого это событие продолжается и остается не соответствующим этому обязательству.

Статья 15

Нарушение, состоящее из составного деяния

1. Нарушение государством международно-правового обязательства посредством серии действий или бездействий, определяемых в совокупности как противоправные, происходит, когда происходит то действие или бездействие, которое, взятое вместе с другими действиями или бездействиями, является достаточным для того, чтобы составить международно-противоправное деяние.

2. В этом случае нарушение длится в течение всего периода начиная с первого из действий или бездействий данной серии и продолжается, пока такие действия или бездействия повторяются и остаются не соответствующими международно-правовому обязательству.

Глава IV

Ответственность государства в связи с деянием другого государства

Статья 16

Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния

Государство, которое помогает или содействует другому государству в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за это, если:

а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния; и

b) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

Статья 17

Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния

Государство, которое руководит другим государством и осуществляет контроль над ним в совершении последним международно-противоправного деяния, несет международную ответственность за данное деяние, если:

а) данное государство делает это, зная об обстоятельствах международно-противоправного деяния; и

b) деяние являлось бы международно-противоправным в случае его совершения данным государством.

  • Приложение. Ответственность государств за международно-противоправные деяния
    • Часть первая. Международно-противоправное деяние государства (ст.ст. 1 - 27)
      • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 1 - 3)
        • Статья 1. Ответственность государства за его международно-противоправные деяния
        • Статья 2. Элементы международно-противоправного деяния государства
        • Статья 3. Квалификация деяния государства как международно-противоправного
        • Статья 4. Поведение органов государства
        • Статья 5. Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти
        • Статья 6. Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством
        • Статья 7. Превышение полномочий или нарушение указаний
        • Статья 8. Поведение под руководством или контролем государства
        • Статья 9. Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей
        • Статья 10. Поведение повстанческого или иного движения
        • Статья 11. Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного
        • Статья 12. Наличие нарушения международно-правового обязательства
        • Статья 13. Международно-правовое обязательство, находящееся в силе для государства
        • Статья 14. Время, в течение которого длится нарушение международно-правового обязательства
        • Статья 15. Нарушение, состоящее из составного деяния
        • Статья 16. Помощь или содействие в совершении международно-противоправного деяния
        • Статья 17. Руководство и контроль в совершении международно-противоправного деяния
        • Статья 18. Принуждение другого государства
        • Статья 19. Действие настоящей главы
        • Статья 20. Согласие
        • Статья 21. Самооборона
        • Статья 22. Контрмеры в связи с международно-противоправным деянием
        • Статья 23. Форс-мажор
        • Статья 24. Бедствие
        • Статья 25. Состояние необходимости
        • Статья 26. Соблюдение императивных норм
        • Статья 27. Последствия ссылки на обстоятельство, исключающее противоправность
        • Глава I. Общие принципы (ст.ст. 28 - 33)
          • Статья 28. Юридические последствия международно-противоправного деяния
          • Статья 29. Сохранение обязанности по исполнению обязательства
          • Статья 30. Прекращение и неповторение деяния
          • Статья 31. Возмещение
          • Статья 32. Недопустимость ссылки на внутригосударственное право
          • Статья 33. Объем международно-правовых обязательств, установленных в настоящей части
          • Статья 34. Формы возмещения
          • Статья 35. Реституция
          • Статья 36. Компенсация
          • Статья 37. Сатисфакция
          • Статья 38. Проценты
          • Статья 39. Усугубление вреда
          • Статья 40. Применение настоящей главы
          • Статья 41. Особые последствия серьезного нарушения обязательства согласно настоящей главе
          • Глава I. Призвание государства к ответственности (ст.ст. 42 - 48)
            • Статья 42. Призвание к ответственности потерпевшим государством
            • Статья 43. Уведомление о требовании потерпевшим государством
            • Статья 44. Допустимость требований
            • Статья 45. Утрата права призывать к ответственности
            • Статья 46. Множественность потерпевших государств
            • Статья 47. Множественность ответственных государств
            • Статья 48. Призвание к ответственности государством, иным, чем потерпевшее государство
            • Статья 49. Цель и пределы контрмер
            • Статья 50. Обязательства, не затрагиваемые контрмерами
            • Статья 51. Пропорциональность
            • Статья 52. Условия, относящиеся к применению контрмер
            • Статья 53. Прекращение контрмер
            • Статья 54. Меры, принимаемые государствами, иными, чем потерпевшее государство
            • Статья 55. Lex specialis
            • Статья 56. Вопросы ответственности государств, не регулируемые настоящими статьями
            • Статья 57. Ответственность международной организации
            • Статья 58. Индивидуальная ответственность
            • Статья 59. Устав Организации Объединенных Наций

            Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83
            "Ответственность государств за международно-противоправные деяния"

            рассмотрев главу IV доклада Комиссии международного права о работе ее пятьдесят третьей сессии*, в которой содержится проект статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния,

            отмечая, что Комиссия международного права постановила рекомендовать Генеральной Ассамблее принять к сведению этот проект статей в одной из резолюций и включить проекты статей в приложение к этой резолюции, а также изучить на более поздней стадии и в свете значимости данной темы возможность созыва международной конференции полномочных представителей для рассмотрения этого проекта статей с целью заключения конвенции по данной теме**,

            подчеркивая непреходящее значение кодификации и прогрессивного развития международного права, о которых говорится в пункте 1 a статьи 13 Устава Организации Объединенных Наций,

            отмечая, что тема ответственности государств за международно-противоправные деяния имеет огромное значение в отношениях между государствами,

            1. приветствует завершение Комиссией международного права работы по теме ответственности государств за международно-противоправные деяния и принятие ею проекта статей, а также подробного комментария по данному вопросу;

            2. выражает признательность Комиссии международного права за то, что она продолжает вносить вклад в кодификацию и прогрессивное развитие международного права;

            3. принимает к сведению представленные Комиссией международного права статьи об ответственности государств за международно-противоправные деяния, текст которых содержится в приложении к настоящей резолюции, и предлагает их вниманию правительств, не затрагивая при этом вопроса об их будущем принятии или другой надлежащей мере;

            4. постановляет включить в предварительную повестку дня своей пятьдесят девятой сессии пункт, озаглавленный "Ответственность государств за международно-противоправные деяния".

            85-е пленарное заседание,

            12 декабря 2001 года

            * Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи, пятьдесят шестая сессия, Дополнение N 10 и исправление (A/56/10 и Corr.1).

            ** Там же, пункты 72 и 73.

            Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

            Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

            Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 2001 г. N 56/83 "Ответственность государств за международно-противоправные деяния"

            Кривенкова Мария Витальевна, кандидат юридических наук, доцент кафедры частного права Казанского (Приволжского) Федерального университета (г. Набережные Челны).

            В статье рассматривается призвание международных организаций к нематериальной международно-правовой ответственности в различных формах, к которым автором отнесены ресторация, сатисфакция, а также заверения и гарантии неповторения. Раскрывая особенности ресторации, подчеркивается ее правовосстановительный характер. Рассматриваются и анализируются различные способы несения ответственности в форме сатисфакции. Сформулирован вывод о том, что призвание международных организаций к ответственности в форме заверения и гарантии неповторения имеет свои особенности по сравнению с аналогичными действиями в отношении государств-правонарушителей. Большое внимание уделяется анализу статей "Ответственность международных организаций", разработанных Комиссией международного права ООН.

            Ключевые слова: международное право, международная ответственность, реституция, ресторация, сатисфакция, гарантии неповторения, правонарушитель, моральный вред, возмещение ущерба, компенсация.

            Some issues regarding non-material responsibility of international organizations

            The article is devoted to the issue of bringing international organizations to the non-material responsibility in various forms, which include restoration, satisfaction as well as assurances and guarantees of non-recurrence. The author discusses specific features of restoration as a category for the restoration of rights, as well as various ways to take responsibility via satisfaction. The author considers that the responsibility of international organizations in the form of guarantees of non-recurrence has some specific features in comparison with the application of the same measure to the violating states. Much attention is paid to the analysis of the Articles on Responsibility of International Organizations by the ILO of the UN.

            Key words: international law, international responsibility, restitution, restoration, satisfaction, guarantees of nonrecurrence, compensation of harm, violating party, moral harm, compensation of harm, compensation.

            Призвание международных организаций к международно-правовой ответственности имеет свои особенности, по сравнению с аналогичными действиями в отношении государств. Однако виды и формы ответственности данных субъектов международного права, полагаю, не отличаются. Комиссия международного права ООН, начиная в 2002 году работу над проектом Статей об ответственности международных организаций (далее - проект Статей), подчеркнула схожесть данной темы с темой ответственности государств за международно-противоправные деяния, и при разработке проекта Статей взяла за основу уже готовый на тот момент проект Статей об ответственности государств [2].

            Закладывая в основу классификации международно-правовой ответственности международных организаций имущественный характер обременения правонарушителя, ответственность может быть двух видов: материальная и нематериальная.

            К нематериальным формам ответственности, полагаю, можно отнести ресторацию, сатисфакцию, а также заверения и гарантии неповторения.

            Ресторация, как форма ответственности, в проекте Статей не упоминается. Однако в проекте ст. 35 рассмотрена реституция - восстановление ситуации, существовавшей до правонарушения. Как правило, реституцию принято относить к материальным формам международно-правовой ответственности [9. С. 469; 6. С. 293]. И даже в тексте ст. 35 подчеркивается то, что она не должна быть "материально невозможной". Однако восстановление ситуации, существовавшей до правонарушения, не всегда связано с материальным обременением правонарушителя. Восстановление status quo ante может осуществляться (помимо реституции в натуре) также в форме restitutio in pristinum, т.е. в восстановлении нематериальных прав потерпевших субъектов международного права. Эта форма ответственности именуется "ресторацией" и относится она к нематериальным формам ответственности [5. С. 214; 8. С. 751 - 752]. В отношении международных организаций-правонарушителей ресторация может выражаться, к примеру, в выводе войск с незаконно оккупированной территории, отмене нормативно-правового акта, породившего правонарушение.

            Сатисфакция в проекте Статей об ответственности международных организаций рассматривается как форма возмещения вреда, которая может выражаться в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или выражаться в иной подобающей форме. Четкого определения данной формы ответственности в проекте Статей не содержится, сразу указываются лишь конкретные способы возмещения вреда. Полагаю, сатисфакцию можно определить как возмещение потерпевшему субъекту или субъектам нематериального ущерба.

            В проекте ст. 37 подчеркивается, что международная организация, ответственная за международно-противоправное деяние, обязана предоставить сатисфакцию за вред, причиненный данным деянием, насколько он не может быть возмещен реституцией или компенсацией. То есть по смыслу проекта Статей, существует определенная иерархия форм возмещения причиненного вреда, которая аналогична иерархии, закрепленной в Статьях об ответственности государств за международно-противоправные деяния, - в первую очередь необходимо попытаться возместить вред в форме реституции (попытаться восстановить ситуацию, которая существовала до правонарушения), затем, если этого недостаточно или просто невозможно, необходимо прибегнуть к компенсации, и уже, только исчерпав первые два способа заглаживания вины, можно обратиться к сатисфакции.

            Комментируя данное положение еще в ходе работы над проектом Статей об ответственности государств, Комиссии международного права ООН указала на "исключительный характер сатисфакции", которая может потребоваться только в том случае, когда ущерб не возмещен в полной мере реституцией и компенсацией. Связано это с тем, что, по мнению Комиссии, обычно любой ущерб, причиненный международным правонарушением, можно возместить финансово, то есть с помощью компенсации. Однако компенсация охватывает лишь ущерб, "исчислимый в финансовом выражении". Сатисфакция же будет иметь место в тех случаях, когда причиненный вред не поддается финансовой оценке, когда потерпевшему субъекту нанесено публичное оскорбление или когда нарушенные права невозможно восстановить материально [3. С. 249].

            Полагаю, не стоит ограничивать привлечение правонарушителя к ответственности в форме сатисфакции исключительно случаями причинения им нематериального вреда. Эта форма ответственности может быть вполне применена одновременно с реституцией и/или компенсацией, т.к. возникновение нематериального ущерба никак не связано с существованием материального ущерба. Любое правонарушение автоматически наносит вред чести, достоинству, репутации потерпевшего. И даже если вместе с этим был причинен и вполне исчислимый материальный ущерб, необходимо возместить и причиненный нематериальный ущерб. Особенно учитывая то, что сатисфакция выражается, по смыслу проекта Статей, как правило, в признании нарушения, выражении сожаления, официальном извинении или в иной подобающей форме. То есть для международной организации, на мой взгляд, не будет крайне обременительным, наряду с предоставлением компенсации, еще и извиниться за нанесенный вред.

            В практике примеров сатисфакции, предоставленной международными организациями, не так много, по сравнению с количеством случаев предоставления сатисфакции государствами-правонарушителями, но, тем не менее, они имеются. Как правило, они выражаются в форме извинения или выражения сожаления. В пятом докладе, подготовленном Специальным докладчиком Комиссии Джоджиа Гайа [1], в качестве примера указано заявление Генерального секретаря ООН в отношении падения Сребреницы, в котором говорилось о том, что ". за всю историю трудно найти более тяжелый и болезненный опыт, чем тот, который приобрела ООН в Боснии. С чувством самого глубокого сожаления и скорби мы проанализировали свои действия и решения в ответ на захват Сребреницы" [4].

            Привлечение международной организации-правонарушителя к ответственности в форме сатисфакции, безусловно, должно иметь место, если подобная форма ответственности адекватна обстоятельствам дела, однако вызывает сомнение перечень способов несения ответственности в такой форме, указанный в ст. 37: признание нарушения, выражение сожаления, официальное извинение или иная подобающая форма.

            Признание правонарушения, даже если оно явно не выражено, даже в отсутствии официального заявления представителя международной организации, будет автоматически иметь место при предоставлении правонарушителем реституции или компенсации, т.к. возмещение вреда в данных формах указывает на признание своей вины в содеянном.

            Официальное извинение международной организации, пожалуй, наиболее распространенный способ несения ответственности в форме сатисфакции. Оно должно быть явно выраженным, а не подразумеваемым и исходить от официальных лиц организации-правонарушителя.

            Что же касается сатисфакции в виде выражения сожаления, полагаю, этот способ к формам ответственности относить неверно, поскольку выражение сожаления по поводу причиненного потерпевшему лицу ущерба может исходить также от лиц, не имеющих никакого отношения к данной ситуации, но искренне сочувствующих потерпевшему. Государства и международные организации довольно часто выражают сожаление по поводу определенных действий и событий, носящих стихийный характер (наводнения, цунами, землетрясения), что не означает их признания своей вины в произошедшем. То есть отнесение выражения сожаления к формам ответственности, на мой взгляд, может повлечь неверное толкование действий третьих лиц.

            Сатисфакция "в иных подобающих формах" может выражаться в различных действиях международной организации, в зависимости от того, кто является потерпевшим. Если им является государство, то это может быть, к примеру, отдание почестей флагу; административное наказание причастных лиц; принятие внутренних нормативных актов, направленных на обеспечение соблюдения международных обязательств; проведение расследования обстоятельств инцидента. В некоторых случаях возможно направление специальных миссий в потерпевшее государство.

            Если же речь идет о причинении вреда международной организацией индивиду, то "иная подобающая форма" сатисфакции может выражаться в осуществление символического материального возмещения морального ущерба, проведение расследования обстоятельств правонарушения, привлечение к ответственности непосредственно виновных лиц. И здесь материальная компенсация морального вреда отнюдь не говорит о материальной ответственности правонарушителя. Это именно сатисфакция, поскольку предоставляемая денежная компенсация носит чисто символический характер. Это связано с тем, что моральный вред не подлежит точной оценке, у глубины нравственных страданий не существует универсального эквивалента. А компенсация, о которой говорится в рамках ст. 36 проекта Статей, предоставляется исключительно при возможности точного определения суммы ущерба.

            Пример сатисфакции в "иной подобающей форме" можно найти также, к примеру, в Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. В разделе 24 данного документа говорится, что, если какое-либо государство находит, что имело место злоупотребление какой-либо привилегией или иммунитетом, предусматриваемыми Конвенцией, между данным государством и соответствующим специализированным учреждением проводятся консультации для того, чтобы установить, имело ли место такое злоупотребление, и чтобы попытаться найти методы для предупреждения повторения таких злоупотреблений. Если результаты таких консультаций оказываются неудовлетворительными для данного государства и соответствующего специализированного учреждения, вопрос о том, произошло ли злоупотребление привилегиями или иммунитетами, передается Международному суду. И если он находит, что такое злоупотребление имело место, государство, заявившее об указанном злоупотреблении, имеет право, по извещении соответствующего специализированного учреждения, не предоставлять этому специализированному учреждению привилегий или иммунитетов, явившихся предметом злоупотребления [10].

            В качестве третьей формы нематериальной ответственности международных организаций, наряду с ресторацией и сатисфакцией, полагаю, необходимо рассматривать заверения и гарантии неповторения.

            Комиссия международного права ООН включила прекращение и неповторение международно-противоправного деяния в часть третью Статей об ответственности международных организаций, озаглавленную "Содержание международной ответственности международной организации" и отнесла их к общим принципам данной части. В ст. 30 закреплено положение, полностью идентичное положению, изложенному в ст. 30 Статей об ответственности государств за международно-противоправные деяния: международная организация, ответственная за международно-противоправное деяние, обязана: прекратить это деяние, если оно продолжается; предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения деяния, если того требуют обстоятельства.

            Полагаю, прекращение и предоставление заверений и гарантий неповторения являются абсолютно самостоятельными, хотя и взаимосвязанными, обязанностями, возникающими в связи с совершением противоправного деяния. Нельзя не согласиться с тем, что обязанности прекратить и не повторять противоправное деяние являются основополагающими, бесспорными, и действительно относятся к общим принципам ответственности. Однако в статье говорится также и том, что правонарушитель обязан предоставить надлежащие заверения и гарантии неповторения, а это уже совсем иного рода обязательство. Оно не столь бесспорно. Это уже дополнительное обременение для международной организации, которое с полной уверенностью можно отнести к форме нематериальной ответственности, особенно учитывая формулировку "если того требуют обстоятельства". По сути, это будет зависеть от степени доверия потерпевшего к правонарушителю. Если для первого будет недостаточно, к примеру, восстановления ситуации, существовавшей до правонарушения, он вполне может требовать от международной организации, виновной в произошедшем, предоставить определенные заверения и гарантия того, что подобное больше не повторится.

            Заверения неповторения, полагаю, могут носить устную или письменную форму заявления, в котором международная организация подтверждает свое намерение предпринять все возможное, чтобы подобная ситуация не повторялась.

            С гарантиями неповторения ситуация иная. Здесь одного заявления может быть не достаточно. Для потерпевшего адекватной гарантией может стать, к примеру, принятия международной организацией превентивных мер, необходимых с целью недопущения повторения правонарушения. Это могут быть соответствующие указания должностным лицам, отмена решения или внутреннего акта международной организации. Так или иначе, конкретную форму гарантий избирать будет потерпевший субъект.

            Интересный пример предоставления гарантий неповторения закреплен в разделе 25 Конвенции о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений. Здесь говорится о том, что представители членов специализированных учреждений не высылаются по требованию территориальных властей стран, в которых они выполняют свои обязанности, по причине какой-либо деятельности, проводимой ими при выполнении своих служебных обязанностей. Однако, в случае злоупотребления со стороны таких лиц привилегиями в связи с проживанием в данной стране, путем действий в этой стране, не входящих в их служебные обязанности, правительство может потребовать выезда этих лиц из своей страны [10]. Полагаю, это именно пример предоставления гарантий неповторения, поскольку подобными действиями причиненный вред точно не возместить, а вот предотвратить повторение правонарушения высылкой из страны виновных лиц вполне возможно.

            Привлечение международных организаций к нематериальной ответственности, полагаю, преследует в основном такую важную цель, как предупреждение нарушения норм международного права. Этому способствуют сатисфакция и заверения и гарантии неповторения. Ликвидация же последствий правонарушения, как цель международно-правовой ответственности, достигается с помощью ресторации.

            Библиография

            1. Док. ООН A/CN.4/583 // http:// daccess-dds-ny.un.org/ doc/ UND0C/ GEN/ N07/ 332/ 65/ PDF/ N0733265.pdf?OpenElement.
            2. Док. ООН А/57/10. - http://untreaty.un.org/ilc/reports/2002/2002report.htm.
            3. Доклад Комиссии международного права. 53 сессия. Нью-Йорк: ООН, 2001.
            4. Доклад Генерального секретаря, представляемый во исполнение Резолюции 53/35 Генеральной Ассамблеи: падение Сребреницы (A/54/549). Пункт 503 // http:// daccess-dds-ny.un.org/ doc/ UND0C/ GEN/ N99/ 348/ 78/ IMG/ N9934878.pdf?0penElement.
            5. Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004.
            6. Международное право: Учеб. / Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. М.: Международные отношения, 2000.
            7. Международное право: Учеб. для вузов / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2007.
            8. Международное право. Volkerrecht / Вольфанг Граф Витцум и др.; пер. с нем. / В. Бергмани, пред., сост.; науч. ред. и сост. указ. Т.Ф. Яковлева. М.: Инфотропик Медиа, 2011.
            9. Международное право. Общая часть: Учебник / Отв. ред. Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. М.: Статут, 2011.
            10. Конвенция "О привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений", принята Резолюцией 179 (II) Генеральной Ассамблеи ООН от 21 ноября 1947 года // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1.

            References (transliteration)

            1. Lukashuk I.I. Pravo mezhdunarodnoy otvetstvennosti. M.: Volters Kluver, 2004.
            2. Yu.M. Kolosov, E.S. Krivchikova. Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. / Otv. red. Yu.M. Kolosov, E.S. Krivchikova. M.: Mezhdunarodnye otnosheniya, 2000.
            3. G.V. Ignatenko, O.I. Tiunov. Mezhdunarodnoe pravo: Ucheb. dlya vuzov / Otv. red. G.V. Ignatenko, O.I. Tiunov. 4-e izd., pererab. i dop. M.: Norma, 2007.
            4. T.F. Yakovlev Mezhdunarodnoe pravo = Volkerrecht / Vol'fang Graf Vittsum [i dr.]; per. s nem. / [V. Bergmani, pred., sost.]; nauch. red. i sost. ukaz. T.F. Yakovleva. M.: Infotropik Media, 2011.
            5. R.M. Valeev Mezhdunarodnoe pravo. Obshchaya chast': Uchebnik / Otv. red. R.M. Valeev, G.I. Kurdyukov. M.: Statut, 2011.

            Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

            Автор статьи

            Куприянов Денис Юрьевич

            Куприянов Денис Юрьевич

            Юрист частного права

            Страница автора

            Читайте также: