Приверженцем какого направления в теории политики государства и права является и бентам

Обновлено: 23.04.2024

БЕНТАМ

  • Описание
  • Алфавитный указатель
  • Арабская философия
  • Индийская философия
  • Китайская философия
  • Русская философия
  • Этика
  • Авторы
  • Приложения

БЕНТАМ (Bentham) Иеремия (15 февраля 1748, Лондон – 6 июня 1832, там же) – английский философ, правовед и реформатор, один из основоположников утилитаризма. Идеи Бентама оказали влияние на характер политических реформ в Великобритании в 1-й пол. 19 в., а также на теоретические взгляды многих британских мыслителей (Джеймса Милля, Дж.С.Милля, Д.Остина, Д.Грота и др.) и политиков. Родился в семье наследственного адвоката. В раннем детстве изучал классические языки. Учился в Вестминстерской школе, в 1760 поступил в Королевский колледж Оксфордского университета. По окончании его в 1764 изучал право в Лондонской школе барристеров (Lincoln’s Inn). Получив квалификацию адвоката, вскоре отказался от практической работы, обнаружив в себе неспособность к компромиссам. В дальнейшем занимался вопросами, связанными с реформой права.

По свидетельству Бентама, наибольшее влияние на него оказали Ш.Л.Монтескье, Ч.Беккариа и особенно К.А.Гельвеций. В 1776 опубликовал книгу «Фрагмент о правлении» (A Fragment on Government), посвященную критике взглядов юриста У.Блэкстона, которые, по мнению Бентама, отличались чрезмерной приверженностью традиции и «антипатией к реформе». Работа привлекла внимание государственного деятеля либерального направления лорда Шельбёрна; начиная с 1781 Бентам бывает в его доме, где знакомится с либеральными политиками и юристами. В 1780-х гг. работал над сочинением «Теория наказаний и наград», опубликованном на французском языке (Theorie des peines et des recompenses, v. 1–2, 1811; англ. изд. The Rationale of Reward, 1825; The Rationale of Punishment, 1830). В 1785 через Италию и Константинополь отправился в Россию к брату Сэмюэлю, служившему инженером в российской армии. Почти 2 года жил близ Кричева под Могилевом, написал здесь работу «Защита лихвы» (Defence of Usury, 1787), доказывая, что законы, ограничивающие величину процента на даваемые взаймы деньги, неоправданны и с экономической, и с юридической точки зрения; согласно Бентаму, всякий взрослый здравомыслящий человек вправе занять деньги на условиях, которые считает приемлемыми, и всякий человек вправе ссудить ему деньги на этих условиях. В последующих работах, посвященных политической экономии, защищал принцип невмешательства государства в экономическую деятельность граждан. Во время пребывания в России создал план «паноптической» тюрьмы, надеясь, что им заинтересуется Екатерина II. Проект был опубликован («Panopticon, or the Inspection House», 1791). Бентам хотел придать тюрьме такую архитектурную форму, которая позволяла бы в любое время наблюдать за каждым заключенным из центральной башни, расположенной перед кругообразным тюремным зданием; при этом последнее должно быть построено по «келейному» принципу, а наблюдатель – оставаться невидимым. Необходимость и характер реформы исправительных заведений, отличавшихся бесчеловечным обращением с заключенными и плохой общей «экономией», Бентам обосновывает в ряде работ – «A View of the Hard Labour Bill» («Суждение о билле о каторжных работах»), «Panopticon versus New South Wales» («Паноптикон, или Новый Южный Уэльс»), «Principles of penal Law» («Основы уголовного права») и др. В 1788 Бентам вернулся в Англию и вскоре принялся за строительство образцовой тюрьмы в Лондоне; постройка не была принята парламентской комиссией, и проект закончился неудачей. Во время французской революции обратился к законодательному собранию Франции с предложениями о наилучшем устройстве парламентской деятельности. Связанные с этим проекты и мысли получили выражение в трактате «Опыт о политической тактике» (Essay on Political Tactics, 1791). В «Книге о софизмах» (The Book of Fallacies, 1824) обобщил аргументы консерваторов против любой реформы, доказывая их несостоятельность, в т.ч. нравственную. В 1792 за заслуги перед Францией Бентаму было даровано гражданство Французской республики. В 1790-х гг. разрабатывал проекты улучшения положения бедных: «Situation and Relief of the Poor» («Положение бедных и облегчение его»), «Poor Laws and Pauper Management» («Законы о бедных и отношение к нищим»), которые были использованы при разработке закона о бедности (1834). Взгляды Бентама повлияли также на характер первой парламентской реформы 1832 и некоторых законов (в частности, о тайном голосовании). В 1802 была опубликована «Теория законодательства» (The Theory of Legislation, впервые – на франц. яз.). В 1809 написал трактат «Катехизис парламентской реформы» (A Catechism of Parliamentary Reform, опубл. 1817), где отстаивал необходимость ежегодных выборов, равных избирательных округов, широкого избирательного права и тайного голосования; предложил парламенту ряд резолюций, которые были составлены на основании «Катехизиса» и обсуждались в палате общин (1818). В 1820-х гг. Бентам участвовал в издании парламентских дебатов, распределяя их по темам и сопровождая комментариями, указывающими на промахи ораторов. В 1823 участвовал в учреждении журнала «Вестминстерское обозрение», ставшего влиятельным органом «философских радикалов»; на его страницах впоследствии обсуждал необходимость парламентской реформы, равноправия католиков, евреев, выступал за сокращение государственных расходов и по различным экономическим вопросам. Неоднократно обращался к главам государств с предложением о кодификации законов. Бентам не заботился об издании своих сочинений, и многие из них были опубликованы благодаря редакторским усилиям его почитателей и учеников (Э.Дюмона, Дж.С.Милля и др.).

ПРИНЦИПЫ УТИЛИТАРИЗМА. Целью Бентама была реформа законодательства, предполагавшая, по его мнению, реформу нравственности. В работах «Введение в основания нравственности и законодательства» (An Introduction to the Principles of Moral and Legislation, 1789) и «Деонтология, или Наука о морали» (Deontology or The Science of Morality, v. 1–2, опубл. посмертно в 1834) Бентам стремился освободить отношение к законодательству от крайностей апатии и деклараций прав и поставить его на прочный базис эмпирически установленных нравственных начал, исходя из которых теория права должна была простираться до специальных разделов законодательства. Отказываясь от представления о «готовых» отвлеченных началах морали (и законодательства), Бентам пытался построить всеобъемлющую теорию человеческих действий на основании неоспоримых данных опыта с помощью эмпирического и аналитического метода, требовал ответственного употребления терминов.

Главным предметом законодательства, которое призвано регламентировать человеческое общежитие, является общественное благо, или общая польза. Бентам рассматривал общество как совокупность отдельных людей, считал «общественное тело» фикцией и ориентировался на благо индивидов. Люди как таковые существуют только в обществе, но преследуют прежде всего собственные частные интересы. Законодатель при устроении общества должен исходить из принципа наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей. Определение того, что есть благо для индивида, требовало определения человеческой природы. Согласно Бентаму, главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. Зло есть страдание или причина страдания; благо – удовольствие или причина удовольствия. Нет другого критерия различия между добром и злом, кроме принципа пользы. Нравственное благо является таковым вследствие своей способности производить физическое благо, нравственное зло таково, поскольку производит физическое зло. Бентам исходит из действительной организации человека и подразумевает страдания и удовольствия не только тела, но и души. Он видит четыре источника удовольствия и страдания: физический, политический, моральный и религиозный. Слова «справедливый», «несправедливый», «нравственный», «безнравственный» и пр. Бентам употребляет как собирательные выражения, заключающие в себе идеи страданий и удовольствий. Бентам признавал психологический, онтологический и моральный индивидуализм принадлежностью человеческой природы. Каждый индивид движим корыстным интересом, преобладающим над общественным интересом. Но разум заставляет индивида понять зависимость собственного благосостояния от благосостояния общественного. С одной стороны, человек движим своекорыстным интересом, с другой – общество необходимо каждому индивиду, и потому интересы индивидов одинаковы. Разумная оценка собственных интересов должна заставить индивида отождествить их с интересами общества. Принимая решение о совершении поступка, индивид должен исходить из расчета «наибольшей суммы счастья для наибольшего числа людей». Поскольку в результате действия механизма психологического ассоциирования определенные удовольствия и страдания связываются с определенными вещами, удовольствия и страдания, испытываемые отдельным человеком, могут измеряться с точки зрения их силы, длительности, определенности (или неопределенности), близости (или удаленности) источника (удовольствия или страдания) с учетом их плодотворности (в смысле порождения удовольствием последующих удовольствий, страданием – последующих страданий), чистоты (порождения ими однородных с собой чувств) и широты (количества захваченных ими людей). Суммирование упомянутых отличительных характеристик, сравнение результатов на стороне добра и зла, подсчет количества людей, интересы которых затронуты, подсчет вышеупомянутых сумм для каждого из них позволят, согласно Бентаму, судить о ценности каждого конкретного действия. Бентам предупреждает, что такой процесс подсчета не может предшествовать каждому моральному суждению, каждому законодательному или судебному действию, но его следует всегда иметь в виду.

Достоинствами принципа полезности Бентам считает его основанность на человеческой природе, универсальность, ясность, обеспечиваемые им объективность суждения и возможность принимать решения в сложных ситуациях, а также утверждение им равенства людей (поскольку он предполагает их равноценность в процессе исчисления).

ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Политический радикализм Бентама связан с пониманием им своей роли в обновлении правовой системы, которая должна быть приведена в соответствие с новыми капиталистическими институтами. В политической философии Бентам исходит из того, что люди как таковые всегда жили в обществе и никакого «дообщественного» состояния не было. Бентам считает необоснованными важные для предыдущей политической философии понятия, в т.ч. «естественное право», «естественное состояние», «общественный договор». Отрицает также «естественность» свободы в смысле ее наличия у людей до общественного состояния. Бентам понимает свободу человека как отсутствие внешнего принуждения. Значимость проблемы свободы Бентам объясняет, с одной стороны, наличием различия между публичной и частной жизнью человека, с другой – ценностью свободы с т.зр. доставляемого ею удовольствия. Однако ограничивающий ее закон необходим и оправдан, поскольку обеспечивает порядок и хорошее управление, а тем самым отвечает личным интересам граждан. Наиболее детально понятие «естественных прав» как якобы присущих людям еще до их общественного состояния критикуется в работе «Анархические заблуждения» (Anarchical Fallacies, 1791–95, опубл. в 1816 на франц. яз.). Согласно Бентаму, право создается законом, а закон, поскольку Бентам понимает его как выражение воли правителя, уже предполагает правление и общежитие. Бентам считает, что понятие «естественное право» двусмысленно (ибо означает право вообще и тем самым упраздняет право), фигуративно (поскольку никакие права не предшествуют правлению, и с этой т.зр., в частности, теория общественного договора, предполагающая наличие у индивидов прав, которые отчуждаются при его заключении, лишена исторических оснований и вредна; ведь правление устанавливается либо как результат исторически сложившихся обстоятельств, либо посредством применения силы) и влечет анархические следствия (поскольку предполагает свободу от принуждения, в частности от правового: ведь естественное право предшествовало бы установлению закона). По мнению Бентама, права могут быть только конкретными, они должны существовать, если они полезны для общества, и упраздняться в случае их бесполезности. Бентам отвергает и другие абстрактные понятия («отношение», «власть», «собственность», «естественная справедливость», «нравственное чувство», «истинный разум» и др.). Бентам полагает, что соответствующие таким понятиям формы анализа нравственных и правовых проблем представляют собой скрытый догматизм, поскольку не придают им разумного смысла, а просто заменяют ими необходимое рассуждение и аргументацию.

1. The Works of Jeremy Bentham, ed. J.Bowring, v. 1 – 11. L., 1838–43; reprint.: N.Y., 1962;

2. The correspondence of Jeremy Bentham, v. 1–10. L., 1968–84;

3. The Collected Works of Jeremy Bentham, gen. ed. J.H.Burns. L., 1968;

4. в рус. пер.: Должно ли преследовать лихву законом? Популярное изложение учения Бентама и Тюрго о лихве. СПб., 1865;

5. Избр. соч. Иеремии Бентама, т. 1. Введение в основания нравственности и законодательства. Основные начала гражданского кодекса. Основные начала уголовного кодекса, пер. А.Н.Пыпина и А.Н.Неведомского, предисл. Ю.Г.Жуковского. СПб., 1867;

6. О судебных доказательствах. Трактат Иеремии Бентама по изданию Дюмона, пер. с франц. И.Гороновича. К., 1876;

7. Принципы законодательства. – В кн.: О влиянии условий времени и места на законодательства. Руководство по политической экономии, пер. М.О.Гершензона. М., 1896.

1. Покровский П. Бентам и его время. Пг., 1916;

2. Жуковский Ю.Г. История политической литературы 19-го столетия, т. 1. СПб., 1871;

3. Halevy Ε. La formation du radicalisme philosophique, ν. 1–3. P., 1901–04;

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение за 470 рублей и тест онлайн будет сдан успешно.

1. Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову.
антиреформация
экзистенциализм
идеология Возрождения
антиклерикализм

2. Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть:
двигатель общественных отношений
источник национального антагонизма
биологический организм
сторонник идеологии частного собственника

3. Когда произошел роспуск I Интернационала?
1876 год
1880 год
1884 год
1887 год

4. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость
независимость от небесного владыки
революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты
враждебность к людям, низкая оценка их качеств

5. Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат:
хитроумного плана богатых
молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных
бдительной охраны частной собственности
национальных амбиций

6. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме?
воздержание от активных религиозных действий
осуждение антинародной активности властителей и богатых
призыв воздержаться от критики народных притеснителей
призыв всецело положиться на волю императора

7. В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от:
Ричарда Львиное Сердце
римских императоров
прародителя рода человеческого — Адама
Плантагенета

8. Как вы понимаете термин «эсхатология»?
мистическое, сугубо религиозное учение о «последних временах», об абсолютном будущем
учение о конечной судьбе человека как результате вмешательства божественного спасителя
вера в мессию (избавителя), призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле
все ответы верны

9. Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»?
Мифодий
Богдан
Иларион
Алексий

10. Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на:
республиканско-демократический
социалистический
коммунистический
монархический лад

11. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.
оппозиционизм
антиклерикализм
богомильство
плебисцит

12. Кто в 1882 году перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
В.И. Засулич
В.Г. Плеханов
Э. Бернштейн
М.А. Бакунин

13. Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?
утилитаризм
прагматизм
идеализм
классицизм

14. Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)?
М. Лютер
Н. Макиавелли
Ж. Кальвин
Дж. Бьюкенен

15. Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
«бунт против государства связан не с действительной борьбой, а с борьбой против навязчивых идей, «призраков»
в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии
стремление обосновать необходимость и возможность устранения дуализма гражданского общества и государства
стремление уничтожить нищету с помощью государственных реформ

16. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой:
гармонично сочетается царская власть с властью аристократии
господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов
естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное
индивид стремится к мировому согражданству

17. В чем основное отличие шиизма от суннизма?
положение о династии 12 имамов, потомков четвертого халифа Али (Зятя Мухаммеда)
положение о том, что двенадцатый имам «скрылся» для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость, равенство, правду
призыв к терпеливому перенесению всяких невзгод в ожидании пришествия двенадцатого имама
вес ответы верны

18. Право, по Фр. Ницше, —
поиск путей к будущему
результат войны и победы
оправдание деспотизма
защита имущественных отношений

19. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на:
уголовное и цивильное
публичное и частное
общегосударственное и местное
римское и колониальное

20. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?
Я. Гуса
Дж. Уиклифа
Ф. Аквинского
М. Падуанского

21. Что означает слово «софистика»?
стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек
справедливость, рассудительность и благочестие
интерпретация мифа о происхождении человечества
высокая оценка достижения человеческой цивилизации

22. Опыт революции 1848 года позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать положение о необходимости
союза рабочего класса с крестьянством
компромисса между господством капитала и демократическими преобразованиями
конкретизировать дуалистическое понимание права
сохранения старой провой основы государства

23. Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам?
«Принципы законодательства»
«Деонтология»
«Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств»
все ответы верны

24. Назовите древнейшую часть памятника права XI — XIII вв. «Русская правда»
Правда Игоря
Правда Святослава
Правда Ярослава
Правда Всеволода

25. Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о:
союзе диктатуры пролетариата с системой буржуазного парламентаризма
союзе рабочего класса с мелкой и средней буржуазией
пролетарском государстве нового исторического типа
национальной борьбе против колониального порабощения

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

М. Коркунов разрабатывал:
Классовую теорию права
Естественно правовую теорию права
Либертарную теорию права
Психологическую теорию права

Кто автор идеи государственного суверенитета Франции?
Ж. Боден
А. Дербе
Ф. Брандер
С. Миро

Какое из политических учений Древнего Китая выступает против государства?
Легизм
Даосизм
Конфуцианство

В каком древнеегипетском источнике содержится восхваление божественной справедливости как основы земных социально-политических порядков, законом и правил человеческих взаимоотношений?
«Книга мертвых»
«Поучение Птахотепа»
«Поучение гераклеопольского царя своему сыну»
все ответы верны

Как вы понимаете термин «нирвана»?
рационалистический подход к политико-правовой мысли
узкий круг приверженцев буддизма
состояние высшей просветленности
доброе отношение к другим людям

Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?
идеализм
классицизм
утилитаризм
прагматизм

Автором теории двух царств в трактате «Град Божий» был:
А. Августин
И. Златоуст
М. Падуанский
Ф. Аквинский

Автор теории общественного договора как основы концепции антифеодального государства и права, свободного развития личности:
Гегель
Монтескье
Руссо
Кант

Назовите представителя движения свободного права (социологической юриспруденции)
Г. Кельзен
Л. Дюги
А.Д. Смыслович
Г. Канторович

Кто был сторонником необходимости абсолютной, неделимой и непередаваемой власти в период английской революции?
Т. Гоббс
Н. Макиавелли
Т. Мор
Дж. Локк

Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии
антиклерикализм
оппозиционизм
богомильство
плебисцит

Кто не был представителем славянофильства?
К.С. Аксаков
И.В. Киреевский
П.В. Анненков
Ю.Ф. Самарин

В экономическо-философских рукописях 1844 года» К. Маркс анализирует понятия «отчужденный труд», «самоотчуждение труда», порождающих, согласно его точки зрения, эксплуатацию, разделение общества на классы и борьбу между ними. Для К. Маркса «отчужденный труд» — это …
неквалифицированный труд
овеществленный труд
двенадцатичасовой труд
труд рабочего не на себя, а на буржуа

Членами какой варны в Древней Индии являлись неприкасаемые:
Кшатрии
Шудры
Никакой
Вайшии

Ж. Кальвин принадлежал к деятелям:
Возрождения
Просвещения
французской революции
Реформации

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Направление общественной мысли в XVI в. получило название «гуманизм». Подберите исторический синоним к этому слову.
антиреформация
экзистенциализм
идеология Возрождения
антиклерикализм

2. Какая из аналогий принадлежит Г. Спенсеру? Государство есть:
двигатель общественных отношений
источник национального антагонизма
биологический организм
сторонник идеологии частного собственника

3. Когда произошел роспуск I Интернационала?
1876 год
1880 год
1884 год
1887 год

4. Как вы понимаете следующее изречение Лаоцзы? «Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот. Оно отнимает у бедных и отдает богатым то, что отнято».
надежда на самопроизвольное действие дао, которому приписывается способность восстанавливать справедливость
независимость от небесного владыки
революционный призыв к освобождению низов от гнета, страданий и нищеты
враждебность к людям, низкая оценка их качеств

5. Теория происхождения государства у А.Н. Радищева отличается от теории Ж.Ж. Руссо. По утверждению Радищева, возникновение власти, судов, судебных уставов есть результат:
хитроумного плана богатых
молчаливого договора в целях защиты слабых и угнетенных
бдительной охраны частной собственности
национальных амбиций

6. Как вы понимаете принцип недеяния в даосизме?
воздержание от активных религиозных действий
осуждение антинародной активности властителей и богатых
призыв воздержаться от критики народных притеснителей
призыв всецело положиться на волю императора

7. В период английской буржуазной революции XVII в. теорию патриархального происхождения государства изложил Р. Фильмер в сочинении «Патриархия, или естественная власть короля». Он доказывает, что власть английских королей ведет свое начало непосредственно от:
Ричарда Львиное Сердце
римских императоров
прародителя рода человеческого — Адама
Плантагенета

8. Как вы понимаете термин «эсхатология»?
мистическое, сугубо религиозное учение о «последних временах», об абсолютном будущем
учение о конечной судьбе человека как результате вмешательства божественного спасителя
вера в мессию (избавителя), призванного покарать грешников и установить идеальный порядок на земле
все ответы верны

9. Кто является автором наиболее раннего памятника древнерусской литературы «Слово о законе и благодати»?
Мифодий
Богдан
Иларион
Алексий

10. Согласно позиции Б. Спинозы, рассвета могут достигнуть лишь те государства, которые устроены на:
республиканско-демократический
социалистический
коммунистический
монархический лад

11. Назовите крупное еретическое движение, имевшее место в Болгарии.
оппозиционизм
антиклерикализм
богомильство
плебисцит

12. Кто в 1882 году перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
В.И. Засулич
В.Г. Плеханов
Э. Бернштейн
М.А. Бакунин

13. Приверженцем какого направления в теории политики, государства и права является И. Бентам?
утилитаризм
прагматизм
идеализм
классицизм

14. Кто является автором богословского трактата «Наставление в христианской вере» (1536 г.)?
М. Лютер
Н. Макиавелли
Ж. Кальвин
Дж. Бьюкенен

15. Какая идея является центральной в «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркса и Ф. Энгельса?
«бунт против государства связан не с действительной борьбой, а с борьбой против навязчивых идей, «призраков»
в ходе коммунистической революции пролетариат устанавливает свое политическое господство посредством насильственного ниспровержения буржуазии
стремление обосновать необходимость и возможность устранения дуализма гражданского общества и государства
стремление уничтожить нищету с помощью государственных реформ

16. В политическом плане эпикуровской этике более всего соответствует такая форма демократии при которой:
гармонично сочетается царская власть с властью аристократии
господство законов сочетается с максимально возможной мерой свободы и автономии индивидов
естественный закон божествен и обладает силой, повелевающей делать правильное и запрещающей противоположное
индивид стремится к мировому согражданству

17. В чем основное отличие шиизма от суннизма?
положение о династии 12 имамов, потомков четвертого халифа Али (Зятя Мухаммеда)
положение о том, что двенадцатый имам «скрылся» для того, чтобы вновь вернуться на землю и принести с собой справедливость, равенство, правду
призыв к терпеливому перенесению всяких невзгод в ожидании пришествия двенадцатого имама
вес ответы верны

18. Право, по Фр. Ницше, —
поиск путей к будущему
результат войны и победы
оправдание деспотизма
защита имущественных отношений

19. Важным достижением римской юридической мысли является деление права на:
уголовное и цивильное
публичное и частное
общегосударственное и местное
римское и колониальное

20. Чьи сочинения («О правлении властителей», «Сумма теологии») являются своего рода энциклопедией официальной церковной идеологии средних веков?
Я. Гуса
Дж. Уиклифа
Ф. Аквинского
М. Падуанского

21. Что означает слово «софистика»?
стремление обязательно выиграть спор, хотя бы с помощью словесных ухищрений и логических передержек
справедливость, рассудительность и благочестие
интерпретация мифа о происхождении человечества
высокая оценка достижения человеческой цивилизации

22. Опыт революции 1848 года позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу сформулировать положение о необходимости
союза рабочего класса с крестьянством
компромисса между господством капитала и демократическими преобразованиями
конкретизировать дуалистическое понимание права
сохранения старой провой основы государства

23. Автором какого произведения является идеолог английского буржуазного либерализма И. Бентам?
«Принципы законодательства»
«Деонтология»
«Руководящие начала конституционного кодекса для всех государств»
все ответы верны

24. Назовите древнейшую часть памятника права XI — XIII вв. «Русская правда»
Правда Игоря
Правда Святослава
Правда Ярослава
Правда Всеволода

25. Опыт Парижской Коммуны позволил К. Марксу и Ф. Энгельсу разработать важное положение о:
союзе диктатуры пролетариата с системой буржуазного парламентаризма
союзе рабочего класса с мелкой и средней буржуазией
пролетарском государстве нового исторического типа
национальной борьбе против колониального порабощения

Революция в Англии создала благоприятные условия для развития капитализма. В Англии происходит промышленный переворот, результаты которого сказываются в последней четверти XVIII в. Промышленная буржуазия стремится к более широкому и четкому внедрению буржуазных принципов в право, к предоставлению ей решающего участия в политической власти. Одновременно в Англии растет пролетариат; начинаются его выступления. В 30-х гг. XIX в. возникает рабочее движение за демократическую конституцию — чартизм.

Своеобразную концепцию права и государства в Англии этого периода разрабатывал Иеремия Бентам (1748—1832).

Бентам родился в Англии, в семье адвоката. Он много писал о философских, этических, юридических и политических проблемах современности.

Еще в первых своих произведениях Бентам отвергал теорию естественного права. Он писал, что содержание естественного права неопределенно и всеми толкуется по-разному. Бессмысленным и химеричным является и понятие "общественный договор", так как государства создавались насилием и утверждались привычкой. Бентам обстоятельно критикует французскую Декларацию прав человека и гражданина 1789 г., утверждая, что идея прав личности ведет к обоснованию анархии, сопротивлению государственной власти. "Право", противопоставляемое закону, "является величайшим врагом разума и самым страшным разрушителем правительства".

Бентам, как и Гоббс, считал право выражением воли суверена. Право — это повеления и запреты, установленные государством и обеспеченные санкцией. Субъективные права — детище закона; вне повелений суверена нет никаких прав личности. Так называемые "естественные права", — писал Бентам, — это "анархические софизмы", произвольные оценки закона и его действия.

Бентам был сторонником ясного и доступного законодательства. Английскую систему "общего права", основанную на судебных прецедентах, он порицал как "капризную и непонятную властительницу наших судеб". Бентам подготовил полный кодекс законов, включающий гражданское, уголовное и конституционное право.

Бентам признает реальным правом лишь то, которое установлено государством. Однако существующее законодательство архаично и несовершенно. Каковы же критерии его оценки и соответственно направление совершенствования? "Законодательство должно, наконец, найти непоколебимую основу в чувствах и опыте". В поисках этой основы Бентам разрабатывает теорию утилитаризма*.

* От "utilitas" — польза, выгода.

"Природа подчинила человека власти удовольствия и страдания. Им мы обязаны всеми нашими идеями, ими обусловлены все наши суждения, все наши решения в жизни. — писал Бентам. — Принцип пользы подчиняет все этим двум двигателям".

Единственно реальными интересами Бентам считает интересы отдельных лиц. Он много и обстоятельно рассуждает об удовольствиях и страданиях, классифицируя их по разным основаниям; им даже разработаны правила "морального счета", где добро — "приход", зло — "расход". При этом существование частной собственности и конкуренции Бентам рассматривает как необходимое условие реализации главного положения его концепции. "Наибольшее счастье для наивозможно большего числа членов общества: вот единственная цель, которую должно иметь правительство".

Применяя утилитаризм к вопросам права, Бентам приходит к следующим выводам. Закон сам по себе — зло, поскольку он связан с применением наказания (страдание). Кроме того, при его осуществлении возможны ошибки. "Каждый закон есть нарушение свободы". Тем не менее закон — зло неизбежное, ибо без него невозможно обеспечить безопасность. Главным предметом заботы законодательства Бентам называет частную собственность: "Собственность и закон родились вместе и умрут вместе. До закона не было собственности; устраните закон, и собственность перестанет существовать".

Обеспечение безопасности, продолжал Бентам, в известной мере противоречит равенству и свободе; каковы же в связи с этим должны быть пределы законодательного регулирования? Для ответанаданный вопрос Бентам анализирует "нравственные обязанности", которые делит на две группы.

Нравственные обязанности по отношению к себе составляют правила благоразумия. Поскольку причинить вред самому себе можно только по ошибке, страх возможных последствий этой ошибки является достаточным и единственным стимулом, предупреждающим такой вред; вот почему законодатель не должен регулировать те действия и отношения, где люди могут вредить только сами себе. Например, рассуждал Бентам, попытка законодательным путем искоренить пьянство, разврат, расточительство принесет больше вреда, чем пользы, ибо приведет к усложнению законодательства, мелочной регламентации частной жизни, введению чрезмерно суровых наказаний, развитию шпионства и всеобщей подозрительности. Иначе решается вопрос об "обязанностях по отношению к общему благу", где законодательство определяет налоги и некоторые другие обязанности лиц.

Отсюда неизбежно следовал вывод, что законодательство не должно вмешиваться в деятельность предпринимателей и в их отношения с рабочими; по теории утилитаризма стороны сами, руководствуясь "моральной арифметикой", определяют условия договора исходя из собственной пользы. Теория утилитаризма оправдывала любые условия договора, продиктованные наемному рабочему, и отвергала попытки законодателя взять последнего под свою защиту в обществе, где рабочий класс еще не имел собственных организаций для защиты от произвола частных предпринимателей, а в обществе не было систем социальной защиты личности.

Вместе с тем многим сочинениям Бентама присущ дух критики устаревших политических и правовых учреждений Англии и континентальной Европы.

Бентам — сторонник свободной конкуренции, противник государственной регламентации хозяйственной жизни. Его теория утилитаризма давала этико-философскую основу либеральному течению в Англии XIX в. Но взгляды Бентама на роль государства своеобразны. Его беспокоило угнетенное положение рабочего класса в Англии, рост числа неимущих, беспомощность социально обездоленных слоев населения. Поэтому он считал необходимым возложить на государство обязанность помощи беднякам, заботу о воспитании и образовании низших слоев общества и другие социальные обязанности. Для борьбы с пауперизмом он предлагал создавать работные дома и даже ввести налог в пользу бедных. Однако некоторые его замыслы и рекомендации далеки от альтруизма. Бентам детально разработал типовой проект здания, обитатели которого будут находиться под неустанным систематическим надзором. "Паноптикон" — это круглое здание с внутренним двором и башней в центре, откуда надзирателям видны все помещения, внутренние стороны которых загорожены не стенами, а решетками. В таких специально построенных "паноптиконах" предполагалось разместить тюрьмы, сумасшедшие дома, лазареты, больницы, школы, дома для бедных, исправительные и работные дома.

Бентам ратовал за реформу права, его кодификацию, отмену ряда феодальных институтов, за совершенствование системы наказаний, уделял значительное внимание вопросам процесса, теории доказательств и т.п. Со своими проектами он обращался к правительствам Англии, Франции, России, Испании, США и других стран.

Известную эволюцию претерпели взгляды Бентама на наилучшую форму правления.

Вначале он одобрял конституционную монархию в Англии, высказывался за высокий имущественный ценз, долгосрочное избрание представительства. В этот период он резко осуждал демократию как анархию.

Однако под влиянием радикалов, ставивших вопрос об упразднении ряда феодальных пережитков в государственном строе Англии, Бентам меняет свои взгляды. Известную роль в этом сыграло и упрямое нежелание правительства внять его призыву реформировать право. Бентам выступает с острой критикой монархии и утверждает, что учредительная власть (право учреждать основные законы государства) принадлежит народу. Власть законодательная должна осуществляться однопалатным представительством, ежегодно избираемым на основе всеобщего, равного и тайного голосования. Исполнительную власть, по Бентаму, осуществляют должностные лица, подчиненные законодательной палате, ответственные перед ней и часто сменяемые. Написанный Бентамом "Конституционный кодекс" представлял собой, по существу, проект демократической конституции Англии.

Как и многие другие либеральные мыслители того времени, Бентам осуждал агрессивные войны и колониальный режим. Он разрабатывал проекты международных организаций для предупреждения войн, мирного решения конфликтов между государствами. Таковы "План всеобщего и вечного мира" (1789 г.), Набросок Кодекса международного права (1827 г.).

Труды Бентама значительно повлияли на развитие буржуазной политико-правовой идеологии. Его даже называли Ньютоном законодательства; теория утилитаризма была далее развита его последователем Дж. Ст. Миллем, а ее методология и этика оказали большое воздействие на школу Дж. Остина.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: