Присоединение казахстана к россии и его государственно правовые последствия

Обновлено: 18.04.2024

Первые государственные объединения на территории Казахстана. Общественно-политический строй Казахского ханства XV-XVIII вв. Правовое положение Казахстана в составе Российской империи. Присоединение Казахстана к России и его политико-правовые последствия.

Рубрика Государство и право
Вид курс лекций
Язык русский
Дата добавления 18.03.2015
Размер файла 65,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Диаспоральная и репатриационная политика Республики Казахстан – современные инициативы объединения и протекционизма. Опыт межэтнического согласия полиэтнического Казахстана для Мирового сообщества. Основные этапы в развитии Ассамблеи народа Казахстана.

дипломная работа [150,5 K], добавлен 27.04.2015

Ознакомление особенностями населения, административным устройством племени саки. Суверенитет, международная правосубъектность, налоги, система управления империи Хунну, государства усуней и кангаров. Государства на территории Казахстана в III–V вв. н.э.

реферат [24,1 K], добавлен 12.01.2015

Первый Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев. Символы и знаки президентской власти. Должностные статусы Нурсултана Абишевича Назарбаева. Имидж и авторитет Казахстана, налаживание сотрудничества с другими государствами мира.

презентация [8,4 M], добавлен 27.10.2015

Законодательная основа деятельности Министерства иностранных дел Республики Казахстан. Институт президентства как основополагающий и направляющий элемент формирования и реализации внешней политики. Внешнеполитические инициативы Президента Казахстана.

дипломная работа [195,5 K], добавлен 06.06.2015

Понятие и конституционно-правовые основы законодательства Республики Казахстан об общественных организациях. Образование в 1988 году первых движений "Мемориал", "Невада-Семипалатинск", "Ассоциация Независимых Общественных организаций Казахстана".

С середины XVII – до начала XVIII вв. казахское ханство находилось в состоянии внутреннего и внешнеполитического кризиса. Нашествие джунгар побудило казахских ханов просить протекции России. Так, например, хан Младшего жуза Абулхаир просит о принятии в Российское подданство в 1726-1730 гг.

Императрица Анна Иоановна грамотой от 12 февраля 1731 года согласилась принять казахов в подданство России на условиях, содержащихся в письме просьбе хана Абулхаира. Этот акт юридически закрепил начало добровольного присоединения Казахстан к России.

Россия гарантировала казахам защиту от вторжения третьих государств, обещала не допускать «обид и разорения» от других подданных России, хан обязан был «слушать верно и платить ясак так, как служат башкирцы». В грамоте казахи обязываются жить мирно с другими подданными России (башкиры, калмыки, казаки), возвратить пленных, пропускать торговые караваны и т.д.

10 октября 1731 года хан Абулхаир принял присягу в верности императрице от имени всех казахов.

Окончательно уточненные условия соглашения о добровольном присоединении Казахстана к России были следующими: казахи обязывались сохранять верность императрице и ее наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязывались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов.

Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов.

В 1731 г. хан Среднего жуза Семеке от имени жуза присягнул на верность России на таких же условиях, как и Младший жуз. В 1740 г. присягнули на верность хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай. 17 октября 1744 года – ханы Абулхаир, Абулмамбет, султаны и старшины клятвой вновь подтвердили верность России.

Переговоры носили добровольно – договорный характер при фактически неравноправном положении договаривающихся сторон. В итоге этих переговоров Казахстан вошел в подданство России, юридическим признанием чего явились торжественные клятвы ханов, султанов, биев и батыров в верности ей.

Начальной формой зависимости Казахстана от России являлся протекторат. Важнейшим юридическим критерием протекторатных отношений является ограничение суверенитета протежируемого государства. Казахские ханства потеряли внешнеполитическую самостоятельность, перестали быть субъектом международно-правовых отношений.

Протекторат предполагает сохранение для протежируемого государства внутреннего самоуправления, хотя царизм неоднократно нарушал это.

Государственно-правовые отношения Казахстана с Россией после принятия российского подданства в 30-40 годы XVIII в. можно характеризовать как одновременно и отношения вассальной зависимости. Критерием вассальной зависимости являлось в первую очередь принятие вассальной присяги и клятвы со стороны казахских правителей и предоставление заложников – аманатов.

Характер отношений ханств Младшего и Среднего жузов с Россией до конца XVIII в. хотя в документах и именуется «подданством», не говорит о превращении жузов в ее неотъемлемую часть: казахские ханства превратились в вассальные государства, царское правительство до 1782 г. все сношения с казахскими ханствами осуществляло через свою коллегию иностранных дел. Юридически вассальное положение продолжалось до ликвидации института ханств, народных собраний, ханских советов (20-е годы XIX в.).

Формы взаимоотношений властей жузов и России в XVIII в. носили своеобразные по содержанию и форме институт протектората, сочетающийся с элементом вассалитета.

С середины XVII – до начала XVIII вв. казахское ханство находилось в состоянии внутреннего и внешнеполитического кризиса. Нашествие джунгар побудило казахских ханов просить протекции России. Так, например, хан Младшего жуза Абулхаир просит о принятии в Российское подданство в 1726-1730 гг.
Императрица Анна Иоановна грамотой от 12 февраля 1731 года согласилась принять казахов в подданство России на условиях, содержащихся в письме просьбе хана Абулхаира. Этот акт юридически закрепил начало добровольного присоединения Казахстан к России.
Россия гарантировала казахам защиту от вторжения третьих государств, обещала не допускать «обид и разорения» от других подданных России, хан обязан был «слушать верно и платить ясак так, как служат башкирцы». В грамоте казахи обязываются жить мирно с другими подданными России (башкиры, калмыки, казаки), возвратить пленных, пропускать торговые караваны и т.д.
10 октября 1731 года хан Абулхаир принял присягу в верности императрице от имени всех казахов.
Окончательно уточненные условия соглашения о добровольном присоединении Казахстана к России были следующими: казахи обязывались сохранять верность императрице и ее наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязывались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов.
Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов.
В 1731 г. хан Среднего жуза Семеке от имени жуза присягнул на верность России на таких же условиях, как и Младший жуз. В 1740 г. присягнули на верность хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай. 17 октября 1744 года – ханы Абулхаир, Абулмамбет, султаны и старшины клятвой вновь подтвердили верность России.
Переговоры носили добровольно – договорный характер при фактически неравноправном положении договаривающихся сторон. В итоге этих переговоров Казахстан вошел в подданство России, юридическим признанием чего явились торжественные клятвы ханов, султанов, биев и батыров в верности ей.
Начальной формой зависимости Казахстана от России являлся протекторат. Важнейшим юридическим критерием протекторатных отношений является ограничение суверенитета протежируемого государства. Казахские ханства потеряли внешнеполитическую самостоятельность, перестали быть субъектом международно-правовых отношений.
Протекторат предполагает сохранение для протежируемого государства внутреннего самоуправления, хотя царизм неоднократно нарушал это.
Государственно-правовые отношения Казахстана с Россией после принятия российского подданства в 30-40 годы XVIII в. можно характеризовать как одновременно и отношения вассальной зависимости. Критерием вассальной зависимости являлось в первую очередь принятие вассальной присяги и клятвы со стороны казахских правителей и предоставление заложников – аманатов.
Характер отношений ханств Младшего и Среднего жузов с Россией до конца XVIII в. хотя в документах и именуется «подданством», не говорит о превращении жузов в ее неотъемлемую часть: казахские ханства превратились в вассальные государства, царское правительство до 1782 г. все сношения с казахскими ханствами осуществляло через свою коллегию иностранных дел. Юридически вассальное положение продолжалось до ликвидации института ханств, народных собраний, ханских советов (20-е годы XIX в.).
Формы взаимоотношений властей жузов и России в XVIII в. носили своеобразные по содержанию и форме институт протектората, сочетающийся с элементом вассалитета.

55. Ханство Абулхаира («государство кочевых узбеков»)

Сражение произошло в 1431 году в местности Икри-Тук, Туки-Тимуриды потерпели полный разгром. Было захвачено большое число пленных и добычи (лошадей, верблюдов, палатки, шатры, оружие). Следующая победа Абулхаир хана была одержана только через 15 лет в 1446 году, над Мустафой ханом в районе Атбасара. Внимание Абулхаир хана было обращено на юг и юго-восток (Жетысу), особенно притягивал его Маверанахр. В 1430 году он на короткое время взял Хорезм, разграбил Ургенч. В 1447 году набег на Самарканд и Бухару (захватил некоторые города в районе средней Сырдарьи) Сыгнак сдался добровольно. Взятие сырдарьинских городов – ремесленных и торговых центров, к которым тяготело население кочевых районов казахских степей могло существенно способствовать усилению ханства Абулхаир хана. Объясняется столь быстрое занятие Абулхаиром сырдарьинских городов тем, что он опирался на значительные силы своих сторонников в Дешт-и-Кыпчаке, на свою мощь, накопленную им за 2 десятка лет владения над степью. Правящая верхушка этих городов привыкла лавировать между соперниками и, переходя от поддержки одной стороны к другой, тем самым хоть как-то обеспечивать своим городам безопасность.

Сыгнак – столица ханства Абулхаира. Около 1456-1457 годов Абулхаир, потерпев жестокое поражение от Калмаков под Сыгнаком, вынужден был оставить разоренные области Турк и уйти в Дешт-и-Кыпчак. Только в начале 60-х годов Абулхаиру вновь представилась возможность продвинуться в Присырдарью и занять захваченные им здесь прежде города. Причина поражения от Калмаков заключается во внутренней слабости его государства. Постоянные династийные распри и междуусобицы Чингизидов, сепаратизм кочевой знати, родов и племен, обострение противоречий между феодальной верхушкой и массами рядовых кочевников и полу-кочевников, внутренние и внешние войны, привели государство в состояние полной расшатанности и развала. В 1468 году Абулхаир умер во время похода в Жетысу. С образованием и укреплением казахского ханства, власть шайбанидов на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака прекратилась. В исторической литературе государство Абулхаир хана именуется «Узбекским ханством», «государством кочевых узбеков», «ханством Абулхаира». Последнее наименование представляется более нейтральным, т.к. на территории ханства обитали не одни только кочевые узбеки, в смысле будущего компонента узбекской народности в Средней Азии, но и казахи и мангыты. По наименованию одной из крупнейших этнических групп, обитавших на территории, вошедшей в государство Абулхаир-хана, последнее имеет основание называться также Кыпчакским ханством.

С середины XVII – до начала XVIII вв. казахское ханство находилось в состоянии внутреннего и внешнеполитического кризиса. Нашествие джунгар побудило казахских ханов просить протекции России. Так, например, хан Младшего жуза Абулхаир просит о принятии в Российское подданство в 1726-1730 гг.

Императрица Анна Иоановна грамотой от 12 февраля 1731 года согласилась принять казахов в подданство России на условиях, содержащихся в письме просьбе хана Абулхаира. Этот акт юридически закрепил начало добровольного присоединения Казахстан к России.

Россия гарантировала казахам защиту от вторжения третьих государств, обещала не допускать «обид и разорения» от других подданных России, хан обязан был «слушать верно и платить ясак так, как служат башкирцы». В грамоте казахи обязываются жить мирно с другими подданными России (башкиры, калмыки, казаки), возвратить пленных, пропускать торговые караваны и т.д.

10 октября 1731 года хан Абулхаир принял присягу в верности императрице от имени всех казахов.

Окончательно уточненные условия соглашения о добровольном присоединении Казахстана к России были следующими: казахи обязывались сохранять верность императрице и ее наследникам, согласились на ограничение внешнего суверенитета ханства, обязывались нести службу, не нападать на торговые караваны и российских подданных, возвратить пленных, платить ясак, выделять аманатами детей ханов и султанов.

Россия обязалась охранять своих новых подданных от внешнего нашествия и притеснения. На этом первом этапе присоединения не затрагивались проблемы внутренней политической жизни казахов.

В 1731 г. хан Среднего жуза Семеке от имени жуза присягнул на верность России на таких же условиях, как и Младший жуз. В 1740 г. присягнули на верность хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай. 17 октября 1744 года – ханы Абулхаир, Абулмамбет, султаны и старшины клятвой вновь подтвердили верность России.

Переговоры носили добровольно – договорный характер при фактически неравноправном положении договаривающихся сторон. В итоге этих переговоров Казахстан вошел в подданство России, юридическим признанием чего явились торжественные клятвы ханов, султанов, биев и батыров в верности ей.

Начальной формой зависимости Казахстана от России являлся протекторат. Важнейшим юридическим критерием протекторатных отношений является ограничение суверенитета протежируемого государства. Казахские ханства потеряли внешнеполитическую самостоятельность, перестали быть субъектом международно-правовых отношений.

Протекторат предполагает сохранение для протежируемого государства внутреннего самоуправления, хотя царизм неоднократно нарушал это.

Государственно-правовые отношения Казахстана с Россией после принятия российского подданства в 30-40 годы XVIII в. можно характеризовать как одновременно и отношения вассальной зависимости. Критерием вассальной зависимости являлось в первую очередь принятие вассальной присяги и клятвы со стороны казахских правителей и предоставление заложников – аманатов.

Характер отношений ханств Младшего и Среднего жузов с Россией до конца XVIII в. хотя в документах и именуется «подданством», не говорит о превращении жузов в ее неотъемлемую часть: казахские ханства превратились в вассальные государства, царское правительство до 1782 г. все сношения с казахскими ханствами осуществляло через свою коллегию иностранных дел. Юридически вассальное положение продолжалось до ликвидации института ханств, народных собраний, ханских советов (20-е годы XIX в.).

Формы взаимоотношений властей жузов и России в XVIII в. носили своеобразные по содержанию и форме институт протектората, сочетающийся с элементом вассалитета.

8.2 Начальные формы ограничения ханской власти в казахских жузах.

Политический взаимоотношения между Россией и Казахстаном постепенно претерпевали эволюцию. С 30-х годов XVIII в. и вплоть до ликвидации ханской власти в казахских жузах в 20-е годы прошлого столетия Казахстан сохранял относительную внутреннюю политическую самостоятельность, ибо царизм (по целому ряду объективных причин) не смог, хотя и пытался, создать сколько – нибудь значительный колониальный аппарат по управлению Казахстаном.

С 20-х до 60-х годов XIX в. царизм планомерно осуществлял политику полного подчинения Казахстана.

8.2.1 Ограничение ханской власти в Младшем жузе.

Политика царизма в отношении Казахстана заключалась в постепенном превращении его в колонию и прежде всего – путем ослабления военно-политического союза между жузами, расчленение по возможности внутрижузовского управления, ослабление ханской власти.

Ликвидация ханства и введение колониальных органов управления осуществлялись в несколько этапов. Начало этого обязательного процесса было правило утверждения ханов царским указом. Царизм использовал старые формы ханско-султанского и бийско-батырского управления. Лучшим способом, обеспечивающим господство царизм признавал введение пограничных укрепленных пунктов с военными гарнизонами. В 1715 г. была образована Сибирская укрепленная линия, затем она продвинулась на юг, таким образом весь северо-восток, Средний жуз был окружен военными гарнизонами. Младший жуз был охвачен Оренбургской укрепленной линией.

После этого политика царизма приняла более решительный характер. Не пренебрегал царизм и таким методом осуществления колониальной политики, как натравливание одних народов на другие. Вражда между народами усиливалась, а арбитром выступал царизм.

8.2.2 «Реформа Игельстрома».

Автор реформы, оренбургский генерал-губернатор барон Игельстром. Суть реформы состояла в передаче власти народному собранию и упразднении ханской власти.

Младший жуз был разделен на три части в соответствии с тремя племенными союзами. Старшины были утверждены по рекомендации съезда биев и батыров. Родовой принцип общности казахов Младшего жуза не был обойден – 42 родовых старшины и 7 главных управляли своими родами, но в отличие от прежней системы практики, эти правители утверждались пограничными властями и получали вознаграждение, что сближало их в пограничными властями, - таким образом местной политической власти был придан открыто публичный характер.

Утвержденные старшины были приведены к присяге в Пограничном суде.

Реальным результатом реформы явилось усиление старшинской группировки, однако Пограничный суд и др. оказались недостаточно жизнеспособными. Поэтому, в 1789 г. был разработан новый проект, предусматривающий возрождение в жузе ханской власти.

8.3 Административные реформы царизма в Казахстане в первой половине XIX века.

В первой четверти XIX в. ханская власть в Среднем и Младшем жузе была ликвидирована, взамен ее была создана система органов колониального управления. Этот важный шаг царизма на пути окончательного присоединения Казахстана к России нашел свое юридическое выражение в «Уставе о сибирских киргизах» 1822 г, в «Уставе 1824 г» и в «Положении об управлении Оренбургскими казахами 1844 г.»

В 1822 году Сибирь была разделена на Восточную и Западную. Средний и часть Старшего жуза вошли в состав Западной Сибири. Эта территория получила название «Область сибирских киргизов». По «Уставу» эта «Область ….» разделялась на внешние и внутренние округа. Во внешние округа вошли казахи, кочевавшие за Иртышом.

Округа подразделялись на волости и аулы. Деление на аулы (50-70 кибиток), волости (10-20 аулов) и округа (15-20 волостей) преимущественно учитывало родовую принадлежность.

С 1822 по 1844 было образовано 8 округов. Во главе округов стояли окружные приказы, куда входили председатель – старший султан и заседатель. (всего 4 – 2 от России и 2 почетные казахи). Коллегиальный порядок рассмотрения вопросов в приказе давал возможность царской администрации ограничивать власть старшего султана и проводить через него свои цели.

Старший султан избирался только султанами. Он имел чин майора российской службы. За 10 летнюю службу старший султан получал дворянское звание.

В волостном и аульном звеньях управления коллегиальность не соблюдалась. Во главе волостей стояли волостные султаны. Их звание было наследственным. Волостные султаны считались чиновниками 12 класса. Они подчинялись окружному приказу и их власть была исполнительного характера: выполнение приказов и постановлений окружного приказа и исполнение судебных приговоров.

Аульные старшины избирались казахами каждые 3 года и утверждались окружным приказом. В правах старшины приравнивались к сельским головам в центре России, подчинялись волостным султанам.

«Устав» 1822 г. впервые ввел в степи выборную систему. Трудности в создании колониального аппарата вынудили пойти на это.

Постепенно царское правительство стало ущемлять право султанов на главенство в аппарате местного управления, вовлекая в этот аппарат старшин-родоправителей.

«Устав» положил начало ограничению прав суда биев, постепенной замены его общеимперским судом. Суд не был отделен от администрации. Органы местной власти наделялись и полицейскими функциями. Они производили розыск, следствие и задержание лиц, обвиненных в совершении преступлений.

По «Уставу» 1822 г. все судебные дела делились на три категории:

в) по жалобам на управление.

К уголовным делам относились: государственная измена, убийство, грабежи, барымта и «явное неповиновение установленной власти». Все остальные формы правонарушений, в т.ч. кража скота считались исковыми.

Уголовные дела рассматривались в окружных приказах на основании общих законов империи.

В отличие от уголовных исковые дела разбирались биями в аулах и волостях на основании обычаев.

Суды биев подразделялись на инстанции: родовые, подродовые, аульные. Связь бийских судов с официальными органами власти и надзор за их деятельностью со стороны последних привели к фактическому их слиянию. «Устав» подробно рассмотрел вопрос о должностных преступлениях. Серьезные злоупотребления рассматривались областным судом.

В 30-50 гг XIX века были приняты новые законы. Этими законами правительство попыталось провести управление Средним Жузом в соответствие с земельной и торговой политикой царизма, надеялось покончить с антиколониальными движениями в крае.

«Устав об Оренбургских киргизах» разработан Оренбургским генерал-губернатором Эссеном в 1822 г., но принят в 1824 г. Тогда же принято решение отменить ханскую власть в Младшем жузе. Младший жуз был разделен на три части во главе с султанами – правителями. Они были чиновниками Оренбургской пограничной комиссии.

В состав местной администрации входили султаны-правители частей жуза, начальники дистанций и местностей. Султаны-правители назначались Оренбургским военным губернатором, все остальные чины – Пограничной комиссией.

До 1831 г. казахи трех частей делились условно на близлинейных и степных. С 1831 г. из населения, примыкавшего своими кочевьями к погранично полосе, организуются административные участки –дистанции (участки между двумя крепостями). Внутри дистанции создаются более мелкие единицы управления – старшинства (местности или аулы), располагавшиеся против каждого форпоста и отряда. К середине XIX века было открыто 54 дистанции.

Дистанционная система в Младшем жузе просуществовала с 1831 по 1868 г. За 37 лет менялись количество дистанций, их масштабы, размещение в них родов и отделений, а также численность населения. Создание дистанций позволяло оренбургской администрации контролировать положение в казахской степи, регулировать ежегодный сбор кибиточной подати.

Все должностные лица в Младшем жузе от аульного старшины до султана назначались Оренбургским генерал-губернатором. Выборная система отсутствовала.

Большие изменения наметились в судебной системе. Все крупные дела перешли в ведение военных судов или Пограничной комиссии. Только незначительные преступления могли разбираться по народным обычаям. Царская администрация стремилась превратить органы местной власти, в т.ч. и суды биев, в карательно-полицейские органы. Им были предоставлены полномочия заключать под стражу, наказывать розгами, ссылать в Сибирь на поселение.

Перестройка аппарата управления казахской степью была направлена на ограничение феодальных прав султанов, на превращение их в служивых чиновников царского правительства. Введение российского судопроизводства подрывало влияние суда биев.

В казахско-русских отношениях были заинтересованы обе стороны, и Казахстан (помощь в борьбе с джунгарами, решение экономических проблем, оживление торговли) и Россия (союзник в борьбе с сибирским ханом Кучумом; выход на рынки Средней Азии; обеспечение безопасности караванных маршрутов). В кон. XV-сер.XVIвв. возникают и развиваются казахско-русские отношения. В I четверти XVIII в. над Казахстаном нависла наибольшая угроза потери независимости со стороны Джунгарского ханства - это побудило казахских ханов искать помощи у России.

В конце XVII – начале XVIII вв. между Россией и казахскими жузами установились оживленные дипломатические отношения. Предметами обсуждения были: обмен пленными, урегулирование военных конфликтов между казахами и подданными России (калмыками, уральскими и сибирскими казаками, башкирами), создание благоприятных условий для развития торговых связей русских купцов с казахами.

В 50-х годах XVI в. были ликвидированы Казанское и Астраханское ханства. Таким образом, юго-восточные границы России подошли вплотную к землям казахских ханств. В конце XVI в. на русско-казахской границе было начато строительство русских городов, крепостей, форпостов, казачьих станиц, редутов. Некоторые военные сооружения были построены непосредственно на территории Казахстана. В 1620 г. был заложен Яицкий городок (Уральск), в 1645 г. Гурьев (г. Атырау).

Казахский хан Тауке посылает в 90-х гг. несколько посольств в Россию, с целью добиться прекращения набегов уральских казаков и башкир и заключить торговые соглашения с русскими купцами. Однако русская сторона затянула переговоры.

В 1694 г. Тауке хан вновь послал в Москву с письмом к Петру I, в котором выражал надежду на упрочение торговых отношений. Петр I сразу же оценил значение Казахского ханства во внешней политике России: «Всем азиатским странам и землям оная орда ключ и врата, и той ради причины оная орда потребна под Российской протекцией быть».

Русское правительство сразу же начало практическое осуществление задачи присоединения Казахстана: в 1714 г. в Восточный Казахстан направляется экспедиция полковника Бухгольца, главной целью было строительство крепостей в долине Иртыша. В 1716 г. была заложена Омская крепость, в 1717 г. - Железинская, 1718 г.-Семипалатинская, а в 1720 г. - Усть-Каменогорская.

В то же время экспедиция Бековича-Черкасского исследовала восточное побережье Каспийского моря и составила карту Приаралья. Петр I поручает сенатскому копиисту И. Кириллову и переводчику Коллегии иностранных дел М. Тевкелеву разработать проект приведения казахов в Российское подданство.

Однако смерть Петра I помешала осуществлению этого проекта в жизнь. Казахская сторона в начале XVIII в. направляет несколько посольств в Россию с требованием прекратить набеги русских подданных - казаков, башкир, калмыков на казахские кочевья и предложением заключить военный союз против джунгар. Русское правительство, с одной стороны, обещая казахам помощь, предупреждало сибирскую администрацию о мирных отношениях с джунгарами

После победы у Анракая Абулхаир откочевал к русским границам и направил посольство в Уфу с предложением вступить в русское подданство. Хан Младшего жуза не случайно выступил инициатором принятия казахами российского подданства. Еще в начале 1726 г. он отправил своего посла в Петербург для переговоров с царским правительством. В 1730 г. когда съезд родоправителей Младшего жуза поручил Абулхаиру вести переговоры с Россией о военном союзе, он решил просить подданство и направил соответствующее письмо. Таким образом, после того, как в 1730 г. не оправдались его надежды на избрание общеказахским ханом, он единолично решает привести подданных ему казахов Младшего жуза в русское подданство. Кроме того, Абулхаир надеялся, что прекратятся набеги волжских калмыков, башкир и уральских казаков на казахские земли. Русское правительство решило воспользоваться ситуацией и направило в степь посольство для приведения казахов к присяге. Это посольство возглавил Тевкелев. С весны 1731 г. по осень 1732 г. Тевкелев разъезжал по степи, не скупясь на щедрые обещания и подарки, добивался принятия присяги казахскими родоправителями. Проект, отложенный в 1722 г. через десять лет начал осуществляться.

В феврале 1731 года Анна Иоановна подписала грамоту хану Младшего жуза Абулхаиру и «всему казахскому народу» о принятии их в российское подданство. 30 апреля 1931 для приведения казахов Младшего жуза к присяге в Казахскую степь было отправлено посольство во главе с переводчиком коллегии иностранных дел А.И. Тевкелевым. 10 октября 1731 Абулхаир и его 27 старшин присягнули на верность России.

В 1734 г. вступление Младшего жуза под Российский протекторат было окончательно оформлено. Абулхаир обязался защищать торговые караваны, оказывать военную помощь русскому правительству, платить ясак мехом и кожей. Взамен он просил выстроить для него крепость в устье реки Ори, закрепить за ним и его потомками ханский титул и оградить его от набегов башкир, калмыков и яицких казаков.

Отношения между Россией и Младшим жузом строились на принципах протектората, форме колониальной зависимости, царизм имел право утверждать ханов.

Набеги российских подданных не прекратились, крепость в устье Ори была построена, и получила название Оренбург, также были заложены другие - Переволоцкая, Ельшанская, Каролайская, Иргульская крепости, образовавшие укрепленную линию на землях Младшего жуза.

Признание Российского протектората Средним и Старшим жузами. После принятия Младшим жузом российского подданства, родоправители Среднего и Старшего жузов также заявили о своем желании «быть под протекцией», не беря, однако, на себя никаких обязательств. Единственной причиной служило стремление не дать Абулхаиру преимуществ во внутриполитической борьбе. Казахские ханы и султаны не придавали серьезного значения этому дипломатическому акту. Они рассчитывали, что такой ход действий даст им возможность обезопасить северные границы, получить военную помощь в войне против джунгар.

В 1732 часть казахских родов Среднего жуза во главе с ханом Семеке заявили о своем желании принять подданство России. 10 июня 1734 года подписана грамота Анной Иоановной о принятии подданства ханом Среднего жуза Семеке и его сторонниками. В 1740 года хан Среднего жуза Абулмамбет и султан Аблай присягнули на подданство России.

Свои обязательства перед казахскими ханами царское правительство не выполнило, северо-западные границы Казахстана стали еще более беспокойными. Казачьи атаманы, считая эти земли собственностью России, стали строить крепости и другие военные сооружения, не вникая в интересы коренного населения.

Политико-правовые документы 20 годов ХХ века («Устав о сибирских киргизах», «Устав об оренбургских киргизах») закрепили политическую власть империи на территории Среднего и Младшего жузов. В мае 1824 года в состав России были приняты казахи Старшего жуза (подписано 14 султанами, представлявших интересы 165 тысячного мужского населения). Для укрепления власти России начали возводиться военные крепости: Актау, Алатау, Капал, Сергиопль (Аягуз), Лепсинск, которые стали опорными пунктами для продвижения в Заилийский край. В 1847 году после строительства укрепления Капал, большинство казахов Среднего и Старшего жузов перешло в российское подданство, здесь 10 января 1848 года был назначен российский пристав.

В 1853 году по указанию Оренбургского генерал-губернатора были организованы походы на Хиву и Коканд, результатом стали взятие крепости Акмешит и создание условий для соединений Сырдарьинской и Сибирской линий, предложенной Западно-Сибирским генерал-губернатором Х.Гасфортом. Весной 1854 года отряд пристава Старшего жуза Перемышельского начал строительство укрепления Верное.

Восстание казахов против Кокандского ханства подготовило условия для противоречивых отношений между Россией и Кокандом. Царское правительство начало сосредотачивать отряды в Чуйской долине: подполковника Шайтанова, полковника Циммермана. Укрепление Кастек в 1859 году стало опорным пунктом в районе Северной Киргизии, откуда начались продвижение войск в сторону Аулие-Аты, Шымкента, Ташкента. 26 августа 1860 года были подчинен Токмак, 4 сентября – Пишпек. Узунагашское сражение 19-21 октября 1860 года, где приняли участие русские войска под руководством Г.Колпаковского и кокандская армия, совместно с отрядами султана Садыка, показала слабость 22 тысячного отряда Коканда. Эта битва привела к откочевке казахов племни конрат из владений Коканда в 1863 году на земли, контролируемые царскими властями. В октябре 1860 года был вторично подчинен Пишпек, летом 1863 года – Созак. В 4 июня 1864 года войска полковника Черняева взяли штурмом город Аулие-Ата, отряд полковника Веревкина 12 июня 1864 года – Туркестан, 22 сентября объединенные формирования подчинили Шымкент, 17 июля 1865 года - Ташкент. Таким образом, полное присоединение Казахстана к России завершилось в 1864-1865 годах. Попытки создания кокандским правителем Алимкулом военного союза с Хивой и Бухарой не увенчались успехом. В 1867 году Бухара вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства, в 1868 году Коканд и в 1873 году Хива подписали неравноправный договор с Россией.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: