Проблемы предоставления государственной социальной помощи

Обновлено: 24.04.2024

Социальная защита населения – это система мер, которые направлены на оказание всесторонней поддержки гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.

Система социальной защиты населения

Система социальной защиты населения в нашей стране развивалась весьма противоречиво, но ей всегда отводилась довольно весомая роль. Чтобы развиваться и процветать государству необходимо поддерживать собственное население. От состояния социальной сферы и эффективности проводимой государственной политики в сфере социальной поддержки граждан напрямую зависит стабильность общества, его устойчивость и, как итог, национальная безопасность.

Социальная защита населения – это совокупность всевозможных мероприятий, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики России. Эти мероприятия регламентируются законами и ориентируются на предоставление помощи различным категориям населения, которые нуждаются в поддержке.

В нашей стране существует специализированная программа, которая носит название «Социальная поддержка граждан». Она содержит ориентиры и задачи, которые необходимо выполнять в ближайшие сроки. Прежде всего, она закрепляет важность и необходимость выполнения обязательств по социальной поддержки граждан.Также она обосновывает потребность граждан в социальном обслуживании и создание и поддержку функционирования института семьи. Кроме того, одной из основных задач, содержащихся в программе, можно назвать повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении перечня социальных услуг.

До сегодняшнего дня в нашей стране не произошло формирования четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты населения, в которой чрезвычайно высокая роль отводиться государству.

В наше время достаточно значимой проблемой в России является отсутствие системы Федеральных законов, которые будут полностью регулировать государственную поддержку нуждающихся в ней категорий населения.

Готовые работы на аналогичную тему

Несмотря на это за последнее время государство предприняло целый ряд мер, которые могут помочь улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, инвалидов и безработных.

Проблемы социальной защиты населения в Российской Федерации и способы их решения

Современной проблемой социальной защиты населения можно признать нынешнее состояние и перспективы развития пенсионной системы. Эти вопросы касаются не только выхода человека на пенсию. Сегодня выдвигаются разнообразные предложения по развитию пенсионной реформы. Например, предлагается отменить обязательные пенсионные накопления и перейти на добровольные накопления пенсии, которые будут стимулироваться государством.

Пенсионная реформа – это совокупность организационных, правовых, экономических и политических мероприятий, связанных с изменением условий пенсионного обеспечения.

Решение таких проблем зависит не только от состояния страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Также актуальной проблемой можно назвать оказание социальной поддержки людям, которые оказались в сложных жизненных условиях. К ним относят:

  • бездомных,
  • беженцев,
  • мигрантов,
  • переселенцев.

Для решения этой проблемы необходимо совместными усилиями органов социальной защиты и прочих заинтересованных служб организовать дома ночного пребывания, социальные приюты и гостиницы.

Нужно сделать так, чтобы случаи отказа людям в помощи были минимальны. Также в нашей стране существует проблема оказания мер поддержки населению по категориальному признаку. Например, при категориальном подходе меры социальной поддержки чаще предоставляются ветеранам труда, тыловым труженикам, жертвам политических репрессий и отдельным категориям сельских специалистов. Остальные меры предоставляются с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке уровня доходов и потребности в жилье. Такие меры социальной поддержки финансируются из средств бюджета субъектов Российской Федерации.

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно назвать присутствие иждивенческого настроя у населения. Многие граждане не заинтересованы в улучшении своего благосостояния.

Меры правительства РФ по повышению эффективности социальной помощи населению

На сегодняшний день правительство РФ планирует ввести несколько мер по повышению эффективности социальной помощи населению:

  • модернизация рынка труда. Это необходимо для того, чтобы эффективно задействовать имеющиеся трудовые ресурсы и распределить их в точке экономического роста. Кроме того, это обеспечит доступность инфраструктуры по всей стране;
  • создание инновационных возможностей для развития отраслей человеческого капитала, образования и здравоохранения;
  • оказание семьям с детьми интенсивной поддержки. Например, был введен материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство РФ индексирует его и продлевает сроки реализации программы;
  • продолжаются выплаты ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на оплату услуг ЖКХ;
  • также ликвидируются очереди на земельные участки для многодетных семей и им предоставляется жилье.

Безусловно, все указанные цели в большинстве случаев имеют перспективный характер, не выполняются в короткие сроки. При этом необходимо обновить систему поддержки для людей в возрасте, которая будет соответствовать запросам современного общества. Также целесообразно модернизировать систему здравоохранения, так как уровень ее развития во многом определяет качество жизни любого пациента – гражданина.

Эта задача достаточно сложна в исполнении, что связано с высокими затратами и сложностью практической реализации. При этом за последнее время в современное медицинское оборудование были вложены весьма большие средства, которые по масштабу превышают все, что было сделано ранее.

Также проблемой социальной защиты населения в нашей стране можно назвать отсутствие четких формулировок государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. Но и эта проблема находится на стадии разрешения.

Государственная социальная помощь — это разновидность социального обеспечения, сущность которой заключается в предоставлении государством малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет финансовых ресурсов бюджета федерального, регионального, муниципального уровней на период нуждаемости денежных выплат или материальной помощи в целях удовлетворения базовых потребностей граждан, а также доведения их доходов до установленной на законодательном уровне величины прожиточного минимума.

Согласно статье 7 Конституции РФ, Российская Федерация является социальным государством, политика которого должна быть направлена прежде всего на создание условий, которые бы могли обеспечить достойную жизнь и свободное развитие каждого гражданина страны. На сегодняшний день в РФ установлена гарантированная минимальная заработная плата, предусмотрена поддержка со стороны государства семьи, материнства, отцовства и детства, а также прочих незащищенных слоев населения.

Согласно положений ст. 4 Закона о социальной помощи к компетенции РФ в сфере государственной социальной помощи относится принятие законодательных и нормативно-правовых актов, целью которых является установление основ правового регулирования в сфере предоставления социального помощи со стороны государства, разработка и реализация различного рода государственных программ оказания государственной социальной помощи гражданам на федеральном уровне посредством предоставления субсидий на выплату социальных пособий гражданам. Также к компетенции РФ можно отнести установление видов государственной социальной помощи, предоставление которой является обязательным на территории РФ.

Одним из наиболее важных условий (а также признаков) предоставления государством социальной помощи можно назвать критерий «нуждаемости», т. е. социальная помощь должна быть предоставлена всем нуждающимся гражданам. Критерий нуждаемости в обязательном порядке должен включать следующие элементы:

  • наличие связи с размером прожиточного минимума, установленном в каждом отдельно субъекта РФ;
  • учет всех доходов и активов лица;
  • рассмотрение причин необходимости, которые не должны зависеть от человека.

Готовые работы на аналогичную тему

В качестве второго признака оказания материального помощи социального характера со стороны государства следует рассматривать источник ее финансирования. Социальная помощь на сегодняшний день выплачивается за счет финансовых ресурсов бюджета федерального, регионального и муниципального уровня.

Третьим признаком социального помощи можно назвать безвозмездный характер предоставления. Таким образом, получение от государства социальной помощи не связано с обязанностью производить выплаты в прошлом или в будущем.

Четвертым признаком социально помощи можно назвать ее особую субъективную композицию. В качестве получателей социальной помощи рассматриваются особые субъекты - малообеспеченные семьи и малообеспеченные одинокие граждане. В эту категорию входят нуждающиеся люди, независимо от социального статуса, наличия работы или детей, а также состояния здоровья и т. д.

Пятый признак социальной помощи - это предоставление государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральных выплат одновременно.

В качестве шестого признака социальной помощи можно рассматривать публично-правовой характер, выражающийся прежде всего в закреплении права на данный вид обеспечения в законодательстве, финансировании и предоставлении государственными органами.

Проблемы оказания социальной помощи государством

На современном этапе развития можно выделить следующие наиболее важные проблемы в рамках оказания помощи социального характера со стороны РФ:


Пути улучшения государственной социальной помощи сточки зрения современного законодательства

Котляров Сергей Борисович, кандидат исторических наук, доцент;

Чувакова Анастасия Станиславовна, студент

Саранский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

Статья посвящена поиску путей улучшения государственной социальной помощи при содействии со стороны органов власти республиканского уровня и анализу социального современного регионального законодательства в рамках одного из субъектов Российской Федерации — Республики Мордовия.

Ключевые слова:социальная помощь, инвалиды, защита граждан, социальное обслуживание, гарантии государства, современное законодательство.

На сегодняшний день в системе российского законодательства важное место уделяется нормам, регулирующим вопросы предоставления гражданам мер социальной поддержки, что свидетельствует о подтверждении конституционного статуса Российской Федерации как социального государства. В нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы предоставления материальной социальной помощи, социальной помощи в виде предоставления натуральной помощи регулярно вносятся изменения, улучшающие материальное и социальное положение граждан, нуждающихся в поддержке государства.

Одно из главных мест в законодательстве России, определяющем право граждан на государственную социальную помощь и вопросы её предоставлении, занимает Федеральный закон «О государственной социальной помощи», который дополняется новыми нормами, необходимыми для социального развития государства. Так, в 2013 году в указанный Федеральный закон внесли изменения, касающиеся внедрения социального контракта на территории Российской Федерации, а также порядок и условия заключения социального контракта. Социальная помощь, предоставляемая при заключении социального контракта, предусматривает денежные выплаты нуждающимся гражданам под конкретные нужды или оказания другой необходимой помощи в обмен на выполнение программ социальной адаптации. В категорию получателей такого вида социальной помощи попадают, прежде всего, многодетные семьи и неполные, семьи инвалидов и воспитывающие детей-инвалидов, неработающие граждане, а также одинокие пенсионеры. Закон предусматривает, что человек или семьи, испытывающие материальные трудности из-за потери работы, смогут рассчитывать на переобучение и денежную выплату, позволяющую открыть своё небольшое дело.

В среднем по России размер пособий составит 30–35 тысяч рублей. Период действия контракта составляет от трёх месяцев до одного года с возможностью его продления по основаниям, установленным региональными нормативными актами. Оказание социальной помощи на основе социального контракта не влечёт прекращения или отказа от социальных выплат, переданных без заключения контракта.

Ещё один шаг сделан на пути улучшения государственной социальной помощи. В конце декабря 2013 года Президентом Российской Федерации был подписан законопроект «Об основах социального обслуживания населения», который определяет права граждан на социальное обслуживание, обязанности государственных органов по реализации этого права, а также обязанности лиц, получивших право на бесплатное социальное обслуживание. В том числе документом определён момент, с которого гражданин имеет право на социальное обслуживание. Закон «Об основах социального обслуживания» вступил в силу с 1 января 2015 года. В связи со вступлением указанного Закона в силу значительно улучшится положение нуждающихся граждан, так как он предусматривает, что порог отсечения будет установлен на уровне 1,5 прожиточных минимумов, что в значительной степени увеличит количество граждан, имеющих право на социальное обеспечение. Ещё одно нововведение предусматривается в данном Федеральном законе — индивидуальный подход к каждому получателю социальной помощи, что предусматривает разработку индивидуальной программы для каждого человека или семьи, способствующей преодолению трудной жизненной ситуации и улучшению материального положения.

Изучая пути улучшения государственной социальной помощи с точки зрения современного законодательства нельзя не обратить внимание на нормы, регулирующие правоотношения по предоставлению государственной социальной помощи малообеспеченным семьям. В Совете Федерации рассматриваются вопросы по созданию алиментного фонда. В России создаются все необходимые условия для защиты семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко считает, что создание алиментного фонда на территории Российской Федерации не станет серьёзным обременением для бюджета России. Валентина Матвиенко обратила внимание на то, что на сегодняшний день матери или отцы остаются без материальной поддержки со стороны другого родителя, причём речь идёт об осознанном отклонении от родительского долга, а не об отсутствии финансовых возможностей. Суть создания алиментного фонда состоит в следующем: государство будет обеспечивать одинокую мать или одинокого отца алиментами на тот период пока будет разыскиваться родитель-неплательщик, когда должник будет найден, приставы будут взыскивать с него соответствующие суммы, за счёт которых будут пополнятся средства фонда, следовательно, фонд будет восполняемым. На сегодняшний день разрабатывается проект закона, который будет регулировать права и обязанности граждан на средства указанного фонда, а также права и обязанности должностных лиц, регулирующих выплату алиментов из указанного фонда. Готовятся расчёты, на основании которых будут формироваться денежные средства, на содержание алиментного фонда.

Продолжается деятельность государства по улучшению демографической ситуации в стране. Большое внимание уделяется субъектам Российской Федерации с низкой рождаемостью. Планируется введение пособия на второго ребёнка, а также увеличение материнского капитала. В России выдели около тридцати регионов со сложной демографической ситуацией, в их числе Республика Мордовия.

По данным Государственного учреждения — регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия, рождаемость за 2014 лишь на небольшую часть превысила рождаемость за 2013. Из этого следует, что для улучшения демографической ситуации в Республике Мордовия необходимы нововведения в законодательстве, регулирующем порядок и размер предоставления пособий на детей, а также принятие иных мер, способствующих увеличению рождаемости в Республике Мордовия.

Рассматривая пути улучшения реализации социальной помощи с точки зрения современного законодательства в Республике Мордовия, нельзя не принять во внимание новый законодательный акт от 18 ноября 2013 года — Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы. Ответственным за реализацию данной программы назначено Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия, но так как объем реализации довольно высок, содействовать в исполнении программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2020 годы будут Министерство финансов Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, также Министерство внутренних дел по Республике Мордовия, администрации муниципальных районов и городского округа Саранск и другие государственные органы.

Предполагается, что государственная программа принятая, в Мордовии на 2014–2020 годы будет способствовать увеличению адресной помощи в Республике Мордовия, снизит уровень бедности в регионе, воспрепятствует социальному неравенству в обществе. К целям принятия государственной программы «Социальная поддержка граждан» относится увеличение продолжительности жизни в республике, в том числе указанная программа будет позитивно сказываться на улучшении медицинских услуг, важную роль сыграет в обеспечении социальной поддержки семей с детьми и будет способствовать рождаемости в Республике Мордовия, из этого следует, что грамотная реализация программы «Социальной поддержки граждан» будет способствовать улучшению демографической ситуации в регионе Российской Федерации. Одно из ведущих мест в исполнении программы органами социальной защиты населения в Республике Мордовия займёт улучшение условия для отдыха и оздоровления детей, что будет способствовать максимальному снижению детской заболеваемости в Мордовии.

Бюджет государственной программы «Социальная поддержка граждан» на 2014–2010 годы сформирован и составляет 37324887,99 тысяч рублей. Указанная сумма распределена специалистами до 2020 года. Несмотря на то, что действия всех органов, задействованных в реализации социальной программы, чётко определены правительство Республики Мордовия, допускает, что могут возникнуть ситуации, подвергающие полное осуществление программы различным рискам. Одним из таких, который выделяют специалисты, является финансирование. Существует риск того, бюджетные средства могут уменьшиться из-за дефицитной ситуации, возникшей с финансовыми средствами Республики Мордовия, однако, пополнение денежных средств на реализацию мероприятий, составляющих основу программы «Социальная поддержка граждан» может поступить непосредственно из бюджетной системы Российской Федерации.

Эффективность внедрения Государственной программы «Социальная поддержка населения» на 2014–2020 годы на территории Республики Мордовия будет оцениваться путём изучения показателей реализации программы, от которых будет зависеть дальнейшее принятие решений по исполнению данной программы. Как указывалось ранее, введение оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта на территории Российской Федерации является экспериментальным. На сегодняшний день социальный контракт введён в следующих субъектах России: Пермском крае, Амурской, Волгоградской, Калининградской, Кемеровской, Нижегородской, Томской, Тюменской областях и еще в ряде регионов [1].

К числу вышеперечисленных регионов, оказывающих государственную социальную помощь на основе социального контракта, добавили Республику Мордовию. В связи с этим, в Закон Республики Мордовия «О мерах социальной поддержки отдельных категорий населения, проживающего в Республике Мордовия» были внесены соответствующие изменения о внедрении на территории Республики мер по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта. В связи с этим правительством Республики Мордовия был разработан проект Постановления «Об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта», к указанному постановлению прилагается порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта в Республике Мордовии (приложение Д), также примерная форма социального контракта (приложение Е), которая будет использоваться в указанном субъекте Российской Федерации для закрепления права граждан на получение государственной социальной помощи на основании социального контракта.

Внедрение социального контракта на территории Республики Мордовия является важным шагом с точки зрения совершенствования системы оказания государственной социальной помощи. Оказание социальной поддержки на основе социального контракта позволит улучшить условия проживания в Республике Мордовия Малоимущих семей и одиноко проживающих граждан. Социальный контракт в республике Мордовия будет заключаться по месту жительcтва или по меcту пребывaния. Суть заключения социального контракта заключения социального контракта состоит в следующем: органы социальной защиты населения по республике Мордовия оказывают гражданину социальную помощь, а лицо, которому эта помощь оказана, обязан принимать участие в предусмотренных программой социальной адаптации мероприятиях. На территории Республики Мордовия планируется оказывать государственную социальную помощь на основе социального контракта в виде ежемесячных социальных пособий, до того момента, когда гражданин сможет обеспечивать себя самостоятельно, денежных выплат, направленных на погашение некоторой части задолженности за жилищно-коммунальные услуги, также государственная социальная помощь на основе социального контракта будет оказываться путём предоставления денежных средств в размере 10 тысяч рублей. После предоставления материальной помощи гражданину, получатель обязан будет отчитаться в тех действиях, на совершение которых были потрачены денежные средства, выделенные на основе социального контракта [2]. Тем самым создаются необходимые условия органам социальной защиты населения Республики Мордовия для контроля соблюдения условий социального контракта.

Нормы социального контракта, внедряемые в субъекте Российской Федерации, направлены не только на удовлетворение материальных потребностей граждан, но и на реализацию права граждан на социальное обслуживание в виде предоставления натуральной помощи, то есть, граждане Республики Мордовия, заключая социальный контракт, могут рассчитывать на получение медицинской помощи и иных видов натуральной помощи [2].

В юридической литературе существует мнение, что «в целях повышения эффективности деятельности органов власти в жилищной сфере, а так же оптимального выполнения гарантированных гражданам жилищных прав необходимо на уровне местного самоуправления организовать разработку эффективных механизмов выполнения региональных и муниципальных программ, планов конкретных действий с учетом национальных, финансовых, географических, климатических и других особенностей территорий» [3, с. 8]. Современное российское законодательство наделяет органы местного самоуправления огромную роль в процессе реализации социальных прав и гарантирует реальное их выполнение [4, с. 566].

В настоящее время в России пока отсутствует целостная стратегия строительства гражданского общества, что приводит на практике к таким действиям и решениям, которые угрожают огосударствлением всех общественных процессов, свертыванием демократических преобразований. Поэтому разработка комплексной стратегии построения гражданского общества в России является первоочередной задачей государственных и общественных институтов [5, с. 58].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что законодательные нормы Российской Федерации непрерывно регулируются в сфере социального обеспечения, создавая все необходимые условия для достойного проживания граждан, материального обеспечения малообеспеченных семей и одиноко проживающих лиц. Постоянно расширяются границы социального обслуживания в субъектах российской Федерации, за счёт чего возникают все необходимые условия для улучшения демографического состояния страны. Регулярно вносятся проекты новых нормативно-правовых актов, которые положительно влияют на пули улучшения государственной социальной помощи.

Основные термины (генерируются автоматически): Мордовия, социальный контракт, государственная социальная помощь, российская Федерация, социальная помощь, республика, социальное обслуживание, Россия, алиментный фонд, Государственная программа.


Социальной защите населения всегда отводится огромная роль. Чтобы развиваться и процветать государство должно воплощать в себе право и справедливость, поддержку своего населения. От состояния социальной сферы, эффективности проводимой государством политики в сфере социальной поддержки граждан зависит стабильность общества, его устойчивое развитие, а в итоге его национальная безопасность. В статье выделены имеющиеся проблемы социальной поддержки населения в России на современном этапе, а также обозначены меры повышения ее эффективности.

Ключевые слова: социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

Социальная поддержка населения — это всевозможные мероприятия, которые проводятся органами социальной защиты в рамках социальной политики в России. Такие мероприятия ориентированы на предоставление помощи отдельным категориям граждан, которые нуждаются в поддержке. Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

В Российской Федерации существует программа под названием: «Социальная поддержка граждан». В ней намечены основные ориентиры и задачи, которые необходимо выполнить до 2020 года. Прежде всего это выполнение обязательств нашей страны по социальной поддержке граждан. Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании. Следующей задачей служит создание благоприятных условий для функционирования института семьи. И последняя задача, которая стоит в данной программе — повышение значимости негосударственных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению [9].

До настоящего времени в Российской Федерации не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты. Необходимо отметить, что в системе, сложившейся в России, присутствует чрезвычайно высокая роль государства.

На текущий момент, основной проблемой государственной социальной поддержки населения в России является отсутствие единого Федерального закона, который мог бы полностью регулировать государственную поддержку российских семей. В настоящее время существует только проект такого Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной поддержки семьи, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как важного направления государственной социальной политики.

Невзирая на то, что в последнее время наше государство предприняло целый комплекс мер, которые могли бы улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, в области социального обеспечения все также имеется ряд острых наболевших проблем [5]. Следует особо отметить проблему, связанную с состоянием и перспективами развития пенсионной системы. Данные проблемы отнюдь не ограничиваются вопросами о возрасте выхода на пенсию. Выдвигаются различные предложения по развитию пенсионной системы путем отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство и так далее [6, 23 с.]. Решение этих проблем зависит не только от состояния экономики страны, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Следующей актуальной проблемой является оказание социальной поддержки людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях. К таким людям можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Для решения названной проблемы необходимо совместными усилиями территориальных органов социальной защиты с прочими заинтересованными службами решить вопросы организации домов ночного пребывания, а также социальных приютов и гостиниц. Необходимо минимизировать случаи отказа в помощи людям, которые попали в экстренную ситуацию [3].

Кроме этого в России присутствует проблема, которая связана с предоставления ряда мер социальной поддержки населению по категориальному признаку. То есть, в соответствии с имеющимся статусом гражданина, который определен как федеральным, так и региональным законодательством. Так, например, при таком подходе меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла, жертвам политических репрессий, а также отдельным категориям сельских специалистов и прочим. Предоставление иных мер социальной поддержки осуществляется с учетом нуждаемости, которая основывается на оценке доходов, имущества или потребности в жилье [1].

Большинство мер социальной поддержки финансируется из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом наблюдается региональная дифференциация удельного веса мер социальной поддержки, предоставляемых за счет бюджетов субъектов Российской Федерации в общем числе предоставляемых мер социальной поддержки [2].

Также одной из проблем социальной поддержки населения можно выделить присутствие иждивенческого настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного благосостояния [8].

Правительство Российской Федерации планирует ввести некоторые меры по повышению эффективности социальной помощи населению до 2020 года [10]:

Во-первых, это модернизация рынка труда. В нашей стране относительно низкая безработица. Это требует более эффективных мер по задействованию имеющихся трудовых ресурсов, распределение их в точках экономического роста. Чтобы добиться этого, необходимо снизить затраты на переезд к новым местам работы, а также обеспечить доступность инфраструктуры на всей территории страны [7].

Во-вторых, создание новых возможностей для развития отраслей человеческого капитала, а именно образования и здравоохранения.

В-третьих, оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

В-четвертых, продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

В-пятых, ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья. Данную цель Правительство планирует выполнить за три года.

В-шестых, выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества. Структура современной жизни должна обеспечивать и структуру жизни пожилых людей.

В-седьмых, модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами. Например, денежные средства, которые были вложены за последние годы в современное медицинское оборудование, по масштабу превышают все, что делалось ранее.

В-восьмых, четкие формулировки государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. В приоритете развитие первичной санитарной помощи, телемедицина, внедрение единой электронной карты пациента.

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов. Эта задача является наиболее значимой для государства. Необходимо, чтобы лекарственными препаратами могли воспользоваться даже малообеспеченные пациенты. Также необходимо увеличить эффективность системы контроля за качеством производимых препаратов, медикаментов и медицинской техники.

Помимо этого, 6 июня 2016 года вышел «План деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации на 2016 год и плановый период до 2021 года», в котором были определены пять приоритетных целей, направленных на решение задач, поставленных перед государством.

  1. Достойный труд, справедливая зарплата.
  2. Достойная пенсия за продолжительный добросовестный труд.
  3. Улучшение демографической ситуации.
  4. Социальная защита приблизится к человеку.
  5. Государственная гражданская служба должна стать открытой и профессиональной.

Таким образом, можно сделать вывод, что в нашем государстве существует достаточное количество проблем, связанных с социальной поддержкой населения. Однако уже намечены пути решения данных проблем. Государство на данный момент делает акцент на социальной сфере нашей страны, ведь данная сфера для населения является самой важной. Оно дает человеку уверенность в своем государстве, чувство спокойности и желания развиваться и помогать своей стране «идти вперед».

Основные термины (генерируются автоматически): социальная поддержка, Российская Федерация, социальная защита, Россия, социальная поддержка населения, государственная поддержка семьи, государство, проблема, социальная политика, пенсионная система.

Ключевые слова

социальная политика, социальная поддержка населения, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

социальная поддержка населения, социальная политика, проблемы социальной поддержки, меры по повышению эффективности социальной помощи, приоритетные цели социальной защиты

Похожие статьи

Современные проблемы социальной политики государства.

Согласно статье 7 Конституции РФ: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1, Конституция РФ].

Пути улучшения государственной социальной помощи с точки.

Мордовия, социальный контракт, государственная социальная помощь, российская Федерация, социальная помощь, республика, социальное обслуживание, Россия, Государственная программа, алиментный.

Актуальные проблемы управления и направления развития.

Исследования процессов развития системы социальной защиты населения на региональном уровне проводилось нами на материалах Ростовской области. Проведенный анализ показал, что население региона, как и России в целом.

Деятельность органов государственной власти в сфере.

социальная защита населения, социальная защита, Российская Федерация, социальная политика, услуга, социальное обслуживание, уязвимая категория населения, система.

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере.

Российская Федерация, социальное обеспечение, социальная защита, ряд проблем, акт, медицинская помощь, гражданин, немалое значение, материнский капитал, основополагающий акт.

Особенности формирования региональной социальной политики.

Ключевые слова: социальная политика, государство, семья, социальная защита. Социальная политика — это комплекс мероприятий по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий.

Основные проблемы социальной политики Российской.

За последние десятилетия в России социальные проблемы практически не изменились, все так же люди страдают от нехватки дохода, повышения цен на продукты, ЖКХ и т. п., все так же стоит проблема наркомании и алкоголизма.

Государственная социальная помощь семье (на примере. )

Ключевые слова: социальная помощь, социальная поддержка, семейная политика, малоимущие семьи, семья.

Так статья 38 Конституции Российской Федерации гласит что семья находится под защитой государства.

Проблемы социально-правовой защиты молодых семей.

В статье рассматриваются принципы и формы социально-правовой защиты и поддержки молодой семьи, которые определены социальной политикой государства. В рамках данной темы проведено исследование среди молодых семей г. Омска на выявление проблем.


В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты РФ, субъектов РФ, на основании которых предоставляется социальная помощь гражданам РФ, проанализирована судебная практика по делам о неправомерном отказе в предоставлении мер социальной поддержки, выявлены проблемы предоставления социальной поддержки.

Ключевые понятия: социальная помощь, нормативно-правовые акты, законы субъектов РФ, мера социальной поддержки.

The article examines and analyzes the regulatory legal acts of the Russian Federation, the constituent entities of the Russian Federation, on the basis of which social assistance is provided to the citizens of the Russian Federation, analyzes the judicial practice in cases of unlawful refusal to provide social support measures, identifies the problems of providing social support.

Keywords: social assistance, regulatory legal acts, laws of the constituent entities of the Russian Federation, judicial practice, measure of social support, problems of providing.

Актуальность темы статьи заключается в необходимости изучения проблем предоставления социальной помощи гражданам РФ, т. к. бедность — одна из самых острых социально-экономических проблем, стоящих перед человечеством в XXI веке. Этому негативному явлению в той или иной степени подвержены как страны с развитой рыночной экономикой, так и страны, относящиеся к категории развивающихся стран.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации страна объявлена государством всеобщего благосостояния. Однако простое провозглашение автоматически не ведет к реальным изменениям уровня жизни населения в России. Важно преодолеть снижение уровня жизни после кризиса с соответствующим увеличением валового внутреннего продукта и повышением эффективности производства, создав тем самым условия, благоприятные для расширения внутреннего спроса, что требует сокращения бедности и сокращение дифференциации доходов населения за счет более заметного акцента на его социальной поддержке, что способствует повышению заработной платы, и обеспечивает эффективный уровень занятости для трудоспособных граждан [2, ст. 7].

Правовая база социальной защиты граждан — это взаимосвязанная система нормативных правовых актов и стандартов, которые регулируют организацию и функционирование учреждений социальной защиты и административных органов, регулируют порядок их создания. Нормативными источниками социальной защиты являются нормативные акты и соглашения, содержащие нормы, определяющие порядок, условия и гарантии реализации социальной защиты граждан. В эту систему входят международные договоры России, конвенции и рекомендации международных организаций, Конституция Российской Федерации, конституции республик и уставы других субъектов, законы и постановления, коллективные конвенции и соглашения, трудовые договоры (контракты) [8, с. 67].

То есть социальная помощь регламентируется Федеральным законом, согласно которому помощь может быть предоставлена в виде выплат денежных средств или в натуральной форме. Предоставление социальной помощи осуществляется на основании нормативного документа, в зависимости от вида полагаемого пособия.

В ходе анализа нормативной базы, установлено, что такими базовыми нормативными документами являются [3]:

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032–1 «О занятости населения в Российской Федерации», который регламентирует правовые, экономические и организационные методы государственной политики, направленные на повышение занятости населения, в том числе социальные гарантии государства в области конституционных прав граждан Российской Федерации на выполнение труда и социальную защиту от безработицы.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», который регламентирует государственную политику в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, согласно которой осуществляется обеспечение инвалидов в соблюдении гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, а также в иных нормативно-правовых актах согласно нормам международного права и международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», который регламентирует правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации для соблюдения условий достойного уровня жизни населения, содействие их активной деятельности, соблюдение почета и уважения в стране.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», который регламентирует отношения, осуществляемые в области охраны здоровья граждан в Российской Федерации, функции и деятельность государства в соответствии с назначением, и деятельность медицинских организаций.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации, который регламентирует осуществление социальных услуг по предоставлению средств реабилитации, осуществлению адресной социальной помощи населению в натуральном или денежном виде, либо предоставлению отдельных видов услуг в соответствии с потребностями граждан.

Также на официальном сайте Министерства труда РФ можно ознакомится со всеми вышеперечисленными нормативно-правовыми актами, на основании которых предоставляется государством мера социальной поддержки гражданам. Это социальное обслуживание граждан, социальное страхование, социальная защита инвалидов, пожилых, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, семей с детьми, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Данные федеральные законы обеспечивают предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в стране (а именно льготным категориям, либо лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации), а также регламентируют порядок предоставления социальной помощи. Но несмотря на функционирование законодательных актов, которые определяют предоставление социальной помощи гражданам РФ, судебная практика показывает наличие спорных вопросов, возникающих при определении права на социальную помощь.

Так, согласно обзору судебной практики за 2017–2019 гг., рассмотрены дела, связанные с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан [8] по искам инвалидов, законных представителей детей-инвалидов, ветеранов, пенсионеров, иных граждан Российской Федерации, имеющих право на меры социальной поддержки, в отношении федеральных органов исполнительной власти, их территориального образования. Органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области здравоохранения, лекарственного обеспечения, социальной защиты населения и социального обслуживания, фармацевтические организации, лечебно-профилактические организации, организации социального обслуживания, специальные государственные фонды, многофункциональные центры и медицинские организации, муниципальные центры оказания услуг по предоставлению средств технической реабилитации, лекарств были ответчиками в судах по вопросам возмещения расходов (убытков) при самостоятельной покупке лекарственных препаратов (изделий медицинского назначения); оплаты командировочных расходов до места обработки и возврата; возмещения затрат на медицинское обследование; о признании права на материальную компенсацию затрат на образование ребенка-инвалида; об обязанности заботиться о детях-сиротах и брошенных детях, оставшихся без попечения родителей, мерах социальной поддержки; о признании незаконными действий по удержанию сумм ежемесячной денежной компенсации или субсидий, выплачиваемых на оплату жилищно-коммунальных [9].

Суды при рассмотрении вышеуказанных исковых требований назвали причины неправомерного отказа в оказании социальной помощи по результате неверного применения норм материального права и существенного нарушения норм процессуального права.

Так, при определении социальной помощи гражданам учитываются федеральные законы и законы субъектов РФ. И нередко права граждан в получении социальной помощи ущемляются из-за установления различных оснований предоставления в зависимости от региона. Так, например, при анализе ФЗ «О ветеранах» и законов субъектов РФ, на основании которых присваивается звание «Ветеран труда» разные трактовки. Так, постановлением Правительства Челябинской области от 13.12.2010 г. N 293-П «О Порядке разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг органами исполнительной власти Челябинской области» звание ветеран труда присваивается при наличии страхового стажа, необходимого для пенсии по старости, а в Курганской области Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 27 марта 2006 года № 73 «Об утверждении Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» звание ветеран труда присваивается при наличии страхового стажа и наличия грамоты органов власти субъектов РФ. По сути одна категория лиц, но права на звание Ветеран труда имеют не все, т. к. законы субъектов РФ разные.

Т. е. проблема правового регулирования предоставления мер социальной поддержки категориям лиц «Ветеран труда» заключается в разных подходах нормативного регулирования присвоения данного звания.

Аналогичная ситуация с предоставлением единовременного пособия на рождение ребенка гражданам РФ. Так, Законом Челябинской области от 27.10.2005 № 417-ЗО «Об областном единовременном пособии при рождении ребенка» установлено право на получение пособия при рождении ребенка любому родителю на территории Челябинской области. В Курганской области такое пособие вообще отсутствует.

Т. е. проблема правовой основы предоставления социальной помощи гражданам РФ заключается в неравномерности ее предоставления между гражданами субъектов РФ из-за разрозненной формулировки нормативно-правовых актов на территории регионов. Единство предоставления социальной помощи гражданам должно осуществляться на основании единых федеральных законов. Но также проблема существует из-за недостаточного объема финансовых средств регионов, которые ведут социальную политику в пределах возможного предоставления социальных гарантий гражданам РФ.

На основании вышеизложенного можно выделить некоторые направления совершенствования правовой системы предоставления социальной помощи гражданам РФ, как пути решения проблемы разрозненности нормативно-правовых актов:

Во-первых, создать единую систему категорий граждан, имеющих потенциальное право на меру социальной поддержки, которая будет трактовать определенные характеристики «достижений» лица и оценивать степень необходимости ее предоставления;

Во-вторых, перераспределить финансовые средства федерального бюджета, направляемые на предоставление мер социальной поддержки в целях противодействия неравномерного присвоения права на такую поддержку граждан, находящихся в одинаковой жизненной ситуации;

В-третьих, исключить правовое дублирование нормативно-правовых актов РФ и нормативно-правовых актов субъектов РФ. Закон, регламентирующий предоставление мер социальной поддержки и определяющий льготную категорию граждан должен быть один.

Тогда, все права граждан будут соблюдены, и реализация мер социальной поддержки не будет носить разобщенный характер.

Основные термины (генерируются автоматически): социальная помощь, Российская Федерация, социальная поддержка, гражданин РФ, субъект РФ, гражданин, акт, предоставление мер, социальная защита, Челябинская область.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: