Признаки суд власти это

Обновлено: 28.03.2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Признаки судебной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Признаки судебной власти

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 3 Конституции РФ "Суверенитет Российской Федерации, предполагающий, по смыслу статей 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции Российской Федерации, верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении, представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 07.06.2000 N 10-П)."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Признаки судебной власти

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Суд с участием присяжных заседателей и мировой судья в современной России: политический, психологический и юридический аспекты
(Прохорова Е.А., Саморока В.А., Балаянц М.С.)
("Мировой судья", 2019, N 12) Тем не менее, несмотря на общую положительную психологическую оценку самой возможности участия в отправлении правосудия представителей народа, анализ конкретных случаев рассмотрения уголовных дел с участием присяжных заседателей позволяет выделить и некоторые негативные моменты психологического характера в их деятельности. В частности, любые недостатки в организации процесса, например отсутствие у судьи признаков судебной власти (мантии), систематические опоздания адвоката к началу процесса, нетактичное поведение прокурора по отношению к участникам судебного разбирательства, влияют на торжественно-ответственный настрой присяжных, сформировавшийся в начале заседания, и вызывают у них снижение внимания вплоть до полной потери интереса к происходящему . Изложенное обусловливает необходимость более серьезной подготовки участников судебного разбирательства (особенно профессиональных, таких как прокурор, защитник) к предстоящему судебному заседанию.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: понятие и признаки
(Кулюшин Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2018, N 9) Н.А. Колоколов считает неправильным определение понятия судебной власти через перечисление форм ее осуществления . Однако задача определения понятия состоит в раскрытии существенных признаков изучаемого предмета, которые отличают его от других общественных явлений и выделяют из числа правовых . Поэтому следует выделить существенные признаки судебной власти: 1) суды как исключительные органы судебной власти; 2) установленная законом компетенция по рассмотрению и разрешению юридических дел; 3) предоставленные законом полномочия по решению вопросов применения норм права; 4) реализация процессуальных форм в рамках одного из видов судопроизводства; 5) носители судебной власти - судьи, имеющие особый статус и замещающие государственную должность; 6) цель - защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан и организаций, обеспечение законности . Отсюда понятия "суд", "судья", "процессуальная форма", "компетенция", "полномочия" являются производными от понятия "судебная власть". Для уяснения понимания судебной власти требуется определиться с понятиями "суд", "компетенция" и "полномочия".

Нормативные акты: Признаки судебной власти

Закон РФ от 18.10.1991 N 1761-1
(ред. от 06.12.2021)
"О реабилитации жертв политических репрессий" Статья 1. Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.


В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Оглавление

  • Система правоохранительных органов РФ
  • Судебная власть в Российской Федерации
  • Основные принципы правосудия

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть — это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам — судам — для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть — это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

— Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость — это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей — материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

— Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

— Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство — специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства — конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти

Первый признак. Суд — это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело — единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона — серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы — суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.

Суд первой инстанции — это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела — вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского — о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

Конституция Российской Федерации предусматривает три вида государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную, устанавливая, что органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны (ст. 10 Конституции).

Термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, что судебная власть - это суд, система соответствующих учреждений, тот или иной суд или все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие.

Судебная власть - вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующие органы. Власть - это не только те или иные учреждения, должностные лица, но и те функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, их реализация. Смысл слова «власть» истолковывается в основном значении и как «право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений, начальствования», «право и возможность распоряжаться, повелевать, управлять кем-либо, чем-либо», «могущество, господство, сила».

Закон о судебной системе, основываясь на Конституции Российской Федерации, указывает, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных, народных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 1).

Из Конституции Российской Федерации следует, что судебная власть как вид государственной власти принадлежит специальным органам государства - судам, входящим в судебную систему Российской Федерации. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 10, 118 Конституции). Судопроизводство предполагает законодательное регулирование всего порядка деятельности суда путем установления процессуальной процедуры, гарантирующей права и свободы личности, законность и справедливость решений суда.

Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия. «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции). Правосудие - исключительная компетенция судебной власти. Помимо осуществления правосудия судебная власть включает и ряд других, принадлежащих ей и реализуемых ею полномочий.

В числе иных, кроме правосудия, полномочий судебной власти ее различным ветвям также принадлежат: конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов, должностных лиц и государственных служащих в случае их обжалования в суд; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами дознания и предварительного следствия; санкционирование проведения действий, связанных с ограничением прав граждан, предусмотренных ст. 23 и 25 Конституции; разъяснения по вопросам судебной практики; участие в формировании судейского корпуса и др.

Судебная власть основана на праве и реализуется путем применения права для разрешения конкретных ситуаций, возникающих в обществе и требующих вмешательства суда. Компетенция судебной власти урегулирована законом.

Таким образом, судебная власть есть предоставленные специальным органам государства - судам - полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых судами решений.

Судебная власть как определенная функция суда обладает рядом основных признаков:

1. Судебная власть - вид государственной власти. Она осуществляется государственными органами, выражает государственную волю, ее составляют государственно-властные полномочия. В отличие от других видов власти, реально влияющих на жизнь людей (родительская власть, власть воспитателя, «власть толпы», власть общественного мнения, власть средств массовой информации - «четвертая власть»), судебная власть - одна из трех ветвей государственной власти, установленная Конституцией и другими законами.

2. Судебная власть принадлежит только судам - государственным органам, образуемым в установленном законом порядке, формируемым из людей, способных на основе соответствующей подготовки и своих личных качеств осуществлять правосудие и реализовывать судебную власть в иных формах. В состав суда помимо судей, действующих на профессиональной основе, могут входить представители народа, временно исполняющие свои функции по участию в отправлении правосудия. Но суд немыслим без судей, осуществляющих правосудие на профессиональной основе.

3. Исключительность судебной власти - следующий ее признак, связанный с предыдущим. Судебную власть вправе осуществлять только суды (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе). Ни законодательные, ни исполнительные, ни иные государственные органы, должностные лица, государственные служащие, общественные и прочие организации не вправе обладать полномочиями, предоставленными только суду, присваивать себе эти полномочия. Важнейшая функция судебной власти - осуществление правосудия - по Конституции Российской Федерации принадлежит только суду. Так, только суд может признать человека виновным в преступлении и подвергнуть его уголовному наказанию.

4. Независимость, самостоятельность, обособленность - характеристики судебной власти. При выполнении своих функций судьи подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции, ч. 1 и 2 ст. 5 Закона о судебной системе). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретного дела, находящегося в их производстве. Вмешательство в разрешение судебных дел является преступлением против правосудия и влечет за собой уголовную ответственность. Независимость судебной власти одновременно означает запрет каждому суду и судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений, обязанность противостоять попыткам такого воздействия.

Самостоятельность судебной власти означает, что судебные функции суд не делит с какими-либо другими органами, а решения суда не требуют чьих-либо санкций или утверждения. Суды, осуществляющие судебную власть, образуют самостоятельную ветвь государственной власти.

Обособленность судебной власти тесно связана с ее независимостью и самостоятельностью. Она означает, что суды образуют систему государственных органов, не входящую в какую-либо другую государственную структуру, систему, не подчиненную при выполнении своих функций кому-либо, действующую в своей специфической сфере. Это не означает, что суды изолированы от законодательной и исполнительной власти. Но их взаимодействие с другими ветвями государственной власти осуществляется в пределах законов, гарантирующих независимость судей, выделивших суды в самостоятельную, обособленную систему.

5. Процессуальный порядок деятельности - важнейший признак судебной власти.

Процессуальный порядок определяет только закон. Закон подробно регулирует правила действий суда и принятия им решений при рассмотрении конкретных дел. Он устанавливает процессуальную форму как судебных действий, так и судебных решений и документов.

Порядок производства по гражданским делам, производства по уголовным делам, производства в арбитражных судах регулируется развернутыми нормативными актами: Гражданским процессуальным кодексом, Уголовно-процессуальным кодексом, Арбитражным процессуальным кодексом.

6. Осуществление полномочий путем судопроизводства - признак судебной власти, что определено ст. 118 Конституции Российской Федерации, где названы конституционное, гражданское, административное и уголовное судопроизводство. Судопроизводство представляет собой деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов (неопределенность в конституционности нормативного акта и соответствующее обращение в Конституционный Суд; спор, возникший из гражданских правоотношений, и обращение в суд за защитой права или охраняемого законом интереса; факт административного правонарушения и (обычно) протокол об административном правонарушении; обнаружение признаков преступления, подтверждаемых определенным законом источником; экономический спор, возникший в сфере управления, и обращение за защитой в арбитражный суд). Эта деятельность развивается в последовательности, установленной процессуальным законом и протекает в процессуальных формах. В ней участвуют заинтересованные лица и организации, реализующие свои права и исполняющие обязанности. Она может начинаться еще до вмешательства суда. Например, расследование преступления следователем по терминологии действующего закона составляет часть судопроизводства. Но судопроизводство, о котором говорится в Конституции, означает непременно деятельность суда, который рассматривает конкретное дело и принимает решения на основе закона, формулируя его в установленном порядке, осуществляя правосудие.

7. Подзаконность судебной власти означает, что компетенция судов, их полномочия определяются Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами. Законодательные органы, законодательная власть не вправе вмешиваться в производство по конкретным делам. Но созданные ею законы должны неукоснительно соблюдаться судами. Судьи всех судов, в том числе и Конституционного Суда, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону (ст. 120 Конституции; ч. 1, 2 ст. 5 Закона о судебной системе).

Реализация судебной власти предполагает право и обязанность суда толковать законы и другие нормативные акты. Судебное толкование законов - необходимое условие правосудия и других видов реализации судебной власти. Российское право исходит из отрицания значения судебного прецедента как самостоятельного источника права. Но судебная практика, сталкиваясь со сложными ситуациями в применении правовых норм, вырабатывает принципиальные решения, адекватно выражающие смысл закона. Конституция РФ предоставляет Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации право давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст. 126 и 127 Конституции). Эти разъяснения ориентируют суды на правильное понимание и применение закона, но сами являются подзаконными актами. Прежде высшим судебным органам предоставлялось право давать судам «руководящие указания», а затем «руководящие разъяснения» по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел.

2.1. Понятие и признаки судебной власти

Статья 10 Конституции закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Идея разделения властей не нова. Как теория она была сформулирована еще в XVIII в. французским философом Ш. Л. Монтескье. «В каждом государстве, – указывал он, – имеется власть законодательная, исполнительная и судебная. Все эти власти должны быть разделены, так как если судья станет законодателем, то свобода граждан окажется во власти произвола. Если судебная власть будет соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем».

В настоящее время термин «судебная власть» употребляется в разных значениях. В зависимости от контекста он может обозначать: суд (абстрактный или конкретный); систему органов государства, осуществляющих правосудие; средство защиты интересов граждан и способ разрешения споров; компетенцию судов и судей. Есть и другие варианты употребления данного термина. Многозначность термина «судебная власть» подчеркивает, что институт, который он обозначает, также можно понимать по-разному. Мы выделяем две стороны понимания судебной власти: структурное и функциональное. Структурное понимание подразумевает под судебной властью систему специальных государственных органов – судов; функциональное – специфическую функцию суда.

Судебную власть можно охарактеризовать по ряду признаков.

Первый признаквытекает из Конституции, согласно которой судебная власть – это вид государственной власти. Сам термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Прилагательное «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия. Отсюда следует второй признак.

Второй признак– судебная власть принадлежит только судам. О судах как специальных органах будет сказано ниже.

Третий признаксудебной власти – исключительность. Полномочия, предоставленные судебной власти, предоставляются только ей. Никакие другие органы не могут дублировать судебную власть ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признаксудебной власти представляет собой триединство таких свойств, как независимость, самостоятельность, обособленность.

Независимость означает, что суд при принятии решений по делу не связан чьей-либо волей. Решение суд принимает самостоятельно. Судья зависит только от закона, правосознания и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Судьи обязаны противостоять любым попыткам посягнуть на свою независимость, опираясь на закон, который предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом. Суд не обязан (да и не вправе) советоваться с кем-либо по поводу принятия промежуточных и тем более итоговых решений по делу. Решения суда не нуждаются ни в чьем санкционировании и утверждении.

Обособленность судебной власти вытекает из ее независимости и самостоятельности. Это означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Различные ветви власти взаимосвязаны. Судебная власть, в частности, немыслима без власти законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Кроме того, исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак – особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти. Оно начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак – подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус судебной власти, она не может действовать по собственным правилам. Выше уже отмечалось, что суд зависит только от закона.

На основании приведенных признаков сформулируем определение судебной власти: судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Суд имеет особое положение, благодаря которому, а также специфике работы судебной власти, можно выделить ряд признаков, характерных исключительно судебной власти и отличающих ее от других форм государственной деятельности.

Признак– это качество или свойство, которое присуще определенным предметам или явлениям, которое отличает и определяет эти предметы или явления. Благодаря признакам, знакам и приметам предмет или явление можно более полно и точно определить, и раскрыть его сущность.

Современная учебная литература, описывая правоохранительные органы выделяет от трех до десяти разных признаков судебной власти. И при этом на сегодняшний день все еще отсутствует единое мнение касательно признаков судебной власти.

Некоторые авторы разделяют общие и специфические свойства судебной власти. К категории общих признаков относятся те, которые можно также отнести и к другим ветвям власти. Примером может служить социальность. Судебная власть носит социальный характер, который присущ обществу в целом.

К специфическим относятся свойства, характерные только для этого вида власти и в полной мере характеризующие и отличающие ее от других видов власти (исполнительной и законодательной).

Таким образом, выделяют специфические признаки, присущие исключительносудебной власти.

  • Выступает в качестве одной из трех ветвей государственной власти, установленной и закрепленной через Конституцию РФ и в законодательном порядке. Через решения судебной власти, принятых от имени государства, выражается ее воля, и все решения судебной власти имеют обязательный характер для исполнения на всей территории Российской Федерации;
  • принадлежит специальным государственным органам, создаваемым в законодательно утвержденном порядке – судам, в лице судей, а также привлекаемым в процессе осуществления правосудия присяжным и арбитражным заседателям.

Право на осуществление правосудия имеют только суды, находящиеся в судебной системе РФ (Закон о судебной системе. статьи 1 и 4).

Процеес привлечения присяжных и арбитражных заседателей к осуществлению правосудия строго регламентирован нормами закона. Свершение или принятие на себя обязанностей по осуществлению правосудия со стороны других органов и лиц запрещено.

  • является исключительной, то есть функции и полномочия, входящие исключительно в компетенцию суда запрещается перенимать другими органами государственной власти или должностными лицами. Например, определять степень виновности и признавать лицо, совершившего преступление, виновным имеет право только суд. И только он имеет право применять к подсудимым мер уголовного наказания или админ. воздействия.
  • является самостоятельной, независимой и отделенной ветвью власти. Суды и судьи, на которых возложены судебные полномочия,независимы иобязаныподчиняются исключительно требованиям, изложенным в Конституции РФ и федеральном законе. Никто не обладает правом указывать судье, как разрешать те или иные дела, которые находятся у него в производстве.

Независимость суда значит, что судьям запрещено подчиняться третьей стороне при рассмотрении дела и в процессе принятия решения по нему. Вмешательство в работу суда в любой форме, угрозы судьям, их жизням и здоровью, клевета на них и их работу с целью повлиять на правосудие, согласно законодательству РФ, согласно Уголовного кодекса РФ является преступлением против правосудия и уголовно наказуемо.

Самостоятельность судебной властиосновывается на отсутствии взаимоотношений подчиненного и подотчетного характера по отношению к какому-либо другому государственному органу не зависимо от ветви власти. Экономическая составляющая самостоятельности и независимости судебной власти базируется на финансировании ее деятельности исключительно за счет федерального бюджета, что четко регламентировано Конституцией РФ.

Законом о судебной системе запрещается издание законов или нормативно-правовых актов, которые отменяют или умаляют независимое и самостоятельное положение судов и судей.

Отделенностьсудебной власти значит, что суды, наделенные функциями судебной власти, относятся к абсолютно самостоятельной системе гос. органов и не являются частью законодательной и исполнительной власти. Процессы, связанные с организационным, финансовым, материально-техническим и пр. обеспечением деятельности судов происходят внутри судебной системы. Взаимодействие судов с другими органами гос. власти происходит в пределах, четко регламентированных законами, гарантирующими их независимость;

  • реализация судебной власти совершается через судопроизводство основываясь на положения Конституции РФ и Закона о судебной системе. Под судопроизводством подразумевается деятельность, начинающаяся при наличии в деле законодательно предусмотренных оснований и поводов.

Судопроизводство в уголовных делах состоит из производства в следственных органах и производства в суде.

Виды судопроизводства

Поводом, достаточным для начала судопроизводства по гражданскому или административному делу, являются заявления от лиц, направленные на рассмотрение судами общей юрисдикции или арбитражными судами. Возбуждение и осуществление конституционного производства находится в ведении Конституционного Суда Российской Федерации.

Выделяют 5 видов судопроизводств, с помощью которых происходит осуществление судебной власти:

  • конституционное судопроизводство, сводящееся к рассмотрению и разрешению дел, связанных с соответствием норм федерального законодательства конституционным нормам, нормативным актам, изданным Президентом РФ, палатами Федерального Собрания и другим нормативно-правовым актам;
  • гражданское судопроизводство рассматривает и разрешает дела, вытекающие из правоотношений гражданского характера;
  • в административном судопроизводстве рассматриваются и разрешаютсядела, возникшие из правоотношений административного характера, и дела, связанные с административными правонарушениями;
  • уголовное судопроизводство, состоящее издосудебного и судебного производства по делам, связанным с уголовными преступлениями;
  • арбитражное судопроизводство, занимающееся разрешением споров в экономической сфере и других дел, которые рассматриваются арбитражными судами.

Самой важной функцией, которую осуществляет судебная власть, является правосудие и процессуальное рассмотрение дел. Процессуальная форма, в которой должны действовать суды и принимать свои решения, а также форма, в которой должно осуществляться рассмотрение и разрешение дел определены законодательно. Процессуальный порядок деятельности Конституционного Суда РФ определен Законом о Конституционном. Процесс осуществления судопроизводства в гражданском, уголовном и арбитражном процессе регулируется ГПК, УПК, АПК РФ.

Задачи процессуального порядка судопроизводства

В задачу процессуального порядка в судопроизводстве входит:

  • обеспечение соблюдения законности в деятельности органов судебной системы, осуществляющих судебную власть;
  • обеспечение законности, обоснованности и справедливости решений, которые принимаются;
  • охрана законных прав лиц, интересы которых затронуты судебной властью.

Порядок образования и деятельности судебных органов, а также перечень их полномочий определены на законодательном уровне. Судьи и судебные органы действуют исключительно в рамках требований законов и Конституции Российской Федерации и не имеют право в процессе своей деятельности выходить за рамки требований законодательства. Полный объем компетенций, которыми наделены суды и судьи выражается в окончательности и обязательности по отношению ко всем гражданам РФ, гос. органам и должностным лицам, принимаемых судами решений. То есть решения судов носят властный характер и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Законодательно установлена ответственность в следствии невыполнения или ненадлежащего выполнения требований судов.

Исходя из положений Конституции РФ и Закона о судебной системе граждане Российской Федерации имеют право участия в совершении правосудия как присяжные или арбитражные заседатели. В процессе рассмотрения уголовных и арбитражных дел в состав суда, за исключением позиции судьи, имеют право войти присяжные и арбитражные заседатели соответственно.

Подборка наиболее важных документов по запросу Понятие и признаки судебной власти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Понятие и признаки судебной власти

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
"Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. Г.А. Есакова)
("Проспект", 2021) 2. Объективная сторона преступления выражается в форме действий по клевете - распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство указанных лиц, подрывающих их репутацию и авторитет судебной власти. О понятии и признаках клеветы см. комментарий к ст. 128.1 УК. Клевета должна быть публичной. Преступление может быть совершено как в зале судебного заседания (по ч. 1), в служебном помещении указанных лиц (ч. 2), так и за его пределами (в этом случае деяние должно быть связано с рассмотрением дел или материалов в суде или соответственно с производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта). Указанные действия, соединенные с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления (ч. 3), образуют квалифицированный состав преступления.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Статья: Суд первой инстанции как субъект административного судопроизводства: понятие и признаки
(Кулюшин Е.Н.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2018, N 9) В отношениях между гражданином, организацией и государством публичная власть обладает значительными материальными, организационными и управленческими ресурсами. Это обстоятельство обусловливает то, что особую роль при разрешении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, играет суд первой инстанции, на котором и лежит ответственность за справедливое урегулирование споров между гражданами, организациями и субъектами публичной власти. Отсюда имеется необходимость научного осмысления понятия и признаков суда первой инстанции в административном судопроизводстве. Для начала рассмотрим основные признаки суда в административном судопроизводстве: "судебная власть", "компетенция суда", "полномочия суда", "административно-процессуальные правоотношения". Также сформулируем определение понятия суда первой инстанции в административном судопроизводстве.

Нормативные акты: Понятие и признаки судебной власти

"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008)
(ред. от 10.10.2012)
(Извлечение) Ответ: Законодательно установленное понятие нормативного правового акта отсутствует. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 9 Постановления от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" определил существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт. Такими признаками являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.07.1998 N 22-П
"По делу о проверке конституционности Постановлений Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1995 года N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы, при проезде по автомобильным дорогам общего пользования" и от 14 октября 1996 года N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Развивая конституционное понятие налоги и сборы (статья 57 Конституции Российской Федерации), Конституционный Суд в своем Постановлении от 11.11.97 указал на такие признаки налогового (фискального) платежа как основанную на законе денежную форму отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемую в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности и поступающую в специальные бюджетные или внебюджетные фонды.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: