Признание лицом без гражданства в судебном порядке

Обновлено: 22.04.2024

1. Гражданами Российской Федерации признаются лица, указанные в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона, если они обратились с заявлением о признании их гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и если отсутствуют основания отклонения заявлений, предусмотренные пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, признаются гражданами Российской Федерации на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальный орган).

3. Несовершеннолетние дети лиц, указанных в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона, признаются гражданами Российской Федерации, если они ранее не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке. При этом признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется при наличии их согласия.

ГАРАНТ:

Лица, заявления которых о признании гражданами РФ или о приеме в гражданство РФ отклонены по основаниям, предусмотренным пунктами "а", "б" и "в" части четвертой статьи 41.2 и пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 16 настоящего Федерального закона, обязаны выехать из Российской Федерации в течение трех месяцев со дня получения ими соответствующего решения об отказе в признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ. В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации

4. Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;

б) паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно;

в) лицо ранее как иностранный гражданин или лицо без гражданства было выдано Российской Федерацией по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора;

г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

д) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицу был разрешен выход из гражданства Российской Федерации на основании добровольного волеизъявления в установленном законом порядке;

е) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации лицо может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Лица, заявления которых отклонены по основаниям, указанным в п. "а" - "в" ч. 4 ст. 41.2 и п. "а" - "в" ч. 1 ст. 16, обязаны выехать из России в течение трех месяцев со дня получения соответствующего решения. Лица, не исполнившие это требование, подлежат депортации.

Статья 41.2. Условия и порядок признания гражданами Российской Федерации

1. Гражданами Российской Федерации признаются лица, указанные в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона, если они обратились с заявлением о признании их гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, и если отсутствуют основания отклонения заявлений, предусмотренные пунктами "а", "б" и "в" части первой статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, признаются гражданами Российской Федерации на основании решения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (далее - территориальный орган).

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Несовершеннолетние дети лиц, указанных в части третьей статьи 41.1 настоящего Федерального закона, признаются гражданами Российской Федерации, если они ранее не приобрели гражданства Российской Федерации в установленном порядке. При этом признание гражданами Российской Федерации несовершеннолетних детей в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляется при наличии их согласия.

4. Лицо не признается гражданином Российской Федерации в случае, если:

а) паспорт гражданина Российской Федерации был выдан лицу на основании сообщенных им заведомо ложных или недостоверных персональных данных заявителя;

б) паспорт гражданина Российской Федерации был оформлен лицу на утраченном (похищенном) бланке паспорта гражданина Российской Федерации, о чем лицу, обратившемуся с заявлением о признании его гражданином Российской Федерации, было известно;

в) лицо ранее как иностранный гражданин или лицо без гражданства было выдано Российской Федерацией по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора;

г) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

д) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицу был разрешен выход из гражданства Российской Федерации на основании добровольного волеизъявления в установленном законом порядке;

е) после первичного получения паспорта гражданина Российской Федерации лицо приобрело гражданство иностранного государства или действительный документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации лицо может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство).

Статья 10.1. Установление личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность

(введена Федеральным законом от 07.05.2013 N 83-ФЗ)

1. Установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.

(см. текст в предыдущей редакции)

Установление личности иностранного гражданина осуществляется на основании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в соответствии с процедурой, определяемой настоящей статьей.

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов.

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе:

(см. текст в предыдущей редакции)

1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности;

2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям;

3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета;

4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации;

5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

5. Опрос лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, проводится сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Результаты опроса оформляются протоколом опроса свидетеля, в котором указываются место и время проведения опроса, должность, фамилия, имя, отчество лица, проводившего опрос, персональные данные свидетеля, а также документ, удостоверяющий личность свидетеля.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Протокол опроса свидетеля предъявляется для ознакомления участвовавшему в опросе свидетелю. Свидетель может вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые удостоверяются его подписью. Протокол подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и участвовавшим в опросе свидетелем. В случае отказа свидетеля подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Для опознания иностранного гражданина сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел предъявляет его свидетелям, которые предварительно сообщают сведения о себе, а также об обстоятельствах знакомства с данным иностранным гражданином.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Иностранный гражданин предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности внешне сходными с ним. Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Перед началом опознания иностранному гражданину предлагается занять любое место среди предъявляемых для опознания лиц, о чем в протоколе опознания делается соответствующая запись. В случае невозможности опознания иностранного гражданина непосредственно может быть проведено опознание по его фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц, по возможности внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех. Если опознающий указал на одно из предъявленных для опознания лиц или на одну из фотографий, то ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данное лицо, а также сообщить фамилию, имя и отчество опознанного.

9. По результатам опознания составляется протокол опознания, в котором указываются место и дата проведения опознания, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, фамилии, имена, отчества участвовавших в опознании лиц, а при необходимости адреса их места жительства (места пребывания) и другие сведения о них.

10. Протокол опознания предъявляется для ознакомления всем участвовавшим в опознании лицам. Указанные лица могут вносить в протокол замечания о его дополнении и уточнении, которые должны быть удостоверены их подписями.

11. Протокол опознания подписывается составившим его сотрудником территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также участвовавшими в опознании лицами. В случае отказа участвовавшего в опознании лица подписать протокол сотрудник территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вносит в протокол соответствующую запись и удостоверяет ее своей подписью.

(см. текст в предыдущей редакции)

12. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.

Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации.

Форма заявления о выдаче справки для следования в дипломатическое представительство иностранного государства в Российской Федерации, форма такой справки и порядок ее выдачи утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(п. 12 в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 24.02.2021 N 22-ФЗ)

14. Формы бланков заявления об установлении личности, справки о приеме заявления об установлении личности к рассмотрению, протокола опроса свидетелей, протокола опознания и заключения об установлении личности иностранного гражданина утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Григоряна В В о признании частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта «е» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325,

пунктом 4 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (по тексту - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 (в редакции от 19 августа 2009 г. № 950), предусмотрено, что при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя (абзац первый не принимается к рассмотрению заявление об изменении гражданства лица удостоверяющего свою личность и гражданство документом, выданным в связи с его служебной или профессиональной деятельностью, в том числе служебным паспортом, дипломатическим паспортом или паспортом моряка (абзац второй).

Согласно абзацу второму подпункта «е» пункта 14 Положения иностранные граждане и лица без гражданства, указанные в пункте 13 этого Положения, проживающие на территории Российской Федерации, в зависимости от наличия установленных Федеральным законом оснований и условий приобретения гражданства Российской Федерации вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (приложение № 1) представляют при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации, либо вид на жительство.

Григорян В.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими приведенных правовых норм в части, ограничивающей право лиц, не имеющих удостоверяющих личность документов, на обращение с заявлением о вступлении в гражданство Российской Федерации, считая эти нормы в оспариваемой части противоречащими статьям 4 (части 6), 14 (части 4), 28 (части 2) Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации Ссылается на то, что в 1993 г. он прибыл на постоянное место жительства в

Григорян В.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства неоднократно извещался по указанным в заявлении адресам, об изменении которых он суду не сообщил, его личное участие в судебном заседании судом признано не обязательным, поскольку рассмотрение и разрешение дела о проверке в порядке абстрактного нормоконтроля законности оспариваемого нормативного правового акта не требует установления фактических обстоятельств.

Представитель Президента Российской Федерации Глебов И.Н. в своих

возражениях указал на то, что требование о необходимости представления документов, удостоверяющих личность, при обращении с заявлением о

приобретении гражданства Российской Федерации, основано на нормах

федеральных законов, отсутствие у заявителя паспорта гражданина СССР не

исключает возможность его приема в российское гражданство с соблюдением

определенной для таких случаев процедуры, признание оспариваемых

заявителем нормативных положений недействующими привело бы к

произвольному запрету проверки документов и законности пребывания на территории Российской Федерации для лиц, претендующих на российское гражданство и не имеющих каких-либо паспортно-визовых документов.

Обсудив приведенные в заявлении доводы, выслушав возражения представителя Президента Российской Федерации Глебова И.Н., проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Масаловой Л.Ф., полагавшей в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации установлено, что Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (часть 2 статьи 29); форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации (часть 4 статьи 33).

Президент Российской Федерации, основываясь на данных нормах Указом от 14 ноября 2002 г. № 1325 утвердил Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, определив в нем перечень документов, необходимых применительно к конкретным основаниям для приобретения гражданства Российской Федерации, приема в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации. Нормативный правовой акт официально опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации за 2002 г. № 46, «Российской газете»

19 ноября 2002 г.

Доводы заявителя о незаконности абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго подпункта «е» пункта 14 Положения в части норм обязывающих лиц при подаче заявлений по вопросам гражданства представлять документы, удостоверяющие их личность, а для приобретения гражданства Российской Федерации на основании части 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» - паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г. либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства, со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., лишены правовых оснований.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» под проживанием понимает проживание лица на законном основании на

территории Российской Федерации или за ее пределами (статья 3).

положении иностранных граждан в Российской Федерации» признает законно

находящимся в Российской Федерации лицо, имеющее действительные вид на

жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или)

миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.

Пункт 4 Положения в части, обязывающей предъявлять должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве, документы удостоверяющие личность заявителя, гражданство либо отсутствие гражданства, а также подтверждающие место его жительства, детализирует приведенные законоположения и не противоречит им.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» закреплено требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г.

Следовательно, необходимым условием для лиц, имевших гражданство СССР, и претендующих на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, является наличие документов, подтверждающих регистрацию этих лиц по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г.

В абзаце втором подпункта «е» пункта 14 Положения в развитие указанной нормы федерального закона перечислены документы, содержащие отметку о регистрации по месту жительства, на основании которых может быть установлен факт регистрации лица по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 г., что соответствует требованиям федерального закона.

Согласуется данная норма Положения и с частью 7 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации устанавливающей, что наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.

По состоянию на 1 июля 2002 г. в силу статьи 47 Закона СССР от 23 мая

Утрата иностранным гражданином или лицом без гражданства документов, удостоверяющих личность, не исключает возможность его приема

в российское гражданство с соблюдением процедуры, предусмотренной

пунктом «в» статьи 30 Федерального закона «О гражданстве Российской

Федерации». Территориальные подразделения Федеральной миграционной

службы вправе оформить такому лицу вид на жительство в Российской Федерации после проверки факта, подтверждающего его постоянное проживание на территории Российской Федерации и дату регистрации по месту жительства, с последующим приемом от него заявления о предоставлении российского документа.

Перечень документов, приведенный в оспариваемых нормах, не противоречит федеральному закону, не препятствует лицам, прибывшим в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 г. и не имеющим вида на жительство представлять при отсутствии паспорта гражданина СССР образца 1974 года иные документы, подтверждающие их проживание на территории Российской Федерации.

С учетом изложенного доводы Григоряна В.В. о незаконности Положения в оспариваемой части лишены правовых оснований, заявленное им требование удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

в удовлетворении заявления Григоряна В В о признании

частично недействующими абзацев первого и второго пункта 4, абзаца второго

подпункта «е» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов

гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента

Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Момотова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Кликушина А.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю об установлении факта использования Алиевой В.Г. кызы подложного документа при приобретении гражданства Российской Федерации

по кассационной жалобе представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю - Зарицкой Е.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2013 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Момотова В.В., объяснения представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю Мысловской М.Д., поддержавшей доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Управление Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю обратилось в Индустриальный районный суд г. Хабаровска с заявлением об установлении факта использования Алиевой В.Г. кызы подложного документа при приобретении гражданства Российской Федерации. В обоснование своих требований заявитель сослался на то, что Алиева В.Г. кызы при подаче 3 июня 2008 г. заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке в качестве документа, подтверждающего отсутствие гражданства Азербайджанской Республики, представила справку из консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 271-КО. Однако по результатам проведенной Управлением Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю проверки установлено, что консульским отделом Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации названная справка Алиевой В.Г. кызы не выдавалась. Полагая, что решение о приеме Алиевой В.Г. кызы в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке от 1 декабря 2008 г. принято на основании представленного ею подложного документа, Управление Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю просило установить данный факт в судебном порядке.

Решением Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 июля 2012 г. заявление удовлетворено.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2013 г. решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении заявления.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2013 г. отказано в передаче кассационной жалобы представителя Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю Мысловской M.Л. для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В повторной кассационной жалобе Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю, поданной в лице представителя Зарицкой Е.А., ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2013 г., как вынесенного с нарушением требований закона, и оставлении в силе решения Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 июля 2012 г.

Определением заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Нечаева В.И. от 7 марта 2014 г. отменено определение судьи Верховного Суда Российской Федерации от 11 сентября 2013 г. и кассационная жалоба Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю, поданная в лице представителя Зарицкой Е.А., с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое судебное постановление - подлежащим отмене.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Такие нарушения были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.

Согласно подпункту «е» пункта 14 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325, при приобретении гражданства Российской Федерации на основании части 4 статьи 14 названного закона на иностранных граждан и лиц без гражданства возложена обязанность вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации представить в том числе один из перечисленных в пункте 10 Положения документов об отказе от имеющегося иного гражданства, а при необходимости - квитанцию о заказном почтовом отправлении, за исключением случаев, когда отказ от иного гражданства не требуется.

Судом установлено, что 3 июня 2008 г. Алиева В.Г. кызы обратилась в Управление Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, предоставив в качестве документа, подтверждающего отсутствие гражданства Азербайджанской Республики, справку от 9 февраля 2007 г. № 271-КО, выданную консульским отделом Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации.

Решением Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю от 1 декабря 2008 г. Алиева В.Г. кызы признана приобретшей гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции, основываясь на установленных по делу обстоятельствах, пришел к выводу о том, что Алиева В.Г. кызы при обращении 3 июня 2008 г. в Управление Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю представила подложные сведения о своем гражданстве.

При этом суд учитывал то, что при заполнении заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Алиева В.Г. кызы, собственноручно указала, какие документы она представляет вместе с заявлением, в том числе названную выше справку. По окончании заполнения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Алиева В.Г. кызы предупреждена, что в соответствии со статьей 22 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» решение о приеме в гражданство Российской Федерации, принятое на основании подложных документов или заведомо ложных сведений, подлежит отмене, о чем свидетельствует ее подпись, также подтверждающая подлинность предоставленных ею документов и достоверность изложенных в заявлении сведений.

Также суд первой инстанции указал на то, что данный факт имеет юридическое значение для заявителя, поскольку его установление необходимо для принятия решения о прекращении гражданства Российской Федерации Алиевой В.Г. кызы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции противоречащими требованиям закона.

Таким образом, законом предусмотрена процедура принудительного прекращения гражданства Российской Федерации у лица, его приобретшего, посредством отмены соответствующего решения уполномоченного государственного органа в случае установления недобросовестности действий заявителя при подаче документов, необходимых для приобретения гражданства Российской Федерации, в частности представления им либо подложных документов, либо заведомо ложных сведений.

При этом каждый из перечисленных выше юридических фактов в случае его установления в судебном порядке является самостоятельным основанием для отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации.

Судебный порядок установления фактов, имеющих юридическое значение, в том числе и факта, являющегося предметом рассмотрения по настоящему делу, предусмотрен Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, согласно части 1 статьи 264 которого суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Как установлено судом, заявитель обратился с требованием об установлении факта использования Алиевой В.Г. кызы при подаче заявления на приобретение гражданства Российской Федерации подложных документов.

Следовательно, для установления данного юридического факта, порождающего соответствующие правовые последствия, достаточно установления поддельности представленных лицом документов или наличия в этих документах ложных сведений.

В ходе рассмотрения дела установлено, что сведения об отсутствии у Алиевой В.Г. кызы гражданства Республики Азербайджан содержатся в документе, который компетентным органом иностранного государства последней не выдавался.

Данное обстоятельство достоверно свидетельствует о поддельности предоставленного Алиевой В.Г. кызы в Управление Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю документа и несоответствии действительности содержащихся в нем сведений, то есть о подложности.

Таким образом, установление данного обстоятельства является достаточным основанием для установления факта представления Алиевой В.Г. кызы подложных документов при подаче заявления на приобретение гражданства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении заявления Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю.

Кроме того, статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлены требования к решению суда, в соответствии с которой решение суда должно быть законным и обоснованным.

Верховный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления Пленума от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении» разъяснил, что решение может считаться законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных данной главой.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», по смыслу статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено, что постановление суда апелляционной инстанции выносится в форме апелляционного определения.

В апелляционном определении должны быть указаны в том числе мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался (пункт 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Из указанных выше правовых норм и разъяснений следует, что при рассмотрении дела суд апелляционной инстанции повторно проводит по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции, проверку и оценку фактических обстоятельств дела и определяет нормы права, которые подлежат применению, по результатам чего выносит апелляционное определение, в котором указывает мотивы, по которым он пришел к своим выводам, и ссылки на законы, которыми он руководствовался.

Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.

Между тем по настоящему делу суд апелляционной инстанции в нарушение приведенных выше норм процессуального права, не указал мотивы, по которым посчитал, что достаточные доказательства подложности представленного Алиевой В.Г. кызы документа - справки консульского отдела Посольства Азербайджанской Республики в Российской Федерации от 9 февраля 2007 г. № 271-КО - отсутствуют, а также не указал какие нарушения норм материального, либо процессуального права допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

По изложенным основаниям Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что названные выше допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Управления Федеральной миграционной службы России по Хабаровскому краю, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2013 г. подлежит отмене, а состоявшееся по делу решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 июля 2012 г. - оставлению в силе.

Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 29 марта 2013 г. отменить, оставить в силе решение Индустриального районного суда г. Хабаровска от 3 июля 2012 г.

Председательствующий Момотов В.В.
Судьи Гетман Е.С.
Кликушин А.А.

Обзор документа

Управление ФМС России обратился в суд с заявлением об установлении факта - использование лицом подложного документа при приобретении гражданства России.

Как указал заявитель, лицо представило справку об отсутствии гражданства другого государства. Между тем при проверке выяснилось, что такой документ в действительности не выдавался.

СК по гражданским делам ВС РФ не поддержала позицию заявителя и указала следующее.

По Закону о гражданстве решение о приобретении или прекращении российского гражданства подлежит отмене, если будет установлено, что оно принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений.

Таким образом, закон предусматривает процедуру принудительного прекращения гражданства в случае, если будет установлена недобросовестность действий заявителя при подаче документов, в частности, представление либо подложных документов, либо заведомо ложных сведений.

При этом каждый из перечисленных выше юридических фактов в случае его установления в судебном порядке - самостоятельное основание для отмены решения о приобретении гражданства.

Следовательно, для того, чтобы установить юридический факт, порождающий соответствующие правовые последствия, достаточно доказать поддельность представленных лицом документов или наличие в этих материалах ложных сведений.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: