Проблемы судебной статистики в современных условиях

Обновлено: 24.04.2024

Объектом исследования судебной статистики являются массовые явления, обусловленные деятельностью судов по осуществлению правосудия, а предметом - изучение количественных характеристик результатов судебной деятельности по делам и материалам, рассматриваемым в судах, а также по субъектам (физическим и юридическим лицам), вовлеченным в сферу судебного производства. Изучение осуществляется с использованием системы показателей, отражающей сущность объекта исследования.

Судебная статистика является подотраслью правовой (юридической) статистики и включает в себя часть элементов уголовно-правовой (рассмотрение уголовных дел в суде и судимость - результаты по лицам), гражданско-правовой (рассмотрение гражданских дел и материалов в порядке гражданского судопроизводства) и административно-правовой (рассмотрение дел об административных правонарушениях в судах).

Надо признать, и это исторически сложилось, что наиболее детально проработана в России уголовно-правовая статистика, в том числе и уголовная судебная статистика, которая, безусловно, важна для изучения преступности, так как характеризует "преступность, прошедшую через суд". Однако в изучении преступности она является дополнением к статистике органов следствия, дознания, общественным опросам и т.п. Нельзя изучать преступность только по данным судебной статистики.

Значимость гражданско-правовой судебной статистики определяется тем, что изучаемые ею массовые явления возникают непосредственно в связи с осуществлением правосудия в судах общей юрисдикции и гражданских судах.

Объектами изучения уголовно-правовой судебной статистики являются: уголовные дела, подсудимые, материалы в порядке судебного контроля и исполнения приговоров. В уголовно-правовой судебной статистике отдельной составляющей является статистика судимости. Статистика судимости отражает количественные характеристики лиц, в отношении которых судами вынесены решения по существу обвинения, совершенных ими преступлений и назначенных судами уголовных наказаний. Статистика судимости, помимо юридических аспектов, изучает социально-демографические и экономические характеристики судимости*(21). Таким образом, существует связь статистики судимости с отраслями социальной статистики (демографической статистики, статистики занятости, безработицы, образования и т.п.), а также с экономической статистикой (статистикой судимости по отраслям хозяйства, статистикой судимости за экономические преступления).

Объектами изучения в гражданско-правовой отрасли судебной статистики являются исковые заявления, заявления в порядке особого производства, жалобы, поданные в суд в порядке гражданского судопроизводства; гражданские дела, материалы в порядке исполнения судебных решений по гражданским делам (материалы в порядке исполнения решений судебных и иных органов, поданные в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", в том числе жалобы на действия судебных приставов-исполнителей, материалы о выдаче исполнительных листов по решениям иностранных судов и т.п.).

Объектами административно-правовой судебной статистики являются лица, привлеченные судами к административной ответственности, дела в судах по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, рассмотренным судами по первой инстанции или иными уполномоченными государственными органами, а также дела по жалобам и протестам на вступившие и не вступившие в силу судебные решения, вынесенные судами при пересмотре постановлений по делам об административных правонарушениях.

В судебной статистике судов общей юрисдикции можно выделить две совокупности показателей, определяемые как предметом статистического наблюдения, так и спецификой ведения статистики: статистические показатели, характеризующие процессуальную деятельность судов и статистику результатов уголовного судопроизводства по лицам (статистику судимости).

Статистика о деятельности судов отражает объемы и движение различных категорий дел, результаты их рассмотрения, обжалования и пересмотра в судебных инстанциях, соблюдение процессуальных сроков.

Статистические показатели судимости отражают структуру судимости по статьям УК РФ, судебную практику назначения уголовных наказаний, вынесения оправдательных приговоров, прекращения уголовных дел по различным основаниям, а также большой объем криминологических характеристик состава осужденных (по возрасту, полу, гражданству, образованию, занятиям, должностному положению, условиям воспитания несовершеннолетних, неснятым и непогашенным судимостям и т.д.). Именно по причине большого объема учетных показателей, не относящихся непосредственно к деятельности суда, представляющих собой совокупность социально-демографических характеристик подсудимых и преступлений, ими совершенных, а также результатов рассмотрения уголовных дел по предъявленным обвинениям и назначенным уголовным наказаниям, выделяют самостоятельную систему статистических показателей о лицах в уголовном судопроизводстве - статистику судимости как составную часть судебной статистики.

Система показателей судебной статистики позволяет охарактеризовать также социальную сферу общества - демографические, социальные и экономические характеристики осужденных, категории рассматриваемых гражданско-правовых споров и т.п.

Необходимость постоянного совершенствования показателей судебной статистики, изменения структуры и содержания статистической отчетности обусловлена изменениями в законодательстве, в том числе определяющими функции судебной деятельности и процедуры судебного производства, а также меняющимися потребностями обобщения судебной практики. Закономерна постановка задачи всесторонней оценки деятельности судов посредством анализа данных судебной статистики. Данные судебной статистики характеризуют различные стороны социально-экономической жизни общества, нашедшие отражение при осуществлении правосудия, сложившуюся судебную практику. Анализ данных судебной статистики необходим для повышения эффективности деятельности судов, органов юстиции и других правоохранительных органов, направленной на обеспечение законности. Данные судебной статистики представляют собой обобщенную систематизированную информацию о состоянии судебной системы, являются эмпирической базой для принятия управленческих решений в области государственного управления и совершенствования законодательства.

Поскольку различными подотраслями правовой статистики (статистикой органов следствия, прокурорского надзора, органов исполнения уголовных наказаний и исполнения судебных решений, а также судебной статистикой) исследуются различные стороны одних и тех же объектов (например, лица, совершившие преступления), очевидной научно-практической задачей является необходимость разработки системы взаимосвязанных статистических показателей правоохранительных и судебных органов.


Правовая статистика представляет собой отрасль статистической науки, изучающую количественные показатели деятельности правоохранительных органов и органов юстиции [3], а также правовые процессы и противоправные действия в обществе. В узком смысле правовая статистика исследует с количественной стороны массовые общественные явления, отражая происходящие в этой сфере процессы в виде количественных закономерностей жизни общества в конкретных условиях места и времени [5].

При правильной организации наблюдения государственный единый статистический учет дает достаточно точные результаты, которые можно считать статистически достоверными.

К сожалению, правовая статистика не всегда содержит полную и достоверную информацию. Можно выделить ряд обстоятельств, которые непосредственно влияют на качество статистических данных о преступности, а также на их соответствие реальному положению дел в конкретной области, и, в целом, они представляют собой комплексный и недостаточно изученный результат взаимодействия многих переменных, относительно самостоятельных, но разных по своему значению:

‒ скрытность преступлений от органов, ведущих борьбу с преступностью (в этом состоит смысл латентной преступности);

‒ уголовный закон, определяющий составы преступлений и юридически значимые признаки;

‒ круг преступлений и преступников, подлежащих учету;

‒ результативность деятельности органов, реализующих государственные меры социального контроля, в первую очередь правоохранительных, непосредственно ведущих борьбу с преступностью.

Исходя из вышесказанного, наиболее актуальным вопросом обеспечения полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике является определение круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также оценка контролирующими органами результативности деятельности правоохранительных органов. Решение данной проблемы определяет научную новизну проведенного исследования: на современном этапе необходимо внедрение единого государственного статистического учета, а именно — Государственной автоматизированной системы правовой статистики, которая будет способствовать наличию более полной и достоверной информации о ее качественных и количественных показателях.

Для начала следует определить, какие криминологические показатели подлежат статистическому учету. Криминологические исследования преступности правовой статистики основываются на данных правовой статистики, а именно — совокупности качественных и количественных показателей, характеризующих уровень преступности, массу совершаемых преступлений, их причин, а также противодействия, оказываемого преступности со стороны общества.

В частности, большинство опубликованных криминологических исследований преступности и отдельных ее видов начинаются с оценки такого признака, как уровень преступности [2; с. 11], при этом, содержание данного показателя характеризует распространенность преступности и определяется общим количеством совершенных преступлений, а также числом лиц, их совершивших на определенной территории за конкретный период времени.

Состав (структура) преступного множества отражает долю в нем различных видов преступного поведения, выделяемых по разным основаниям. Состав преступного множества представляет соотношение видов преступного поведения, различных категорий лиц, совершающих преступления, их характеристики: демографическую (пол, возраст), уголовно-правовую (судимость, опыт отбывания того или иного вида уголовного наказания), социально-экономическую (принадлежность к определенному общественному строю) и иные.

Динамика преступного множества — это изменение его во времени, чаще в иллюстрированной при помощи динамических рядов преступного множества за ряд лет форме.

Для характеристики причин воспроизводства преступлений используют различные показатели экономической, социальной и демографической статистики, отражающие обострение противоречий и кризисные явления в соответствующих сферах. Показателями организации противодействия государства преступности служат затраты на социальную помощь лицам, оказавшимся жертвами преступления, на социальную реабилитацию людей, совершивших преступление, и потенциальных преступников.

В обобщенном виде процесс исследования криминологических показателей состоит из следующих этапов: подготовка наблюдения, проведение массового сбора данных, подготовка данных к автоматизированной обработке, подготовка предложений по совершенствованию статистического наблюдения на основе полученных результатов.

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия действительной величине какого-либо показателя или признака, полученного по материалам наблюдения. Расхождение между результатом наблюдения и истинным значением величины наблюдаемого явления называется ошибкой наблюдения.

По своему характеру ошибки делятся на случайные и систематические; по стадиям возникновения различают: ошибки регистрации; ошибки, возникающие в ходе подготовки данных к машинной обработке; ошибки, появляющиеся в процессе компьютерной обработки. Отдельно выделяют преднамеренные ошибки, возникающие из-за сознательного искажения данных.

Для минимизации любого рода ошибок в государственном едином статистическом учете нужна четкая и слаженная система контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности.

Основными видами контроля достоверности и полноты криминологических показателей статистического учета являются синтаксический (означает проверку правильности структуры документа, наличия необходимых и обязательных реквизитов, полноты заполнения строк формуляров в соответствии с установленными правилами), логический (проверяются правильность записи кодов, соответствие их наименованиям и значениям показателей, выполняется проверка необходимых взаимосвязей между показателями, сопоставляются ответы на различные вопросы и выявляются несовместимые сочетания) и арифметический (сравнивают полученные итоги с предварительно подсчитанными контрольными суммами по строкам и по графам) [2].

В целях обеспечения качества и достоверности государственных статистических отчетов, характеризующих деятельность правоохранительных органов, контролирующие органы обязаны вести учет выполненной работы.

Исходя из вышесказанного, основной проблемой обеспечения достоверности и полноты криминологических показателей является отсутствие специализированной системы единого статистического учета, необходимой для контроля за формированием и обработкой в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики, а также результативностью их деятельности. Однако, первые шаги на пути к созданию такой системы уже сделаны.

Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию информационного общества в Российской Федерации 15.12.2011 одобрена Концепция создания государственной автоматизированной системы правовой статистики (ГАС ПС) [1], где предусмотрено создание пилотной зоны ГАС ПС, в которой будет осуществлена отработка нового порядка учета преступлений.

ГАС ПС предусматривает три сегмента: ведомственный для прокуратуры, ведомственные для всех иных правоохранительных органов и публичный. Она должна объединять различные программные решения (автоматизированные рабочие места) для пользователей системы, с целью формирования единой базы данных и ее использования через единый федеральный портал, доступ к которому получают пользователи системы через свои личные кабинеты, расположенные на портале ГАС ПС, который находится в г.Москве.

К основным преимуществам данной системы можно отнести:

‒ Снижение трудоемкости подготовки и представления необходимых учетных статистических сведений;

‒ Реализация государственной статистической отчетности и ведомственной статистической отчетности органов прокуратуры;

‒ Обеспечение полноценной аналитической работы;

‒ Открытость статистической информации для граждан;

‒ Технологическое обеспечение информационного межведомственного взаимодействия правоохранительных и надзорных органов.

Кроме того, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики предполагает некоторые нововведения в системе государственного единого статистического учета:

‒ Создание портала ГАС ПС — информационный ресурс, состоящий из следующих разделов, при этом доступ к тому или иному разделу будет зависеть от наличия у пользователя соответствующих прав:

1) личного кабинета (персональная страница авторизованного пользователя ГАС ПС, предназначенная для обеспечения взаимодействия в процессе согласования и утверждения документов первичного учета в электронной форме соответствующих сотрудников подразделений правоохранительных органов и прокуратуры; позволяющая обеспечитьзагрузку статистических карточек и записей КУСП в единое хранилище данных и их хранение; форматно-логический контроль загруженных данных; просмотр данных документов первичного учета с функциями сортировки и выборки; подписание документов первичного учета электронной подписью; направление на рассмотрение и отклонение (возврат) документов первичного учета, формирование оперативной статистической справочной информации; просмотр, экспорт и печать сформированной оперативной статистической справочной информации с возможностями сортировки и выборки);

2) модуль «Учет работы прокуроров» (осуществляет ведение прокурорами документов первичного учета по видам надзора в электронной форме и обеспечивать формирование ведомственной отчетности Генеральной прокуратуры Российской Федерации);

3) фиксирование действий пользователей ГАС ПС в журнале действий пользователя. Загруженные статистические карточки и записи КУСП также отражаются в соответствующих журналах;

‒ организация доступа к статистической информации с использованием мобильных технологий с автоматизированного рабочего места руководителя, которое обеспечивает представление значений выбранных показателей в табличном виде, в виде диаграмм и на электронной карте.

‒ Введение единого хранилища документов первичного учета в электронном виде, размещаемого в Центре Обработки Данных Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

В целях обеспечения статистического учета состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы проектом приказа системой будут введены в действие новые формы статистических карточек, а также Временная инструкция о порядке сбора, обработки и учета сведений о преступлениях и уголовных делах в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики и Инструкция о порядке заполнения статистических карточек, используемых в пилотной зоне государственной автоматизированной системы правовой статистики.

Для упорядочения учёта преступлений проектом приказа предполагается ввести единую в рамках всей страны систему нумерации преступлений. В новых статистических карточках вместо указания порядковых номеров преступлений в уголовном деле будут использоваться уникальные номера преступлений.

По аналогии с нумерацией преступлений и последующего обеспечения поэтапного перехода на единую в Российской Федерации систему нумерации уголовных дел на стадии опытной эксплуатации ГАС ПС используется идентификационный код уголовного дела.

Такая система позволит программными средствами способствовать обеспечению полноты и достоверности криминологических показателей в правовой статистике при определении круга подлежащих учету преступлений и преступников, а также внедрении и обработке в правоохранительных органах документов первичного учета в сфере правовой статистики.

Кроме того, остаются проблемы с внедрением ГАС ПС на местах — проблема, как это часто бывает, связана с финансированием. У правоохранительных структур пока нет необходимой материальной составляющей для вступления в новую эру статистики — речь о техническом оснащении, программном обеспечении и специалистах, которые будут обслуживать новшество.

Чтобы решить этот вопрос, Генеральной прокуратурой разрабатывается федеральная целевая программа, где будут учтены потребности всех правоохранительных структур для воплощения нового проекта в жизнь. По самым оптимистичным прогнозам, система заработает повсеместно к 2020 году, в том числе и в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Таким образом, введение государственной автоматизированной системы правовой статистики обозначит переход на новый уровень достоверности и полноты данных при формировании государственного единого статистического учета криминологических показателей.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая статистика, первичный учет, преступление, государственная автоматизированная система, преступное множество, показатель, Российская Федерация, государственный единый статистический учет, Генеральная прокуратура, статистическая информация.

Нагрузка Арбитражного суда города Москвы известна многим, нагрузка других судов также не тайна. Все примерно помнимают какие инстанции в каких регионах загружены под завязку, где постоянная текучка кадров. Судьи, которые хорошо справляются со своей нагрузкой, чьи судебные акты редко отменяются соответственно в фаворе и их можно представлять к переходу в соответствующие их квалификации места работы. Но как быть, если нагрузка маленькая или судебные акты в текущем году часто отменяются?! Как остаться в фаворе и поднять статистику - вопрос. Мне кажется есть как минимум несколько таких способов если не больше, внимание на которые было бы не плохо как-то обратить.

Способ номер один, который я увидел недавно, в довольно конвеерном уже стиле и со знанием дела.

Допустим у вас на территории есть истец, постоянно обращающийся с требованиями, основанными на договорах цессии. Скупщик долгов, либо еще кто. И с одним и тем же ответчиком. Вариантов на самом деле тоже не мало. Такой истец подает иски, стараясь максимально объединить требования в одном иске, что приводит к проведению долгосрочных (пара месяцев на самом деле) финансовых экспертиз. По результатам судьи говорят: "Не хотим экспертиз, слишком долго и слишком много бумаги". И начинают для начала при приняти иска к рассмотрению разделять требования, сначало деля их по принципу - 10 цессий в одно дело. А потом вовсе одно дело превращается в сотни, по одной цесси в дело. Формально суд ничего не нарушил, но зная результат согласился с не совсем честным ростом своей положительной статистики. Дела все однотипны, а результаты обжалования заранее всем известны. Как понимать такие действия суда по вашему мнению? На сколько я знаю такие параметры все-таки имеют значение при кадровых изменениях в судейском корпусе. Возможно я чего-то не понимаю и не знаю и для суда будет большим нарушением рассмотрение требований, основанных на разных договорах цессии и поднобых правовых конструкциях (например переход прав требований в силу закона), но склоняюсь все-таки к варианту с накручиванием статистики.

Иные способы полагаю возможно опишет кто-то еще, это по всей видимости один из многих.

Важным направлением в организации работы по ведению судебной статистики является обеспечение достоверности статистических данных.

Анализируя состояние использования автоматизированных технологий в статистической работе в судах общей юрисдикции и органах Судебного департамента, представляется возможным выделить следующие проблемы ведения судебной статистики, решение которых лежит в области приоритетных направлений развития автоматизированных информационных систем: обеспечение достоверности и корректности статистических данных с использованием специального программного обеспечения.

Достоверность информации - одно из основных требований к данным судебной статистики. Наличие в распоряжении исследователя информативной и заведомо достоверной статистической базы обеспечивает научность проводимых исследований. Поэтому обеспечение достоверности статистических данных, в том числе с использованием возможностей специализированных программных комплексов, является важным направлением в организации работы по ведению судебной статистики. Программными средствами должен быть обеспечен контроль вводимой первичной информации.

Как правило, в судах отсутствует штат специалистов, имеющих необходимые навыки для работы со специализированным программным обеспечением по судебному делопроизводству и ведению базы данных по судимости, а пользователи - работники аппаратов судов - не обладают достаточной подготовкой. К тому же большой объем вводимых в программные комплексы данных и высокая служебная нагрузка не позволяют осуществлять перепроверку обработанной информации, в связи с чем не исключены непреднамеренные ошибки, искажающие реальные данные.

Способы обеспечения достоверности статистической информации определяются в зависимости от этапов ее обработки:

1. На этапе первичного учета - описываются условия контроля для значений показателей баз данных.

2. На этапе формирования статистической отчетности контроль осуществляется с использованием заложенных в электронные программные шаблоны отчетных форм контрольных соотношений. Так, контрольные соотношения между значениями показателей статистического отчета импортируются в федеральных судах общей юрисдикции в Модуль расчета статистики программного изделия "Судебное делопроизводство" и при расчете отчета можно отобрать нарушенные контрольные соотношения, по которым в программе автоматически определяются записи в картотеке, из-за которых возникла ошибка. Такие проверки обеспечивают корректность ведения записей в электронных картотеках судебного делопроизводства. Контрольные соотношения в виде формул MS Exel непосредственно в программном шаблоне отчета обеспечивают корректность данных уже выгруженных в отчет или формируемых и вносимых в отчет вручную. Для удобства визуального восприятия статистических данных в отчете в электронных шаблонах графоклетки с данными имеют цветовую окраску (заполняемые - светло желтые, не заполняемые судом соответствующего уровня - серые и требующие подтверждения - оранжевые). В случае нарушения предусмотренных обязательных контрольных соотношений для данной формы отчетности индикатор статуса "Неверно!" отображается на титуле формы. По статусу "Неверно!" на листе с описаниями контрольных соотношений можно отфильтровать нарушенные контрольные соотношения.

3. При загрузке статистической отчетности в хранилище происходит автоматизированная проверка совокупности контрольных условий, а также возможность их проверки по уже загруженной отчетности в хранилище.

Таким образом, обеспечение достоверности информации осуществляется на каждом этапе статистической работы. Но особое значение придается корректности занесения информации в базы данных на стадии статистического наблюдения, когда можно по судебным документам проверить достоверность информации, обратиться к тексту судебного постановления и материалам дела или за разъяснением к судье. При использовании комплекса средств контроля достоверности данных (формально-логических и логико-юридических) можно также избежать судебных ошибок, связанных с неточным отражением данных о личности подсудимого, сторон по делу, о лицах, привлеченных к административной ответственности или результатов рассмотрения дела, которые могут привести к изменению судебных постановлений в вышестоящих инстанциях.

К формально-логическому контролю относятся условия, вытекающие из общих логических посылок и не требующие ссылок на правовые нормы. Например, при заполнении показателей статистической карточки на подсудимого, если возраст подсудимого по уголовному делу от 14 до 17 лет, то логически следует (как правило, исключение требует подтверждения), что его образование не может быть высшее, лицо не может являться должностным лицом и т.п. Если результат рассмотрения по делу - оправдательный приговор или прекращение дела по различным основаниям, то не могут быть указаны данные по показателям, связанным с назначением наказания.

К логико-юридическому контролю относим условия, сформулированные на основе анализа материальных и процессуальных норм. Таким образом, для формирования контрольных условий корректности базы данных по судимости осуществляется анализ норм УК РФ и УПК РФ. К этим условиям относим условия различных видов назначения наказаний, определения сроков наказаний, в том числе при совокупности преступлений и приговоров, условия, описывающие назначения наказания при совершении неоконченных преступлений, условия, контролирующие результаты рассмотрения уголовного дела в отношении лица в зависимости от степени тяжести преступления и прежних судимостей, основания прекращения уголовного дела в зависимости от состава преступления и т.п. Описание условий такого контроля осуществляется средствами взаимосвязи значений справочников составов преступлений, видов наказаний и их сроков, перечней, группировок статей УК РФ и значений иных показателей, характеризующих социально-демографические данные на подсудимых, совершенное преступление и результаты судебного рассмотрения.

В программном комплексе по ведению базы данных судимости, эксплуатируемом сначала в органах юстиции с 1996 г., а затем и в органах Судебного департамента до 2008 г.*(43), было предусмотрено около 300 сгруппированных контрольных условий. В новой структуре статистической карточки на подсудимого*(44) с учетом возросшего числа учетных показателей о результатах рассмотрения дела и назначенном наказании общее количество логических условий, обеспечивающих контроль корректности вводимых данных, составляет уже более полутора тысяч, которые сгруппированы в несколько сотен логических связок (например, контроль значений возраста, пола, вида исправительной колонии, рецидива и т.д.).

При этом для сокращения условий логического контроля составы Уголовного кодекса РФ сгруппированы по перечням в соответствии с общими классификациями: по форме вины, по степени тяжести, по подсудности, а также по характеру субъекта (по полу, занимаемой должности, гражданству), а также по объектам преступного посягательства и особенностям применения мер наказания. Для логико-юридического контроля корректности внесения составов преступлений по УК РФ при описании логического условия указывается необходимое значение перечня, а не каждый состав отдельно. Например, если показатель "Результат рассмотрения дела" имеет значение "дело прекращено за примирением с потерпевшим", то показатель "Основная статья по судебному постановлению" не может иметь значения перечней преступлений "особо тяжкие", "тяжкие".

Анализ достоверности статистических данных о судимости проводится по статистическим отчетам по уровням судов: по мировым судьям, районным судам, судам областного звена. Задачами такого анализа является выявление ошибок при заполнении статистических карточек на подсудимого, совершенствование контрольных условий и их актуализация в связи с изменениями законодательства, а также выявление возможных судебных ошибок и необходимости обобщения судебной практики вышестоящими судами.

Судебная статистика, являющаяся составной частью правовой статистики, исследует количественную сторону правовых и юридически значимых общественных явлений в области судебного производства в целях познания их качественной стороны, применяя для этого выработанные ею особые научные методы и приемы. Судебная статистика по осуществлению правосудия относится к правовой, а к юридической статистике в более широком смысле будет относиться внутренняя статистика судебной системы - работа квалификационных коллегий судей, численность судей, основания прекращения полномочий и т.п. Данные судебной статистики характеризуют различные стороны социально-экономической жизни общества, нашедшие отражение при осуществлении правосудия, сложившуюся судебную практику.

Анализ данных судебной статистики необходим для повышения эффективности деятельности правоохранительных органов, судов, органов юстиции, направленной на обеспечение законности.

Можно сформулировать следующие задачи судебной статистики:

- внутренние (внутрисистемные) - организация статистического наблюдения в судебной системе и совершенствование статистических показателей судебной деятельности; сбор, обработка и анализ статистической информации о деятельности судебной системы Российской Федерации, о состоянии судимости; обеспечение анализа судебной практики и научно обоснованной организации судебной деятельности;

- внешние (перед обществом в целом) - получение полной и достоверной статистической информации о судебной деятельности, ее использование для принятия управленческих решений в государственном масштабе, предоставление информации о состоянии судебной системы для научной, законотворческой деятельности и реализации прав граждан на информацию.

Отсюда следует задача обеспечения доступности и популяризации судебной статистики, в том числе через традиционные и электронные средства массовой информации.

В судебной статистике изучается прежде всего судебная деятельность по осуществлению правосудия, и надо иметь в виду ее количественные характеристики, которые подтверждают, что судебная деятельность связана с разнообразными массовыми правовыми явлениями, которые необходимо изучать с использованием статистических методов, чтобы анализировать судебную практику, выявлять потребности в совершенствовании законодательства и определять тенденции в правосудии.

Ведение судебной статистики - практическая деятельность, включающая различные этапы статистической работы: статистическое наблюдение, сводку и группировку статистических данных, анализ обработанной статистической информации.

Ведение судебной статистики осуществляется как непосредственно в судах, так и в органах Судебного департамента и различается спецификой возложенных полномочий и осуществляемых этапов статистической деятельности.

Источниками нормативно-правового регулирования организации ведения судебной статистики являются:

1. Федеральное законодательство:

- Конституция РФ (ст. 71);

- Закон РСФСР "О судоустройстве в Российской Федерации";

- Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации";

- Федеральный закон "О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации";

2. Подзаконные нормативно-правовые акты:

- приказы Судебного департамента, утверждающие инструкции по ведению судебной статистики и судебному делопроизводству; формы документов первичного статистического учета и статистической отчетности; положения о структурных подразделениях, в полномочия которых входят вопросы ведения судебной статистики;

- межведомственные приказы (в том числе "О едином учете преступлений");

- административные договоры (соглашения о разграничении полномочий по обеспечению деятельности мировых судей) между органами Судебного департамента и службами по обеспечению деятельности мировых судей.

В настоящее время действуют следующие подзаконные нормативные акты по вопросам ведения судебной статистики в судах общей юрисдикции:

- Инструкция по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36 с изменениями и дополнениями;

- Инструкция по судебному делопроизводству в верховных судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округах, утвержденная приказом Судебного департамента от 15 декабря 2004 г. N 161 с изменениями и дополнениями (в приложениях содержатся документы первичного статистического учета - учетно-статистические карточки и журналы, на основе которых разработаны картотеки баз данных автоматизированного судебного делопроизводства);

- приказы Судебного департамента от утверждении статистической карточки на подсудимого*(17) (является единым документом первичного статистического учета подсудимых);

- Инструкция по ведению судебной статистики, утвержденная приказом Судебного департамента от 29 декабря 2007 г. N 169 (устанавливает правила формирования показателей и представления статистической отчетности);

- ежегодно издаваемые приказы Судебного департамента об утверждении табеля и форм статистической отчетности*(18);

Регламент арбитражных судов РФ, утвержденный постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) от 5 июня 1996 г. N 7 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 4 марта 2010 г. N 12), приказы Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации об утверждении форм статистической отчетности.

Проблемы организационно-правового обеспечения мировых судей в условиях разнообразия форм организации их деятельности в субъектах Российской Федерации, включение военных судов в общую систему организационно-правового обеспечения судов органами Судебного департамента при Верховном Суде РФ*(19) нашли свое отражение и в вопросах ведения судебной статистики.

Организация ведения судебной статистики - процесс управления рассматриваемой практической деятельностью, осуществляемый с использованием нормативного правового регулирования, предоставления инструментов и разработки методологии статистической работы. На всех трех этапах статистической работы необходимо решать организационные вопросы ведения судебной статистики.

Ведение судебной статистики опирается на содержательную часть юридических наук, поскольку специфическим объектом изучения является судебная практика, а также на методологическую базу общей теории статистики и прикладные знания информатики для обеспечения автоматизированной обработки данных и представления результатов статистического анализа. Целью организации ведения судебной статистики является обеспечение на требуемом уровне всех этапов статистической работы. Задачи определяются этапами и объектами статистического исследования.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: