Проблемы государственного обеспечения социальных гарантий в условиях рыночной экономики

Обновлено: 26.04.2024

На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплатыи система социального обслуживанияодиноких, престарелых, инвалидов и других подобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

Социальные гарантии- это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

Минимальные социальные стандарты- это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

2) пенсионного обеспечения;

6) социального обслуживания;

7) жилищно-коммунального обслуживания.

Минимальная размер оплаты труда- это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

- в качестве базы для адресной социальной поддержки;

- в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

- для оценки материальных и финансовых ресурсов, не­обходимых для реализации перспективных и текущих соци­альных программ, оказания целевой натуральной помощи малообеспеченным слоям населения;

- для обоснования размеров минимальной оплаты труда и трудовой пенсии по старости;

- в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающих право на получение различного рода социальных выплат.

Одной из главной минимальных социальных гарантий являются гарантии защиты от безработицы.

Реальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР 37 млн. человек.

Государство гарантирует безработным:

- выплату пособий по безработице;

- выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

- оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

- набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

- нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

- норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи.

Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.

Сущность рыночной экономики и её основные недостатки

В настоящее время наибольшее распространение получила система экономических отношений, базирующаяся на рыночных принципах регулирования. Они заключаются в следующем:

  • признание свободы, самостоятельности и независимости хозяйствующих субъектов;
  • многообразие форм собственности на средства производства и предметы потребления;
  • построение экономических отношений на договорной основе;
  • ограничение государственного регулирования экономики.

Свобода выбора и действий потребителей и производителей, покупателей и продавцов способствует тому, что ресурсы распределяются между отраслями экономики наиболее эффективным способом. Причем это распределение может быть довольно быстро адаптировано к новым условиям ведения хозяйственной деятельности.

В то же время уже неоднократно было доказано, что рынок не является совершенным механизмом построения экономических отношений в обществе. Выделяется несколько, так называемых, провалов (фиаско) рынка. В частности, нерегулируемый рынок зачастую может стремиться к монополизации, на нём существует проблема асимметрии информации, он не производит общественные блага.

К этому списку недостатков стоит отнести неспособность рынка обеспечивать социальные гарантии населению, нивелировать дифференциацию в распределении доходов между его отдельными группами. Сам по себе рынок не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения, оказание помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной (в том числе, материальной) ситуации. Рынок игнорирует социальные и этические критерии.

На данном этапе исторического развития общества считается, что все эти недостатки могут быть решены деятельностью государства. В том числе, она выражается в организации и функционировании государственной системы социальной защиты.

Государственная система социальной защиты населения в рамках рыночной экономики

Система социальной защиты в любом государстве предполагает единство и взаимосвязь экономического, социального, правового (законодательного), политического, а также организационного аспектов по предоставлению людям социальных благ.

Готовые работы на аналогичную тему

Функционирование системы социальной защиты обеспечивается в основном государством, однако в этой деятельности также принимают участие предприятия, некоммерческие организации, общественные объединения (например, профсоюзы) и др. Они стремятся предоставить социальные благи таким категориям населения, как работающие в тех или иных сферах экономики, безработные, пенсионеры, инвалиды, молодежь, военнослужащие, малоимущие члены общества и др.

Как считает немалая часть экспертов, программы социальной защиты населения, предусматривающие поддержание и повышение уровня жизни и потребления населения, должны включать следующие группы мероприятий:

  • по обеспечению всему населению государственных гарантий (минимальных норм заработной платы, пенсий, пособий, стипендий и т.п.);
  • по социальной поддержке трудоспособного населения (обеспечение приемлемых условий трудовой деятельности и предпосылок для повышения им размера заработной платы);
  • по адресной социальной помощи нетрудоспособным членам общества, а также гражданам, которые попали в сложные ситуации;
  • ресурсное, информационное и организационное обеспечение программ социальной защиты населения.

Экономическое содержание современной государственной системы социальной защиты населения, прежде всего, заключается в принудительном аккумулировании государством денежных средств. При этом к разным группам населения и организаций применяется дифференцированный подход по размерам обязательных платежей в государственный бюджет (в большей степени ими облагаются состоятельные люди, малоимущие – чаще всего освобождаются). Затем происходит перераспределение этих средств в пользу социально незащищенных категорий населения, которым оказываются меры социальной помощи (в виде выплат сумм денежных средств или оказания услуг в натуральной форме).

Описанная выше схема финансирования государственной системы социальной защиты в экономической науке называется социальным обеспечением. Ей в противовес разработана модель социального страхования. Она предполагает взимание с граждан страховых взносов, формирование из них обособленного фонда денежных средств и финансирование за их счёт выплат или мероприятий, осуществляемых в отношении застрахованных лиц, с которыми произошёл страховой случай.

Страховым случаем в системе социального страхования признается наступление пенсионного возраста, получение инвалидности, смерь кормильца, получение увечья своему здоровью, потеря работы и другие случаи, которые представляют собой реализацию социального риска. Последним при этом называют необходимость оказания медицинской помощи, потеря возможности получения заработка, потребность нести дополнительные расходы.

Застраховать социальные риски граждан можно двумя способами. Первый предполагает распределительную модель социального страхования, основным принципом которой является солидарность поколений, территорий, социальных групп (за счёт взносов одних финансируются выплаты другим). Второй способ предполагает накопительную модель, в рамках которого каждый человек самостоятельно финансируют будущие выплаты себе, причём для увеличения накоплений они инвестируются управляющей компанией в активы и из этого извлекается дополнительный доход.

Финансовое обеспечение социальных гарантий – это аккумулирование и перераспределение финансовых ресурсов с целью обеспечения конституционно гарантированных обязательства государства перед населением.

Значение финансового обеспечения социальных гарантий

В соответствии с положениями действующей Конституции российской государство характеризуется как социальное государство, то есть государство, которое берет на себя обязательства по осуществлению право каждого члена российского общества на обеспечение приемлемого уровня жизнедеятельности.

Реализация обязательств по обеспечению социальных гарантий государством предполагает два основных направления:

  1. формирование благоприятных условий для развития и реализации потенциала личности, в том числе для реализации предпринимательской инициативы, для свободной и эффективной реализации трудовой деятельности, что позволяет членам общества самостоятельно обеспечивать собственные потребности, а также обеспечивать потребности своей семьи;
  2. формирование системы инструментов поддержки социально уязвимых слоев населения, то есть всех членов общества, которые в силу объективных причин не способны самостоятельно обеспечивать собственные потребности и нуждаются в поддержке государства.

Система социальных гарантий включает в себя различные направления, в том числе:

  • социальную поддержку;
  • социальное обеспечение;
  • социальное страхование и др.

При этом реальность социального характера государства заключаются не только в конституционной фиксации социальных обязательств государства перед населением, но, прежде всего, в формировании реализации системы методов и инструментов, которые бы позволили обеспечить финансовым, организационным и иным образом реализацию социальных обязательств.

Финансовое обеспечение социальных гарантий предусматривает выстраивание государством бюджетной системы, которая бы позволила аккумулировать финансовые ресурсы населения для их перераспределения в целях обеспечения благосостояния населения и в частности поддержки социально уязвимых слоев населения.

Указанное позволяет отметить прямую взаимосвязь эффективности финансового обеспечения социальных гарантий от уровня экономического развития государства. Фактически реализацию социальных обязательств государства в финансовом смысле обеспечивают доходы населения государства. В том случае, когда экономическая обстановка является нестабильной, экономика сталкивается с кризисом, на который не может адекватно ответить у государств, возникают сложности по аккумулированию финансовых ресурсов населения и, следовательно, по обеспечению социальных гарантий населению. В связи с этим большое значение для эффективной организации публичного управления имеют процессы постоянной оптимизации и совершенствования бюджетного управления в социальной сфере.

Готовые работы на аналогичную тему

Инструменты финансового обеспечения социальных гарантий

Демократическое политическое устройство и рыночная система хозяйствования предусматривают разнообразие источников финансирования социальных программ, в частности к таким источникам относятся:

  • финансовые ресурсы бюджета федерального, регионального и местного уровней, а также финансовые ресурсы межбюджетного распределения;
  • внебюджетные ресурсы – это ресурсы государственных фондов в области социальных гарантий, внебюджетных фондов регионов, негосударственных социальных фондов, заемные финансовые ресурсы, финансовые ресурсы организаций и домашних хозяйств;
  • ресурсы, полученные в ходе реализации коммерческой деятельности социальными учреждениями, ресурсы международных финансовых организаций, ресурсы, направляемые субъектами мирового сообщества в качестве гуманитарной помощи;
  • ресурсы некоммерческих организаций и ресурсы частных лиц.

Необходимость финансирования социальных гарантий связана с тем, что сфера социальных услуг не предполагает максимизация прибыли, главная задача ее функционирование – это реализация социальных гарантий. На современном этапе развития российской экономики отдельные сферы социальных услуг коммерциализируются, однако по-прежнему основная нагрузка по реализации социальных гарантий возложена на государство, что, в свою очередь, обуславливает существенную нагрузку на государственный бюджет.

Финансовое обеспечение социальных гарантий сегодня позволило решить следующие важные задачи в социальной сфере:

  • обновить материально-техническую основу функционирования социальных учреждений;
  • расширить сети коммерческих и некоммерческих организаций в сфере медицины, образования, культуры, спорта;
  • обновить отрасль, реструктуризировать учреждения по предоставлению социальных услуг, в том числе здравоохранения, образования, культуры;
  • оптимизировать расходы на социальную сферу.

Проблемы финансового обеспечения социальных гарантий

В современной практике российского публичного управления к числу проблем финансового обеспечения социальных гарантий относятся:

Финансовое обеспечение социальных гарантий – это установленная законом система финансовых мероприятий, направленных на обеспечение гарантированных государством социально-экономических и социально-политических прав личности.

Значение финансового обеспечения социальных гарантий

Назначение органов публичного управления обусловлено переданным им населением объемом полномочий. Демократическое правовое государство учреждается с целью обеспечения прав и свобод личности. Весь механизм государственного управления имеет целью своего функционирования наиболее полное обеспечение, защиту прав и свобод личности и удовлетворение социально-экономических потребностей населения.

Современная Конституция России характеризует страну как социальное государство. Концепция социального государства сформировалась несколько веков назад: активное ее развитие происходило еще в XVII-XIX вв. Сущность социального государства предполагает обеспечение экономических и социальных благ в отношении всего населения.

Социальное государство предполагает масштабную социальную политику в области занятости населения, образования, медицинского обеспечения, социального обеспечения и пр. Иными словами, социальное государство берет на себя обязанность по поддержке социально уязвимых слоев населения и по поддержке лиц, которые обеспечивают решение социально важных функций и задач общественного развития.

Таким образом, социальная политика современного демократического государства предполагает два основных направления усилий органов публичного управления:

  • упорядочение экономических отношений в государстве;
  • установление льготных условий для определенных категорий населения и обеспечение социальных гарантий.

В мае 2012 г. главой государства был принят ряд указов, в которых закладывались основы социального развития страны в ближайшие десятилетия, в том числе регламентировались конкретные мероприятия по социальной поддержке отдельных слоев, групп населения страны.

Готовые работы на аналогичную тему

Система названных нормативно-правовых актов разрабатывалась и утверждалась главой государства для целей обеспечения более высокого уровня благосостояния населения страны посредством обеспечения качественного роста эффективности публичного управления на федеральном, региональном и местном уровнях, в том числе роста качества оказываемых государственных и муниципальных услуг.

При этом основные направления социальной политики в стране не меняются в течение последних десятилетий. Так, сохраняют актуальность следующие социальные задачи:

  • обеспечение роста оплаты труда;
  • обеспечение жилищных прав граждан;
  • обеспечение роста производительности труда и пр.

Основные направления и трудности финансового обеспечения социальных гарантий

Система так называемых майских указов главы государства в области социального обеспечения предполагает повышение оплаты труда для следующих категорий работников, реализующих социально-значимые трудовые функции:

  • работников сферы медицинского и фармацевтического обслуживания населения;
  • работников образовательной сферы, в том числе работников дошкольных учреждений, учреждений начального, среднего профессионального и высшего образования;
  • работников, осуществляющих трудовую деятельность в учреждениях сферы культуры;
  • работников, реализующих трудовую деятельность в области социального обеспечения и социальной поддержки населения;
  • работников, осуществляющих научную деятельность;
  • работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в учреждениях бюджетного сектора.

Еще одним важнейшим направлением социальных гарантий является социальная жилищная политика, которая сегодня представляет собой комплекс реализуемых на федеральном, региональном и местном уровнях мероприятий, включающих в себя следующие:

  • поиск и эксплуатация территории для нужд индивидуального и многоквартирного жилищного строительства;
  • организация предоставления земельных участков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, профессиональным участникам рынка жилищного строительства и гражданам с обременением таких земельных участков для граждан необходимостью возведения индивидуального жилого дома;
  • предоставление населению заемных средств для приобретения и ремонта жилых помещений на льготных условиях и пр.

Кроме того, государство обязано всесторонне способствовать повышению благосостояния населения, в том числе социально уязвимых слоев, посредством организации и реализации системы пенсионных выплат, различных видов социальной поддержки, предоставления льготных условий налогообложения и пр.

Очевидно, что всякая область социальной политики требует финансового обеспечения посредством формирования социально направленных бюджетов на всех уровнях. Иначе говоря, федеральный, региональные и местные бюджеты должны предусматривать в качестве расходов финансовое обеспечение социальных гарантий.

При этом отечественная бюджетная система характеризуется проблемами обеспечения сбалансированности бюджетов на региональном уровне, недостатка собственных средств муниципальных бюджетов и пр.

Так, несмотря на то, что ежегодно объем дотаций в региональные бюджеты увеличивается, обеспечить должным образом все социальные обязательства не представляется возможным.

В связи с указанными трудностями региональные территории вынуждены сокращать инвестиционные расходы, увеличивать объем заимствованных средств. Это, в свою очередь, ведет к увеличению объема государственного долга.

Названные трудности представляется возможным преодолеть только посредством реализации комплекса мероприятий экономического, социального, бюджетного, налогового характера, которые позволят региональным и муниципальным территориям обеспечивать социальные гарантии посредством оптимизации бюджетных расходов и доходов.

Только всесторонняя поддержка процесса становления инновационной экономики, малого и среднего предпринимательства, формирование инвестиционной привлекательности территорий способны финансово обеспечить социальные гарантии государства.

В России до настоящего времени не произошло формирования достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты, для которой характерны чрезвычайно высокая патерналистская роль государства и крайне слабо обозначенные общественные институты. В течение последних лет социальная защита населения России ориентировалась на адресное оперативное решение самых острых, кризисных, жизненных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе.

На определенном этапе этот путь был наиболее реальным для практического решения задач в этой сфере и представлялся удачным. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку не нацелен на профилактику повторений кризисных ситуаций, на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом.

Происходящие в стране реформы, нацеленные на упорядочение всех сфер жизни, требуют изменений в социальной сфере, в том числе создания высокоэффективной, ориентиро-ванной на ожидания общества системы многопрофильной целевой социальной защиты населения, которая должна обеспечивать комплексное разностороннее содействие человеку в решении различных, вызывающих необходимость социальной защиты, проблем на протяжении всей его жизни – начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека. В этой связи социальную защиту следует рассматривать как защиту от социальных рисков потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека.

Выделим следующие основные направления социальной защиты и подходы к их ре-формированию:

1. Социальная защита детей, детства и отрочества должна быть ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения их здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей

Особое внимание необходимо уделять детям-сиротам, а также детям, из неблагополучных семей. Надо научиться заботится об этих детях так, чтобы они не чувствовали себя лишними, отчужденными от общества, а государство не представлялось бы им чем-то абстрактным, бесполезным, а то и враждебным.

Также целесообразным представляется создание Федерального попечительского совета детей-сирот. Необходимо принять все меры по охране и защите детей, находящихся в особо сложных условиях, в том числе оставшихся без надзора, беспризорных, подвергшихся экономической и сексуальной эксплуатации, страдающих социально-обусловленными заболеваниями, включая синдром приобретенного иммунодефицита, детей из числа беженцев, а также находящихся в тюремном заключении.

Однако проблемы детей, находящихся в особо сложных условиях, не исчерпывают многочисленных забот государства обо всех российских детях. Сложное положение женщин в быту и на производстве, разрушенность семейных связей поколений привели к практически бесконтрольному и никем не направляемому развитию детей, в том числе со стороны матерей, отцов, бабушек, дедушек, других старших членов семьи.

Практически прекратила играть сколько-нибудь значимую роль в этих процессах школа. Надо изменить сложившееся положение. С этой целью следует провести экспертизу (ведомственную и независимую) существующих разноуровневых нормативно-правовых и программных документов, касающихся проблем детей, выявить состояние исполнения и необходимость корректировки этих документов.

Необходимо упорядочить процесс коммерциализации услуг, предназначенных детям, в сферах образования, охраны здоровья, детского творчества, физкультуры и спорта и опре-делить учреждения, где это уместно.

В отстаивании прав ребенка на охрану здоровья, образования, имущественные интересы крайне слабо обозначены роль и место прокурорского надзора, судебных и правоохра-нительных органов, а также разнообразных структур, подведомственных Министерству труда и социального развития России, Минобразованию и Минздраву России, иным федеральным и региональным органам власти. Следует устранить правовые и организационные пробелы в решении проблем детей. Будущее России в наших детях. Это должно быть целью всех усилий, направленных на социальную защиту детей, детства и отрочества.

Социальная защита детей, детства и отрочества должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития, от социальных рисков:

- мертворождение и патологические роды;

- врожденные и родовые дефекты, травмы и заболевания;

- голодание и нерациональное для детей питание;

- безнадзорность и бродяжничество, экономическую и сексуальную эксплуатацию;

- пристрастие к вредным привычкам (алкоголю, табакокурению, наркотикам и др.);

- негативное психологическое воздействие, дискриминацию по национальным, половым, имущественным или любым другим критериям;

- вовлечение в политическую активность и военные действия;

- проживание в экологически неблагополучной среде, вовлечение в антигуманные религиозно-культовые организации и движения.

- пребыванию ребенка в семье;

- получению образования и духовно-нравственного воспитания;

- формированию комфортного психологического климата для каждого ребенка в семье, детских коллективах, в регионе проживания, в стране;

- развитию потенциальных профессиональных, творческих и иных общественно полезных способностей;

- приобщению к культурным ценностям;

- занятиям физической культурой и спортом;

- созданию условий для игр, других форм разумных развлечений и безопасного отдыха; выбору вероисповедания;

- целевому использованию пособий и денежных сбережений, предназначенных для детей, имущественным интересам детей.

На государственном уровне следует однозначно определиться по вопросу идеологии детских пособий: либо недвусмысленно дать статус этим пособиям как пособиям по бедности, и тогда критерием их выплаты станет доход семьи, либо следует рассматривать такие пособия как проявление государственной политики поддержки отечественного генофонда и рождаемости, и потому выплата пособий не должна зависеть от того к какой по достатку семье принадлежит ребенок.

2. Социальная зашита трудоспособного населения должна предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся лицам. Труд, его вознаграждение и как результат денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека, и никто не имеет право посягать на них.

Социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам Российской Федерации защиту от социальных рисков, препятствующих:

- эффективной занятости человека;

- предоставлению регламентированных дополнительных гарантий занятости отдельным категориям населения, которые нуждаются в особой социальной защите и испытывают трудности в поиске работы, в том числе:

- одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов;

- лицам предпенсионного возраста;

- военнослужащим, уволенным в запас;

- бывшим воинам – участникам военных конфликтов;

- лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах;

- лицам, продолжительное время не имеющим работы;

- лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда.

- выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных российским законодательством;

- охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда;

- оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации;

- равноправию женщин во всех вопросах социальной жизни.

В первую очередь речь, идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту. Должны быть разработаны специальные меры в целях повышения участия женщин в органах государственной власти всех ветвей и уровней, в работе муниципальных структур, деятельности общественных организаций, средств информации, содействия усилению их вовлечению в деловую активность. Особое внимание необходимо уделять женщинам-матерям и готовящимся ими стать. У этих женщин многократно возрастают многообразные социальные риски, и это следует предусмотреть в их социальной защите;

- реализации молодежью своего потенциала в образовательном, научном, культурном и спортивном плане.

3. Социальная защита нетрудоспособных граждан должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей.

Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и по возможности их приумножать. Ведущая роль в решении проблем этих граждан принадлежит социальному обслуживанию и пенсионному обеспечению, которые требуют реформирования.

Социальная защита нетрудоспособных граждан должна включать механизмы, обеспечивающие:

- всем лицам, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, полное социальное обеспечение независимо от расовой и национальной при-надлежности, пола, языка, места жительства, рода и характера деятельности в условиях многообразия форм собственности и других обстоятельств;

- полное пенсионное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности, при потере кормильца, в других предусмотренных законодательством случаях независимо от того, на территории какого государства приобретено право на пенсионное обеспечение, а также выплату государственных пособий семьям, имеющим детей;
- жесткое исполнение законодательной регламентации пенсионного обеспечения, недопущению ни при каких обстоятельствах задержек выплаты пенсий, как государственных, так и иных;

- осуществление мер по льготному пенсионному обеспечению инвалидов, а также мер, направленных на профилактику инвалидности, обеспечению социальной защищенности инвалидов, созданию им условий, необходимых для реализации прав и законных интересов, развития их творческих способностей, беспрепятственного доступа к социальной инфраструктуре, медицинской, профессиональной и социальной реабилитации;

- проживанию в семье;

- сохранению денежных сбережений и ценных бумаг;

- достойному обеспечению ритуальными услугами.

4. Социальная защита семьи как основополагающей опоры общества и государства предусматривает необходимость всемерно поддерживать институт семьи. Именно семья способна сохранить общество, его ценности. Поэтому семейная политика, ориентиро-ванная на обеспечение людям достойных условий для создания, сохранения и развития семьи, неотъемлемая часть социальной защиты населения.

Формы и методы социальной защиты человека должны быть дифференцированными, но обязательно доступными, полноценными, не унижающими человеческое достоинство, максимально ориентированными на профилактику и способы положительного разрешения отдельной личностью сложных критических ситуаций.

Сама система многопрофильной целевой социальной защиты должна включать все амортизаторы негативных влияний на человека и способствовать как профилактике их возникновения, так и ликвидации. И только в тех случаях, когда по каким-либо причинам не срабатывают механизмы социальной защиты или возникают нестандартные, непредусмотренные ситуации, либо человек не согласен с формами и методами его защиты, он будет вынужден заявлять о претенденстве на социальную помощь и услуги в соответствующие компетентные органы.

Разработка механизма функционирования системы многопрофильной целевой соци-альной защиты населения должна вестись по следующим направлениям:

- определение роли и места социальной защиты населения в социальном развитии страны и регионов;

- нормативно-правовое обеспечение социальной защиты, четко определяющее со-циальные риски, последствия которых подлежат коррекции, гарантированной государством;

- разработка государственных стандартов услуг в здравоохранении, образовании, культуре и социальном обслуживании населения (с учетом региональных и местных условий воспроизводства рабочей силы и населения) для их адресного использования в планировании расходов на социальную сферу и их поэтапного повышения;

- нормативно-правовое регулирование профилактики свершения социальных рисков;
- разработка стратегических сценариев развития социального комплекса;

- разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов Российской Федерации по социальным вопросам;

- разработка структурного реформирования государственного управления социальным комплексом, включая нормативно-правовое обеспечение его развития;

институциональные и организационные преобразования социального комплекса :

- приватизация социальных объектов;

- регулирование платных социальных услуг;

- инвестиционная политика в социальной сфере;

- определение приоритетов развития социальной сферы;

- инновационная политика социальных технологий;

- формирование федеральных социальных программ, ориентированных на управление социальными процессами;

- формирование федерально-региональных, межрегиональных и региональных программ социального развития, включая социальную защиту населения;

- создание системы информационного обеспечения населения о правовом, трудовом и ином регулировании жизни общества, с направленностью на активное самостоятельное решение людьми своих проблем, а также достоверное, простое и доступное определение роли государства в этом процессе.

Особое значение следует уделить разработке государственных социальных стандартов. Краеугольным становится вопрос о минимальных стандартах. В правовом отношении минимизация помощи человеку, нуждающемуся в таковой, абстрактна, а в морально-этическом плане – во многих случаях абсурдна. Следует ввести в нормативно-правовое поле иное понятие – минимальные государственные социальные гарантии, четко сформулировать их толкование и механизм реализации.

Определяющее значение в успехе решения проблем социальной защиты будет иметь адекватность финансовых ресурсов, предназначенных на эти цели, потребностям людей. Сложившееся государственное централизованное финансовое обеспечение привело к непомерной нагрузке на государственный бюджет и неисполнению государственных обязательств по социальной защите населения, что вызывает недовольство граждан и социальную напряженность в обществе.

Для изменения такого положения необходимо создать механизм финансового обеспечения этой сферы на принципах дифференцированного социального налогообложения и социального обязательного и добровольного страхования при условии сохранения социального вспомоществования только тем, кому невозможно помочь иначе, как путем социального патернализма. Законодательно следует четко определить критерии социального налога и социального страхового взноса (обязательного и добровольного), а также порядок их начисления, сбора, аккумуляции и использования.

Решение проблем социальной защиты населения России, обеспечивающих вышеиз-ложенные приоритеты, потребует серьезного анализа состояния социальной сферы, сложившихся форм и методов социальной помощи населению, оценки действующих служб здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, миграции и иных ответственных структур.

Очевидна необходимость поиска принципиально иных подходов к управлению соци-альными процессами. В основе такого управления должна быть достоверная динамически отслеживаемая информация о потребностях людей в социальной помощи и услугах и о располагаемых для этого ресурсах (финансовых, материально-технических, инструментальных, институционных, организационных).

Во многих регионах России необходимо провести модернизацию учреждений соци-альной защиты. Это особенно актуально для социальных стационарных учреждений. Дос-тойные условия жизни должны быть созданы тем, кто по разным обстоятельствам находится в домах интернатах, специализированных пансионатах, психоневрологических больницах. Число мест в этих учреждениях должно соответствовать региональной или межрегиональной потребности.

В России актуальной является проблема социальной помощи людям, оказавшимся в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и пересе-ленцы). Необходимо территориальным органам социальной защиты совместными усилиями с другими заинтересованными службами решить проблемы организации домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации.

В различных территориях России отмечаются разительные отличия в материальном положении работников непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного решения.

В условиях глубокого трансформационного спада производства в России первые шаги по восстановлению ранее достигнутых объемов производства при благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре послужили основанием для выводов о вступлении экономики страны в фазу подъема и роста. Критически оценивая качество официальных прогнозов развития экономики, нельзя не подчеркнуть, что практика разработки ряда сценариев создает иллюзию большой свободы выбора альтернативных вариантов. Неблагополучная стартовая ситуация диктует тщательное обоснование стратегии развития, реалистической оценки вариантности.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: