Проблемы погашения государственного долга рф поиск новых источников и возможностей погашения

Обновлено: 17.04.2024

«Долг платежом красен!» А что, если должник – не человек, а целое государство? Кто может дать взаймы целой стране, насколько большим бывает госдолг? Подробнее расскажем в статье.

28,4 трлн долларов – поистине астрономическая сумма. Чтобы осознать, насколько это много, попробуйте представить гору чистого золота весом в полмиллиона тонн – она будет сравнима с египетской пирамидой средних размеров. И это не оценочные затраты на колонизацию Марса в ближайшем столетии, а размер долга.

Конечно, вы догадались, что речь идет о госдолге США. Объем их ВВП более века является самым большим в мире, но даже он не дотягивает до размера ее государственных обязательств (107% от ВВП).

А госдолг России, к примеру, составляет чуть более 20% ВВП. С учетом разницы «весовых категорий» – ВВП США почти в 15 раз больше российского – он представляется совсем мизерным. По состоянию на 1 сентября 2021 года задолженность России перед миром составляет «всего» 20 трлн рублей – около 270 млрд $.

На первый взгляд положение нашей страны намного устойчивее, чем США. Однако все не так просто.

Что такое госдолг

Кто и кому должен, и, главное, кто понесет ответственность за неисполнение своих обязательств?

Госдолг – это важный макроэкономический показатель, который отражает объем задолженности государства перед различными кредиторами, в числе которых могут быть:

  • другие страны;
  • иностранные и интернациональные корпорации;
  • банки и другие финансовые организации;
  • физические лица (квалифицированные инвесторы и обычные граждане).

Да-да, любой россиянин может одолжить денег государству. Причем не только своему, но и многим другим. И для этого не нужно нести в Министерство Финансов наличные деньги или переводить их на банковскую карту директору ФРС (Федеральная резервная система США – аналог нашего Центробанка).

Достаточно открыть брокерский счет в любом банке и приобрести государственные облигации. В России они называются ОФЗ (облигации федерального займа), в США – казначейские облигации (иначе – трежерис).

Наверняка вы слышали что-нибудь в духе: «Доходность американских трежерис выросла до 2%. На мировом рынке финансов начинается паника». Речь идет как раз о казначейских облигациях США, которые вдобавок являются хорошим индикатором устойчивости мировой финансовой системы.

Логика следующая: если минфин США поднимает доходность трежерис, это значит, что интерес инвесторов к ним падает. Чтобы его поддержать, приходится увеличивать купонный доход (прибыль с каждой облигации).

Соответственно, с одной стороны будет быстрее расти задолженность государства перед держателями облигаций, с другой – пассивность инвесторов означает слабую веру в потенциал экономического роста страны. Оба фактора не предвещают США, а значит, и всей мировой экономике ничего хорошего.

Таким образом, чем более устойчива экономика страны и выше ее кредитный рейтинг, тем ниже доходность государственных облигаций. Она напрямую зависит от ключевой ставки Центробанка.

К примеру, для США этот показатель является одним из самых низких – базовая ставка ФРС сохраняется на уровне 0,25%. Соответственно, купонный доход для трежерис – в пределах 1-2%.

В России ключевая ставка уже достигла 6,75%, а доходность вновь выпущенных ОФЗ начинается от 7,5%. Приблизительно такая же картина и в других развивающихся странах.

Поэтому обслуживание госдолга для США – не настолько большая проблема, как это может показаться на первый взгляд. К тому же американский «печатный станок» позволяет в значительной мере нивелировать угрозу дефолта.

Дефолт (англ. default – неуплата) – ситуация, когда правительство страны отказывается от выполнения финансовых обязательств перед кредиторами в связи с отсутствием денег. То есть это своего рода банкротство на государственном уровне.

Многие помнят август 1998 года, когда Россия объявила дефолт. Главной причиной была неспособность государственных институтов власти выплачивать купонный доход по ОФЗ из-за неэффективного финансового планирования и управления. Вы можете защитить свои накопления в эпоху экономических бурь, открыв вклад в Совкомбанке с отличной процентной ставкой.

А вот Аргентина, к примеру, объявляет дефолт с завидной регулярностью. Но это характерно только для стран с молодой развивающейся экономикой.

Заставьте свои сбережения работать и приносить вам пассивный доход! В Совкомбанке есть линейка вкладов с гибкими условиями – вы сможете подобрать подходящий для себя вариант. Высокая ставка до 9% годовых убережет деньги от инфляции и поможет быстрее накопить на крупные покупки. Подайте заявку онлайн!

Какие типы госдолгов существуют

Есть несколько видов классификации.

В зависимости от того, кому государство задолжало, госдолг делят на:

  • внешний, если кредиторы – другие государства, иностранные компании и частные инвесторы;
  • внутренний – обязательства перед собственными гражданами, отечественными фондами и корпорациями.

В более широком понимании внутренний долг может также включать социальные и пенсионные обязательства государственных служб перед своими гражданами, которые обеспечиваются из казны.

В России и в ряде других стран с федеративным устройством отдельную категорию внутреннего долга занимают обязательства регионов перед инвесторами, муниципалитетами и гражданами.

Кроме того, в зависимости от баланса задолженности и всех видов накоплений, государственный долг может быть:

  • положительным – если больше долгов;
  • отрицательным – если больше накоплений.

Очевидно, что власти любого государства должны стремиться сделать свой госдолг отрицательным. Однако у большинства развивающихся стран есть проблемы.

Россию в этом плане можно поставить в пример. В середине 2000-х годов, благодаря высоким ценам на нефть и, не в последнюю очередь, грамотному руководству, наша страна рассчиталась с большей частью долгов, как доставшихся по наследству от СССР, так и образовавшихся в «лихие девяностые».

До лета 2020 года наш государственный долг был в отрицательных значениях – сумма на счетах двух суверенных российских Фондов (Резервном и Фонда национального благосостояния) превышала задолженность перед всеми кредиторами (внешними и внутренними).

Однако коронавирусный кризис подпортил эту радужную картину, и с тех пор баланс сдвинулся в область положительных значений. В настоящее время дефицит накоплений составляет около 80 млрд долларов США.

На 1 сентября 2021 года внешний долг России составляет 58,5 млрд $, внутренний – 16,5 трлн рублей. Общая сумма обязательств – около 20,8 трлн рублей.

В чем отличие между внутренним и внешним госдолгом

В первую очередь – в предсказуемости. В отличие от обстановки на внутреннем рынке, которая более или менее прогнозируема, внешнеполитические игры чреваты резкими изменениями конъюнктуры.

Так, иностранные кредиторы теоретически могут внезапно потребовать исполнения обязательств по некоторым видам долга.

Если вам нужно взять кредит на развитие бизнеса, покупку квартиры, авто или просто на личные цели, то вы всегда найдете выгодное решение в Совкомбанке. Мы выдаем кредиты до 5 млн рублей на срок до 5 лет, а комфортный ежемесячный платеж вы можете рассчитать на нашем кредитном калькуляторе.

Кроме того, и этим часто пугают Россию, международные организации могут ввести санкции на госдолг. США, возглавляя неформальную коалицию западных стран, часто злоупотребляют этим рычагом давления против недружественных, по их мнению, государств. Например, против Ирана или Северной Кореи.

Такое «наказание» означает запрет странам-членам международных сообществ, частным фондам и просто инвесторам одалживать деньги (через покупку государственных облигаций) стране «изгою». А это может быть очень серьезным ударом по ее благосостоянию, поскольку именно кредиты толкают вперед экономику, как на микро-, так и на макроуровнях.

Введение таких санкций в адрес России вызовет «эффект домино»: нерезиденты начнут массово продавать облигации госзайма. А это спровоцирует девальвацию (обвал) курса рубля и, одновременно, рост задолженности перед кредиторами.

Как выплачивают госдолг

В соответствии с графиком. Отвечает за своевременное перечисление средств Министерство финансов, так что такой доход можно считать очень надежным.

Для каждой государственной облигации установлен срок ее обращения и периодичность выплаты купонного дохода держателю.

Фактически, все происходит просто: если вы открыли брокерский счет в банке, то в определенное время на него поступит заранее известная сумма – накопленный купонный доход (НКД).

Вы можете приобрести российские ОФЗ по уникальной инвестиционной программе «Совкомбанк-лизинг» на выгодных условиях. При этом у вас есть возможность дополнительно получать налоговый вычет до 52 тысяч рублей в год, открыв ИИС.

Важно: с 1 января 2021 года владельцы российских ОФЗ должны уплачивать НДФЛ в размере 13% от прибыли. До этого такой доход налогом не облагался.

Вам не придется заполнять декларацию о доходах. Налог автоматически будет удержан брокером при перечислении вам прибыли.

О чем говорит размер госдолга

Здесь все относительно, поскольку само по себе абсолютное значение долга ни о чем не говорит. Более или менее ясную картину дает соотношение размера финансовых обязательств с ВВП страны.

Большое значение имеют и другие факторы:

  • кредитный рейтинг страны;
  • размер накоплений и их ликвидность (возможность быстро перевести в конвертируемую валюту);
  • доходность государственных облигаций (чем она ниже, тем лучше);
  • среднегодовая инфляция в стране;
  • возможность «печатать» деньги, если они относятся к мировым резервным валютам;
  • различные внешнеполитические и внутриполитические факторы.

Возвращаясь к госдолгу США, следует отметить, что несмотря на его огромный объем, американское правительство пока не считает положение критичным и продолжает повышать потолок долга. Основания для этого у него имеются – доллар уже 70 лет считается главной резервной валютой мира, которая составляет около ⅔ финансовых накоплений в мире.

А для России и других стран с развивающейся экономикой критически важен финансовый суверенитет, если они желают демонстрировать самостоятельность на международной политической и экономической аренах. Здесь, как и в человеческом обществе, – чем больше долг, тем сильнее связаны руки.

Хотите взять кредит? Рассчитайте сумму ежемесячного платежа на нашем удобном калькуляторе и отправляйте заявку в банк.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях снижения государственных доходов государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг – это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты.

Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения.

Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода.

Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

В современных условиях исполнительной власти для покрытия огромных государственных расходов не хватает налоговых поступлений, а денежная эмиссия ведет к инфляции. Отказ правительства от использования на эти цели кредитов Центрального банка РФ привел к тому, что их место заняли займы внутри страны и за рубежом. В результате резкого увеличения дефицита бюджета и растущих заимствований существенно возрос государственный долг России, как внутренний, так и внешний.

Значительные размеры государственного долга отражают кризисное состояние экономики России. Обслуживание государственного внутреннего долга возложено на Центральный банк РФ. Ведущими методами финансирования государственного долга являются денежно- кредитная эмиссия и выпуск государственных займов.

Основополагающим для всех классификаций долга является деление его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные отличия: Внешний долг – это совокупный объем финансовых средств, взятый в долг у кредитно-финансовых организаций других стран.

Внутренний долг – финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения страны.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Рассмотрим некоторые инструменты погашения государственного долга:

1. Рефинансирование – это выпуск новых займов, принятие новых долговых обязательств в целях покрытия ранее выпущенных долговых обязательств;

2. Конверсия – превращение долговых обязательств в новые обязательства, изменение размера доходной части принятых обязательств;

3. Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных долговых обязательств;

4. Унификация – это замена двух и более ранее выпущенных государственных и муниципальных займов на один новый.

5. Аннулирование – это отказ от принятых долговых обязательств в части либо полностью.

6. Реструктуризацией долга – основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств.

Все предметы / Экономика / Проблема государственного долга, ее влияние на экономическую стабильность в современной России.

Общие сведения о государственном долге

Государственный долг — это общая сумма задолженности государства своим гражданам (физическим или юридическим лицам), гражданам других стран (физическим или юридическим лицам) и другим странам (их правительствам).

Составляющие государственного долга представим формулой: Государственный долг = (общая сумма накопленных бюджетных дефицитов – излишки бюджета) + обязательства перед иностранными кредиторами

Основными причинами формирования и роста долга государства являются: дефицит финансовых средств в бюджете государства и наличие у других субъектов мировой экономической системы свободных финансовых ресурсов.

Иными словами, государственный долг возникает в тот момент, когда расходы бюджета государства значительно превышают его доходы.

Грамотно сформированная политика в части государственного долга позволяет государству эффективнее развивать, а также своевременно «оздоравливать» экономику страны.

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг, соответственно, образовывается внутри государства перед его населением, другими субъектами хозяйствования. Причиной возникновения и роста внутреннего долга может быть дефицит бюджета. Последствием же такого долга могут быть: банкротство населения, изменения во внутриэкономической политике (повышение налогов, цен, рефинансирование и прочее), увеличение процентных выплат по такому долгу.

Внешний долг представляет собой задолженность государства гражданам (физическим и юридическим лицам), а также правительствам других государств.

Причинами появления такого долга могут быть следующие: получение финансовых средств у юридических лиц иностранных государств путем кредитования, а также посредством продажи ценных бумаг иностранным гражданам и государствам.

Готовые работы на аналогичную тему

Что касается последствий внешнего государственного долга, то к ним относят:

  • снижение уровня жизни граждан своего государства вследствие того, что есть необходимость отдавать бюджетные средства в счет погашения долга;
  • выполнение «неудобных» для страны условий кредитных договоров;
  • "ужимание» интересов своих граждан с экономической точки зрения, в счет оплаты долга иностранным государствам или гражданам.

Основные проблемы государственного долга и их решение в Российской Федерации.

Что касается конкретно Российской Федерации, то ее внутренний долг включает в себя следующее: задолженность государства по краткосрочным обязательствам, облигациям федерального и государственного сберегательного займа.

Ко внешнему государственному долгу относятся: кредитная задолженность перед иностранными финансовыми организациями и правительствами разных стран, кредитная задолженность перед международными финансовыми организациями, а также государственные ценные бумаги Российской Федерации.

Можно сформировать следующие причины государственного долга Российской Федерации:

  1. Заимствования муниципальных образований и субъектов Российской Федерации на покрытие бюджетного дефицита.
  2. Поручительства и гарантии, выданные государством другим заемщикам.
  3. Подписание кредитных договоров и договоров займа муниципальных образований и субъектов Российской Федерации с иностранными компаниями и государствами.
  4. Обязательства третьих лиц, которые государство берет на себя.
  5. Соглашения и договоры на пролонгацию долга (внутреннего или внешнего) за предыдущие периоды (года).

Помимо перечисленных нами причин, в последнее время влияние на появление и изменение размера государственного долга оказывают кризисы, реструктуризация долга и прочее.

К настоящему моменту, ситуация на государственных финансовых и экономических рынках стала немного лучше, однако она все еще оказывает негативное влияние на экономику государства в целом, а также на уровень и качество жизни граждан.

Проблема чрезмерного выпуска облигаций государственных займов, предоставления государственных гарантий, а также расширения кредитования государством, является очень актуальной и требующей срочного решения.

Эта проблема решаема, путем совершенствования методов эффективного управления финансовыми ресурсами государства, а также грамотного ведения экономической политики.

Помимо того, в Российской Федерации на настоящий момент времени нет четких, строгих границ государственного долго, что так же должно найти отражение в части политики государства.

Однако низкий уровень долговых обязательств государства еще не гарантирует качественную и достойную жизни для граждан. Необходимо укреплять финансовые позиции государства на внутреннем и мировом рынке, а также стремиться к уменьшению государственного долга как внешнего, так и прежде всего внутреннего.

На данный момент времени основными направлениями политики в части государственного долга (внутреннего и внешнего) являются следующие:

  • увеличение государственного рефинансирования государственного долга;
  • снижение размеров заимствований государства объемами государственного долга;
  • увеличение роли внутреннего долга в системе государственных долгов;
  • уменьшение финансирования затрат, идущих на сопровождение государственного долга;
  • уменьшение объемов финансовой поддержки других государств;
  • уменьшение объемов долга перед государствами – союзниками.

Министерство финансов Российской Федерации выделяет следующие цели относительно государственного долга: изменение и формирование новых позиций в политике государственного долга, в частности раздела, касающегося внутреннего государственного долга; формирование размеров внутренних государственных заимствований в таких объемах, чтобы обеспечить рынок муниципальных займов, необходимых для финансирования регионов экономики; проведение рефинансирования государственного долга с гарантией выполнения своих долговых обязательств.

Государственный долг - это долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, международными организациями, иностранными государствами, а также субъектами международного права, в том числе обязательства по государственным гарантиям.

Если рассматривать государственный долг в системе финансового права, необходимо выделить ключевые теоретические подходы к определению данной категории. Это понятие финансового права традиционно рассматривается с экономической и правовой позиции.

В рамках экономического подхода акцент делается на материальное содержание долга. Долг рассматривается как сумма займов, задолженность, масса заемного капитала и т.д.

В соответствии с Бюджетным кодексом признаются следующие формы государственного долга:

  • кредитные договоры и соглашения, в которых заемщиком выступает Российская Федерация, кредитором - кредитная организация, иностранное государство или международная финансовая организация,
  • государственные займы, которые осуществляются с помощью выпуска ценных бумаг от имени России,
  • соглашения и договоры, в соответствии с которыми Российская Федерация получает бюджетные кредиты и бюджетные ссуды из бюджетов других уровней,
  • договоры, в соответствии с которыми Российская Федерация предоставляет государственные гарантии,
  • договоры и соглашения, в соответствии с которыми производится пролонгация и реструктуризация долговых обязательств России за прошлые годы.

Хотя государственные заимствования широко применяются большинством стран, этот инструмент имеет ряд негативных последствий, которые необходимо учитывать при принятии управленческих решений:

  • подрыв экономической стабильности;
  • вытеснение частных инвестиций;
  • удорожание экспорта и удешевление импорта.

Готовые работы на аналогичную тему

Управление государственным долгом

Управление государственным долгом включает в себя денежные мероприятия страны, связанные с использованием долговых отношений, нацеленные на погашение имеющихся долговых обязательств, а также формирование благоприятных условий для социально-экономического развития страны. Управление государственным долгом является одним из важных направлений финансово-бюджетной политики. Управление государственным долгом связано с деятельностью страны как на внутренних, так и на внешних денежных рынках в качестве гаранта или заемщика. При управлении во внимание принимаются привлеченные методом размещения ценных бумаг денежные ресурсы, обслуживание и погашение долга.

Лучшим способом обслуживания и погашения государственного долга является своевременный возврат основной суммы и начисленных по ней процентов. Однако не всегда планы государства обеспечиваются реальными возможностями. Могут возникнуть неожиданные обстоятельства, связанные с политическими, социальными или финансовыми проблемами. В таком случае возникает потребность в отсрочке по выплате процентов или уплате базовой суммы, либо в изменении критериев и условий долга, а в самом плохом случае - в абсолютном отказе от выплат. Если график платежей перестаёт соблюдаться, можно предположить возникновение долгового кризиса. В такой ситуации правительству приходится прибегать к различным методам регулирования государственного долга.

В управлении государственным долгом как процессе можно выделить три этапа:

  • на первом этапе устанавливаются максимальные размеры планируемых на бюджетный период заимствований, определяются инструменты, с помощью которых будут привлекаться ресурсы, намечаются пути повышения эффективности их применения,
  • на втором этапе происходит привлечение ресурсов на внешних или внутренних денежных рынках. Для этого выпускаются и размещаются государственные ценные бумаги, получаются кредиты или предоставляются гарантии. Эти способы нацелены на то, чтобы финансировать текущие бюджетные расходы или инвестиционные планы,
  • на третьем этапе государство ищет источники денежных ресурсов для того, чтобы обслуживать или погашать государственный долг, снижать совокупные потери, своевременно выполнять долговые обещания.

Можно выделить два способа управления государственным долгом:

  • административные методы, базирующиеся на точном и быстром исполнении постановлений органов власти и управления. При применении этих методов не производится оценка финансовой эффективности и результатов предпринимаемых действий по управлению государственным долгом,
  • финансовые методы, заключающиеся в выборе форм и способов обеспечения погашения долга на основе анализа денежных показателей. Эти методы ориентированы на то, чтобы максимизировать эффект от привлекаемых ресурсов при минимизации издержек, связанных с обслуживанием и погашением этого долга.

Если государство испытывает проблемы с тем, чтобы выполнить ранее взятые обязательства в части погашения и обслуживания государственной задолженности, оно может обратиться к специфическим инструментам:

  • Рефинансированию,
  • Конверсии,
  • Консолидации,
  • Реструктуризации,
  • Аннулированию.

Под рефинансированием понимают выпуск новых займов для того, чтобы покрыть ранее выпущенные долговые обещания.

Конверсией займов называют применение разнообразных механизмов замещения государственного долга обязательствами других видов, менее обременительных для экономики страны.

Консолидацией займов называют изменение срока действия выпущенных ранее обязательств.

Под реструктуризацией долга понимают процесс погашения долговых обязательств с параллельным осуществлением новых заимствований.

Аннулированием называется отказ от всех ранее взятых на себя обязательств.

Аннулирование наносит непоправимый ущерб репутации страны. После аннулирования правительству будет сложно найти новых кредиторов.

Когда бюджетных средств не хватает, государство может объявить об отказе выплачивать проценты и погашать свои обязательства перед внутренними или внешними инвесторами, то есть объявить суверенный дефолт – банкротство государства.

Нужны еще материалы по теме статьи?

Воспользуйся новым поиском!

Найди больше статей и в один клик создай свой список литературы по ГОСТу

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 12.02.2022

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Финансы» , преподавательский стаж — 10 лет

Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

Госдолг показывает, сколько на текущий момент страна должна внешним и внутренним кредиторам. Основное значение имеет долг, номинированный в иностранной валюте: печальный опыт многих государств, в том числе и Российской Федерации, показывает, что его безудержное разрастание может привести к серьёзным проблемам как для страны в целом, так и для её жителей и предприятий.

Зачем анализировать, кому и сколько должна Россия

Внешний долг является одним из ключевых макроэкономических показателей для любой страны. Анализ динамики и величины госдолга позволяет определить устойчивость государственных финансов. Особенно опасен внешний долг, платежи по которому должны совершаться в иностранной валюте. Если её по каким-то причинам недостаточно, то финансовые власти могут:

    попробовать рефинансировать госдолг, что приведёт к росту затрат на обслуживание долговой нагрузки из-за переоценки рисков инвесторами;

Также проблемы с госдолгом отрицательно влияют и на многие компании, базирующиеся в стране-эмитенте. Колебания на валютном рынке, повышение стоимости заёмных средств, снижение кредитных рейтингов — вот лишь неполный перечень возникающих трудностей.

Основные параметры внешнего долга России

По данным Центробанка, по итогам первого полугодия 2020 г. общий объём внешнего долга России составил 481,5 млрд долл. Из этой суммы почти 55% пришлось на частный сектор, а 45% — на госсектор, в его расширенном понимании. Для сравнения, национальный госдолг США на конец 2020 г. превысил 27 трлн долл.

По методологии ЦБ к расширенному госсектору относятся:

  • Центробанк;
  • органы государственного управления;
  • банки и компании, в которых государство косвенно и напрямую контролирует 50 и более процентов акций.

Рис. 1. Структура внешнего долга России по секторам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

При более детальном анализе данных ЦБ по отраслям видно, что наиболее высокая долговая нагрузка у небанковского частного сектора — почти половина всего внешнего долга.

01.07.2015

01.07.2020

Динамика

Доля в 2015

Доля в 2020

Госсектор в расширенном определении

276 958

216 041

-60 917

49,8%

44,9%

Частный сектор

279 382

265 531

-13 851

50,2%

55,1%

Итого

-74 768

Рис. 2. Структура и динамика внешнего долга России (млн долл.). Источник: данные ЦБ

При рассмотрении динамики внешнего долга видна тенденция к снижению: по результатам пятилетнего периода он уменьшился почти на 75 млрд долл., в основном за счёт государственного банковского сектора.

Что касается сроков выплат, то на краткосрочные обязательства приходится лишь 14% долга, что делает российских должников более устойчивыми к рыночным колебаниям. С другой стороны, это уменьшает их гибкость, мешая воспользоваться снижением стоимости краткосрочных займов.

Рис. 3. Структура внешнего долга России по срокам (млн долл.). Источник: сайт ЦБ

Хорошо структурирован внешний долг и по видам валют: почти треть номинирована в рублёвых инструментах, что снижает зависимость России от колебаний на валютном рынке.

Рис. 4. Структура внешнего долга по видам валют. Источник: сайт ЦБ

В остальных валютах продолжает доминировать доллар. Несмотря на политическую риторику, на номинированные в нём инструменты приходится почти половина внешнего долга России.

Качественные показатели госдолга России

По основным макроэкономическим показателям, иллюстрирующим зависимость экономики от внешних долгов, ситуация оптимальна. Практически ни один из коэффициентов не находится в «красной зоне».

Коэффициент

Внешний долг/ВВП, %

Внешний долг/Годовой экспорт

Международные резервы/платежи по внешнему долгу

Внешний долг на душу населения, долл.

для низкого риска

для низкого риска

Рис. 5. Показатели качества долговой нагрузки РФ на 01.07.20. Источник: данные ЦБ

При анализе госдолга наблюдается разница в данных между ЦБ и Минфином, которая объясняется тем, что последний рассматривает госдолг в более узком смысле. В силу этого его значение, по данным Минфина, на начало второго полугодия 2020 г. составляет почти 51 млрд долл.

Также, несмотря на всю значимость внешнего госдолга, нужно помнить и про внутренний, составивший на начало ноября 2020 г. более 13,9 трлн руб., то есть за год он увеличился почти на 3,25 трлн.

Рис. 6. Тенденции развития госдолга (млрд руб.). Источник: доклад Минфина по бюджетной политике

Даже при планируемом умеренном увеличении госдолга из-за проблем на нефтегазовом рынке и ситуации с COVID-19 его отношение к ВВП не является критичным. Для сравнения, у стран с развитой экономикой в среднем данное отношение составляет 105,3%; а у стран с формирующимся рынком и средним уровнем дохода — 52,6%.

Высокие показатели качества долговой нагрузки РФ приводят к тому, что по классификации крупнейших рейтинговых агентств уровень надёжности её долговых обязательств достигает инвестиционного класса.

Рейтинговое агентство

Класс РФ

Место в классификации

S&P Global Ratings

Рис. 7. Кредитные рейтинги Российской Федерации. Источники: сайты Минфина и рейтинговых агентств

Более высокому рейтингу мешают риски новых санкций и продолжающаяся высокая зависимость страны от нефтегазового сектора.

Итак, несмотря на долгосрочные потенциальные риски по выплате госдолга России, в настоящее время его количественные и качественные показатели далеки от критических значений. Поэтому инвесторам можно обратить внимание на государственные облигации, о которых мы уже писали в «Открытом журнале».

Еженедельная рассылка с лучшими материалами «Открытого журнала»

Без минимальной суммы, платы за обслуживание и скрытых комиссий

Для оформления продукта необходим брокерский счёт

проект «Открытие Инвестиции»

Открыть брокерский счёт

Тренировка на учебном счёте

Об «Открытие Инвестиции»

Москва, ул. Летниковская,
д. 2, стр. 4

8 800 500 99 66

Согласие на обработку персональных данных

Размещённые в настоящем разделе сайта публикации носят исключительно ознакомительный характер, представленная в них информация не является гарантией и/или обещанием эффективности деятельности (доходности вложений) в будущем. Информация в статьях выражает лишь мнение автора (коллектива авторов) по тому или иному вопросу и не может рассматриваться как прямое руководство к действию или как официальная позиция/рекомендация АО «Открытие Брокер». АО «Открытие Брокер» не несёт ответственности за использование информации, содержащейся в публикациях, а также за возможные убытки от любых сделок с активами, совершённых на основании данных, содержащихся в публикациях. 18+

АО «Открытие Брокер» (бренд «Открытие Инвестиции»), лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление брокерской деятельности № 045-06097-100000, выдана ФКЦБ России 28.06.2002 г. (без ограничения срока действия).

ООО УК «ОТКРЫТИЕ». Лицензия № 21-000-1-00048 от 11 апреля 2001 г. на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия. Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №045-07524-001000 от 23 марта 2004 г. на осуществление деятельности по управлению ценными бумагами, выданная ФКЦБ России, без ограничения срока действия.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: