Признание государствами вновь возникшего государства с точки зрения международного права

Обновлено: 28.03.2024

Международно-правовое признание — формальный акт (действие) государства, констатирующий наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений; признание существующими государствами новых государств или правительств либо других дестинаторов признания в целях установления с ними официальных или неофициальных, полных или неполных, постоянных или временных отношений [1] .

Содержание

Виды международно-правового признания

Основными видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание национально-освободительных организаций;
  • признание организаций сопротивления и др.

Общая характеристика

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства какого-либо государства, пришедшего к власти неконституционным путём (в результате революции, переворота и/или гражданской войны), означает, что прежнее правительство более не считается представляющим данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение прежнего субъекта международного права.

Признание государств и признание правительств именуется в доктрине международного права традиционными видами международно-правового признания; основными критериями признания в данном случае являются независимость признаваемого государства и самостоятельность нового правительства в осуществлении государственной власти. Предварительные или промежуточные виды признания (национально-освободительной организации, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления, правительства в эмиграции) применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании национально-освободительной организации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве представляет собой совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Вопрос о признании нового государства встаёт, когда это государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) национально-освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран; в) слияния двух или нескольких государств или распада одного государства на два или несколько новых.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, располагающего соответствующими полномочиями и компетенцией, и свидетельствующий о том, что оно рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения, либо о том, что оно считает власть, утвердившуюся в государстве неконституционным путём, достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях в качестве представителя этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли то или иное государственное образование государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [2]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству существующего государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны или переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории своего государства, контролирует внутреннюю ситуацию,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранных граждан,
  • выражает готовность к мирному урегулированию внутригосударственных конфликтов, если таковые имеют место,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны (более подробно см. Доктрина Тобара).

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства (более подробно см. Доктрина Эстрады).

В последние десятилетия всё больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь в таких случаях продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Признание восставшей (воюющей) стороны представляет собой своего рода предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом. Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство, исходя из наличия состояния войны, считает необходимым соблюдать нейтралитет по отношению к обеим воюющим сторонам. В период Второй мировой войны, например, в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны

    признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США. , Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла в июне 1979 года признали Сандинистский фронт национального освобождения как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа. и Мексика28 августа1981 года признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре.

Признание организаций сопротивления и национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Формы международно-правового признания

Наиболее распространённый способ официального признания — установление или согласие на установление существующим государством дипломатических отношений с новым государством.

По форме признание обычно подразделяется на признание де-юре и де-факто.

Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически.

Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания — в свою очередь, разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием де-юре. Признание де-юре (официальное) выражается в официальных актах — к таковым относятся, например, заявления об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, а также межгосударственные договоры по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto — имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Теории международно-правового признания

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [3] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Декларативная теория признания имеет сейчас подавляющее большинство сторонников [источник не указан 1292 дня] . Её сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. «Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф. Ф. Мартенс. — Признанием его лишь констатируется его рождение» [4] . Л. А. Моджорян отмечает, что признание «не создает нового субъекта международного права». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [5] . Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Статья 12 Устава Организации американских государств, например, гласит:

«Политическое существование государства не зависит от признания его другими государствами. Даже до своего признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости, на обеспечение своей безопасности и процветания и, исходя из этого, право организовываться, как сочтет необходимым, издавать законы по касающимся его вопросам и руководить различными органами, а также определять юрисдикцию и компетенцию своих судов. Осуществление этих прав не имеет никаких ограничений, кроме уважения прав других государств в соответствии с международным правом.» [6] .

Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (исп. Carlos R. Tobar ) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 года и в ноябре 1923 года, где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в первой половине XX века. Позднее в договорной практике, в том числе в уставе Организации американских государств, ссылок на доктрину Тобара нет. Вместо доктрины Тобара широкое распространение в договорной практике получила доктрина Эстрада [7] [8] [9] .

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против использования института признания для вмешательства США и ряда других государств во внутренние дела Мексики и остальных латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной. Она соответствует декларативной концепции признания и отвечает принципам международного права [10] [11] [12] [13] .

Известные случаи международно-правового признания

Длительное международно-правовое признание

В данной части раздела указаны самопровозглашённые государства, международно-правовое признание которых длится несколько десятилетий и зависит от позиции государств в регионе и международной ситуации в целом.

Международно-правовое признание (признание в международном праве) — формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой-либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений. Это признание в соответствии с международным правом существующими государствами новых государств или правительств либо других органов, позволяющее установить с ними официальные или неофициальные, полные или неполные, постоянные или временные отношения. Видами международно-правового признания являются:

  • признание государства;
  • признание правительства;
  • признание восставшей (воюющей) стороны;
  • признание органов национального освобождения;
  • признание организаций сопротивления и др.

Содержание

Виды международно-правового признания

Общая характеристика видов международно-правового признания

Основные виды признания — признание новых государств и признание новых правительств, образованных «неконституционным путём» (в результате революции, гражданской войны или государственного переворота). Видами признания являются также признания органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны.

Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения.

Признание нового правительства со стороны других государств означает, что старое правительство уже не представляет данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение старого субъекта международного права.

Признание государств и правительств именуются в доктрине международного права традиционными, так как основными критериями признания здесь являются независимость признаваемого государства и самостоятельность в осуществлении государственной власти нового правительства. Предварительные или промежуточные признания: наций, восставшей или воюющей стороны, организации сопротивления и правительств в эмиграции — применяются в ожидании дальнейшего развития событий, которые могут привести либо к созданию нового государства (при признании нации), либо к стабилизации положения в стране, где власть нового правительства была установлена неконституционным путём.

Признание государства

Признание государства в международным публичном праве, совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений.

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Крупнейшая международная организация — ООН — не имеет полномочий определять, является ли что-либо государством.

Признание нового государства или правительства — это акт, который могут совершить или отказаться совершить только государства и правительства. Как правило, оно означает готовность установить дипломатические отношения. Организация Объединённых Наций — это не государство и не правительство, и поэтому она не обладает никакими полномочиями признавать то или иное государство или правительство.

— Фактологический бюллетень ООН № 2 [1]

Новое государство имеет право на международное признание. Такое право основывается на общепризнанных принципах равенства и взаимной выгоды, уважения суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела.

Вопрос о признании рассматривается только тогда, когда государство возникло в результате: а) социальной революции, приведшей к замене одного общественного строя другим; б) образования государств в ходе национально-освободительной борьбы, когда народы бывших колониальных и зависимых стран создали независимые государства; в) слияния двух или более государств или разъединения одного государства на два или более.

Признание правительства

Признание обычно первоначально адресуется вновь возникшему государству. Но признание может предоставляться и правительству государства, которое пришло к власти неконституционным путём — в результате гражданской войны, переворота.

Единых критериев признания такого рода правительств в международной практике не существует. Обычно исходят из того, что признание правительства является обоснованным, когда оно:

  • эффективно осуществляет власть на территории государства,
  • контролирует ситуацию в стране,
  • проводит политику соблюдения прав и основных свобод человека, уважения прав иностранцев,
  • выражает готовность к мирному урегулированию конфликтов, если такие имеет место внутри страны,
  • заявляет о готовности соблюдать международные обязательства.

В 1907 году была выдвинута доктрина Тобара, в силу которой правительства, возникшие неконституционным путём, не должны признаваться, пока они не будут признаны населением своей страны.

В 1930 году министр иностранных дел Мексики Эстрада сформулировал доктрину, согласно которой особого признания правительства не требуется, поскольку это поставило бы признающее правительство в положение высказывающего суждение о законности другого правительства и тем самым вмешивающегося во внутренние дела другого государства.

В последние десятилетия все больше государств (США, Англия, Австралия) отказываются от практики выступлений с заявлениями о признании правительств, ограничиваясь для таких случаев продолжением или отказом от продолжения дипломатических отношений.

Признание восставшей (воюющей) стороны

Это как бы предварительное признание, направленное на установление контактов с признаваемым субъектом, как это первоначально имело место во время гражданской войны в Испании во второй половине 30-х годов XX века. Признание в качестве воюющей стороны предполагает, что признающее государство исходит из наличия состояния войны и считает необходимым соблюдать по отношению к воюющим правил нейтралитета. В период Второй мировой войны в качестве воюющей стороны признавался Национальный комитет «Сражающаяся Франция».

Примеры международно-правового признания статуса воюющей стороны

    признавала Конфедеративные Штаты Америки в качестве воюющей стороны в первый месяц гражданской войны в США. , Эквадор, Колумбия, Перу и Венесуэла признали Сандинистский фронт национального освобождения, как воюющую сторону в гражданской войне в Никарагуа в июне 1979 года. и Мексика признали Фронт национального освобождения имени Фарабундо Марти (ФНОФМ) как воюющую сторону в гражданской войне в Сальвадоре28 августа1981 года.

Признание организации сопротивления и органов национального освобождения

Признание организаций сопротивления получило широкое распространение со стороны государств антигитлерской коалиции в годы второй мировой войны. Признание органов сопротивления, которые создавались на территории государств, временно захваченных Германией и её союзниками, означало признание власти, борющейся против оккупантов.

Одни органы власти, организовавшие эту борьбу, находились в эмиграции (Французский Комитет национального освобождения, Чехословацкий Национальный Комитет), а другие — на оккупированной территории. Вместе с признанием органы народного сопротивления получали международно-правовой статус сражающихся (комбатантов), что означало распространение на них правил ведения войны и юридически обосновывало оказание помощи (Народно-освободительная армия Югославии).

Организации сопротивления нередко преобразовывались в легитимное правительство после освобождения территории государства от оккупации — так, например, 2 июня 1944 года Французский Комитет национального спасения (бывшее движение «Сражающаяся Франция») переименовал себя во временное правительство Французской Республики, которое возглавил лидер Французского сопротивления генерал Шарль де Голль.

Формы международно-правового признания

Основными формами признания являются признание де-юре и признание де-факто. Признание ad hoc — это временное или разовое признание, признание для данного случая, данной цели. Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании, или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически. Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания. Тогда как разрыв дипломатических отношений может означать прекращение признания правосубъектности государства (правительства). Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в целях поддержания или восстановления международного мира в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы таковому (ст. 39 и 41).

Полное, окончательное и официальное (дипломатическое) признание называется признанием de jure. Признание de jure (официальное) выражается в официальных актах, например, заявлении об установлении дипломатических отношений, что является классической формой признания государства, даже если в предложении об установлении таких отношений не содержится заявления об официальном признании, заключении договоров по политическим, экономическим, культурным и иным вопросам.

Неокончательное признание — признание de facto имеет место в тех случаях, когда у признающего государства нет уверенности в прочности признаваемого субъекта международного права, а также когда он (субъект) считает себя временным образованием. Этот вид признания может быть реализован, например, путём участия признаваемых субъектов в международных конференциях, многосторонних договорах, международных организациях. Однако не рассматривается как признание факт участия не признающих друг друга субъектов международного права в одном международном договоре или одной международной организации (ст. 82 Венской конвенции «О представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера» 1975 г.), так как участие в договоре и представительство в международной организации, с одной стороны, и признание, с другой стороны, представляют собой различные правоотношения, регулируемые разными институтами и нормами международного права.

Признание de facto, как правило, не влечет за собой установление дипломатических отношений. Между государствами устанавливаются торговые, финансовые и иные отношения, но не происходит обмена дипломатическими представительствами.

Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или ad hoc, которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т. д.).

Теории международно-правового признания

Конститутивная теория признания

Некоторые юристы-международники (Г. Трипель, Д. Анцилотти, К. Штрупп, Холд Фернек, Г. Кельзен, Г. Лаутерпахт и др.) развивали так называемую конститутивную теорию признания, согласно которой признание государства является конститутивным актом, от которого зависит его международная правосубъектность [2] . Однако эта теория не учитывает факты реальной действительности, демонстрирующие возможность любого государства независимо от признания или непризнания его другими государствами иметь и эффективно осуществлять установленные международно-правовыми нормами права и обязанности. Другие участники международного общения обязаны независимо от признания или непризнания ими данного государства строго соблюдать в отношениях с ним общепризнанные и общеобязательные нормы международного права. Государство в отличие от других субъектов международного права обладает универсальной правосубъектностью, не ограниченной ни в отношении предмета международно-правого регулирования, ни во времени, поскольку государство существует.

Конститутивная теория была в основном широко распространена до Второй мировой войны.

Декларативная теория признания

Декларативная теория признания имеет сейчас подавляющее большинство сторонников. Её сущность заключается в том, что признание не сообщает дестинатору соответствующие качества, а лишь констатирует возникновение нового субъекта международного права и облегчает осуществление с ним контактов. Признание предполагает внутреннюю независимость вновь возникшего государства. «Государство возникает и существует самостоятельно, — писал Ф. Ф. Мартенс. — Признанием его лишь констатируется его рождение» [3] . Л. А. Моджорян отмечает, что признание «не создает нового субъекта международного права». Жизнеспособные государства, возникшие в результате реализации права наций на самоопределение, а также жизнеспособные правительства, пришедшие к власти в результате свободного волеизъявления народа, «будут существовать независимо от того, пользуются ли они признанием или нет» [4] . Признание или непризнание не влияет на существование нового государства. Признание носит декларативный характер. Статья 9 Устава Организации американских государств, например, гласит: «политическое существование государства не зависит от его признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право на защиту своей целостности и независимости». Признание нового государства не затрагивает прав, приобретённых им до признания в силу законов, имевших применение. Иными словами, юридическим последствием международного признания является признание юридической силы за законами и подзаконными актами признанного государства.

Доктрина Тобара

Доктрина Тобара — политическая доктрина международно-правового характера, выдвинутая в 1907 году министром иностранных дел Эквадора Карлосом Р. Тобаром (Сarlos R. Tobar (исп.)) о непризнании новых правительств, пришедших к власти антиконституционным путём (то есть после государственного переворота правительств), пока эти правительства не будут признаны населением своей страны. Тобар предложил американским государствам подписать международную конвенцию, согласно которой они получили бы возможность вмешиваться во внутренние дела латиноамериканских стран. Практически доктрина Тобара была реализована в двух договорах, заключённых Гватемалой, Гондурасом, Коста-Рикой, Никарагуа и Сальвадором в декабре 1907 г. и в ноябре 1923 г., где было зафиксировано, что их участники «не признают правительства, которое может установиться в одной из пяти республик в результате государственного переворота или революции…». США, не являясь участником этих договоров, активно использовали их в своей политике в 1-й половине XX в [5] .

Доктрина Эстрады

Доктрина Эстрады [6] — политическая доктрина международно-правового характера, провозглашенная в 1930 году секретарём по внешним связям Мексики Хенаро Эстрадой по вопросу о признании новых правительств. В 1930—2000 годах являлась официальной доктриной Мексики в области международной политики. В противоположность доктрине Тобара, по доктрине Эстрады, новое правительство, даже если оно пришло к власти неконституционным путём, не нуждается в специальном акте признания со стороны иностранных государств. Таким образом возникновение нового правительства ставит перед участниками международного общения лишь вопрос о том, вступать или не вступать с ним в дипломатические сношения. Эстрада осудил злоупотребления правом признания и вмешательство во внутренние дела наций. Доктрина Эстрады, направленная прежде всего против вмешательства США во внутренние дела Мексики и других латиноамериканских государств, признавалась в СССР прогрессивной [7] .

в международным праве, совокупность норм, регулирующих процесс вступления на международную арену новых государств как субъектов международно-правовых отношений. Основные виды признания — признания новых государств и новых правительств, пришедших к власти т. н. «неконституционным путём» (в результате революции, гражданской войны или государственного переворота). Видами признания являются также признания органов национального освобождения, организаций сопротивления и воюющей стороны. Признание нового государства со стороны уже существующих государств состоит в том, что последние прямо заявляют или иным образом показывают, что они считают новое государственное образование независимым и суверенным государством, полноправным участником международного общения. Признание нового правительства со стороны др. государств означает, что старое правительство уже не представляет данное государство и что только новое правительство, по мнению признающих государств, способно его представлять в международном общении. Характерной особенностью признания нового правительства, отличающей его от признания новых государств, является сохранение старого субъекта международного права.

Основными формами признания являются признание Де-юре и признание Де-факто. Практике международных отношений известно также т. н. признание «фактическое», или «ad hoc», которое не носит официального характера и означает лишь факт вступления в отношения с новой властью по какому-либо отдельному вопросу или поводу (например, для защиты своих граждан, для обмена пленными и т.д.). Признание может быть прямо выраженным, когда признаваемой стороне направляется специальный документ о признании или подразумеваемым, когда последствия признания реализуются фактически. Установление дипломатических отношений всегда является свидетельством полного и окончательного признания.

В более широком смысле слова признание в международном праве — формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой-либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в сфере международных отношений.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Полезное

Смотреть что такое "Признание государства" в других словарях:

Признание государства — Международно правовое признание (признание в международном праве) формальный акт (или действие) государства, констатирующий какой либо конкретный факт, с которым данное государство связывает наступление определённых юридических последствий в… … Википедия

Признание государства в международном праве — Признание государства непосредственно связано с его международной правосубъектностью. Признание как правовой институт включает главным образом обычно правовые нормы, отдельные аспекты признания регламентируются международными договорами… … Энциклопедия ньюсмейкеров

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ЮРЕ — (лат. de jure, букв. по праву) в международном праве одна из традиционных форм официального признания существующими государствами и правительствами вновь возникающего государства или правительства, означающая полное, окончательное и официальное… … Юридическая энциклопедия

Признание Геноцида армян — Признание геноцида армян формальный акт (действие) государства, констатирующий тот факт, что в 1915 году властями Османской империи на контролируемых ею территориях был организован и осуществлен геноцид армянского населения. Содержание 1… … Википедия

ПРИЗНАНИЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ — односторонний акт государства, посредством которого оно выражает свою готовность вступить в юридические отношения с каким либо другим государством (иным субъектом международного права) и поддерживать с ним полномасштабные дипломатические,… … Юридический словарь

Признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений в США — Признание решения иностранного суда на территории США означает, что данное решение служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение суда США. Признание иностранного судебного решения является… … Википедия

ПРИЗНАНИЕ — международное дипломатический акт, которым существующие государства заявляют о признании нового государства или нового правительства. Основные формы: признание де юре и признание де факто … Большой Энциклопедический словарь

ПРИЗНАНИЕ ДЕ-ФАКТО — (лат. de facto, букв. на деле) в международном праве одна из традиционных форм признания существующими государствами и правительствами вновь возникающего государства или правительства, означающая официальное, но не окончательное признание.… … Юридическая энциклопедия

ПРИЗНАНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА — дипломатический акт, совершаемый государством с целью выразить свою поддержку вновь сформированному правительству другой страны, образовавшемуся неконституционным путем. Процедура П.п. не является обязательной и может быть заменена простым… … Юридический словарь

Признание де-юре — лат.Dejure по праву в международном праве полное, окончательное и официальное признания государства и правительства. Признание де юре влечет за собой обмен дипломатическими представителями высшего класса. Словарь бизнес терминов. Академик.ру.… … Словарь бизнес-терминов

20. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРИЗНАНИЯ ГОСУДАРСТВ.

Признание – это политико-правовой акт, которым государство официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового государства, выражает свое позитивное отношение к этому намерению нового государства вступать в отношения с другими государствами и иным образом участвовать в международном общении.

В современном международном праве институт признания сформировался в связи с появлением новых государств в результате обретения независимости бывшими колониями, слияния или разделения государств. Признание государства также требуется в случае смены в государстве общественно-политической системы.

В настоящее время не существует особой формулы выражения признания, речь идет о признании государства в качестве независимого суверенного, когда признающий исходит из наличия у признаваемого способности участвовать в международном общении и выступать при этом как субъект международного права.

Современная практика показывает, что признание осуществляется в виде письменного послания от признающего государства, передаваемого по дипломатическим каналам или на церемонии провозглашения независимости.

Международное право не устанавливает обязанности предоставлять признание; это является актом доброй воли со стороны признающего государства. Однако в некоторых постконфликтных ситуациях такого рода обязанность может предусматриваться в целях нормализации отношений (по Парижско-Дейтон-ским соглашениям 1996 г. союзная республика Югославия и Республика Босния и Герцеговина были обязаны признать друг друга в качестве суверенных независимых государств).

Признающее государство руководствуется своими собственными политическими соображениями при решении вопроса о том, предоставлять или не предоставлять признание. Однако в 1991 г. в связи с распадом СССР и положением в некоторых странах Восточной Европы Европейское сообщество (Европейский Союз) определило общий подход к вопросу официального признания новых государств в этом районе. Были согласованы критерии официального признания, такие как соблюдение Устава ООН; уважение нерушимости всех границ; принятие соответствующих обязательств, касающихся разоружения и нераспространения ядерного оружия, а также безопасности и региональной стабильности.

В связи с признанием вновь возникшего государства возникает вопрос, имеет ли такое признание декларативную или конститутивную значимость, т. е. идет ли речь о констатации факта появления нового субъекта международного права и определении отношения к этому со стороны признающего или же о том, наделяется ли признаваемое государство международной правосубъектностью, возможностью практически участвовать в международном общении. В каждом акте признания присутствует элемент декларативной значимости, но в условиях нарастания в современном мире тенденций к сепаратизму, к фрагментации, к расчленению территориальной целостности государств, особенно многонациональных, наблюдается усиление конститутивного начала в институте признания.


Институт признания государств является одним из самых старых и сложных вопросов в международном праве. Вот уже на протяжении нескольких веков вопросы, связанные с признанием государств, являются одними из самых актуальных вопросов в международном праве. Связано это прежде с тем, что в мире нередко происходят события, в результате которых появляются новые государства, однако институт признания регулируется обычными нормами, а в отдельных вопросах международными договорами и резолюциями международных организаций. Попытки кодифицировать данный институт международного права не обвенчались успехом, поэтому данный институт до сих пор остается некодифицированным, а вопросы признания решаются исходя из практики государств и общепризнанных принципов международного права.

Значительную актуальность институт признания государств в международном праве приобрел с появлением ряда непризнанных самопровозглашенных территориальных образований, которые претендуют на признание их как независимых государств.

Для начала необходимо разобраться в самом понятии признание государства. Итак, на сегодняшний день отсутствует единого и четкого определения понятия «признание государства», которое в свою очередь порождает ряд проблем функционирования данного института в международном праве. Так, например, в отношении дефиниции признания государства нет единства мнений. Одни ученые считают, что признание государств представляет собой односторонний акт, которым государство признает факт образования нового государства и тем самым его международно-правовую субъектность; другие, определяют данное понятие как процедуру, при помощи которой правительства существующих государств реагируют на определенные изменения в мировом сообществе определение; третьи, считают, что под понятием признание государства следует понимать соответствие на самом деле субъекта, объявившего, что является государством, определенным требованиям.

Вместе с тем, в международном праве выделяют конститутивную и декларативную теории признания государств. Согласно конститутивной теории, только существующими субъектами международного права могут приниматься решения о признании вновь образовавшегося образования государством. При этом отсутствуют международно-правовые нормы, устанавливающие необходимое число государств, которые должны выразить признание, а также в случае, если не все государства признают его субъектом, то какой юридический статус будет у данного «государства».

Другая теория, декларативная, утверждает, что субъектом международного права государство признается в момент образования, и не требует какого- либо признания другими субъектами международного права. Данная теория закреплена в ряде международных актов. Так, например, согласно статье 3 Конвенции Монтевидео о правах и обязанностях государств 1933 г, «Политическое существование государства не зависит от признания другими государствами. Даже до признания государство имеет право защищать свою целостность и независимость для обеспечения его сохранения и процветания, и, следовательно, формировать себя, таким образом, каким оно считает нужным, законодательствовать в соответствии с его интересами, управлять его услугами, а также определять юрисдикции и компетенции его судов» [4]. Также, данная Конвенция определяет основные признаки государства: во-первых, постоянное население; во-вторых, определенная территория; в-третьих, собственное правительство; в- четвертых, способность вступления в отношения с другими государствами. Тоесть, если у данного образования имеются перечисленные признаки государства, то данное образование уже является государством. Однако и данная теория имеет свои минусы. Отвечая всем критериям государственности, на практике непризнанные территориальные образования все же не являются субъектами международного права.

Однако не стоит забывать, что на сегодняшний день на мировое признание претендуют ряд государств, которые в будущем могут создать угрозу для других государств и мировой безопасности. Так, например, Нагорно-Карабахская Республика, которая возникла на оккупированных Арменией международно-признанных территориях Азербайджана в 1991 году. В 1991 -1993 году разгорелся военный конфликт с Нагорно-Карабахской Республикой и Азербайджаном, в результате которого азербайджанцы вытеснили армян с территории бывшего Шаумяновского района Азербайджанской ССР и части Нагорного Карабаха. В свою очередь, поддержанная Арменией Нагорно-Карабахская Республика установила контроль над несколькими районами Азербайджана, прилегающими к Нагорному Карабаху, и вытеснила оттуда азербайджанское население. В 1993 году Советом Безопасности ООН данное действие Нагорно-Карабахской Републики было квалифицировано, как оккупация территории Азербайджана армянскими силами, соответственно оно не может быть признано на международном уровне. Согласно декларативной теории, любое территориальное образование, которое захочет стать государством при имеющихся признаков государства будет обладать международной правосубъектностью. Однако данная теория не предусматривает эффективных мер, препятствующих случаям не соответствующего нормам международного права возникновения различных территориальных образований, претендующих на статус независимых государств. В этом случае любое территориальное образование, объявив о своей «независимости», становится субъектом международного права (например, ДАИШ).

Существует и смешанная теория, которая предполагает слияние доктринальной и конститутивной теории. Сторонники данной теории считают, что для признания территориального образование государством, необходимо наличие признаков государства, а также необходимо международное признание данного территориального образования. На наш взгляд, необходимо четко закрепить условия, при которых данное территориальное образование может быть признано государством.

Во-первых, вновь созданное государство должно обладать соответстующими признаками, такими как территория, население, правительство и др.

Во–вторых, при своем образовании, данное государство не должно нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. В ряде случаев, мировое сообщество может ответить отказом в признании определенные территориальные образования в качестве независимых государств, которые были созданы с нарушением норм и принципов международного права. Так, например, Южная Родезия. Совет Безопасности ООН призвал все государства не признавать это территориальное образование, провозглашенное белым меньшинством без согласия всего населения страны. Также СБ ООН призвал не признавать созданные Южной Африкой банду-станы Транскей, Бохувотсвана, Венда, Гскей в качестве независимых государств как созданные с нарушением международного права. Стоить отметить, что мировое сообщество вправе принять меры, направленные на уничтожение территориальных образований, созданных с нарушением норм и принципов международного права. Например, вполне оправданно применение любых средств, в том числе вооруженной силы, в борьбе с ДАИШ.

В-третьих, в ООН представлены почти все государства мира, которых объединяет общая цель по поддержанию мира и безопасности. Принятие государства в члены ООН осуществляется

На наш взгляд, при наличии данных критериев, государство можно считать признанным. Так, например, государство Израиль, которое имеет свою территорию, народ, органы государственной власти. Израиль признают около 166 государств, также оно является членом ООН. Однако около 26 государств, не признают Израиль как государство. Однако навряд ли можно говорить о том, что Израиль не имеет международно-правового признания.

В-четвертых, образование государства должно поддерживаться самим народом, который там проживает. Также, в данном государстве должен быть установлен демократический политический режим, гарантирующий соблюдение основных прав и свобод человека.

Так, например, в 2012 году в Косово состоялся референдум о статусе населенных сербами северных районов края. В итоге, подавляющее большинство не признали независимость Косово и приштинские властные структуры. Против признания приштинских властей в Северном Косово проголосовало 99,74 % граждан, принявших участие в референдуме.

Таким образом, проблема признания новых государства на международной арене продолжает привлекать внимание многих учёных. Необходимо разработать и закрепить условия признания вновь образовавшихся территориальных образований, претендующих на статус государств.

Основные термины (генерируются автоматически): государство, территориальное образование, мировое сообщество, Нагорно-Карабахская Республика, образование, признание, признание государств, декларативная теория, конститутивная теория, Нагорный Карабах.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: