Принципы судоустройства и судопроизводства судебной реформы петра 1

Обновлено: 25.04.2024

Судебная реформа Петра – комплексная реформа судоустройства и судопроизводства, разработанная и проведенная Петром 1.

Во время правления Петра 1 была организована самая масштабная судебная реформа, она была проведена на рубеже 17-18 веков, главной задачей судебной реформы стало отделить суды от администрации, так как после реформирования системы появлялись новые судебные органы и их функции были возложены почти на все коллегии при правительстве. Очень часто чиновники в лице воевод и губернаторов встревали в судебные дела или же наоборот судьи могли вмешиваться в дела административного характера. Такая сложная и запутанная система привела к тому, что в 1722 году были учреждены провинциальные суды в состав этих судов вошли воеводы и заседатели (другое название – асессоры), а позже в 1727 году также были ликвидированы и надворные суды, отныне роль надворного суда мог выполнять местный губернатор.

Таким образом, администрация и суд объединились в один орган, как было ранее. Политические дела, как правило, по политическим обвинениям, решались Тайной канцелярией или Сенатом, иногда особо важные дела решал сам Император.

Задача реформы

Главной задачей реформы было отделить суд от администрации. Однако идея отделения суда и сама идея разделения власти, скопированная у Запада, вообще никак не соответствовала российским условиям начала XVIII века. Идея разделения власти свойственна феодализму в условиях нарастания его кризиса под давлением буржуазии. В России буржуазные элементы были еще слишком слабыми, для “освоения” сделанной им уступки в виде суда, который не зависел от администрации. В связи с этим, прогрессивная по своей сути судебная реформа, с большим трудом могла вписаться в суровые реалии российского общества.

Суть преобразований

Петром были образованы новые судебные органы:

  • сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • гофгерихты (надворные суды) – так назывались разные судебные учреждения в Российской империи;
  • нижние суды – рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства.

Готовые работы на аналогичную тему

Сами судьи теперь были отделены от администрации, был отменён суд целовальников (подобие суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности личности.

Сенат и Юстиц-коллегия теперь выполняла функции верховного суда, ниже по статусу находились апелляционные суды крупных городов и провинциальные самые нижние суды, которые занимались уголовными гражданскими делами простого населения. Судебные дела жителей города, которые были включены в посад, вёл магистрат.

Посад – территория за пределами боярского или княжеского поселения, находилась под защитой последнего.

Лица, осуществляющие судебную деятельность часто вносили в этот процесс неразбериху, так как были разрешены пытки, в итоге губернаторы и воеводу начали злоупотреблять своими полномочиями и бывало выносили необъективное решение, также в это время было установлено, что приговор должен быть основан на статьях закона в каждом разбираемом случае.

Главными юристами государства были генерал-прокурор и обер-прокурор, если вдруг к их деятельности возникали претензии, то дела рассматривал сам император, так как он был самой высшей судебной инстанцией.

Ниже рангом стоял Сенат, который выполнял функции апелляционного органа, также, ему были подсудны сами господа сенаторы, подозреваемые в тех или иных правонарушениях и преступлениях. В состав Сената входила Юстиц-коллегия, она осуществляла управление всеми судами на территории страны и рассматривала апелляции, поданные по отношению решений, принятых надворными судами.

Также органами Сената являлись два других учреждения ─ Тайная канцелярия и Преображенский приказ, которые занимались в основном политическими преступлениями и обладали судебными полномочиями, они же контролировали проявления вольнодумства

Трудности на пути преобразования судебной системы

О судебной реформе можно сказать известной в России фразой – хотели как лучше, а получилось как всегда. Главная проблема заключалась в том, что властью на местах обладали только губернаторы и узкий круг ближайших лиц, к которым надо было обращаться, чтобы обжаловать решения нижних и надворных судов, но на практике окончательное решение зависело от местных чиновников и их произвола, не всегда решения выносили согласно закону.

Усилившаяся неразбериха во взаимодействии местных властей и судов увеличилась, что привело к тому, что с 1722 по 1727 гг. некоторые статьи судебной реформы Петра 1 были видоизменены. В основном, Петр упразднил надворные и низшие суды.

Следует подробно остановиться и на осуществлённом в результате реформы изменении общей практики судебной деятельности. В самом начале правления Петра I судебная система в России носила состязательный характер. Все делалось по принципу – при вынесении решений рассматривали доказательства, предоставленные двумя сторонами. Сами же члены суда никакого участия в следственных делах не принимали. Реформа Петра была проведена во время, когда наше общество было охвачено классовой борьбой, что явилось неизбежным следствием крушения предшествующих феодальных устоев. В таких исторических реалиях Петру был необходим действенный механизм для подавления любых попыток изменения существовавшего строя. Волна крестьянских волнений и бунтов, которая прокатилась по России в начале XVIII века, стала еще одной причиной для введения в жизнь судебной реформы.

Результат реформы

В результате судебной реформы появилось много судебных органов и лиц, которые могли осуществлять судебную деятельность – сам император, губернаторы, воеводы, все это добавило к судебной системе сумбур и неразбериху. Вместе с этим была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы наказание было основано на конкретных статьях закона, в соответствии с каждым разбираемым случаем.

Из всего вышеперечисленного видно, что судебная реформа Петра 1 не была особо удачной, так как в его судебной реформе не было никакой последовательности.

В 1711 году, отправляясь в турецкий поход, Петр Великий издал указ, гласивший: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий сенат для управления». В первое время сенат состоял из девяти ближайших сотрудников царя, и его задачи были довольно неопределенными. В их число входил и надзор за судом.

В 1718 году был подписан указ об учреждении девяти коллегий, в том числе Юстиц-коллегии, которая стала высшим судебным органом. В ее состав включили четыре старых Приказа:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  • поместный;
  • сыскной;
  • земской;
  • судных дел.

Приказ — учреждение, ведавшее в Московском государстве XVI — XVII веков отдельной отраслью государственного управления.

В 1720 году из состава Юстиц-коллегии вывели бывший Поместный Приказ и преобразовали его в Вотчинную коллегию, занимавшуюся вотчинными делами. Она просуществовала до 1786 года.

Церковный суд тоже был реформирован. В 1721 году по указу Петра I был учрежден Святейший Правительствующий Синод, он же Духовная коллегия.

В чем суть изменений, цели и задачи

Петр I пытался создать судебную систему и особые судебные органы, отделенные от административных, для чего в 1719 году ввел местные судебные инстанции — гофгерихты. Их устройство было заимствовано из шведской судебной системы и отличалось совещательным порядком принятия решений.

Надворные суды получили полномочия рассматривать дела нескольких губерний: так появились судебные округа, которые не совпадали с существующим территориальным делением страны. Кроме того, можно было подать апелляцию в вышестоящий суд. Также была создана система прокурорского надзора и отдельные суды для разных сословий: горожан, духовенства, военных. Коллегии могли расследовать и судить преступления, непосредственно относившиеся к их сферам деятельности.

Высшие и низшие судебные инстанции государства

Высшей судебной инстанцией стала Юстиц-коллегия. Сначала была создана административно-судебная система, в которой судебными делами ведали коменданты и воеводы-коменданты, а чуть позже — непосредственно судебная. С этого времени на местах действовали коллегиальные надворные и городовые суды, подчиненные Юстиц-коллегии. Там, где надворные суды еще не появились, их работу могли выполнять губернаторы или воеводы.

Самой низшей инстанцией были городовые суды, они же провинциальные, созданные в девяти городах. Преступления, за которые карали смертной казнью или галерными работами, передавали в надворный суд после вынесения приговора нижним судом.

Городовые судьи до 1722 года единолично исполняли судебные функции в других городах, после 1722 года их функции передали воеводам. Там, где не было воевод, назначали асессоров, имевших право рассматривать дела с исковыми суммами не более двадцати рублей. Позже асессоров сменили судебные комиссары, исковые суммы дел, подсудных им, не должны были превышать пятидесяти рублей.

Городские (для горожан), военные и церковные суды обладали собственными системами иерархии. Гражданскими и уголовными преступлениями горожан занимались магистраты городов, выше которых находились провинциальные (они же губернские) магистраты, магистраты больших городов, Главный магистрат и Сенат. Преступления, за которые карали смертной казнью, всегда перед исполнением приговора рассматривал Главный магистрат.

Задачи церковного правосудия состояли в рассмотрении антирелигиозных преступлений, ведении бракоразводных процессов, тяжб с участием духовных лиц, за исключением споров о явных уголовных преступлениях и занятиях светским промыслом, т. е. торговлей и т. п. В 1722 году учредили низшую судебную инстанцию в церковной иерархии — правления, или духовных управителей.

В 1723 году была учреждена дополнительная коллегия для розыскных дел, стоявшая между епархиальными судами и Святейшим Синодом, но не было законов, определявших ее компетенции.

Кригсрехт — военный суд, учрежденный Воинским уставом Петра I от 1716 года.

Военный суд состоял из генерального кригсрехта и полковых. Генеральный кригсрехт рассматривал преступления целых полков, высших воинских чинов и жалобы на офицеров, касавшиеся вопросов чести и жизни, а также принимал апелляции по делам, рассматривавшимися полковыми судами.

Крестьян судили коменданты, ландраты, воеводы. В зависимости от места приписки, например, завода или фабрики, крестьяне были подсудны соответствующим коллегиям и приказам. Помещики сами могли вершить правосудие над своими крестьянами.

Какие трудности возникли на пути преобразования судебной системы

Судебная система не стала полностью независимой от административной, несмотря на создание отдельных судебных органов и фактическое структурное обособление. Основная проблема была в слепом и бездумном копировании западной системы без учета российских особенностей.

Но не менее важной проблемой оказалась нехватка финансов. Содержание полноценной системы правосудия на тот момент было невозможно. Кроме того, не хватало квалифицированных юристов. Истцы и подсудимые жаловались на решения судов не в высшие инстанции, а местным властям, в судебные дела вмешивались губернаторы. В итоге в 1727 году надворные суды были упразднены, их функции передали губернаторам, а позже суд и администрация слились на всех уровнях.

В 1726 году был создан Верховный Тайный Совет, первоначально состоявший из министров и сенаторов, приближенных Петра I. С возникновением этого учреждения Сенат и коллегии стали подчиняться ему. Верховный Тайный Совет занимался политическими делами, а также теми, что не регулировались имеющимися законами и не относились ни к чьей компетенции, т. е. стал высшей апелляционной инстанцией для судебных дел любых категорий.

Характерные черты нового судопроизводства

Значимыми чертами нового судопроизводства можно назвать:

  • принцип коллегиальности;
  • более четкое разделение подсудности;
  • создание системы судебного управления;
  • создание прокурорского надзора;
  • разделение судов на низшие и высшие инстанции.

Итоги судебной реформы Петра I

Впервые появились отдельные учреждения, занимавшиеся только отправлением правосудия, была законодательно закреплена их строгая система, что имело большое значение для усиления центральной власти. Суд был отделен от администрации, хотя проведение реформы и происходило недостаточно последовательно. К несомненным плюсам реформы относится возникновение контролирующих органов и появление адвокатуры.

Гражданские дела, а именно вотчинные и исковые, стали рассматривать в одних судебных органах. Были созданы специальные системы правосудия: для горожан, духовенства, военных.

У судебной реформы были и серьезные минусы. Многие дела, по которым приговором была смертная казнь, полагалось передавать для проверки в высшие инстанции, что замедляло судопроизводство. Большая часть населения страны, крепостные крестьяне, в принципе были лишены возможности обратиться в суд.

Синод, созданный по требованию церкви, должен был иметь столько же власти в церковных вопросах, сколько Сенат имел в гражданских, но реализовать это не удалось. Петр I не стал урегулировать нюансы взаимоотношений двух этих инстанций на практике, в результате чего духовная власть оказалась вынуждена подчиняться светской, что послужило причиной ухудшения отношений церкви и государства.


Судебная реформа.

Судебная реформа Петра I - реформа судоустройства и судопроизводства.

Цели реформы.

-Упорядочение, централизация и усиление всей судебной системы России.

-Отделение суда от администрации, то есть провести разделение судебной и исполнительной властей.

-Необходимость пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок.

-Цель деятельности судебных органов – это не столько установление истины, сколько устрашение (например, «чтоб другим не повадно было так воровать»).

-Пресечение притеснений, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии, дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации.

-Ужесточение репрессии, усиление наказания за «процессуальные преступления»: за лжеприсягу и лжесвидетельство вводилась смертная казнь.

Начало реформы – 1719 г.

Указы Петра 1.

Указ от 21 февраля 1697 года.

  • отмена очных ставок между свидетелями или с подсудимым,
  • использование ранее известного метода - розыска.

Указ 1715 года - "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб".

  • закреплялась система судебных органов, состав суда и порядок его формирования;
  • показания свидетелей стали весомыми доказательствами вины или невиновности обвиняемого;
  • если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины;
  • весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие;
  • важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза.

Указ от 5 ноября 1723 года - закон "О форме суда".

  • суд - единственная форма судебного процесса;
  • упразднение розыска;
  • все уголовные дела заводятся в низших судах, например, в уездном суде, низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств;
  • если дело несложное, то его решали на месте, если же наказание за деяние должно быть серьезное, то дело отправляют выше, например земский суд.

Содержание военной реформы.

  • Сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • Преображенский приказ – исполнял судебные функции, рассматривая политические дела;
  • Юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • Тайной канцелярии розыскных дел;
  • гофгерихты (надворные суды) – губернские суды;
  • нижние суды – в провинциях, рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства..
  • Образование новых судебных органов: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты (суды в крупных городах -надворные суды), нижние суды.
  • Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной.
  • Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей. Осуществлять судебные функции ему помогала Канцелярии розыскных дел.
  • Генерал-прокурор и обер-прокурор подчинялись суду царя.
  • Сенат - апелляционная инстанция, дававшая разъяснения судам и разбиравшая некоторые дела. Именно Сенат судил сенаторов за должностные преступления.
  • Юстиц-коллегия – апелляционный суд по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
  • Прокуратура: генерал- прокурор Сената и прокуроры при коллегиях и надворных судах.
  • Вотчинная коллегия – суд по земельным делам.
  • Камер-коллегия – рассматривала финансовые преступления против государства.
  • апелляционные суды крупных городов
  • провинциальные суды – которые занимались уголовными гражданскими делами простого населения
  • магистрат – вёл судебные дела жителей города, которые были включены в посад.

Была сделана попытка отделить суды от администрации, но она не была завершена: создавая специальные судебные органы, Пётр 1 сохранил некоторые судебные функции за административными органами. Так, надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации.

Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

ДАТЫ.


1718 г.- учреждение Тайной канцелярии розыскных дел.

1719- учреждение надворных судов.

В 1722 году были учреждены провинциальные суды в состав этих судов вошли воеводы и заседатели (другое название – асессоры)/

  • Суд оставался феодальным, призванным в первую очередь защищать интересы феодалов как господствующего класса.
  • Отделение суда от администрации было преждевременным в феодальном государстве, поэтому административные органы продолжали выполнять судебные функции.
  • Появление большого количества лиц и органов власти, занимающихся судебной деятельностью: сам император, губернаторы, воеводы и др. Это создавало почву для злоупотреблений и необъективности.
  • Состязательность процесса, основанность наказания на конкретных статьях закона (это положительный итог).
  • Непоследовательность реформы.

ВЫВОД: судебная реформа Петра I была одной из самых неудачных.


Судебная реформа.

Судебная реформа Петра I - реформа судоустройства и судопроизводства.

Цели реформы.

-Упорядочение, централизация и усиление всей судебной системы России.

-Отделение суда от администрации, то есть провести разделение судебной и исполнительной властей.

-Необходимость пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок.

-Цель деятельности судебных органов – это не столько установление истины, сколько устрашение (например, «чтоб другим не повадно было так воровать»).

-Пресечение притеснений, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии, дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации.

-Ужесточение репрессии, усиление наказания за «процессуальные преступления»: за лжеприсягу и лжесвидетельство вводилась смертная казнь.

Начало реформы – 1719 г.

Указы Петра 1.

Указ от 21 февраля 1697 года.

  • отмена очных ставок между свидетелями или с подсудимым,
  • использование ранее известного метода - розыска.

Указ 1715 года - "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб".

  • закреплялась система судебных органов, состав суда и порядок его формирования;
  • показания свидетелей стали весомыми доказательствами вины или невиновности обвиняемого;
  • если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины;
  • весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие;
  • важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза.

Указ от 5 ноября 1723 года - закон "О форме суда".

  • суд - единственная форма судебного процесса;
  • упразднение розыска;
  • все уголовные дела заводятся в низших судах, например, в уездном суде, низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств;
  • если дело несложное, то его решали на месте, если же наказание за деяние должно быть серьезное, то дело отправляют выше, например земский суд.

Содержание военной реформы.

  • Сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • Преображенский приказ – исполнял судебные функции, рассматривая политические дела;
  • Юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • Тайной канцелярии розыскных дел;
  • гофгерихты (надворные суды) – губернские суды;
  • нижние суды – в провинциях, рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства..
  • Образование новых судебных органов: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты (суды в крупных городах -надворные суды), нижние суды.
  • Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной.
  • Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей. Осуществлять судебные функции ему помогала Канцелярии розыскных дел.
  • Генерал-прокурор и обер-прокурор подчинялись суду царя.
  • Сенат - апелляционная инстанция, дававшая разъяснения судам и разбиравшая некоторые дела. Именно Сенат судил сенаторов за должностные преступления.
  • Юстиц-коллегия – апелляционный суд по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
  • Прокуратура: генерал- прокурор Сената и прокуроры при коллегиях и надворных судах.
  • Вотчинная коллегия – суд по земельным делам.
  • Камер-коллегия – рассматривала финансовые преступления против государства.
  • апелляционные суды крупных городов
  • провинциальные суды – которые занимались уголовными гражданскими делами простого населения
  • магистрат – вёл судебные дела жителей города, которые были включены в посад.

Была сделана попытка отделить суды от администрации, но она не была завершена: создавая специальные судебные органы, Пётр 1 сохранил некоторые судебные функции за административными органами. Так, надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации.

Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

ДАТЫ.


1718 г.- учреждение Тайной канцелярии розыскных дел.

1719- учреждение надворных судов.

В 1722 году были учреждены провинциальные суды в состав этих судов вошли воеводы и заседатели (другое название – асессоры)/

  • Суд оставался феодальным, призванным в первую очередь защищать интересы феодалов как господствующего класса.
  • Отделение суда от администрации было преждевременным в феодальном государстве, поэтому административные органы продолжали выполнять судебные функции.
  • Появление большого количества лиц и органов власти, занимающихся судебной деятельностью: сам император, губернаторы, воеводы и др. Это создавало почву для злоупотреблений и необъективности.
  • Состязательность процесса, основанность наказания на конкретных статьях закона (это положительный итог).
  • Непоследовательность реформы.

ВЫВОД: судебная реформа Петра I была одной из самых неудачных.


Судебная реформа.

Судебная реформа Петра I - реформа судоустройства и судопроизводства.

Цели реформы.

-Упорядочение, централизация и усиление всей судебной системы России.

-Отделение суда от администрации, то есть провести разделение судебной и исполнительной властей.

-Необходимость пресечения всякого рода попыток нарушить установленный порядок.

-Цель деятельности судебных органов – это не столько установление истины, сколько устрашение (например, «чтоб другим не повадно было так воровать»).

-Пресечение притеснений, которые чиновничество повсеместно творило в отношении купечества и зарождавшегося в стране класса буржуазии, дать правовые гарантии купцам и промышленникам от притеснений дворянской администрации.

-Ужесточение репрессии, усиление наказания за «процессуальные преступления»: за лжеприсягу и лжесвидетельство вводилась смертная казнь.

Начало реформы – 1719 г.

Указы Петра 1.

Указ от 21 февраля 1697 года.

  • отмена очных ставок между свидетелями или с подсудимым,
  • использование ранее известного метода - розыска.

Указ 1715 года - "Краткое изображение процессов или судебных тяжеб".

  • закреплялась система судебных органов, состав суда и порядок его формирования;
  • показания свидетелей стали весомыми доказательствами вины или невиновности обвиняемого;
  • если два свидетеля расходились в показаниях, то предпочтение отдавалось более знатному свидетелю, или женщина имела меньший "вес" голоса против мужчины;
  • весомым доказательством считались заверенные письменные доказательства: расписка, запись в купчей книге и другие;
  • важным видом доказательства стала судебно-медицинская экспертиза.

Указ от 5 ноября 1723 года - закон "О форме суда".

  • суд - единственная форма судебного процесса;
  • упразднение розыска;
  • все уголовные дела заводятся в низших судах, например, в уездном суде, низшие суды выполняли роль органа по сбору доказательств;
  • если дело несложное, то его решали на месте, если же наказание за деяние должно быть серьезное, то дело отправляют выше, например земский суд.

Содержание военной реформы.

  • Сенат – высший государственный орган законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • Преображенский приказ – исполнял судебные функции, рассматривая политические дела;
  • Юстиц-коллегия – высший апелляционный суд Российской империи по уголовным и гражданским делам;
  • Тайной канцелярии розыскных дел;
  • гофгерихты (надворные суды) – губернские суды;
  • нижние суды – в провинциях, рассматривали уголовные дела в отношении дворян, решали гражданские споры между дворянами, а также важные преступления и правонарушения среди крестьянства..
  • Образование новых судебных органов: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты (суды в крупных городах -надворные суды), нижние суды.
  • Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной.
  • Во главе судебной системы стоял монарх, который решал самые важные государственные дела. Он был верховным судьей. Осуществлять судебные функции ему помогала Канцелярии розыскных дел.
  • Генерал-прокурор и обер-прокурор подчинялись суду царя.
  • Сенат - апелляционная инстанция, дававшая разъяснения судам и разбиравшая некоторые дела. Именно Сенат судил сенаторов за должностные преступления.
  • Юстиц-коллегия – апелляционный суд по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами, разбирала некоторые дела в качестве суда первой инстанции.
  • Прокуратура: генерал- прокурор Сената и прокуроры при коллегиях и надворных судах.
  • Вотчинная коллегия – суд по земельным делам.
  • Камер-коллегия – рассматривала финансовые преступления против государства.
  • апелляционные суды крупных городов
  • провинциальные суды – которые занимались уголовными гражданскими делами простого населения
  • магистрат – вёл судебные дела жителей города, которые были включены в посад.

Была сделана попытка отделить суды от администрации, но она не была завершена: создавая специальные судебные органы, Пётр 1 сохранил некоторые судебные функции за административными органами. Так, надворные и нижние суды действовали под надзором губернаторов и воевод, т. е. подчинялись администрации.

Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

ДАТЫ.


1718 г.- учреждение Тайной канцелярии розыскных дел.

1719- учреждение надворных судов.

В 1722 году были учреждены провинциальные суды в состав этих судов вошли воеводы и заседатели (другое название – асессоры)/

  • Суд оставался феодальным, призванным в первую очередь защищать интересы феодалов как господствующего класса.
  • Отделение суда от администрации было преждевременным в феодальном государстве, поэтому административные органы продолжали выполнять судебные функции.
  • Появление большого количества лиц и органов власти, занимающихся судебной деятельностью: сам император, губернаторы, воеводы и др. Это создавало почву для злоупотреблений и необъективности.
  • Состязательность процесса, основанность наказания на конкретных статьях закона (это положительный итог).
  • Непоследовательность реформы.

ВЫВОД: судебная реформа Петра I была одной из самых неудачных.

Автор статьи

Куприянов Денис Юрьевич

Куприянов Денис Юрьевич

Юрист частного права

Страница автора

Читайте также: