Процесс защиты прав и законных интересов гражданина личности это судопроизводство

Обновлено: 18.04.2024

Судебная власть в области гражданского судопроизвод­ства реализуется путем осуществления правосудия по граждан­ским делам применительно ко всем видам производства, суще­ствующим в гражданском процессе, — исковому; производству, возникающему из публичных правоотношений; особому произ­водству, а также другим дифференцированным судебным проце­дурам.

Действующим гражданским процессуаль­ным законодательством, а это прежде всего ГПК РФ (14 ноября 2002 г.), вырабо­тана система гражданских процессуальных норм, позволяющих осуществлять функцию защиты прав и законных интересов гра­ждан, исходя при этом из принципа равенства всех перед зако­ном, права на справедливое и гласное судебное разбирательство компетентным и независимым судом, учрежденным в соответ­ствии с законом. Гражданское процессуальное законодатель­ство определяет компетенцию судов общей юрисдикции по рассмотрению гражданских дел, дифференцирует правила за­щиты различных гражданских прав, устанавливает нормы, обеспечивающие нормальное, незатяжное развитие процесса по гражданскому делу.

Облегчает доступность к правосудию сформулированное в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ новое правило о допустимости использования в гражданском судопроизводстве аналогии закона и аналогии права. С принятием этой нормы появилась возможность доста­точно оперативно преодолевать пробелы в гражданском процес­суальном праве, не дожидаясь внесения соответствующих изме­нений в законодательство и устраняя препятствия к получению судебной защиты.

ГПК РФ отказался от жесткого судебного контроля за всеми распорядительными действиями сторон и освободил суд от обязанности по сбору доказательств. Вместе с тем, по просьбе сторон суд должен оказывать им содействие в собирании дока­зательств, в известных пределах осуществлять контроль за рас­порядительными действиями участвующих в деле лиц. Надле­жащая защита прав невозможна без оптимального баланса со­четания активности суда с активностью сторон.

Применительно к реализации прав граждан на судебную за­щиту важное значение имеет отнесение значительного количе­ства дел к подсудности мировых судей (ст. 23 ГПК РФ). Такое решение вопроса позволяет максимально приблизить суд к ме­стному населению, а также разгрузить федеральных судей рай­онных судов и тем самым способствовать ускорению рассмотре­ния дел в судах.

Дифференциация видов производств в гражданском процессе. Ныне действующий ГПК РФ сохранил три классических вида производств, известных гражданскому процессуальному законодательству: 1)исковое; 2)по делам, возникающим из публичных правоотношений; 1) особое производство. В настоящее время разработана более детальная дифференциация судебных процедур, позволивших учесть их особенности и обособить друг от друга.

Так, в ГПК РФ для облегчения защиты прав граждан преду­смотрен ускоренный и упрощенный порядок разрешения ряда прямо перечисленных в Кодексе требований путем выдачи ми­ровым судьей судебного приказа — приказное производство (гл. 11). Все требования заинтересованных лиц в этих случаях подтверждаются документально, по существу, носят бесспор­ный характер и поэтому не возникает надобности в судебном разбирательстве дела. На основании судебного приказа, являю­щегося исполнительным документом, при отсутствии возраже­ний со стороны обязанного лица с него производится взыска­ние денежных сумм или движимого имущества по правилам ис­полнительного производства.

Суд наделен правом рассматривать дело по существу на ос­новании имеющихся доказательств в отсутствие ответчика, над­лежащим образом извещенного о дне слушания дела, и при от­сутствии возражений со стороны истца — заочное производство (гл. 22). Возможность использования данного вида производст­ва мобилизует стороны к более активной защите своих прав и содействует реализации правил процессуальной экономии.

В качестве самостоятельного выделено производство по де­лам с участием иностранных лиц (разд. V), где сконцентрирова­ны, в частности, положения, регулирующие порядок примене­ния норм к иностранным гражданам и лицам без гражданства; предусмотрен порядок исполнения судебных поручений судеб­ными органами других государств, а также признание и испол­нение решений иностранных судов.

В ныне действующем ГПК РФ более полно, а в ряде случаев несколько по-иному, чем это было ранее, урегулировано произ­водство по делам, возникающим из публичных правоотноше­ний. Кодекс четко обозначил три разновидности дел, относя­щихся к этому виду производств — оспаривание нормативных правовых актов; оспаривание решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния, должностных лиц, государственных и муниципальных слу­жащих; рассмотрение заявлений граждан о защите избиратель­ных прав и права на участие в референдуме. Вместе с тем, пере­чень этот не является исчерпывающим, так как федеральным законом к ведению суда могут быть отнесены и другие дела, воз­никающие из публичных правоотношений (ст. 245 ГПК РФ).

При рассмотрении дел, возникающих из публичных отно­шений, в ГПК РФ закреплены следующие особенности:

1) не применяются правила заочного производства (ч. 2ст. 246);

2) суд не связан основаниями и доводами заявленных требо­ваний (ч. 3 ст. 246);

3) суд проявляет активность в выяснении имеющих значе­ние для дела обстоятельств, в связи с чем он вправе истребо­вать доказательства по собственной инициативе (ч. 2 ст. 249);

4) особые правила предусмотрены для распределения обязан­ностей по доказыванию, когда бремя доказывания законности принятого нормативного правового акта, совершенного дейст­вия лежит соответственно на органе и лицах, действия которых оспариваются (ч. 1 ст. 249);

5) обязательность решения, вступившего в законную силу, по рассматриваемому виду производства распространяется так­же на лиц, не участвовавших в деле, в связи с чем они не могут заявлять в суд те же требования и приводить те же основания, которые были предметом рассмотрения по заявлению другого лица и по которому было вынесено решение (ст. 250);

6) отказ лица, обратившегося в суд, от своего требования, не влечет за собой прекращение производства по делу и, следовательно, обязывает суд вынести решение по существу (ч. 3 ст. 252);

7) необязательным для суда является и признание требова­ния органом государственной власти, органом местного само­управления или должностным лицом, принявшим оспаривае­мый нормативный правовой акт (ч. 3 ст. 252).

Из сказанного следует, что по делам, возникающим из пуб­личных правоотношений, ограниченно используются правила распорядительного характера, а также предусматривается ак­тивная роль суда в процессе.

Способы пересмотра судебных постановлений.Для надлежа­щей защиты прав граждан гражданское судопроизводство пре­дусматривает четыре способа проверки правильности вынесен­ных судебных постановлений, которыми могут воспользоваться участвующие в деле лица.

Для проверки судебных постановлений, не вступивших в за­конную силу, существует два вида производства: а) апелляци­онное производство для решений и определений мировых су­дей; б) кассационное производство для решений и определений федеральных судов.

Проверка судебных актов в апелляционном и кассационном порядке является важнейшей гарантией охраны прав сторон и других участвующих в деле лиц, позволяя оперативно устранять допущенные судом ошибки. Осуществление права на апелляци­онное (кассационное) обжалование зависит от самих участвую­щих в деле лиц, являясь их субъективным правом. Подача апел­ляционной (кассационной) жалобы с соблюдением установлен­ных ГПК РФ порядка и срока влечет обязательное рассмотрение дела в суде второй инстанции.

Надзорное производство. Ныне действующий ГПК РФ суще­ственным образом изменил надзорное производство, отказав­шись, прежде всего, от принесения протестов определенным кру­гом должностных лиц суда и прокуратуры. Теперь правом обжа­лования вступивших в законную силу судебных постановлений пользуются все лица, участвующие в деле, другие лица, если их права и законные интересы нарушены судебными постановле­ниями, а также прокурор имеет право на подачу представления в надзорную инстанцию, если он участвовал в рассмотрении де­ла (ст. 376 ГПК РФ). Лишь в единственном случае ст. 389 ГПК РФ позволяет Председателю Верховного Суда РФ или его заместителю обратиться с мотивированным представлением в Президиум Верховного Суда РФ о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора в целях обеспечения единства су­дебной практики и законности.

Таким образом, у граждан появилась возможность самим инициировать надзорное производство и, тем самым, можно говорить о расширении доступа к правосудию. Существовав­ший ранее порядок в известной мере носил административный характер и не учитывал в полном объеме принципы диспозитивности и состязательности, что давало основания Европей­скому Суду по правам человека рассматривать кассационную инстанцию в качестве суда, которым исчерпываются в России национальные средства судебной защиты.

Функции суда в сфере исполнения судебных постановлений. Исполнение судебных решений и определений (а также поста­новлений иных органов) регулируется федеральными законами от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве» и «О су­дебных приставах». Однако существование федерального зако­нодательства об исполнительном производстве не означает, что исполнение решений перестает быть стадией гражданского процесса. Эффективность судебной защиты во многом зависит от максимального обеспечения реального исполнения судебных постановлений. Целый ряд функций, связанных с испол­нением судебных актов, осуществляется не судебными приста­вами-исполнителями, а судом. Поэтому нормы, регулирующие эти отношения, нашли свое место в гражданском судопроиз­водстве.

Действующий ГПК РФ содержит самостоятельный разд. VII, регламентирующий производство, связанное с исполнени­ем судебных постановлений. Здесь закреплены нормы, направ­ленные на исполнение судебных постановлений, если они не­посредственно касаются компетенции самого суда. К их числу, например, отнесены: нормы о выдаче исполнительных листов, их дубликатов, об установлении сроков давности исполнения, их перерыве, восстановлении, об отсрочке, рассрочке, измене­нии способа и порядка исполнения, о повороте исполнения ре­шения, об ответственности за неисполнение актов суда, о при­остановлении и прекращении исполнительного производства, об обжаловании действий (бездействия) судебного пристава-ис­полнителя.

Существенное значение для социально-экономической за­щиты прав граждан имеет закрепленный в ст. 446 ГПК РФ Пе­речень имущества, принадлежащего гражданину-должнику на праве собственности, на которое не может быть обращено взы­скание по исполнительным документам. Перечень носит ис­черпывающий характер, гарантируя должнику и находящимся на его иждивении лицам необходимые условия для их сущест­вования и деятельности. Так, например, не может быть обра­щено взыскание на жилое помещение, если для гражданина-должника (членов его семьи, совместно с ним проживающих) оно является единственным пригодным для постоянного про­живания помещением, на земельный участок, на котором оно расположено. Исключение составляют лишь случаи, когда ука­занное имущество является предметом ипотеки и на него в со­ответствии с законодательством об ипотеке может быть обра­щено взыскание. Такого рода дополнения были внесены в ст. 446 ГПК РФ Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 194-ФЗ.

ГПК РФ Статья 45. Участие в деле прокурора

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 N 43-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1. Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов - судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно. При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод. Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3. Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4. Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст. 23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27). В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5. В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания - смертная казнь - может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого. Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е. решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт. Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.


Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Понятие гражданского процесса определяется в науке по-разному: 1. это порядок осуществления правосудия по гражданским делам; 2. это урегулированная гражданско-процессуальным правом деятельность суда и других субъектов гражданского процесса, а также исполнительное производство. 3. одно сложное правоотношение либо совокупность правоотношений, возникающих при рассмотрении и разрешении гражданских дел. 4. как деятельность и связанные с ней правовые отношения суда и других участников процесса. Наконец, 5. под гражданским процессом понимается единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы. В узком смысле слова ГП -гражданское судопроизводство. Порядок производства по гражданским делам во всех общих судах РФ определяется ГПК. Под гражданскими делами понимаются не только непосредственно гражданские, но и отнесенные к ведению суда семейные, жилищные, земельные и трудовые споры. Гражданский процесс является одной из форм отправления правосудия и отличается от деятельности иных органов, рассматривающих гражданские дела, наличием специфической процессуальной формы. В последнюю облекается только деятельность по осуществлению правосудия.

В Конституции РФ закреплены основные принципы гражданского судопроизводства:

1. все равны перед законом и судом;

2. право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени;

3. право каждого на пользование родным языком;

4. право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, др.

Задачи гражданского судопроизводства определены ст. 2 ГПК РФ:

1) правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов Правильное то есть законное и обоснованное разрешение дела. Своевременность предполагает соблюдение установленных процессуальным законом сроков на рассмотрение и разрешение дел. Важным составляющим элементом является то, что суд не только рассматривает дела, но и разрешает их;

2) укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Действующим законодательством установлен определенный порядок рассмотрения споров, возникающих из гражданских, семейных, трудовых и иных материальных правоотношений, а также дел, возникающих из публично-правовых отношений, и дел особого производства, который состоит из определенных законом стадий процесса.

Цели гражданского судопроизводства - защита нарушенных интересов всех субъектов, которые оказались вовлеченными в сферу спорного правоотношения: граждан, организаций, прав и интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Знаменательно то, что граждане указаны в начале перечня субъектов, чьи интересы защищаются, что отражает равенство субъектов гражданского общества. Здесь же очевидно, что законодатель выделяет подведомственность дел судам общей юрисдикции (указывая, какие спорные правоотношения подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции).

В качестве более отдаленной цели гражданского судопроизводства называется укрепление законности и правопорядка, предупреждение правонарушений, формирование уважительного отношения к закону и суду. Эта цель достигается как при рассмотрении и разрешении отдельного гражданского дела, так и при осуществлении правосудия в целом.

2. Стадия процесса –определенная часть процесса, объединенная совокупностью процессуальных действий, направленных на достижение самостоятельной цели.

Виды стадий процесса:

1. возбуждение гражданского судопроизводства;

2. подготовка дела к судебному разбирательству;

3. судебное разбирательство;

4. вынесение решения;

5. производство в суде второй инстанции;

6. производство в суде надзорной инстанции;

7. пересмотр решений и определений суда по вновь открывшимся обстоятельствам.

3. Гражданское судопроизводство – это урегулированный нормами гражданского процессуального права порядок производства по гражданским делам, который определяется системой взаимосвязанных гражданских процессуальных прав и обязанностей, а также гражданских процессуальных действий, которыми они реализуются их субъектами – судом, органом судебного исполнения и участниками процесса. Гражданское судопроизводство — это процесс защиты прав и законных интересов гражданина (личности).

Основные принципы гражданского судопроизводства следующие:

• отправление правосудия только судом;

• независимость судей и подчинение их только закону;

• законность судебных решений;

• равенство граждан и организаций перед законом и судом;

• равноправие сторон во время осуществления правосудия;

• состязательность гражданского судопроизводства;

• гласность и устность рассмотрения дел в порядке гражданского судопроизводства.

Гражданское судопроизводство подразделяется на следующие виды:

1) приказное – отличается отсутствием основных стадий гражданского процесса. Судебное решение заменяет судебный приказ;

2) исковое – характеризуется следующими чертами:

а) наличие спора о праве, который призван разрешить суд;

б) равенство субъектов спора;

в) предметом защиты выступает нарушенное или оспоренное право или охраняемый законом интерес;

г) возбуждается подачей искового заявления;

3) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым относятся дела:

а) о признании недействующими нормативных правовых актов;

б) об оспаривании решений, действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

в) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

4) особое производство – характеризуется отсутствием спора о праве. Предметом защиты выступает не нарушенное или оспоренное право, а охраняемый законом интерес заявителя;

5) производство по делам об оспаривании решений третейских судов;

6) производство по делам, возникающим из исполнительных правоотношений – сюда относят процессуальные действия суда, влияющие на процесс исполнения судебных постановлений и постановлений иных органов.

Под формой защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций принято понимать определенный порядок защиты права тем или иным юрисдикционным органом (органом рассмотрения и разрешения гражданских дел).

Не лишним будет напомнить, что традиционно выделяется три формы защиты субъективных прав: 1) административная, 2) судебная и 3) общественная.

Под административной формой понимается защита субъективных прав уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным и муниципальным служащим. Административная форма защиты применяется только в случаях прямо предусмотренных законом и не препятствует последующему обращению в суд. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд (ст. 11 ГК РФ).

К общественной форме относятся случаи защиты субъективных прав различными общественными образованиями: примирительными комиссиями, комиссиями по разрешению трудовых споров (КТС), трудовыми арбитражами, третейскими судами.

Судебная форма защиты – это установленный законом порядок защиты субъективных прав и законных интересов граждан и организаций судами судебной системы РФ.

Следует сразу оговориться, что к судам судебной системы РФ, несмотря на эквивалентность наименования юрисдикционного органа («суд»), не относятся третейские суды.

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов, несомненно, входят в систему судов РФ, однако, непосредственно защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов не осуществляют. Так, согласно ст.ст. 1, 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов.

Таким образом, защита нарушенных субъективных прав и охраняемых законом интересов в рамках судебной формы защиты осуществляется судами общей юрисдикции (Верховным Судом РФ - верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, автономной области и автономных округов - районными судами - мировыми судьями, а также военными судами - окружными (флотскими) и гарнизонными) и арбитражными судами (Высшим Арбитражным Судом РФ - федеральными арбитражными судами округов - арбитражными апелляционными судами - арбитражными судами субъектов РФ).

Судебная форма защиты субъективных прав является основной, исторически сложившейся и наиболее предпочтительной формой защиты субъективных гражданских прав.

Предпочтительность судебной формы защиты определяется следующими факторами:

- защита права осуществляется посредством деятельности независимого и беспристрастного юрисдикционного органа – суда;

- детальная регламентация порядка защиты в нормах права;

- возможность личного участия гражданина в процессе защиты его прав;

- обеспеченность исполнения судебного акта силой государственного принуждения;

- универсальность судебной формы защиты.

Именно при судебной форме защиты создаются все необходимые условия для разрешения правового конфликта, вызванного нарушением субъективных прав и законных интересов граждан и организаций и имеются гарантии такой защиты.

В свете указанного, огромное значение приобретает надлежащая реализация подлинно демократического права каждого на судебную защиту его прав и свобод, гарантированногост. 46 Конституции РФ и ст. 32 Декларации прав и свобод человека и гражданина. В соответствие со ст. 3 ГПК РФ, отказ от права на обращение в суд недействителен.

На современном этапе наблюдается тенденция расширения судебной формы защиты прав, повышения ее доступности, устранение ограничений при обращении в суд. Так, были исключены ограничения в реализации права на судебную защиту в области защиты трудовых прав (ранее, прежде чем обратиться в суд, работник должен был попытаться урегулировать возникший конфликт в КТС, в случае ее наличия на предприятии), существенно расширены возможности по обжалованию в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административная и общественная формы защиты все чаще используются как дополнительные, для разрешения конфликта на досудебной стадии (обращение в вышестоящий орган, уполномоченному должностному лицу, примирительные комиссии, КТС), и (или) как альтернативные судебной с возможным последующим контролем со стороны суда, в случае, если стороны не удовлетворены такой защитой права (административная форма, третейский суд).

Деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов по защите субъективных прав и законных интересов граждан и организаций посредством рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел называется правосудием.

В соответствие со ст. 118 Конституции РФ, правосудие в РФ осуществляется только судом. Значение правосудия сложно переоценить. Именно посредством правосудия обеспечивается непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина в РФ (ст. 18 Конституции РФ).

В ходе изучения курса ГПП нас преимущественно будет интересовать порядок отправления правосудия по гражданским делам. Под гражданскими делами следует понимать правовые конфликты, возникающие из гражданских, жилищных, трудовых, семейных, земельных и иных правоотношений.

Вопросы:

1. Формы защиты прав и законных интересов граждан организаций. Право на судебную защиту. Значение правосудия по гражданским делам.

2. Понятие гражданского процессуального права, его предмет, метод, система и значение.

3. Соотношение гражданского процессуального права с другими отраслями права.

4. Источники гражданского процессуального права.

5. Понятие гражданского судопроизводства (процесса) и его задачи. Вопрос о видах судопроизводства. Стадии гражданского процесса.

6. Гражданская процессуальная форма осуществления правосудия: сущность, основные черты и значение.

Литература: Гражданское процессуальное право: учеб. / С.А. Алехина и др. Под ред. М.С. Шакарян. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004, 2005; Гражданский процесс / Под ред. М.К. Треушникова. - М.: Городец, 2005; Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков - М.: Волтерс Клувер, 2005; Комментарий к Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации. – 2-е изд., перераб. и доп. / С.А. Алехина, А.Т. Боннер, В.В. Блажеев и др.; отв. ред. М.С. Шакарян. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект. 2007.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: