Процедура судебного обвинения главы государства

Обновлено: 23.04.2024

(impeachment) Официальное обвинение в правонарушениях. Чтобы подвергнуть импичменту официальное лицо, требуется обвинить его в преступлениях или судебно наказуемых проступках при исполнении служебных обязанностей. Процедура импичмента обычно проходит в нижней палате законодательного органа, а в качестве судьи выступает верхняя палата. В Англии (до утверждения министерской ответственности перед парламентом) импичмент применялся законодательной властью в отношении министров, считавших себя ответственными прежде всего – если не исключительно – перед Короной. Например, в 1677 г. Палата общин подвергла импичменту первого королевского министра графа Дэнби за переговоры о союзе с королем Франции. Палата лордов отказалась осудить Дэнби, хотя он и был смещен с поста и пять лет провел в заключении в Тауэре. В последние 200 лет в Британии имели место всего два подобных случая: в 1786 г. импичменту был подвергнут Уоррен Гастингс по обвинению в плохом управлении Индией, в 1806 г. – лорд Мелвилл за злоупотребления при использовании государственных средств. В США Конституция предусматривает импичмент федеральных служащих, обвиненных в "государственной измене, взяточничестве либо иных тяжких преступлениях и правонарушениях". Палата представителей располагает "исключительной прерогативой на импичмент", а судебные заседания по всем делам о нем проходят в Сенате под председательством Верховного судьи Верховного суда США. Обвинение должно быть поддержано двумя третями голосов присутствующих членов Сената. С 1787 г. семь федеральных судей были отстранены от должности после процедуры импичмента. В 1868 г. импичмент угрожал президенту Эндрю Джонсону, однако Сенат – при большинства всего в один голос – проголосовал против. В 1974 г. Судебный комитет Палаты представителей США дал согласие на процедуру импичмента по трем статьям в отношении президента Никсона, обвиненного в злоупотреблении властью, противодействии судебному разбирательству и неуважении к Конгрессу. Прежде чем эти статьи были вынесены на голосование в низшей палате, президент подал в отставку после того, как получил уведомление о том, что в противном случае импичмент и осуждение неизбежны.

Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

(англ. impeachment - порицание, обвинение) - правовая проце­дура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства. Импичмент можно интерпретировать как критерий развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государс­твенной элиты со стороны населения и демократических политических инс­титутов.

Эта процедура связана с распространением права на всех граждан государства, включая субъектов высшего уровня политической дифференци­ации - представителей элиты. Теоретически или формально импичмент воз­можен в любом демократическом государстве. Практически все конститу­ции, обосновывающие демократическую систему, провозглашают равноправие

- одинаковое отношение всех граждан государства к единому закону. Но практически для того, чтобы в обществе существовала традиция привлече­ния к суду парламента представителей высшей власти, необходим высокий уровень развития содержательной демократии. Исторически импичмент при­менялся в США, Англии, некоторых других странах.

В царской России и СССР политический контроль, осуществляющийся в форме импичмента, был принципиально невозможен. Его осуществляла всегда контрэлита, а низовые институты к реальному ограничению элиты не допускались. Поэтому подобные акции смещения высшей власти со сто­роны населения осуществлялись в виде стихийных выступлений, бунта. Ре­акцию народа на пролетарскую революцию можно интерпретировать как по­добный оппозиционный взрыв, в котором проявилось вечное российское не­довольство властью. В современной России оппозицией предпринимались неоднократные попытки подобного суда, но они носят характер не тор­жества закона в нашем обществе, а, наоборот, попытки использовать за­конодательство для достижения корпоративно-политического результата.

Политология. Словарь. — М: РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

1) правовая процедура привлечения к суду парламента высших должностных лиц государства. Импичмент можно интерпретировать как критерий уровня развитости демократии в том случае, если этот институт действует в реальной практике. Смысл импичмента заключается в контроле за деятельностью высшей государственной элиты со стороны населения и демократических политических институтов;

2) процесс отрешения от должности и привлечения к судебной ответственности высших должностных лиц. В государствах с республиканской формой правления импичмент предусматривается для главы государства (президента) в случае его государственной измены или покушения на конституцию. В США процедура импичмента формально может быть применена ко всем гражданским служащим. Схема импичмента была разработана Конституцией США 1787 года: нижняя палата парламента должна сформулировать и выдвинуть обвинение, а верхняя палата рассмотреть обвинение и принять решение в качестве судейской инстанции. В ряде стран право выдвигать обвинение принадлежит парламенту, а окончательное решение принимает один из высших судов: Конституционный суд - в Германии, Италии, Болгарии; Верховный суд - в Португалии, Финляндии, Румынии; Высокая палата правосудия - во Франции. При импичменте наказание ограничивается отрешением от должности, но должностное лицо, отстраненное от должности в порядке импичмента, в дальнейшем может быть подвергнуто уголовному наказанию в обычном судебном порядке. В Российской Федерации используется близкая к импичменту категория отрешения от должности.

Политическая наука: Словарь-справочник . сост. проф пол наук Санжаревский И.И. . 2010 .

УПК РФ Статья 246. Участие обвинителя

1. Участие в судебном разбирательстве обвинителя обязательно.

2. Участие государственного обвинителя обязательно в судебном разбирательстве уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, а также при разбирательстве уголовного дела частного обвинения, если уголовное дело было возбуждено следователем либо дознавателем с согласия прокурора.

(в ред. Федеральных законов от 12.04.2007 N 47-ФЗ, от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. По уголовным делам частного обвинения обвинение в судебном разбирательстве поддерживает потерпевший.

4. Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. По ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

5. Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

6. Прокурор предъявляет или поддерживает предъявленный по уголовному делу гражданский иск, если этого требует охрана прав граждан, общественных интересов, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

(в ред. Федерального закона от 19.12.2016 N 457-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к убеждению, что представленные доказательства не подтверждают предъявленное подсудимому обвинение, то он отказывается от обвинения и излагает суду мотивы отказа. Полный или частичный отказ государственного обвинителя от обвинения в ходе судебного разбирательства влечет за собой прекращение уголовного дела или уголовного преследования полностью или в соответствующей его части по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 24 и пунктами 1 и 2 части первой статьи 27 настоящего Кодекса.

8. Государственный обвинитель до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора может также изменить обвинение в сторону смягчения путем:

1) исключения из юридической квалификации деяния признаков преступления, отягчающих наказание;

2) исключения из обвинения ссылки на какую-либо норму Уголовного кодекса Российской Федерации, если деяние подсудимого предусматривается другой нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, нарушение которой вменялось ему в обвинительном заключении или обвинительном акте;

3) переквалификации деяния в соответствии с нормой Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей более мягкое наказание.

9. Утратил силу. - Федеральный закон от 30.10.2009 N 244-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Прекращение уголовного дела ввиду отказа государственного обвинителя от обвинения, равно как и изменение им обвинения, не препятствует последующему предъявлению и рассмотрению гражданского иска в порядке гражданского судопроизводства.

Импичмент — процедура судебного обвинения чиновников, в том числе высших должностных лиц государства, с возможным последующим снятием их с занимаемого поста. В процессе импичмента руководящих лиц обвиняют в различных нарушениях законодательства.

Импичмент президента в США

Согласно Конституции США, импичмент главе государства может быть объявлен в случае, если последний будет признан виновным в измене, коррупции или других тяжких преступлениях. Полномочием представлять к импичменту федеральных служащих наделена нижняя палата парламента, или Конгресса (Палата представителей). Сначала в ней проводится голосование на предмет того, чтобы передать вопрос на рассмотрение юридического комитета палаты, который, в свою очередь, должен провести расследование. Если комитет сочтет факты нарушений доказанными, готовится обвинительное заключение. Затем его должна утвердить палата в полном составе простым большинством голосов. В случае положительного решения вопрос об импичменте передается на рассмотрение в Сенат (верхнюю палату).

Разбирательства в Сенате являются судебным процессом, где нижняя палата Конгресса выступает в роли обвинителя. Для утверждения импичмента требуется две трети голосов сенаторов. В случае положительного решения по данному вопросу верхняя палата может потребовать для президента наказания вплоть до того, чтобы он ушел в отставку.

В 2021 году конгрессмены дважды предпринимали попытку объявить импичмент 45-му президенту США Дональду Трампу. В обоих случаях Палата представителей передала вопрос на рассмотрение верхней палаты, но Сенат оправдал главу государства.

В 1974 году нижняя палата парламента инициировала процедуру импичмента президента Ричарда Никсона. Однако он ушел в отставку, не дожидаясь решения Сената. Затем 37-й президент США был помилован своим преемником Джеральдом Фордом.

Импичмент президента в России

В России процедура отстранения от власти высших должностных лиц государства схожа с американской. Госдума инициирует этот процесс, а окончательное решение принимает Совет Федерации. Вопрос о том, чтобы объявить импичмент главе государства, поднимался трижды, во всех случаях относительно Бориса Ельцина. Среди обвинений, которые предъявлялись Ельцину, было развязывание войны в Чечне. Все три раза президент избежал отстранения от власти.

Впервые вопрос о том, чтобы Ельцин ушел в отставку, был поднят в марте 1993 года. Инициаторами выступили Верховный совет и Съезд народных депутатов России. В итоге было принято решение вынести вопрос на всенародный референдум, но избиратели поддержали главу государства.

Во второй раз импичмент главе государства захотели объявить в сентябре того же 1993 года. Депутаты приняли положительное решение, однако исполнительная власть не признала его законности. Последствием этого конфликта стали события, известные как штурм Белого дома.

Президенты других стран, которые лишились должностей из-за импичмента

В августе 2016 года президент Бразилии Дилма Русеф была отстранена от власти в результате импичмента. За такое решение проголосовали обе палаты парламента. Русеф лишилась своей должности на фоне коррупционного скандала, связанного с деятельностью политика в начале нулевых, когда она возглавляла совет директоров нефтяной компании Petrobras.

В конце 2016-го — начале 2017 года был объявлен импичмент президенту Южной Кореи Пак Кын Хе. Сначала это решение принял парламент, а затем его утвердил Конституционный суд. После этого президентские полномочия Пак Кын Хе были прекращены. Политик была осуждена за взяточничество и злоупотребление властью и приговорена к лишению свободы и штрафу. В 2021 году ее помиловал нынешний глава государства Мун Чжэ Ин.

В 2004 году Роналдас Паскас, занимавший тогда должность президента Литвы, ушел в отставку из-за импичмента. Соответствующее решение принял Сейм. Народные избранники признали Паскаса виновным в нарушении конституции и президентской присяги. В частности, утверждалось, что глава государства сообщил предпринимателю Юрии Борисову о прослушивании его телефонного разговора спецслужбами. По мнению сторонников импичмента, Паскас находился под влиянием лиц, связанных с международной преступностью, что создавало угрозу национальной безопасности. Позже суд оправдал бывшего президента.

В 1992 году президент Бразилии Фернанду Колор подал в отставку после того, как парламент начал процедуру его импичмента. Несмотря на то, что Колор уже не занимал главный пост в стране, Сенат провел голосование по данному вопросу, и политик был признан виновным в нарушениях.

Судебное заседание

Импичмент — это процедура по выдвижению судебных обвинений в адрес конкретного чиновника (в том числе, главы государства) с возможным последующим отстранением данного лица от занимаемой должности. Обычно выдвигаемые при импичменте обвинения касаются сознательно совершенных государственным служащим преступлений либо правонарушений независимо от наличия в них фактов злоупотребления чиновником его должностным положением и служебными полномочиями.

Обязательным условием проведения импичмента является судебное расследование и дальнейший обвинительный процесс, целью которого станет сбор и предъявление доказательств, свидетельствующих о совершенном преступлении. После подтверждения факта совершения преступления должностное лицо может быть незамедлительно отстранено от занимаемой должности. Если говорить о должностях чиновников, подлежащих импичменту, то все они являются государственными служащими самого высшего звена, т.е. президентами, премьер-министрами и министрами.

С английского термин «impeachment» можно перевести как «недоверие». Изначально же это слово произошло от латинского «impedivi» (переводится как «пресечение, препятствование»). Таким образом, в первоначальном значении под описываемым понятием понималось лишь пресечение определенной деятельности, но после перехода слова в английский язык его значение конкретизировалось и обрело свой современный смысл. В Англии термин «impeachment» вошел в официальный оборот уже в четырнадцатом веке, когда нижней палате английского парламента было дозволено предавать суду министров короля, уличенных в совершении тяжких государственных преступлений. Спустя еще несколько столетий данная процедура перекочевала в законодательство Соединенных Штатов, а затем ее переняли в большинстве современных стран.

Далее рассмотрим подробнее, по каким причинам может быть инициирована процедура импичмента и как она реализуется, после чего ознакомимся с примерами.

Причины для объявления импичмента

В России главной причиной начала процесса по импичменту является государственная измена, однако, в большинстве западных стран список возможных причин, дающих старт процессу отстранения главы государства от должности гораздо шире. Высокий пост и значительные властные полномочия выделяют фигуру президента либо премьер-министра из списка обычных государственных служащих, возлагая на них ряд формальных и неформальных обязательств, включая предельную честность и неукоснительное соблюдение законов.

Если глава государства нарушает действующее законодательство или не справляется со своими прямыми обязанностями, его могут принудительно отстранить от должности. Причинами для начала подобного процесса являются:

  • государственная измена, совершенная действующим президентом (в США государственной изменой считают, в числе прочего, и военную поддержку врагов государства);
  • совершение главой государства прочих тяжких преступлений (к таковым относится коррупция, препятствование свершению правосудия, лжесвидетельство под присягой, нарушений законных прав граждан);
  • невозможность исполнения президентом возложенных на него обязанностей по состоянию здоровья.

Как проходит процедура?

В РФ процесс импичмента регулирует ст. 93 Основного Закона, в которой детально описан процесс отстранения главы государства от должности. Данный процесс включает следующие стадии:

  • На первом этапе Госдума выдвигает в адрес президента одно или несколько обвинений в совершении им тяжкого преступления (включая государственную измену);
  • Затем судьи Верховного Суда принимают решение о наличии в совершенных президентом деяниях состава инкриминируемого ему преступления;
  • На третьей стадии Конституционный Суд определяет порядок выдвижения предъявляемых обвинений;
  • На заключительной стадии процесса Совет Федерации оглашает один из возможных вариантов окончательного решения по делу об импичменте — президент отстраняется от должности либо с него снимают все предъявленные обвинения, оставляя на посту.

Классический порядок процедуры импичмента описан в американской Конституции. В соответствии с ним, Палата представителей обладает правом на выдвижение обвинений в адрес главы государства, после чего Сенат рассматривает предъявленные обвинения и выносит окончательное решение о виновности или невиновности президента.

Существует и другой порядок проведения импичмента, при котором обвинения президенту выдвигаются депутатами парламента, а решение о его виновности принимается одним из высших органов судебной власти (в Италии и Германии такое решение принимается Конституционным Судом, в Финляндии — Верховным судом, во Франции — Высокой палатой правосудия).

Как правило, отстранение главы государства от занимаемой должности не исключает возможность его дальнейшего судебного преследования за нарушение им действующего законодательства с назначением ему наказания в установленном порядке.

Примеры реализации импичмента

Теперь ознакомимся с примерами инициирования процедуры импичмента в различных странах.

Россия

В РФ трижды инициировался импичмент в отношении главы государства, причем все три раза процедуру начинали в отношении Б. Ельцина.

Впервые импичмент в отношении Ельцина инициировал Верховный Совет весной 1993 г., тогда вопросы о разграничениях полномочий между законодательной и исполнительной ветвями власти были вынесены на всенародное обсуждение. Итоги референдума позволили обеим сторонам конфликта (как президенту, так и парламенту) сохранить имеющиеся у них полномочия.

Но уже в сентябре 1993 г. вопрос об импичменте был поставлен повторно, поскольку острый конфликт по поводу распределения властных полномочий не только не был улажен, но и приобрел гораздо большие масштабы. После подписания Ельциным указа о роспуске Верховного Совета, его депутаты приняли решение об отстранении президента от власти. Но законность всех принятых депутатами решений не была признана органами исполнительной власти. В итоге кризис разрешился военным путем в начале октября 1993 г.

Третья попытка импичмента в отношении Ельцина приходится на конец 1990-ых гг. Обвинения ему были предъявлены сразу по четырем пунктам, в числе них было и развязывание Чеченской войны. Голосование в Госдуме не поддержало ни одного выдвинутого инициаторами импичмента обвинения, после чего процедуру прекратили.

В 1868 г. от должности пытались отстранить президента США Э. Джонсона, политика которого остро критиковалась Конгрессом. Поводом к началу процесса импичмента стало увольнение Джонсоном военного министра, совершенное им с нарушениями законодательства. Но голосование в Сенате позволило президенту сохранить свой пост (сторонникам импичмента не хватило всего одного голоса).

В 1998 г. от должности пытались отстранить Б. Клинтона, процесс импичмента был запущен после обнародования в прессе информации о связи Клинтона с сотрудницей его администрации М. Левински. Президента обвинили во лжи перед судом и создании препятствий для свершения правосудия, после чего нижняя палата Конгресса вынесла решение об импичменте. Но Сенат не поддержал выдвинутые против Клинтона обвинения, позволив ему остаться в должности президента.

В конце 2019 г. дело об импичменте было начато против Д. Трампа, который обвинялся в серьезном превышении должностных полномочий, а также в отказе дать показания юридическому комитету нижней палаты Конгресса с целью помешать расследованию совершенных им нарушений законодательства. В феврале 2020 г. Сенат оправдал Трампа, сняв с него все выдвинутые обвинения и прекратив процесс импичмента.

Другие страны

В декабре 2016 г. южнокорейский парламент отстранил от должности президента Республики Корея Пак Кын Хе. Данное решение поддержали 234 депутата, 56 проголосовали против него, двое — воздержались. Поводом к началу процесса стала появившаяся в СМИ и впоследствии подтвержденная информация, связанная с близкой знакомой главы государства Цой Сун Силь. По утверждению обвинителей, она пользовалась своими связями в личных корыстных целях и имела немалое влияние на решение государственных вопросов, при этом президент не пыталась пресечь ее противоправную деятельность, о которой ей было известно.

Импичмент (англ. impeachment — обвинение, от лат. impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») — процедура отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению.

Содержание

История

Понятие возникло в Англии в XIV веке как орудие борьбы против произвола королевских фаворитов: тогда Палата общин присвоила себе право отдавать королевских министров под суд Палаты лордов, тогда как прежде это право принадлежало только королю. Процедура выдвижения общинами уголовного обвинения перед лордами и получила название «импичмента». В британской истории в последний раз импичмент применялся в 1806 г. Из британских законов понятие перешло в конституцию США, где стало обозначать выдвижение нижней палатой обвинения перед сенатом против федерального должностного лица вплоть до судей и президента (в каждом штате на уровне штата аналогичные процедуры установлены для губернатора и других должностных лиц штата). Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году, когда в сговоре с британцами был обвинён сенатор из Теннесси, Уильям Блаунт [1] . Верхняя палата, как и в Англии, выступает здесь как судебная инстанция, и президент не имеет права помилования по приговорам Сената. Таким образом, импичмент в точном смысле является лишь первым этапом процедуры отрешения от должности по уголовному обвинению, хотя в наше время (даже в англосаксонских странах) этим словом стало принято называть весь процесс отрешения.

Импичмент в США

Конституция США предусматривает отрешение должностного лица посредством выдвижения обвинения (импичмента в узком смысле) в Палате представителей, а затем обвинительного приговора квалифицированным большинством (2/3) Сената. Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей (единственное исключение из принципа несменяемости судей). Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почётные должности).

В истории Соединенных штатов два президента США были представлены к импичменту Палатой представителей, но оправданы потом Сенатом, не набравшим необходимых 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в 1868 (дело о незаконной отставке военного министра) и Билл Клинтон в 1998—1999 (дело о лжесвидетельстве и препятствии правосудию в связи с историей Моники Левински). В 1974 президент Ричард Никсон, также представленный к импичменту по делу Уотергейта Палатой представителей, ушёл в отставку, прежде чем вопрос был рассмотрен Сенатом (скорее всего, приговор был бы обвинительным), что позволило его преемнику Джеральду Форду помиловать Никсона.

Импичмент также применялся несколько раз к американским чиновникам более низкого уровня и судьям (обвинение выдвигалось за всю историю Палатой представителей в отношении 11 судей, из них 7 были отрешены Сенатом).

В США импичмент может выноситься законодательными собраниями штатов должностным лицам этих штатов (например, в 2009 году был отрешён от должности губернатор штата Иллинойс Род Благоевич по обвинению во взяточничестве).

Отрешение президента от должности в России

В России по Конституции, принятой в 1993 году, процедура во многом схожая с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации 2/3 голосов по представлению Государственной думы.

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз — согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент — Борис Ельцин.

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года, по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России. Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом, вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум, в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления обе ветви власти сохранили свои полномочия.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого однако не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешен вооруженным путем в ходе событий 3-4 октября.

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998—1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной Думой по четырём пунктам: развал СССР, развязывание войны в Чечне, ослабление обороноспособности и безопасности России, расстрел Верховного Совета в 1993 году. Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной Думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной «ЯБЛОКО» (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов) и процедура была прекращена.

В других странах

Законодательство об импичменте высших должностных лиц существует в большинстве стран мира, однако не везде к нему прибегают. Например, в конце XX — начале XXI века были отрешены от должности президенты: Бразилии Фернанду Колор, Индонезии Абдуррахман Вахид и Литвы Роландас Паксас. Импичмент Паксаса (2004) при этом стал единственным принятым импичментом главы государства в Европе.

См. также

Примечания

Литература

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: