Признаки японии как правового государства

Обновлено: 24.04.2024

Facebook Если у вас не работает этот способ авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке ВКонтакте Google RAMBLER&Co ID

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Государственный строй и политическая система Японии (среда, 5)

Япония — конституционная монархия, точнее даже империя. Однако если вы откроете любой политический справочник, то прочтете, что Япония — демократическое унитарное правовое госу­дарство с парламентарной монархией как формой правления.
Если все это расшифровать и перевести на русский язык, то значить это будет следующее:
1. реальной власти император не имеет. Он осуществляет ряд действий, в том числе подписывает бумаги, которые ему приносит Премьер-министр, но он не имеет права наложить запрет, поставить вопрос на рассмотрение, внести что-то в законодательство и т.п.
2. но при этом император - это святое!
3. все вопросы в стране решает парламент и кабинет министров. Первый орган законодательный, второй - исполнительный. К нему и все вопросы. Парламент состоит из двух палат: советников и представителей. Именно парламент распоряжается финансами и утверждает бюджет страны. Кабинет Министров - это премьер и министры, общим числом до 20 человек. Парламент как бы главнее.
В целом, очень похоже на Англию.
Формально это звучит так:

В Конституции специально оговорён статус импе­ратора, который является символом государства и единства народа, но не наделён полномочиями, свя­занными с осуществлением государственной власти, определены зоны компетенции парламента, кабинета министров и органов местного самоуправления. Отдельный раздел посвящён управлению государствен­ными финансами.
Политическая жизнь страны определяется Конституцией 1947 года и она же отнимает все права у императора.
Трон, кстати, наследуется членами семьи, пока по линии мальчиков. В связи с тем, что у действующего императора есть только один ребенок и то дочь, то шли серьезные разговоры об изменении этого пункта, но тут по счастью (подозрительному - имхо, поскольку генная инженерия нынче чего только не может) у брата императора родился мальчик. Все разговоры прекратились. Императорская династия Японии считается самой древней к мире и ведет свое происхождение от мифического Дзимму, вступившего на престол в 660 г. до н. э. (История полагает, что это все же не так, на самом деле это было в III-IV вв. н.э. Нынеший 125 император Акихито взошел на престол 7 января 1989 г.

Территория Японии разбита на 47 префектур, относимых к четырём ти­пам: то (Токио), фу (Осака, Киото), до (Хоккайдо) и кэн (43 остальные префектуры).
Остров Хоккайдо це­ликом включён в одноименную префектуру (им управляет губернатор).
На ост­рове Хонсю расположены префектуры: Айти, Акита, Аомори, Вакаяма, Гифу, Гумма, Ибараки, Иватэ, Иси-кава, Канагава, Киото, Миэ, Мияги, Нагано, Нара, Ниигата, Окаяма, Осака, Сайтама, Сига, Сидзуока, Симанэ, Тиба, Токио, Тотиги, Тоттори, Тояма, Фу­куи, Фукусима, Хёго, Хиросима, Ямагата, Ямагути и Яманаси.
Префектуры острова Сикоку — Кагава, Ко­ти, Токусима, Эхимэ;
острова Кюсю — Кагосима, Ку-мамото, Миядзаки, Нагасаки, Оита, Сага, Фукуока;
острова Окинава — Окинава.
Крупнейшие города (с численностью населения 1 млн чел. и выше): Токио, Иокогама (3,4), Осака (2,6), Нагоя (2,2), Саппоро (1,8), Киото (1,5), Кобэ (1,4), Кавасаки (1,3), Фукуока (1,3), Китакюсю (1,0), был и Сэндай (1,0).

Согласно Конституции, в Японии действует свод основных прав человека: уважение всех людей как личностей, равенство всех людей перед законом, право избирать публичных должностных лиц и отстранять их от должности, право обращаться с мирными петициями о возмещении ущерба, о смещении публичных долж­ностных лиц, о введении, отмене или исправлении за­конов, указов и предписаний, свободу мысли и совес­ти, собраний и объединений, слова, печати и всех иных форм выражения мнений, выбора и перемены местожительства, профессии, выезда за границу и от­каза от гражданства, научной деятельности, право на поддержание минимального уровня здоровой и куль­турной жизни, на образование, на труд, на коллективные переговоры и прочие коллективные действия.

Выборы в Парламент проходят либо раз в четыре года, либо в случае роспуска его Премьером.
Основу нынешней избирательной систе­мы для палаты представителей образуют малые изби­рательные округа, в каждом из которых выбирается один представитель (мажоритарный вариант), и 11 крупных округов, где представители выбираются в за­висимости от числа голосов, полученных каждой пар­тией (пропорциональный вариант). Выборы в палату советников происходят каждые 3 года для членов па­латы, шестилетний период пребывания которых там истёк (избирается, таким образом, половина состава), а также для заполнения вакансий. Каждая префекту­ра при выборах в палату советников является много­мандатным округом. Кроме того, формируется обще­национальный округ, где избиратели голосуют за ка­кую-либо из партий. 100 депутатов от этого округа от­бираются из партийных списков пропорционально числу набранных партиями голосов. Губернаторы префектур, мэры и главы городов (си), посёлков го­родского типа (мати) и деревень (мура), а также чле­ны муниципальных собраний избираются каждые 4 года по истечении срока их полномочий, причём пря­мые выборы происходят одновременно по всей стра­не. Муниципии пользуются правом управлять своим имуществом, вести дела и осуществлять управление в своих границах. Муниципальные собрания могут принимать нормативные акты местного значения. За­коны, касающиеся той или иной муниципии, могут быть приняты парламентом только с согласия боль­шинства их жителей, устанавливаемого посредством референдума.
Интересно, что губернаторы и мэры (правильнее бы сказать - префекты) после выборов подчиняются только Премьеру лично и вправе распоряжаться на своей территории практически любым образом. Отсюда, например, проблема с мэром Фукусимы, который требует убрать АЭС с территории.

В Японии многопартийная система, считается, что значимые партии: Либерально-демократическая партия (ЛДП), Демократическая партия (ДПЯ), Новая Комэйто (НК), Консервативная пар­тия (КП), Коммунистичекая партия (КПЯ), Соци­ал-демократическая партия (СДП).
В течение 38 лет (1955—93) ЛДП — партия уме­ренного консерватизма — сохраняла монополию на власть, но затем слишком тесное сращивание её деяте­лей с бюрократическими и деловыми кругами стало источником коррупции.
С тех пор страна мечтает о двух партиях, консервативных и сменяющих друг друга.

Вплоть до начала 21 в. интересы предприниматель­ских кругов Японии представляли следующие организа­ции: «Федерация экономических организаций» («Кэйданрэн»), «Японская ассоциация управляю­щих» («Никкэйрэн»), «Общество единомышленни­ков по вопросам экономической политики» («Кэйд-зай доюкай») и «Японская торгово-промышленная палата» («Нихон сёко кайгисё»).

«Кэйданрэн» была образована в 1946 с целью регулирования разногла­сий между входящими в неё отраслевыми предпринимательскими организациями, а также корпорациями-членами и представления правительству предложе­ний о мерах по стимулированию экономики.
«Ник-кэйрэн» появилась в 1948 как нанимательский аналог профсоюзам наёмного персонала с целью развития здоровых отношений между трудом и капиталом, оп­ределения политики нанимателей в трудовых кон­фликтах и при коллективных переговорах и руковод­ства входящими в неё организациями бизнесменов.
«Кэйдзай доюкай» учредили в 1946 в качестве част­ной, некоммерческой и нейтральной организации, полностью финансируемой входящими в неё менед­жерами. Общество оказывает заметное влияние на выработку национальной и корпоративной политики.
«Нихон сёко кайгисё» была создана в 1922. Она зани­мается главным образом вопросами внешней торгов­ли и имеет тесные контакты с соответствующими международными организациями, представляя инте­ресы своих членов.
В мае 2002 «Кэйданрэн» объеди­нилась с «Никкэйрэн», новое название — «Ниппон Кэйданрэн» («Предпринимательская федерация Япо­нии»).

Разумеется, есть множество мелких партий и объединений.
Про политику, пожалуй, только пара слов:
"новое время" четко делится на три этапа:
до 45, после него, затем после 93-го.
До 45 шла интенсивная экспансия в Китай и Манчьжурию. Поражение во второй мировой войне привело к тому, что в Японии, как и в Германии фактически жестко стали подавляться разговоры о превосходстве нации, о национальном самосознании и вообще о воинственности. По правде сказать, знающие японцев люди (хорошо знающие) соглашаются с тем, что Япония остается довольно опасной нацией в том смысле, что она сильная.
Однако внутри Японии часто говорят о том, что такая политика привела к размытию духовных ценностей, росту потребления, инфантилизации общества.
С этим нельзя не согласиться, однако надо понимать, что Япония рвется обрести снова самостоятельность и избавиться от непрерывной опеки США. Это выражается и в создании своих вооруженных сил, и в стремлении все сделать самостоятельно даже в случае с Фукусимой. (Я не исключаю и попытки создать ядерное оружие).

Отношения с РФ сами-знаете-какие. Мы хронически не можем поделить Курильскую гряду, что оказывается прекрасным поводом прерывать любые переговоры, заводя их в тупик в нужный момент. По хорошему - имхо, конечно, - торговля могла бы помочь постепенно полностью обойти этот вопрос, но тут есть две проблемы: а) наше государство как нельзя более коррумпировано, в силу чего нормальная торговля не развивается, б) нам нечего предложить Японии, кроме ресурсов, а это не повод для надежных и прочных связей.
Ладно хоть дип. контакт есть, и то счастье. С 1956 года.

Правовая система Японии
Основные особенности современной правовой системы Японии

Япония является уникальной самобытной страной, которая, с одной стороны, безмерно дорожит традициями своих предков, а с другой – не чужда всему современному, в том числе, и в области государственно-правового строительства. Однако, в большей степени, для Японии характерен умеренный консерватизм во всем, что касается каких-либо преобразований, в том числе, и в сфере права.

Япония – это страна коллективизма, а не индивидуализма, с действующей конфуцианской системой иерархического порядка – так называемая система гири («чувство долга»).

Японцы не любят обсуждать право, не любят судиться, поскольку отдают предпочтение процедурам медиации. Сентиментализм японцев заставляет их больше любить поэзию, чем логику. Кроме этого, японцы довольно равнодушны к идеям свободы и человеческого достоинства.

Супермодернизованность экономики и флагманское положение Японии как цифровой и технически передовой державы сочетаются с поклонением японцев силе традиций и обычаев.

Эти особенности правовой культуры и менталитета японцев оказывают непосредственное влияние и на современное право Японии. И все это делает японское общество и японскую правовую систему не похожими на европейские аналоги.

Еще одной особенностью японской правовой системы является идея независимости права от государства. При этом, государственная власть должна осуществлять свои полномочия при строгом соблюдении закона, а сами законы должны основываться на определенных правовых принципах. Такое возможно только условиях либерально-демократической политической системы, при гарантиях и уважении прав и свобод индивидов.

Правовую систему Японии нельзя однозначно отнести к той или иной правовой семье, поскольку:

  • в Японии существует система основных кодифицированных актов, которые с небольшими изменениями действуют уже достаточно длительное время, что, в свою очередь, обусловлено закреплением в правовой форме многих издревле используемых обычаев и ритуалов. Эти черты свойственны романо-германской правовой семье с ее писаным правом.
  • с другой стороны, для Японии большое значение имеют и судебные прецеденты, и суды в своих решениях часто ссылаются именно на них. В этом проявляются черты англо-саксонской правовой системы.

Таким образом, современная система Япония в силу особенностей исторического пути, ощутила на себе влияние, как романо-германской, так и англо-саксонской правовой семьи, особенно в ее американском варианте. Следовательно, современную систему Японии следует отнести к смешанной, гибридной форме.

Основные источники права в Японии

Одной из специфических черт традиционной правовой системы Японии является своеобразие системы источников права. Это проявляется в том, что наряду с правовыми нормами, большое значение имеют моральные и религиозные нормы, включая также обычаи и традиции.

Закон. Основными источниками права в Японии являются нормативно-правовые акты (законы), т.е. писаное право. В Японии приняты и действуют Конституция (вторая по счету), различные кодексы (Гражданский, Торговый, Гражданско-процессуальный, Уголовный, Уголовно-процессуальный и др.), специальные законы. При этом, многие японские акты практически в неизменном виде действуют с конца XIX – начала XX века.

Обычай. Обычаи, наряду с писаным правом, также относятся к основным источникам японского права. При этом, по силе и степени юридического авторитета и верховенства в системе права закон и обычай долго соперничали между собой.

Неписаное обычное право Японии своим происхождением, в большинстве случаев, обязано философским концепциям Китая. Большая дань традициям прослеживается в Японии во всех проявлениях функционирования современной правовой системы, включая ментальное восприятие права населением, разрешение различных споров, подготовку и принятие нормативных актов и т.п.

Ритуальные нормы. В Японии есть так называемые ритуальные нормы (яп. рэй;), введенные еще в 604 г. «Конституцией Сётоку». Эти нормы теснейшим образом были связаны с традициями предков и местными обычаями. Ритуал являлся необходимой формой для подчинения населения властям, в котором выражалась заложенная Конфуцием мораль. В Китае ритуальные нормы имели гораздо большее значение и существенную юридическую силу, чем в Японии. В дальнейшем некоторые рэй вошли в систему законодательства, потеряв автономное значение как источника права.

Судебный прецедент. Некоторое значение в правовой системе Японии имеет и прецедент, поскольку суды различных инстанций в большом количестве ссылаются и цитируют конкретные судебные решения.

Государственное (конституционное) устройство Японии

За всю историю развития в Японии были приняты всего две Конституции. Самой первой стала так называемая Конституция Мэйдзи 1889 г., в основу которой легли нормы прусской Конституции 1850 г.

В настоящее время действует вторая по счету Конституция, принятая в 1947 г. Основанием для ее принятия стало поражение Японии во Второй мировой войне, вследствие чего на конституционные нормы основного закона большое влияние оказали США и их союзники.

Конституция Японии является небольшим по объему документом, включающим 11 глав и 103 кратких статей.

Япония – парламентарная монархия, но Конституция 1947 г. значительно ограничила полномочия императора, который рассматривается только как «символ государства и единства нации».

В ст. 3 Конституции указано: «Все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты не иначе как с совета и одобрения Кабинета (министров), и Кабинет несет за них ответственность».

Таким образом, император Японии утратил реальные полномочия по управлению делами государства, сохранившись лишь как символ и дань традиции.

Законодательную власть в Японии осуществляет двухпалатный парламент (коккай), который является высшим органом государственной власти в стране.

Парламент включает две палаты:

  • сюгиин – палата представителей (511 членов) – избирается на 4 года;
  • сангиин – палата советников (252 члена) – избирается на 6 лет, но 50% членов подлежат ротации каждые 3 года.

Исполнительную власть в Японии осуществляет Кабинет министров, большинство членов которого состоят в Парламенте.

Возглавляет Правительство Премьер-министр, в руках которого управление вопросами внешней и внутренней политики, составление проекта бюджета, назначение судей, объявление амнистий и т.д.

В Главе 6 Конституции Японии содержатся положения о правовом статусе судебной системы Японии: «вся полнота судебной власти принадлежит Верховному суду и таким судам низших инстанций, которые будут учреждены законом».

В Конституции провозглашен принцип народного суверенитета и новые демократические права и свободы. При этом, значительное влияние на их формулировки оказали американские образцы. Так, например, в ст. 13 Конституции Японии сформулировано право людей «на жизнь, свободу и на стремление к счастью».

Особенности гражданского права Японии

Сфера частного права в Японии, хотя и представлена значительным объемом писанного в законах права, однако между ним и реальной практикой существует дистанция.

Особенность правового мировоззрения японцев проявляется в том, что они стараются урегулировать все вопросы, включая конфликтные ситуации, без обращения к защите правом. На практике это приводит к тому, что частные проблемы в Японии крайне редко решаются в суде. Как правило, это происходит благодаря каким-либо примирительным процедурам.

Это связано с тем, что японцы до настоящего времени не прониклись идей права, право не вошло в их повседневную жизнь. Система гири продолжает оставаться для японского населения главной традицией, доминантой их поведения.

Основными источниками гражданского права Японии продолжают оставаться принятые еще в конце XIX века Гражданский и Торговый кодексы.

Отдельные разделы Гражданского кодекса Японии заимствовали положения Германского гражданского уложения (вещное и обязательственное право). Другие разделы – семейное и наследственное право – это традиции синтоистского права.

Важно отметить, что германское законодательство послужило образцом для формирования не только Гражданского, Торгового (1899 г.), Гражданско-процессуального кодекса (1890 г.), но и кодексов публичных отраслей права (Уголовного и Уголовно-процессуального).

В Торговом кодексе Японии урегулированы вопросы, связанные с заключением торговых сделок, в том числе, в сфере морской торговли.

В специальных законодательных актах содержатся вопросы, посвященные правовому регулированию торговых знаков и авторского права (1921 г.), лицензиям (1899 г.), а также аренде земли, жилища и т.д.

Повышается роль судебной практики. В особенности, решений Верховного Суда, которые расцениваются нижестоящими судами как нормативные акты, а также выступают средством конкретизации и толкования норм права.

Особенности уголовного права Японии

Уголовный кодекс Японии был принят еще в 1907 г., и с изменениями действует по настоящее время. Кроме этого, приняты специальные уголовные законы (например, Закон о малозначительных преступлениях 1948 г., Закон о несовершеннолетних 1948 г.).

В уголовном праве Японии сформулированы основные принципы: принцип законности, принцип равенства перед законом (ст. 14 Конституции Японии), территориальный принцип. В частности, если граждане Японии совершат преступления за пределами своей страны, то они подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса Японии в соответствии с принципом гражданства (ст. 3 Конституции Японии). Но это распространяется на виновных, совершивших тяжкие преступления.

В соответствии с принципом защиты, если виновный посягнул на важные блага Японии за ее пределами, он также подпадает под юрисдикцию Японии, вне зависимости от его гражданства.

В ст. 39 Конституции Японии установлен традиционный принцип закона обратной силы, который находит регламентацию в уголовном законодательстве Японии (ст. 6 УК Японии).

Особенность японского уголовного закона – в нем нет классификации преступлений по характеру и степени общественной опасности или по степени тяжести. УК Японии не содержит такой ведущий принцип, так как «нет преступления и нет наказания без указания в законе».

Несмотря на то, что всем хорошо известна японская якудза (традиционная мафия в Японии), в уголовном праве Японии не содержится четкого определения организованной преступности, как и уголовно-правовых последствий участия в ней.

Элементы состава преступления в японском уголовном законодательстве также имеют свои отличия, в частности, от российского уголовного закона они отличаются тем, что могут выделяться не все четыре элемента, а только два – объективная и субъективная сторона преступления, при этом, субъект и объект преступления включаются в объективную сторону преступления.

Особенность уголовной политики Японии проявляется в наличии системы «защитного надзора». Оступившееся лицо, нарушившее уголовный закон, получает «второй шанс», оставаясь на воле и продолжая жить привычной жизнью. Если оно ведет себя добропорядочно – то не отбывает назначенное наказание, если нет – отправляется в место исполнения приговора.

Воспользоваться «вторым шансом» могут не все, а только пять категорий лиц:

  • 1) несовершеннолетние, осужденные по решению семейного суда;
  • 2) несовершеннолетние, условно освобожденные от содержания в исправительно-воспитательном учреждении;
  • 3) условно-досрочно освобожденные из тюрем;
  • 4) осужденные условно с постановкой под защитный надзор;
  • 5) женщины, условно освобожденные от содержания в воспитательном учреждении (лица, занимающиеся проституцией и т. п.).

Такая форма возможной реабилитации лица перед обществом имеет важное значение, особенно в случаях, когда речь идет о несовершеннолетних.

Особенности уголовного процесса в Японии

В Японии уголовное судопроизводство осуществляется на основе Уголовно-процессуального кодекса, принятого еще в 1922 г.

Характеризуя японскую систему уголовного правосудия, необходимо отметить ее крайнюю непрозрачность. Многие международные правозащитные организации (например, Human Rights Now), отмечали проблемы нарушений прав участников уголовного производства в ходе предварительного расследования в Японии.

Не случайно, японская система уголовного преследования получила название «правосудие заложников», поскольку подозреваемые в течение длительного времени содержатся в суровых условиях, и их принуждают давать признательные показания.

Кроме этого, считается, что в Японии нарушается принцип на справедливость судебного разбирательства, поскольку более 99% выносимых приговоров обвинительного характера.

Данная проблема непосредственно связана с предыдущей, т.к. из подсудимых буквально «выбивают» признательные показания, а суд, в свою очередь, основывает свое решение на признании подсудимым своей вины. Можно сказать, что «презумпция невиновности» в этой стране не действует.

В мае 2016 года в Японии были принятые поправки в уголовно-процессуальный закон, которые кардинальным образом изменили систему уголовного правосудия Японии.

Цель реформы – транспарентность (прозрачность) стадии расследования преступлений.

Можно выделить следующие основные изменения:

В целом реформа уголовно-правового законодательства Японии 2016 года направлена на укрепление демократических основ уголовной юстиции, на соблюдение прав и свобод человека и гражданина.

В целом, несмотря на все упреки в чрезмерном консерватизме, современная правовая система Японии относится к числу высокоразвитых и успешно выполняющих свои функции. Консерватизм современной правовой системы Японии не мешает ей продолжать оставаться одной из самых высокоразвитых стран мира.

Правовое государство – это государство, где все действия подчинены нормам права и правовым принципам, которые направлены на защиту государства и его граждан.

Становление правового государства

В конце 6 века правительство Японии возглавляет принц Умаядо (Сётоку), в 593 году его назначили регентом при императрице Суйко, он решает преобразовать страну в централизованное государство по типу китайской империи. В 600 году он отправляет в Китай, где правит династия Суй, послов, для того чтобы перенять опыт строительства государства. Позже принц организует в Японии систему 12 рангов, с помощью неё он попытается создать бюрократию континентального типа, которая имеет связь с престолом. Еще одним важным шагом принца Сётоку было издание «Конституции 17 статей» – морально-этического кодекса для чиновников, где главным идеалом Японии является центральная власть.

Именно во времена правления принца Сётоку статус государственной религии приобретает буддизм, в стране начинают появляться первые буддийские монастыри. В тот период был возведён большой монастырь Ситэнно-дзи, а спустя пару лет древний монастырь Хорю-дзи. Помимо этого, принц допускал и другие религии и проводил политику мирного сосуществования нескольких религий.

В VIII веке противостояние за власть над центральным правительством Японии между монахами-буддистами и аристократией обостряется. Роль императорского двора и самого императора постепенно снижается, чтобы избавить столицу от влияния монахов, император Камму переносит столицу Японии в город Хэйан, где по его мнению царил мир и спокойствие (ныне это город Киото).

В Хэйане император начал проводит реформы, целью которых было обновить "правовое государство" и устранить произвол чиновников в отдельных провинциях. В первую очередь император установил надзор за соблюдением "Закона о выдаче земли" в японских провинциях.

"Закон о выдаче земли" – закон в древнем японском правовом государстве VIII-X веков, определявший порядок распределения государственной земли между населением Японии (сюда же входили правила её использования). Создан закон был по образцу китайского «Закона о равнополье» времен империи Тан.

Готовые работы на аналогичную тему

Закон был провозглашён в 646 году императорским указом о реформах Тайка и вступил в полную силу с 690 года, действовал с небольшими поправками до X века. Крестьяне также освобождались от военной службы, а вместо них защищать отдельные провинции должна была местная знать, которая была организована в отряды, получившие название – кондэй. Помимо того, был организован ряд военных походов против жителей островов Кюсю и Хонсю, с целью расширить границы Японии.

После того как столица государства была перенесена, власть императора снова окрепла, уменьшилось влияние буддистских монахов, но увеличилась роль советников императора, должности которых удерживал род Фудзивара, который сумел отстранить от государственной политики все другие влиятельные роды, они же поставляли императору жен, тем самым породнились с ним. Род Фудзивара взял практически всю власть в свои руки, они правили советниками и регентами от лица императора, при этом род владел большим количеством имений в Японии.

Развитие правового государства

В начале X века проявляется нехватка государственной земли, в результате исполнение «Закона о выдаче земли» замедляется. Императорский двор меняет систему сбора налогов и переводит сбор налогов на провинции, которые получив такой источник обогащения, начали назначать своих губернаторов в регионах. Наряду с тем, состоятельные крестьяне стали отказываться от государственной земли и поднимать целинные земли, чтобы в последствии превратить их в частные имения. С таких самостоятельно освоенных земель государство брало высокий налог, так владельцы земель начали дарить свою собственность аристократии, а те в свою очередь назначали дарителей управляющими в своих новых имениях, так начал формироваться региональный слой знати, состоящий из крестьянства.

В середине XI века на трон взошёл император Го-Сандзё, который не являлся родственником рода Фудзивара и поэтому начал восстанавливать абсолютную власть одного императора. Эти реформы поддержал и следующий император – Сиракава, он снизил влияние регентов и передал трон своему сыну и стал его главным советником

В результате этих реформ было заложено начало так называемому «правлению экс-императоров», которое был призвано уберечь династию от неограниченного влияния аристократии. Благодаря такой форме правления род Фудзивара, который можно сказать был у власти на протяжении 200 лет, постепенно потерял свои позиции в правительстве Японии.

Вместе с аристократией на воинские должности при дворе императора начали принимать самураев, постепенно они начали организовывать своё отдельное сословие.

Рисунок 1. Самураи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

К середине X века региональные самураи обрели достаточно силы для того чтобы устраивать мятежи и восстания против правительства, что они и делали, так как Япония не имела основной постоянной армии, то восстание одних самураев давили силами других самураев, тем самым рост их авторитета увеличивался все больше.

Начало самурайского правления

В 1156 году между императором Го-Сиракава и его предшественником Сутоку возникает острый конфликт, что делит род Фудзивара на два враждующих лагеря. Разгорается вооружённая борьба, ареной для которой становится столица страны. В обоих лагерях большую политическую мощь приобретают профессиональные военные самураи, так начинается эпоха воинов-самураев.

В 1543 году в Японию прибыли португальские корабли, а за ними – иезуитские миссионеры и голландские мореплаватели, так начинаются торговые и культурные отношения Японии с другими странами.

Главную функцию центров политико-экономического и социально-культурной жизни Японии выполняют города. Самые крупные из них были «столицами» тех или иных автономных владений и имели на своей территории крепости, самой многочисленной группой жителей городов были самураи, которых обслуживали ремесленники и купцы.

Япония является демократическим унитарным правовым государством при парламентарной монархии как форме правления. В этой стране на данный момент сохраняет действие Конституция 1947 года.

Территория Японии разделена на 47 префектур, которые относятся к четырём типам:

  • то – Токио;
  • фу - Осака, Киото;
  • до – Хоккайдо;
  • кэн - 43 остальные префектуры.

Остров Хоккайдо полностью включается в одноименную префектуру. На острове Хонсю располагаются префектуры: Айти; Акита; Вакаяма; Аомори; Гифу; Ибараки; Гумма; Иси-кава; Иватэ и множество других.

Крупнейшими городами с численностью населения 1 миллион человек и выше являются : Токио – 13,7 млн., Иокогама - 3,4 млн., Осака - 2,6 млн., Нагоя - 2,2 млн., Саппоро - 1,8 млн., Киото - 1,5 млн., Кобэ - 1,4 млн., Кавасаки - 1,3 млн., Фукуока - 1,3 млн, Китакюсю - 1,0 млн., Сэндай - 1,0 млн.

Политическая система Японии

Демократизация Японии послевоенного периода отразилась, помимо всего прочего, и в образовании системы многопартийного типа. В данный момент самыми значимыми партиями считаются:

  • ЛДП;
  • Демократическая партия Японии (ДПЯ);
  • Новая Комэйто (НК);
  • Консервативная партия (КП);
  • Коммунистическая партия Японии (КПЯ);
  • Социал-демократическая партия (СДП).

На протяжении 38 лет ЛДП, являющаяся партией умеренного консерватизма, сохраняла монополию власти, но позже чрезмерно тесное сращиваниееё деятелей с деловыми и бюрократическими кругами стало источником коррупции. Партия не могла более инициировать и приводить в жизнь важные для государства политические, политические и социальные реформы и в результате этого лишилась поддержки множества избирателей, что теперь вынуждает её образовывать коалиционные правительства

Нет доверия электората и к оппозиционным партиям, которые часто демонстрируют собственную неспособность успеха регулярной сменяемости власти. Расхождения идеологии меж ними являются настолько сильными, что образование одного фронта не представляется возможным. А любая из них отдельно безнадёжно слаба, а потому не в состоянии осуществлять борьбу за власть единолично.

Готовые работы на аналогичную тему

В связи с этим в государстве не затухает интерес к идее создания двух крупнейших партийных структур консервативного типа, которые могли бы пробуждать настоящую конкуренцию в политике, обеспечивая возможность ротации партий у кормильца власти на американскую манеру.

До начала 21 века интересы предпринимательских кругов Японии представили следующие организации:

  • «Федерация экономических организаций» - «Кэйданрэн»;
  • «Японская ассоциация управляющих» - «Никкэйрэн»;
  • «Общество единомышленников по вопросам экономической политики» - «Кэйд-зайдоюкай»;
  • «Японская торгово-промышленная палата» - «Нихонсёкокайгисё».

«Кэйданрэн» образовалась в 1946 году с целью урегулирования разногласий меж входящими в неё отраслевыми предпринимательскими организациями, а также корпорациями-членами и предоставления правительству предложений по мерам стимулирования экономики.

«Ник-кэйрэн» создана в 1948 году в форме нанимательского аналога профсоюзам наёмного персонала, имея цель развития здравых отношений меж капиталом и трудом, определения политики нанимателей в конфликтах трудового характера и при коллективных переговорах и руководства входящими в неё компаниями бизнесменов.

«Кэйдзайдоюкай» создали в 1946 году в образе некоммерческой, частной и нейтральной организации, финансируемой полностью содержащимися в ней менеджерами. Общество оказывает сильное влияние на разработку корпоративной и национальной политики.

«Нихонсёкокайгисё» сформировалась в 1922 году. Она занята в основном внешней торговлей, обладает тесными контактами с определенными международными организациями, представив интересы собственных членов.

В мае 2002 года «Кэйданрэн» соединилась с «Никкэйрэн», получив следующее название — «Ниппон Кэйданрэн», то есть «Предпринимательская федерация Японии»).

Демократизация японского государства по завершению 2-й мировой войны призвала к жизни сотни различных общественных организаций, которые учитывают специфические запросы тех или иных групп и слоев населения. Среди них организации женские, молодёжные и студенческие, сторонников мира, организации культурные, просветительные, организации трудящихся, интеллигенции, общества организации солидарности и дружбы, левоэкстремистские и ультраправые организации, организации иностранцев, проживающих в Японии, и прочие.

Крупная часть общественных организаций функционирует постоянным образом, некоторые активируются лишь для подготовки и проведения традиционных кампаний каждый год, есть и такие, которые образуются для разрешения проблематики локального значения.

Некоторые общественные организации образовались по инициативе какой-либо партии. За «неприсоединившихся» партии энергично соревнуются между собой. Среагировав на данное соперничество, активные участники на общенациональном, местном уровне образуют движения гражданского типа, движения потребителей и иные движения, строго разделяющие себя с правящей коалицией и оппозиционными партиями.

Завершение 2-й мировой войны служило некоторым водоразделом, пресечение которого круто изменяло характерную направленность внутренней политики Японии. До того момента её задачи были сведены к тотальной мобилизации всех ресурсов государства в целях внешней экспансии, к насильственному давлению любого вида оппозиционности режиму тоталитаризма и игнорированию на практике сущностных потребностей населения. Проигрыш, оккупация, принятие обновленной Конституции увели внутреннюю политику на абсолютно другие основы.

Политический режим Японии — конституционная монархия. Согласно официально подтвержденным данным японская монархия является самой древней из существующих сейчас монархий мира, династия которой не прерывалась. Сегодняшние правители Японии — это прямые потомки первого Императора с момента образовании государства в 7 веке до нашей эры.
Кроме этого факта, уникальность Японии, как государства, состоит в том, что это единственная страна в мире, которая носит официальный титул Империи.

Политическая система Японии

Нестандартное развитие Японии в течение минувших ста лет заставляет приковывать к себе особое внимание многочисленных ученых и наблюдателей, представляющих различные мировые державы. В максимально короткие сроки Страна восходящего солнца достигла колоссальных успехов в области модернизации экономики, общественного строя, поравнявшись с наиболее развитыми государствами мира.

Фантастическое восстановление Восточноазиатской страны после безоговорочного поражения в ходе Второй мировой войны – настоящий феномен. Так, уже к началу XXI столетия Япония признана передовым двигателем глобальной экономики.

Многовековую историю политического развития азиатской империи невозможно проложить в прямую линию: процесс становления государства часто проходил с торможением формирования главенствующих демократических норм и принципов, а также социальных институтов.

Устройство системы государственного управления

Япония – унитарное правовое демократической государство

, где в качестве
формы правления главенствует парламентарная монархия
. Следовательно, власть и полномочия императора здесь крайне ограничены.

Первостепенный закон – Конституция

, вступившая в силу в
1947
году. Данным нормативно-правовым актом утвержден нынешний статус императора, являющегося главным символом страны, а также единства народа.

Государственная территория разделена на 47

областей – префектур
, которые, в свою очередь, принято относить к 4
типам
. Первый из них – то (Токио), до (Хоккайдо), фу (Киото и Осака) и кэн (остальные 43
района).

Основополагающие принципы управления государственной системой полностью определены Конституцией. Верховный закон предоставляет народу самостоятельную власть и выступает гарантом соблюдения прав человека.

Японский парламент является высшим органом в системе государственной власти. Он разбит на две составляющие: палату представителей, а также палату советников.

Кроме того, существует кабинет министров – главный орган исполнительной власти. Во главе кабмина, наделенного незыблемым правом законодательной инициативы, находится премьер-министр.

Фактически реальная власть сосредоточена в руках премьер-министра

, в то время как император обязан выполнять следующие управленческие функции: утверждение законов и указов правительства, объявление выборов в парламент и промульгация конституционных поправок.

Партийная система Японии

Многопартийная система

, характерная для Страны восходящего солнца, явилась результатом капитальной послевоенной демократизации. На сегодняшний день среди множества политических организаций, действующих на территории страны, наиболее весомыми считаются следующие представители:

  • Коммунистическая партия;
  • ЛДП;
  • Демократическая партия;
  • Консервативная партия.

Вплоть до 1993

года монополию на власть удерживала партия умеренного консерватизма (ЛДП). Чрезмерная интеграция деятелей организации с деловыми и бюрократическими кругами Японии спровоцировала расцвет коррупции. По этой причине важные для дальнейшего продуктивного развития страны экономические и социальные реформы проводились в «заторможенном режиме».

Оппозиционные партии, жаждущие постоянной смены правительства, также не пользуются значительной популярностью среди избирателей. Нынешний электорат выступает за создание пары масштабных политических организаций, способных конкурировать между собой в течение длительного периода времени.

Проведение внутренней и внешней государственной политики

Характер внутренней политики

Японии кардинальным образом изменился по окончании Второй мировой войны.
Ранее проводимый курс, мобилизирующий имеющиеся ресурсы на развертывание внешней экспансии, постепенно сошел на нет.
На сегодняшний день основными задачами, на базе которых функционирует внутриполитический аппарат, являются нижеприведенные положения:

  1. расширение мирного экономического продвижения посредством комбинирования свободной предпринимательской деятельности с долей финансового вмешательства государства в индивидуальную бизнесдеятельность;
  2. укрепление и стабилизация политической устойчивости путем соблюдения положений, перечисленных в Конституции;
  3. развитие системы соцобеспечния, с целью предоставления населению минимально необходимых стандартов жизни, а также защиты от ряда финансово-экономических рисков.

Внешняя политическая деятельность

правительства претерпевает перечень определенных метаморфоз. Ранее она была всецело направлена на расширение влияния колониальной империи. Например, война с Китаем (1894 – 1895гг.) или война с Россией (1904 –
1905
гг).

Современная внешняя политика характеризуется:

  • резким подъемом антимилитаристических настроений;
  • полным отказом от ранее действующих экспансионных установок;
  • внесением в Конституцию отрицания военных действий – как способа разрешения любого рода конфликтов.

Содержание

  • 1 Конституция 1.1 Старая конституция
  • 1.2 Новая конституция
    3.1 Выборы
    5.1 Статус
    10.1 Законы

Местное самоуправление[ | ]

Здание Токийского префектурного совета.
Местное самоуправление в Японии осуществляется на уровне административных единиц — префектур, городов, посёлков и сёл. В стране его называют «школой демократии». Община каждого из этих уровней выбирает себе власть, занимающуюся делами местного водоснабжения, пожарной службой, библиотеками, утилизацией мусора, заботой о пожилых гражданах, содействием промышленности и т. д.[2][15]

Власть местной общины состоит из однопалатного совета и правительства. Советы бывают префектурными и муниципальными. Муниципальные советы делятся на городские, поселковые и сельские. Депутаты советов избираются прямым, тайным голосованием, сроком на 4 года. Возрастной ценз для депутатов префектурных советов составляет 25 лет. Советы принимают подзаконные акты, действующие на подконтрольной советам территории, обновляют или отменяют прошлые постановления. Депутаты советов обязаны принимать местный бюджет. Исполнительные органы власти местного самоуправления представлены местными правительствами. Их комплектуют местные чиновники. Они избираются голосованием из членов общины по результатам экзаменов. Возглавляют правительства местные главы. В префектурах их называют префектами, в городах — мэрами. Они избираются общиной на прямых, тайных выборах, сроком на 4 года. Возрастной ценз для глав префектур — 30 лет; для глав муниципалитетов — 25 лет. В случае конфликта между советом и правительством, совет может выражать вотум недоверия правительству, а правительство — распускать совет и накладывать вето на его решения[15].

Местные власти вправе устанавливать префектурные и муниципальные налоги для пополнения бюджета. В случае финансового кризиса местное правительство может издавать муниципальные облигации, а центральное правительство может выделять средства из центральной казны для поддержания жизнедеятельности общества. Основные расходы местных бюджетов идут на строительство, образование и благоустройство территории[15].

Члены местных общин влияют на самоуправление путём выборов, референдумов, сбора подписей и подачи петиций, демонстраций и т. д. Для надзора за деятельностью местных правительств действует разветвленная сеть некоммерческих организаций и профсоюзов[15].

Эпоха Мэйдзи

Конституция Мэйдзи была в значительной степени основана на форме конституционной монархии, существовавшей в Пруссии XIX века, и новый Сейм был построен по образцу немецкого Рейхстага и частично по британской Вестминстерской системе. В отличие от послевоенной конституции, конституция Мэйдзи предоставила Императору реальную политическую роль, хотя на практике полномочиями Императора в основном руководила группа олигархов, именовавшимися родовыми или старшими государственными деятелями. Как называется парламент Японии? Сейчас это «Коккай» — «национальный съезд».

Чтобы стать законом или законопроектом, конституционная поправка должна была получить согласие как Сейма, так и Императора. Согласно конституции Мэйдзи, премьер-министры часто не выбирались из состава и не пользовались доверием Сейма. Имперский парламент Японии также был ограничен в своем контроле над бюджетом. Однако Сейм мог наложить вето на годовой бюджет, если не утверждали новый, бюджет предыдущего года продолжал действовать. Это изменилось с новой конституцией после ВМВ.

Принцип децентрализации

Президент Японии 2021 как зовут

Парламент включает две палаты: представителей (нижняя) и советников (верхняя). Срок службы члена палаты представителей – четыре года (или меньше в случае роспуска). Советники избираются на шесть лет. В палатах присутствуют представители разных партий. Самые многочисленные партии берут на себя руководительские функции.

Права человека[ | ]

Антиядерная демонстрация в защиту права на сохранение окружающей среды.
Основные права человека гарантируются Конституцией Японии. Они определяются как вечные и незыблемые. К этим правам относятся право на равенство, свободу, социальные права, защиту основных прав человека. Конституция позволяет ограничивать права человека, если они нарушают общественное совместное благосостояние или права других людей[2].

Право на равенство граждан Японии перед законом действует независимо от их социально-экономического статуса, политических и религиозных убеждений, половой или расовой принадлежности. Этим правом запрещается дискриминация граждан Японии по вышеуказанным критериям. Право на свободу гарантирует телесную, духовную и экономическую свободу гражданина. Он может свободно выбирать веру, образование, род деятельности, место проживания и т. д. Запрещаются рабство, пытки, незаконное заключение. Социальные права гарантируют гражданам удовлетворение минимальных жилищных, культурных и оздоровительных потребностей, определяют бесплатность обязательного образования и признают право человека на труд, защиту от безработицы и эксплуатации. Для защиты своих основных прав граждане Японии имеют дополнительные права на участие в политической жизни через выборы, право на государственную помощь и возмещение ущерба[2].

Среди новых прав, которые определяют новейшее японское законодательство, имеется право на надлежащее содержание окружающей среды, право на информацию и право на конфиденциальность и защиту частной жизни[3].

По данным организации «Международная амнистия» на 2011 год в Японии в целом придерживаются основных прав человека. Однако существуют случаи дискриминации женщин, иностранцев, внебрачных детей; сексуальных домогательств на работе (см. также Дискриминация в Японии); чрезмерной эксплуатации работников; издевательства над детьми в образовательных учреждениях; несоблюдение прав заключённых[4][5]. По индексу восприятия коррупции в 2021 году страна занимала 20-е место.

Конституция

В статье 41 Конституции национальный парламент определяется как «высший орган государственной власти» и «единственный законодательный орган государства». Это утверждение резко противоречит Конституции Мэйдзи, в которой Император описывался как тот, кто осуществлял законодательную власть с согласия Сейма. В обязанности Сейма входит не только принятие законов, но и утверждение ежегодного национального бюджета, который представляет правительство, и ратификация договоров. Он также может инициировать проект конституционных поправок, которые, в случае одобрения, должны быть представлены людям на референдуме. Сейм может проводить «расследования в отношении правительства».

Примечания[ | ]

  1. Конституция Великой Японской Империи // Национальная парламентская библиотека Японии.
  2. 1234567891011121314151617181920212223
    Конституция Японии // Национальная парламентская библиотека Японии; Конституция Японии // Викитека.
  3. Закон Японии №91 от 19 ноября 1993 года «Об окружающей среде» // Законы Японии (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2011. Архивировано 27 февраля 2012 года.
  4. Япония 2011 // Официальная страница «Международной амнистии».
  5. 2010 Права человека: Япония // Официальная страница Государственного департамента США Архивная копия от 20 октября 2011 на Wayback Machine.
  6. 1234
    Закон Японии № 100 от 15 апреля 1950 года «Об избрании на общественные должности» // Законы Японии
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2011. Архивировано 29 июля 2021 года.
  7. Закон Японии № 5 от 4 февраля 1994 года «О финансовой помощи политическим партиям» (недоступная ссылка)
  8. Закон Японии № 3 от 16 января 1947 года «Об Императорском доме» // Законы Японии Архивная копия от 4 июня 2012 на Wayback Machine; Закон об Императорском доме // Викитека.
  9. 12
    Официальная страница Управления Императорского двора
  10. 12345678
    Закон Японии № 79 от 30 апреля 1947 года «О Парламенте» // Законы Японии Архивная копия от 28 июля 2011 на Wayback Machine.
  11. 1234
    Закон Японии № 5 от 16 января 1947 года «О Кабинете министров» // Законы Японии Архивная копия от 25 апреля 2010 на Wayback Machine.
  12. Официальная страница Кабинета министров Японии
  13. Официальная страница Премьер-министра Японии
  14. 123456
    Закон Японии № 59 от 16 апреля 1947 года «О судах» // Законы Японии Архивная копия от 30 мая 2012 на Wayback Machine.
  15. 1234
    Закон Японии № 67 от 17 апреля 1947 года «О местном самоуправлении» // Законы Японии
    (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 28 октября 2011. Архивировано 5 февраля 2005 года.

Реформы

В 80-х годах прошлого века в Японии была проведена крупная парламентская реформа — фактически первая со времен окончания войны. В чем же она заключалась? Вместо того, чтобы выбирать кандидатов в национальные избирательные округа в качестве отдельных лиц, как это было ранее, избиратели голосуют за партии. Индивидуальные советники, официально включенные партиями перед выборами, отбираются на основе пропорций партий в общем голосовании по избирательным округам. Система была введена, чтобы уменьшить чрезмерные деньги, потраченные кандидатами в национальные избирательные округа.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: