Приведите фразу в которой автор говорит о роли прав и обязанностей во взаимоотношениях государства

Обновлено: 24.04.2024

Сохранить Ваш полученный опыт XP в Вашем личном профиле и участвовать в рейтингах!

XP показывает Ваш уровень знаний и указывается в Сертификате на Ваше Имя по завершению курса обучения

Урок 22 >> Задание 22.4

Выполните задание самостоятельно и проверьте решение/ответ

Для эффективного выполнения заданий и тестов рекомендуем пройти наши видео-уроки по теории и разбору заданий по теме

Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

Долгое время в политической науке понятия «гражданское общество» и «государство» не различались, использовались как тождественные. Однако начиная с середины XVII в. процессы дифференциации различных сфер общества, освобождения их из-под всеохватывающей государственной власти, обособления автономного и независимого индивида с его неотъемлемыми правами и свободами потребовали отражения в общественном сознании и науке двух тенденций социального прогресса.

С одной стороны, нарастание спонтанности и стихийности в социальном развитии было отражением стремления индивида к свободе и автономии от государства и форм коллективной жизни. Процесс становления автономных от государства сфер жизнедеятельности человека отразило понятие «гражданское общество». С другой стороны, потребность в упорядочении, обеспечении целостности общества, согласовании и интеграции устремлений индивидов и социальных групп выразило понятие «государство».

Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества невозможно построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создавать наиболее рациональные формы человеческого общежития. Если гражданское общество выступает прочным опосредующим звеном между свободным индивидом и централизованной государственной волей, то государство призвано противодействовать дезинтеграции, хаосу, кризису, упадку и обеспечивать условия для реализации прав и свобод автономной личности. В реальной жизни общества разделение гражданского общества и государства достаточно условно, но в науке оно необходимо для того, чтобы понять механизмы общественной жизни, степень свободы и несвободы индивидов, уровень политического развития.

Таким образом, гражданское общество представляет собой совокупность межличностных отношений и семейных, общественных, экономических, культурных, религиозных и иных структур, которые развиваются в обществе вне рамок и без вмешательства государства. Система независимых от государства институтов и межличностных отношений создаёт условия для самореализации индивидов и групп, для удовлетворения их повседневных потребностей.

Вопросы и задания:

1. Используя содержание текста, приведите определение гражданского общества. Какая тенденция общественного развития лежала в основе формирования гражданского общества? Какие стремления человека отразил этот процесс?

2. Назовите любые две функции государства, о которых говорится в тексте. Укажите ещё одну функцию.

3. На основании обществоведческих, исторических знаний, фактов общественной жизни назовите три формы взаимодействия государства и гражданского общества и конкретизируйте каждую из названных форм примером.

4. Автор связывает создание правового демократического государства с деятельностью сознательных свободных граждан. Используя знания обществоведческого курса, информацию СМИ и личный социальный опыт, объясните, как связаны между собой политическая свобода и возможности самореализации личности в каждой из сфер: экономической, социальной и духовной.

Остались вопросы? Задайте свой вопрос в сообщество учеников и преподавателей EXAMMY!

Политическая власть – это предоставленная человеку или группе людей способность и возможность осуществлять управление.

Политическая власть – власть, состоящая в определении направлений по руководству обществом посредством политики.

Политическая власть – это форма социальных отношений, характеризующаяся способностью социального субъекта (личности, группы, класса, нации, партии и т.д.) побуждать других социальных субъектов к действиям, обеспечивающим его личные политические интересы.

Политическая власть – полномочия и деятельность по управлению обществом и государством. (Энциклопедический словарь конституционного права)

Как понимать слова «связанность государства правом»?

Государство связанно правом, так как деятельность государственных органов напрямую зависит от законодательства. Конституция Российской Федерации закрепляет права и обязанности граждан, которые государство в лице государственных органов, не имеет права нарушать.

Что выше — право или власть?

Выше, конечно же, право. Дело в том, что каждое право итак ограничено законодательно и запрещает противоправные деяния. Государство лишь направляет граждан, регулирует их деятельность посредством законодательных актов, но и само должно подчиняться закону.

Зачем соединять силу и справедливость?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Зачем разделять единую власть?

Разделять единую власть необходимо для независимости звеньев власти друг от друга в принятии справедливых решений, самостоятельная деятельность, не зависимо от другой ветви власти обеспечит законное их функционирование. Это необходимо для того, чтобы каждая ветвь власти контролировала и «сдерживала» другую.

Вопросы «?» Как ты понимаешь утверждение о том, что в правовом государстве «власти положены известные границы»?

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан.

Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их.

Какие границы имеет в виду автор?

Именно поэтому автор именует власть «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону». От произвола государства и государственных органов человека защищает закон, который каждый обязан знать, чтобы грамотно защищать свои законные интересы и права.

Вопросы «?» Сравни мысль М. М. Сперанского с идеями Ш. Монтескьё. Сделай выводы.

Мысли данных авторов взаимодополняют друг друга.
М. М. Сперанский говорит о том, государством управляют три силы — судебная, законодательная и исполнительная власть, а их источник – это народ.
Ш. Монтескьё дополняет его фразу и говорит о том, что эти три ветви власти не должны зависеть друг от друга, но они контролируют и «сдерживают» друг друга.
Речь идет о том, что если в руках одного человека сосредоточится вся власть, то это ведет к произволу.

Вопросы «?» А как ты думаешь, о чём свидетельствуют эти факты?

Дело в том, что как в СССР, так и на данный момент юристов очень много. Однако эта профессия очень востребована, но для этого нужно быть высококлассным специалистом.

Естественно, что опыт приобретается с годами, но чтобы стать хорошим юристом, нужно хорошо учиться, быть очень внимательным.

Ведь во всех отраслях сейчас нужны квалифицированные юристы, а таких мало. Зачастую, получение диплома – чисто символическое явление для студентов. Они халатно относятся к знаниям, которые им дают, сдают экзамены «на авось». Именно поэтому востребованность в юридической сфере -это очень актуальный вопрос.

1. В чём сущность правового государства?

В правовом государстве, государство признает, защищает и охраняет права и законные интересы гражданина.

Оно создает законодательные акты, которые обеспечивают гарантию реализации и защиту прав. Государство напрямую связано с правом. Оно подчиняется законам. Можно сделать вывод, что ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – это государство, котором защищаются и охраняются законные интересы и права граждан, а государство связано с правом, подчиняется ему, чтобы избежать злоупотребления.

2. Почему мысль о необходимости соединения силы государства и справедливости права относят к числу великих гуманистических идей?

Силу и справедливость необходимо соединять потому, что без справедливости сила будет иметь разрушающий характер. Она не пойдет на пользу и будет только во вред. Сила закона должна иметь место, но справедливость – прежде всего.

Это правило относится к числу великих гуманистических идей, ведь согласно Конституции РФ «человек и его жизнь — высшая ценность».
Соответственно, и государство и право должны быть не только сильными, но и справедливыми по отношению к гражданам.

3. Как ты понимаешь смысл суждения, высказанного Цицероном: «Право выше власти»?

Я понимаю данное суждение так: Право, выраженное в законе, всегда выше власти, так как государство обязано подчиняться праву.
Это и есть смысл существования правового государства.
Государство обязано защищать и охранять права и законные интересы граждан, поэтому его воля не может быть выше норм, которые данные права предписывают гражданам.

Власти положены границы, и эти границы – закон. Любая власть в своем управлении должна подчиняться закону и не нарушать права и законные интересы граждан. Каждое государство имеет закон. В соответствии с законодательством обязанности имеются и у государственных органах. Они обязаны соблюдать их. Именно поэтому власть именуется «подзаконной», то есть «подчиняющейся закону».

4. Каково содержание важнейших признаков правового государства?

Основные признаки правового государства:

  • Первый – это верховенство власти.
  • Второй – незыблемость законных интересов и прав гражданина.
  • Третий – разделение властей.
  1. Принцип верховенства власти гласит, что никто не имеет право не подчиняться решением государственной власти и закона.
  2. Незыблемость законных интересов заключается в том, что права и законные интересы каждого гражданина охраняются законом. Они должны гарантироваться, охраняться, а в случае нарушения – защищаться государством.
  3. Принцип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) В РФ три ветви власти: исполнительная, законодательная, судебная.
5. Дай характеристику трёх ветвей власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Исполнительная власть — самостоятельная ветвь власти.
Обязана действовать на основе принятых представительной властью законов и опираться на них, принимая правительственные решения. Сама же исполнительная власть законов не принимает и не избирается, а назначается. В РФ — исполнительная власть — Правительство РФ. Деятельность исполнительной власти направлена на исполнение принятых парламентом решений.

Судебная власть — самостоятельная и независимая ветвь власти.
Ее деятельность основана на защите прав путем осуществления правосудия в рамках судебного заседания. В РФ осуществляется конституционное, гражданское, уголовное и административное судопроизводство.

Судебная система в нашей стране состоит из трёх видов судов — конституционных судов (Конституционный Суд РФ; конституционные (или уставные) суды субъектов Федерации); судов общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды субъектов Федерации, а также районные (городские) суды, мировые суды, сюда же входят военные суды); арбитражных судов (арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов Федерации).

Законодательная власть — парламент. Российский парламент именуется Федеральным собранием, которое включает в себя Государственную Думу и Совет Федерации. Деятельность парламента основывается на создании правовых законов, которые признают, гарантируют и защищают права человека. Законодательная власть должна избираться всем народом, выражать его волю и представлять его интересы. Поэтому её ещё называют представительной властью.

В КЛАССЕ И ДОМА

  1. В своей книге «Закон» Платон утверждал: «Мы признаём, что там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идёт не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях, и то, что считается там справедливостью, носит напрасно это имя». Раскрой смысл этого утверждения.

Смысл заключается в том, что если бы все не были равны перед законом и судом, начались бы внутренние конфликты, так как не было бы справедливости. В истории очень много случаев, когда несправедливость поднимала людей на революции.

В Российской Федерации все равны перед законом и судом, и права всех граждан, независимо от пола, расы, национальности, охраняются законом. Решения государственных органов и закон распространяется на всех граждан, а не в интересах нескольких человек. Самое важное, что может сделать гражданин, это знать свои права и уметь их защищать законным способов. В этом ему поможет правовое государство.

2. Ш. Монтескьё много размышлял о справедливом устройстве государства. Он, например, считал, что:
  • а) в правильно устроенном государстве нет единой власти;
  • б) соединение власти в руках одного органа означает « ужасный деспотизм»;
  • в) если судья будет не только судить, но и законодательствовать, то сама жизнь человека может оказаться жертвой произвола.

Раскрой смысл каждого из приведённых положений.

A) Государственная власть должна быть разделена на ветви.
Прицнип разделения властей гласит о том, что власть разделена на независимые ветви, которые функционирует отдельно друг от друга, но «контролируют и сдерживают друг друга» . (Ш.Монтескьё) Дело в том, что если власть сосредоточиться в руках одного человека, то начнется злоупотребление.

Б) Эта фраза оправдана, ведь если власть сосредоточена в руках одного человека – это тоталитарный режим. При тоталитарном режиме у граждан нет прав, есть только обязанности, которые заключаются в подчинении граждан государству.

B) Законодательную и судебную власть нельзя смешивать. Это может породить коррупцию и произвол. Ведь тогда, законы могут быть приняты в интересах определенного круга лиц, нельзя будет говорить о принципе СПРАВЕДЛИВОСТИ при осуществлении правосудия.

3. Среди принципов правового государства (помимо тех, с которыми ты познакомился) специалисты указывают и на такой: принцип взаимной ответственности государства и гражданина. Объясни, как ты понимаешь: в чём состоит ответственность государства перед гражданином? В чём состоит ответственность гражданина перед государством?

Для того чтобы понять данную фразу, можно привести конкретный пример. Всем известно, что государство обязано предоставлять бесплатную медицинскую помощь и основное общее образование. Однако для того, чтобы обеспечить граждан общественным благом, необходимы финансы. Из данного права на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатное образование, вытекает обязанность по уплате налогов.

Иначе говоря, права государства – это обязанность граждан, права граждан – это обязанность государства. В правовом государстве каждая сторона (государство и граждане) должна выполнять свои обязанности и тем самым осуществлять права другой стороны.

Гражданин имеет право на образование, обязанность государства обеспечить это право. Гражданин обязан защищать Отечество (служить в армии (срочная служба)), право государства – призвать призывника на военную службу, чтобы обеспечить свою обязанность – защиту общества и государства.

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей.

Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

В чём состоит основное значение нормы?

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные
Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе.

Для чего создаются нормы?

Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

Можно ли добиться порядка и справедливости в обществе? Почему право — это прежде всего ответственность?

Я считаю, что при соблюдении моральных правил и норм, закрепленных в законодательстве, можно добиться порядка в обществе.

Но для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конститутуции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

Следует ли из документа, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него?

Я считаю, что право должно соответствовать нравственным принципам своего времени и не отставать от него. Дело в том, что для того, чтобы осуществлять эффективное регулирование общественных отношений, необходимо, чтобы нормы морали и законодательства «шли рука об руку» и не противоречили друг другу.

Необходимо, чтобы мораль и закон дополняли друг друга.
О каком смысловом значении права ты узнал из этого документа?
Я узнал, что слово «право» (ius) получило своё название от «правосудия» (iustitia). Согласно определению Древнегреческого юриста Цельса право – это наука о добром и справедливом.

Когда в России появились «первые ростки» естественного права? Откуда, по мнению академика Р. Ю. Виппера, исходит естественное право? Чем отличается точка зрения В. В. Зеньковского?

«Первые ростки так называемого «естественного права», которое стало особенно развиваться в России во второй половине XVIII в. и перешло потом в XIX в. Р. Ю. Виппер (1859—1954) считает, что идея «естественных прав», которая часто встречается в XVI в. у русских публицистов и церковных деятелей… «взята из римской юридической сокровищницы»…

«Однако, с наименьшим основанием, можно возводить первые ростки идей «естественных» (каждому человеку с рождения присущих) прав к христианскому мировоззрению. Во всяком случае, в русской литературе XVI в. настойчиво проводится мысль о свободе, дарованной Богом всем людям».

В чём Е. Н. Трубецкой видит сущность права? Почему он против «безграничной свободы»? Что всегда служит границей внешней свободы отдельного лица?

Сущность права заключается в том, что право выражается, с одной стороны, в предоставлении лицу известной сферы внешней свободы, а с другой стороны — в ограничении этой сферы.

Автор против «безграничной свободы» потому, что он считает, что «Безграничная свобода отдельного лица была бы не только отрицанием права, но и прямой противоположностью добра». Границей внешней свободы отдельного лица «всегда ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро».

1. Каковы основные назначения права в обществе?

Существуют моральные и правовые нормы поведения людей. Моральные нормы обеспечены традициями и устоями, а правовые регламентируются законом.

Норма необходима для того, чтобы регламентировать поведение людей в обществе, быть регулятором общественных отношений.

Нормы бывают разрешительные, ограничивающие и запретительные. Они устанавливают определенные порядки в обществе, которые необходимы для нормального функционирования всех институтов в обществе. Нормы создаются для того, чтобы поддерживать порядок.

2. В чём смысл формулировки: право определяет меру свободы и равенства людей в обществе?

Для того, чтобы обеспечить справедливость, необходимо, чтобы правила и нормы соблюдали все граждане. Ведь в Конституции РФ сказано, что все граждане равны перед законом и судом.

Право — это ответственность. Ведь каждое право ограничено законодательными рамками и ответственностью, за нарушение законодательства.

Право каждого ограничивается там, где начинается право другого гражданина. Каждый человек несет ответственность за нарушение права другого гражданина.

3. Почему закон является нормативным актом высшей юридической силы?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

4. Чем ты объяснишь потребность общества в чёткой упорядоченности деятельности людей?

Общество нуждается в четкой упорядоченности деятельности людей для обеспечения порядка. Законодательство помогает упорядочить отношения граждан друг с другом и государством, регламентирует порядок отдельных действий, прав и обязанностей.

Это необходимо для того, чтобы граждане не нарушали права друг друга, уважали государство и чтили закон. Деятельность будет упорядочена только тогда, когда все в равной мере будут соблюдать закон.

5. Сравни характеристики позитивного и естественного права: в чём их сходство и различие?
  • Естественное право – это совокупность норм, которые находятся в базе универсальных норм по всему миру.
  • Позитивное право – это правовые нормы, оформленные в систему законодательства, сила которого обеспечивается государством.

Естественное право отличается от позитивного потому, что естественное право существовало всегда, а позитивное прав создано искусственно, нормы позитивного права создаются и закрепляются в соответствии с основными принципами естественного права.

В классе и дома

  1. Количество правовых норм (правил) велико. Их принято объединять в большие группы — как говорят юристы, группировать по отраслям права. Отраслей права тоже получается много: есть гражданское право, трудовое право, семейное право, административное право и т. д. — по самому названию можно судить, какие стороны общественной жизни регулируют эти отрасли права.
Объясни, почему существует множество отраслей права. Как ты оцениваешь необходимость иметь их в таком количестве в одной стране?

В РФ существует множество отраслей права. Это связано с тем, что каждая отрасль права регулирует особую сферу общественных отношений.

Например: Уголовное право – это отрасль права, регулирующая правоотношения, возникающие в сфере совершения, предотвращения и защиты граждан от преступлений.

Трудовое право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере трудовых отношений между работником и работодателем.

Это необходимо для того, чтобы четко разграничить нормы и законодательство.

2. Наука утверждает, что право характеризуется своим демократическим и гуманистическим содержанием, имеет общечеловеческую ценность. Уточни, как ты понимаешь это утверждение. Что значит демократическое и гуманистическое содержание? В чём состоит общечеловеческая ценность права?

Это значит то, что сама суть права заключается как раз в предоставлении гражданам свобод, что по своей сути и является демократией и гуманизмом по отношению к людям. В условиях демократии гражданам даруются права, которые они могут реализовать в рамках своих возможностей, не нарушая права других лиц.

Общечеловеческая ценность права заключается в том, что право ценно не только для конкретного человека, но и для общества в целом. Ведь каждому человеку даруется равный комплекс прав. Право ценно потому, что оно способствует реализации своих интересов и желаний.

3*. Есть разные позиции по вопросу о том, существует ли различие между правом и законом. Раскрой эти позиции и выскажи своё отношение к ним. Как ты полагаешь, почему важно разобраться в этом вопросе?

Закон- это закрепленные в письменной и формальной форме нормы права, которые регламентируют права и обязанности в граждан, а также ответственность, за несоблюдение предписаний.

Право — это способность и возможность предполагаемого поведения граждан.

Закон дарует гражданам права, взамен ограничивая их ответственностью за нарушение свобод других граждан.

4*. Вы знаете, что нормативные акты взаимодействуют на основе соподчинения, отсюда условное название «иерархическая лестница». А чем объяснить различное положение нормативных актов в «иерархической лестнице»? Чем оно обусловлено?

Закон является нормативным актом высшей юридической силы, так как он регулирует общественные отношения в обществе, отношения между гражданином или обществом в целом и государством.

Высшая юридическая сила подлежит Конституции РФ, как основному закону Российской Федерации. А остальные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции. Это и обеспечивает ее статус, как закона высшей юридической силы.

Соответственно, Конституция РФ – занимает самое высокое положение в иерархии НПА. Далее идут Федеральные Конституционные законы, затем Федеральные законы, затем Постановления,Указы…

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание запись закреплена

Разбираем 25-е задание 2-го варианта из сборника Котовой и Лисковой.

📒

1 часть задания: обоснуйте важность принципа единства прав и обязанностей гражданина в демократическом государстве.

Этот принцип заключается в том, что не бывает прав без обязанностей и наоборот. То есть это единый комплекс. Нам необходимо связать это с демократическим государством. Для этого можно рассмотреть его основные признаки: гарантия прав и свобод граждан, равноправие, участие народа во власти. Вспоминаем известное выражение - свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.

Ответ: для демократического государство важно предоставить гражданам свободу и равноправие. Чтобы соблюдались права одного человека и поддерживался общественный порядок, необходимо контролировать и ограничивать граждан с помощью обязанностей. Человек вправе быть свободным, но при этом обязан не мешать свободе других.

📒

2 часть задания: назовите обязанности гражданина, закреплённые в Конституции РФ, и приведите по одному примеру для каждой обязанности, иллюстрирующему реализацию принципа единства прав и обязанностей.

⚡

ВАЖНО читать это задания внимательно! Важно заметить, что нужно проиллюстрировать не просто обязанности, а на примере обязанностей показать их единство с правами! То есть как эта обязанность сочетается с правами в этой же сфере.

Второй важный момент выбрать из обязанностей те, который будут легко проиллюстрировать в этом случае, не спешите писать первое пришедшее в голову. Лучше выписать все обязанности, которые вы помните и отобрать самые подходящие именно к этому заданию.

Ответ: 1. Обязанность заботиться о сохранении культурного и исторического наследия: в государственном музее «Эрмитаж» запрещено трогать, брать в руки произведения искусства, благодаря этому они сохраняют свой исторический облик, и посетители музея смогут ими наслаждаться еще много лет.
2. Обязанность родителей заботиться о несовершеннолетних детях: родители воспитывают и обеспечивают сына Олега. Но когда Олег вырастет, а родители станут нетрудоспособными, они имеют право требовать помощи от сына.
3. Защита Отечества: Семён был призван на обязательную военную службу, но он имеет противоречащие службе убеждения и поэтому подал заявление на замену службы на альтернативную гражданскую.

Остались следующие обязанности:
получить основное общее образование;
платить налоги;
сохранять природу и окружающую среду;
соблюдать законы и Конституцию.

⚡

Пишите свои примеры к этим обязанностям в комментариях, будем тренироваться вместе!

Банка аргументов / ЕГЭ Обществознание

Максим Пенизев

1) В демократическом государстве принцип единства прав и обязанностей определяет баланс сочетания интересов личности, общества и государства, способствует достижению социального компромисса.
Добросовестное исполнение личностью своих обязанностей служит гарантией реализации ее прав, а также средством обеспечения прав других лиц, является условием стабильности государственной организации общества.
Показать полностью.
Таким образом, единство прав и обязанностей личности свидетельствует о возможности ее гармоничного развития в социуме.
2)
а) Обязанность платить законно установленные налоги и сборы.
б) Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
в) Обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
3)
а) Обязанности платить законно установленные налоги и сборы корреспондирует право получать от государства социальные выплаты, пользоваться государственными институтами и благами. Например, автомобилисты Красноярского края платят транспортный налог в региональный бюджет, в свою очередь государственные органы Красноярского края, и администрация города Красноярска организуют работу по строительству, содержанию и обслуживанию автомобильных дорог регионального и местного значения, заключая государственные (муниципальные) контракты в пределах денежных средств, предусмотренных в законе (решении) о бюджете на текущий год и плановый период.
б) Обязанности соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы корреспондирует принцип равенства всех перед законом и судом, а также право обращаться за защитой нарушенных прав в суд.
Например, работник Макдональдса был уволен по инициативе работодателя. Работник М. обратился в районный суд с иском о признании незаконным приказа об увольнении, требовании выплатить компенсацию за вынужденный прогул и моральный вред. Суд рассмотрев спор установил факт нарушения процедуры увольнения со стороны Макдональдса, обязав восстановить на работе работника и выплатить компенсацию.
в) Граждане имеют право владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Например, фермер V., выращивая на своем земельном участке сельскохозяйственные культуры применял минеральные удобрения, которые попали в подземные воды и затем в местную реку, которая используется для водоснабжения населенного пункта п. Z., тем самым нарушая права иных лиц на благоприятную окружающую среду.


В ответе моrут быть приведены следующие примеры:
1. Гарантия свободы мысли и слова. Пример: гражданин Л. опубликовал в местной газете свои критические замечания о деятельности коммунальных служб по организации уборки снега на улицах города.
2. Право граждан РФ на избрание в органы государственной власти и местного самоуправления. Например, гражданин Ч. выдвинул свою кандидатуру на выборах мэра города.
3. Право на объединение, включая профессиональные союзы. Например, группа граждан зарегистрировала новую политическую партию “Прогресс”, которая выступает за реформы в социальной сфере.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Конституция РФ”.


Право предоставляет конкретные возможности для удовлетворения личностью своих интересов а) материальных, б) духовных, в) политических. Приведите примеры, иллюстрирующие это положение по каждому из трёх пунктов. (Примеры должны быть сформулированы развёрнуто.)


В правильном ответе должны быть приведены поимеры по каждому пункту задания, допустим:
а) Аркадий Симонович приобрёл квартиру в многоквартирном доме и в установленном порядке зарегистрировал право собственности на неё;
б) несовершеннолетних Машу и Дашу, желавших научиться петь, родители записали в музыкальную студию; теперь Маша и Даша занимаются в этой организации дополнительного образования;
в) 45-летняя Ирина Валерьевна выдвинула свою кандидатуру на выборах мэра своего родного города.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Конституция РФ”.


Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три признака правонарушения.


В правильном ответе могут быть названы признаки правонарушения и приведены примеры, допустим:
1) деяние (действие или бездействие): медицинский работник А. не оказал помощи человеку, который упал в обморок в троллейбусе;
2) противоправность: отсутствие на работе более четырех часов без уважительных причин является прогулом;
3) виновность (умысел или неосторожность): проезд на красный свет водитель такси объяснил тем, что в полночь трасса, как правило, пуста;
4) общественная опасность: водитель в состоянии алкогольного опьянения совершил наезд на автобусную остановку.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Правонарушение”.


Назовите три отличия норм права от иных социальных регуляторов и укажите критерии (основания) сравнения.


в правильном ответе могут быть названы отличия норм права и указаны критерии (основания) сравнения, допустим:
1) нормы права являются общеобязательными (особенности воздействия);
2) нормы права закреплены в юридических документах (форма существования);
3) нормы права создаются государством (по характеру создания);
4) за неисполнение норм права применяются государственные санкции (обеспечение действия)

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Нормы права” и “Социальные отношения”.


Приведите три примера мер международной защиты прав человека в условиях мирного или военного времени.


В правильном ответе могут быть приведены, например, следующие меры:
1) меры защиты прав детей в цифровом мире, связанные с ростом нарушений их прав (Совет Европы поддерживает исследования об уязвимости детей в Интернете для повышения эффективности образовательных инструментов; Совет Европы опубликовал Пособие по интернет-грамотности; Советом Европы и другими международными организациями на протяжении последнего десятилетия подчеркивается крайняя необходимость расширения возможностей детей через образование, в том числе и благодаря цифровой грамотности и др.);
2) усилия в борьбе с торговлей детьми, в соответствии с руководящими принципами, содержащимися в Европейской конвенции о борьбе с торговлей людьми; 3) развитие образования в области прав человека онлайн;
4) защита беженцев, которых военные действия или преследования заставиJШ покинуть свою родину;
5) ограничения методов и средств ведения войны (запрет применять оружие, -снаряды и вещества, способные причинить людям чрезмерные страдания);
6) защита права лиц, вышедших из строя в результате боевых действий, на гуманное обращение с ними.

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Международное право”.


Назовите любые три социальные функции государства и проиллюстрируйте примером каждую из них.


В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие социальные функции:
1) установление и обеспечение минималмiых социальных стандартов жизни: заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч. (принятие в государстве Z закона о пенсиях, принятие в государстве Z закона о минимальной заработной плате);
2) поддержка тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться: больных, инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др. (Закон “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”; приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации “Об утверждении порядка выдачи листков нетрудоспособности”);
3) выделение необходимых. средств на социальные нужды всего населения страны (принятие программ, направленных на развитие образования, здравоохранения, транспорта);
4) развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д. (закон об индексации пенсий).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить темы “Конституция РФ”.


Назовите любые три юридических основания расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, и проиллюстрируйте примером каждое из них.


В ответе могут быть названы и проиллюстрированы, например, следующие три основания расторжения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:
1) наступление чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению трудовых отношений (стихийное бедствие разрушило прибрежную зону отдыха, закрытие отелей привело к увольнению работников);
2) признание работника полностью нетрудоспособным (в результате перенесённого заболевания скрипач симфонического оркестра К. сломал руку, медицинская комиссия установила, что больше он не сможет играть на скрипке, руководство оркестра расторгло с ним трудовой договор);
3) подписание трудового договора с нарушением требований Трудового кодекса РФ (А., имеющая среднее образование, была утверждена в должности, предусматривающей наличие высшего образования).

Ответ: Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Трудовое право, трудовой договор”.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: