Процессуальное положение иностранного государства правовое регулирование отказа от иммунитета

Обновлено: 24.04.2024

1. Основной процессуальный вопрос, который должен решить суд любой страны в случае предъявления иска к иностранному государст­ву, это вопрос о том, может ли он вообще рассматривать иск к государ­ству. Иными словами, суд должен решить: пользуется ли государство, к которому предъявляется иск, судебным иммунитетом или нет. Если суд признает, что государство иммунитетом не пользуется, их-к может быть принят к рассмотрению. Как уже отмечалось в гл. 6 настоящего учебника, иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием для этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного'равенства государств. Судебный иммунитет го­сударства в широком смысле включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова, т.е. саму неподсудность оДного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного Обеспечения пека; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения. В каждом государстве действует определенная процедура рассмот­рения ходатайств иностранных государств, их органов и представите­лей (как правило, местных адвокатов) о признании судебного имму­нитета этих государств в случае предъявления к ним исков. В США имеется значительная практика рассмотрения дел такого рода, в том числе и по искам к СССР и Российской Федерации, причем эта прак­тика не оставалась неизменной. В первые послевоенные годы в случае предъявления иска к иностранному государству посольство этого го­сударства в США, получив соответствующее извещение от суда, на­правляло в ведомство по иностранным делам США — в Государствен­ный департамент США ноту, в которой ставился вопрос о недопусти­мости предъявления иска, наложения ареста на имущество (на счета щ : банках, например), принудительного исполнения решения, иными| словами, в отношении всех видов юрисдикционного иммунитета ино-;| странных государств. Если Государственный департамент соглашался) с требованием иностранного государства, то обычно через прокурора^ США направлялось соответствующее представление в суд, в который! предъявлялся иск или который принимал соответствующие меры п$>| обеспечению иска либо исполнению решения.

Особое внимание следует обратить на то, что в соответствии с прит| нятым в 1976 г. в США Законом об иммунитете иностранных ' дарств был изменен порядок рассмотрения заявления иностранш государств о признании их иммунитета. Согласно Закону 1976 г., _за*| явление об иммунитете должно быть сделано в суде. Государственный! департамент может участвовать в процессе от имени Правительства США, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. Такими образом, центр тяжести был перенесен на рассмотрение вопроса иммунитете в суды, что, естественно, требует участия представите иностранного государства в процессе при'рассмотрении ходатайств государства о признании иммунитета. В подобных случаях предъявле^ ния исков к российскому государству и его органам рекомендует выдавать доверенности американским адвокатам на выступление суде, оговаривая во всех материалах, что участие в судебном разбщ тельстве представителя Российской Федерации не означает согласив на юрисдикцию судов США и не может рассматриваться как отказ' иммунитета.

В Великобритании заявление об иммунитете может быть сделаноj суде непосредственно представителем иностранного государства. Cj вправе обратиться по этому вопросу в Министерство иностранш дел, причем полученные от него сведения для суда обязательны.

Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете дея?Н| ется в соответствии с правилами гражданского процессуального зак0г|

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

нодательства. В деле по искам И. Щукиной и И. Коновалова (см. гл. 6) заявление Российской Федерации об иммунитете было сделано и путем направления ноты посольства РФ во Франции в МИД Фран­ции, и во время судебного заседания.

При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается прак­тика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или нало­жен арест. Как уже отмечалось в гл. 6, современная практика госу­дарств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предостаачяют им­мунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера.

Принцип иммунитета не следует понимать как «отказ в правосу­дии». Иск к государству может быть предъявлен в его собственных судах, а в судах другой страны — лишь с его согласия. Если же такого согласия не было, истец может обратиться к своему государству, для того чтобы оно вступило в дипломатические переговоры с иностран­ным государством.

Особое значение в современных условиях имеет предоставление возможности предъявления иска гражданином или юридическим лицом к своему государству в Европейском суде по правам человека в Страсбурге. Поскольку РФ является членом Совета Европы, такая возможность не только имеется, но и используется российскими граж­данами. В отношении предъявления исков к государству по инвести­ционным спорам действует особая система, установленная как двусто­ронними, так и многосторонними соглашениями.

Вопрос о предъявлении иска к государству в международной дело­вой практике в случае заключения контракта с государством или его органом часто решается путем включения в контракт арбитражной оговорки. Она означает согласие государства на рассмотрение иска к нему в третейском суде (международном коммерческом арбитражном суде). Согласие государства на рассмотрение его спора в арбитраже не должно толковаться таким образом, что государство отказывается и от иммунитета от обеспечения иска, и от иммунитета от принудительно­го исполнения, поскольку это самостоятельные виды иммунитета. На­личие арбитражной оговорки в отношении подчинения государства юрисдикции общих судов должно пониматься таким образом, что оно дает согласие на рассмотрение в таких судах лишь вопросов о недейст­вительности или толковании арбитражного соглашения, отмены ре­шения арбитража, если соответствующий суд обладает компетенцией на рассмотрение вопросов такого рода. Такой вывод следует из проек­та статей о юрисдикционных иммунитетах государств и их собствен­ности, подготовленных Комиссией ООН по международному праву. федеральным законом». Таким образом, только само иностранное го­сударство может установить, в каком порядке оно может отказаться от принадлежащего ему права на иммунитет.

3. Специального рассмотрения требует отражение в законодатель- Ц стве России вопросов иммунитета международных организаций. ^ Таким иммунитетом могут обладать лишь межгосударственные (меж­правительственные) организации. Их иммунитет является производ- | ным от иммунитета государств-членов. В учредительных документах ^ этих организаций, и прежде всего в уставах, закреплен сам принцип наличия иммунитета, в то время как содержание иммунитета раскры­вается в соглашениях со страной пребывания штаб-квартиры такой организации. Так, в Соглашение между Правительством РФ и Орга­низацией экономического сотрудничества и развития включены статьи о привилегиях и иммунитетах Организации в Российской Фе­дерации, а именно, о судебно-процессуальном иммунитете, неприкос­новенности имущества, неприкосновенности помещений, неприкосно-, 1 венности архивов (ст. 4—7). Наименование статей дает определенное,; представление об их содержании.

Согласно внутренним правилам международных организаций^ правом отказа от иммунитетов обладают высшие должностные лиц*! международной организации, прежде всего ее Генеральный секретарь! (директор), который может передать это право согласно особой д6ве-*| реннрсти иным лицам. " '

И в ГПК РФ 2002 г., и в АПК РФ 2002 г. имеется специальное правило об иммунитете международных организаций. Так, согласие! п. 2 ст. 251 АПК «судебный иммунитет международных организаци определяется международным договором Российской Федерации • федеральным законом».

Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в поряд! ке, предусмотренном законом иностранного государства или правилг ми международной организации. В этом случае арбитражный суд рас сматривает дело в порядке, установленном Кодексом (п. 3 ст.

Приведем пример из практики, арбитражного суда Свердловской облает В этом суде в 1999 г. был предъявлен иск одним открытым акционерным общо; вом к двум ответчикам, одним из которых была международная организация — ЕЁ ронейский банк реконструкции и развития (ЕБРР).

ЕБРР заявил ходатайство о прекращении производства по делу в связи ci чисм у него судебного иммунитета.

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

Это ходатайство было удовлетворено. В определении суда от 7 декабря 1999 г. говорилось, что в соответствии с действующей тогда ст. 213 ЛПК РФ судебный иммунитет международных организаций определяется федеральными законами и международными договорам и Российской Федерации.

Европейский банк реконструкции и развития согласно международному до­говору — Соглашению об учреждении ЕБРР — является международной органи­зацией. В соответствии с разд. 6 ст. IV Соглашения между Правительством РФ и ЕБРР о постоянном представительстве ЕБРР банк обладает судебным имму­нитетом, за исключением случаев, когда банк заявляет об отказе от такого им­мунитета.

Поскольку в данном случае ЕБРР не заявил об отказе ответчика, в соответст­вии со ст. 213 АПК РФ 1995 г., иск не подлежит рассмотрению в государственном арбитражном суде Российской Федерации.

Согласно ст. 55 Соглашения об учреждении ЕБРР отказ от любых иммуните­тов ЕБРР, в том числе судебного, допускается только с согласия Совета директоров ЕБРР.

Как отмечалось в литературе (В.В. Ярковым), в данном деле учи­тывались и одновременно были применены как общие (необходи­мость наличия в процессе двух сторон), так и специальные нормы (по­ложения о судебном иммунитете) арбитражного процессуального за­конодательства.

4. В особом положении находится также персонал дипломатичес­ких и консульских представительств, а также сотрудники междуна­родных организаций. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное Указом Президиума Верховного «Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатичес­кого представительства, члены дипломатического персонала, консуль­ские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уголовной и административной) юрисдикции. В то же время «иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в граждан­ско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принад­лежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций» (ст. 13). Консульские должностные лица пользуются имму­нитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служеб­ной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о воз­мещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшестви­ем (рг. 25).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., участ­ницей которой является РФ, устанавливает, что дипломатический им­мунитет не распространяется на случаи: • вещных исков, относящихся к частному недвижимому имущест­ву, находящемуся на территории государства пребывания, если толь­ко дипломатический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

• исков, касающихся наследования, в отношении которых дипло­матический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попе­чителя над наследственным имуществом, наследника или отказополу-чателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

• исков, относящихся к любой профессиональной или коммерчес­кой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в госу­дарстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31).

Таким образом, дипломатические представители подлежат юрис­дикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, оп­ределяемых нормами международного права или соглашениями с со­ответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновен­ность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к представителям такого государства возможно применение ответных мер.

Согласно ГПК 2002 г. аккредитованные в Российской Федера­ции дипломатические представители иностранных государств, дру­гие лица, указанные в международных договорах Российской Феде­рации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, опреде­ленных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации (п. 3 ст. 401).

Вопрос о том, кто может представлять государство в иностранном суде, определяется обычно законодательством государства, которое выступает в качестве истца или ответчика в иностранном суде. В Рос­сии действует постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 950 «О порядке назначения представителей интересов Правитель­ства Российской Федерации в судах». Хотя в этом акте имеются в виду случаи предъявления к Правительству исков в российских судах, на практике это постановление по аналогии распространяется и на случаи предъявления исков в судах и за рубежом (как в государствен­ных, гак и в третейских судах). Порядок этот состоит в следующем: принимается распоряжение Правительства, в котором дается поруче­ние какому-то федеральному органу исполнительной власти (в зави­симости от характера заявленных требований) назначить в качестве представителя должностное лицо указанного органа. В отношении

АПК РФ Статья 256.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований, предусмотренных статьей 255 настоящего Кодекса.

3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 4 настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.

4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения и соглашения по фактическим обстоятельствам, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебных актов, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также на получение присужденных денежных средств или иного имущества.

ГПК РФ Статья 417.3. Юрисдикционные иммунитеты, процессуальные права и обязанности иностранного государства, представительство

(введена Федеральным законом от 29.12.2015 N 393-ФЗ)

1. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества, находящегося на территории Российской Федерации, юрисдикционными иммунитетами с учетом положений Федерального закона от 3 ноября 2015 года N 297-ФЗ "О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации".

2. Иностранное государство пользуется процессуальными правами и выполняет процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, в том числе правом вести свои дела в суде через представителей. Полномочия представителя иностранного государства должны быть выражены в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством и оформленном в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, с учетом требований, предусмотренных статьей 408 настоящего Кодекса.

3. Представитель иностранного государства вправе совершать от имени представляемого им иностранного государства все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части четвертой настоящей статьи, если иное не предусмотрено в доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством.

4. В доверенности или ином соответствующем документе, выданном представляемым иностранным государством, должно быть специально оговорено право представителя этого иностранного государства на подписание отзыва на исковое заявление, признание иска, отказа от судебного иммунитета, иммунитета в отношении мер по обеспечению иска, иммунитета в отношении исполнения судебного решения, предъявление встречного иска, изменение основания или предмета встречного иска, заключение мирового соглашения, передачу своих полномочий представителя другому лицу (передоверие), получение судебных извещений (включая копии судебных актов), обжалование судебного постановления, решения, определения, подписание, подачу заявления о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также право на получение присужденных денежных средств или иного имущества.


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации

(с изменениями на 30 декабря 2021 года)

Документ с изменениями, внесенными:

Принят
Государственной Думой
23 октября 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
28 октября 2015 года

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с применением Российской Федерацией юрисдикционных иммунитетов иностранного государства и его имущества.

2. Иностранное государство пользуется в отношении себя и своего имущества юрисдикционными иммунитетами с учетом положений настоящего Федерального закона.

3. Положения настоящего Федерального закона подлежат применению, если Российская Федерация и иностранное государство не договорились об ином.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) иностранное государство:

а) государство иное, чем Российская Федерация, и его органы государственной власти;

б) составные части данного иностранного государства (субъекты иностранного федеративного государства или административно-территориальные образования иностранного государства) и их органы в той мере, в которой они правомочны совершать действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства и действуют в этом качестве;

в) учреждения или иные образования независимо от того, являются ли они юридическими лицами, в той мере, в которой они правомочны совершать и фактически совершают действия в целях осуществления суверенной власти данного иностранного государства;

г) представители данного иностранного государства, действующие в этом качестве;

2) имущество иностранного государства - имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации;

3) юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества - судебный иммунитет, иммунитет в отношении мер по обеспечению иска и иммунитет в отношении исполнения решения суда;

4) судебный иммунитет - обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе;

5) иммунитет в отношении мер по обеспечению иска - обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда;

6) иммунитет в отношении исполнения решения суда - обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда;

7) суд Российской Федерации - Верховный Суд Российской Федерации, федеральный суд общей юрисдикции, арбитражный суд, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

8) суверенные властные полномочия - полномочия, которыми иностранное государство обладает в силу суверенитета и которые осуществляет в целях реализации суверенной власти.

Статья 3. Привилегии и иммунитеты, не затрагиваемые настоящим Федеральным законом

1. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении осуществления функций его дипломатических представительств, консульских учреждений, специальных миссий, представительств при международных организациях или делегаций в органах международных организаций либо на международных конференциях и относящихся к ним лиц.

2. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба привилегиям и иммунитетам, предоставляемым в соответствии с нормами международного права главам государств, правительств или министрам иностранных дел.

3. Настоящий Федеральный закон не наносит ущерба иммунитетам, которыми в соответствии с нормами международного права пользуется иностранное государство в отношении воздушных судов или космических объектов, принадлежащих иностранному государству или эксплуатируемых им, а также военных кораблей и других эксплуатируемых в некоммерческих целях государственных судов.

Статья 4. Принцип взаимности в вопросах применения юрисдикционных иммунитетов

1. Юрисдикционные иммунитеты иностранного государства и его имущества в объеме, предоставляемом в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут быть ограничены на основе принципа взаимности, если будет установлено наличие ограничений, касающихся предоставления Российской Федерации и ее имуществу юрисдикционных иммунитетов в иностранном государстве, в отношении которого и имущества которого возник вопрос о юрисдикционных иммунитетах.

2. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации, дает заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов Российской Федерации и ее имуществу в иностранном государстве.

Статья 5. Согласие иностранного государства на осуществление юрисдикции судом Российской Федерации

1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом, если оно явно выразило согласие на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора в силу:

1) международного договора;

2) письменного соглашения, не являющегося международным договором;

3) заявления в суде Российской Федерации, письменного уведомления суда Российской Федерации или письменного уведомления, переданного Российской Федерации по дипломатическим каналам, в рамках судебного процесса в отношении конкретного спора.

2. Согласие иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, не может быть отозвано и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

3. В качестве согласия иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не рассматриваются:

1) вступление иностранного государства в судебный процесс или осуществление какого-либо иного процессуального действия с единственной целью заявить о юрисдикционных иммунитетах или представить доказательства наличия права в отношении имущества, которое является предметом спора;

2) согласие иностранного государства на применение законодательства Российской Федерации в отношении конкретного спора;

3) неучастие иностранного государства в судебном процессе в суде Российской Федерации;

4) явка представителя иностранного государства в суд Российской Федерации для дачи свидетельских показаний или в качестве эксперта.

4. Согласие иностранного государства на осуществление судом Российской Федерации юрисдикции в отношении конкретного спора не затрагивает иммунитета иностранного государства в отношении мер по обеспечению иска и (или) иммунитета иностранного государства в отношении исполнения решения суда.

Статья 6. Отказ от судебного иммунитета

1. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации, вступило в судебный процесс в суде Российской Федерации по существу спора в качестве лица, участвующего в деле, или предприняло иное действие по существу дела.

2. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении споров, касающихся арбитражного или третейского соглашения, если данное иностранное государство заключило арбитражное или третейское соглашение о разрешении с его участием споров, которые возникли или могут возникнуть в будущем в связи с исполнением обязательств.

3. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении любого встречного иска, если данное иностранное государство предъявило иск в суд Российской Федерации.

4. Иностранное государство признается отказавшимся от судебного иммунитета в отношении первоначального иска, если данное иностранное государство предъявило встречный иск в суд Российской Федерации.

5. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не может быть отозван и распространяется на все стадии судебного разбирательства.

6. Отказ иностранного государства от судебного иммунитета в отношении конкретного спора не рассматривается в качестве отказа данного иностранного государства от иммунитета в отношении мер по обеспечению иска и иммунитета в отношении исполнения решения суда.

Статья 7. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках и (или) осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности

1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с участием иностранного государства в гражданско-правовых сделках с физическими лицами, или юридическими лицами, или иными образованиями, не имеющими статуса юридического лица, иного государства, если такие споры в соответствии с применимыми нормами права подлежат юрисдикции суда Российской Федерации и указанные сделки не связаны с осуществлением иностранным государством суверенных властных полномочий.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются, если все стороны гражданско-правовой сделки являются государствами или стороны такой сделки договорились об ином.

3. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, связанных с осуществлением иностранным государством предпринимательской и иной экономической деятельности на территории Российской Федерации, а также на территории другого государства, если последствия такой деятельности имеют связь с территорией Российской Федерации.

4. При решении вопроса о том, связана ли сделка, совершенная иностранным государством, с осуществлением его суверенных властных полномочий, суд Российской Федерации принимает во внимание характер и цель такой сделки.

Статья 8. Неприменение судебного иммунитета в отношении трудовых споров

1. Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, возникших на основании трудового договора между этим иностранным государством и работником относительно работы, которая была или должна быть выполнена полностью либо частично на территории Российской Федерации.

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в случае, если:

1) работник принят на работу для выполнения конкретных обязанностей по осуществлению суверенных властных полномочий иностранного государства;

2) работник является:

а) дипломатическим агентом, как это определено международными договорами;

б) консульским должностным лицом, как это определено международными договорами;

в) дипломатическим сотрудником постоянных представительств при международных организациях, специальных миссий или включен в этом качестве в состав делегации иностранного государства в органе международной организации либо на международной конференции;

г) любым другим лицом, пользующимся дипломатическим иммунитетом;

3) предметом судебного разбирательства является прием на работу, продолжение выполнения трудовой функции или восстановление на работе;

4) предметом судебного разбирательства является прекращение трудовых отношений с работником и глава иностранного государства, глава правительства иностранного государства или министр иностранных дел иностранного государства в письменной форме подтверждает, что такое разбирательство затронет интересы безопасности этого иностранного государства;

5) работник в момент возбуждения производства по делу в суде Российской Федерации является гражданином иностранного государства, с которым он заключил трудовой договор относительно работы, за исключением случая, если этот работник имеет место жительства в Российской Федерации.

Статья 9. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров, связанных с участием в юридических лицах или иных образованиях, не имеющих статуса юридического лица

2. Положения части 1 настоящей статьи не применяются в случаях, если иное:

1) предусмотрено соглашением между соответствующими государствами;

2) содержится в документе, учреждающем такое юридическое лицо или такое образование или регулирующем их деятельность;

3) в письменной форме согласовано сторонами в споре.

Статья 10. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров о правах на имущество

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров, касающихся:

1) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации;

2) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении недвижимого и движимого имущества, которые возникают в силу наследования, дарения или наличия бесхозяйного имущества;

3) прав и обязательств данного иностранного государства в отношении управления имуществом.

Статья 11. Неприменение судебного иммунитета в отношении споров о возмещении вреда

Иностранное государство не пользуется в Российской Федерации судебным иммунитетом в отношении споров о возмещении иностранным государством вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации физического лица или имуществу, деловой репутации юридического лица, если требование возникло из причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству, деловой репутации действием (бездействием) или в связи с иным обстоятельством, имевшим место полностью или частично на территории Российской Федерации, и причинитель вреда находился на территории Российской Федерации в момент такого действия (бездействия).

1. Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под су­дебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного ра­венства государств. Судебный иммунитет государства включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова — саму неподсудность одно­го государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспече­ния иска; в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения (см. гл. 7).

В США (по Закону об иммунитете иностранных государств от 21 ок­тября 1976 г.) заявление об иммунитете должно быть сделано в суде; го­сударственный департамент может участвовать в процессе от имени пра­вительства, если суд, по его мнению, неправильно толкует закон. В Вели­кобритании заявление об иммунитете может быть сделано в суде непо­средственно представителем иностранного государства. Суд вправе обра­титься по этому вопросу в Министерство иностранных дел, причем полу­ченные от него сведения для суда обязательны. Во Франции и в ряде других стран заявление об иммунитете делается в соответствии с правилами гражданского процессуального законодательства.

В деле по искам И. Щукиной и И. Коновалова (см. гл. 6) заявление России об иммунитете было сделано как путем направления ноты Посоль­ства РФ во Франции в МИД Франции, так и во время судебного заседания.

При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается практика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или наложен арест. Как уже отмечалось (см. гл. 6), современная практика государств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США, Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предоставляют иммунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера.

Принцип иммунитета не следует понимать как «отказ в правосудии». Иск к государству может быть предъявлен в его собственных судах, а в

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

судах другой страны — лишь с его согласия. Если же такого согласия не было, истец может обратиться к собственному государству, для того чтобы оно вступило в дипломатические переговоры с иностранным государством.

Однако чаще всего при заключении контракта с государством или с его органом в контракт включается арбитражная оговорка. Она означает со­гласие государства на рассмотрение иска к нему в порядке арбитража.

Таким образом, претензии к государству возможны, но они должны рассматриваться в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с предусмотренными в таких случаях условиями рас­смотрения споров. Приведем пример. После обоснованного отказа судов США рассматривать иск к пароходу «Россия» двух американских гражда­нок, якобы получивших увечья во время рейса судна, этот иск рассматри­вался в соответствии с условиями договора перевозки в арбитраже не как иск к государству или его собственности, а как обычный иск к пароходству как перевозчику.

В РФ сохраняется действие принципа абсолютного иммунитета, кото­рый получил закрепление в российском законодательстве. Согласно ст. 61 Основ гражданского судопроизводства, «предъявление иска к иностран­ному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства».

В тех случаях, когда в иностранном государстве не обеспечивается рос­сийскому государству и его имуществу такая же судебная неприкосновен­ность, какая обеспечивается иностранным государствам и их имуществу в РФ, Советом Министров РФ или иным управомоченным органом может быть предписано в отношении этого государства или его имущества при­менение ответных мер. Со ссылкой на ст. 61 Основ правило такого рода включено в ст. 435 ГПК РСФСР.

Согласно ст. 213 АПК РФ, предъявление в арбитражном суде иска к иностранному государству, привлечение его в качестве третьего лица к участию в деле, наложение ареста на имущество, принадлежащее ино­странному государству и находящееся на территории России, и принятие по отношению к нему других мер по обеспечению иска, обращение взыс­кания на это имущество в порядке принудительного исполнения решения арбитражного суда допускаются лишь с согласия компетентных органов соответствующего .государства, если иное не предусмотрено федеральны­ми законами или международными договорами РФ.

В отношении приведенных выше правил еще не сложилась арбитраж­ная практика. Комментарий к АПК РФ исходит из того, что доказательства согласия иностранного государства на выступление в арбитражном суде в качестве ответчика истец должен представить вместе с первоначально на­правляемыми суду исковыми материалами (это может быть условие кон­тракта, предусматривающее возможность рассмотрения спора в суде, или

366 Глава 17. Рассмотрение споров в судебном порядке. Нотариальные действия

иной документ, свидетельствующий о таком согласии). По мнению авторов Комментария, при отсутствии таких доказательств исковое заявление суд должен возвращать.

Что касается наложения ареста на имущество и иных принудительных мер в отношении имущества, то согласие компетентного органа иностран­ного государства может быть затребовано и получено уже после начала производства по делу. Режим иммунитета распространяется и на то иму­щество иностранного государства, которое законно передано во владение или управление российской организации.

В Основах гражданского законодательства 1991 года предусмотрено, что государство участвует в отношениях, регулируемых гражданским зако-нодательстьвом, на равных началах с другими участниками этих отноше­ний. Однако сам вопрос об иммунитете государства остался открытым, по­скольку в п. 4 ст. 25 предусмотрено, что особенности ответственности го­сударства в регулируемых гражданским законодательством отношениях с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определя­ются законом СССР об иммунитете государства и его собственности, а такой закон принят не был.

Не принят еще такой закон и в РФ, предусмотренный ст. 127 ГК РФ, хотя соответствующий проект был подготовлен.

2. В особом положении находятся также лица, входящие в состав пер­сонала дипломатических и консульских представительств, а также сотруд­ники международных организаций. Положение о дипломатических и кон­сульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уго­ловной и административной) юрисдикции. В то же время «иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дип­ломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как част­ные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за преде­лами официальных функций» (ст. 13). Консульские должностные лица ползуются иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служебной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшестви­ем (ст. 25).

Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, участни­цей которой является РФ, устанавливает, что дипломатический иммунитет не распространяется на случаи:

§ 5. Установление содержания иностранного права

а) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только дипло­матический агент не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;

б) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломати­ческий агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказополучателя как частное лицо, а не от имени аккредитующего государства;

в) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций (ст. 31).

Таким образом, дипломатические представители подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых нормами международного права или соглашениями с соответствующими государствами. В то же время, если в иностранном государстве не будет обеспечена такая же судебная неприкосновенность, какая обеспечивается представителям иностранных государств в РФ, по отношению к предста­вителям такого государства возможно применение ответных мер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: