Приведите нормы конституции закрепляющие принципы демократического и правового государства рб

Обновлено: 25.04.2024

Демокра́тия (др.-греческого δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») – управление государством, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. В современном понимании демократия рассматривается не как власть народа, а как участие граждан и их объединений в осуществлении власти.

Формы этого участия могут быть различными (членство в партии, участие в демонстрации, участие в выборах президента, губернатора, депутатов, в обращении с жалобами, заявлениями и т.д. и т.п.). Если субъектом демократии может быть как отдельный человек, так и группа людей, а также весь народ, то субъектом народовластия может быть только народ в целом.

Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трех терминов. Демокра­тическое государство не может не быть одновременно конститу­ционным и правовым.

Государство может соответствовать характеристике демокра­тического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмеша­тельства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечи­вают свободу предпринимательства и культуры. В функции демо­кратического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

Принципы демократического государства (применительно к РФ):

Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина возможно в условиях демокра­тического режима, когда в государстве уста­навливается законность и исключается произвол силовых струк­тур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демо­кратический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ за­крепила все известные мировой практике права и свободы. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определенных формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонару­шения. Однако принуж­дение должно иметь четкие пределы и осуществляться только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только впра­ве, но и обязаны применять силу в определенных случаях, одна­ко при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство (ст. 1 Конституции РФ). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Рос­сийской Федерации является ее многонациональный на­род. Народ, с юридической точки зрения - принадлеж­ность данной группы населения, ассоциированной в рам­ках единого государства, совокупности людей к соответ­ствующему государству. В зависимости от формы волеизъявления народа разли­чаются демократии: представительная и непосредственная.

Представительная демократия - осуществление наро­дом власти через выборных представите­лей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют. Непосредственная демократия - это форма непосред­ственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением вла­сти народа, - указывается в Конституции Российской Федерации (ст. 3), - являются референдум и свободные выборы». Референдум Российской Федерации (всероссийский ре­ферендум) - всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни государства. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. Помимо всерос­сийских референдумов могут проводиться региональные и местные референдумы.

Принцип федерализма является основой его государственно-территориального устройства РФ. Он способствует демократизации управления государством, лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Принцип разделения властей - выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Впервые в Российской Федерации принцип разделения властей был провозглашен в Декларации «О государствен­ном суверенитете РСФСР», в которой разделение законо­дательной, исполнительной и судебной властей объявля­лось важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства. В апреле 1992 г. этот принцип был внесен в Конститу­цию РФ в качестве одной из незыблемых основ конститу­ционного строя России (ст. 2). Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации). Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Принципы идеологического и политического плюрализма. Идеологический плюрализм означает, что в РФ признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.13,ч. 1,2 Конституции). РФ провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст.13, ч.3, 4, 5 Конституции). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения.

Принцип многообразия форм экономической деятельности подразумевает, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.


Дата публикации: 13.03.2013 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Согласно статье 1 Конституции, Республика Беларусь провозглашается как унитарное, демократическое, социальное, правовое государство. Каждоеиз этих понятий имеет свое конкретное содержание.

Унитарным признается такое государство, которое в своем составе не имеет других государственных образований. В унитарном государстве действует единая система законодательства, централизованная система органов государственного управления, единая налоговая система. Унитарное государство имеет четко структурированное административно-территориальное деление.

Демократическим признается государство, в котором обеспечивается широкое участие народа в управлении делами государства, действует принцип разделения властей, имеет место политический плюрализм, существует местное самоуправление.

Демократический характер государства проявляется прежде всего в народовластии, т.е. принадлежности государственной власти народу. В соответствии со ст.3 Конституции единственным источником государственной власти в Республике Беларусь является народ. Он реализует свое право на власть как непосредственно, так и через представительные органы власти в формах и пределах, определенных Конституцией.

В зависимости от формы волеизъявления народа различают непосредственную и представительную демократию. Непосредственная демократия проявляется в двух основных формах: свободных выборах и голосовании на референдундумах. В качестве иных форм непосредственной демократии используются народные обсуждения проектов важнейших законопроектов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и по месту жительства.

Представительная демократия реализуется народом через выборных полномочных представителей. В качестве представителей народа выступают: 1) Президент Республики Беларусь, 2) депутаты Парламента, 3) депутаты местных Советов.

Социальным признается такое государство, которое обеспечивает условия для свободного и достойного развития личности. Это предполагает создание условий для полной занятости населения, обеспечение всем работающим достойной заработной платы, а неработающим – дотаций на уровне прожиточного минимума; развитие здравоохранения, образования, социального обеспечения. Особое внимание в социальной сфере оказывается малоимущим слоям населения, семьям, имеющих на иждивении детей, инвалидам и т.д.

Для социального государства характерна политика социального равенства. В этих целях используются различные средства – правовые, экономические, организационные и др. Например, провозглашается равенство всех перед законом и право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22); закрепляется установление партнерских отношений и взаимодействие между государством, предпринимателями и профсоюзами (ст.ст.13, 14, 41); предусматривается оказание помощи ветеранам, молодежи, семьям, имеющим детей (ст.ст. 32, 47 Конституции).

Правовое государство – это такое государство, в котором все государственные органы связаны правом (законом) и соблюдают права и свободы человека.

Ученые дают различные определения правового государства. В качестве примера приведем одно из определений: это «такой тип государства, в котором … принята и действует демократическая конституция и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, органы государства связаны правом (законом), действует принцип разделения и взаимодействия властей» (см.: Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2002, с.152).

Как видим, отличительными признаками правового государства выступают: 1) верховенство закона; 2) разделение властей; 3) признание и соблюдение прав человека; 4) наличие эффективных средств защиты прав и свобод.

Указанные признаки правового государства в той или иной мере получили закрепление в Конституции Республики Беларусь. Согласно статье 2 Конституции, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства. Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (ст.6). Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства (ст.8). В соответствии со ст.21 Конституции государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства.

Для правового государства характерно утверждение в обществе незыблемой законности в деятельности всех государственных органов и конституционности действующих нормативных актов.

Конституционный строй представляет собой государственный и общественный порядок, который определен Конституцией как основным законом страны. Конституционный строй имеет две стороны. Формальная сторона конституционного строя проявляется в структуре государственных и негосударственных институтов, их компетенции и принципах взаимодействия. Это совокупность норм Конституции, определяющих устройство государства, принципы взаимодействия его с обществом.

Содержательная сторона – это реальное функционирование государства и общества, процессуальное измерение действия конституционных норм, включая соотношение формальных и неформальных регуляторов общественных отношений.

В качестве основ конституционного строя современной Беларуси можно назвать идею народного суверенитета, демократию, правовое, социальное государство, провозглашение и гарантии прав и законных интересов граждан. Основы конституционного строя изложены в разделе I Конституции Республики Беларусь и закрепляют взаимную ответственность человека, общества и государства. Одним из главных принципов функционирования современного белорусского государства является принцип государственного суверенитета, под которым понимается право Республики Беларусь обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю политику (ст. 2 Конституции). Суверенитет государства – это важнейшее, основное свойство государства, в силу которого осуществляемая им власть является единой, верховной и независимой. Верховенство государственной власти подразумевает то, что над ней не может быть другой власти, то, что она не ограничена ничем, кроме положений Конституции и естественного права. Независимость государственной власти означает ее самостоятельность, ее исключительное право издавать нормативные акты, определять и поддерживать конституционный порядок. Единство власти подразумевает отсутствие другой конкурирующей власти, посягающей на представительство воли народа. При этом следует иметь в виду, что государственная власть, обладая полнотой и верховенством, не безгранична в своих властных амбициях. Всегда есть пределы этой власти, к которым относится принцип разделения властей, а также система сдержек и противовесов.

Первым шагом на пути к обеспечению государственного суверенитета республики стала Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь, принятая Верховным Советом БССР 27 июня 1990 г. Декларация провозгласила полный государственный суверенитет Республики Беларусь как верховенство, самостоятельность и полноту государственной власти в границах ее территории, правомочность ее законов, независимость республики во внешних отношениях.

Государственный суверенитет является формой выражения и обеспечения народного суверенитета. Понятие народного суверенитета означает, что единственным источником власти является народ. Он осуществляет ее как непосредственно (на референдумах, при проведении парламентских, президентских выборов, выборов в местные органы власти), так и через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных в Конституции (ст. 3). При этом народный суверенитет по отношению к государственному является первичным, однако первый может быть реализован только при условии существования государственного суверенитета.

В соответствии с Конституцией Республика Беларусь – демократическое государство. Демократический политический режим представляет форму организации политической жизни общества, которая характеризуется свободным и конкурентным выбором населения того или иного варианта социального развития. Он организует и упорядочивает конфликтное соперничество интересов, сохраняя право потерпевших поражение общественных групп на продолжение участия в борьбе за власть. Для установления демократического режима необходим целый ряд условий, способных обеспечить демократизацию общества. Это прежде всего наличие гражданского общества, государственное единство, определенный уровень экономического развития с сопутствующим ему благосостоянием граждан, наличие массового среднего класса, а также определенного типа политической культуры активистского характера. На протяжении последних 19 лет в Беларуси последовательно укореняются и внедряются в сознание граждан основные принципы демократического образа жизни, среди которых можно назвать следующие:

– равноправие граждан на участие в управлении государством;

– наличие механизмов обеспечивающих относительное преимущество большинства при уважении прав меньшинства;

– выборность основных органов власти, легитимность власти;

– политический плюрализм, многопартийность, существование на законных основаниях оппозиции;

– разделение властей на законодательную, судебную и исполнительную;

– наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод;

– право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии.

Конституция определяет Беларусь как правовое государство. Правовое государство – это государство, основанное в своей деятельности на верховенстве права. Качественной характеристикой такого государства является ориентация всех его органов на ценности прав человека, которые не могут быть изменены никакими частными законодательными актами.

По отношению к гражданам в правовом государстве действует принцип: «Разрешено все, что не запрещено законом, по отношению к людям, наделенным властью, – другое правило: «разрешено только то, на что они уполномочены законом». Это устанавливает зависимость властных структур от общества и предотвращает произвол властей. В рамках правовой государственности реализуются принципы реального конституциализма, при котором государство не только провозглашает, но и гарантирует соблюдение правовых норм, ограждающих граждан от государственного террора, произвола властей, представляет возможность реализации индивидуальных прав человека, закрепленных конституционно, которые не могут быть нарушены никем, в том числе и законодателем. Одним из существенных проявлений правового государства является уровень обеспеченности основных прав и свобод человека и гражданина. В правовом государстве права и свободы человека рассматриваются в качестве высшей ценности. На их обеспечение направлено действие ряда статей Конституции Республики Беларусь (ст.ст. 2, 59 и др.), в том числе и тех, которые посвящены конкретным правам и свободам.

Таким образом, правовое государство имеет демократический характер, в нем присутствует ответственность государства перед обществом. Структурные элементы правового государства свою деятельность строго соотносят с действующим законодательством, а должностные лица несут персональную ответственность за посягательство на права и свободы граждан. При этом необходимо отметить, что приоритет прав человека не исключает, а наоборот предполагает ответственность не только государства, но и человека за надлежащее использование им своих прав и свобод.

Конституция определяет Беларусь как социально государство, политика которого направлена на создание условий, способных обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека. В Беларуси охраняется труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, развивается система специальных социальных служб, установлены государственные пенсии, пособия, действуют гарантии социальной защиты населения. Важнейшей предпосылкой формирования социального государства является отношение к человеку как к высшей ценности, уважение прав и свобод каждой личности независимо от ее социального, материального и иного положения, право каждого человека на достойную жизнь (ч.2 ст.21) свободное развитие, реализацию своих способностей.

Белорусское государство в проведении своей социальной политики стремится поддерживать равновесие, социальное взаимодействие институтов власти, профессиональных союзов и предпринимательства, а так же различных слоев населения. Оно ведет борьбу с обнищанием и социальным расслоением населения, социальным неравенством, пытается решить имеющиеся экономические и политико-правовые проблемы, усовершенствовать законодательство, сохранить культурные ценности белорусов. Подобные мероприятия приводят к консолидации белорусского общества.

Роль конституционного контроля в утверждении и развитии конституционализма (выступление на V Петербургском Международном юридическом форуме, 27-29 мая 2015 г., г. Санкт-Петербург (Российская Федерация))

Воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции Республики Беларусь, утверждение конституционной законности обусловливают становление в Республике Беларусь конституционализма как особого состояния общества и государства, всей совокупности общественных отношений, развивающихся в конституционном русле.

Конституционализация общественных отношений осуществляется посредством утверждения верховенства права и развития конституционных ценностей в нормотворчестве и правоприменении, установления конституционного порядка, при котором государство, все его органы и должностные лица, а также граждане действуют на основе и в соответствии с Конституцией.

При этом развитие общества и государства направлено не просто на достижение абстрактных конституционных целей, а на обеспечение материальных и духовных потребностей человека, формирование личности гражданина как главного субъекта конституционных прав и обязанностей.

Развитие демократического правового государства и социально благополучного общества на принципах равенства и справедливости, реальные гарантии прав и свобод человека, гармоничное развитие личности, выступают в качестве основных целей конституционализации общественных отношений и по сути определяют направления развития современного конституционализма.

В условиях глобализации происходит конституционализация и международных правоотношений, обусловленных возникновением наднациональных образований с самостоятельными правовыми порядками и актами по своему характеру конституционного значения. В процессе конструирования общего наднационального конституционализма, прежде всего на европейском политико-правовом пространстве, вырабатываются общие подходы к решению конституционных проблем, общие методы толкования и применения конституционных норм и принципов. В то же время, проявляется стремление к усилению национальных традиций государственного строительства, сохранению конституционно-правовой идентичности.

Развитие конституционализма в Беларуси

Формирование конституционного устройства, базирующегося на общечеловеческих принципах гуманизма, свободы, равенства и справедливости, находит развитие в белорусской государственности на протяжении не одного столетия.

При разработке принятой в 1994 году Конституции Республики Беларусь как суверенного независимого государства использовались конституционная доктрина ведущих европейских стран и мировой опыт конституционализма. Это позволило в целом учесть объективные факторы переходного периода и определить конституционные цели развития общества и государства на перспективу. В Конституции нашли нормативное закрепление общемировые стандарты в области прав человека, принципы разделения властей и формирования демократического правового социального государства.

Основу современного конституционализма в Беларуси составляют следующие фундаментальные положения.

Во-первых, человек, его права и свободы. Согласно статье 2 Конституции человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (часть первая); при этом закрепляется взаимная ответственность: государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности, а гражданин ответствен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией (часть вторая).

Данные конституционные положения оказывают существенное влияние на политику государственной власти по формированию по сути государства для народа. При этом соблюдение и гарантированность прав и свобод человека, их защищенность являются основополагающими направлениями развития демократии, экономической безопасности, социальной политики государства.

Во-вторых, народовластие. В соответствии со статьей 3 Конституции единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Беларуси является народ; народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией. Закрепление принципа народовластия в Конституции предопределило юридическую природу конституционного строя Республики Беларусь, а его последовательная реализация обеспечивает устойчивое эффективное развитие государства и общества без революций и социальных потрясений.

В-третьих, принцип разделения властей. С народовластием неразрывно связан конституционный принцип разделения властей: государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную (статья 6 Конституции).

Заложенный в Конституции 1994 года принцип разделения властей оказалось не просто реализовать на практике, поскольку полномочия каждой ветви власти были определены недостаточно сбалансированно. Выход был найден путем проведения референдума в 1996 году, на основе которого внесены изменения в Конституцию и более четко разграничены полномочия ветвей власти и сформирован действенный правовой механизм взаимодействия государственных органов.

В настоящее время можно констатировать, что установление сильной президентской власти дало возможность нашей стране развиваться устойчиво и последовательно в достижении стратегических целей обеспечения независимости и безопасности, роста благосостояния народа.

В-четвертых, верховенство права. В Беларуси на конституционном уровне установлен принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Конституция Республики Беларусь не только закрепляет принципы и нормы, по которым государство и общество живут в настоящее время, но и определяет пути развития государства на долгосрочную перспективу как демократического социального правового государства.

Заложенный потенциал правовых преобразований реализуется и путем толкования конституционных положений, выявления конституционно-правового смысла норм законодательных актов, обогащая содержание Конституции в современных условиях. Это многократно усиливает ее регулятивный потенциал, позволяет гражданам и должностным лицам воспринимать Основной Закон нашего государства не только как совокупность правовых норм и принципов, обладающих высшей юридической силой, но и как наполненный реальным содержанием общественный договор, на основе которого достигаются общественное согласие и доверие между личностью, обществом и государственной властью.

В-пятых, суверенитет. В настоящее время на фоне процессов глобализации и интеграции вопросы суверенитета, его содержания, пределов и особенностей реализации требуют нового осмысления как необходимые составляющие конституционной доктрины конкретного государства и важнейшее направление развития конституционализма.

Республика Беларусь входит в межгосударственные и международные образования, проводит многовекторную внешнюю политику, ориентируясь при этом прежде всего на собственную Конституцию, ее ценности и цели, принципы и нормы международного права.

С вступлением Беларуси в Евразийский экономический союз актуализируются вопросы предсказуемости правового регулирования, учета соотношения национального и наднационального законодательства, унификации правовых и экономических инструментов, выработки единых подходов по ряду направлений социально-экономического развития.

Открытость Республики Беларусь для международно-правовой интеграции предполагает возможность передачи части суверенных полномочий наднациональным структурам межгосударственных объединений. Однако при этом, исходя из верховенства Конституции, не могут ограничиваться суверенное право народа Беларуси самостоятельно определять свой путь развития, изменяться демократический, социальный и правовой характер белорусского государства, умаляться конституционные права и свободы граждан.

Роль конституционного контроля в развитии конституционализма

Важную роль в обеспечении верховенства Конституции, ее прямого действия, утверждении принципов правового государства играют конституционные суды. Их решения оказывают влияние на направленность конституционно-правового регулирования развития государства и общества, конституционализацию национального законодательства, характер формирования правоприменительной практики.

Органы конституционного контроля начинают выступать в качестве медиаторов общественных отношений в ходе реализации основных ценностных и целевых «посылов» конституций как в правотворчестве, так и правоприменении. Данная тенденция способствует созданию условий для устойчивого развития общества и государства в конституционно-правовом русле, то есть усиливается стабилизационная функция конституционного правосудия.

В Республике Беларусь за прошедший 20-летний период созданы определенные правовые механизмы для системного конституционного контроля законов и иных нормативных правовых актов. Особенностью белорусской модели конституционного контроля является сочетание предварительного и последующего контроля. Предварительный контроль конституционности законов уже более пяти лет является основным направлением деятельности Конституционного Суда.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь и выраженные в них правовые позиции направлены на утверждение верховенства Конституции, обеспечение ее комплексного воздействия на общественные отношения, поступательное развитие которых во многом зависит от объема реализации и практического соблюдения конституционных норм и принципов, действенности механизма реализации прав и свобод человека. Конституционный Суд, принимая решения и формулируя в них правовые позиции, защищает конституционные ценности, поддерживая их конституционно-правовой баланс в современных условиях.

В целом, оценивая эффективность конституционного контроля в Республике Беларусь, можно утверждать, что Конституционный Суд, с одной стороны, подтверждает, что в принятых законах развиваются конституционные положения, с другой – нацеливает законодателя на дальнейшее совершенствование законодательных актов в целях выработки действенного правового механизма реализации конституционных прав и свобод граждан и указывает правоприменителю на недопущение искажения выявленного конституционно-правового смысла норм законов.

Осуществление обязательного предварительного контроля конституционности законов свидетельствует о его значимой роли в обеспечении стабильности и динамизма правового регулирования общественных отношений, согласованности норм различных отраслей законодательства и единства правоприменения.

В ежегодных посланиях Президенту и Парламенту Конституционный Суд на основе рассмотренных дел и материалов, сформулированных правовых позиций нацеливает нормотворческие и правоприменительные органы на практическую реализацию и защиту конституционных ценностей. При этом постоянно подчеркивается, что конституционная законность как важнейшая составляющая конституционализма должна обеспечиваться в повседневной деятельности всех государственных органов, граждан, институтов гражданского общества.

Утверждение конституционализма в жизни общества и государства

В современных условиях при сформировавшейся в целом правовой системе, достигнутой политической и социальной стабильности в стране, эффективном функционировании и взаимодействии ветвей власти ключевым являются продолжение реализации конституционных положений в законодательстве и правоприменении, утверждение верховенства права как основополагающего начала и регулятора государственной и общественной жизни, скрепляющего белорусское общество и государство.

Идейная сфера конституционализма является в массовом сознании мировоззренческо-идеологической областью, в которой утверждаются важнейшие правовые и нравственные ценности. Доверие граждан к власти, высокий уровень правовой культуры, правосознания, становление и развитие конституционного мышления превращают конституционные нормы в реально действующий инструмент. При этом конституционализация общественных отношений, формирование конституционной культуры должны являться обязанностью всех государственных и общественных институтов, должностных лиц и граждан.

Двадцатилетний период действия Конституции Республики Беларусь подтвердил приверженность народа Беларуси общечеловеческим ценностям, его стремление реально утверждать права и свободы человека и гражданина, обеспечивать гражданское согласие, незыблемые устои народовластия и правового государства. При этом сохранение стабильности и справедливости в обществе достигается при соблюдении приоритета в государственном и общественном развитии ценностей, которые исторически выработаны народом, обусловлены его историей, культурой, менталитетом.

Важнейшей, фундаментальной, конституционной ценностью в Республике Беларусь является демократическое социальное правовое государство, выступающее исходным основанием эффективной реализации других конституционных ценностей, включая высшую конституционную цель и ценность – человека. Через осмысление и реализацию конституционных положений происходит становление человека и гражданина как носителя конституционных прав, свобод и обязанностей, активного участника конституционных правоотношений.

Неотъемлемым элементом конституционализма выступает и конституционный правопорядок как процесс воплощения конституционных норм и принципов, в центре которого находятся действующая политическая система, демократический и действенный механизм власти, реализация государственных властных полномочий в пределах и на основе Конституции.

Обеспечение верховенства и прямого действия Конституции, выработка на законодательном уровне реально действующих правовых механизмов для полной и точной реализации конституционных норм обусловливают претворение в жизнь конституционной модели организации общественных отношений. При этом авторитетная государственная власть, баланс социально-политических интересов, конструктивное взаимодействие государства и гражданского общества способствуют утверждению конституционализма, в конечном итоге предопределяя движение к конституционному государству.

Заключение

В Республике Беларусь происходит становление демократического социального правового государства, в котором не только провозглашаются права и свободы человека, но и создаются действенные механизмы претворения в жизнь конституционных ценностей, принципов и норм. При этом современный конституционализм базируется и на устойчивом фундаменте национальных особенностей и традиций государственного строительства.

Деятельность Конституционного Суда Республики Беларусь при осуществлении конституционного контроля направлена на воплощение в жизнь верховенства и прямого действия Конституции, утверждение конституционной законности, обеспечение баланса интересов личности, общества и государства.

Основы государственного устройства Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года, 17 октября 2004 года и 27 февраля 2022 года.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство.

Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику.

Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства.

Демократические основы белорусской государственности гарантируют разнообразие политических институтов, идеологий и взглядов.

В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Беларусь - президентская республика.

Глава государства - Президент Республики Беларусь.

Взаимодействие властей

Основным принципом реализации государственной власти в Республике Беларусь является принцип разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Суть этого принципа в том, чтобы власть не была сосредоточена в руках какого-то одного государственного органа, а была разделена между органами трех ветвей власти. Указанные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.

Ключевая роль в государственном механизме отводится Главе государства. Не входя ни в одну из ветвей власти, Президент Республики Беларусь наделяется необходимыми конституционными полномочиями, позволяющими ему обеспечивать взаимодействие органов государственной власти между собой и точное осуществление ими своих функций. Такая модель придает устойчивость и стабильность государственному механизму, препятствует возникновению противостояния между ветвями власти.

Взаимодействуя с законодательной властью, Президент имеет право законодательной инициативы, уполномочен на подписание или отклонение законов. На основе и в соответствии с Конституцией Президент имеет право издавать законодательные акты – указы. Указы Президента обязательны на всей территории Беларуси и не должны противоречить законам.

Президент оказывает влияние на формирование и деятельность исполнительной власти. С предварительного согласия Палаты представителей он назначает на должность Премьер-министра. Президент определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов, имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь и отменять акты Правительства. Принимаемые Президентом решения обязательны для исполнения Правительством.

Наделение Главы государства соответствующими полномочиями одновременно означает и возложение на него обязанности, которая не может быть возложена ни на один другой орган, - выступать гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности.

Материалы Портала могут использоваться в средствах массовой информации, распространяться в сети Интернет без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации. Единственным условием является ссылка на первоисточник. Никакого предварительного согласия на использование материалов Портала со стороны пресс-службы Президента Республики Беларусь не требуется.

Отсутствует соединение.
Проверьте, пожалуйста, соединение. Если соединение к сети отсутствует, вы все равно можете перейти на страницы: Главная, Президент, Государство и Президент молодежи.

К сожалению, ваш браузер не поддерживается.
Если информация отображена некорректно, попробуйте скачать новую версию или запустите другой браузер.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: