Принципы выражающие политику государства в сфере правового регулирования наемного труда

Обновлено: 18.04.2024

Трудовой кодекс > ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ТК РФ. АСТЬ ПЕРВАЯ > Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ > Глава 1 ТК РФ. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА > Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Комментарии к ст. 2 ТК РФ

1. Принципы трудового законодательства обеспечивают в силу объективных требований рынка труда единство правового регулирования трудовых отношений во всей Российской Федерации.

Принципы права определяют общую направленность развития правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

2. Трудовое законодательство выполняет регулятивную функцию посредством создания эффективного механизма правового регулирования содержания трудовых отношений. Этот механизм включает правовые средства регулирования трудовых и тесно связанных с ними отношений, направленных на обеспечение поддержания экономической заинтересованности в соблюдении норм трудового права. Принципы реализуются в содержании конкретных норм права как исходные начала, основные положения, которые определяют взаимосвязь и внутреннюю согласованность правовых норм отрасли трудового права и ее институтов.

Принципы трудового права обеспечивают единство норм отрасли трудового законодательства.

3. Принципы трудового законодательства:

позволяют уяснить смысл и сущность законодательства о труде и его связи с экономикой и моралью;

определяют общую направленность и тенденции совершенствования законодательства о труде;

помогают органам и субъектам трудовых отношений в правильном применении норм трудового законодательства и в решении вопросов, не урегулированных нормами законодательства о труде. Они выражают сущность и особенности трудового законодательства и специфику отдельных его институтов.

Принципы реализуются в нормах трудового законодательства, а последние соответственно выступают проявлением правовых принципов.

4. В зависимости от целевой направленности и содержания норм принципы делят на группы. В первую группу включены принципы, обеспечивающие функционирование рынка труда. Анализ комментируемой статьи позволяет отнести к этой группе: свободу труда, включая право на труд, который каждый гражданин свободно выбирает или на который свободно соглашается; право распоряжаться своими способностями к труду; выбор профессии и рода деятельности; равенство субъектов рынка труда (работника и работодателя); запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на своевременную выплату заработной платы, защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве.

Вторую группу образуют основополагающие принципы трудового законодательства, касающиеся фундаментальных трудовых прав работников: свобода объединяться и право на коллективные переговоры; искоренение всех форм принудительного труда и ограничение использования детского труда; обеспечение безопасных условий труда и охрана здоровья работника и др.

Принципы, указанные в комментируемой статье, могут быть использованы в качестве специфического регулятора трудовых отношений, если существует пробел в трудовом законодательстве, т.е. отсутствует правовая норма, которую следует применить, например, при разрешении индивидуального трудового спора.

5. Правоприменительный орган при разрешении трудового спора в конкретном случае может использовать ст. 2 ТК, т.е. исходя из содержания и смысла принципа (общих начал и смысла отраслевого законодательства) разрешить этот спор. Принципы трудового права используются в качестве правовой базы для дальнейшего совершенствования законодательства о труде.

6. В каждом принципе трудового законодательства отражены основные субъективные трудовые права и обязанности и их юридические гарантии. Поэтому формулировка каждого принципа, указанного в комментируемой статье, начинается со слова "обеспечение" соответствующего трудового права и исполнения обязанностей как работодателем, так и работником.

7. Сформулированные в комментируемой статье принципы конкретизируются в статьях отдельных институтов ТК, что обеспечивает единство трудового законодательства и правильное его применение.

8. В число основных принципов трудового законодательства РФ (ст. 2) включаются право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Конкретизируется этот принцип как в ТК, так и в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ) и иных нормативных правовых актах о труде. Для реализации этого принципа, например, в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлена квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников организации, но не менее 2 и не более 4%.

9. При формулировании основных принципов трудового законодательства законодатель использовал: нормы международного права; нормы Конституции РФ; нормы трудового законодательства; основные направления политики Российского государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

10. Некоторые принципы трудового законодательства конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора, так как направлены на защиту трудовых прав работников на всех стадиях функционирования трудового отношения.

Основные принципы правового регулирования трудовых отношений - это главные положения, отражающие сущность и содержание норм трудового законодательства, политику государства в области занятости граждан. Из этих принципов следует исходить при применении любой статьи ТК и иных нормативных актов о труде.

Принцип "обязанность обеспечить безопасные условия труда" определяет основные трудовые обязанности работодателей всех организаций независимо от их организационной формы и вида собственности по созданию условий труда, исключающих причинение вреда здоровью работника.

Принципы ст. 2 ТК полностью соответствуют содержанию норм Конституции РФ и нормам международного права. Они пронизывают все институты трудового права и более детально раскрываются в конкретных нормах трудового законодательства.

11. Прямая связь положений комментируемой статьи с общепризнанными принципами и международными нормами, регулирующими трудовые отношения, вытекает из самого содержания этих положений. Отраженные в статье принципы и нормы закреплены прежде всего в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.) и в основных конвенциях МОТ, среди которых: N 29 "О принудительном или обязательном труде" (1930 г.), N 87 "О свободе ассоциаций и защите права на организацию" (1948 г.), N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949 г.), N 100 "О равном вознаграждении" (1951 г.), N 105 "Об упразднении принудительного труда" (1957 г.), N 111 "О дискриминации в области труда и занятий" (1958 г.), N 138 "О минимальном возрасте для приема на работу" (1973 г.) и др.

В упомянутой Декларации перечислены следующие принципы: свобода объединения; действенное признание права на ведение коллективных переговоров; упразднение всех форм принудительного или обязательного труда; действенное запрещение детского труда; недопущение дискриминации в области труда и занятий.

Принципы и права установлены исходя из следующих убеждений:

социальная справедливость играет существенную роль в обеспечении всеобщего и прочного мира;

экономический рост имеет важнейшее значение, но недостаточен для обеспечения равенства, социального прогресса и искоренения бедности, что подтверждает необходимость в усилиях МОТ, направленных на поддержку сильной социальной политики, справедливости и демократических институтов;

МОТ должна использовать ресурсы в области нормотворческой деятельности, технического сотрудничества и исследовательский потенциал в таких областях, как занятость, профессиональная подготовка и условия труда, добиваясь в рамках глобальной стратегии социально-экономического развития того, чтобы экономическая и социальная политика взаимно усиливали друг друга, создавая условия для широкомасштабного и устойчивого развития;

МОТ должна обращать серьезное внимание на проблемы, стоящие перед лицами, особенно перед безработными и трудящимися-мигрантами, и мобилизовать предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях усилия, направленные на разрешение их проблем, способствовать проведению действенной политики, нацеленной на создание рабочих мест;

для усиления связей между социальным прогрессом и экономическим ростом важное значение и смысл имеет гарантия соблюдения основополагающих принципов и прав в сфере труда, так как она позволяет заинтересованным лицам свободно и на равных условиях требовать своей справедливой доли в богатстве, созданию которого они способствовали, а также дает им возможность полностью реализовать свой потенциал;

МОТ - международная организация, наделенная по своему Уставу мандатом, являющаяся компетентным органом в области принятия и применения международных трудовых норм и пользующаяся всеобщей поддержкой и признанием в применении основополагающих прав в сфере труда, выражающих ее уставные принципы;

в условиях растущей экономической взаимозависимости настоятельно требуется подтвердить неизменность основополагающих принципов и прав, провозглашенных в Уставе МОТ, и содействовать их всеобщему соблюдению.

12. Трехсторонняя декларация принципов, касающихся многонациональных корпораций и социальной политики, принята Административным советом Международного бюро труда на его 204-й сессии (Женева, ноябрь 1977 г.), поправки приняты на 279-й сессии (Женева, ноябрь 2000 г.) (далее - Декларация).

МОТ в течение многих лет занималась определенными социальными вопросами, касающимися деятельности многонациональных корпораций, которые играют важную роль в экономике большинства стран и в международных экономических отношениях, вызывая тем самым растущий интерес со стороны правительств, а также работодателей и трудящихся и их соответствующих организаций. Многонациональные корпорации - такие корпорации (государственные, смешанные или частные), в собственности или под контролем которых за пределами страны их базирования находятся производство, распределение, обслуживание и другие виды деятельности. Посредством осуществления прямых иностранных инвестиций и другими методами эти корпорации могут предоставить значительные выгоды принимающим странам и странам базирования, содействуя более эффективному использованию капиталов, технологии и рабочей силы. В рамках разработанной правительствами политики развития они могут также внести весомый вклад в достижение экономического и социального благосостояния, повышение уровня жизни и удовлетворение основных нужд, создание (прямо или косвенно) рабочих мест и обеспечение соблюдения основных прав человека, включая свободу ассоциации, во всех странах мира. Выход многонациональных корпораций при организации своей деятельности за национальные пределы может привести к злоупотреблению сосредоточившейся в их руках экономической мощью и к проявлению противоречий с целями национальной политики и интересами трудящихся. Кроме того, сложность многонациональных корпораций и трудность четкого определения их разветвленной структуры, деятельности и политики иногда вызывают озабоченность либо в принимающих странах, либо в странах базирования, либо и в тех и в других одновременно.

Цель принципов Декларации заключается в том, чтобы поощрять тот положительный вклад, который многонациональные корпорации могут внести в дело экономического и социального прогресса, и преодолеть трудности, вызванные различными видами их деятельности, с учетом резолюций ООН, направленных на установление нового международного экономического порядка. Эта цель достигается посредством принятия правительствами законов и осуществления соответствующих решений, а также путем сотрудничества между правительствами и организациями трудящихся и работодателей всех стран.

Изложенные в Декларации принципы адресуются правительствам, организациям работодателей и трудящихся принимающих стран и стран базирования, а также самим многонациональным корпорациям.

Правительства, организации работодателей и трудящихся и многонациональные корпорации должны руководствоваться этими принципами при принятии мер и осуществлении действий и социальных мероприятий, в том числе основанных на принципах, изложенных в Уставе и соответствующих конвенциях и рекомендациях МОТ, которые содействовали бы социальному прогрессу.

13. В целях повышения эффективности трудового законодательства, его качества целесообразно повысить роль комментируемой статьи. В каждом разделе ТК целесообразно изложить принципы правового регулирования. Кроме того, целесообразно каждую статью ТК проверить на соответствие принципам, изложенным в комментируемой статье, и если необходимо - внести коррективы.

ТК РФ Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Ст. 2 ТК РФ. Основные принципы правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование;

обеспечение права работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них, право работодателей создавать объединения работодателей и вступать в них;

обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

обязательность возмещения вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, а также права на забастовку в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами;

обязанность сторон трудового договора соблюдать условия заключенного договора, включая право работодателя требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права представителей профессиональных союзов осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности;

обеспечение права на обязательное социальное страхование работников.

Комментарий к ст. 2 ТК РФ

1. Комментируемая статья базируется на нормах международного права, Конституции РФ и выражает сущность законодательства о труде, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, основные направления политики государства в области регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений. Сформулированные в ней принципы проявляются в различных правовых институтах трудового права. Некоторые из них конкретизируются в правовых нормах, касающихся возникновения трудовых отношений, иные - в период действия трудового договора. В сфере труда имеется обширный нормативный массив, призванный защитить трудовые права работников на всех стадиях трудового отношения.

Основополагающий принцип трудового права - принцип свободы труда. Этот принцип реализуется в различных правовых нормах: начиная с возникновения трудового отношения и кончая его прекращением. Свобода труда означает, что только гражданин определяет, где ему проявить свои знания и способности. Он может вступить в трудовое отношение с работодателем или заняться предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью. Свобода труда означает и право вообще не заниматься трудом. Она несовместима с дискриминацией в сфере труда и принудительным трудом. Только способности человека, его деловые качества, знания и опыт должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при продвижении по работе.

Трудовой кодекс содержит специальные статьи о запрещении дискриминации и принудительного труда, где даются понятия этих явлений, а также предусматриваются условия, при которых привлечение к труду или отказ от него нельзя квалифицировать как дискриминацию в сфере труда или как принудительный труд (см. коммент. к ст. ст. 3 и 4).

2. В число основных принципов трудового права Кодекс включает право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. В законодательстве имеется значительный массив правовых норм, призванных содействовать обеспечению трудовой занятости граждан. Право на защиту от безработицы реализуется в Законе о занятости и иных нормативных правовых актах.

Социальная политика государства в числе ее важнейших направлений предусматривает мероприятия в области занятости. Для их осуществления создаются специальные органы в лице государственной службы занятости населения, возглавляемой Федеральной службой по труду и занятости, выделяются необходимые финансовые ресурсы, предусматриваются дополнительные гарантии по обеспечению занятости отдельных категорий граждан. Так, Закон о защите инвалидов устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2% и не более 4%).

Федеральным законом от 25.12.2008 N 287-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство РФ в связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах РФ вправе разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда этих субъектов РФ. Для реализации указанных мероприятий Правительство РФ вправе осуществлять резервирование в составе федерального бюджета бюджетных ассигнований, используемых в порядке, определяемом Правительством РФ. Этим же Законом установлено, что при введении неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, а также при приостановке производства работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.

3. Статья 2 впервые в кодификационной практике трудового законодательства вводит термин "справедливые условия труда", который включает в себя три составляющих: безопасный труд; отдых после работы в течение определенного периода времени и заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи.

Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, - конституционное положение (ст. 37 Конституции РФ), лежащее в основе как отдельных правовых норм (правовые нормы, относящиеся к заключению трудового договора и переводу на другую работу), так и институтов трудового права (правовой институт охраны труда). Обязанность по обеспечению безопасных условий труда возложена на работодателей. Эта обязанность имеет всеобщий характер. Она распространяется на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Для принципа обеспечения безопасных условий труда характерно сочетание общих норм, распространяемых на всех работников, и специальных норм, предусматривающих дополнительные гарантии на подземных работах, на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, а также для отдельных категорий работников с учетом их возрастных, физиологических и иных особенностей (молодежь, женщины, инвалиды и др.). Принцип обеспечения безопасных условий труда предусматривает систему органов - государственных и общественных, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда (см. коммент. к статьям гл. 57 "Государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" и гл. 58 "Защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами").

Право на отдых - одно из основных трудовых прав. Статья 37 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и нерабочие праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. В этой формулировке принципиальную роль играет положение о том, что различные виды времени отдыха, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха и др., гарантированы только тем, кто работает по трудовому договору. Право на отдых как принцип трудового права реализуется в различных нормах ТК. Наибольшее число таких норм содержится в главах разд. IV "Рабочее время" и разд. V "Время отдыха" (см. коммент. к этим разделам).

4. Право на справедливые условия труда не может быть реализовано без права на справедливую оплату труда. Слова "справедливая оплата труда" имеют значение как на перспективу, определяющую направленность правового регулирования заработной платы, так и для характеристики состояния оплаты труда. Право на справедливую оплату труда гарантируется государством, которое определяет меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, величину МРОТ, который устанавливается на всей территории Российской Федерации и не может быть снижен ни субъектом РФ, ни органом местного самоуправления, ни конкретной организацией.

Справедливой оплате труда способствует установление единых критериев, определяющих размер заработной платы. Этот размер зависит от квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда.

Заработная плата должна быть выплачена вовремя и в полном размере. Это положение, учитывая его значение на современном этапе развития экономики (сопровождающееся, к сожалению, случаями невыполнения работодателями обязанности по своевременной и полной выплате заработной платы), возведено Кодексом в ранг одного из основных принципов правового регулирования трудовых отношений. Помимо этого, Кодекс предусматривает нормы, определяющие ответственность работодателя за невыполнение обязанности по своевременной оплате труда работников.

Впервые в трудовом законодательстве установлено, что материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, возникает независимо от вины работодателя.

5. Комментируемая статья воспроизводит конституционное положение о праве граждан на объединение применительно к сторонам трудового отношения: работникам и работодателям. Работники и работодатели добровольно могут вступать в объединения для защиты своих прав и интересов. Работники объединяются, как правило, в профсоюзы, основные задачи которых - представлять интересы работников во взаимоотношениях с работодателями, органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществлять защиту трудовых прав работников. В свою очередь, интересы работодателей представляют соответствующие объединения работодателей. Эти объединения являются некоммерческими организациями, объединяющими на добровольной основе работодателей. Право работников и работодателей на объединение лежит в основе социального партнерства, договорного регулирования трудовых отношений.

6. К основным принципам трудового права ст. 2 относит также право работников на участие в управлении организацией. Этот принцип выражен в наделении работников правом принимать непосредственное участие (на общем собрании) или через свои представительные органы (профсоюзы) в регулировании трудовых отношений, в применении нормативных положений.

Принцип участия работников в управлении организацией реализуется в конкретных статьях ТК, посвященных социальному партнерству (ст. ст. 27 - 31), принятию решений работодателем с учетом мнения профсоюзного органа (ст. 371), порядку расторжения трудового договора по предусмотренным Кодексом основаниям, требующим учета мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (ст. 373), и др.

Во исполнение Указа Президента РФ от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" было принято решение о создании производственных советов. Они образуются по инициативе работодателей и представляют собой совещательный орган, призванный аккумулировать предложения работников по обеспечению роста производительности труда, повышению квалификации работников и иных вопросов, относящихся к производственной деятельности.

Было бы целесообразно уточнить функции производственных советов и порядок их организации, с тем чтобы они играли более значительную роль в решении производственных вопросов и улучшении условий труда работников.

7. Трудовой кодекс содержит значительное число диспозитивных норм, что отражает тенденцию к расширению договорного регулирования. Более того, для формируемых рыночных отношений преобладающим является договорное регулирование труда с целью согласовать интересы работников и работодателей.

Учитывая изменения в правовом регулировании трудовых отношений, перенесение основного его объема на организации, Кодекс рассматривает право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений как один из основных принципов трудового права.

8. Особое место занимает принцип соблюдения и защиты трудовых прав работников. Он включает в себя все формы защиты работников: установление ответственности работодателя за нарушения законов и иных нормативных правовых актов (ст. 419 ТК); создание специализированных органов по государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде (ст. ст. 353 - 369 ТК); возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей (ст. ст. 184, 237 ТК); судебную защиту прав работников.

Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссиями по трудовым спорам и судами (ст. ст. 381 - 397 ТК); коллективные трудовые споры - с применением примирительных процедур и при недостижении соглашения объявлением забастовки, право на которую предусмотрено ст. 37 Конституции РФ (ст. ст. 398 - 418 ТК).

9. Комментируемая статья содержит изложение взаимных обязанностей сторон трудового отношения. Обязанности работников составляют содержание правового института "Дисциплина труда". Цель такого института - обеспечивать соблюдение правил внутреннего трудового распорядка, добросовестное выполнение работниками своих обязанностей, которые были ими добровольно приняты в результате заключения трудового договора. Обязанности работодателей не выделены в отдельный правовой институт, однако правовые нормы, возлагающие на работодателей соответствующие обязанности, имеются практически во всех статьях Кодекса, касаются ли они трудового договора или рабочего времени и времени отдыха, заработной платы или других отношений, составляющих предмет трудового права. Эти статьи содержат правомочия работников, реализация которых требует исполнения соответствующих обязанностей работодателями. Помимо обязанностей, вытекающих из договора (коллективный договор, трудовой договор), на работодателей возлагаются обязанности, вытекающие из их взаимоотношений в сфере труда с государственными органами и органами местного самоуправления: выполнять предписания государственных инспекторов труда об устранении нарушений законов и иных нормативных правовых актов о труде; привлекать виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранять их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК); освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время выполнения им государственных или общественных обязанностей и функций в случаях, если в соответствии с законом эти обязанности и функции должны выполняться в рабочее время (ст. 170 ТК).

В законодательстве, определяющем правовой статус организации, порядок ее деятельности, содержатся и иные обязанности работодателя в сфере труда.

10. К основным принципам трудового права комментируемая статья относит также обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой деятельности. Любые неправомерные действия или бездействие работодателя, причинившие работнику моральный вред, подлежат возмещению (см. коммент. к ст. 237).

Защита достоинства работника обеспечивается и путем возмещения материального ущерба. Такой ущерб возмещается, в частности, при неправильной формулировке в трудовой книжке причины увольнения, оскорбляющей достоинство работника.

11. Завершается комментируемая статья изложением принципа обеспечения права на обязательное социальное страхование. Этот принцип реализуется в различных нормативных правовых актах, гарантирующих работнику, а в соответствующих случаях и членам его семьи обеспечение за счет средств государственного социального страхования: пособиями по временной нетрудоспособности; пособиями по беременности и родам; пособиями при рождении ребенка; пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пенсиями по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, а некоторым категориям работников - также обеспечение пенсиями за выслугу лет.

Система обязательного социального страхования включает в себя и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время оно осуществляется в соответствии с Законом о страховании от несчастных случаев и профессиональных заболеваний, который, предусматривая обязанность работодателей производить страховые отчисления, возлагает ответственность за выплату компенсаций пострадавшим на производстве (их иждивенцам) на государство в лице Фонда социального страхования РФ.

Отв. ред. Ю.П. Орловский "КОММЕНТАРИЙ К ТРУДОВОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", изд.6-е АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОРЛОВСКИЙ Ю.П., ЧИКАНОВА Л.А., НУРТДИНОВА А.Ф., КОРШУНОВА Т.Ю., СЕРЕГИНА Л.В., ГАВРИЛИНА А.К., БОЧАРНИКОВА М.А., ВИНОГРАДОВА З.Д., 2014

жизни и мировоззрении многих поколений людей. Ее разрешение связано с обеспечением полной эффективной занятости трудоспо­собного населения общественно полезным трудом, свободой от безработицы, от чрезмерной эксплуатации чужого (наемного) тру­да.

Опыт социального развития показывает, что эксплуатация на­емного труда и безработица все еще являются неизбежными и по­стоянными спутниками общественного производства. Однако сле­дует полагать, что социально эффективный способ производства и подлинно демократическое государство в состоянии на деле га­рантировать полную и продуктивную занятость трудоспособного населения, решить проблему безработицы и тем самым претворить в жизнь принцип свободы труда.

Принцип свободы труда означает прежде всего возможность свободно распоряжаться каждым трудоспособным гражданином своей способностью к труду (рабочей силой), выбирать род дея­тельности. Таким образом, этот принцип отражает сущностные свойства правовых норм, регулирующих привлечение трудоспо­собных граждан к труду в качестве наемных работников (рабочих и служащих), предпринимателей, членов кооперативов, лиц, за­нимающихся индивидуальной трудовой деятельностью. Помимо ст. 37 Конституции РФ, этот принцип выражен и в других нор­мативных актах трудового законодательства, закрепляющего право граждан на труд и обеспечивающего их занятость, ибо свобода труда немыслима без обеспечения занятости. В современных ус­ловиях перехода к рыночной экономике свобода труда и право на труд должны рассматриваться как объективно необходимые кате­гории, взаимно дополняющие друг друга и определяющие право­вые основы жизни и деятельности трудоспособных граждан.

Диалектическая взаимосвязь принципа свободы труда и права граждан на труд наглядно выражена в том, что государство га­рантирует гражданам, постоянно проживающим на территории РФ: свободу выбора вида занятости, в том числе работы с раз­личными режимами труда; бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны федеральной службы занятости; предоставление предприятиями, учреждения­ми, организациями в соответствии с их заранее поданными заяв­ками подходящей работы выпускникам учебных заведений; бес­платное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации в системе службы занятости или, по ее направле­нию, в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; ком­пенсацию в соответствии с законодательством материальных за­трат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению службы занятости; возможность заключения сроч­ных трудовых договоров (контрактов) на участие в оплачиваемых общественных работах, организуемых с учетом возрастных или иных особенностей граждан; правовую защиту от необоснован­ных увольнений.

Специфической социально-правовой чертой принципа свобо­ды труда является то, что он выражает определенные отношения между гражданином и государством по поводу труда, при которых обеспечение работой выступает как объект права и обязанности1. При этом обязанности государства по обеспечению занятости не противоречат, а дополняют принцип свободы труда необходимы­ми гарантийными свойствами. Далее необходимо иметь в виду, что социальная направленность принципа свободы труда сводится к освобождению людей не от труда, а от чрезмерной эксплуата­ции их труда. В этом состоит одна из сторон целенаправленности принципа свободы труда. Другая ее сторона — постепенное пре­вращение труда на свое благо и благо общества в первейшую жизненную потребность каждого трудоспособного человека. Под­линная социальная справедливость возможна лишь там, где все трудоспособные граждане имеют одинаковый доступ к общест­венно полезному труду на общественных и частных средствах производства, на земле, на государственных, кооперативных, ак­ционерных и частных фабриках и заводах.

Таким образом, принцип свободы труда предполагает обеспе­чение эффективной занятости, выражает и аккумулирует такие нормы трудового права, которые, во-первых, предоставляют граж­данам право на труд, во-вторых, гарантируют им реальное трудо­устройство и, в-третьих, устанавливают социальную привлекатель­ность и стимулы труда для граждан2.

Свобода труда предполагает наличие принципа свободы трудо­вого договора. Этот принцип выражает сущность большого коли­чества норм, регулирующих прием граждан на работу, их перево­ды и увольнения (см. раздел III TK РФ). Его содержание состоит в том, что судьба трудовых отношений работника с работодателем определяется трудовым договором (контрактом). Именно он явля­ется основанием возникновения, изменения и прекращения этих отношений. Посредством свободного заключения трудового до­говора гражданин РФ, достигший трудоспособного возраста, вправе поступить на работу, реализовать свое право на труд.

Из­менение трудовых правоотношений (в частности, перевод на дру­гую работу) возможно, как правило, только на основании догово­ра работника с работодателем. Наконец, прекращение трудовых правоотношений работника с работодателем возможно по ини­циативе каждой стороны трудового договора (с учетом оснований и условий, предусмотренных законом).

Современное содержание принципа свободы трудового догово­ра характеризуется деловым сотрудничеством сторон в процессе

применения труда. Работник и работодатель свободны в изыска­нии эффективных средств повышения производительности труда, улучшения качества продукции, экономного использования сы­рья, энергии и т. п. Отношения сотрудничества свойственны и трудовым связям, основанным на договорах подряда и аренды, которые получили широкое распространение в последние годы во многих отраслях народного хозяйства России. Эти договоры в от­личие от обычных трудовых договоров (контрактов) выступают не только в роли регуляторов отношений по применению труда, но и в роли организационно-правовых актов. Они обеспечивают большую самостоятельность и свободу работнику в проявлении своих творческих и организационных способностей, способствуют развитию предприимчивости и воспитанию чувства ответственно­го за судьбу производства. Тем самым принцип свободы договора начинает распространяться также и на организационно-управлен­ческие отношения в сфере труда.

Принципы трудового права - это закрепленные в дейст­вующем законодательстве основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правово­го регулирования общественных отношений, связанных с функ­ционированием рынка труда, применением и организацией на­емного труда.

Системы принципов трудового права включает следующие виды принципов.

1. Общие принципы права - это руководящие отправные положения, закрепленные в нормативных актах высшей юри­дической силы и отражающие сущность, содержание и особенно­сти права как регулятора всей совокупности общественных отно­шений.

Они распространяются на все правовые нормы и с одинако­вой силой действуют во всех отраслях права вне зависимости от характера и специфики регулируемых ими общественных отно­шений.

Общими принципами права являются следующие принци­пы:

- равенства всех перед законом и судом;

- презумпции добропорядочности субъекта права;

- необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность.

Указанные принципы нашли отражение и международно­правовых документах. Так, принцип законности закреплен во Всеобщей декларации прав человека (преамбула) и в между­народном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 4); принципы гуманизма, справедливости, презумп­ция добропорядочности субъекта права и равенства - в Меж­дународном пакте о гражданских и политических правах (ст. 10, п. 1,2 ст. 14, ст. 26); принцип необратимости силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность, - во Всеобщей декларации прав человека (п. 2 ст. 10).

2. Межотраслевые принципы - это такие нормы права, ко­торые характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, как правило, близко соприкасающихся между собой (например, право социального обеспечения и трудовое право).

В трудовом праве, как и в любой другой отрасли права, межотраслевые принципы действуют не целиком, а лишь при­менительно к особенностям регулируемых данной отраслью общественных отношений.

К числу межотраслевых принципов, связанных с трудом, относят следующие принципы:

- свобода труда и запрет принудительно труда;

- право на охрану здоровья;

- право на объединение;

- право на защиту прав и свобод всеми не запрещенными законом способами;

- право на вознаграждение за труд без какой-либо дискри­минации и не ниже установленного законом минимального раз­мера;

3. Отраслевые принципы трудового права - это закреп­ленные в законах основополагающие руководящие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права, главные направления политики государства в области правового регу­лирования трудовых и непосредственно связанных с ними об­щественных отношений.

Главные признаки принципов трудового права России:

- соответствие международно-правовым нормам.

Принципы трудового права сформулированы в ст. 2 ТК РФ. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, основными принци­пами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются:

- свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

- запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда;

- защита от безработицы и содействие в трудоустройстве;

- обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безо­пасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение ра­бочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выход­ных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодно­го отпуска;

- равенство прав и возможностей работников;

- обеспечение права каждого работника на своевремен­ную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного феде­ральным законом МРОТ;

- обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, пе­реподготовку и повышение квалификации;

- обеспечение права работников и работодателей на объ­единение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

- обеспечение права работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

- сочетание государственного и договорного регулирова­ния трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей и их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений;

- обязательность возмещения вреда, причиненного работ­нику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

- установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государст­венного надзора и контроля за их соблюдением;

- обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту;

- обеспечение права на разрешение индивидуальных и кол­лективных трудовых споров, а также права на забастовку;

- обязанность сторон трудового договора соблюдать усло­вия заключенного договора, включая право работодателя тре­бовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя, а также право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, трудового законо­дательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права представителей профсоюзов осуще­ствлять профсоюзный контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права;

- обеспечение права работников на защиту своего досто­инства в период трудовой деятельности;

- обеспечение права на обязательное социальное страхо­вание работников.

Формулировка большинства из перечисленных принципов начинается со слова «обеспечение», так как в принципах тру­дового права отражаются не только основные субъективные права и обязанности в сфере труда, но и их юридические га­рантии, а большинство норм трудового законодательства яв­ляются именно гарантиями реализации прав и обязанностей работников и работодателей.

Значение принципов трудового права в том, что они:

1) в кратких формулах отражают содержание всей системы норм трудового права, помогая тем самым понять смысл всего трудового законодательства и его связь с экономикой, полити­кой государства в сфере труда и моралью общества;

2) направляют дальнейшее развитие трудового законода­тельства и помогают в правильном применении норм дейст­вующего трудового права;

3) служат одним из оснований объединения отдельных норм трудового законодательства в систему данной отрасли;

4) определяют положение субъектов трудового права, их права и обязанности;

5) составляют основу для развития норм, подинститутов и институтов трудового права.

Таким образом, принципы трудового права определяют создание, реализацию и защиту норм трудового законодатель­ства, но в отличие от конкретной нормы не устанавливают правила поведения в конкретных ситуациях и не имеют эле­ментов нормы права - гипотезы, диспозиции и санкции.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: