Приставы не будут взыскивать долги до 2021 года

Обновлено: 29.04.2024

О моратории на выплату долгов в исполнительных производствах

С 01.04.2022 сроком на 6 месяцев в России введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве (Постановление Правительства РФ № 497 от 28.03.2022 г. «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве»). Казалось бы, из названия моратория следует, что он касается только дел о банкротстве, но законодательство говорит о другом.

В силу п.4 ч.3 ст. 9.1 Закона о банкротстве в связи с введением тотального моратория на возбуждение дел о банкротстве также приостанавливаются исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства). Аналогичные положения об обязанности пристава приостановить исполнительное производство содержатся в п.9 ч.1 ст. 40 Закона об исполнительном производстве.

Таким образом, исходя из буквального прочтения вышеуказанных норм, все исполнительные производства по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до 01.04.2022, должны быть приостановлены.

Учитывая беспрецедентность введенного моратория и отсутствия правоприменительной практики, участники рынка и контролирующие органы по-разному трактуют указанные положения законодательства. Агентство по возврату долгов Орион перечисляет имеющиеся позиции и предлагает свои решения.

1) Позиция ассоциации российских банков (АРБ) о моратории на банкротство и исполнительное производство

Ассоциация российских банков исходит из того, что все исполнительные производства по имущественным взысканиям должны быть приостановлены в автоматическом беззаявительном порядке. В связи с этим, на практике, многие банки отказываются исполнять исполнительные листы, самостоятельно предъявленные взыскателем в банки.

Кроме того, многие банки также отказываются исполнять постановления судебных приставов об обращении взыскания на денежные средства на счетах должников. Из-за этой позиции банков, многие участники рынка столкнулись со значительным снижением поступлений из банков в счет погашения долгов.

2) Позиция ФССП РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

Иную позицию заняло само ФССП РФ, выпустив служебные разъяснения о временном порядке применения моратория на банкротство и исполнительное производство (письмо ФССП от 11.04.2022 «гуляет» по сети, оригинальность официально не подтверждена).

ФССП сообщила, что практики применения положений о моратории нет и предложила временный порядок работы своим территориальным органам:

должник должен сам сообщить приставу о необходимости приостановить исполнительное производство из-за моратория;

пристав должен установить, что должник не может исполнить требование. Это должно быть видно по материалам исполнительного производства - у должника нет денег на счетах, нет имущества;

пока исполнительное производство приостановлено, пристав должен направлять запросы в банки и регистрирующие органы. Он может накладывать аресты на имущество должника и вводить запрет на распоряжение имуществом.

ФССП напомнила, что мораторий распространяется на требования, возникшие до 1 апреля 2022 и не распространяется на требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, об уплате алиментов, а также о взыскании уголовных штрафов.

Комментируемое письмо центрального аппарата ФССП РФ стоит расценивать как «руководство к действию» для приставов-исполнителей, которые непосредственно на местах работают с должниками и занимаются взысканием, по крайней мере до тех пор, пока законодатель не внесет изменения в законодательство, либо пока Верховный суд РФ не подготовит соответствующие разъяснения.

3) Позиция Министерства юстиции РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

В письме от 07.05.2022 № 04-52513/22 в ответ на обращение Ассоциации российских банков Минюст указывает следующее. Исходя из определения понятия «должник», а также предмета регулирования Закона о банкротстве, и круга лиц, определенного постановлением № 497 о введении моратория, приостановление исполнительных производств возможно исключительно в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, которыми или в отношении которых были поданы заявления о банкротстве, включая поданные до 01.04.2022, вопрос о принятии которых не был решен к дате введения моратория. Иное толкование противоречит положениям Закона о банкротстве.

Таким образом, Минюст отвергает трактовку моратория как «тотального», значительно сузив круг применения моратория.

4) Позиция Верховного суда РФ по предыдущему «коронавирусному» мораторию, введённому в 2020 году

Стоит отметить, что ст. 9.1 Закона о банкротстве о моратории была введена законодателем еще 01.04.2020 - то есть в самый разгар пандемии коронавируса, и Верховный суд РФ тогда выпустил Постановление Пленума №44 от 24.12.2020 о порядке применения указанной статьи, из которого следовало, что все исполнительные производства в отношении предпринимателей из пострадавших отраслей должны быть приостановлены. Однако «ковидный мораторий» был введен для поддержки лишь «отдельных хозяйствующих субъектов» (что указано в самом Постановлении Пленума ВС РФ) и не имел «тотального характера», поэтому указанные разъяснения ВС РФ не соотносятся с новым Постановлением Правительства РФ о моратории № 497 от 28.03.2022.

5) Позиция некоторых депутатов Государственной Думы РФ о моратории на банкротство и исполнительное производство

Депутатом Наумовым С.А. письмом от 13.05.2022 в качестве законодательной инициативы внесен законопроект о внесении изменений в положения о моратории.

Депутат предлагает внести изменения в указанные в положения о моратории, в соответствии с которыми последствия введения моратория наступают только в отношении должников, обладающих признаками банкротства, установленными Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», при этом такие последствия как приостановка исполнительного производства осуществляется судебным приставом-исполнителем только по инициативе самого должника путем направления им соответствующего мотивированного заявления.

Выводы и предложения о порядке применения моратория на банкротство и исполнительное производство

При введении моратория законодатель не учел тонкости процессуального регулирования исполнительного производства и правовые последствия его приостановления. Дело в том, что даже в период приостановления производства судебный пристав-исполнитель не только вправе, но и обязан совершать отдельные исполнительные действия в целях обеспечения возврата долга в будущем: наложить аресты на все счета, установить запреты на распоряжение имуществом.

Основным риском для взыскателей в случае приостановления исполнительного производства является невозможность взыскания долгов, так как денежные средства взыскателю не переводятся, оставаясь «замороженными» на счетах должника. Основным риском для должника с точки зрения общих целей моратория (поддержать должников в сложной финансовой ситуации, высвободить денежные средства для того, чтобы укрепить финансовое положение и поддержать бизнес) является невозможность свободного распоряжения денежными средствами и имуществом, поскольку все аресты и запреты сохраняются.

При этом последствия введения «тотального» моратория на возбуждение дел о банкротстве в виде невозможности обращения взыскания на заложенное имущество, а также приостановления исполнительных производств вне зависимости от наличия или отсутствия у должника возможности исполнять свои обязательства, являются избыточными, создают неравные условия для субъектов экономической деятельности, могут привести к снижению финансовой устойчивости кредиторов-взыскателей, а в ряде случаев и к их банкротству.

Кроме этого, последствия введения моратория в виде прекращения исполнительных производств могут привести к ухудшению финансовой дисциплины должников: должники, объективно имеющие возможность исполнять свои обязательства, перестанут это делать в связи с отсутствием какой-либо ответственности, что может негативно крайне негативно повлиять на стабильность гражданского оборота РФ, который в настоящее время уже находится в зоне турбулентности в связи с воздействием на него ограничительных мер экономического характера. Введение полного моратория на 6 месяцев без адекватных мер защиты кредиторов может вместо поддержки экономики страны привести к масштабному кризису в сфере исполнения договорных обязательств.

Предложенный ФССП порядок применения моратория сможет временно нивелировать риски неполучения денежных средств взыскателями с тех должников, финансовое положение которых позволяет погасить долг. По тем должникам, которые такой возможности не имеют, денежные средства и так не поступали бы даже при отсутствии моратория на исполнительное производство.

Оценка судебными приставами финансового положения должников для целей применения моратория, а также сохранение арестов в период приостановления производства, позволит сохранить баланс интересов взыскателей и должников, хотя и входит в противоречие с общей логикой моратория, введённого для поддержки должников.

В связи с имеющейся правовой неопределенностью, ожидаем внесения изменений в законодательство РФ, либо соответствующих разъяснений Верховного суда РФ.

2021-й год оказался богат на изменения правил взыскания долгов. Разберем три самых главных из них.

Должники получат право на прожиточный минимум

Летом этого года был принят закон, который позволяет должнику сохранить свою зарплату или пенсию на уровне прожиточного минимума после того, как оттуда произведут удержание в счет погашения долга.

Он вступит в силу в феврале 2022 года. Пока закон разрешает удерживать в пользу кредиторов до 50% доходов должника.

В отдельных случаях этот процент повышается до 70 (если речь идет о уплате алиментов в пользу несовершеннолетних, возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью человека и т. д. — ст. 99 Закона № 229-ФЗ).

И даже если после такого вычета у должника практически ничего не остается, не всегда удается добиться через суд снижения процента удержания.

Что изменится с февраля следующего года?

Те, у кого удерживают половину зарплаты или пенсии в счет долгов, смогут обратиться к судебному приставу (в т.ч. через портал «Госуслуги») о сохранении за ними ежемесячного дохода на уровне прожиточного минимума.

Ориентиром служит прожиточный минимум, утвержденный на текущий год для трудоспособного населения на уровне РФ (а если в регионе этот минимум выше, то применяется он).

В заявлении нужно будет указать реквизиты банковского счета, по которому следует ограничить удержание до прожиточного минимума.

При наличии у должника иждивенцев могут ограничить списание так, чтобы у него оставалось даже больше прожиточного минимума.

Не смогут воспользоваться новой возможностью только те должники, которые выплачивают алименты и прочие взыскания, за которые предусмотрено удержание до 70% дохода.

Даже единственное жилье могут забрать за долги

С санкции Конституционного суда РФ должника теперь могут выселить даже из единственного жилья и продать его в счет долгов, если:

  • у него нет другого имущества, а рыночная стоимость его жилья такова, что могла бы покрыть существенную часть задолженности (например, должник живет в квартире стоимостью 10 млн рублей и при этом отказывается заплатить по долгам на сумму 1 млн рублей);
  • либо если установлено, что должник специально сделал так, чтобы у него осталось только единственное жилье (например, переоформил остальную свою недвижимость на родственников).

При этом должника не могут выселить на улицу, а должны обеспечить жильем «поскромнее» (площадью не менее соцнормы на каждого члена семьи) и в пределах того же населенного пункта (Постановление КС РФ от 26.04.2021 г.).

Соцвыплаты на банковских счетах защитят от списания по кредитам

По поручению Президента РФ разработан соответствующий законопроект, который уже принят Госдумой в первом чтении (№ 1248303-7).

В правила удержания долгов предполагается внести следующие корректировки:

  • во-первых, банкам запрещается списывать со счетов граждан поступившие туда средства единовременных соцвыплат в счет погашения долгов по потребительским кредитам, пока они не получат от владельца счета согласие на это.

Здесь не будет действовать правило об автоматическом списании долга на основании пункта в кредитном договоре, подписанном заемщиком — требуется получить отдельное согласие гражданина на такое удержание;

  • во-вторых, дав согласие, гражданин может передумать и в течение 14 календарных дней после списания денег со своего счета потребовать от банка вернуть их обратно. Тот обязан будет сделать это в срок не позднее 3-х рабочих дней. После возврата соразмерно увеличится задолженность по кредиту.

Эти исключения касаются только единовременных соцвыплат, предусмотренных статьей 101 Закона «Об исполнительном производстве» в числе доходов, запрещенных к взысканию по долгам.

В частности, это выплаты малоимущим в рамках государственной соцпомощи, выплаты по поручениям Президента РФ и Правительства РФ в целях поддержки семей с детьми (этим же законопроектом такие выплаты добавляются в перечень доходов, с которых нельзя удерживать долги).

Ожидается, что законопроект будет принят до конца этого года и вступит в силу со дня его официального опубликования.

После этого граждане смогут вернуть все соцвыплаты, зачисленные им в течение 2021 года и списанные банками в счет кредитов.

20 июня 2022 заработали новые правила, касающиеся взыскания долгов в рамках исполнительного производства. Теперь взыскивать долги будут в автоматическом режиме, без участия судебного пристава. О том, как будет действовать обновленный порядок, — узнаете из нашей статьи.

Почему были внесены изменения в исполнительное производство?

Взыскание долгов до недавнего времени проходило при активном или, зачастую, пассивном участии судебных приставов. Именно пристав был главной фигурой исполнительного производства. При его участии возбуждалось исполнительное производство и в течение трех дней выносилось соответствующее постановление.

А далее шла работа по непосредственному взысканию долга с должника: выявление его имущества, арест счетов, запрет на выезд за границу, если долги превысили 10 тыс. рублей.

Изменения процедуры взыскания долгов позволят исключить роль человеческого фактора и, соответственно, коррупционную составляющую.

Как будут работать новые правила?

Основная новация заключается в автоматизации процесса исполнительного производства. Роль судебного пристава будет выполнять информационная система.

Для этого должен быть налажен обмен между информационными системами Федерального казначейства, ГИБДД, ФНС и ФССП. Но, как показала практика, на момент написания статьи во многих регионах такой процесс до сих пор не налажен.

В идеале должна быть внедрена следующая схема работы: в случае неоплаты гражданами штрафов, обязательных платежей по истечению установленного срока, происходит обмен данными между информационными системами.

Пример

Самый распространенный случай — неоплата штрафов ГИБДД. Если водитель нарушил ПДД и не оплатил в течение 60 дней штраф, то сведения о нарушителе передаются через информационный ресурс ГИБДД в ФССП.

А далее после получения информации автоматически перенаправляется в систему государственных и муниципальных платежей. В том случае если оплаты действительно нет, то в автоматическом режиме в течение трех дней будет возбуждено исполнительное производство.

В чем преимущества новой системы?

Как мы уже отметили, преимущество автоматизации в исполнительном производстве исключает роль человеческого фактора.

Зачастую исполнительное производство возбуждается в отношении однофамильца должника. И такие случаи не редкость. Все дело в том, что судебный пристав получает от сотрудников ГИБДД и других ведомств сведения о нарушителях с указанием ФИО и датой рождения.

Например, никогда не допускавший просрочек платежей гражданин Иванов неожиданно узнает, что с его банковской карты приставы списали деньги. В этом случае гражданин должен написать в службу судебных приставов заявление об ошибочной идентификации, затрачивая свое время и силы.

Несмотря на то, что ВС довел до ФССП схему действий судебных приставов при совпадении данных должника с третьими лицами, тем не менее подобные истории продолжаются (определение ВС от 12.07.2021 № 5-КГ21-45-К2).

И только благодаря изменению в законодательстве об исполнительном производстве, ФССП не будет возбуждать дела без хотя бы одного идентифицирующего признака:

Если таких данных в системе не будет — не будет и исполнительного производства.

Если должник с долгом свыше 10 тысяч рублей погасил свой долг прямо в аэропорту, то процедура отмены ограничений подчас занимала несколько дней: данные из системы службы судебных приставов (ФССП) с опозданием поступали в пограничную службу. На любом из этапов могли быть проволочки, многое зависело от расторопности судебного пристава.

С 20 июня 2022 оплата долгов в аэропорту, например, при выезде за границу, позволит должнику значительно ускорить эту процедуру и вылететь в желаемом направлении.

Какие решения могут быть вынесены без участия приставов?

Не все постановления могут быть вынесены «автоматом». Это касается ситуаций, когда решение можно принять безусловно и в исполнительном документе есть все необходимые данные о должнике.

«Автоматом» можно взыскать и исполнительский сбор, если должник не оплатил его добровольно. Наложение и снятие ареста, приостановление и прекращение исполнительного производства — эти решения могут быть также приняты без участия приставов. В подобных случаях будут выноситься не бумажные, а электронные постановления. Электронные постановления ФССП должны подписываться усиленной КЭП.

Вместе с тем, у судебных приставов сохранилась возможность вынесения постановления в ручном режиме. В зависимости от того, как вынесено решение ФССП, будет различный порядок его оспаривания.

Для автоматических решений оспаривание производится в суде по месту совершения либо ведения исполнительного производства, либо по месту применения мер принудительного исполнения.

Подписание соответствующего закона Президент РФ анонсировал в ходе традиционной "Прямой линии с Владимиром Путиным". Речь идет о внесении изменений в ст. 446 Гражданского процессуального кодекса и Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Федеральный закон от 29 июня 2021 г. № 234-ФЗ).

Согласно поправкам у россиян появится право на обращение в подразделение судебных приставов, в котором возбуждено или уже ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России при обращении взыскания на его доходы. Соответствующая сумма будет считаться неприкосновенным минимальным размером дохода, необходимым для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.

Для реализации этого права в службу судебных приставов нужно будет представить заявление и документы, подтверждающие наличие ежемесячного дохода, а также сведения об источниках такого дохода. В самом заявлении следует указать: Ф. И. О., гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, место жительства или место пребывания, номер контактного телефона; реквизиты открытого в банке или иной кредитной организации банковского счета, на котором необходимо сохранять зарплату и иные доходы ежемесячно в размере прожиточного минимума; наименование и адрес банка или иной кредитной организации, обслуживающей банковский счет, реквизиты которого указаны в заявлении.

При наличии в постановлении судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах должника, требования о сохранении зарплаты и иных доходов в размере прожиточного минимума удержание денежных средств будет осуществляться с соблюдением этого требования – банк или иная кредитная организация не сможет обратить взыскание на эту неприкосновенную сумму. Однако ограничение размера удержания не будет применяться по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании алиментов, о возмещении вреда, причиненного здоровью, о возмещении вреда в связи со смертью кормильца, о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

Кроме того, при наличии лиц, находящихся на иждивении у должника-гражданина, должник сможет подать в суд заявление о сохранении зарплаты и иных доходов ежемесячно в размере, превышающем прожиточный минимум.

Также в законе появится оговорка, согласно которой если величина прожиточного минимума, установленного в регионе по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России, то в качестве неприкосновенного минимального дохода можно будет заявить именно размер регионального прожиточного минимума.

Новые нормы начнут действовать с 1 февраля 2022 года. Президент РФ считает их важными, поскольку они направлены на повышение гарантий гражданам, попавшим в сложную жизненную ситуацию.

процент деньги возврат кэшбэк кошелек

«Сохраняющаяся сложная эпидемиологическая ситуация на фоне пандемии новой коронавирусной инфекции объективно требует продления мер по поддержке наиболее уязвимых категорий граждан и бизнеса, сохраняющих финансовую нестабильность», — отмечается в пояснительной записке к принятому в третьем чтении закону.

Действующий до конца 2020 года мораторий на взыскание движимого имущества должников-физлиц будет продлен до 1 июля 2021 года. Это значит, что в период пандемии приставы не будут ходить по квартирам и описывать стиральные машины, электрические чайники и кофеварки граждан.

Кроме того, продлевается срок предъявления исполнительных документов, по которым малый и средний бизнес, пострадавший в период пандемии, и пенсионеры смогут получить рассрочку.

В настоящее время долговой рассрочкой можно воспользоваться по документам, предъявленным к принудительному исполнению до 1 октября 2020 года. После принятия закона ее можно получить по исполнительным листам, которые будут предъявлены вплоть до 1 мая 2021 года.

Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев

Пискарев
Василий Иванович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» , представляя законопроект депутатам, рассказал, что «данной законодательной инициативой предлагается продлить действие принятого весной федерального закона, который позволяет отдельным категориям должников — субъектам малого и среднего предпринимательства и пенсионерам — получить рассрочку по исполнительным производствам, если они предъявлены к принудительному исполнению до 1 октября этого года, на 12 и 24 месяца соответственно. Имеются в виду случаи принудительного взыскания задолженности по кредитам, займам, и исполнительных производств имущественного характера, которые образовались в период пандемии».

Парламентарий напомнил, что речь идет о должниках — субъектах малого и среднего предпринимательства, которые могут получить отсрочку не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года по долгам, не превышающим 15 млн рублей; и о пенсионерах, которые могут отсрочить выплату долгов не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года по долгам не более 1 млн рублей.

«Принятие законопроекта поможет защитить наиболее уязвимые категории граждан и предприятий, минимизировать для них долговую нагрузку, а также обеспечить безопасность граждан в период карантинных мероприятий», — говорил ранее Василий Пискарев.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: