Признание большинством населения государственной власти и ее права управлять им называется

Обновлено: 19.04.2024

Легальность – (от лат. leg – закон) юридическое понятие, означающее юридическое обоснование власти, ее соответствие правовым нормам. Легальность устанавливается и гарантируется государственной властью и носит рациональный характер. Форма легализации власти – законодательство, например, акты о престолонаследии, об избрании парламента, президента и т.д. Для граждан легальность состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, даже не пользующаяся поддержкой населения, но издающая законы и обеспечивающая их выполнение, является легальной.Легализация – это признание правомерности возникновения (установления), организации и деятельности власти. Противовесом легализации является узурпация власти. Она понимается:

а) незаконный захват власти лицом группой лиц; б) присвоение чужих властных полномочий (превышение полномочий).

Легальная власть может быть нелигитимной.

Легитимность (от лат. leg – закон, но в данном случае имеется в виду закон не юридический, но нравственный, ценностный, психологический) – это качество взаимоотношений государственной власти и подвластных. Данное явление не юридическое, но политическое, морально-ценностное, психологическое и выражается в следующем.

1. Добровольное признание ценности государственной власти и ее праве управлять. Признание есть следствие того, что власть соответствует представлениям и ожиданиям населения, выражает его коренные интересы. От этого зависит эффективность государственной власти.

2. Готовность подчиняться велениям государственной власти.

В конечном итоге это вопрос о правомерности и границах применяемого государственной властью к индивидам и организациям принуждения.

3. Как правило, опирается на легальность. В норме легитимная власть легальна, а легальная легитимная. Возможно их несовпадение на исторически короткий срок. Это значит, что легальная власть обязательно должна стать легитимной, либо без поддержки населения она перестанет существовать. Так, советская власть стала легальной с момента принятия Декрета о власти (25 октября 1917 г.). Однако понадобились годы военного коммунизма, гражданской войны, НЭПа, коллективизации, раскулачивания, массовых репрессий и других масштабных мероприятий, которые постепенно привели советскую власть к качеству легитимности, поддержке ее большинством населения.

4. Источником легитимности является моральное, ценностное сознание, психология людей.

5. Легитимность должна постоянно поддерживаться государственной властью с помощью различных мероприятий, акций, проектов: поддержание законности и правопорядка в обществе, борьба с бюрократизмом и коррупцией, совершенствование государственного управления, стремление учитывать менталитет и традиции населения в законотворчестве, повышение уровня жизни и т.д. Недостаток или отсутствие эффективности государственной власти ведет к делигитимации, т.е. утрате доверия населения.

6. О легитимности власти свидетельствуют участие населения в выборах, референдумах, результаты голосования, массовые выступления населения в поддержку государственной власти при попытке государственных переворотов, анкетирование, рейтинги и т.д.

Легитимность в отличие от легальности бывает иррациональной, т.к. коренится в глубинах человеческого сознания и психики (включая сферу подсознательного и бессознательного).

М. Вебер различал виды легитимности власти: традиционную, харизматическую, легально-рациональную.

Традиционная легитимность. Опирается на сложившийся веками порядок, традиции, обычаи, привычки, имеющие религиозно-духовную природу. Традиционные нормы являются основой отношений властвования. Неподчинение традициям ведет к установленным обществом санкциям. Такой вид легитимности характерен для монархий, для мусульманских государств.

Харизматическая легитимность (от греч. charisma-божественный дар). Обеспечивается выдающимися личностями, одаренными экстраординарными способностями. Это лидеры, вожди, вера в исключительные качества которых только и способна вывести государство из состояния социально-политического кризиса. Решающее значение имеет не столько реальный дар лидера, сколько эмоциональная вера населения в его наличие и непогрешимость. Характерна для государств в периоды социальных потрясений, сопровождается проявлениями культа личности (культ личности Сталина, Мао Цзедуна, Ф. Кастро).

Легально-рациональная легитимность (рационально-бюрократическая). Основана на подчинении общим разумным (рациональным) правилам, содержащихся в позитивном праве (законах и подзаконных актах). Причем правилам подчиняются не только подвластные, но и властвующие. Такой тип власти обеспечивает подчинение не личности, а безличным нормам. Воплощать право в жизнь должны специально обученные компетентные чиновники-профессионалы – бюрократия. Бюрократия, согласно М. Веберу является самым чистым типом легального господства и характерен для демократических государств.

Термин «легитимность» (legitime) имел несколько значений. Он возник в начале XIX века во Франции и первоначально практически отождествлялся с термином «legalite» (законность). Его использовали для обозначения законно установленной власти в отличие от насильственно узурпированной (легитимность первоначально сводилась к её легальности, т.е. к наличию законного источника власти и законного основания обладания ей).

С течением времени понятия легитимность и легальность разделились.

Легитимность –это юридическое оформление власти, соответствие данной власти объективному праву. Легитимность (классическое определение – М. Вебер) – нравственная оправданность существования государства с точки зрения большинства его граждан, выражающаяся в добровольном принятии государственной власти этим большинством.

Однако термин «легитимность» не имеет строго юридического содержания и не фиксируется в конституциях. В отличие от легальности, которая является юридическим обоснованием власти, её норм и законов, легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан.

Легальность государственной власти – это понятие юридическое, которое означает юридическое обоснование власти и её соответствие правовым нормам. Форма легализации власти – законодательная (Конституция или, например, Акт о престолонаследии).

Для граждан легальность государственной власти состоит в повиновении законам и их исполнении. Любая власть, издающая законы, даже непопулярные, но обеспечивающая их выполнение, легальна. Легальность государственной власти – это признание правомерности её возникновения и действие власти в рамках законности. Термин «легальность» позволяет отличать законно установленную власть (на основе выборов или престолонаследия) от узурпаторской, т.е. насильственно захваченной в результате переворота, бунта и т.д.

Легитимность государственной власти – это качество взаимоотношений власти и подвластных, которое выражается в:

1) её основанности на общечеловеческих нравственных ценностях;

2) добровольном признании населением права власти управлять и психологическая готовность подчиняться её велениям и согласие на применение мер принуждения со стороны власти.

Поэтому легальная власть может быть одновременно нелегитимной. Легитимная власть, в отличие от легальной, это власть, которая принимается, одобряется населением. Легальность и легитимность могут расходиться во времени.

Легитимность не имеет юридического содержания и не фиксируется в Конституции. Легитимность отражает степень соответствия власти ценностным представлениям большинства граждан, т.е. это особая морально-психологическая оценка.

Легитимность может быть истинной и ложной (социальная демагогия, обман). Понятие легитимности не совпадает у различных слоёв населения. Легитимность должна постоянно поддерживаться, так как это вопрос согласия, повиновения и политического участия без принуждения. Легитимность государственной власти располагает к доверию и авторитету, а отсюда эффективность государственной власти.

Вопрос о легитимности – это вопрос о границах, о правомерности применяемого властью к физическим и юридическим лицам принуждения.

Некоторые авторы в понятие «легитимность» включают:

1) юридический смысл, т.е. легальность;

2) духовный, морально-психологический смысл, т.е. собственно легитимность.

Политическая история свидетельствует о том, что легальная власть может быть нелегитимной и, наоборот.

Современная государственная власть, желающая быть эффективной, должна быть и легальной и легитимной, либо просто легитимной, если в это понятие включать юридический аспект (легальность) бытия государственной власти.

Важнейшим условием функционирования политической власти является ее легитимность. Она составляет фундамент власти, определяет ее эффективность, обеспечивает общественный порядок, стабильность и устойчивость политического строя. Что такое легитимность и почему она так важна?


Что это такое?

Легитимность (от лат. legitimus – правомерный, надлежащий, должный) – длительное согласие большинства принять правление данного класса, группы, личности в качестве законного, правомочного, соответствующего данному обществу. Власть является легитимной, если народ признает ее господство, соглашается с политическими решениями и выполняет властные распоряжения без сопротивления. Термин означает:

  • моральную и социальную оправданность власти, политических процессов и институтов;
  • согласованность решений и действий с юридическими законами.

Власть легитимна, если обладает следующими признаками:

  • соответствует правилам, принятым в обществе или установленным с ее приходом;
  • эти правила базируются на вере или идеологии, разделяемой властью и народом;
  • обладает авторитетом для народа и имеет поддержку с его стороны.

Выделяют 3 уровня легитимности:

  • национальный – признание власти населением данной страны;
  • внешний – признание власти со стороны других государств и международных организаций;
  • индивидуальный – представления правящих кругов о своих властных полномочиях и действия по их удержанию.

Источниками легитимности служат:

  • убежденность граждан в справедливости и целесообразности политического строя;
  • консервативность общества, его приверженность устоявшимся структурам и нормам государственной власти, механизмам ее формирования;
  • положительная оценка личностных качеств политического лидера;
  • политическое принуждение – убеждение, поощрение, демонстрация превосходства.

Легитимность может инициироваться и формироваться не только населением, но и правительством, и проправительственными политическими структурами. Она зависит от способности властей создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости, оптимальности сложившихся политических институтов и проводимого ими курса. В особых условиях легитимность может формироваться под воздействием внешних сил – дружественных государств, международных организаций.

Легитимность и легальность

В международном праве легитимная власть – та, которая получена на легальных (законных) основаниях и функционирует в нормативно-правовом поле. Такую власть признает не только народ данного государства, но и все мировое сообщество. В политологии легитимность и легальность – разные понятия, характеризующие природу политического лидерства и мотивацию подчинения.

Легитимность – это этический, оценочный, моральный аспект власти, отражающий лояльность граждан к ней, одобрение и добровольное подчинение. Показателями легитимности служат:

  • уровень принуждения при поведении в жизнь властных решений;
  • наличие попыток свержения;
  • соотношение гражданской поддержки и неповиновения;
  • результаты выборов и референдумов.

Легальность (от лат. lex – закон)– юридический, этически нейтральный аспект власти, характеризующий ее законность, юридическую правомерность. Подчинение власти носит формальный характер, базируется исключительно на силе принуждения и не предполагает ни одобрения народа, ни согласия подчиняться. Легальность и легитимность могут находиться в состоянии конфликта: законно функционирующая власть не признается народом или напротив – народ признает власть, приобретенную в результате государственного переворота, революции.

Легитимация и делигитимация

Легитимация – процедура обретения общественного признания политическим лидером, институтом или политической системой, опирающаяся на принятые в данном обществе ценности. Легитимация призвана подтверждать авторитет власти, обеспечивать повиновение без принуждения. Основой легитимации могут быть:

  • традиции и обычаи;
  • харизма политического лидера;
  • конституционные нормы;
  • демократические выборы;
  • референдум или плебисцит.

Легитимация не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Она не означает юридически оформленной законности власти, ее не следует путать с легализацией.


Власть не может быть одинаково легитимной для всех – в любом обществе всегда будут силы, социальные группы, не признающие ее, не одобряющие ее действий и отказывающиеся подчиняться. Кроме того, легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки общества. Существует понятие порога легитимности – уровня доверия населения к действующей власти. Считается, что если он опускается ниже 30%, такая власть не является легитимной, то есть утрачивает поддержку и признание у народа. Кризис доверия – утрата уверенности в способность политической силы решать социально-экономические проблемы, обеспечивать нормальные условия жизни граждан и их социальную защищенность.

Ситуация, в которой правомерность существующего социального порядка подвергается сомнению, называется кризисом легитимности. Его основные причины:

  • противоречия между господствующими в обществе идейными ценностями и стремлениями правящей элиты;
  • противоречия между официально провозглашенными принципами правления и реальной политической практикой;
  • присутствие в политическом пространстве нелегитимного насилия;
  • неспособность правительства осуществлять свои функции и адаптироваться к изменяющимся условиям;
  • бессилие власти перед преступностью, коррупцией, бюрократией;
  • давление на средства массовой информации;
  • невыполнение политическими лидерами программ и обещаний;
  • раскол внутри правящей элиты;
  • конфликт ветвей власти.

Неразрешенность, откладывание решения проблем приводит к социальным конфликтам, межгрупповой борьбе. Итогом развития кризиса легитимности становится полная утрата властью общественного доверия – делигитимация власти. Для предупреждения кризисных состояний и поддержания доверия общества правящей элите следует:

  • поддерживать постоянный контакт с населением;
  • проводить разъяснительную работу относительно своих целей;
  • контролировать соблюдение прав граждан;
  • обновлять законодательство;
  • обеспечивать равновесие ветвей власти;
  • обеспечивать равные возможности всем участникам политических отношений;
  • повышать правовую грамотность и политическую активность граждан.

В каждой стране есть своя система обеспечения легитимности власти. Ее элементами являются органы государственной власти и управления, средства массовой информации, силовые структуры. Режим может оставаться легитимным даже при выраженном недоверии к отдельным институтам власти или руководителям государства.

Типологии легитимности

Основателем теории легитимности является немецкий социолог и философ М. Вебер. Ученый утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу, выделял 3 типа легитимного господства:

  • Традиционный – опирается на силу обычаев и привычку людей жить согласно этим обычаям, присущ патриархальным и сословным обществам.
  • Харизматический – преданность подданных обеспечивается доверием к лидеру, признанием его выдающихся личностных качеств. Такой тип легитимности возникает в моменты социально-политических кризисов, когда народные массы наделяют властью вождей, веря, что они способны изменить ситуацию в лучшую сторону.
  • Рационально-легальный– основан на вере в правильность формальных правил, по которым формируется власть. В нем выделяют демократический тип легитимности (власть основана на свободном волеизъявлении граждан) и технократический (власть базируется на умении властвовать при помощи политических технологий).

Американский политолог Д. Истон связывает легитимность с истинностью и справедливостью власти. Ученый рассматривает власть как социально-психологическое отношение между индивидами и правящей элитой, в основе которого лежит согласие по основным политическим вопросам. В его концепции выделено 3 типа легитимности:

  • идеологический – основан на разделении большинством населения идеологии правящей элиты;
  • структурный – строится на убежденности граждан в ценности структуры и норм политического режима;
  • персональный – основан на оценках личности, осуществляющей управление обществом и соответствия ее качеств занимаемой должности.

Согласно теории Д. Истона отношение индивидов к власти определяется политическим доверием – суждением граждан о способности политиков, институтов, политических курсов реализовать их интересы и ожидания. Дальнейшее развитие теоретической мысли раскрывает различные аспекты легитимности власти, ее взаимосвязи с эффективностью управления, гражданско-политической активностью общества, постоянным наращиванием социальных обязательств государства перед гражданами. Выявленные типы легитимности идеальны: в чистом виде не существуют ни в одном обществе. Легитимность строится, как правило, на многоэлементной основе.

В большинстве государств мира легитимность является основой существования и гарантией эффективности власти. Но существуют страны, где она отсутствует. В тоталитарных режимах, где власть отражает интересы и ценности правящего класса и обладает достаточными ресурсами для навязывания своих стандартов всему обществу, попытки оспорить ее легитимность жестоко подавляются и потому крайне редки. Например, в беднейших странах Азии и Африки население не связывает социально-политические проблемы с неэффективностью власти, вопрос ее легитимности отсутствует в сознании большинства.

Заключение

Легитимность является важнейшим стратегическим ресурсом власти. Если граждане признают законность и справедливость власти, они воспринимают государственное принуждение как должное и не оказывают ему сопротивления. В этом случае власти не требуется прибегать к насилию для реализации своих решений, требований, приказов: в обществе работают механизмы саморегуляции, а само принуждение сводится к защите гражданских прав и свобод граждан.

План ответа по теме «Легитимность: понятие и сущность»

1. Легитимность как условие функционирования политической власти.

2. Понятие легитимности, ее признаки. Уровни легитимности:

  • национальный;
  • внешний;
  • индивидуальный.

3. Источники легитимности:

  • убеждения граждан;
  • консервативность общества;
  • доверие к личностным качествам лидера;
  • политическое принуждение.

4. Соотношение понятий «легитимность» и «легальность».

5. Понятие легитимации и ее основы.

6. Понятие порога легитимности, кризиса доверия. Кризис легитимности и его причины.

Фемида

Современные СМИ часто употребляют слова «легитимный» и «легитимность». Большинство людей понимает, что они как-то связаны с законностью и легальностью. И всё же эти понятия обладают собственным смыслом, учитывающим не только законность, но и ряд других факторов. Сегодня мы подробно поговорим о том, что представляет собой легитимность, какими признаками она обладает, для чего нужна власти и чем отличается от легальности.

Что такое легитимность?

Легитимность – это свойство власти, которое показывает наличие у неё народной поддержки и права принимать решения от имени народа. Данное понятие тесно связано с моралью и нравственностью. То есть, если власть начинает вести себя аморально и безнравственно по отношению к собственному народу, она теряет легитимность, даже если формально не нарушает никаких законов.

Термин «легитимность» образован от латинского слова legitimus, которое можно перевести как «правомерный» или «согласующийся с законом».

Легитимность существует в сознании общества. Население страны может одобрять и поддерживать действия власти или наоборот. При этом оно руководствуется не законами, а собственным пониманием порядочности, справедливости, добра и зла.

У легитимности есть 3 составляющих:

  • Наличие народной поддержки.
  • Признание гражданским обществом.
  • Признание мировым сообществом (другими государствами, международными организациями).

При наличии всех трёх составляющих, власть считается полностью легитимной и обычно не имеет сложностей с управлением страной. Если же уровень легитимности по каким-то причинам снижается, власти приходится применять силовые методы для удержания контроля над государством.

Слово «легитимность» применяется также по отношению к действиям. Легитимным называют действие, с правомерностью которого согласны все, на кого оно как-то влияет. К примеру, решение власти может быть признано нелегитимным, если очевидно, что оно противоречит интересам народа.

Автором термина «легитимность» считается немецкий социолог Макс Вебер. Он обратил внимание на то, что устойчивость действующей власти определяется не только её законностью, но и признанием и поддержкой. В частности, Вебер придавал большое значение монопольному праву государства на насилие. Он говорил, что легитимная государственная власть применяет право на насилие исключительно для защиты своего народа. Если же власть прибегает к насилию для защиты себя от народа, она теряет легитимность.

Отличия легитимности от легальности

Эти понятия довольно близки, и всё же не следует их отождествлять. Простыми словами разницу между ними можно сформулировать следующим образом:

  • легитимность – это признание и поддержка власти населением, доверие к ней, а также соответствие её деятельности интересам народа;
  • легальность – это юридическая правомерность власти и её деятельности.

Легальная власть не всегда является легитимной. Некая партия может получить власть законно и соблюдать текущее законодательство. Однако если она потеряет народное доверие, то станет нелегитимной, всё ещё сохраняя при этом свою легальность. А партия, пришедшая к власти нелегальным путём (например, в результате революции), может заручиться народной поддержкой и тем самым обрести легитимность.

Легитимная власть

Легитимной называют власть, которую признаёт и считает оптимальной большинство населения. То есть, даже если стопроцентной народной поддержки у власти нет, она всё равно может считаться легитимной, если большинство соглашается с её политикой.

Британский политолог Дэвид Битэм в своей монографии «Легитимация власти» предложил такое понятие как «структура легитимности». Оно включает 3 обязательных элемента (условия):

  • власть соответствует правилам, существующим в данном обществе.
  • данные правила выражают веру, разделяемую властью и народом.
  • согласие народа с властью доказано и не подлежит сомнению.

Таким образом легитимность связана с легальностью. По сути, это показатель того, имеет ли право действующая власть занимать своё место и осуществлять свои полномочия от имени народа. И всё же это разные понятия. Легитимность отражает признание власти населением, а легальность – её соответствие действующему законодательству.

Любая власть стремится поддерживать свою легитимность на максимально высоком уровне. Для этого она может прибегать к таким средствам как:

  • поддержание в обществе законности и порядка;
  • пропаганда, призванная повысить популярность принимаемых законов;
  • использование народных традиций в законотворческой деятельности;
  • принятие законов, оправдывающих выбранный властью путь развития страны.

Признаки легитимности власти

Как было отмечено выше, автором рассматриваемого понятия считается Макс Вебер. Чтобы лучше объяснить, что такое легитимность, он предложил следующие признаки, которыми обязательно должна обладать власть:

  • Легальность.Власть должна быть получена законным путём, а все решения политического руководства должны соответствовать действующему законодательству.
  • Эффективная экономическая система. Экономика страны должна работать слаженно и полностью обеспечивать потребности населения (или хотя бы развиваться в этом направлении).
  • Ценность власти для населения. Население должно поддерживать власть и быть уверенным, что именно эта власть максимально соответствует его потребностям и действует в его интересах.
  • Харизматичность. Все наиболее заметные представители власти должны обладать харизмой и вызывать симпатию у большинства граждан.

Признаки нелегитимности власти

Легитимность и нелегитимность – это крайние состояния, но есть и промежуточные. Когда у легитимной власти появляются признаки нелегитимности, этот процесс называется делегитимацией. Это сразу же отражается на состоянии общества, вызывает рост недовольства и социального напряжения в стране. В качестве основных можно назвать такие признаки нелегитимности власти как:

  • несоответствие реально проводимой политики провозглашаемым целям и задачам;
  • отсутствие поддержки реформ или выбранного курса развития со стороны населения;
  • снижение уровня доверия к социальным институтам;
  • высокий уровень классового неравенства и его рост;
  • ограничение прав и свобод населения;
  • применение властью силовых методов для подчинения общества.

Источники легитимности власти

Источники легитимности – это факторы, обеспечивающие легитимность действующей власти. В качестве наиболее важных современная политология называет такие источники как:

  • Система ценностей. Народ принимает и поддерживает провозглашаемую систему ценностей. Данный источник обеспечивает так называемую идеологическую легитимность.
  • Уверенность в оптимальности правовой системы. Народ уверен, что действующая власть и поддерживаемая ей правовая система подходят ему лучше всего. Этот источник обеспечивает структурную легитимность.
  • Удовлетворённость соблюдением принципов демократии. Население страны считает, что действующая власть в полной мере представляет его интересы и придерживается принципов демократии. Это источник демократической легитимности.
  • Уверенность в компетентности власти. Граждане уверены, что все представители действующей власти обладают достаточными знаниями и навыками для того, чтобы грамотно и эффективно управлять страной. Этот источник обеспечивает технократическую легитимность.
  • Зависимость от большинства. Власть представляет интересы большинства населения и учитывает его мнение. Это источник мажоритарной легитимности.
  • Осознание общности с властью. Народ осознаёт свою этническую, религиозную или другую идентичность с руководством страны и доверяет ему. Это источник конструктивной легитимности.
  • Признание авторитета. Лидер страны обладает неоспоримым авторитетом, граждане ему доверяют. Данный источник обеспечивает так называемую персональную легитимность.

Легитимация и делегитимация

Если говорить простыми словами, легитимация – это процесс обретения легитимности. Чтобы лучше понять, что это такое, рассмотрим пример. В России с 17-го века царствовала династия Романовых. Изначально её власть была слабой, важные решения принимали Земские соборы. Но уже к концу столетия власть династии укрепилась и стала абсолютной. Таким образом, в 17-м веке произошла легитимация власти Романовых.

Обратным по отношению к легитимации процессом является делегитимация. Так называется процесс потери властью доверия и постепенного снижения уровня легитимности. Как правило, делегитимация сопровождается учащением применения силового принуждения со стороны государственной власти.

Существует также такое понятие как «кризис легитимности». Так называется состояние отношений между властью и обществом, при котором народ уже не считает, что текущее руководство обладает правом управлять страной. Кризис легитимности может возникать по разными причинам. В частности, к нему может привести конфликт ветвей власти или игнорирование властью интересов народа.

Зачем нужна легитимность

Для любой страны важно, чтобы государственная власть в ней была легитимной. Это даёт такие преимущества как:

  • повышение эффективности работы власти;
  • возможность решать основные задачи, сохраняя народную поддержку;
  • минимизация социальных рисков;
  • согласование действий разных институтов власти;
  • поддержка международного сообщества.

Типы легитимности

Вебер предложил рассматривать три типа легитимности, подчеркнув при этом, что это «чистые» типы, которые на практике же они обычно сочетаются между собой.

  • Традиционная.Данный тип подразумевает, что основой для власти служат национальная история и традиции. Традиционная легитимность характерна для монархий. К примеру, король Саудовской Аравии имеет право на престол, поскольку принадлежит к правящей династии.
  • Рационально-легальная.Основой для власти служат закон и процедуры, признаваемые населением. Этот тип свойственен демократическим государствам. К примеру, в США легитимность власти президента обеспечивается его победой на выборах.
  • Харизматическая.Основой для власти служит народная вера в исключительные качества лидера. Харизматическими лидерами были Наполеон, Цезарь, Ленин, Сталин, Гитлер и многие другие правители.

Легитимность закона

Закон также может быть легитимным или нелегитимным. Легитимность закона – это показатель того, насколько население принимает его, поддерживает и соглашается добровольно соблюдать.

В политологии выделяют два условия, при соблюдении которых закон можно называть легитимным:

  • была соблюдена формальная процедура подготовки закона, его принятия и вступления в силу.
  • население признаёт легитимность законодательной власти и согласно с политикой, которую проводит государство.

Очевидно, что некоторые законы могут не нравиться населению, однако это не делает их нелегитимными. К примеру, если будет принят закон о введении нового налога или повышении пенсионного возраста, но большинство граждан страны будет согласно с тем, что это необходимо, такой закон будет обладать легитимностью.

Богиня правосудия

Суверенитет – это характеристика государства, определяющая его самостоятельность во внешних делах, а также верховенство его власти во внутренних. Второй части этого определения обычно придается меньшее значение, и слово»суверенитет» в современной политике часто используется как синоним слова «независимость».

Данный термин образован от французского слова souveraineté, которое переводится как «верховная власть» или «господство». Его начали применять в 16 веке для обозначения верховной власти монарха.

Основополагающие принципы государственного суверенитета:

  • неотчуждаемость (суверенитет не нуждается в чьём-либо признании и не может быть отменён);
  • невмешательство других государств во внутренние дела;
  • способность обеспечить единство и неделимость государственной территории.

Если другое государство или иная внешняя сила пытается влиять на решения государства или совершает какие-либо другие действия, противоречащие перечисленным выше принципам, это называется нарушением суверенитета.

Наличие суверенитета – основной признак государства. Перефразировав это утверждение, можно сказать, что наличие государственного суверенитета является главным признаком, позволяющим отличить страну от прочих территориальных образований, обладающих схожими с ней свойствами.

Составляющие суверенитета

Обязательными являются такие элементы государственного суверенитета как:

  • Верховенство государственной власти. Государству принадлежит вся полнота власти, и оно регулирует все правовые отношения в обществе на своей территории. При этом нет другой власти, которая стояла бы выше государственной. Но в демократических государствах источником власти является народ, который может оказывать на неё влияние посредством специальных процедур (выборы, референдумы, петиции).
  • Единство государственной власти. Данный принцип подразумевает, что существует единая система, которая четко разграничивает полномочия и сферы ответственности отдельных органов власти. При этом общая компетенция органов, входящих в эту систему, полностью покрывает все полномочия, которые необходимы для управления государством. Также в такой системе обычно присутствует главный орган, которому подчиняются остальные.
  • Независимость государственной власти. Государство монопольно владеет правом на принятие любых решений, и никакая внешняя сила не должна навязывать ему свою волю.

Признаки суверенитета

У государственного суверенитета есть два измерения: внутреннее и внешнее. Следовательно, основные признаки также можно разделить на две соответствующие категории.

Внутренние признаки:

  • Государственная власть действует на всей территории страны и распространяется на всех граждан, а также на все организации, действующие на этой территории.
  • На своей территории государственная власть полностью самостоятельна и не зависит от каких-либо внешних сил.
  • Государственная власть выше любых общественных организаций и может отменять их решения, если они нарушают закон.
  • Государство обладает монополией на насилие и принуждение, а также на контроль над армией, правоохранительными органами и пенитенциарной системой.
  • Государство устанавливает законы и регулирует отношения во всех сферах жизни общества на собственной территории.

Внешние признаки:

  • Признание остальными странами как равного партнёра.
  • Самостоятельность в международных делах.

Виды суверенитета

С точки зрения современной политологии, существует 3 вида суверенитета: государственный, народный и национальный. Они тесно связаны между собой, и всё же их следует различать. Чтобы лучше понять различия между ними, рассмотрим каждый из них подробнее:

  • Государственный. Данную форму суверенитета впервые подробно описали Жан Боден и Томас Гоббс, изучавшие процессы усиления европейских монархий в 15-16 веках. В их понимании суверенитет – это абсолютная власть, находящаяся выше законов.
  • Народный.Данное понятие ввели философы Нового времени Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Оно отражает в себе назревшие в тот период недовольство общества политической ситуацией. Локк и Руссо определяли народный суверенитет как принадлежность власти народу страны. Под этим подразумевается, что народ обладает средствами и возможностью для реального влияния на деятельность государства. Осознавая это, государство также проводит политику, которая отражает интересы народа.
  • Национальный.На рубеже 19-го и 20-го веков во всём мире активизировались движения, направленные на деколонизацию национальных территорий и создание из них полноценных государств. Национальный суверенитет подразумевает, что нация обладает правом на самоопределение с целью сохранения своей культуры, языка, традиций и прочих ценностей.

В современном мире суверенитет любого государства в той или иной мере основывается на народном и национальном суверенитетах. Соответственно, деятельность государств направлена на то, чтобы защищать интересы своих народов и отдельных наций, составляющих эти народы.

Суверенитет в понимании философов

Считается, что впервые подробное описание концепции суверенитета дал французский философ Жан Боден в главном труде своей жизни «Шесть книг о государстве», который он опубликовал в 1576-м году. Его взгляд на государственную власть был весьма необычным для того времени. В частности, он предложил рассматривать понятие суверенитета отдельно от личности правителя.

В понимании Бодена суверенитет – это функция, которую может выполнять любой человек или организация. При этом он описывал суверенитет как абсолютную власть, являющуюся источником закона и стоящую превыше этого закона. Он считал, что суверенная власть подчиняется только божественным и природным законам.

Следующим мыслителем, развившим и расширившим понятие суверенитета, стал английский философ Томас Гоббс. Будучи сторонником договорной теории возникновения государства, он решил освободить это понятие от религии. Доработав концепцию Бодена, Гоббс предложил новую трактовку суверенитета.

Он определял суверенитет как абсолютную высшую власть, которая контролирует все остальные инстанции, сама же не подчиняется никому. Эта власть устанавливается волей граждан, но не может быть произвольно снята ими в любой момент. Приняв эту власть, они обязались подчиняться ей, и теперь должны соблюдать это обязательство. Суверен со своей стороны обязан уважать взаимный договор с гражданами и заботиться о безопасности государства и народа.

Английский философ Джон Локк первым поставил закон выше правителя. То есть, по его мнению, суверенитет подразумевает, что все граждане, включая монарха или иного правителя подчиняются одним и тем же законом. Верховная власть при этом принадлежит народу, а власть суверена имеет определённые ограничения. Кроме того, Локк показал важность разделения государственной власти на ветви и наличия конституционного контроля над этими ветвями.

Франко-швейцарский философ Жан-Жак Руссо считал, что государство является продуктом общественного договора, дающего ему власть над участниками этого договора. Фундаментом для данной власти является народная воля, поэтому её нельзя отобрать. Точка зрения Руссо интересна тем, что философ допускал возможность существования внутреннего суверенитета без внешнего. То есть, государство вполне может обладать всей полнотой власти на своей территории, но не быть достаточно самостоятельным в международных делах или оставаться не признанным другими странами.

Суверенитет в России

На протяжении практически всего времени существования Советского Союза Россия не обладала суверенитетом. Как и другие республики, она подчинялась верховной власти СССР. Днём обретения суверенитета считается 12 июня 1990 года (чуть больше чем за год до распада СССР), когда была подписана Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Это не подразумевало выхода из состава Союза, однако означало, что РСФСР больше не подчиняется его руководству.

Этим документом Россия отказалась от обязанности выполнять распоряжения советского руководства. Также в нём закреплялись и некоторые другие нововведения, такие как расширение прав регионов и разделение властей. Сегодня все знают, что 12 июня – это День России. Однако не все в курсе, что данный праздник учреждён в честь подписания декларации о суверенитете.

Отличия суверенитета от независимости

С политической точки зрения понятия «суверенитет» и «независимость» близки по смыслу, однако некоторые отличия всё же нужно иметь в виду. Независимость – это самостоятельность, отсутствие подчинения кому-либо. То есть, данное понятие определяет тот факт, что государство полностью самостоятельно принимает все решения и не подчиняется никакой внешней силе. По сути, независимость является одним из трёх ключевых принципов суверенитета.

Суверенитет – это политическое свойство государства, подразумевающее не только самостоятельность в делах, но и верховенство государственной власти. Кроме того, фактическая независимость не подразумевает обязательного международного признания. Таким образом, независимость и суверенитет – это тесно связанные политические понятия, и ни одно из них нельзя отделить от другого так, чтобы оно не поменяло своего смысла.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: